СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Исследование грамматики с точки зрения теории воплощенного познания 5
1.1 Положения теории воплощенного познания и изучение перцептивной
семантики лексических единиц 5
1.2 Формальные показатели как выражение грамматической и лексической
семантики 8
Глава 2. Проведение психолингвистического эксперимента 12
2.1 Формулирование гипотезы и создание дизайна исследования 12
2.3 Классификация семантических сдвигов 17
2.4 Способы представления психолингвистической информации 24
Глава 3. Создание психолингвистической базы данных 28
3.1 Применение баз данных в лингвистических исследованиях 28
3.3 Базы данных как способ представления (психо)лингвистических стимулов
и информации о них 31
3.4 Сравнительный анализ СУБД 34
3.5 Создание БД на основе результатов данного исследования 36
Глава 4. Статистический анализ взаимосвязи перцептивной семантики и морфологического состава глаголов 42
4.1 Статистическая обработка собранных данных 42
4.2 Подготовка данных для анализа и его результаты 45
4.3 Интерпретация результатов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение 1. База данных психолингвистических стимулов 58
Приложение 2. Текст формы согласия участника эксперимента 69
Приложение 3. Анкета с персональными данными участника эксперимента 71
Приложение 4. Текст инструкции 72
Приложение 5. Образец заполненной анкеты 73
Долгое время считалось, что мышление — абстрактная сущность, не имеющая физического воплощения и, соответственно, практически не поддающаяся анализу. С приходом когнитивной лингвистики взгляд на природу мышления кардинально изменился. С конца двадцатого века исследователи изучают связь языка, мышления и телесного опыта человека. Популярным стало такое междисциплинарное направление, как психолингвистика, экспериментально изучающее язык и когнитивные процессы. Составление баз данных, отображающих психолингвистические характеристики слов, является одним из новейших и перспективных направлений в лингвистике. В ходе нашего исследования создается психолингвистическая база данных на материале глаголов, которая отражает перцептивную семантику единиц, а также проводится анализ собранных данных на предмет выявления влияния формальных показателей на выраженность перцептивной семантики.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется двумя аспектами:
во-первых, хотя на сегодняшний день существуют различные лингвистические и психолингвистические базы данных на материале русского языка, внимание, в основном, уделяется только существительным. В нашем же исследовании материалом являются глаголы;
во-вторых, актуальность данной работы заключается в том, что изучается связь восприятия носителем языка семантики слова с его формальными показателями. Обнаружение тесной связи между грамматикой и восприятием семантики находится в центре внимания многих исследователей на сегодняшний день.
Объектом нашего исследования является перцептивный компонент семантики глаголов.
Предмет — обработка носителями языка перцептивной семантики и влияние на нее формальных показателей глаголов.
Таким образом, цель данного исследования — выявить влияние формальных показателей единиц на выраженность перцептивной семантики.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. выделить морфологические признаки глаголов, которые могут оказать влияние на выраженность перцептивного компонента в общем значении;
2. отобрать лингвистические стимулы;
3. провести опрос носителей языка для выявления оценки выраженности перцептивной семантики глаголов;
4. создать веб-приложение с полученной базой данных;
5. провести статистическую обработку данных для выявления связи между формальными показателями и оценкой выраженности перцептивной семантики;
6. интерпретировать полученные результаты.
Для отбора стимулов был использован онлайн-ресурс Национальный корпус русского языка rhttp://www.ruscorpora.ru/], морфологические свойства стимулов описывались с опорой на описательную и нормативную грамматику русского языка «Русская грамматика» [Шведова 1980]. Оценки собирались с помощью анкетирования респондентов в возрасте от 17 до 30 лет.
На первом этапе данного исследования при сборе материала использовался метод целенаправленной выборки. Собранный материал оформлялся в виде базы данных. На втором этапе использовался такой прием антропоцентрического метода, как анкетирование, а также методика семантического дифференциала. На этапе обработки данных использовался метод статистической обработки.
Практическая значимость проекта заключается в том, что созданная психолингвистическая база данных может использоваться для дальнейших исследований по взаимодействию семантики и формальных показателей глаголов. База данных будет находиться в открытом доступе для научного общества.
Теоретическая значимость заключается во вкладе в разработку проблем соотношения грамматической семантики и аспектами субъективного восприятия лексических единиц носителями языка.
В первой главе работы рассматриваются положения теории воплощенного познания, описываются основные категории глагола и способы их формального выражения. Во второй главе формируется дизайн исследования и описывается его проведение. В третьей главе работы рассматриваются типы баз данных и способы их представления, а также описывается созданное для полученной по итогам эксперимента базы данных веб-приложение. В четвертой главе проводится статистический анализ и описываются полученные результаты.
В ходе данного исследования была создана психолингвистическая база данных, отражающая перцептивный компонент в семантике русских глаголов. В качестве материала для базы данных были отобраны глаголы, удовлетворяющие следующим характеристикам:
1. принадлежность к одной из семантических групп (движение; состояние и изменение состояния; воздействие на объекты; ментальная деятельность; звук, свет; перцепция, речь; обладание; физиология; положение и контакт) для группировки единиц и облегчения поиска по базе данных;
2. вхождение в словообразовательную цепочку (глагол несовершенного вида — глагол совершенного вида, образованный с помощью приставки — глагол несовершенного вида, образованный от глагола СВ с помощью суффикса - возвратный глагол) для последующего статистического анализа.
Всего было выделено 524 глагола, которые составили 131 цепочку.
Для данных глаголов были собраны субъективные оценки, отражающие, насколько единицы связаны с пятью чувствами восприятия (зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием). Для этого был проведен психолингвистический эксперимент в виде анкетирования, в ходе которого участники оценивали степень связности слов с чувствами восприятия по шкале Ликрета от 1 до 7. Полученные оценки были обработаны, усреднены и оформлены в полноценную психолингвистическую базу данных. База данных отражает следующие характеристики единиц:
1. усредненные оценки по 5 психолингвистическим шкалам;
2. принадлежность к одной из 9 лексико-семантических групп;
3. грамматические характеристики (значения категорий вида и возвратности).
Для полученной базы данных было создано веб-приложение, размещенное по адресу www.verbsbd.cognitio.tsu.ru. С помощью веб-приложения можно совершить подбор стимулов по заданным характеристикам. Результат поиска выводится в виде таблицы, которую можно загрузить на компьютер. Таблица содержит не только список отобранных стимулов, но и все доступные характеристики.
Последним этапом исследования было проведение статистического анализа с целью выявить наличие влияния формальных показателей и их семантики на выраженность перцептивного компонента в значении единицы. Проведенный анализ показал, что наиболее простые с формальной точки зрения глаголы (без словообразовательных приставок, суффиксов, постфиксов) в основном оцениваются выше по шкале связности с чувствами восприятия по сравнению с формально нагруженными глаголами. Также, отмечена тенденция корелляции между степенью различия оценок между глаголами и степенью модификации семантики глагола при словообразовании (ср. делать — сделать (различие оценок невелико) и копать — копаться (различие оценок выше)).
Таким образом, можно сделать вывод, что на выраженность перцептивного компонента влияет как наличие формального показателя (глаголы с приставками, суффиксами и постфиксами оцениваются ниже), так и характер семантического преобразования при присоединении данного показателя (чем сильнее преобразование, тем сильнее различаются оценки). Данное предположение нуждается в дальнейших исследованиях и проверках, которые могут быть проведены с использованием материала созданной нами и находящейся в открытом доступе базы данных.
1. Акинина Ю.С. Визуальная сложность психолингвистических стимулов: данные баз «Глагол и действие» и «Существительное и объект». - Когнитивная наука в Москве: новые исследования, М.: Буки Веди, 2015 - С. 16-21;
2. Акинина Ю.С., Искра Е.В., Иванова М.В., Грабовская М.А., Исаев Д.Ю., Коркина И.Д., Малютина С.А., Сергеева Н.Ю. Библиотека стимулов «Существительное и объект»: нормирование психолингвистических параметров. // В кн.: Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23-27 июня 2014 г. / Под общ. ред.: Б. Величковский, В. Рубцов, Д. Ушаков. Вып. 6. Калининград : [б.и.], 2014 - C. 112-114;
3. Алексеева С. В., Слюсарь Н. А. Орфографические соседи в русском языке: база данных и эксперимент, направленный на изучение морфологической декомпозиции. - Вопросы психолингвистики, 32(2), 2017 - C. 12-27;
4. Алексеева С. В., Слюсарь Н. А., Чернова Д. А. Stimul Stat: база данных, охватывающая различные характеристики слов русского языка, важные для лингвистических и психологических исследований. - Материалы международной конференции по компьютерной лингвистике и интеллектуальным технологиям "Диалог 2015", 2015;
5. Арутюнова, Н. Д., Шатуновский, И.Б. Логический анализ языка: Языки динамического мира. Дубна: Международный ун -т природы, общества и человека, 1999;
6. Бондарко А.В. К вопросу о перцептивности. - Сокровенные смыслы. Слово. Текст. Культура. Языки славянской культуры, 2004 - С. 276-282;
7. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики. На материале русского языка. - Языки славянской культуры, 2002;
8. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. - М.: Высшая школа, 1981;
9. Гржибовский, А.М. Типы данных, проверка распределения и описательная статистика // Практикум «Экология человека». - Дрофа, 2008 - С. 52-58;
10. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных. - М.: Вильямс, 2001;
11. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике. - М.: Академия, 2004;
12. Колбенева М.Г., Александров Ю.И. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка: Лингво-психологический словарь. - М.: Языки славянских культур, 2010;
13. Лейкина Б.М. К проблеме соотношения залога и коммуникативного членения // Проблемы теории грамматического залога. Л., 1978;
14. Марченко О.П. Психолингвистическая база данных для семантических категорий // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - «Институт психологии РАН», 2010 - С. 404-408;
15. Мишанкина Н.А. Базы данных в лингвистических исследованиях // Вопросы лексикографии. № 1 (3). Томск, 2013;...52