АННОТАЦИЯ 3
Введение
1 Историческая память: проблемы изучения
1.1. Историческая память и профессиональная историография
1.2. История и память в медиасреде
2. Декабристы в российской историографии первой четверти XXI в.
2.1. Биографии декабристов в фокусе современной отечественной историографии
2.2. Изучение феномена «тайных обществ» в контексте политических и культурных процессов.
2.3. «Декабристская периферия» в отечественной исторической науке.
3. Историческая память о декабристах в дискурсе сообществ «ВКонтакте».
3.1. Структура цифрового исторического нарратива о декабристах: ключевые персоналии, тематики и направления дискурса
3.2. Анализ тональностей сетевого дискурса о декабристах.
3.3. Академический и публичный дискурс о декабристах: специфические черты и точки взаимодействия.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Приближающееся 200-летие восстания декабристов в 2025 г. активизирует общественную и научную рефлексию об этом событии. Репрезентации декабристов претерпели трансформации в период XIX-XXI вв., оставаясь при этом одним из знаковых событий в российской истории. В частности, обыденные представления о декабристах меняют контуры под воздействием цифровых медиа, что проявляется в разноречивых репрезентациях, не всегда совпадающими и даже входящими в противоречие с академическим дискурсом. Медиасреда выступает не только ретранслятором исторической памяти, но и активным агентом её переосмысления, формируя новые смыслы, интерпретации прошлого. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о степени влияния профессионального исторического знания на «общепринятые» представления и дискурсы о прошлом, развивающееся в социальных сетях, и их точки взаимодействия.
Кроме того, обращение к публичным и академическим дискурсам о декабристах как к индикаторам коллективных представлений о прошлом способно продемонстрировать, насколько сильно контекст настоящего влияет на историческую память в XXI в. Движение декабристов продолжает оставаться одним из составляющих «ядра» исторического сознания, к которому общество обращается в период переосмысления ценностей под воздействием социальных и политических изменений, через призму которых формируется отношение к прошлому, настоящему и будущему. Репрезентации декабристов - от геров и борцов до бунтарей - отражают напряженный процесс формирования исторической памяти российского общества. Актуальность изучения репрезентаций декабристов обусловлена стремлением понять механизмы производства исторических смыслов в контексте социально-политическими реалий современной России.
Степень изученности темы. Изучение истории декабристов имеет достаточно длительную традицию. Одним из первых, кто предпринял попытку осмыслить историю декабристов является А. Н. Пыпин. В книге «Общественное движение при Александре I» автор заключает, что декабристы не имели никакого плана, действия были непоследовательны, сумбурны и случайны . По мнению А. Н. Пыпина, они знали, что их стремлениям не суждено сбыться, наступал конец их идеалам, поэтому они решились выразить свои стремления и надежды через восстание . Исследователь акцентирует внимание на то, что дело декабристов стало следствием брожения идей в период царствования Александра I. Кроме того, автор указывает на то, что он видел декабристов как идеалистов, это роднило их с европейскими революционными кружками .
В советское время одним из крупных исследователей являлась М. В. Нечкина. В 1955 г. было выпущено два тома под название «Декабристы», где был проведен комплексный анализ движения декабристов и привлечен значительный корпус источников. В монографии излагалось классическое марксистко-ленинское видение декабристов, которое видело их как первых революционеров, выступивших против царизма .
Важно отметить, что историография о движении декабристов не позволяет в рамках данной работы охватить все существующие исследования ввиду их большого количества.
Переходя к анализу работ, посвященных непосредственному изучению репрезентаций декабристов, стоит отметить, что данной теме посвящено относительно немного работ и что все они появились на волне роста интереса к проблематике символических форм и исторической памяти.
Е. Б. Васильева изучила образ декабристов в журнальной прессе второй половины XIX - начала XX века. Историк выявила несколько образов декабристов - герои, реформаторы, праотцы революционных движений, просветители сибирского общества. Автор заключает, что репрезентации декабристов не были едиными и зависели от идейной и идеологической позиции журнала и его аудитории. Согласно автору, история декабристов служила средством актуализации идеологических компонентов, «в сознании читателей актуализировалась значимость движения в политической истории России» . В прессе часто происходило смешение политических и этических составляющих образа участника восстания, для их современников гораздо важнее была этическая оценка их поступков, чем определение их политической идентичности . Именно журналы второй половины XIX века стали основой формирования «декабристского мифа», в котором декабристы представляются как герои и жертвуют собой ради Отчества . Статья О. Б. Леонтьевой посвящена версиям декабристского мифа в русской культуре, которые зародились в XIX веке. Такими мифами являются - героико-романтический, официально-охранительный, либеральный. Автор приходит к выводу о том, что в эпоху реформ Александра II наиболее востребованным стал героико-романтический миф, его во многом закрепило влияние литературы, а именно произведения Н. А. Некрасова «Русские женщины» и «Дедушка» . Далее, после открытия архивов в начале XX века, миф деконструировался и на смену ему пришли представления о том, что декабристы были не романтиками, а расчётливыми и прагматичными деятелями .
Не менее информативными являются эссе философа М. Рожанского. В первой части эссе предметом размышлений стали репрезентации декабристов, начиная с дореволюционного периода и заканчивая постсоветским . Исследователь выделяет один общий «декабристский миф» и делит его на основные конструкты: революционный порыв дворян, самопожертвование женщин-декабристок, миф о просветителях Сибири. Как отмечает автор, все три конструкта активно муссировались в советский период. Рожанский делает вывод о том, что на современном этапе официальная «политика памяти» избегает активные упоминания и репрезентации декабристов, в театре и литературе предпринимаются попытки показать декабристов как обычных людей без аристократического и героического флера. Во второй части эссе автор размышляет о политической ангажированности образа декабристов из-за протестов в 2011-2012 гг. Автор анализирует какие репрезентации декабристов использовались официальной властью в это время. М. Рожанский приходит к выводу о том, что в политической риторике содержатся негативные коннотации восстания «безответственности и недомыслия», «политтехнологи сегодня наносят удар по советско-интеллигентской версии мифа» . В заключительной части М. Рожанский также анализирует современное состояние мифа о декабристах. Автор утверждает, что в России всё еще сильно имперское сознание, об этом говорит отсутствие общественных дискуссий на тему декабризма.
Исследователем репрезентаций декабристов на современном этапе является С. Е. Эрлих. Следует отметить его докторскую диссертацию на тему «Декабристы в исторической памяти 2000-2014» . Главными источниками для изучения исторической памяти об участниках движения служат интернет-СМИ, электронные версии журналов. Автор выделяет миф, как основную категорию исторической памяти. С. Е. Эрлих демонстрирует то, что есть несколько «декабристских мифов», внутри них также есть отдельные направления. Автор анализирует современную версию православно-монархического контр-мифа, зародившегося во времена царствования Николая I, который дискредитировал декабристов, такая тенденция наблюдается и в современный период. Далее был героико-мученический миф интеллигенции А. И. Герцена. Третьим из главных является миф, созданный советской властью. Автор приходит к выводу, что все три мифа имеют свою место в исторической памяти современного российского общества в разной степени. Автор характеризует современное состояние «декабристских мифов» и приходит к выводу о том, что герценовский миф утрачивает свое влияние на историческую память российского общества. Можно отметить, что исследования С. Е. Эрлиха и О. Б. Леонтьевой демонстрируют близость в методологических подходах и некоторых выводах.
В другой работе С.Е. Эрлиха «Метафора мятежа: декабристы в политической риторике путинской России» проанализированы основные тенденции представлений о декабристах российских интернет-пользователей и СМИ. Кроме того, автор анализирует, как используется образ декабристов во властной и оппозиционной политической риторике современности. Исследователь приходит к выводу о том, что репрезентации декабристов - это элемент прямой политической риторики, её активизация - индикатор оппозиционных настроений в стране . Представления о декабристах, как о героях, уходят на второй план исторической памяти и на их смену приходят новые интерпретации, одной из основных является то, что декабристы - это злодеи и смутьяны .
Еще одним заметным исследованием в направлении изучения памяти о декабристах является диссертация Д. И. Булдаковой. В работе автор анализирует специфику осмысления исторический событий в публицистике на примере восстания декабристов в досоветский, советский и современный период. Работа автора интересна с точки зрения рассмотрения современного периода. Д. И. Булдакова заключает, что в постсоветскую эпоху и начале 2000-х декабристов хотели увидеть, как предтеч реформаторов 1990-2000-х гг. Также автор анализирует фильм «Союз Спасения» (2019)» и приходит к выводу о том, что вокруг фильма началась полемика и отношение к декабристам в данном фильме негативное . Отдельное внимание уделяется четырем мифам: православно-монархическому, романтическому, либеральному и революционному, которые упоминали другие исследователи.
Среди англоязычных исследований можно отметить труд Л. Тригос . Автор анализирует память о декабристах с XIX века до начала первого срока В. В. Путина на посту президента РФ. Отметим, что данный подход не является принципиально новым, о трех самых устоявшихся мифах о декабристах, их политической ангажированности упоминают С. Е. Эрлих и О. Б. Леонтьева, Е. В. Васильева. Л. Тригос использует другой набор источников. Так, анализ репрезентаций она делала на основе кинематографа, художественной литературы, публицистики. Л. Тригос считает, что миф о декабристах в новом тысячелетии может быть сведен к минимальным использованиям в культурном пространстве из-за современной на момент исследования политической линии, которой, по мнению исследователя, не выгодно существование образа декабристов и-за приверженности к консервативной идеологии . С. Е. Эрлих в своей работе вступил в дискуссию с Л. Тригос, указывая на узкую источниковую база исследования, некорректные и упрощенные выводы о том, что спад интереса к декабристам произошел из-за «краха коммунистической идеологии» .
Таким образом, обзор историографии позволяет сделать вывод о том, что исследователями к настоящему моменту еще не был предпринят сравнительный анализ академических и медиа репрезентаций декабристов.
Объект: историческая память российского общества XXI вв.
Предмет: репрезентации памяти о декабристах в историографии и социальных медиа.
Цель: выявить специфику репрезентаций декабристов в современной российской историографии и социальных медиа (на примере социальной сети «ВКонтакте»)
Задачи:
1. Охарактеризовать современные теоретико-методологические подходы к изучению исторической памяти в профессиональной историографии и медиапространстве.
2. Выявить устоявшиеся представления о декабристах и дискуссионные вопросы в современной отечественной историографии.
3. Определить ключевые элементы нарратива о декабристах в сообществах «ВКонтакте», ориентированных на обсуждение сюжетов российской истории.
4. Провести сравнительный анализ репрезентаций декабристов, характерных для академического дискурса и виртуальных сообществ «ВКонтакте».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2001 г. по 2022 г. Нижняя граница обусловлена началом нового XXI века и массовым распространением Интернета и других форма медиа, повлиявших на восприятие прошлого. Верхняя граница обусловлена началом Россией в 2022 г. специальной военной операции, которая оказала значительное влияние на восприятие прошлого и на набор значимых для национального исторического знания сюжетов.
Методологическая база исследования включает в себя специальные методы исторического исследования (историко-сравнительный, историко-генетический) подходы исследований памяти (memory studies), так же методы автоматизированного анализа неструктурированных текстовых данных.
Историко-сравнительный метод помог провести сравнительный анализ репрезентаций декабристов в современной историографии и пространстве социальной сети «ВКонтакте».
Историко-генетический метод был использован для анализа динамики репрезентаций декабристов в историографии
Стержневое место в предпринятом исследовании занимает понятие «историческая память», которое понимается в интерпретации, предложенной отечественным исследователем Л. П. Репиной, как «...совокупность донаучных, научных, квазинаучных и всенаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом»26. Историческая память избирательна и актуализирована настоящим.
Для анализа исторической памяти о декабристах была использована концепция «социальных рамок памяти» М. Хальбвакса , в которой подчеркивается связь представлений о прошлом индивида с заданными обществом «рамками» современных ему культуры, языка, представлений о пространстве и времени, позволяющих упорядочивать, воспроизводить и интерпретировать прошлое. Для анализа медиа и академических репрезентаций был использован подход «культурной памяти», предложенный Я. и А. Ассман , согласно которым культурная память основывается на материальных носителях и культурных артефактах в виде текстов, ритуалов, памятников. Институты памяти отбирают события/личностей, значимых для общества, закрепляют это в форме текстов, ритуалов и т.д. и актуализирует в современном контексте при необходимости.
Необходимо также прояснить границы употребления в работе понятия «исторический нарратив». В представленном исследовании заимствует определение данное Ф. Анкерсмитом, который понимает под «историческим нарративом» «интерпретацию прошлого» . Особенностью исторического нарратива выступает его взаимосвязь с социально-историческими условиями, он зависит от этих условий, а также сам является элементом изменяющихся реалий . Сам нарратив «при помощи организации в единое целое придает смысл человеческим действиям и организует опыт, переживания во времени, упорядочивая события и действия в единый образ или сюжет», он складывается исходя из конкретных представлений человека о мире .
Кроме того, в работе использована технология автоматизированного интеллектуального анализа неструктурированных тестовых данных исторических сообществ «ВКонтакте» на базе аналитической платформы PolyAnalyst . Были применены следующие методы: частотный анализ (для выявления наиболее употребимых понятий и имен), кластеризация, извлечение сущностей (подробнее об этом в 3-й главе).
Источниковая база исследования была сформирована исходя из поставленных задач. Её можно разделить на две группы в зависимости от характера, особенностей информации, которую они содержат:
Отечественная историография:
Первую группу источников составляют монографии и статьи о движении декабристов и исторических деятелях, связанных с ним, выпущенные в период с 2001 по 2022 гг. Данный круг источников позволил выявить репрезентации декабристов, характерные для академического дискурса, и в последующим провести сравнительный анализ с репрезентациями декабристов в цифровом пространстве Рунета на примере социальной сети ВКонтакте, что соответствовало поставленным в работе задачам.
Материалы сетевых сообществ ВКонтакте:
Для анализа публичных репрезентаций участников декабрьского восстания 1825 г. была использована база данных записей сообществ «ВКонтакте» , сформированная в ходе выполнения проекта «Сетевой анализ современных представлений сообществ Рунета о России: основные исторические нарративы как основа национальной идентичности» в рамках государственного задания Минобрнауки, проект № FSWM-2022-0004. В указанную коллекцию данных были включены материалы тематических сообществ «ВКонтакте», ориентированных на обсуждение знаковых событий российской истории, к числу которых несомненно относится и восстание декабристов. Наличие готовой предобработанной базы данных и включенность памяти о декабристов в общее пространство исторических репрезентаций современного российского общества позволили привлечь эти материалы к анализу.
Объем базы данных составил 542 667 текстов (постов и комментариев) полученных из 829 сообществ. Из общего массива данных были выделены посты и комментарии, содержащие явные отсылки к дискурсу о декабристах (подробнее технология отбора материала представлена в главе 3). Итоговая выборка составила текстов 1311 постов из 36 сообществ. Выборка включает тексты из сообществ различной направленности.
Для данного исследования произведена тематическая классификация сообществ. Однако подчеркнем, что что границы между сообществами условны.
Классификация сетевых сообществ ВКонтакте:
1. Сетевые сообщества, которые ставят перед собой цель создать собственный, альтернативный исторический нарратив, политически ангажированные сообщества .
2. Группы ВКонтакте, которые ставят перед собой цель сохранить и популяризировать мемориальное наследие декабристов. Такими являются музейные сообщества .
3. Специализированные сообщества ВКонтакте, которые занимаются популяризацией знаний и информации об исторических сюжетах и личностях, в том числе, о декабристах .
4. Сообщества на другие тематики, в их числе паблики о книгах, фильмах,
39
городских лагерях пионеров и т. д.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Первая глава посвящена анализу современных теоретических подходов в области истории памяти. В первом параграфе рассматриваются концепции исторической памяти и её взаимосвязи с историографией. Во втором параграфе содержится информация о различных теориях о медиапамяти.
Во второй главе анализируются репрезентации декабристов в академическом дискурсе современности. В первом параграфе содержится информация о том, как рассматриваются биографии декабристов. Во втором параграфе освещаются интерпретации историков феномена «тайных обществ» декабристов, политических и культурных аспектов изучения истории движения декабристов. Третий параграф посвящён тому, как и какие сюжеты рассматривают исследователи в «декабристкой периферии», то есть сюжетам, которые менее распространены среди историков, чем биографии и общие культурные, политические области внутри декабризма.
В третьей главе рассматривается публичный дискурс о декабристах. В первом параграфе анализируются ключевые тематики, направления дискурса в сетевых сообществах ВКонтакте. Во втором параграфе проводится сравнительный анализ репрезентаций декабристов в историографии и в социальной сети ВКонтакте.
В заключении содержатся выводы исследования.
Целью данного исследования являлось выявление специфики репрезентаций декабристов в современной российской историографии и социальных медиа (на примере социальной сети «ВКонтакте»).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главной тенденцией в репрезентациях академического и публичного дискурса становится стремление отказаться от рассмотрения декабристов как героев-революционеров. Данная версия «декабристского мифа» постепенно начала утрачивать актуальность, начиная с 1991 г. после распада СССР, потому что именно в советский период был сформирован миф о «дворянах- революционерах», первых революционерах. Данный миф тесно переплетен с мифом А. И. Герцена, который был сформирован чуть раньше, декабристы представлялись в нем героями-мучениками, который жертвовали собой ради народа. Такие репрезентации долгое время жили в исторической памяти российского общества и до сих пор занимают в ней значимое место. Именно ассоциация с героями-революционерами служим мотивом для намеренного переосмысления представлений о декабристах, которое происходит в настоящем времени. Стоит отметить, что в данном направлении публичный и академический дискурса движутся синхронно. На переосмысление влияет методологическая переориентация - от макро к микроистории (история повседневности, memory studies и др.). Установка на отказ от советской идеологизации декабристов становится знаком объективности и позиционирования исследователя в рамках постсоветской академической традиции.
Тем не менее, образы в историографии и публичной среде имеют свою специфику. Современные репрезентации декабристов в академическом и публичном дискурсе демонстрируют свою неоднородность, несмотря на уже имеющиеся устойчивые образы и интерпретации. Для историографии характерен более стабильный и основательный подход к рассмотрению декабристов, он не имеют ярковыраженной полярности, интерпретации декабристов у историков демонстрируют близость в оценках и акцентах. Для историков движение декабристов представляет собой сложный феномен, который складывается из множества факторов, большой акцент делается на личностном факторе - как именно характер, жизненные ситуации могли влиять на стечение обстоятельств и их участии и активности в тайных обществах.
Для репрезентаций декабристов в цифровом пространстве характерна эмоциональность, мифологичность, стереотипность и наличие альтернативной линии истории. Пользователи социальных сетей могут выбирать, как писать и что писать в своей версии истории, основываясь лишь на таких источниках, как фильмы, художественная литература, СМИ, мнения комментаторов. Публичный дискурс в цифровой среде отражает содержание исторической памяти о декабристах, ценностные ориентиры и способы прочтения прошлого россиянами. В цифровом пространстве интерпретации более поверхностны и отличаются общим описанием событий декабрьского восстания и главного итога - казни пяти декабристов.
Близкий к героическому является миф о женах декабристов, как о таких же героинях- женщинах, совершивших подвиг. А также репрезентации декабристов, как безусловных просветителей Сибири.
В сетевых сообществах заметны противоположные нарративы о декабристах - левый и правый. Для левого характерен нарратив, где декабристы показаны как первые революционеры, жертвующие собой ради простого народа, что также отсылает нас к живому советскому наследию, о чем было написано выше.
Для правого дискурса характерна дискредитация образа декабристов. В данном дискурсе они представлены бунтовщиками без целей и программы. Акцент делается на том, что декабристы покушались на самодержавие, и на самом деле были слабы для того, чтобы взять власть в свои руки. Таким образом, образ декабристов на современном этапе несет в себе чрезмерную политическую ангажированность, служит инструментов для политической самоидентификации определенных социальных групп, служит инструментом для подтверждения приверженности к определенной идеологии.
Современные социальные, политические и культурные условия служат полем для борьбы интерпретаций и переосмысления движения декабристов. Так, например, вышедший фильм, как продукт культуры, стал поводом для обращения к хорошо знакомой героической версии «декабристского мифа». Процессы топонимических изменений в российских городах также служат катализатором для обращения к содержанию исторической памяти. Это вызывает широкий общественный резонанс, в цифровом пространстве, где социальные группы, которые идентифицируют себя как коммунистические или монархические обсуждают «десоветизацию России», «возрождение старой России». Данные споры вызывают конкуренцию исторических нарративов и ценностных ориентиров в современном сознании российского общества.
Кроме того, декабристы по-прежнему ассоциируются с символами свободы и поэтому в сетевых сообществах «ВКонтакте» сравниваются с российскими политическими оппозиционерами. Президентский срок В. В. Путина сравнивается правлением Николая I, указывая на консерватизм политической линии. На основании этого можно утверждать, что образы декабристов актуализируются и используются для объяснения современных событий.
Таким образом, академический и публичный дискурс имеют как точки соприкосновения, так и отличия. Но важно отметить, что и в одном, и в другом присутствуют нарративы о героях, подвиге жен декабристов и просветительской деятельности в Сибири, как наиболее закрепившиеся представления.
1. Акулич О. А. Иркутск и декабристы // Мир русского слова. - 2014. - №1. - С. 117-120.
2. Андреева Т. В. Эпоха Петра I в историческом сознании декабристов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2021. - Т. 20, № 1. - С. 71-81
3. Андреева Т. Н. Тайные общества в России в первой четверти XIX века: правительственная политика и общественное мнение : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Т. Н. Андреева. - СПб., 2010. - 53 с.
4. Артамонов Д. С. Легенда о призвании варяг в исторической памяти декабристов // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. - 2017. - № 9. - С. 16-26.
5. Белоусов М. С. Декабрист С. П. Трубецкой: от идеалистического патриотизма к петербургскому восстанию : автореф. дис. ... канд. ист. наук. / М. С. Белоусов. - СПб., 2012. - 28 с.
6. Белоусов М. С. Испанская «Подсказка» для декабриста (путешествие С. П. Трубецкого в Париж) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2015. - №4. - С. 33-44.
7. Бобков А. К. Эпистолярная и мемуарная публицистика декабристов Сибирского периода и ее влияние на общество // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2011. - №2. - С. 130-136.
8. Бойко В.П. Декабристы в Сибири: предпринимательство, образ жизни, социокультурный облик / В. П. Бойко. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013. - 270 с.
9. Васильева Е. Б. Образ декабриста в русской журнальной прессе во второй половине XIX - начале XX вв. : автореферат дис. ... канд. ист. наук / Васильева Е. Б. - Омск, 2008. - 26 с.
10. Васильева Е. Б. Письма и путевые заметки чиновников как источник для изучения представлений о декабристах в российском обществе во второй четверти XIX в // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. - 2013. - №2. - С. 17-23.
11. Васильева С. А. Просветительская деятельность декабристов в сибирской ссылке // Ведомости УИС. - 2014. - №12 (151). - С.32-35.
12. Вольф С. П. Вечевая вольность древнерусских республик в темпоральных представлениях декабристов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - № 4 (20). - С. 81-85.
13. Вольф С. П. Интеллектуальный конструкт «Европа» в пространственных представлениях декабристов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 4 (18).
- С. 41-43.
14. Глазкова Е. И. Вклад декабристов в развитие культуры и промышленности Сибири // Мир Большого Алтая. - 2015. - №1 (4). - С. 319-325.
15. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов: Когда решалась судьба России / Я. А. Гордин. - СПб. : Амфора, 2015 - 607 с.
..133