Аннотация 2
Введение 3
1 Цифровой маркетинг в построении современной бизнес-концепции компании 6
1.1 Цифровой бизнес и цифровые бизнес-модели как предпосылки развития цифрового
маркетинга 6
1.2 Характеристика и особенности цифрового маркетинга 11
1.3 Элементы комплекса цифрового маркетинга 15
2 Внедрение комплекса цифрового маркетинга в компании 22
2.1 Этапы внедрения комплекса цифрового маркетинга 22
2.2 Сравнительный анализ внедрения цифрового маркетинга в России и за рубежом 28
3 Внедрение комплекса цифрового маркетинга в компанию MAGGIO GROUP 33
3.1 Характеристика компании MAGGIO GROUP и комплекса цифрового маркетинга 33
3.2 Посадочная страница сайта и комплексное продвижение сайта в сети Интернет 44
3.3 Разработка медиастратегии для продвижения компании MAGGIO GROUP 49
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Приложение А Контент-план для MAGGIO 64
Интернет ежедневно становится неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Так, по данным Digital 2020, в России количество интернет-пользователей составило 118 миллионов (81% россиян), каждый из которых в среднем сидит в Интернете по 7 часов 17 минут каждый день [6]. И с каждым годом данные показатели только растут. Интернет-технологии, которые раньше, казалось бы, вовсе не были интересны бизнесу и компаниям, сейчас набирают большие обороты и становятся важной, а может даже одной из основных элементов развития современного бизнеса.
Многие покупатели стали искать товары и услуги именно в сети интернет. Попробовав один раз и узнав, что здесь можно выгодно и эффективно как покупать, так и продавать товары и услуги и развивать свой бизнес намного быстрее, количество покупателей и продавцов в сети увеличилось в несколько раз. Физический формат магазинов во многом отходит на второй план, становясь не таким востребованным, как это было ранее. Благодаря этим неизбежным привычкам, продающие компании и бизнесы не стоят на месте и идут в ногу с покупателями, внедряясь и развиваясь через социальные сети. По данным Ассоциации компаний интернет- торговли (АКИТ) объём российского рынка интернет-торговли в 2022 году вырос более чем на 30% и достиг 5,17 трлн рублей [11].
С каждым днём количество компаний, продающих в сети интернет, лишь растёт, как и количество товаров. Перед покупателями встаёт большой спектр выбора, а у компаний огромное количество конкурентов со схожей продукцией и услугами, что приводит к мысли о создании комплексного подхода для продвижения. Учитывая современные технологии и инструменты, становится понятно, что в данном вопросе актуален именно цифровой маркетинг, который позволяет создавать новые способы продвижения товаров.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что разработка комплекса цифрового маркетинга в нынешних реалиях становится одним из основных направлений деятельности предприятий. Именно грамотно продуманный комплекс маркетинга обеспечивает коммерческий успех бизнесу и позволяет ему достичь максимальной рентабельности, увеличить объём продаж и, немаловажно, выстроить доверительные отношений с клиентами.
Степень разработанности темы. Теоретической основой работы послужили труды исследователей в области комплекса продвижения компании в цифровой среде и цифрового маркетинга (С.В. Карпова, Е.Н. Голубкова, Д. Чаффи, К. Смит, П. Малик). Значимый вклад в разработку комплекса цифрового маркетинга и этапов его внедрения был сделан зарубежными учёными: Д. Чаффи, А. Гэвер, Н. Борден, П. Тиммерс и др. Среди российский учёных можно выделить исследования в области цифрового маркетинга, таких как В. Карасева, Л.В. Лапицкая, Т.П. Данько, И.Л. Гришин.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса цифрового маркетинга для компании MAGGIO GROUP.
В связи с поставленной целью необходимо решать ряд задач:
1. Исследовать предпосылки развития цифрового маркетинга.
2. Проанализировать и дать характеристику особенностей цифрового маркетинга.
3. Проанализировать основные элементы комплекса цифрового маркетинга.
4. Разработать этапы внедрения комплекса цифрового маркетинга и проанализировать лучшие практики.
5. Проанализировать комплекс цифрового маркетинга, направления совершенствования и развития компании MAGGIO GROUP.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является маркетинговая деятельность компании MAGGIO GROUP в цифровой среде.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является комплекс цифрового маркетинга.
Методами исследования работы являются анализ и синтез, обобщение, сравнение и анализ лучших практик.
В рамках выпускной работы комплекс цифрового маркетинга будет рассматриваться на примере компании MAGGIO GROUP, которая функционирует с 2016 года и является российским брендом элегантной дизайнерской одежды для женщин. На данный момент компания имеет физические магазины в 5 городах России: Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово, Томск. Помимо этого, бренд активно продвигает свои социальные сети и сайт, через который также можно совершить онлайн-покупку и товар доставят по всей России.
Информационную базу исследования составили маркетинговые отчёты компании MAGGIO GROUP, информация и исследования по теме выпускной квалификационной работе из глобальной информационной сети Интернет, имеющиеся в свободном доступе.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанных рекомендаций по совершенствованию комплекса цифрового маркетинга компанией в современных российских условиях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении описана актуальность выпускной квалификационной работы, цели и задачи, объект, предмет и методы исследования, описана практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты цифрового маркетинга, предпосылки его развития через появление цифровых бизнес-моделей и цифрового бизнеса. Даётся характеристика и особенности цифрового маркетинга, а также элементы, из которых он состоит.
Во второй главе рассмотрены этапы внедрения цифрового маркетинга и проведён анализ лучших практик в российских и зарубежных компаниях.
В третьей главе рассмотрена деятельность компании MAGGIO GROUP, проанализирован посадочный сайт бренда, разработана медиа стратегия и изложены рекомендации по совершенствованию комплекса цифрового маркетинга.
В заключении представлены выводы о проделанной работе и достижении поставленных ранее задач и цели выпускной квалификационной работы, а также подтверждение актуальности темы исследования.
Подводя итоги, можно сказать, что продвижение компании в цифровой среде значительно отличается от продвижения в офлайн-среде. В условиях стремительного роста количества пользователей Интернета появляется спрос на развитие онлайн-магазинов и активное ведение цифровых площадок брендами, а требования брендов к внедрению и продвижению товаров в цифровой среде лишь возрастают. Цифровая среда всё больше внедряется в жизни современных потребителей, и это способствует появлению новых инструментов в каждом из элементов цифрового маркетинга.
На сегодняшний день для компаний особенно важно понимать, какой комплекс цифрового маркетинга, элементы и его инструменты будут применены и поспособствуют наибольшей эффективности маркетинговой кампании. Для компании MAGGIO GROUP таким элементами стали: Promotion (продвижение), Content (контент), Information (информация) и PR (связи с общественностью).
При использовании инструментов цифрового маркетинга необходимо учитывать его основные особенности, такие как: высокая интерактивность, проявляющаяся в простой и быстрой обратной связи с аудиторией, измеримость и отслеживание любых действий пользователей, возможность индивидуализации рекламных сообщений и продуктов под отдельные сегменты интернет-аудитории.
В ходе данного исследовании был разработан комплекс цифрового маркетинга и этапы его внедрения в цифровую среду компании. Были обозначены основные инструменты цифрового маркетинга, которые являются важнейшими составляющими маркетинговых коммуникаций. Применение цифрового маркетинга достигается за счет использования различных инструментов. Каждый инструмент решает свои задачи. Определены основные тенденции развития цифрового маркетинга, следование которым позволит компаниям сохранить и увеличить свои конкурентные преимущества.
Основным итогом работы является разработка плана совершенствования и использования инструментов комплекса цифрового маркетинга для бренда MAGGIO GROUP. На основе предложенных в работе рекомендаций и разработки комплекса цифрового маркетинга и его инструментов бренд MAGGIO GROUP сможет улучшить результаты маркетинговых кампаний в цифровой среде, что поспособствует повышению конкурентоспособности компании, привлечению новых клиентов и соответственно увеличению её доходов.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы, которая заключалась в разработке комплекса цифрового маркетинга для компании MAGGIO GROUP, были решены следующие задачи:
1. Исследовать предпосылки развития цифрового маркетинга;
2. Проанализировать и дать характеристику особенностей цифрового маркетинга;
3. Проанализировать основные элементы комплекса цифрового маркетинга;
4. Разработать этапы внедрения комплекса цифрового маркетинга и проанализировать лучшие практики;
5. Проанализировать комплекс цифрового маркетинга, направления совершенствования и развития компании MAGGIO GROUP.
Таким образом, подводя итоги проведённой работы, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в комплексе цифрового маркетинга бренда MAGGIO GROUP присутствуют некие пробелы и упущения, на которые стоит обратить внимание в дальнейшей работе, чтобы сделать бренд в сети более привлекательным для потенциальных клиентов. Исходя из всех вышеперечисленных аспектов и проблем, были даны следующие рекомендации:
1. Активное ведение и обновление основных социальных сетей бренда (ВКонтакте и Одноклассники) и создание «визитных карточек» в социальных сетях, которые используются брендом реже (2ГИС, Яндекс.Карты, Google Maps).
2. Проведение тематических и сезонных фотосессий для обновления социальных сетей и запуска рекламных кампаний на цифровых площадках.
3. Коллаборации и интеграции с местными известными брендами в рамках фотосессии или рекламной кампании.
4. Внесение изменений на сайт для улучшения качества представленного контента и лучше взаимодействия с пользователями.
5. Грамотное использование данных клиентов для создания новых каналов взаимодействия и продвижения товаров (рассылки в WhatsApp).
Все вышеприведённые рекомендации позволят бренду улучшить свою маркетинговую деятельность в сети, стать более удобными для клиентов, увеличить число потенциальных покупателей и в дальнейшем увеличить доходы.
1. Федеральный закон «О защите прав потребителей»: федер. закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) // Консультант Плюс: справ. правовая систему. - Версия Проф.
- М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (02.04.2023г.).
2. Федеральный закон «О рекламе»: федер. закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ // Консультант
Плюс: справ. правовая систему. - Версия Проф. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (02.04.2023г.).
3. Федеральный закон «О средствах массовой информации»: федер. закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. от 29.12.2022) // Консультант Плюс: справ. правовая систему. - Версия Проф.
- М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (02.04.2023г.).
4. Федеральный закон «О техническом регулировании»: федер. закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ // Консультант Плюс: справ. правовая систему. - Версия Проф. - М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (02.04.2023г.).
5. Международный кодекс рекламной деятельности (Кодекс МТП) // Консультант Плюс:
справ. правовая систему. - Версия Проф. - М., 2023. - URL:
http://www.consultant.ru/law/podborki/mezhdunarodnyj_kodeks_reklamnoj_praktiki/ (02.04.2023г.).
6. Вся статистика Интернета на 2020 года - цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] // WebCanape. - Электрон. дан. - 2020. - URL: https://www.web- canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (Дата обращения: 02.04.2023г.).
7. Голубкова Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум
для академического бакалавриата / Е.Н. Голубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт., 2022. - С. 363. - URL:
https://urait.ru/book/integrirovannyemarketingovye-kommunikacii-489088 (Дата обращения: 20.04.2023г.).
8. Гришин И.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности / И.Л.
Гришин, Е.Е. Панфилова. ФОРУМ: ИНФРА-М. - 2005. - С. 8-9. (Дата обращения:
03.04.2023г.).
9. Данько Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т.П. Данько. - Москва: ИНФРА-М., 2013. - С. 416. - ISBN 978-5-222-20250-0. (Дата обращения: 20.04.2023г.).
10. Диджитал-маркетинг (цифровой маркетинг) [Электронный ресурс] // Unisender. - Электрон.дан. - 2022. - URL: www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-digital-marketing/ (Дата обращения: 07.04.2023г.).
11. Интернет-торговля, рынок России [Электронный ресурс] // Tadviser. - Электрон.дан. - 2023. - URL: https://clck.ru/33iDrp (Дата обращения: 02.04.2023г.).
12. Карасева В. Комплекс маркетинга в Интернет-бизнесе // Маркетинг. - 2008. - № 2 (99). - С. 117-124. (Дата обращения: 09.04.2023г.).
13. Карпова С.В. Показатель отказов в Я.Метрике и G.Analytics // Calltouch Blog. - [Б. м.],
2022. - URL: https://blog.calltouch.ru/pokazatel-otkazov-v-yandeks-metrike-i-google-analytics/
(Дата обращения: 02.04.2023г.).
14. Комплекс маркетинга [Электронный ресурс] // SendPulse. - Электрон.дан. - 2023. URL: https://sendpulse.com/ru/support/glossary/marketing-mix (Дата обращения: 07.04.2023г.).
15. Лапицкая Л. В. Конкурентный анализ и маркетинговое исследование: соотношение понятий и аналитических процедур проведения / Л.В. Лапицкая // Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - №2. (Дата обращения: 20.04.2023 г.)...51