Аннотация 2
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты профессионального развития в ситуации неопределённости 8
1.1 Профессиональное развитие современного специалиста .... 8
1.2 Предикторы профессионального развития современного
специалиста. 15
1.3 Выводы по главе 1. 24
Глава 2. Результаты эмпирического исследования. 28
2.1 Методология и методы эмпирического исследования 28
2.2 Описание результатов исследования. Сравнительный
анализ. 38
2.3 Выводы по главе 2. 59
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложения 73
В условиях стремительно меняющегося мира, где неопределенность стала неотъемлемой частью профессиональной жизни, вопросы, касающиеся карьерного роста и развития, приобретают особую значимость. Неопределенность, вызванная экономическими колебаниями, социальными изменениями и технологическими инновациями, существенно влияет на выбор карьерных путей и стратегии профессионального роста. В связи с этим, исследование подходов к профессиональному развитию в условиях неопределенности, с акцентом на различные типы занятости, представляет собой важную задачу как для научного сообщества, так и для практиков. Зарубежные исследования профессионального развития в условиях неопределенности опираются на работы нескольких ключевых фигур. Donald E. Super, автор теории жизненного цикла карьеры, подчеркивал ее изменчивость и необходимость постоянной адаптации к внешним факторам. Его идеи послужили фундаментом для дальнейших исследований, в частности, для работ Mark L. Savickas, видного специалиста в карьерной психологии. Он разработал концепцию карьерного конструктивизма, согласно которой профессиональная идентичность формируется через осмысление личного опыта и осознанное планирование будущего. Он акцентирует внимание на роли личного нарратива как способа самопознания и инструмента для разработки эффективной карьерной стратегии в условиях непредсказуемости. Не менее значимы исследования Эдгара Шейна, предложившего концепцию карьерных ориентаций. Он отмечал, что на быстро меняющемся рынке труда все большую важность приобретает гибкое планирование карьеры, а не следование традиционным, линейным траекториям. В этой связи, адаптивные и про активные стратегии становятся особенно ценными, позволяя сохранять конкурентоспособность в условиях высокой неопределенности. Среди современных зарубежных исследований выделяются работы Арлена М., а также международные проекты под руководством Дэвида Фельдмана (Университет Джорджии). В рамках этих проектов проводилось сравнительное изучение стратегий профессионального развития у работников с разными формами занятости. Было выявлено, что работники, занятые неполный рабочий день или временно, чаще используют реактивные подходы к развитию, в отличие от сотрудников с постоянной работой. Эти результаты согласуются с данными российских исследований, что говорит об универсальности некоторых наблюдаемых тенденций.
В России вопросы профессионального развития в условиях неопределенности активно изучаются в рамках психологии труда и профориентации. Существенный вклад в эту область внесла Елена Климова, рассматривавшая развитие карьеры как процесс, зависящий от уровня личной автономии и готовности к изменениям. Ее исследования показали, что безработные часто сталкиваются с психологическими барьерами, затрудняющими переход к новым видам деятельности. Эти данные подтверждаются эмпирическими наблюдениями Александра Бендюкова, который анализировал влияние экономических кризисов на карьерные установки молодых специалистов. Особый интерес представляет изучение временной перспективы как важного фактора, влияющего на выбор стратегий профессионального развития. Работы В. Н. Петровой, посвященные образу возможного будущего, позволили разработать методики, помогающие людям с разными формами занятости строить долгосрочные карьерные планы. Петрова В.Н. и ее коллеги показали, что позитивное представление о будущем способствует более быстрому восстановлению мотивации после потери работы и успешной адаптации к новым условиям.
Актуальность темы: Обусловлена несколькими ключевыми
факторами. Во-первых, в последние годы наблюдается значительный рост числа работников, работающих в условиях неполной занятости и фриланса, что требует от них высокой степени гибкости и адаптивности в выборе стратегий профессионального развития. Во-вторых, изменения в экономической среде, такие как финансовые кризисы и технологические прорывы, создают новые вызовы для работников, требуя от них постоянного обновления знаний и навыков.
Цели и задачи исследования:
Цель данного исследования заключается в анализе стратегий профессионального развития современных специалистов в условиях неопределенности с учетом различных типов занятости.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к профессиональному развитию и представлениям о будущем, а также к формам занятости современных специалистов.
2. Провести сбор данных методом анкетирования, провести сравнительный анализ особенностей профессионального развития среди людей с различными типами занятости (работающие, неработающие, безработные).
3. Исследовать возможные взаимосвязи между представлениями о будущем и характеристиками профессионального развития работающих, неработающих и безработных
Объект и предмет исследования:
Объектом исследования являются стратегии профессионального развития работников в условиях неопределенности.
Предметом исследования выступают факторы, влияющие на выбор этих стратегий, включая тип занятости и уровень неопределенности на рынке труда.
В рамках данного исследования выдвигается следующая гипотеза:
Существуют взаимозависимости между типом занятости, выбором стратегий профессионального развития и особенностями построения временной перспективы
Методология и методы исследования.
Для достижения поставленных целей и задач применялся комплексный подход, включающий как качественные, так и количественные методы исследования. В качестве основных методов было использовано анкетирование и анализ вторичных данных. Это позволило получить как количественные, так и качественные данные о стратегиях профессионального развития в условиях неопределенности.
Методология исследования: Концепция постматериализма Р.
Инглхарта [14,15], Теория карьерных ориентаций («сагеег anchor») Э. Шейна.[48], концепция временной перспективы Ф. Зимбардо [12], идеи рассмотрения образа будущего как предиктора профессионального развития В. Н. Петровой [42].
Нами использовались следующие методики: Методика «Якоря карьеры» («сагеег anchor») Э. Шейна, методика «Модифицированный опросник ценностей» Р. Инглхарта, методика исследования временной перспективы Ф. Зимбардо, методика «Профессиональная временная перспектива будущего» Х. Цахера и М. Фрезе, методика дифференциальной диагностики рефлексивности Д. А. Леонтьева, методика «Индекс жизненной удовлетворённости» Н. В. Паниной.
Статистические методы исследования: Статистический анализ
данных проводился с помощью программы JASP.
Данное исследование направлено на углубление понимания того, как неопределенность влияет на профессиональное развитие и какие стратегии могут быть наиболее эффективными в различных условиях занятости. Результаты исследования будут способствовать формированию теоретической базы для дальнейших исследований в данной области, а также практическим рекомендациям для работников и работодателей.
Описание выборки: Для проверки поставленной гипотезы было организовано и проведено исследование, в котором приняли участие 120 респондента в возрасте от 18 до 74 лет.
Второй выборкой выступило исследование Д.С. Галицкой 2020 года. Участие приняли 127 респондентов в возрасте от 20 до 71 года.
Теоретическая значимость заключается в использовании результатов проведенного исследования в практике работы в органах службы занятости населения. Понимание влияния неопределенности на профессиональное развитие может способствовать разработке более эффективных программ обучения и поддержки для работников различных категорий.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка литературы из 66 источников (48 на русском языке и 18 на иностранном) и семи приложений.
В условиях стремительно меняющегося мира, где неопределенность стала неотъемлемой частью профессиональной жизни, вопросы, касающиеся карьерного роста и развития, приобретают особую значимость. Цель исследования заключалась в анализе стратегий профессионального развития современных специалистов в условиях неопределенности с учетом различных типов занятости.
Первая задача включала в себя изучение теоретических подходов о профессиональном развитии и представлениям о будущем, а также к формам занятости современных специалистов.
Вторая задача заключалась в формирования выборки. В исследовании участвовали 120 респондентов, из них 99- занятые, 21- не занятые/ пенсионеры, мужчины- 38, женщины-82. Выборка была сформирована с учетом разнообразия типов занятости, что позволило получить более полное представление о влиянии различных факторов на профессиональное развитие. Так же был проведён сравнительный анализ двух выборок , по итогом которого можно сделать следующие выводы, анализ стратегий профессионального развития показал, что занятые респонденты в 2025 году всё чаще выбирают интегративные подходы, ориентированные на баланс между работой и личной жизнью, а также стремятся к автономии. В отличие от них, лица с неполной занятостью демонстрируют адаптивность к изменениям, но при этом склонны избегать рисков и не проявляют активности в предпринимательской сфере.
Сравнение данных за 2020 и 2025 годы выявило тенденцию к более осознанному и гармоничному профессиональному поведению у работающих граждан, однако у безработных сохраняются трудности в долгосрочном планировании и преодолении негативного опыта прошлого.
Это подчеркивает важность психологической поддержки и формирования устойчивых карьерных установок у данной группы.
Третьей задачей было исследование возможных взаимосвязи между представлениями о будущем и характеристик профессионального развития работающих, неработающих и безработных специалистов. Было выявлено что, в условиях неопределённости временная перспектива личности , особенно её ориентация на будущее, играет ключевую роль в выборе стратегий профессионального развития. Анализ данных за 2020-2025 годы показал, что: Занятые работники чаще демонстрируют позитивный образ будущего, что связано с использованием активных стратегий развития. Безработные и неработающие склонны к сужению временного горизонта — они чаще фокусируются на настоящем и испытывают трудности с долгосрочным планированием. У респондентов с неполной занятостью наблюдается переход от реактивного поведения к более адаптивному, однако их карьерные установки остаются менее устойчивыми по сравнению с постоянно занятыми. Также отмечено, что уверенность в будущем, уровень рефлексии и самооценка напрямую связаны с тем, как человек строит свою профессиональную траекторию. Безработные граждане чаще сталкиваются с негативными установками, связанными с прошлым опытом, что влияет на восприятие возможностей в будущем.
Представления о будущем оказывают существенное влияние на выбор стратегий профессионального развития. Позитивный образ будущего способствует про активному подходу к карьере. Между типом занятости и временной перспективой существует взаимосвязь. Безработные и неработающие склонны к краткосрочному мышлению и избегают рисков.
Взаимосвязи между представлениями о будущем и профессиональным развитием рассматриваются как аспект для понимания карьерного поведения в условиях неопределённости. Особенно это актуально для групп с нетрадиционной занятостью, где необходимость формирования устойчивого образа будущего становится основой для психологической поддержки и эффективной социальной адаптации.
В рамках данного исследования гипотеза о существовании взаимозависимости между типом занятости, выбором стратегий профессионального развития и особенностями построения временной перспективы получила подтверждение на основе эмпирических данных было установлено, что: Постоянная занятость способствует развитию про активного поведения и позитивного образа будущего. Так же неполная занятость и безработица связаны с адаптивными стратегиями, но при этом отмечаются трудности в планировании и снижение уверенности в себе.
Последующие исследования в данной области могут быть направлены на углубление понимания механизмов профессионального развития, расширение теоретической базы, разработку и тестирование программ психологической поддержки, а также адаптацию подходов к работе с безработными и нетрадиционно занятыми гражданами. Ешё интерес может представлять исследования, объединяющие
психологические, социологические и экономические аспекты, так как профессиональное развитие сегодня, это сложный процесс, требующий междисциплинарного подхода.
1. Александров Ю. И., Александрова Н. Л., Харламенкова Н. Е. Субъективный опыт: личностное и социокультурное // Человек. 2011. № 2. С.104113.
2. Алексеева А. Д. Современные технологии предвидения профессионального будущего человека // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 63-71.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно -историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. - 526 с.
4. Барабанова, И. В. (2018). Стратегии профессионального развития в условиях неопределенности: теоретические основы и практические подходы. Журнал социально-экономических исследований, 12(3), 45-59.
5. Бендюков, М. А. Психология профессионального развития в условиях рынка труда (теоретический анализ) [Текст] / М. А. Бендюков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). - 2006. - № 7 (17). - С. 65-78.
6. Виноградова Н.И., Леснянская Ж.А. Влияние временной перспективы на профессиональное развитие будущего педагога//Ученые записки забайкальского государственного университета. серия: педагогические науки. - 2014. - № 5(28) . - 117-122.
7. Грошева, Т. А., Выходцев, А. М. Технологии развития стратегического мышления в управлении карьерной траекторией [Электронный ресурс] // Лидерство и менеджмент. - 2023. - № 3. - Режим доступа: https://1economic.ru/lib/118652 05.06.2025.
8. Гусев, А. П.,Смирнова, Е. В. (2020). Тип занятости и стратегии профессионального развития: сравнительный анализ. Вестник образования и науки, 8(2), 112-120.
9. Гусев С. А. Переживание событий в ситуации потери и поиска работы:учебное пособие / С.А. Гусев. - М; Берлин, 2017 . - 248 с.
10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2005. 240 с.
11. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и повседневные манипуляции сознанием // Журнал практического психолога. — 2000. — № 1-2. — С. 8—34. Копия
12. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
13. Зимбардо Ф. Социальное влияние / [Пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федорова]. — СПб.: Питер, 2000.
14. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт; пер. с англ. С. Л. Лопатиной, под ред. М. А. Завадской, В. В. Костенко, А. А. Широкановой, научн. ред. Э. Д. Понарин. М.: Мысль, 2018. 347 с.
15. Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с...66