Введение 3
1 Теоретические аспекты Social Media Marketing в современных условиях 5
1.1 Сущность направления Social Media Marketing в контексте интернет-маркетинга 5
1.2 Разработка и реализация SMM-стратегии 11
1.3 Контент-маркетинг как элемент SMM 18
2 Управление Social Media Marketing: создание контент-стратегии в зарубежной и
российской практиках 23
2.1 Социальные сети и тенденции в сфере Social Media Marketing 23
2.2 Управление контентом в зарубежной сети кофеен «Starbucks» в социальных медиа 31
2.3 Анализ российского опыта контент-мейкеров в социальных медиа компании «Coffee
Like» 37
3 Контент-план Гастрономического фестиваля жимолости 41
3.1 Гастрономический фестиваль жимолости: концепция и оценка присутствия в
социальных сетях 41
3.2 Специфика контент-стратегии гастрономического фестиваля в социальных сетях...46
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию контент-плана Гастрономического
фестиваля жимолости 61
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Контент-план для социальных сетей 74
Приложение Б Сценарий для коммерческого видео 77
Если раньше было достаточно обеспечить присутствие бизнеса в социальной сети, то сегодня подход к социальному медиа-маркетингу совершенно изменился ввиду цифровизации бизнес-процессов, изменения потребительских паттернов и развития площадок, на которых осуществляется контакт с клиентами. Сегодня Social Media Marketing (Далее - SMM) включает себя многогранную работу, связанную с созданием и адресацией релевантного контента пользователям при помощи расширяющегося арсенала инструментов. Многообразие брендов, представленное на большом количестве социальных медиа, являет собой ситуацию серьёзной борьбы за внимание потребителя. Чтобы выстоять в этой борьбе и сохранить свои конкурентные преимущества компаниям необходимо предпринимать немалые усилия по продвижению бренда в сети и быть в курсе современных SMM-технологий и трендов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что традиционные подходы в маркетинге частично утрачивают свои некогда главенствующие позиции в продвижении. Бизнес перебирается в цифровую среду, в частности, в социальные медиа-платформы неслучайно. Преимущества обусловлены рядом факторов: широкий охват аудитории, возможность нацелиться на определенную группу, высокая скорость протекания определенных процессов, благодаря чему можно оперативно принимать управленческие решения. Однако современные реалии вынуждают бизнес адаптироваться и искать новые схемы продвижения через социальные медиа. Одним из ключевых форматов Social Media Marketing является управление контентом, поскольку использование других инструментов без должной работы над информацией, которую пытается донести бренд до своих пользователей, не является качественной SMM-стратегией.
Тема управления SMM в современных условиях с каждым годом становится все привлекательнее для исследователей и практиков в области цифрового маркетинга. Однако А.А. Сенаторов пишет в одной из своих работ: «Дефицит SMM-специалистов сохраняется и, по всей видимости, продлится еще довольно продолжительное время. Просто брендов, которые нужно продвигать, гораздо больше, чем людей, которые могли бы это качественно делать». [54] Эксперт акцентирует внимание, по сути, на недостаточности необходимых навыков у SMM-специалиста, что и образует этот дефицит сегодня, несмотря на популярность данной профессии. При этом SMM-продвижение, как отмечает Д. Халилов, эффективно для малого, среднего, крупного бизнеса, онлайн компаний и B2B-сектора, за исключением дорогостоящего узкоспециализированного B2B-бизнеса, где традиционно эффективны офлайн встречи покупателя и продавца. [59]
Объектом исследования в данной работе является Social Media Marketing и управление контентом в социальных медиа.
Предмет исследования - организационно-управленческие решения бизнеса, связанные с деятельностью в социальных сетях.
Целью работы является теоретико-прикладное исследование Social Media Marketing, применяемых контент-стратегий и оценка контент-плана Гастрономического фестиваля жимолости.
Для реализации цели предусматривается следующая её декомпозиция на задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты Social Media Marketing и разработки контент- стратегии;
2. Проанализировать зарубежный и российский опыт по управлению SMM и контент-маркетинга в социальных медиа;
3. Дать оценку существующего контент-план Гастрономического фестиваля жимолости в социальных сетях и внести рекомендации по его совершенствованию.
В данной работе применяются следующие методы исследования:
1. Обзорно-аналитическое исследование литературы;
2. Общенаучные: индукция, дедукция, сравнение, классификация, систематизация;
3. Специальные: контент-анализ, трендвотчинг, бенчмаркинг.
Теоретическая значимость работы обуславливается тем, что в ней обобщаются последние тренды и тенденции в сфере SMM, а также раскрывается деятельность крупных брендов по управлению контентом в сфере общественного питания.
Практическая значимость выражается в использовании организатором «Гастрономического фестиваля жимолости» результатов анализа лучших практик, а также разработанного контент-плана с учетом современных тенденций в развитии управления Social Media Marketing.
В качестве использованных источников и литературы послужили книги, учебники, статьи из периодических и продолжающихся изданий, данные аналитических агентств электронные ресурсы сети Интернет, включающие официальные страницы компаний в социальных сетях, материалы, подготовленные во время прохождения преддипломной практики в ООО ТПК «Сава».
Содержание работы соответствует поставленным целям и задачам, дано последовательное и логичное изложение материала. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Подводя итоги, следует обратиться к ранее поставленным целям и задачам для того, чтобы суммировать основные результаты работы.
Основные результаты работы состоят в следующем:
1. Рассмотрены теоретические аспекты Social Media Marketing и разработки контент- стратегии;
2. Проанализирован зарубежный и российский опыт по управлению SMM, особенно в области контент-маркетинга в социальных медиа;
3. Дана оценка присутствия «Гастрономического фестиваля жимолости» в социальных сетях «Гастрономического фестиваля жимолости» и внесены рекомендации по совершенствованию контент-стратегии.
В ходе данной исследовательской работы удалось установить, каким образом происходит управление SMM, в частности контентом в социальных медиа площадках на примере франчайзинговых компаний «Starbucks» и «Coffee Like». Как, оказалось опыт российской и зарубежной сети кофеен пусть и незначительно, но отличается в части выбора площадки для размещения контента, а также структуре публикуемых типов контента. Для российской практики наиболее характерно размещение продающего вида, а для зарубежного - «информационного», особенно «имиджевого». Однако обе компании успешно используют возможности инструментария различных социальных медиа платформ, уделяя большее внимание созданию видеоконтента. В теоретической части было установлено, что в современных условиях разработка видеороликов, особенно вертикальных является необходимой практикой в современных условиях. Официальные страницы брендов следуют этой тенденции, однако региональные аккаунты франшизы «Coffee Like» отстают в этом аспекте. А также региональным корпоративным аккаунтам в качестве рекомендации можно предложить увеличить частоту постинга, как это делают «материнские» аккаунты, создавая интересный и вовлекающий контент для пользователей.
Также были получены следующие результаты в ходе практической части исследования:
1. Изучена основная специфика проведения коммерческих фестивалей при помощи рассмотрения аналогичных практик с использованием метода бенчмаркинга;
2. Разработан контент-план для трех социальных медиа «Гастрономического фестиваля жимолости»;
3. Написаны сценарии для нескольких видеороликов, как одного из ведущих инструментов продвижения в современных условиях;
4. Предложены дополнительные рекомендации в части совершенствования контент- стратегии.
Данный перечень проводимых мероприятий был необходим компании-организатору по ведению аккаунта «Гастрономического фестиваля жимолости», поскольку было качественно изучено присутствие сообщества в социальных сетях и активность авторов и пользователей, что позволило установить, что в профиле публикуется недостаточно интересной и вовлекающей информации. Поэтому был предложен контент-план, рассчитанный на 7 недель. Благодаря изучению других аналогичных фестивалей были предложены оптимальная частота постинга и рубрики, которые должны заинтересовать пользователей. Также, следуя тренду создания видеоконтента был предложен сценарий для коммерческого видео, которое нативно демонстрирует продукцию организатора, что должно привлечь и вовлечь людей в жизнь сообщества.
Грамотное управление SMM - это ключевой подход в позиционировании и достижении целей организации в интернет-пространстве. А управление контентом - это практически 50% того, чтобы быть успешными в сфере Social Media Marketing. Безусловно, современные тренды и меняющиеся тенденции делают эту область подвижной, что заставляет специалистов обновлять свои знания и методы продвижения в социальных медиа. В данной работе все рекомендации составлялись с учетом текущей обстановки: правовой среды для функционирования данной деятельности, трендов в сфере потребляемого контента, связанных с новыми потребительскими паттернами, а также развития самих социальных медиа платформ.
Все предложения несут исключительно рекомендательный характер и могут быть применены в полной мере или частично для управления SMM.
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»: федер. закон от
02.07.2021 №347-ФЗ: (в ред. от 14.07.2022) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024 - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 389115/?ysclid=lhn9kqde3q581007051 (дата обращения: 25.04.2024).
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер.
закон от 27 июля 2006 г., № 149-ФЗ: в ред. Федер. закона от 3 апреля 2020 г. // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2024 - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61798/ (дата обращения: 26.03.2023).
3. 14 трендов маркетинга 2024 года / Ловим тренды, пока не поздно! // YouTube - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ARur-CR6z0A (дата обращения: 25.04.2023).
4. Аудитория 9 крупнейших соцсетей в России в 2024 году: исследования и цифры.
- URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-devyati-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2024-godu- issledovaniya-i-cifry/?ysclid=lvz0teyc2a126755130 (дата обращения: 30.04.2024).
5. Бойкот X (Twitter): аккаунты ESPN стали неактивными после того, как Disney прекратила размещать рекламу на X // ITC - 2024. - URL: https://itc.ua/news/bojkot-x-twitter- akkaunty-espn-staly-neaktyvnymy-posle-togo-kak-disney-prekratyla-razmeshhat-reklamu-na-x/ (дата обращения: 20.04.2024).
6. Большое исследование Telegram. Опрос пользователей // Анкетолог. - 2023. -
URL: https://iom.anketolog.ru/2023/10/19/telegram-bol-shoe-
issledovanie?ysclid=lvz1zz2tht872041098 (дата обращения: 20.04.2024).
7. Варлыгина З.В. Методика определения ядра целевой аудитории сообщества в социальных сетях и возможности работы с ним // Интернет-маркетинг. - 2021. - №1. - С.66-75. - URL: https://grebennikon.ru/article-u0g3.html (дата обращения: 15.04.2024). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
8. Веретено А.А. Правильный контент - залог успеха в SMM // Интернет-маркетинг.
- 2017. - № 4. - С.274-280. - URL: https:// greb ennikon-ru .ez.lib.tsu.ru/article-b8zc. html (дата обращения: 14.04.2024).
9. Воронка продаж в соцсетях: инструкция по применению // vc.ru - [Москва], 2022.
- URL: https://vc.ru/marketing/528376-voronka-prodazh-v-socsetyah-instrukciya-po-
primeneniyu (дата обращения: 15.04.2024).
10. Второй фестиваль «Жимолость» пройдет в Томске 24 июня // РИА Томск - 2023.
- URL: https://www.riatomsk.ru/article/20230620/festivalj-zhimolostj-tomsk/ (дата обращения: 18.04.2024).
11. Главные тренды мобильного маркетинга в 2023 году - исследование и гайд
АРИР. - URL: https://ppc.world/news/glavnye-trendy-mobilnogo-marketinga-v-2023-godu-
issledovanie-i-gayd-arir/?utm source=media&utm medium=obzor&utm campaign=auditoriya- devyati-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2024-godu-issledovaniya-i-cifry (дата обращения: 24.04.2024).
12. Григорьева В.В. Практические аспекты разработки SMM-стратегии компаний с учетом трендов развития социальных медиа в России / В.В. Григорьева, А.В. Аверин, А.А. Казарян // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2020. - № 1. - С. 62-68. - URL: https://grebennikon-ru.ez.lib.tsu.ru/article-yg4u.html (дата обращения: 15.04.2024).
13. Дин В. Стратегии короткоформатного видеомаркетинга компаний сферы
недвижимости с точки зрения контент-маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2023. - №4. - С.306-318. - URL: https://grebennikon.ru/article-ow0j.html
(дата обращения: 15.04.2024).
14. Интернет-маркетинг : учебник для вузов / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 335 с. -URL: https://www.urait.ru/bcode/510958 (дата обращения: 13.04.2024).
15. Какую соцсеть выбрать для продвижения в 2023-2024 году. Рейтинг социальных сетей // YouTube - URL: https://www.youtube.com/watch?v=wPMfrQLIqn (дата обращения: 25.04.2024)...65