Аннотация
Введение 3
1 Становление государственно-церковных отношений на фоне изменений
политического устройства страны в 1917-1941 гг 11
1.1 Начало трансформации отношений между церковными институтами
и государством в 1917-1922 гг 11
1.2 Особенности взаимоотношений советской власти и церкви в период новых
политико-экономических преобразований (1923-1929 гг.) 17
1.3 Влияние второго пятилетнего плана на церковный институт в СССР до 1941 г 24
2 Идеологическое противостояние государственных органов власти и церкви 33
2.1 Становление и развитие атеистической пропаганды 33
2.2 Иллюстративно-агитационные материалы периодических атеистических изданий
как один из методов антирелигиозной пропаганды 39
2.3 Реализация антирелигиозной пропаганды на практике 53
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Приложение 68
Взаимоотношения церкви и советского государства в 1917-1941 гг. тема на первый взгляд уже давно исследованная и многим даже кажется, что в её структурную часть добавить нечего. Но, изучая данную тему более скрупулёзно, можно понять, что это не совсем так. Взаимоотношения любой категории - это всегда сложный процесс, а если они находятся в стадии какой-либо неприязни и вражды, то к ним обязательно добавляются различного рада методы или инструменты, которые позволяют воздействовать на взаимоотношения и подавлять любого из их участника.
У советской структуры власти по отношению к Церкви, в разные промежутки временного отрезка с 1917 г. по1941 г., были разные методы и инструменты борьбы, но основными из них были законодательный и агитационный, за которыми следовали и остальные побочные явления в виде репрессий или обрушение культурных основ русского общества.
Чтобы наглядно показать их воздействие и влияние на взаимоотношения этих двух представителей государственных и общественных основ, влияющих на жизнь России, мы должны будем исследовать документы антирелигиозной направленности всех категорий и с помощью этого добиться необходимого результата.
Для того, чтобы добиться результатов, в число которых входит обязательное достижение интеграционного добавления в данную тему её новых ранее недостаточно изученных материалов, мы должны будем использовать следующие инструменты:
Актуальность темы исследования: заключается в структурировании
исследования процессов взаимоотношений церкви и государства в период формирования и становления советской власти на территории бывшей Российской империи с конца 1917 г. по 1941 г. Данный процесс рассматривается с привлечением к работе различных документальных обоснований поэтапных процессов переменчивости контактов вербального уровня взаимоотношений между церковью и государством. Помимо документов законодательной или эпистолярной категории, в работе применяются документальные архивы периодической печати и сопровождающие их иллюстративные элементы антирелигиозной направленности. Их присутствие в рамках данной работы добавляет к тематической проблематике новизну, и позволяет расширить рамки объяснений определённых событий, связанных с противоречивостью взаимоотношений между церковью и государством в период с 1917 по 1941 г.
Объект исследования: конфессиональная политика в советском государстве в 1917-1941 гг.
Предмет исследования: антирелигиозная пропаганда советского государства с 1917 по 1941 гг.
Хронологические рамки исследования: 1917-1941 гг. Нижней временной границей является 1917 год, так как в этом году церковь и государство находились в стадии переходного процесса, который заключался в приходе к власти большевиков и начале проведения политики антирелигиозной направленности. Верхняя граница обоснована началом Великой Отечественной войны, когда изменилась религиозная политика государства (то есть стала более лояльна к церковному институту).
Историография исследования. Начиная с распада СССР в 1991 г. тематические вопросы, связанные с церковью. стали интересовать очень многих. Скорее всего, это было связанно с тем, что Россия, как государство, и русское общество в его многонациональном понимании стали чувствовать потребность в былых традиционных правилах жизни, которые по своей структурной сущности формировали его до революционных событий 1917 г.
Не секрет, что в 90-е г. Бога, как опору в жизни искали многие, даже самые яростные партийные и непартийные атеисты советского государства. Общество в целом нуждалось в Боге и историческая наука, как один из фундаментальных научных пластов мира науки, стала эту потребность удовлетворять в виде научных работ, излагающих все нюансы страданий церковного института в период существования советского государства.
Одной из первых работ в нашем историографическом разделе, связанных с тематикой церковного института и его взаимоотношений с государством в период 19171941 гг., является работа Я.Н. Щапова «Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы» 1996 г. Данная работа знаменательна тем, что в ней сосредоточены описательные моменты событий, связанные с формированием советского государства и развитие антирелигиозной политики по отношению к церковному институту. Это, безусловно, отображает некую последовательность событий, связанных именно с этой фрагментарной областью изучения и позволяет нам понять их логику. Усиливающим компонентом понимания темы являются фотографии и частичные фрагменты документов присутствующих в работе, связанные с тем периодом, которые своим иллюзорным воздействием позволяют понять насколько важна эта тема для русского общества и исторической науки.
В аналогичном направлении выстроена работа А.Л. Беглова «Русская Православная Церковь. XX в.» 2008 г. Её большое преимущество состоит в том, что она, по сравнению с работой Щапова Я.Н., пытается рассказать о церкви в советском государстве ещё более обширно и значимо. Она берёт полностью XX в. и пытается, вплоть до определённых дней в нём, рассказать историю церкви, иллюстрируя её фото сопровождением, текстовыми повествованиями событий и интеграцией во всё это немногочисленных фрагментов документальной хроники. Эта работа, бесспорно, позволяет увидеть полноценную картину церковной жизни всего XX в. в России или, во всяком случае, позволяет увидеть её структуру, даже, если и по каким-то вопросам не до конца полноценно, но именно это позволяет нам увидеть те упущенные нюансные пробелы, на которые мы постараемся акцентировать внимание в своём исследовании.
В отличие от выше упомянутых работ Щапова Я.Н. и Беглова А.Л., которые попытались охватить и рассказать о событиях существования церкви в государстве большевистского коммунизма в определённый исторический отрезок, в котором умещены многие события - монографическая работа Н.А. Неживых «Религиозный НЭП. Государственно-церковные отношения в 1920-е гг. (на материалах Зап. Сибири)» 2012 г., отображает малую фрагментарную часть этого исторического отрезка и событий, рассказывая только о 1920-х гг. на примере отдельного географического пространства советского государства. Эта монографическая работа позволяет понять и даже поразмыслить на тему церковной жизни в период расцвета так называемого НЭПа в советском государстве, который часто считается неким периодом стабилизации и надежды на демократические преобразования всеобщего государственного и социального блага. Надо также заметить, что работ, описывающих именно существование церкви в период НЭПа в советском государстве, существует значительный дефицит, такой вывод мы сделали, когда сами писали об этом в своей работе.
На тему церковных взаимоотношений с советским государством также писал историк С.Л. Фирсов, который в своей работе «Власть и огонь. Церковь и советское государство: 1918 - начало 1940-х гг.» 2014 г., поднял две значимые проблемы. Он рассмотрел роль декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» 1918 г. в области мнений о нём современников, но основной проблематикой его работы стал не декрет, а обновленческое движение, которое ярчайшем образом повлияло на институт церкви как единой и монолитной структуры в XX в. В работе даже представлены портретные описания деятельности основных обновленческих иерархов, что является особым исключением данной работы от всех остальных, с которыми нам довелось познакомиться. Для нас эта работа не являлось основной при написании исследовательской работы, но она позволила увидеть, каким влиятельным инструментом было обновленческое движение в руках советского государства по направлению реализации антирелигиозной борьбы.
В изучаемую нами тему, также внёс свой вклад А.А. Фаст в работе «Советское государство, религия и церковь 1917-1990. Документы и материалы», рассмотрев проблему взаимоотношений Советского государства с религией и церковью, на основе рассекреченных архивных документов государственных и партийных органов (ГПУ, ОГПУ, НКВД), материалов советской периодической печати, исследований учёных- религиоведов и т.д. Опершись на материалы и документы данной книги, мы сделали вывод, что с октябрьского переворота 1917 г. начались преследование религии и церкви, репрессии против священнослужителей и церкви.
Проблема взаимоотношений церкви и государства в историческом мире современной России освещается не только в научной литературе, которая обычно состоит из нескольких сот страниц и берёт в свою основную фундаментальную часть некие глобальные события, освещая их более полномасштабно, она также освещается и в статьях научных журналов. Их значительным преимуществом перед научной литературой является краткость, узкость тематического охвата и огромный спектр мнений на ту или иную часть проблемного направления, связанного с существованием церкви в советский период. Все научные статьи, с которыми нам довелось познакомиться в процессе работы над своим исследованием, мы разделили на определённые тематические категории:
1) «Государство, церковь и антирелигиозные законы». Данную категорию представляют статьи: М.С. Фокина «Государство религиозные отношения в СССР (Период с октября 1917 по 1941 гг.)» 2010 г.; А.С. Жанбосинова «Эволюция законодательно - правовой политики государства в отношении религиозного культа в 20-е гг. XX в.» 2009 г.
2) «Развитие антирелигиозных инструментов: кружки, массовая периодическая печать и т.д.». Данную категорию представляют статьи: Ю.П. Бардилева «Антирелигиозная пропаганда на европейском Севере России по материалам журналов «Антирелигиозник» и
«Безбожник» 2011 г.; Н.Ю. Стрелец «Возникновение и деятельность союза воинствующих безбожников в 1920-1940 годы в Оренбургской области» 2012 г.; А.В. Метель
«Становление антирелигиозной периодической печати в СССР (1990-1941 гг.)» 2013 г.;
3) «Рассмотрение проблемы взаимоотношений церкви и государства на региональных уровнях». Данную категорию представляют статьи: М.В. Пономарева «Борьба с религией как составляющая политической культуры советского общества 1917-1930-х гг. (На материалах Нижней Волги)»11 2009 г.; Е.Н. Бадмаева «Религиозная политика советского государства в период НЭПа: на примере Калмыцкой автономной области» 2009 г.; А.И. Тимиргазиева «Государственно религиозные отношения в советский период» 2014 г.; Н.Д. Васильева «Религия и власть в Якутии: из истории взаимоотношений» 2014 г.; А.А. Панарина «Характер взаимоотношений между православной церковью и советским государством в 1920-е гг. (На материалах Кубани)» 2018 г.
Из всех нами перечисленных историографических источников мы можем увидеть, что тема взаимоотношений церкви и государства освещается научно-историческим миром уже давно и многие из её проблемных частей неплохо разобраны и исследованы. Но, как и везде, даже на первый взгляд в хорошо изученной тематической области присутствуют пробелы и недочёты в виде некой недосказанности в разных её направлениях. Именно эти недочёты и недосказанность попытается устранить наше исследование.
Цель исследования - выявление антирелигиозных документов и определенных событий, связанных с гонениями института церкви с 1917 по 1941 г. со стороны советского государства и поиск в их содержании системной последовательности по вопросам политического взаимоотношения церкви и государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач
исследования:
1. С помощью антирелигиозных документов и источников, ссылающихся на них, реконструировать структуру взаимоотношений церкви и государства с 1917 по 1941 г.;
2. Выявить, какое влияние оказала советская система государственного устройства на церковь;
3. Проанализировать, какие инструменты государственного и законодательного характера применяло, в области антирелигиозной политики советское государство по отношению к церкви с 1917 по 1941 г.;
4. Проанализировать иллюстрации печатных антирелигиозных изданий и плакатов.
5. Выявить и проанализировать влияние проводившейся с 1917 по 1941 г. антирелигиозной политики на культуру России.
Методология исследования: сравнительно-исторический метод, проблемнохронологический метод, метод контент-анализа, ретроспективный метод.
Сравнительно-исторический метод позволил нам, путём сравнения трёх этапов, выявить особенности развития взаимоотношений между церковью и государством в разные отрезки времени. Проблемно-хронологический метод позволил нам изучить взаимоотношения церкви и государства в их последовательном развитии и в полной мере проследить логическое развитие проблемы между этими двумя институтами. Метод контент-анализа позволил получить определённые выводы с помощью анализа содержаний текстовой (законодательные акты, письма и др.) и графической (карикатуры, брошюры) информации. Ретроспективный метод через последовательную возвратную реконструкцию событий прошлого позволил нам проанализировать взаимоотношения церкви и государства и проводимую антирелигиозную политику.
Источниковая база исследования. Используемые в работе источники можно разделить на следующие категории: 1) законодательные акты, представленные
постановлениями, декретами и законами; 2) статистические материалы, в которых собраны необходимые количественные данные, например, такие как Всесоюзная перепись населения 1937 г. изложенная в полном объёме в книге В.Б. Жиромской, И.Н. Киселева и Ю.А. Полякова «Полвека под грифом секретно. Всесоюзная перепись населения 1937 г.» 1996 г.; 3) документы из личных архивов, к примеру, такие как дневниковые записи современников тех событий, а именно поэтессы О.Ф. Берггольц, академика Д.С. Лихачёва и др.; 4) периодическая печать антирелигиозной направленности, как журналы, брошюры, плакаты и пр....
При проведении нашего исследования нам удалось выявить определённые закономерности и новшества в структурных этапах взаимоотношений между церковью и Советским государством с осени 1917 по июнь 1941 г. Это было нами достигнуто за счёт привлечения, ранее мало вовлечённых в работу данной тематической направленности каких-либо источников, например, журналов периодической печати с антицерковной риторикой и их значительной и многообразной иллюстративной коллекцией, которая сильнейшим образом влияла на сознание общественных масс и тем самым позволяла менять вектор взаимоотношений между государством и церковью.
Сегодня многие исследователи исторической науки без сомнения скажут, что все нюансные части взаимоотношений церкви и советского государства давно уже изучены и их в принципе не стоит рассматривать глобально с научной точки зрения. Мы же, в свою очередь, с этим не согласны, так как любое дополнение с привлечением новых источников, которые ранее не совсем массово применялись при работе над любой исторической темой (в нашем случае, это взаимоотношение церкви и советского государства в период с 1917 по 1941 г.) способны изменить взгляд и понимание на те события и ту историческую интерпретацию событий, которые присутствовали ранее.
Всё это доказывает и подтверждает наша исследовательская работа, которая постаралась внести определённый вклад новизны в область изучения взаимоотношений церкви и советского государства, за счёт привлечения ранее мало использовавшихся источников и новой интерпретации старых.
Во-первых, нам удалось с помощью определённого списка антирелигиозных документов и источников, реконструировать структурную часть взаимоотношений церкви и государства с 1917 по 1941 г. Данная работа нами была проделана для того, чтобы увидеть и отметить для себя ряд закономерностей тех или иных действий, которые применяло советское государства по отношению к церкви в разные промежутки выбранного нами исторического отрезка. В результате этого мы разделили исторический отрезок с 1917 по 1941 г. на три этапа взаимоотношений, в которых наблюдался первоначальный пик репрессивных действий государства против церкви (1917-1922), потом последовал спад репрессивных действий (1923-1929) и снова пик, но уже более решительных и массовых репрессий (до 1941 г.). Это разделение позволило нам показать более явные последствия тех или иных действий советского государства по отношению к церкви.
Во-вторых, нам удалось выявить и проиллюстрировать в рамках нашего исследования основное влияние системных основ Советского государства на многовековую историю церковного института, которые до октябрьской революции (переворота) были основной частью общественной жизни России. Это позволило нам наглядно увидеть, как именно под влиянием определённых антирелигиозных действий Советского государства деформировалась традиционная жизнь русского общества по отношению к церковным традициям и к самой церкви, и как в этих условиях изменилась сама церковь.
В-третьих, нам удалось проанализировать, какие инструменты государственного и законодательного характера применяло, в области антирелигиозной политики советское государство по отношению к церкви с 1917 по 1941 г. Это позволило понять и выявить их структурную основу и упорядоченность, что, в свою очередь, открыло возможность наглядно увидеть их эффективность в том или ином направлении антирелигиозных действий государства по отношению к церкви.
В-четвертых, мы проанализировали иллюстрации печатных антирелигиозных изданий и плакатов. Этот анализ является новшеством нашего исследования, так как ранее подобные элементы антирелигиозной политики, применяющиеся советским государством по отношению к церкви, исследовались поверхностно, в общей их массе. Мы же останавливались на подобных материалах более подробно и собрали определённый их архив, что, в свою очередь, позволило нам провести полноценный анализ всего этого и сформулировать те или иные тенденции в их эволюционном плане. Также мы увидели, как тесно были сплетены антирелигиозное творчество любых печатных изданий данной направленности и политические основы государственной системы, которые эти веяния творческой и культурной эволюции поддерживало.
В-пятых, мы выявили и проанализировали влияние проводившейся с 1917 по 1941 г. антирелигиозной политики на культуру России. Это позволило нам увидеть, как эволюционировала культура России в тот период времени, когда из её культурных основ пытались изъять культурную идею церковной мысли во всех направлениях будь это: вера, литература, кинематограф, архитектура и т.д., что в свою очередь дало нам полноценную картину антирелигиозных процессов в России с 1917 по 1941 г.
Подводя итог нашей исследовательской работы, мы можем понять, что нам удалось расширить определённую базу пониманий уже имеющейся в научном историческом мире информации по тематике взаимоотношений церкви и государства в советский период с 1917 по 1941 г. и внести в её описание свою мыслительную интерпретацию по разным составным частям к ней относящихся. Помимо этого, нам удалось полноценно включить и развить в этой тематической основе элементы антирелигиозной периодической издательской отрасли, основной частью которой стали иллюстративные элементы антирелигиозной направленности, находящиеся на их страницах или отдельно как агитационный плакат. Это всё доказывает, что даже кажущаяся уже давно изученная тема исторической области не всегда является таковой и её всегда можно дополнить и обогатить новыми фактами или понятиями, что мы по итогу и сделали, тем самым актуализировав свою исследовательскую работу.
1. 2 февраля 1918 г. // Московские ведомости : православный взгляд на события в России и мире. - 2022. - URL: http://mosvedi.ru/blogs/4/667.html#:~:text= (дата обращения: 02.05.2022).
2. №160 Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния.
18 декабря 1917 г. - 2022. - URL: https://istmat.org/node/28231 (дата обращения:
09.05.2022).
3. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Воспоминания. Репрессии 30-х. - 2016. - URL: https://cont.ws/@kpd365/460485 (дата обращения: 31.05.2022).
4. Антирелигиозная азбука. - М. ; Л. : Утильбюро Изогиза 1933. - 26 с.
5. Архивы Кремля. Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. / подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. - Новосибирск : Сиб. хронограф ; М. : РОССПЭН, 19971998. - Кн. 1. - 597 с.
6. Атеист (Москва). - 1926.
7. Безбожник (Москва). - 1925-1934, 1938-1941.
8. Безбожный крокодил (Москва). - 1924, 1925.
9. Выступление И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. - 2022. - URL:
https://ru.wikisource.org/wiki/Выступление_И._В._Сталина_по_радио_3_июля_1941_г (дата обращения: 30.05.2022).
10. Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле. 26 октября (8 ноября) 1917.
-2022. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_zemle.htm (дата обращения:
30.04.2022).
11. Декрет о второй пятилетке от 15 мая 1932 г. - 2019. - URL:
https://www.liveinternet.ru/users/4951044/post276392645/ (дата обращения: 02.05.2022).
12. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». - 2022. - URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения: 02.05.2022).
13. К критике гегелевской философии права. Введение. - 2022. - URL:
https://fil.wikireading.ru/17995 (дата обращения: 18.05.2022).
14. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля
1918 г.) (прекратила действие). - 2022. - URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-
rsfsr/1918/chapter/1b55d7aed16d41d8f6f6bd1ff00b7bb6/ (дата обращения: 18.05.2022).
15. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) - 2022. - URL: https://constitution.garant.ru/ history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3958676/chapter/9903d706745464d9fcec0b0ad12d9e32/ (дата обращения 18.05.2022)....60