Аннотация
Часть I. Особенности создания и восприятия визуальных текстов (на примере серийных комиксов для дошкольников и младших школьников) 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Модификация контента в визуальных текстах (на примере серийных комиксов) 16
1.1 История формирования комикса как вида издания 16
1.2 Текст в эпоху визуальности 22
1.3 Трансформация функций современного серийного комикса 25
Глава 2. Особенности читательского восприятия визуальных текстов в детской среде 40
2.1 Поколенческий подход в анализе восприятия визуального контента .... 40
2.2 Психологические особенности восприятия визуальных текстов
дошкольниками и младшими школьниками 46
2.3 Проблема детского восприятия образовательных комиксов (на основе
социологического опроса) 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Часть II. Редактура рукописи Елены Амбросовой «Такие нужные люди» .... 84
Редакторская рецензия на рукопись Елены Амбросовой «Такие нужные люди» 85
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания Дениса Макурина «Поморская окутка. Лоскутные сказки» 88
Темой выпускной квалификационной работы выступают особенности создания и восприятия визуальных текстов (на примере серийных комиксов для дошкольников и младших школьников). Проблема работы заключается в особенностях создания и восприятия визуальных текстов в детской среде.
Актуальность исследования связана с тем, что на сегодняшний день детские издания продолжают держаться на лидерских позициях в российском книгоиздании. В Отраслевом докладе книжного рынка России за 2023 г. приводятся данные о том, что в сегменте детско-юношеской литературы в 2022 г. было издано 13 857 названий книг и брошюр, что на 4,6% больше, чем в 2021 г. и на 1,4% больше, чем в 2019 г. Тираж детско-юношеских изданий составил 81,2 млн экз., что на 0,2% больше, чем в 2021 г., однако на 15,1% меньше, чем в 2019 г.. Число названий растет с каждым годом, что и указывает на увеличение спроса данного вида изданий.
Однако проблемной темой для детских изданий является падение интереса к чтению у современных детей. В связи с этим в настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития психологии детей нового поколения «альфа». Как отмечает Д. И. Фельдштейн, ребенок XXI в. просто стал другим, и на то есть ряд причин, одной из которых является кардинальное изменение читательских практик у детей нового поколения. Дети, уже родившиеся в эпоху Интернета, с самых малых лет привыкли к восприятию визуального контента через различные гаджеты. В своей научной статье Т. Е. Беньковская пишет об этом следующее: «Наблюдения над детьми и подростками, родившимися в конце 1990-х-2000-
гиперактивностью, рассеянным вниманием, неспособностью сосредоточиться на поставленной задаче; они испытывают трудности в чтении как художественных, так и учебных текстов, представленных в привычном линейном формате, в их запоминании, в выявлении главной мысли; им гораздо интереснее смотреть, чем читать. Учителя и методисты вынуждены признать, что еще недавно сложившиеся в науке и школьной практике методы, приемы, формы изучения учебных предметов в школе, дававшие успешные результаты, сегодня зачастую “не работают”». Данные выводы следует связывать с тем, что современное поколение более независимое, творческое и рациональное, хотя последние две характеристики кажутся противоположными. Проявление независимости и творчества современным поколением выражается в том, что дети не хотят «зубрить» конспекты и лекции, им проще посмотреть видео по интересующей теме или послушать подкаст.
Но, помимо этого, дети цифровой эпохи рационально распределяют свое время и не считают необходимым тратить его на чтение учебников и какой- либо другой развивающей литературы. Ю. В. Щербинина высказывается в своей книге «Время Библиоскопов» по поводу того, что «это поколение имитаторов, которые активно пользуются книгами, то и дело обращаются к ним, любят рассматривать, хотят обсуждать, но гораздо реже... читают». Процесс чтения действительно редуцируется до поверхностного восприятия, однако нельзя утверждать, что современные дети совсем перестали читать. Данный процесс сместили более новые, современные форматы, однако это произошло слишком быстро, из-за чего и возникает проблема модификации детского восприятия развивающей информации.
Материал по комиксам, анализируемый в данный работе, предоставляет обширный выбор тем, начиная от морских животных и анатомии, до истории, географии и мифов. Такое разнообразие тематики имеет большой потенциал в образовательной сфере среди старших дошкольников и младших школьников, так как, помимо новых форматов, издательства предлагают возможность детям развиваться через интересующие их темы. Даже если информация и усвоится относительно поверхностно в связи с особенностями восприятия, но пока у ребенка есть интерес к какой-либо теме, он будет развиваться и получать новые знания.
Говоря подробнее о более новых форматах книжных изданий, исследователи активно внедряют такие термины, как тексты «новой природы», «креолизованный текст» и изотекст.
Все термины имеют одну общую черту - сочетание вербальной и невербальной знаковой системы. Е. Н. Пищерская дает следующее определение креолизованным текстам: «Такие тексты называются
креолизованными, поскольку они представляют собой результат креолизации - процесса смешения и интеграции разнородных кодов в единое целое». Ю. А. Сорокин и Е. Ф. Тарасов впервые ввели термин «креолизованный текст», который по сей день употребляется различными учеными. Это «текст, фактура которого состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой или речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)».
Креолизованные тексты относятся к так называемым текстам «новой природы». По сути, эти понятия равнозначны, так как «новые тексты» подразумевают под собой вербальные тексты, дополненные невербальными элементами. Разница терминов заключается в том, что «новые тексты» находятся на стадии разработки и модификации, так как появляются новые форматы и жанры, которые начинают пользоваться огромной популярностью, однако они могут и не прижиться в современном обществе. Тексты «новой природы» - более широкое понятие. Креолизованные же тексты - это уже сформированные новые форматы, результат модификации. Т. Е. Беньковская в своей работе называет эти тексты такими терминами, как «флипбек», «флипбук», «буктрейлер», неовинтаж», «шебби-бук», «партворк», «билд-ап», «виммельбух», «книгли», «комикс» и другие.
Понятие «изотекст» является наиболее современным и актуальным для нашей темы и чаще всего применяется к креолизованным текстам. А. И. Кунин дает ему следующее определение: «Изотекст» - это наше выдуманное слово, понадобившееся для того, чтобы можно было говорить о явлениях, свойственных одновременно и комиксам, и манга, и графическим новеллам, и всему спектру видов и способов рассказывания историй через последовательность изображений». Понятие «изотекст» состоит из двух слов: «изображение» и «текст». Таким образом, под данным термином можно подразумевать невербальное (изображение), дополненное вербальным текстом.
Помимо проблемы восприятия, в работе обозначается проблема целевой установки при создании текстов, предназначенных для развития детей. На сегодняшний день формируется новый жанр образовательного комикса в связи с тематической направленностью, но ввиду отсутствия строгих требований при создании изданий подобного вида, а также небольшому ассортименту на отечественном рынке, в самих изданиях нередко отсутствует маркировка о принадлежности к данному виду. Большую часть комиксов на образовательную тематику приписывают к изданиям для досуга, однако стоит вопрос о том, являются ли издания, предназначенные для развития и образования, досуговыми? Подобные издания имеют право маркироваться, как «образовательные» или «развивающие», но в издательской среде пока что нет требований к незакрепленному официально виду изданий, отчего нередко происходит размытость читательского адреса.
Таким образом, актуальность обращения к проблеме потенциала визуальных текстов в передаче образовательной информации в комиксах для детей обусловлена недостаточной изученностью формирования иного типа восприятия текстов «новой природы» в детской среде.
Новизна работы обусловлена выявлением нового жанра в изданиях комиксов для детей и психологических особенностей их восприятия (на примере образовательного комикса).
Гипотеза работы заключается в том, что, несмотря на размытость типовидовых особенностей в изданиях комиксов для детей, издательства активно выпускают серии образовательных комиксов. Таким образом, формируется новый жанр комикса, направленный на развитие и образование детей, а также новый вид издания, который может именоваться как «образовательное/развивающее издание».
Целью работы становится выявление особенностей создания и восприятия визуальных текстов в детской читательской среде на примере комиксов для детей.
Достижению цели способствует выполнение следующих задач:
1. Изучить историю формирования комикса как вида издания.
2. Дать определение визуальным текстам и выявить их особенности.
3. Показать процесс модификации комикса для детей из развлекательного в образовательный жанр и выявить особенности его создания.
4. Описать теорию поколений и выявить психологические особенности восприятия информации детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
5. Провести социологический опрос родителей и педагогов.
Объектом исследования становятся современные комиксы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предметом исследования будет выступать выявление особенностей создания и восприятия визуальных текстов в детской среде на примере серийных комиксов.
В ходе работы будут использоваться описательный, аналитический, типологический, книговедческий и социологический методы исследования.
История вопроса. В последние десятилетия появился целый ряд интересных и актуальных исследований, связанных с заявленной проблемой.
На сегодняшний день создано уже значительное количество исследований в области вида комикса. В первую очередь стоит упомянуть статью А. А. Сорокиной, в которой описывается исторический аспект вида комикса и его сформировавшиеся особенности. Н. Э. Куликова в своей статье анализирует комикс как вид издания в контексте истории и современности и описывает внутреннюю структуру подобного рода изданий.
Преподаватель и руководитель Центра комиксов и визуальной культуры А. И. Кунин посвятил очень много исследований комиксам, рассматривая их, прежде всего, как изотекст. Его статьи являются основополагающими в данной работе в определении особенностей комикса и изотекста. Исследователь в докладе на Российской международной научно-практической конференции 2010 г., посвященной изотекстам, впервые вводит данное
понятие в оборот и дает ему определение в контексте жанров комикса и
книжек-картинок. В статье, посвященной первым российским
исследованиями в области комикса, Кунин описывает историю изучения комиксов в отечественной практике, начиная с конца 1990-х гг. и до 2020 г.. Он берет за основу своего исследования научные труды Е. В. Козлова, А. Г. Сонина и К. В. Полякова, в которых освещается специфика комикса как явления культуры и искусства. Таким образом, благодаря данному исследованию, можно ознакомиться с историей жанра и проследить изменения в изучении этой области.
Комиксы в контексте образовательного пространства описаны в работе Ю. В. Лукиных, где комикс рассматривается уже не только как источник развлекательного контента, но и как посредник в передаче нового знания. Автор описывает особенности комикса в контексте психологических процессов, а также приводит ряд требований к комиксу для его дальнейшего применения в образовательном процессе.
Т. А. Васильева анализирует комиксы в области дизайна и технического воплощения в рамках образовательного пространства. Исследователь в своей статье рассматривает принципы создания комикса для поколения с клиповым мышлением.
Т. Е. Беньковская в уже указанной научной статье, посвященной текстам «новой природы» и возможностям их использования в литературном образовании современных школьников, анализирует причины трудностей, связанных с освоением традиционных текстов современными школьниками, родившимися в цифровую эпоху, а также рассматривает особенности их мышления, направленного на восприятие визуализированной информации.
Одним из значимых исследований в нашей работе станет статья Н. А. Симбирцевой по визуальным текстам в современной культуре. Автор рассматривает понятие визуального текста как культурное явление, формирующее особый тип мышления - визуальный. Исследователь анализирует его как нечто неотъемлемое от человека, вследствие чего визуальные тексты и тенденция к «упрощению» имеют неизбежный характер культуры.
Трансформацию модели чтения и мышления в своей работе описывает исследователь в области издательского дела и редактирования Т. Л. Воробьева. Автор анализирует изменения читательских процессов и понятия «чтения» в целом, которые значительно сказываются на деятельности издательской сферы. Она рассматривает данные изменения как закономерное явление, к которому необходимо адаптироваться в образовательном и книгоиздательском процессах.
Проблему возрастной психологии поднимают в своих исследованиях В. В. Абраменкова, А. А. Буданцова, Л. Ф. Обухова. В работе В. А. Деркунской описывается портрет современного дошкольника, а О. В.
Чикишева характеризует психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Все вышеперечисленные исследования будут необходимы для понимания психологии детей заданного в исследовании возраста, для выявления требований редакторской подготовки к детским изданиям, что и будет рассмотрено в нашей работе.
Д. И. Фельдштейн в своем исследовании по глубинным изменениям современного детства и обусловленной ими актуализации психологопедагогических проблем развития образования поднимает проблему научного поиска способов стимуляции роста и совершенствования творческих способностей и критического мышления каждого юного человека.
Знаменитый ученый Л. С. Выготский еще в 20-е годы XX в. написал фундаментальную работу по детской психологии, много раз переизданную, в которой были освещены основные проблемы возрастных этапов развития ребенка, раскрыты особенности каждого возраста. В нашем исследовании данный труд поможет при описании психологических черт детей дошкольного и младшего школьного возрастов. В учебном издании В. С. Мухиной также описывается проблематика возрастной психологии, при которой акцентируется мысль о том, что развитие детей происходит через определенную деятельность, помогающую в процессе формирования личности каждого человека.
В научной статье И. А. Айзиковой и Т. Л. Воробьевой по восприятию изобразительного текста актуализируется и проблематизируется вопрос эффективности междисциплинарного подхода к изучению изобразительных текстов и их восприятия с учетом современной цифровой и наступающей постцифровой реальности. В данной работе также предлагается обзор методологических подходов по отношению к изобразительным текстам, что помогает выделить критерии редакторской подготовки изданий данного типа.
Ведущим исследованием в области создания и восприятия изобразительного текста в детской среде является учебное пособие Д. П. Зылевич по редакторской подготовке изданий для детей. Исследователь характеризует особенности редакторской подготовки различных видов детских изданий с учетом читательского адреса. Бакалаврская работа выпускницы кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования Т. А. Титоренко по редакторской подготовке развивающих изданий для детей младшего школьного возраста также помогает выявить особенности при создании подобных текстов.
О. Л. Иванова в статье по психологическим особенностям визуальных текстов и композиций обозначает значимость визуальной коммуникации в образовательном процессе, а также описывает особенности восприятия информации.
В статье М. А. Алуевой описываются особенности рисунка, значимые для адекватного восприятия детьми информации через изобразительный ряд.
Автор анализирует функции иллюстрации в тексте и их связь с вербальным контентом.
Материалом нашего исследования в итоге становится определенный корпус изданий комиксов для детей, приближенных к образовательному: издание под авторством Виолы Джейсон «Пищеварение» из серии «Научный комикс», «Морские животные в комиксах» и «Мифята. Крит рулит» Кристофа Казнова из серии «Комиксы», «Большое путешествие в прошлое. Истории в комиксах» Френсиса Дюркина и Грейс Кук из серии «Историонавты» и издание «Якари в гостях у бобров» автора Жоб из серии «Комиксы»....
В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель - выявлены особенности создания и восприятия визуальных текстов на примере серийных образовательных комиксов для дошкольников и младших школьников.
Реализованная цель подтвердилась и в задачах, поставленных во Введении.
Как было показано в результате анализа нашего вида изданий и социологического опроса, жанр комикса в современных условиях демонстрирует устойчивую тенденцию к трансформации: от развлекательного формата - к образовательному. При этом сохраняется его структурная специфика, включающая сочетание вербального и визуального компонентов, что обусловливает его отнесение к текстам креолизованного типа или изотекстам. Такие тексты, которые имеют общее понятие «визуальные тексты», обладают высоким потенциалом в процессе передачи информации детям цифрового поколения (поколение альфа), отличающимся выраженным визуальным и клиповым мышлением. Это определяет актуальность включения визуальных форматов, в частности, комиксов, в образовательные и воспитательные практики.
Учитывая возрастные и когнитивные особенности детей указанного возраста, образовательные комиксы способствуют повышению уровня вовлеченности и мотивации к получению знаний. Важным элементом их эффективности выступает диалогическая форма изложения, простота лексики и наглядность иллюстративного материала.
Анализ результатов социологического опроса подтвердил высокий интерес к комиксу как форме подачи развивающего контента среди педагогов и родителей, однако указал на дефицит четких критериев и стандартов для отнесения издания к категории образовательного.
Таким образом, была подтверждена гипотеза о формировании нового вида издания - образовательного комикса, обладающего рядом характерных типологических признаков и функциональных возможностей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для дальнейшего совершенствования издательских стратегий в сегменте детской литературы.
Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой теоретической базы и типологии образовательного комикса как отдельного вида издания, уточнением критериев редакторской подготовки комиксов, адаптированных под разные возрастные группы детей, а также расширением эмпирического материала путем включения отечественных и зарубежных серий комиксов, отражающих современные подходы к развивающему обучению.
1. Джейсон В. Пищеварение // Научный комикс: серия. М: «МИФ», 2022. 128 с.
2. Дюркин Ф., Кук, Г. Большое путешествие в прошлое. Истории в комиксах // Историонавты: серия. М: «Эксмо», 2025. 253 с.
3. Жоб. Якари в гостях у бобров // Комиксы: серия. М: «Ламинария», 2023. 48 с.
4. Казнов К. Мифята. Крит рулит // Комиксы: серия. М: «Пешком в историю», 2023. Т. 8. 56 с.
5. Казнов К. Морские животные в комиксах // Комиксы: серия. М: «Пешком в историю», 2023. Т. 2. 48 с.
Нормативно-официальные документы
6. ГОСТ 34860-2022. Издания книжные и журнальные для детей и
подростков. Методы контроля. URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200189348 (дата обращения: 22.01.2024).
7. ГОСТ Р 7.0.60-2020. Издания. Основные виды. Термины и
определения. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200175699 (дата
обращения: 25.06.2023).
8. Книжный рынок России. Состояние, тенденции Отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2023. 100 с.
9. О перечне технических регламентов Евразийского экономического
союза (технических регламентов Таможенного союза) Решение Коллегии ЕЭК от 02.04.2019 N 52. URL:
https://www.novotest.ru/upload/iblock/794/Reshenie-Kollegii-Evraziyskoy- ekonomicheskoy-komissii-ot-2-aprelya-2019-g.-N-52.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
10.ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. URL: https://pechataem.ru/klientam/gostyi/ost-29.127-96.izdaniya-knizhnyie-dlya- detej.html (дата обращения: 19.12.2023).
11. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями на 23 сентября 2022 года). URL: https://www.novotest.ru/tr- ts/007-2011/tr-ts-007-2011.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
12. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ
(последняя редакция). URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата
обращения: 10.06.2024).
Учебная литература
13. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
14. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
15. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Интеллектуальная визуализация сущности: учеб. пособие. Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1999. 223 с....56