Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Бизнес-планирование как инструмент эффективного менеджмента (на примере ООО «Алтын-Ай»)

Работа №183851

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы127
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Анализ теоретических аспектов предпринимательской деятельности в сфере
туризма 7
1.1 Особенности предпринимательской деятельности в сфере туризма 7
1.2 Система классификации туристских и иных средств размещения 11
1.3 Бизнес-планирование в сфере туризма в условиях экономического кризиса 17
2 Характеристика состояния туристского рынка Республики Алтай и анализ
коммерческой деятельности ООО «Алтын-Ай» 33
2.1 Характеристика состояния туристского рынка Республики Алтай, тенденций и
направлений его развития 33
2.2 Анализ деятельности и конкурентных позиций на туристском рынке ООО
«Алтын-Ай» 44
2.3 Выбор потенциальных направлений развития ООО «Алтын-Ай» на рынке
туристских услуг Республики Алтай, ресурсное и организационное обоснование их реализации 60
3. Финансово-экономическое обоснование реализации проекта бизнес-плана по развитию туристкой базы «Алтаир» (ООО «Алтын-Ай») 77
3.1 Обоснование объемов и источников инвестиций, привлекаемых для развития
ООО «Алтын-Ай» 77
3.2 Расчет коммерческой эффективности инвестиций в развитие ООО «Алтын-Ай» 82
3.3 Оценка позиций ООО «Алтын-Ай» с учетом реализации выбранных
направлений развития 94
Заключение 101
Список использованных источников и литературы 106
Приложения 110


Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что туризм, одна из быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, сегодня становится одним из ведущих секторов экономики России и рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль.
На долю туризма приходится около 10% мирового валового продукта и потребительских расходов, до 30 % торговли услугами и около 7% мировых
капиталовложений. Туризм является 3-й по доходности отраслью мировой экономики. В 1999 году в мире было совершено свыше 664 млн. международных туристских поездок, а доходы от туризма достигли порядка 455 млрд. долларов в год . По данным, предоставленным Всемирной туристской организации (UNWTO), за 9 месяцев 2016 года число международных турпоездок составило 956 млн., что на 34 млн. больше, чем в тот же период 2015 года (рост составил4%) .
Однако, в настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится менее 1% мирового туристского потока. Это действительно низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах с традиционно высокой туристской посещаемостью.
«Мы полагаем, что путем увеличения государственных и привлечения частных инвестиций в туристическую инфраструктуру, правильного позиционирования страны как комфортного для отдыха направления, эту цифру реально увеличить в несколько раз» , — резюмировал Олег Петрович Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризмув ходе III Архангельского международного туристского форума.
В этой связи перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы бизнес-планирования и менеджмента в целом, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации,
занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.
По нашему мнению, ключевым звеном в решении проблем отрасли туризма, отправной точкой её развития является переход предприятий, занимающихся туристской деятельностью, на эффективную систему управления - менеджмент.
Сегодня необходимо определиться со стратегическими целями развития, принципами, методами и технологиями управления предприятиями туристской индустрии. Необходимость отхода от однотипных стандартизированных решений, внедрение инновационных подходов в управлении предприятий актуализирует исследование проблем становления менеджмента на предприятиях туристской индустрии, а в частности стратегического бизнес-планирования, которое представляет собой систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив. Бизнес-план - один из ключевых инструментов эффективного менеджмента, он описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего положения предприятия, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Ценность бизнес-плана, как инструмента менеджмента, определяется тем, что он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции; содержит ориентир, как должен развиваться проект (или предприятие в целом);служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов в случае её необходимости. Также, следует отметить, что особого внимания вопр осы, связанные с процессами становления менеджмента в целом, а в частности бизнес - планированием, заслуживают в условиях кризисных явлений в современной экономике.
Все это обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы, а также определяет его теоретическую и практическую значимость.
Объектом исследования является процесс разработки и реализации бизнес- планирования по развитию на предприятияхиндустрии туризма.
Предмет исследования составляет осуществление и анализ процесса разработки и реализации бизнес-плана по развитиютуристской базы, на примере Общества с ограниченной ответственностью «Алтын-Ай».
Целью данногоисследования является исследование сущности бизнес- планирования на предприятии туристской индустрии и разработка бизнес-плана по развитиютуристской базы «Алтаир»с учетом особенностей рынка туристских услуг Республики Алтай.
Основной идеей является уход от старого понятия «туристская база», которое включает в себя минимальный перечень услуг, таких как предоставление мест для проживания в лесной и прибрежной полосе,услуг питания, к новому понятию «Туристско- оздоровительный центр семейного отдыха», который включает в себя новые стандарты уюта и комфорта, предоставление оздоровительных услуг и многовариантные возможности проведения досуга для самых разнообразных категорий туристов.
Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
- исследовать особенности предпринимательской деятельности в сфере туризма;
- изучить систему классификации туристских и иных средств размещения;
- проанализировать процесс бизнес-планирования при создании туристской базы в условиях экономического кризиса;
- изучить характеристику состояния туристского рынка Республики Алтай, тенденций и направлений его развития;
- провести анализ деятельности и конкурентных позиций на туристском рынке ООО «Алтын-Ай»;
- осуществить анализ потенциальных направлений развития ООО «Алтын-Ай» на рынке туристских услуг Республики Алтай, провести ресурсное и организационное обоснование их реализации;
- осуществить обоснование объемов и источников инвестиций, привлекаемых для развития ООО «Алтын-Ай»;
- провести расчет коммерческой эффективности инвестиций в развитие ООО «Алтын-Ай»;
- осуществить оценку позиций ООО «Алтын-Ай» с учетом реализации выбранных направлений развития.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы:метод научной абстракции, метод системного анализа, метод анализа и синтеза, сочетание количественного и качественного анализа, статистические методы и метод аналогии, так и специфические методы планирования:балансовый метод, расчетно- аналитическии метод, графоаналитический метод и программно-целевые методы.
Теоретическую базу исследования составляют труды ученых, исследовавших проблемы развития туристической отрасли в нашей стране: Н.А.Агеева,
A. Ю.Александрова, К. Купера, И.Т.Балабанов, М.Б.Биржанов, В.Г. Герасименко,
B. Г.Гуляев, А.Г.Дурович, О.С. Виханский, Н.И.Ильина, Н. И. Кабушкин, И. С. Калашников, Г.А.Карпова, В.А.Квартальнов, А.Т.Кириллова, Г.А.Папирян, Е.П.Пузакова, И.А.Расторгуева, В.Б.Сапрунова, Н.И.Саченкова, В.С.Семин, С.Н.Шпилько, P.A. Фатхутдинова и других.
Нормативно-правовой основной настоящего исследования являются международно-правовые акты: Манильская декларация по мировому туризму от 27 сентября 1980 г., Гаагская декларация по туризму от 10-14 апреля 1989 г., Хартия туризма, принятая Всемирной туристской организацией (ВТО) от 1985 г., Международная
гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами от 15 июня 1979 г., и национальное законодательство Российской Федерации, в том числе: Конституция РФ12 декабря 1993 года, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96 № 132-ФЗ,Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско- экскурсионного обслуживания. Основные положения», ГОСТ Р 50644-94 «Туристско- экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», Постановление Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 №244 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай на 2013-2018 годы «Развитие внутреннего и въездного туризма» и прочие.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что по его итогам ООО «Алтын-Ай» примет к реализации разработанный бизнес-план по развитию туристской базы «Алтаир».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Туризм сегодня является экономическим, социальным, культурным явлением, обладающим огромным потенциалом роста. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с его возрастающим влиянием на экономику и социальную сферу стран. Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет за счет внедрения эффективных систем управления.
В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Этому много причин: общеэкономическая и политическая ситуация в стране, несовершенство рынка и законодательства в сфере туризма. Но основная причина заключается в том, что большинство предприятий туристской индустрии современной России работают неэффективно, по устаревшим управленческим схемам.
Отсталость управленческих практик делает предприятия туристской индустрии конкурентно-несостоятельными. Сегодня созрела необходимость перехода туристических организаций на стандарты менеджмента и постоянное их совершенствование вслед за изменениями внутренней и внешней среды.
Анализ теории и практики позволил нам обнаружить два подхода к определению целей менеджмента на предприятии туризма: экономический подход, в соответствии с которым работа ведется ради роста прибыли компании, и, социальный подход, при котором цели предусматривают развитие турпродукта и услуг для разных слоев населения с разным уровнем дохода.
Принципами менеджмента предприятий туристской индустрии являются законность, мобильность и устойчивость системы управления, ориентации на клиента, инновационность, профессионализм и компетентность, гуманизм. Вариативность данного вида менеджмента связана с социально-психологическими, экономическими, организационными способами управленческого воздействия.
Основные функции - функции планирования, организации, координации и контроля. Критериями эффективности менеджмента предприятия туризма может быть реализация целей туристских организаций, что обеспечивает успешное функционирование и устойчивое развитие, удовлетворение интересов клиентов, интересов персонала и предприятий в целом.
Особенности менеджмента предприятий туристской индустрии обусловлены многовариантностью туристической деятельности, неопределенностью конечного
результата, необходимостью работы с потребителями услуг не только в момент продажи, но и в процессе реализации, особенность турпродукта и туруслуги.
Также, пристального внимания заслуживает маркетинг, который является важным составляющим звеном в деятельности всех организаций. Следует помнить о том, что помимо эффективности менеджмента, значительное влияние на любой бизнес оказывает маркетинговая среда и маркетинг в целом. Маркетинг и менеджмент имеют тесную взаимосвязьОсновной целью маркетинга в сфере услуг является обеспечение эффективности посредством наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. При этом эффективная маркетинговая и управленческая деятельность является условием самосохранения организации в сфере туристско-рекреационных услуг.
Все это позволяет рассматривать маркетинг как важное условие и существенный резерв менеджмента. В менеджменте, на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение имеет комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов выявления рыночных возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов.
Использование комплекса маркетинга применительно к конкретному продукту и рынку, а также разработка вариантов их взаимодействия позволяют выяснить маркетинговые возможности организации и рыночные опасности как базовую информацию для выработки целей и стратегии поведения организации на рынке.
Также, на примере конкретного предприятия - Общества с ограниченной ответственностью «Алтын-Ай» мы рассмотрели этапы стратегического бизнес- планирования развития коммерческой деятельности на рынке туристских услуг, что наглядно продемонстрировало как значимость эффективного менеджмента, так и грамотного и своевременного маркетинга, а также эффект их синергии.
В процессе настоящего исследования, мы рассмотрели понятие «предпринимательской деятельности», выявили ряд особенностей, присущих ей именно в сфере туризма, таких как: особый культурологический характер услуг и их потребления; влияние фактора сезонных колебаний спроса на туристский продукт; неовеществленный, не сохраняемый во времени характер туристических услуг и турпродуктов, исключительно личный характер их потребление и прочее.
Далее, рассмотрев систему классификации туристских и иных средств размещения, определи, что вопрос размещение занимает центральное место в комплексе предоставляемых туруслуг, а также, является основой (материальной базой) всей индустрии туризма. Следовательно развитие той или иной территориальной дестинации, 102
направления туризма, имеет прямую взаимосвязь с наличие, видом, параметрами и качеством тех или иных средств размещения туристов.
При рассмотрении классификации средств размещения мы столкнулись с проблемой недостаточной разработанности данного вопроса, как в теории, так и на практике. Также, осветили ряд грядущих изменений на законодательном уровне в этой области.
Далее, анализ макроэкономической обстановки в мире, в частности, её влияния на рынки выездного, въездного и внутреннего туризма, позволяет сделать неоднозначные, но, всё же, оптимистичные выводы о тенденциях развития внутреннего туризма в России.
Также, мы рассмотрели теоретические аспекты и общую значимость бизнес- планирования, как инструмента эффективного менеджмента. Позиционируя ценность бизнес-плана тем, что он дает возможность определить жизнеспособность и эффективность проекта в условиях конкуренции; содержит ориентир, как должен развиваться проект (или предприятие в целом); служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов в случае её необходимости.
Исследование характеристики состояния туристского рынка Республики Алтай, тенденций и направлений его развития показало, что данный рынок имеет существенный потенциал роста и развития, также, мы выявили перечень и характеристику основных видов туризма, присутствующих на туристском рынке Республики Алтай, определили, что наиболее интенсивно развиваются виды активного и рекреационного туризма.
Далее мы осуществили классификацию средств размещения по критериальным признакам конфигурации, услуг, уровня сервиса и стоимости, определили наиболее востребованный потребителями вид средств размещения туристические базы «стандарт- класса» с характеристиками обслуживания и перечнем услуг, свойственным отелям.
Также, рассмотрели потребительские ценности заключённые в туристской услуге, предлагаемой средствами размещения, что послужит отправной информацией для определения направлений развития коммерческой деятельности предприятия.
Анализ хозяйственно-экономической деятельности и организационной структуры предприятия позволяет говорить о том, что ООО «Алтын-Ай» является малым предприятием с небольшой численностью персонала, но достаточно большим объемом реализации услуг. Однако в планы компании входит активное развитие и расширение деятельности.
Осуществив анализ конкурентных позиций на туристском рынке ООО «Алтын-Ай» мы пришли к выводу о том, что данное предприятие отвечает всем требованиям рынка туристских услуг Республики Алтай, предъявляемым к средствам размещения категории 103
«стандарт» - наиболее востребованным.
И, в завершении, посредствам SWOT-анализамыосуществили начальную оценку текущего положения ООО «Алтын-Ай» на рынке туристских услуг Республики Алтай. Помимо этого, данный анализ позволил определить некоторые зоны и возможности укрепления конкурентных позиций.
Реализуя следующую задачу - выбор потенциальных направлений развития ООО «Алтын-Ай» на рынке туристских услуг Республики Алтай мы сделали вывод отностительно:
- категории потребителей, которая является для турбазы «Алтаир» целевой, а именно, поскольку данная турбаза предоставляет услуги в большей степени рекреационного пассивного туризма, то целевой потребитель в большинстве своем относится к категории «зрелые» (около 75%). При этом около 25% туристов, относятся к категории «молодежь», но 80% из них являются семейными парами с детьми дошкольного возраста;
- на основе исследования потребительских ценностей комплексной туруслуги, выявления потребностей целевых потребителей, можно выделить ряд направлений развития и расширения деятельности турбазы «Алтаир», таких как: лечебно-оздоровительные услуги и познавательные/развлекательные программы для детей. Считаем, что путем реализации указанных направлений развития, туристская база
«Алтаир» сформирует комплексную туристскую услугу и сможет начать переход к новому формату ведению предпринимательской деятельности в сфере туризма, а именно, к форме туристско-оздоровительного центра семейного отдыха.
Так как источниками, предпосылками достижения целей предпринимательства, составными элементами, превращающими возможности в реальные результаты являются ресурсы, а распоряжаются данными ресурсами люди, целесообразно было произвести ресурсное и организационное обоснование реализации направлений развития. По итогам которого мы определили требуемые оборотные и внеоборотные активы, приобретение и создание которых обеспечит реализацию формируемых нами проектов, а также, были определены необходимые изменения в организационной структуре предприятия.
Как было сказано выше, реализации любого инвестиционного проекта должно предшествовать его финансово-экономическое обоснование, должна быть определена форма и критерии оценки тех или иных преобразований и нововведений.
Мы рассмотрели некоторые теоретические аспекты инвестиционной деятельности, а также осуществили обоснование объемов и источников инвестиций, привлекаемых для развития ООО «Алтын-Ай», в том числе определили, что совокупные требуемые 104
инвестиции для реализации обоих проектов по развитию туристской базы «Алтаир» составляют 11 688 245 (одиннадцать миллионов шестьсот восемьдесят восемь тысяч двести сорок пять) рублей; также, указанные проекты будут финансироваться за счет собственных средств предприятия - было принято решение о создание фонда накопления в размере 15 миллионов рублей. К моменту начала реализации проекта данный фонд будет сформирован в полном объеме и будет отвечать критерию достаточности для самофинансирования инвестиционного проекта.
Также, рассчитали коммерческую эффективность инвестиций в развитие предприятия, определили наличие целесообразности реализации исследуемых проектов.
И в завершении, рассмотрели, какие позитивные эффекты получит ООО «Алтын- Ай» в итоге реализации выбранных направлений развития: в том числе, предприятие сможет предлагать комплексную туристскую услугу, а, следовательно, перейдет к новому формату ведения предпринимательской деятельности в сфере туризма - форме туристско- оздоровительного центра семейного отдыха; также, улучшится финансовый результат; увеличится количество потребителей, предприятие расширит занимаемую долю рынка туруслуг Республики Алтай, укрепит свои конкурентные позиции.
Практический результат данного исследования выражен в том, что оба, рассматриваемых в настоящем исследовании, проекта приняты ООО «Алтын-Ай» к реализации в апреле 2017 г.
Дальнейшее исследование будет направлено на выработку и совершенствование актуальной и эффективной модели менеджмента для предприятия индустрии туризма с учетом научно-практических разработок и опыта, а также изучение вопроса эффективного применения маркетинговых коммуникаций для стимулирования сбыта.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Электрон. дан. - Москва. 2016. - URL: http://www.consultant.ru/document/LAW_5142/ (дата обращения 25.12.16).
2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Электрон. дан. - Москва. 2016. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 25.12.16).
3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. - Электрон. дан. - Москва. 2016. - URL:
http://government.ru/orders/selection/405/25952/ (дата обращения 25.12.16).
4. Инфляция в России в 2016 году по месяцам. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росстата.- Электрон. дан. - Москва. 2016. - URL: http://rdkurs.ru/inflyaciya-v-2016- godu (дата обращения 25.12.16).
5. III Архангельский международный туристский форум [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федерального агентства по туризму. - Электрон. дан. - Москва, 2016.
- URL: http://www.russiatourism.ru/news/7868 (дата обращения 25.12.16).
6. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник для студентов ВУЗов / М. Б. Биржаков.
- М.: издательство «Герда, Невский фонд», 2007. - 576 с.
7. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- М.: «Академия», 2005. - 192 с.
8. В 2016 году в РФ продолжился рост внутреннего туризма. [Электронный ресурс] // Официальный сайт информационного агентства.- Электрон. дан. - Москва. 2016. - URL: https://regnum.ru/news/economy/2222023.html (дата обращения 03.01.17)
9. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие / Л. П. Владимирова. - М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. -400 с.
10. Волков Ю. Ф. Экономика гостиничного бизнеса / Ю. Ф. Волков. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 359 с.
11. Гартованная О.В. Основы ресурсного обеспечения предприятий АПК / О. В. Гартованная, И. Р. Джагинова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. - №10. -
С. 46-49.
12. Головань С. И., Спиридонов М. А. Бизнес-планирование и инвестирование / С. И. Головань, М. А. Спиридонов. - Ростов н/Д, Феникс, 2008. — 302 с.
13. Горшенина Н. С., Кравченко П. В. Обоснование схемы и источников финансирования инвестиционного проекта / Н. С. Горшенина, П. В. Кравченко // Вестник МГУЛ. Лесной вестник. - 2007. - №3. - С. 84-88.
14. Грибачев Н. П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению / Н. П. Грибачев, И. П.Игнатьева. - СПб.: Белл, 2001. -451 с.
15. Гришин С. Ю. Концепция TQM - «Всеобщее управление качеством» в системе туристского менеджмента: препринт / С. Ю. Гришин, А. Б. Крутик. - СПб.: Астерион, 2014. - 16 с...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ