Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Миграционный кризис 2015-2016 гг. 16
1.1 Понятие миграции в современном мире 16
1.2 Миграционный кризис 2015-2016 гг. 26
Глава 2 Последствия Миграционного кризиса 2015-2016 для ФРГ и реакция немецкого общества. 30
2.1 Последствия Миграционного кризиса 2015-2016 гг. для ФРГ. 30
2.1.1 Экономические последствия 35
2.1.2 Этнокультурные различия 38
2.1.3 Уровень преступности 40
2.1.4 Террористическая активность 43
2.2 Реакция немецкого общества на Миграционный кризис 46
Глава 3 Влияние Миграционного кризиса 2015-2016 гг. на внутриполитическое развитие Германии 56
3.1 Влияние Миграционного кризиса 2015-2016 гг. в Германии на предвыборные
программы партий в связи с парламентскими выборами 2017 и 2021 гг. 56
3.1.1 ХДС/ХСС 56
3.1.2 СДПГ 59
3.1.3 Альтернатива для Германии (АдГ) 61
3.1.4 Зеленые 64
3.1.5 Левые 67
3.1.6 СВДП 68
3.1.7 Результаты выборов в Бундестаг в 2017 и 2021 гг. 70
3.2 Механизмы решения Миграционного кризиса, принимаемые федеральным
правительством 75
Заключение 91
Список использованных источников и литературы: 94
Сегодня больше людей, чем когда-либо, живут в стране, отличной от той, в которой они родились. Согласно отчету Международной организации по миграции за 2022 год, в 2020 году число международных мигрантов в мире оценивалось почти в 281 млн человек, что на 59 миллион больше, чем в 2010 году. Количество мигрантов уже перевалило за отметку, которую, ученые предполагали, человечество достигнет только к 2030 г. Возрастающие потоки мигрантов, их колоссальное
влияние на различные сферы общественной жизни подталкивают государства искать различные пути решения зародившегося кризиса посредством налаживания
международного диалога. Причем проблема массовости миграции присутствует почти в большинстве регионов мира.
Причины кроются в ускоренном развития технологий связи и транспорта, упрощении отправления и получения информации, что привело к возникновению такого процесса, как глобализация, или процесс экономической, политической и культурной интеграции стран мира в единый мировой рынок. Данный феномен приводит к ускорению обмена товарами, услугами, капиталом, информацией и культурой между странами, а также к увеличению международных связей и зависимостей между странами во всем мире, что говорит о современной глобализации, как о важной повестки дня в мировой политике.
Глобализация трансформировала большинство мировых процессов. Одним из таких процессов стала миграция, которая стала играть значимую роль в экономическом развитии государств, в перераспределении существующих центров силы и создании новых. С начала 21 века можно говорить о том, что миграция приобрела глобальные масштабы, ведь почти большинство регионов мира в той или иной степени столкнулось с данным явлением. Теперь миграция рассматривается не просто как механическое перемещение небольшого количества людей из одной
страны в другую, но важнейшее международное явление, способствующее
изменениям в демографии, экономике, политике, образовании, культуре.
Глобализация миграции относится к числу противоречивых проявлений глобализации. Массовость современной миграции отражают набор глобальных, политических, экономических, демографических, культурных и экологических проблем, свидетельствуя о неравенстве в мире, который, несмотря на это, становится все более и более взаимозависимым. Высокая мобильность угрожает национальному государству, даже если оно оказывает сильное сопротивление. Кроме того появляются такие термины, как мультикультурализм, позитивная дискриминация, космополитизм, транснационализм, политика диаспоры других стран и многостороннее управление.
Явным проявлением укоренившейся проблемы миграции стал Миграционный кризис 2015-2016 гг, развернувшийся в Европе, когда большая часть Европы, а в частности Германия, столкнулась с беспрецедентным потоком беженцев, хлынувшим на европейский континент из стран Ближнего Востока и Африки. Данный кризис был обозначен как крупнейший со времен Второй мировой войны. Особенностью данного кризиса является еще и то, что в этот мощный миграционный поток слились потоки различных видов мигрантов - легальных, нелегальных и экономических.
Масштабы и неконтролируемый характер кризиса привели к различным разногласиям, как в самом Европейском союзе, так и внутри государств, столкнувшимся с беженцами.
Несмотря на заверения правительства Германии в том, что страна выдержит возникшие трудности, будет с готовностью помогать лицам, ищущим убежища, страна все равно стукнулась с значительными экономическими, политическими последствиями, а также проблемами национальной безопасности и социальной сферы. Возникшая ситуация породила социальные напряжения внутри государства. Многие немцы остались недовольны механизмами, которые предпринимались политическим руководством в отношении мигрантов, что вылилось в перераспределении политических сил в результате выборов в бундестаг в 2017 г. Все шесть партий старались предложить в своих предвыборных программах идеальный рецепт того, как немецкому государству следует справляться с возникшими трудностями. И хотя в силу предпринимаемых инициатив для преодоления последствий кризиса, миграционный вопрос не занимал первое по важности место в предстоящих выборах в Бундестаг в 2021 г., он все еще является важной вехой в политическом дискурсе ФРГ.
Несмотря на то, что Европейская комиссия объявила окончание Миграционного кризиса еще в 2019 г. миграция все еще остается значительной проблемой в силу возрастающих конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке, а также неравномерных экономических условий между странами, экологических катастроф и политических кризисов по всему миру. Именно поэтому исследования в области влияния миграционной проблемы, как на международном, так и на национальном уровне все еще являются актуальными. Кроме того, актуальность темы исследования определяется еще и тем фактом, что успешный опыт Германии по преодолению Миграционного кризиса может послужить примером для стран с высоким уровнем иммиграции. К примеру, Россия, по данным ООН в 2021 г., была на 4 месте по числу проживающих на её территории международных мигрантов. Опыт Германии показывает, как государству важно прислушиваться к различным группам давления для преодоления различных проблем при формировании своей внутренней и внешней политики, чтобы не провоцировать социальные напряжения внутри общества.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает Миграционная ситуация в ФРГ.
Предмет исследования - влияние миграционного кризиса 2015-2016 гг. на внутриполитическое развитие Германии.
Цель исследования - выявить, каким образом Миграционный кризис 20152016 гг. смог повлиять на внутриполитическое развитие Германии. Под внутриполитическим развитием понимаются предпринимаемые законодательные инициативы в области миграции, изменение миграционной повестки в программах партий, а также расстановка политических сил в ходе парламентских выборов, ставшие следствием миграционного кризиса.
Цель достигается благодаря решению следующих задач:
1. Определить понятие миграции в современном мире;
2. Выяснить причины Миграционного кризиса 2015-2016 гг.;
3. Определить, с какими последствиями столкнулась ФРГ, в связи с Миграционным кризисом;
4. Проследить, как происходила поляризация немецкого общества в отношении миграционной повестки;
5. Выяснить, каким образом изменилась миграционная повестка в программах партий накануне парламентских выборов 2017 и 2021 гг;
6. Выявить пути решения Миграционного кризиса, которые предпринимало немецкое государство в рамках своей страны.
Хронологические рамки исследования охватывают временной период с 2015 по 2021 гг. Нижняя граница исследования обусловлена началом Миграционного
кризиса в Европе, а также началом политики отрытых дверей в Германии. Выбор же верхней рамки обусловлен отставкой Ангелы Меркель и окончанием её
миграционной политики. Кроме того, в 2021 году проходили выборы в Бундестаг, благодаря которым можно сделать выводы об успешности или неудаче предпринимаемых правительством механизмов по преодолению кризиса.
Источниковой базой работы являются следующие группы источников:
1) Официальные государственные документы. В том числе отчеты федеральных ведомств (отчет Министерство внутренних дел Германии за 2015 г. , за 2017 г. , которые позволяли оценить масштаб миграционных потоков, прибывающих в Германию за период всего кризиса, доклад ведомства по защите конституции земли Саксония за 2017 г., благодаря которому можно было сделать выводы о степени влияния мусульманской общины в Германии на новоприбывших мигрантов-мусульман, международные соглашения (соглашение ЕС с Турцией о возвращении нелегальных мигрантов обратно на территорию Турции и выделении финансовой помощи, при помощи которого Германия стремилась сократить количество мигрантов, прибывающих через Эгейское море), законодательные акты («Закон об ускорении процесса предоставления убежища» или Asylpaket I, Закон о лучшем исполнении обязательства покинуть страну, Закон о воссоединении семей для лиц, имеющих право на дополнительную защиту, а также Закон об интеграции (Integrationsgesetz) 2016 года, которые продемонстрировали явное стремление германских властей ужесточить иммиграционное законодательство, ограничить количество прибывающих мигрантов и ввести новые требования для интеграции).
2) Официальные заявления государственных лиц. Прежде всего, речь Ангелы Меркель на своей ежегодной пресс-конференции в 2015 году, на которой она обозначила свое стремление оказать помощь беженцам и открыть «двери» в Германию для всех нуждающихся, что являлось спусковым крючком для устремившихся в Германию мигрантов, заявление министра иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайера, который утверждал, что главной причиной кризиса является конфликт в Сирии. Кроме того важное значение сыграли комментарий президента Федерального ведомства уголовной полиции Германии, Хольгер Мюнх, о том, что основной причиной массовых преступлений в Кёльне в 2016 году выступает массовая иммиграция, а также заявление президента Управления по защите конституции, Ганс Маасен, в 2016 году о том, что службы безопасности изначально недооценили угрозу
терроризма , которые позволили сделать выводы о взаимосвязи между массовой миграции и ростом преступности и террористической активности в стране.
3) Статистические данные. Данные из Федерального статистического
управление (Destatis) о количестве получателей стандартных льгот, данные, предоставленные компанией Statista об уровне инфляции и безработицы в период кризиса, уровне преступности и росте угрозы терроризма позволили сделать определенные выводы о последствиях Миграционного кризиса для ФРГ.
4) Предвыборные программы партий, вошедших в правительство, за 2013, 2017 и 2021 гг. Предвыборные программы шести партий, вошедших в бундестаг: программы ХДС/ХСС за 2013 г. и 2017 г., СДПГ, СвДП, Зеленых, Левых и АдГ позволяют выявить, каким образом миграционная повестка в программах изменилась за прошедшие несколько лет и прийти к необходимым выводам.
5) Публикации в немецких СМИ, выходящие в период хронологических рамок. К
примеру, статьи о событиях в Кёльне в 2016 году26 , о драке между
беженцами из разных стран в специализированном центре в Гамбурге, а также о теракте в Вюрцбурге дополняют информацию о последствиях Миграционного кризиса, а репортажи о демонстрациях в разных немецких городах в поддержку мигрантов и против движения ПЕГИДЫ позволяли продемонстрировать явную поляризацию немецкого общества в данный
период....
Итак, в результате исследования было выяснено, что универсального понятия «миграция» так и не было сформировано, хотя данное явление начало привлекать к себе все больше внимания еще с 19 века. Особое внимание получает отдельный вид миграции - международная миграция. Считается, что под влиянием современных процессов данное явление начинает все больше влиять как на внутриполитическое развитие, так и на международные отношения. Под воздействием глобализации появляются новые миграционные концепции и теории, объясняющие процессы массовой международной миграции.
Миграционный кризис 2015-2016 гг. также оказался в центре внимания, как яркий пример трансформирующихся миграционных процессов. Проведенная исследовательская работа показала, что Миграционный кризис 2015 -2016 гг. - комплексная проблема, являющаяся следствием взаимодействия различных факторов. Это и мировой экономический кризис, и увеличение социального неравенства во многих регионах планеты, и неугасающие войны и гражданские конфликты в странах третьего мира. Таким образом, нельзя сказать, что какая-то одна причина имеет превалирующее значение над другими. Кризис - вполне логичное последствие существующих глобальных проблем.
Проанализировав последствия, с которыми столкнулась ФРГ в результате кризиса, были сделаны следующие выводы. Прежде всего, не все опасения населения оказались оправданы, так, финансовые расходы на содержание беженцев не сказались негативно на экономике страны. Несмотря на возросшие социальные расходы, уровни инфляции и безработицы оставались низкими, а в экономике уже несколько лет сохранялся профицит. Однако негативные последствия также имели место быть. К примеру, этнокультурные различия только усугубились в результате прибытия большого количества мигрантов из разных культур, что, несомненно, отрицательно сказалось на процессе интеграции в немецкое общество. Многие беженцы все еще остаются привержены своим культурным традициям и обычаям, которые нередко нарушают Основной закон страны. Это привело к тому, что случаи присутствия иностранного элемента при совершении преступлений увеличились в несколько раз. Кроме того, после 2015 года в стране заметно возросла террористическая активность. Обострившаяся проблема безопасности значительно сказалась на настроениях среди самих немцев, все больше граждан выступали против политики открытых дверей, а правительство начало предпринимать шаги по пересмотру существующей институциональной базы.
Так, проявляющиеся последствия миграционного кризиса разделили немецкое общество на два лагеря. К первому относились люди, поддерживающие стремление государства помочь беженцам, они с готовностью собирали необходимые вещи и продукты, представляли безвозмездную помощь с переводами и оформлением документов. Кроме того, проиммигрантскую позицию занимали неправительственные организации, к примеру, организация ProAsyl, католическая церковь, которая собирала большие пожертвования для беженцев, а также частный бизнес, заинтересованный в либерализации миграционного законодательства исходя из собственных соображений. Однако в стране также расцветали антииммигрнатские настроения, которые проявлялись в возросшей популярности праворадикальных движений, а рейтинги этаблированных партий заметно падали.
Поэтому Миграционный кризис 2015-2016 гг. значительно отразился на предвыборных программах партий перед парламентскими выборами в 2017 г. Каждая из партий значительно расширила миграционную повестку по сравнению с 2013 г., предлагая свои варианты решения кризиса. Изменениям подверглись также
статьи, касающиеся сферы безопасности, трудоустройства, образования. Трансформации в программах партий очевидно были продиктованы непростой обстановкой, в которой оказалась ФРГ к 2017 г. в результате кризиса.
По итогам выборов 2017 года произошла заметная перестановка политических сил. Молодая партия АдГ заняла третье место, тем самым становясь официальной оппозицией. Так впервые в истории современной Германии в Бундестаге была представлена правопопулистская партия, что сделало возможным транслировать более широкий круг политических мнений и взглядов в парламенте страны. Представляя интересы правых социальных групп, АдГ удавалось корректировать политическую повестку в отношении миграционного вопроса.
Однако в результате выборов 2021 г. произошла новая перестановка сил: ХДС/ХСС потеряли свою лидирующую позицию, в большую коалицию вошла относительно молодая и прогрессивная партия «Зеленых», а АдГ не удалось надежно закрепиться на своем месте. Миграционный вопрос отошел на задний план, уступая место новым глобальным вызовам, которым, по мнению избирателей, нужно было уделить больше внимания. Кроме того, судя по всему, правительству ФРГ удалось справиться с последствиями миграционного кризиса до такой степени, чтобы удовлетворить электорат.
В целом, под напором общественности политика открытых дверей была быстро свернута, что отразилось на ужесточении миграционного законодательства. Перед немецким правительством стояли, прежде всего, задачи по ограничению миграционных потоков в страну, упрощению процедуры получения убежища, обеспечению более эффективной и отвечающей запросам немецкого общества интеграции новоприбывшего население, а также укреплению внутренней безопасности. Принимаемые же инициативы в стремлении сгладить поляризацию общества (Закон об упрощенной депортации, Закон о воссоединении семей, снижение денежных пособий для беженцев) нередко встречали критику, как со стороны левых партий и правозащитных организаций, так и со стороны правых.
Таким образом, отвечая на исследовательский вопрос: “Каким образом Миграционный кризис 2015-2016 гг. смог повлиять на внутриполитическое развитие Германии?”, можно прийти к выводу, что последствия миграционного кризиса поспособствовали социальному напряжению в стране и падению рейтингов этаблированных партий. Отвечая на социальный запрос, партии внесли большие изменения в отношении миграционной повестки накануне парламентских выборов, предлагая различные пути решений выхода из кризиса. В результате чего в парламенте произошла перегруппировка сил, а официальной оппозицией впервые стала правопопулисткая партия АдГ. Впоследствии немецкое правительство придерживалось политики ужесточения миграционного законодательства, стремясь ограничить миграционные потоки и ввести более требовательные правила нахождения в стране и интеграции мигрантов в немецкое общество.