АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Федерация как форма государственно-территориального устройства 14
1.1 Правовые основы федерализма 14
1.2 Федеративные отношения как основа региональной политики 22
2 Российская модель федерализма 28
2.1 Москва в системе взаимоотношений «центр - регионы» 28
2.2 Российский федерализм: влияние федерального центра
на региональную политику 34
3 Модели европейского федерализма как фактор регионального развития страны 46
3.1 Австрийская Республика 52
3.2 Королевство Бельгия 56
3.3 Федеративная Республика Германия 61
3.4 Швейцарская Конфедерация 66
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 77
Актуальность. Отношения между центром и регионами играют ключевую роль в процессе государственного строительства: уникальная совокупность свойств
политической системы и территориального устройства определяется спецификой этих отношений. В федеративных странах, где процессы централизации/децентрализации, разделение полномочий между несколькими уровнями власти приобретают особенный характер, наиболее остро встает проблема организации управления пространством.
На современной политической карте мира насчитывается двадцать шесть федераций, в число которых входит немало высокоразвитых в экономическом, политическом, культурном и социальном плане государств - Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Канада, США и Швейцария. По данным Международного Валютного Фонда, эти страны-федерации входят в первую двадцатку по ВВП на душу населения (за 2020 год) 1. При этом Российская Федерация занимает 68 место в общемировом рейтинге: душевой номинальный ВВП России - около десяти тысяч долларов - немного ниже среднемирового показателя - одиннадцати тысяч долларов . Кроме того, некоторые государства, оставаясь формально унитарными, применяют федеративные принципы для управления территорией (например, Италия, Испания).
Федерализм - государственно-правовой феномен, понятие, сущность, модель, типология, практическое воплощение и тенденции развития которого являются предметом научного интереса мыслителей, философов, политических деятелей и ученых на протяжении многих веков. Поиск парадигмы федерализма, вызванный глобальными изменениями миропорядка в конкретный период исторического развития, продолжается как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В тоже время многообразие мнений и взглядов относительно теоретической основы федерализма, его принципов и классификаций свидетельствуют об актуализации теории и практики строительства федеративных государств, а попытки найти или создать классическую «теорию федерализма» постоянно требуют дополнения ввиду того, что роль федеративных отношений динамично растет, а принципы федерализма можно обнаружить не только в федерациях, но и в унитарных государствах. Федерализм непрерывно развивается, трансформируется под воздействием различных факторов, поэтому требует более детального и глубокого осмысления со стороны научного сообщества.
Распространенность федеративного устройства среди высокоразвитых стран вызывает неподдельный интерес. Гибкость федерализма, каждый раз проявляя себя по- разному, позволяет открывать новые, уникальные черты и механизмы функционирования отдельно взятого государства . Вот почему важно сравнивать и исследовать взаимное влияние теоретической и практической стороны федерализма как в отношении Российской Федерации, так и в отношении других государств-федераций с последующим анализом траектории развития и масштабов проводимых реформ и преобразований, направленных на повышение качества и уровня жизни населения.
Многие современные федерации сталкиваются с рядом проблем, связанных с оптимизацией субъектного состава государства, определением степени автономии регионов, разграничением полномочий и предметов ведения, поиском баланса между централизацией/децентрализацией, проведением внутренней политики и др. Понимая и осознавая данные вопросы, а также учитывая особенности становления федеративных отношений, можно рассуждать о мировой роли федерализма.
В настоящий момент перед наукой стоят задачи, решить которые возможно лишь путем тщательного изучения этой формы государственного устройства через призму уже известных теоретических знаний, чтобы в дальнейшем выработать рекомендации по совершенствованию отношений между центром и регионами. Именно федеративные отношения выступают основой региональной политики, от которой зависит социально-экономическое благополучие и процветание государства. Этот тезис предполагает подробную систематизацию существующего в науке материала по теме федерализма и критическую оценку существующих взаимосвязей внутри федерации с целью выведения структурно-функциональных моделей федерализма и их использования в теории и на практике. В контексте региональной политики такая модель поможет найти наиболее оптимальные варианты решения проблем, возникающих в той или иной стране.
Модель федерализма - это абстракция, ее сложность выражается не столько в определении термина «модель», сколько в ее интерпретации по отношению к федерализму . Исследователи сходятся во мнении, что понятие модели как схемы применительно к федерализму в смысле создания общей или же частной теории, включающей различные характеристики многих (разных) государств-федераций. Модель - это прообраз, образец, обладающий некоторыми критериями подобия, на которые могут опираться другие страны при выстраивании, совершенствовании федеративных отношений с акцентом на внутреннее развитие.
М.Х. Фарукшин отмечает, что при анализе типов федерализма возникает существенная проблема: в зарубежной и в отечественной науке такие понятия как «вид», «тип», «модель» федерализма очень часто используются в качестве синонимов . По мнению профессора, модель федерализма соединяет в себе и типы федерализма, и виды федераций. «Тип» федерализма - комплекс признаков, характеризующий целую группу федеративных государств, а «вид» федерации - совокупность черт, присущих именно данной федерации. Это отличает ее от других государств-федераций. Автор приходит к выводу, что отдельная федерация сосредотачивает в себе ряд общих признаков, на основании которых она может быть отнесена к определенному типу федерализма, и ряд особенностей, придающих ей уникальность, представляя тем самым особый вид федерации.
В рамках данного исследования будет предпринята попытка выделить конкретную модель федерализма, соединяющую в себе тип федерализма и вид федерации с учетом специфики рассматриваемой страны, ее исторического прошлого и организации отношений между федеральным центром и составными частями федерации. Эта тема интересна с научной точки зрения, так как осмысляет новый этап развития федеративных отношений, предоставляя возможность внести свой вклад в теоретическую базу о федерализме, положить начало его более детальному анализу, а также актуальна для современного общества, потому что связана с деятельность федеральных, региональных и местных органов государственной власти по управлению территорией и созданием условий для повышения качества и уровня жизни населения.
Проблема. В современном мире региональное развитие занимает важное место во внутренней политике страны. Правительства заинтересованы в обеспечении пространственного развития своего государства и социально-экономическом выравнивании регионов. Чтобы достичь желаемого результата, власти при помощи разного рода инструментов регулируют различные сферы жизнедеятельности общества. Но ключевую роль в проводимых реформах играет федеративный характер отношений внутри государства. Федерализм как система политического управления требует постоянного поиска новых механизмов и форм взаимодействия между федеральным центром (столицей) и регионами для построения эффективной и устойчивой формы государственно-территориального устройства.
Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна - федеративное государство. Наличие этого «статуса» предполагает разделение страны на равные по правам и полномочиям регионы, деятельность которых не должна строго регламентироваться столицей. Но де-факто права и привилегии отдельно взятых субъектов превышают возможности других. В первую очередь это связано с политикой федерального центра, проводимой относительно своих составных частей.
В работе будет исследована проблема федеративных отношений Российской Федерации и европейских государств-федераций. Именно отношения между центром и регионами (в нашем случае - модель федерализма) закладывают фундамент для формирования и проведения региональной политики внутри страны. Именно действия центра, направленные на ограничение полномочий своих составных частей или, наоборот, расширение их прав, влияют на развитие не только отдельного субъекта, но и на государство в целом.
Опыт европейских стран-федераций интересен тем, что отношения между центром и регионами в них складываются по-разному. Однако можно проследить некоторые сходства и различия с Россией. Исследование российского федерализма на фоне развитых странах позволит выявить приемлемые для заимствования элементы и на этой основе выработать практические рекомендации по совершенствованию как федеративного устройства, так и региональной политики. А раскрыть понятие «федерализм» без сравнения практически невозможно .
Степень разработанности темы. Федерализм является объектом пристального изучения как зарубежных, так и российских авторов на протяжении нескольких столетий. Основополагающим материалом по теоретическим аспектам федерализма можно считать Й. Альтузиуса, разработавшего «федеральную теорию народного суверенитета». Американские государственные деятели А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей, написавшие сборник «Федералист» в поддержку ратификации Конституции США, заложили фундамент для дальнейшего изучения федерализма. Классическим трудом в этой области стали работы британского исследователя М. Берджеса. Теория федерализма, ее составные элементы, характерные черты неоднократно подвергались систематизации и анализу. Особую роль в федералогии сыграли такие американские и британские политологи как Д. Элазар, М. Форсайт, М. Вайл, Э. Хейвуд и др. В отечественной литературе федеративная теория рассматривается в работах Р.Г. Абдулатипова, Е.А. Кремянской, М.Х. Фарукшина, В.Е. Чиркина и др. Все работы сконцентрированы на том, чтобы выдвинуть самые различные теории федерализма, установить его сущность и принципы функционирования, подтверждая и опровергая имеющиеся наработки по этому вопросу.
О федерализме как форме государственно-территориального устройства писали К.С. Гаджиев, Н.М. Добрынин, В.И. Клисторин, О.В. Морозов и др. Федеративное устройство европейских стран представлено в статьях, монографиях ученых МГИМО и МГУ: С.Л. Авраменко, О.М. Орлинской, А.Г. Орловой и др.; отдельные исследования посвящены федерализму в Австрии, Бельгии, Германии и Швейцарии: С.М. Гаврилова, Н.Г. Геймбух, А.Д. Гуляков, А.С. Корякина, Ж.А. Савченко, А.Ю. Саломатин и др. Авторы рассматривают разделение полномочий между федерацией и ее составными частями по внутренней/внешней политике, историю развития федерализма, нормативно¬правовое оформление отношений между центром и регионами. Проблемы российского федерализма раскрываются в работах А.Г. Вишневского, А.А. Захарова, Н.В. Зубаревич, М.Х. Фарукшина и др.
Принимая во внимание колоссальное значение столицы в системе отношений «центр - регионы», были прочитаны труды авторов, характеризующие место столичного города и его статус в федеративном государстве: Б.М. Балоян, Ю.П. Бочаров, Д.Н. Замятин, А.А. Овсянников, И.Ю. Окунев и др. Это предоставило возможность оценить влияние федерального центра на организацию управления и региональную политику, в частности.
Региональные проблемы играют важную роль в развитии всех стран мира. Многие из них, как экономически развитые, так и развивающиеся, сталкиваются с проблемой неравномерного развития своих АТЕ. Именно региональная политика призвана решить проблему неравенства субъектов и выстроить диалог между центром и субъектами. Актуальность данной темы породила целый ряд исследований, посвященных региональной политике как России (А.Г. Гранберг, Н.В. Зубаревич, Н.П. Медведев, А.В. Федякин и др.), так и зарубежных государств (А.В. Авилова, И.Д. Аксенова, Л.Р. Бартунаев, А.В. Кузнецов, О.В. Кузнецова и др.). Также был изучен опыт региональной политики Европейского союза как система мер, направленная на повышение благосостояния регионов и сокращение межрегионального экономического разрыва (И.М. Бусыгина, И.Л. Прохоренко, М.В. Стрежнева, Е.Ф. Троицкий и др.). Особо стоит отметить статьи В.Л. Бунчук и А.В. Стародубцева, которые раскрывают взаимосвязь федерализма и региональной политики государства.
В научно-исследовательской литературе рассматривается федерализм как форма государственно-территориального устройства, проводится сравнительный анализ между странами для выделения общего и различного. Отдельное внимание уделяется региональной политике, ее целям, задачам и направлениям. Однако влияние федерализма на формирование региональной политики, на ее проведение внутри страны недостаточно широко изучено научным сообществом. Отсутствие единой теории позволяет выдвинуть модель федерализма, свойственную тому или иному государству, и установить корреляцию двух политических элементов: кто «руководит» региональной политикой - сами субъекты федерации или же федеральный центр. Это позволит сопоставить пять стран между собой и понять, что можно позаимствовать и применить в современных российских реалиях.
Объектом данной работы является федеративное государство.
Предметом исследования выступает роль федеративной модели в региональной политике страны.
Цель работы - выявить модель федерализма в Российской Федерации, европейских федерациях и ее роль в проведении региональной политики государства.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть федеративную форму государственно-территориального устройства, ее признаки и особенности;
2) исследовать взаимоотношения между столицей и субъектами федерации на примере России и европейских стран-федераций;
3) оценить место федеративных отношений и роль федерального центра в формировании региональной политики.
Методология. Системный подход использовался как методологическая установка, на основании которой выстроена работа. Этот метод предполагает рассмотрение федерализма как основы федерации и региональной политики в качестве составного элемента внутренней политики страны. Региональная политика Российской Федерации была подробно изучена на каждом этапе своего развития как целостная система со своими целями, задачами и приоритетами, а региональная политика европейских государств - дополнительно в контексте региональной подсистемы Европейского союза (Швейцария при тесном сотрудничестве с ЕС). В результате при помощи моделирования была выделена модель федеративных отношений России и европейских стран-федераций. Выявленная модель отражает существенные особенности объекта исследования, обобщая имеющиеся сведения и демонстрируя новые знания о нем.
Применение историко-генетического метода позволило рассмотреть формирование отношений между центром и регионами в период с начала 1990-х гг. по 2020 год с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности событий и явлений с момента их возникновения, а также позволило проследить процесс создания и становления региональной политики, ее основных направлений, инструментов, которые способствуют развитию пространства и повышению уровня и качества жизни населения.
Анализ литературы использовался для того, чтобы установить разработанность проблемы предлагаемого исследования в российской и зарубежной литературе, определить наличие научных работ, посвященных влиянию формы государственно¬территориального устройства на проведение региональной политики внутри страны. Анализ документов был использован для ознакомления с различными источниками информации, отражающими юридически закрепленные принципы федерализма или основные положения о региональной политике в Австрии, Бельгии, Германии, России и Швейцарии.
Методы сравнение и сравнительный анализ помогли сопоставить представленные государства, выделить общее/различное и раскрыть соответствующие закономерности развития. Благодаря сравнению происходит более детальный разбор федеративных государств, с помощью этого метода можно узнать о достижениях и недостатках федераций, о механизмах, применяемых ими для решения возникающих проблем и сложностей. Сравнение выполняет практико-политическую функцию, предоставляя возможность оценить зарубежный опыт, последствия использования тех или иных вариантов региональной политики и выбрать то, что можно применить в российских реалиях. Отклонение российской системы государственного устройства от общепризнанных в мировой практике принципов федерализма лишь подтверждает необходимость изучения этого вопроса. Наконец, сравнительный анализ позволил дать оценку места и роли опыта каждой страны в утверждении и развитии федеративных отношений.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов, посвященные фундаментальным аспектам федеративной теории, а также различные взгляды, идеи ученых относительно теории федерализма. Нормативно¬правовую основу составили Конституции стран, федеральные конституционные законы, федеральные законы, программы и стратегии развития всех уровней, законы и подзаконные правовые акты России и европейских стран.
Хронологические рамки выбраны с начала 1990-х годов, так как именно с этого периода произошло становление и международное признание государств, которые будут рассмотрены в работе: Российская Федерация - с 1991 года, Бельгия стала федерацией в итоге четвертой государственной реформы в 1993 году, дата объединения Германии - 3 октября 1990 года. Австрия и Швейцария сформировались как федеративные государства намного раньше, поэтому опыт строительства федерализма в них будет изучен в соответствии с историческим прошлым. Временные рамки ограничиваются 2020 годом, не включая в исследование влияние пандемии COVID-19 на организацию управления внутри федерации. За почти тридцатилетнюю историю своего существования (у Австрии и Швейцарии - гораздо больше) федеративные отношения достаточно укрепились для того, чтобы проанализировать систему «центр - регионы» в контексте региональной политики и выделить конкретную модель федерализма.
Территориальные рамки включают Российскую Федерацию и федеративные государства Европы: Австрийская Республика, Королевство Бельгия, Федеративная Республика Германия и Швейцарская Конфедерация. Ряд исследователей относит Боснию и Герцеговину к числу унитарных, поскольку в классической федерации разделение полномочий и предметов ведения реализует права субъектов, а в Боснии и Герцеговине на общенациональном уровне в большей степени реализуются права представителей основных национальностей: боснийцев, сербов и хорватов . В дополнение к этому Конституция, законы Боснии и Герцеговины, а также Дейтонское соглашение не определяют данное государство как федерацию.
С европейскими странами нашу страну связывают многолетние экономические и дипломатические связи. На протяжении многих лет Россия тяготела к Европе и до сих пор ориентируется на нее. К тому же во времена Российской империи и Советского Союза наша страна старалась выстраивать отношения именно с западными странами, пытаясь распространить свое влияние на европейских соседей.
Российский федерализм сочетает в себе черты свойственные другим федерациям и особенности, связанные с историческими условиями его формирования. Например, российский и немецкий федерализм сблизил тот фактор, что оба государства стремились при помощи федеративного устройства не допустить очередной централизации власти и возрождения тоталитарного режима . Многие положения Конституции РФ были заимствованы из конституционной практики зарубежных стран, что характеризует европейские закономерности построения федерализма как ориентир . Европа обладает колоссальным опытом проведения региональной политики, что свидетельствует о высокой значимости реформ и преобразований, которые могут изменить и трансформировать отношения между центром и регионами.
Источниковая база содержит Основные законы (Конституции) всех пяти государств, в которых прописаны предметы ведения федерального и регионального уровня власти. Российское законодательство представлено обширным сводом нормативно-правовых актов, отражающих складывание федеративных отношений внутри страны (Федеративный договор от 31.03.1992 года) и регулирующих (и продолжающих регулировать) эти отношения (Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации и др.) на протяжении нескольких лет. Большое внимание уделяется анализу различных документов, направленных на создание и юридическое оформление в России региональной политики (Указ Президента «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 1996 года, Указ Президента «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» и др.) и позволяющих сформировать представление о ключевых целях, задачах и принципах государственной политики регионального развития.
В работе были использованы законы, регламентирующие федеративные отношения, и основополагающие документы стратегического планирования европейских государств по проведению региональной политики, размещенные на специализированных сайтах и официальных сайтах органов государственной власти Австрии, Бельгии, ФРГ и Швейцарии («Ausbauschritt 2025 (STEP AS 2025)», «New Regional Policy (NRP)», «Планы развития» земель в Германии, «План пространственной политики для Фландрии», «Focus 2030», «Vision 2050» и др.). Также были рассмотрены документы политики сплочения как важный источник информации о региональной политике Европейского союза по отношению к странам-членам ЕС.
Практическое значение работы. От модели федерализма зависит проведение региональной политики. На основании европейского опыта удастся сделать выводы, какие инструменты зарубежной практики можно применить в российских реалиях для комплексного и сбалансированного развития как субъектов, так и всей федерации; как эффективнее выстроить диалог между центром и регионами. Конечно, перенять опыт полностью нельзя, но, учитывая специфику отдельного государства и его отличительные черты, можно подобрать такие методы, которые выработают механизм для продуктивной работы федеральной власти с региональным и местным уровнями.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на разделы, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена систематизации теоретического материала о федерализме как системе политического управления и организации пространства страны. Представлены ключевые термины по теме исследования, правовые аспекты федерализма как формы государственно-территориального устройства; рассмотрена взаимозависимость федеративных отношений и региональной политики; описаны общие типы/виды/классификации известные науке в настоящий момент. В следующих двух главах детально изучены отношения между центром и регионами и выделены модели федерализма с учетом внутренней политики государства.
В главе «Российская модель федерализма» подробно исследована столица Российской Федерации - город Москва. Глава состоит из двух разделов, в первом из которых показана история отношений «центр - регионы» на постсоветском пространстве и изображена роль Москвы в этой системе. Во втором разделе отражено влияние статуса столицы государства на развитие самой Москвы и территории страны в целом; собраны экспертные мнения относительно состояния российского федерализма на современном этапе.
В третьей главе дается характеристика федеративных отношений в Австрийской Республике, Королевстве Бельгия, Федеративной Республике Германия и Швейцарской Конфедерации и представлен анализ их воздействия на политику федеральных властей по отношению к частям федерации; установлены способы и методы взаимодействия и функционирования европейских стран в рамках регионального развития с учетом наднациональной политики ЕС, который также рассмотрен в качестве уникального примера федеративного союза. В заключении сделаны выводы, полученные в ходе изучения и исследования данной темы.
Федерация являет собой совокупность идей и принципов, сформированных соответствующими правовыми институтами и отношениями между центром и регионами. Именно от взаимодействия столицы с составными частями федерации зависит эффективность и результативность проводимых реформ и преобразований. Федерализм характеризуется как чрезвычайно емкий, сложный, многомерный и неоднозначный феномен, не исчерпывающийся в своем значении федеративной формой государственного устройства. Ему присущи гибкость, многообразие и динамичность развития.
В ходе проведенного исследования удалось рассмотреть признаки и особенности федерализма; изучить взаимоотношения между столицей и субъектами федерации на примере России и европейских стран-федераций, а также оценить место федеративных отношений и роль федерального центра в формировании региональной политики. Решение данных задач позволило достичь главной цели работы: выявить модель федерализма в Российской Федерации, в европейских федерациях и ее роль в проведении региональной политики государства.
Модели федерализма включают в себя тип федерализма и вид федерации:
1) Австрийская Республика - модель контролируемого федерализма;
2) Королевство Бельгия - компромиссная договорная модель федерализма;
3) Российская Федерация - модель государственного федерализма;
4) Федеративная Республика Германия - модель союзного федерализма;
5) Швейцарская Конфедерация - модель децентрализованного федерализма.
Каждая из них характеризует федерацию по различным политико-правовым критериям и по типу горизонтальных/вертикальных связей между федеральным, региональным и местным уровнями власти. Особенность этих моделей в том, что они описывают пять разных видов федераций: заменив один дифференциальный признак, можно получить совершенно новую модель федерализма. Если предположить, что двух идентичных друг другу федераций не существует, то количество моделей будет соответствовать количеству федеративных государств в мире.
Модель - это прообраз, ориентир для стран, решивших встать на путь федерализации. Однако «модель» всегда «беднее» оригинала и в этом ее преимущество с точки зрения познаваемости и управляемости. В итоге любую модель федерализма можно считать оригиналом, так как любая федерация уникальна по своей структуре и сущности. Это позволяет сделать вывод: попытки привести федеративные государства к единообразию не дадут результатов и не повысят эффективности в сфере государственного управления. Вклад британского профессора М. Берджеса здесь неоценим: говоря о гибкости федерализма, исследователь отмечал, что она, каждый раз проявляя себя по-разному, позволяет открывать новые, уникальные черты и механизмы функционирования отдельно взятой страны.
Форма государственно-территориального устройства напрямую влияет на проведение региональной политики. Все чаще региональная политика рассматривается как система мер, с помощью которых общенациональное правительство стремится снизить неравенство в уровне социально-экономического развития различных регионов. Такое определение характерно для Европейского Союза, где отмеченная задача является важнейшей в процессе интеграции территории. Региональная политика Швейцарии и ФРГ ориентирована на экономику и повышение уровня экономического развития кантонов и земель, а в Австрии и Бельгии региональная экономика и региональная политика разделены между собой. В Российской Федерации используется понятие государственной политики регионального развития - системы целей, задач и действий федерального правительства по политическому и социально-экономическому развитию субъектов РФ. Данное определение сводится к усилению роли федерального центра в системе отношений «центр - регионы».
Информации о воздействии столицы на взаимоотношения с регионами в Европе не так много - ей просто не отводится столько значения и внимания, как Москве. Зарубежная столица - формально место пребывания федеральных органов власти. К предметам ее ведения в большинстве своем относятся те, которые фактически может выполнять только федеральный центр: вопросы национальной обороны и внешней политики, распределение финансов и обеспечение устройства бюджетной системы на основе бюджетного федерализма. При этом составные части федерации обладают широкой автономией.
В Конституциях европейских федераций, в отличие от Конституции Российской Федерации, обязанности, полномочия и предметы ведения регионов, земель, кантонов подробно обозначены и прописаны. Это свидетельствует о том, что столичный статус должен обеспечивать дальнейшее развитие федеративных отношений, основанных на единстве пространства страны, а не быть предлогом для удовлетворения потребностей главного города за счет ослабления других субъектов.
Австрия и ФРГ образованы по территориальному принципу, остальные страны - по национально-территориальному. Там, где федеративное устройство отражает многонациональный характер общества, в большей степени развивается региональная обособленность. Положительный опыт европейских стран-федераций по выстраиванию диалога между центром и регионами подчас сложно заимствовать. Причина касается не столько конкретных механизмов регулирования региональной политики, сколько принципов, на которых оно основывается. Тем не менее некоторые элементы могут стать предметом обсуждения в нашей стране в рамках укрепления федеративных отношений:
Классификация регионов на примере NUTS ЕС; актуализация принципов регионального развития с акцентом на «неэкономические» направления; внедрение принципа диалектизма в законодательной сфере на примере Австрийской Республики; совершенствование системы формирования бюджета разных уровней и распределения налогов (например, в Швейцарии объем трансфертов кантонам определяется независимыми экономистами, а не правительством); снижение финансовой нагрузки на регионов-доноров. Стоит обсудить вариант разделения налогов, основанного на доходах физических лиц и количестве людей, проживающих на территории субъекта; стимулирование «здоровой» конкуренции между регионами, хотя бы частично исключающей вертикаль власти. Создание министерства, отвечающего за региональное развитие в контексте «неэкономических» приоритетов, целей и задач государственного управления; передача больших законодательных полномочий Совету Федерации РФ. Интересен опыт Швейцарии в ежегодной смене президента из действующего состава Федерального совета. В европейских государствах существует практика совместного обсуждения стратегии развития страны; союзное решение вопросов и учет интересов субъектов при разработке различных программ; регионы могут составлять стратегические документы и планы в соответствии с собственными интересами, предоставляя информацию федеральному правительству для дальнейшей систематизации и выбора направлений деятельности.
Федерализм - это путь к согласию, единству и справедливости. Опыт современных федераций показывает, что, несмотря на сложность организации власти и наличие ряда проблем, существующих в странах подобного вида, возможно построить стабильное федеративное государство, в основе которого заложены принципы взаимовыгодного сотрудничества центра и регионов.
Для федерализма важнейшим условием является оптимальное сочетание интересов общегосударственных с интересами региональными и территориальными. Сделать это можно в рамках региональной политики, целью которой является не только повышение качества и уровня жизни населения, но и единство мнений относительно управления пространством. Учет обеих тенденций: централизации и децентрализации - необходимое условие рационального разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.
1. Гринкевич Д. «Развитой федерализм: Силуанов объяснил централизацию бюджетных доходов». - [Б. м.], 2021. - URL: https://iz.ru/898031/dmitrii-grinkevich/razvityi- federalizm-siluanov-obiasnil-tcentralizatciiu-biudzhetnykh-dokhodov (дата обращения: 13.12.2020).
2. «ДЕКЛАРАЦИЯ ОТ 9 МАЯ 1950 ГОДА». - [Б. м.], 2021. - URL:
https://www.robert-schuman.eu/ru/doc/questions-d-europe/qe-391-ru.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
3. «Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)»
(Подписан в г. Париже 18.04.1951). - [Б. м.], 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15995#04211343697375465 (дата обращения: 02.02.2021).
4. «Евгений Примаков: единственной альтернативой для России является опора в первую очередь на внутренние резервы и возможности». - [Б. м.], 2021. - URL: https://tpprf.ru/ru/news/v-tsentre-mezhdunarodnoy-torgovH-moskvy-sostoitsya-zasedanie- merkuriy-kluba-i61924 (дата обращения: 02.05.2021).
5. Закон от 26.04.1990 «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Закон РФ от 15.04.1993 № 4802-1 (ред. от 25.05.2020) «О статусе столицы Российской Федерации» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. «Конституция Австрии». - [Б. м.], 2021. - URL:
https://worldconstitutions.ru/?p=160 (дата обращения: 01.02.2021).
8. «Конституция Бельгии». - [Б. м.], 2021. - URL:
https://worldconstitutions.ru/?p=157 (дата обращения: 22.01.2021).
9. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. «Конституция ФРГ». - [Б. м.], 2021. - URL:
https://worldconstitutions.ru/?p=155 (дата обращения: 22.01.2021).
11. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1993 № 146-ФЗ //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. «Союзная конституция Швейцарской Конфедерации». - [Б. м.], 2021. - URL: https://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss-- r.htm (дата обращения: 10.03.2021).
14. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2005. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
..140