Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТИПОЛОГИЯ УЧАСТИЯ ЦЕРКОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ ИСПАНИИ VI-XVIII ВВ. НА ПРИМЕРЕ ОРДЕНОВ БЕНЕДИКТИНЦЕВ, АЛЬКАНТАРЫ И ИНКВИЗИЦИИ

Работа №183867

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только PDF
ВВЕДЕНИЕ4
Глава 1 Ордена и Инквизиция в испанском обществе 11
1.1 Обстоятельства и причины появления орденов и Инквизиции в
Испании, их предполагаемые функции11
1.2 Орден св. Бенедикта в испанском обществе16
1.3 Орден Алькантары в испанском обществе 21
1.4 Инквизиция в испанском обществе 24
Глава 2 Экономическая функция орденов и Инквизиции29
2.1 Орден св. Бенедикта в испанской экономике29
2.2 Орден Алькантары в испанской экономике 31
2.3 Инквизиция и экономика Испании 34
Глава 3 Участие орденов и Инквизиции в Реконкисте и испанской экспансии
38
3.1 Орден св. Бенедикта и Реконкиста38
3.2 Орден Алькантары и Реконкиста 40
3.3 Инквизиция в Новом свете и Магрибе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список источников и литературы50

Актуальность данной работы можно сформулировать следующим
образом: современная Испания приобрела свои характерные черты как
государство и общество под влиянием специфического комплекса исторических
факторов. В частности, огромное значение для испанской государственности и
идентичности играло противостояние с арабскими исламскими общностями в
ходе Реконкисты. В этом противостоянии военный, политический,
экономический, социальный аспекты теснейшим образом переплетались с
религиозным, в значительной мере эксплицировались в нем, что означало
особую значимость римско–католической церкви в становлении испанского
общества. Рассмотрение того, в чем именно заключалась эта значимость в
отношении деятельности различных церковных организаций на территории
Испании помогает понять, с одной стороны, особенности современного
испанского социума, а с другой – механизмы и потенциал влияния церковных
институтов на развитие других исторически сравнимых народов и государств, в
том числе и России.
Кроме того, в настоящее время Европа переживает весьма заметный
миграционный процесс, в рамках которого происходит, образно говоря,
«повторное Великое Переселение Народов», которое грозит «растворить»
имеющиеся культуры региона. Однако, в данном случае Римская Католическая
Церковь является силой, потенциально способной противостоять этой
тенденции, что она доказала ещѐ во времена Реконкисты, только здесь вопрос
будет выглядеть так– какими средствами она могла это сделать в своѐ время?
Данная работа и будет ответом на этот вопрос;
Объектом данного исследования является деятельность орденов св.
Бенедикта, Алькантары и испанской Инквизиции. Предметом же этой работы
5
будет значение деятельности данных организаций в политике, социуме,
экономике Испании V–XVIII вв.
Степень изученности темы предлагается охарактеризовать следующим
образом:
 Изученность деятельности ордена св. Бенедикта – недостаточная,
ввиду немногочисленности корпуса доступных источников и недостатка
конкретных (не общеописательных) исследовательских изысканий по данной
организации (что нехарактерно для организации, ныне являющейся
международной), а ведь это, вдобавок, самый первый монашеский орден,
утверждѐнный самим епископом Рима– Папой Римским. Трудами по данной
теме в своѐ время отметились Ч. Бишко, Г. Глеба и И. Гусев. Однако, этих работ
недостаточно, ибо в работах Бишко больше фокус на бытовые и
организационные вопросы ордена (без связывания с обществом), у Глебы и
Гусева идѐт общее описание деятельности ордена по всей Европе, без
рассмотрения по отдельным регионам;
 Изученность деятельности ордена Алькантары– аналогично с
предыдущим пунктом, однако, в данном случае причиной подобного положения
вещей в плане изученности служит более локальный характер и
непродолжительность деятельности этого ордена– третьего из виднейших
духовно–рыцарских орденов на Пиренейском полуострове (исключая
иоаннитов и тамплиеров). По этой теме отметились труды К. де Аялы
Мартинеса, М. Кесады и Л. Валя, отличительной чертой которых является
превалирование статистики над аналитикой;
 Изученность деятельности Инквизиции– высока, благо феномен
Испанской Инквизиции и поныне привлекает внимание как учѐных, так и
заинтересованных в эксплуатации «кровавого» образа Инквизиции лиц от
разных индустрий (кинематограф, индустрия видеоигр, публицистика и иные),
и это играет нам на руку, позволяя сосредоточиться не на простом изучении
6
этого института как явления, но на изучении его в контексте взаимодействия с
предыдущими двумя организациями и средневековым испанским обществом.
Основными авторами по данной теме являются Х. Перес, Х. Роулингс и Ф.
Родриго.
Целью данного исследования является выявление и типологизация роли
различных католических организаций в развитии Испании V–XVIII вв. на
примере орденов св. Бенедикта, Алькантары и Инквизиции. Данные церковные
организации выбраны как характерные представители распространенных в
средние века институций римско–католической церкви – монашеских орденов,
рыцарских орденов и специальных органов для борьбы с ересью. Для
достижения указанной цели предполагается выполнить следующие задачи:
1) Определить социальные функции рассматриваемых организаций;
2) Определить экономическую роль этих организаций;
3) Определить их вес в политической и военной сфере.
4) Сформулировать типологию роли данных организаций в развитии
Испании.
Территориальные и хронологические рамки данного исследования
затрагивают территорию Испании в период V–XVIII вв., который можно
разбить на три малых периода, каждый из которых охарактеризован пиком
деятельности рассматриваемых организаций, а именно:
 V-XIIвв.– орден святого Бенедикта;
 XII-XVвв.– орден Алькантары;
 XV-XVIIIвв.– Инквизиция.
Методы исследования.
В качестве метода исследования, кроме общенаучных методов,
предполагается использование историко–генетического метода, поскольку он
необходим для анализа происхождения и эволюции рассматриваемых
организаций в историческом контексте. Также здесь будет использоваться
7
структурно–функциональный метод, ибо для достижения поставленной цели
необходимо будет узреть, как функционировали выбранные организации в
структуре испанского общества и установить, было ли их функционирование
заметно для этого общества. Метод типологизации использован для создания на
основании полученных выводов типологии значения церковных организаций
разного вида в развитии Испании.
Источниковая база и историография.
В случае с Инквизицией стоит иметь в виду, что вся источниковая база по
испанской Инквизиции представляется в виде историографических
исследований и архивных дел, до которых ныне трудно дотянуться ввиду
текущей эпидемиологической и политической ситуации. Основными же
образцами историографии по Инквизиции являются труды таких авторов как:
Хелен Роулингс («Испанская Инквизиция», 2006), Хосе Перес («Хроника
Инквизиции в Испании», 2005; «Краткая история Инквизиции в Испании»,
2009; «Испанская Инквизиция: чѐрная хроника Святой Инквизиции», 2005) и
Франциско Хавьер Родриго («Истинная история Инквизиции» в трѐх томах,
1877). Авторы, в основном, зарубежные и большинство из них испанского
происхождения. Качественная разница проявляется в том, что в работах
испанских авторов предоставляется больше статистических данных, в то время
как у их зарубежных коллег упор идѐт больше на аналитику. Стоит добавить,
что всю историографию испанской Инквизиции можно разделить на «до 1975»
и «после 1975», по году смерти Франсиско Франко, после которой были
открыты инквизиционные архивы, позволившие развенчать доминировавшую
до 1975-го так называемую «Чѐрную Легенду», которая сложилась к 1912 году
из-за отсутствия достоверных сведений о деятельности Инквизиции. Ярким
представителем периода «до 1975» является Франциско Хавьер Родриго, со
своей «Истинной историей Инквизиции», которая характеризуется обличительным повествованием о деяниях инквизиторов, которому лишь немного не хватает до «миллиард сожжѐнных лично Торквемадой»...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подытоживая всѐ вышесказанное, можно с уверенностью вывести
следующие результаты деятельности рассматриваемых здесь организаций:
Орден св. Бенедикта– последователи этого ордена внесли чрезвычайно
большой вклад в процесс формирования современной Испании, не только
оставив после себя памятники архитектуры в виде монастырей, полученных во
время Реконкисты, некоторые из которых ныне служат как туристические
места, а некоторые как гостиницы:
1. В общественном плане, благодаря их стараниям католичество легло
в основу формирования современного испанского общества.
Именно ученики Бенедикта Нурсийского стали первыми
миссионерами, принѐсшими на Пиренейский полуостров
католицизм, конфессию, которой до сих пор придерживаются
страны этого региона.
2. В политическом плане, именно с их участия Папская Курия
получила серьѐзного союзника, в котором она почти всегда
находила поддержку, и может статься, что нахождение именно
Испании (как незыблемого бастиона католичества) за спиной Пап
Римских сподвигло их на проведение Контрреформации.
3. В экономическом плане, за счѐт хозяйственной деятельности ордена
в области животноводства (а именно– овцеводства), экономика
Испании смогла позволить себе в период Нового Времени раньше
своих соседей по южноевропейскому региону включиться в процесс
индустриализации.
47
Орден Алькантары– деятельность этого духовно–рыцарского
объединения хоть и носила вторичный характер, относительно более старших
орденов, но от этого не менее аналогичный:
1. В общественном плане, орден действовал как средство социальной
мобильности (до определѐнного момента), позволяя через военную
деятельность и членство в уважаемой корпорации достигать
признания в обществе (или хотя бы не бедствовать в нѐм);
2. В политическом плане, как верный вассал Короны, орден
способствовал политической стабильности и консолидации страны
посредством поддержки правящих королей;
3. В экономическом смысле, орден был самодостаточной
хозяйственной единицей, которая не тяготила своей деятельностью
экономику страны, а после инкорпорации ещѐ и добавившая ей
экономических мощностей за счѐт своего хозяйства;
4. В военном плане, орден достаточно успешно занимался защитой
юго–западных границ Кастилии, практически не участвуя в
решающих битвах Реконкисты и не инициируя наступательные
кампании. Однако, как раз своей функцией охраны тыла (роскошь,
которая в средневековое военное время многого стоила) орден
удостоился права войти в тройку самых известных и упоминаемых
региональных орденов (наравне с орденами Сантьяго и Калатравы).
Так же, орден (вместе с другими) подготовил кадры, что после
Реконкисты будут отправлены на Конкисту Нового Света, правда,
уже без орденских знаков различия.
Инквизиция– в рамках данной работы, этот институт можно
рассматривать как достойное по своей эффективности продолжение начинаний
бенедиктинского ордена, которому было суждено удержать Испанию в лоне
Римской Католической Церкви:
48
1. В общественном плане, Инквизиция внесла консолидирующий
вклад в формирование современного испанского общества, сделав
его моноконфессиональным и почти моноэтничным,
поспособствовав изгнанию и ассимиляции чуждых испанцам
берберов, арабов, мавров и части евреев;
2. В политическом плане, Инквизиция продолжила дело
бенедиктинцев по закреплению связей между испанской Короной и
Святым Престолом;
3. В экономическом плане, Инквизиция оказалась неспособной помочь
государству в его экономическом развитии, своими действиями
скорее навредив ему ради достижения ранее упомянутых
моноконфессиональности и единства этничности.
Сложив вместе все эти выводы, считается возможным подвести
рассмотренные организации к следующей типологической характеристике:
1. Орден св. Бенедикта– в сумме результатов своей деятельности, этот
орден стоит отнести к организациям общественно–экономического
характера, ибо в таком ключе орден повлиял на Испанию больше
всего. Здесь, под определением «общественно–экономический»
следует понимать деятельность, в рамках которой, организация
взаимодействует с социумом больше как институт взаимодействия с
людьми (на всех уровнях– в школах, госпиталях, церквях, дворах
аристократии), также как и участник бартерных и товарно–
денежных отношений (особенно в сфере сельского хозяйства);
2. Орден Алькантары– в сумме результатов своей деятельности, этот
орден стоит отнести к организациям военно–стратегического
характера второго плана, ибо всерьѐз отметиться на просторах
непростого военно–политического процесса (или в других сферах)
этот орден, в отличие от старших коллег, не сумел. Здесь, под определением «военно–стратегический» следует понимать
деятельность, в рамках которой, организация взаимодействует с
социумом больше как институт военный– формирование и воплощение тактики и стратегии действий, решение вопросов
логистики и набора кадров;
3. Инквизиция– в сумме результатов своей деятельности, этот институт стоит отнести в разряд культурно–общественных организаций, где Инквизиция достигла наибольшего успеха и снискала максимальную славу. Здесь, под определением
«культурно–общественный» следует понимать деятельность, в рамках которой, организация взаимодействует с социумом больше
как институт религиозно–идеологической коррекции (потому и культурный), которой надо подвергнуть народные массы (потому и
общественный).
Учитывая всѐ вышесказанное, предлагается считать, что данная работа справилась со своими задачами и поэтому успешно достигла поставленной цели.


1. Antonio de Yepes. Cronica General de la Orden de San Benito. Мадрид,
1959. С. 464;
2. Francisco de Rades y Andrada. Historia de las tres Ordenes Militares y
Cauallerias de Santiago, Calatraua y Alcantara. Толедо, 1572. С. 478;
3. Francisco Caro de Torres. Historia de las Ordenes Militares de Santiago,
Calatraua y Alcantara desde su fundacion hasta el Rey Don Filipe Secundo
administrador perpetuo de ellas. Мадрид, 1629. С. 542;
4. Alonso de Torres y Tapia. Cronica de la orden de Alcantara. Мадрид, 1763.
С. 688;
5. Francisco Javier G. Rodrigo. Historia verdadera de la Inquisicion. Том I–III,
Мадрид, 1877. С. 502, 554, 586;
6. Eduardo de Mariategui. Cronica de la provincia de Toledo. Мадрид, 1866.
С. 354;
7.Juan Perez de Guzman. Cronica de la provincia de Caseres. Мадрид, 1870.
С. 313;
8. Jose de Hosta. Cronica de la provincia de Ciudad Real. Мадрид, 1866. С.
114;
9. Visente Boix. Cronica de la provincia de Alicante. Мадрид, 1868. С. 78;
10. Compilacion de las Instrucciones del Oficio de la Santa Inquisicion.
Мадрид, 1667. С. 109;
11. Charles Julian Bishko. Spanish and Portugese Monastic History 600-1300//
Vol. 1-7, Толедо, 2007. С. 224;
12. Thomas E. Woods. How Catholic Church Built Western Civilization.
Вашингтон, 2005. С. 288;
51
13. Вера и церковь в средние века и ранее новое время (Западная Европа и
Византия): Тезисы докладов Всероссийской конференции студентов,
аспирантов и молодых учѐных// отв. ред. А.А. Талызина, М., 2005. С. 113;
14. Карсавин Л. П. Монашество в Средние Века. М., Ломоносовъ, 2012. С.
194;
15. Рюкуа А. Средневековая Испания. М., Вече, 2006. С. 402;...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ