Аннотация
Введение 6
Глава 1: Мода и костюм в музее: история и теоретические исследования 12
1.1 История появления моды в музее 12
1.2 Зарубежные и российские музеи моды и костюма 17
1.3 Костюм как предмет коллекции. Частные и музейные собрания в
России
Глава 2: Практические аспекты деятельности музеев по сохранению,
экспонированию и актуализации моды и костюма 33
2.1 Специфика фондовой деятельности по хранению предметов одежды в
музейных коллекциях 33
2.2 Отечественный и зарубежный опыт реставрации и реконструкции
костюма 46
2.3 Экспозиции моды и костюма в музеях мира 52
2.4 Мода в музее: коммерческие мероприятия 59
Заключение 65
Список использованных источников и литературы: 67
Приложение 73
Приложение А. Фото с экспозиций моды и костюма в музеях 73
Приложение Б. Фото с коммерческих мероприятий моды в музее 79
Актуальность. В современном мире мода проникла практически во все сферы жизнедеятельности человека. Как и на протяжении многих веков, в современном обществе мода диктует своеобразные правила, которым следует большая часть населения нашей планеты. Также мода может дать нам общую характеристику той или иной эпохи, она транслирует ценности и идеалы времени. Помимо этого, историческое развитие человека неразрывно связано с одеждой. Мода не существует сама по себе. Она является отражением общественной жизни.
Поэтому особенности формирования, сохранения и экспонирования коллекций моды и костюма в стенах музея определяют актуальность исследования.
Степень изученности темы. В основном, данная тема полностью или частично раскрыта в научных статьях, опубликованных в периодических журналах и сборниках.
Среди таких статей следует выделить работу М.Т. Мельника «Музеи моды: специфика и туристический потенциал», в которой раскрывается эволюция восприятия моды и костюма, история появления музеев моды, выявляются особенности экспонирования модного костюма в музейном пространстве, а также подчеркивается важность музеев моды в качестве туристических аттракторов и мест культурнообразовательного и развлекательного туризма .
Статья Е. Шубиной «Люди и манекены» посвящена истории зарождения моды в музее в зарубежных странах. В этой работе упомянуты известные деятели, которые способствовали развитию данной тематики, а также их роль. Выявлена периодизация взаимоотношений моды и музея 2.
В статье С.А. Глебушкина «История собирательства русского традиционного костюма России» описан традиционный русский костюм как объект собирательской, научной и художественно-творческой деятельности. Автором систематизируется информация об известных российских коллекционерах и исследователях русского традиционного костюма .
Среди таких работ следует выделить статью Н. А. Валевской «Костюм как предмет коллекции», в которой рассмотрены примеры из российского коллекционирования костюма на рубеже XIX-XX веков2.
Для изучения данной тематики важна работа Л.А. Климовой. «Костюм как объект музейного и выставочного пространства». В ней кратко затронуты одни из самых известных выставок моды, а также различные существующие технологии организации музейного и выставочного пространства для демонстрации костюма.
Статья Н. Ефимовой «Мода в музее: история и стратегии репрезентации» посвящена истории эволюции экспозиционной деятельности музея в сфере моды и костюма. Помимо этого, в данной статье рассмотрены различные подходы и методы репрезентации моды в музее.
В статье А.В. Коневой «Fashion curation: от мифа - к перформансу» рассматривается феномен кураторства в сфере модных выставок, а также описаны различные выставки моды в мировых музеях и затронуты известные личности этой сферы деятельности.
В работах Е.В. Кумпан, А.И. Камалетдиновой «Реконструкция, как основной метод воссоздания исторического национального костюма» и Н.Н.
Головченко «К вопросу о выборе метода реставрации тканей одежды населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа» достаточно подробно описан процесс реконструкции и реставрации, одежды и текстиля 1.
Л.С. Ильичева в своей статье «Исторический костюм в музее: к проблеме выставочной интерпретации» анализирует организацию тематических выставок в музее, посвященных историческому костюму .
В работе В.В. Бриковой «История развития весеннего бала» затрагивается тема взаимодействия моды, искусства и музейной среды. Основной материал статьи посвящен мероприятию Met Gala. Событие проводится ежегодно, каждый первый понедельник мая в Институте костюма в Музее искусств Метрополитен и посвященный открытию тематической экспозиции. Ежегодный бал Института костюма является самым известным мероприятие моды, проводимое в стенах музея .
Источниковая база включает:
1. Законодательные акты.
В работе используются выдержки из официальных законов РФ:
Приказа Министерства культур СССР от 17 июля 1985 года №290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» и Приказа Минкультуры РФ от 23 июля 2020 года № 847 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций».
2. Электронные ресурсы.
В данной работе немаловажны и Интернет-ресурсы. В основном - это официальные сайты рассматриваемых музеев, таких как Метрополитен - музея, Музея Виктории и Альберта, Музея Гальера, МВЦ «Музей моды», Государственный исторический музей, Санкт-Петербургский
государственный музей театрального и музыкального искусства и др.
3. Периодические издания.
В дипломной работе используются материалы из периодических изданий «Vogue», «The art newspaper Russia», «The New York Times» и «Tatler».
4. Документы рекомендательного характера, написанные профессиональным музейным сообществом - Рекомендации Комитета музеев и коллекций костюма ИКОМ по хранению костюма.
В целом, я считаю, что полноценных исследований по обозначенной теме не очень много, что подтверждает актуальность и научную значимость темы.
Объектом исследования является мода и костюм в музее.
Предмет исследования - теоретические и практические подходы к сохранению и актуализации моды и костюма в музее .
Целью работы является выявление и изучении специфики формирования, сохранения и актуализации моды и костюма в музее.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю появления коллекций моды в музее.
2. Проанализировать зарубежные и российские музеи моды и костюма.
3. Рассмотреть костюм как предмет частных и музейных коллекций.
4. Охарактеризовать специфику фондовой деятельности по хранению предметов одежды в музейных коллекциях.
фонд правовых и нормативно-технических документов : [Электронный ресурс]. — URL:
https://docs.cntd.ru/document/542672925 (дата обращения: 05.05.2021).
5. Изучить отечественный и зарубежный опыт реставрации и реконструкции костюма.
6. Проанализировать выставки моды и костюма в музеях мира
7. Охарактеризовать коммерческую деятельность музеев, которая связана с модой и костюмом.
В работе используются следующие методы:
1. Метод анализа. Теоретическая база ВКР - это литература и электронные ресурсы, рассказывающие о деятельности музеев моды, коллекциях, которые были проанализированы с целью достижения поставленной цели и задач. Помимо этого, в данной работе исследуется специфика фондовой деятельности по хранению предметов одежды в музейных коллекциях.
2. Метод историзма использован для изучения процесса зарождения моды в музее и истории формирований коллекций моды и костюма.
3. Биографический метод в данной работе потребовался для изучения биографий коллекционеров, меценатов, кураторов в области модных выставок, в частности, при написании параграфа о историке моды А. Васильеве.
4. Метод аналогии использован для сравнения зарубежного и российского опыта музеев моды и костюма, а также для выявления особенностей и сравнения зарубежных и отечественных методов реставрации и реконструкции костюма.
5. Метод обобщения использован в описании музейного дела в области моды и костюма.
Научная новизна дипломной работы заключается в анализе исторического, законодательного контекстов и современной музейной практики, применительно к предметам одежды, текстилю.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в расширении представления о зарождении, существовании и бытовании моды в музее, а также формировании, сохранении и актуализации коллекций костюмов и текстиля в аспекте музейной практики.
Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть использованы в таких учебных курсах, как «История моды», «История музеев», «Учет и хранение музейных предметов» и др., а также непосредственно в музейной работе.
Хронологические рамки исследования затрагивают XIX - XXI века. Верхняя граница обусловлена зарождением интереса к коллекционированию костюма (XIX-XX века), нижняя - к сохранению и репрезентации моды в стенах музея.
Географические рамки исследования включают, главным образом, Россию, а также фрагментарно страны Западной Европы, США, Японию.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения. Прилагается список использованных источников и литературы, а также Приложения А и Б.
Таким образом, можно сделать вывод, что мода появилась в музее еще в XIX веке в рамках экспозиций исторического костюма. Сама мода становится одним из объектов, подлежащих музеефикации, во второй половине XX столетия. Именно тогда появляются первые специализированные музеи моды и костюма, а также проводятся первые экспозиции.
В современное время музеи моды и костюма пользуются большой популярностью. Среди таких музеев можно выделить Институт костюма при Метрополитен-музее (Нью-Йорк, США); Музей костюма в Киото (Япония); Музей моды в Дворце Гальера (Париж, Франция); Музей моды MOMU (Антверпен, Бельгия); МВЦ «Музей Моды» (Москва, Россия) и др.
Отечественный опыт создания музеев моды не столь масштабен, как зарубежный, но в российских музеях хранится большое количество костюмов различных эпох, как в виде отдельных коллекций, так и единичных экземпляров. Одна из причин широкого спектра коллекций костюма в российских музеев - коллекционирование и собирательство частных лиц.
Для того чтобы коллекции костюма и текстиля не утеряли своей ценности и качественно сохранились, в музейном деле используется практика учета и хранения. В российской музейной практике применяются законы, в которых описаны основные этапы и особенности учета и хранения предметов одежды, обуви, аксессуаров в музеях и фондах (Приказ Министерства культур СССР от 17 июля 1985 года №290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» и Приказ Минкультуры РФ от 23 июля 2020 года № 847 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций»). В зарубежной - Рекомендации Комитета музеев и коллекций костюма ИКОМ по хранению костюма.
Основными методами сохранения и воссоздания музейных костюмов и текстиля является реконструкция и реставрация. Опыт Института костюма музея Метрополитен показывает, что в процессе реставрации предметов одежды могут использоваться совершенно нестандартные технологии.
Экспозиции моды и костюма в современное время невероятно популярны среди посетителей. Такие выставки чаще всего посвящены либо историческому костюму, который отражает моду той или иной эпохи, либо выдающимся кутюрье и домам моды.
Для актуализации взаимодействия моды, искусства и музея, в различных музеях проходят коммерческие мероприятия, связанные с данной тематикой. Самое известное и популярное событие - Met Gala, которое проводится Институтом Костюма при Метрополитен-музее.
Подводя итог по всей проделанной работе, можно утверждать, что формирование, сохранение и экспонирование моды и костюма в музее - актуальная тема. Соединяя в себе утилитарную, эстетическую и знаковую функции, костюм являет собой своеобразное зеркало эпохи, отражая в яркой, зримой форме ее социальные, материальные и духовные особенности и достижения.
1. Fashion and Museums: Theory and Practice / Marie Riegels Melchior, Birgitta Svensson (eds.). - London, New York : Bloomsbury, 2014. - 232 pp
2. Азархи С.В. Размышления о концепции Санкт-Петербургского музея костюма // Мода в контексте культуры : сб. ст. 2 -й науч.-практ. конф. / С.-Петерб. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2007. - Т. 175, вып. 2. - С. 5-10
3. Бабурина Н.Ф, Полетаева В.В, Мода как отражение социальной структуры Российской империи XIX столетия (на примере дворянского сословия) // Верхневолжский филологический вестник - 2018. - № 4 (15). - С. 223-229.
4. Бодрийяр Ж. Мода, или феерия кода: легковесность уже виденного // Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. — Москва : Добросвет, 2000. — 387 c.
5. Брикова В.В. История развития весеннего бала / В.В. Брикова. // ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна , 2019. — С. 720-725.
6. Быков А.В. Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории / А.В. Быков. - Издательский центр «Золотые леса». - Пемза, 2011. - С.135-138.
7. Валевская Н.А. Костюм как предмет коллекции // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 27. - С. I-III
8. Валевская Н.А. Обоснование необходимости создания первого музея моды и костюма в России // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 5. - С. 229-235.
9. Васильев А. Европейская мода 3 века / А. Васильев. — Москва : СЛОВО/SLOVO, 2010. — 440 c.
10. Васильев А. Этюды о моде и стиле / А. Васильев. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2015. — 592 c.
11. Глебушкин С.А. История собирательства русского
традиционного костюма в России / С. А. Глебушкин. // ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. ВЕСТНИК МГХПА. — 2018. — № 2-2. — С. 69-85.
12. Головченко Н.Н. К вопросу о выборе метода реставрации тканец одежды населения верхнего Приобья эпохи Раннего железа // Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего востока: проблемы, гипотезы, факты. - Изд. Полиграфист. - 2018. - С.113-115.
13. Демиденко Ю.Б. Костюм в музее / Ю.Б. Демиденко // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2009. — № 11. — С. 179-188.
14. Ефимова Л.В. Русский костюм. Государственный исторический музей / Л.В. Ефимова. — Москва : Советская Россия , 1989. — 310 с.
15. Ефимова Н. Мода в музее: история и стратегии репрезентации / Н. Ефимова. // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2016. — № 38. — С. 285-301....49