Введение 3
1 Музей в современном информационном пространстве 10
1.1 Способы презентации музеев в Интернете 10
1.2 Коммуникация в социальных сетях 14
1.3 Результаты цифровизации 16
2 Информационные технологии в музейном деле 19
2.1 Цели и задачи виртуализации музейного пространства 19
2.2 Понятия «виртуальный тур» и «виртуальная выставка» 21
2.3 Достоинства и недостатки виртуальных выставок и туров 24
2.4 Перспективы и проблемы размещения музейных коллекций в
виртуальном пространстве 27
3 Томские музеи в сети Интернет 29
3.1 Анализ веб-сайтов томских музеев 29
3.2 Анализ страниц в социальных сетях томских музеев 40
3.3 Анализ проектов Томского областного краеведческого музея 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 59
Приложения 65
Приложение А Томский областной краеведческий музей 65
Приложения Б Томский областной художественный музей 75
Приложение В Музей истории Томска 84
Приложение Г Музей славянской мифологии 91
Приложение Д Областной дом искусств 101
Актуальность и научная значимость. Пандемия коронавируса существенно повлияла на деятельность учреждений культуры: музеи, библиотеки, театры закрылись на карантин, все выставки и спектакли были отменены. В марте 2020 года все томские музеи оказались закрыты в связи с распространением COVID-19, но благодаря интернет-технологиям их коллекции остались доступными для посетителей.
Современный музей - это не просто помещение для хранения и демонстрации экспонатов. В последние годы происходит информатизация музейного пространства, музеи создают каталоги коллекций, виртуальные выставки и SD-туры, проводят экскурсии в прямом эфире с помощью социальных сетей.
В конце XX - начале XXI вв. информационные технологии стали распространяться практически во всех сферах жизни общества, но вместе с этим стационарные музеи стали терять своих посетителей. Постепенно пришло осознание того, что информатизация музеев необходима для привлечения новых посетителей и создания дополнительных возможностей для досуга и образования. Ситуация с пандемией COVID -19 стала импульсом к развитию новых форматов музейных коммуникаций.
В 2000-е гг. вместе с глобальной цифровизацией возникла необходимость в цифровизации музейной среды. Музеи начали коммуникацию со следующими сегментами потенциальной музейной аудитории: лица с ограниченными возможностями здрововья, пользователи Интернета и социальных сетей, жители удалённых местностей, иногородние и иностранные туристы. Интенсивное внедрение информационных технологий в музейную деятельность помогает перейти на следующую ступень в области охраны и популяризации культурного наследия. Кроме того, разнообразные информационные технологии дают больше возможностей для знакомства с экспонатами. Например, технологии виртуальной и дополненной реальности делают возможным взаимодействие с экспонатами.
В условиях полной невозможности посетить стационарный музей, виртуальные музейные пространства обладают огромным потенциалом по популяризации культурного наследия.
Историографический обзор. История применения информационных технологий в музейной деятельности изучена достаточно хорошо. Подобную информацию можно найти в разного рода научных работах и публикациях о внедрении Интернет-технологий в сферу культуры и в музейное дело в частности, современной музейной практике, музейной коммуникации.
Изучение интернет-технологий в музейной сфере и коммуникации посредством социальных сетей началось сразу же после начала распространения данного явления - в начале XXI в. Одна из первых работ об использовании Интернет-технологий в российских музеях - статья Шековой Е.Л. «Особенности маркетинга некоммерческих организаций культуры: российский опыт», тема которой посвящена исключительно маркетингу музеев посредством сети Интернет. Среди ранних работ, посвящённых Интернет-технологиям исключительно в музейной деятельности - научная статья под названием «Проблемы и перспективы развития интернет- технологий в деятельности современных музеев» Самосудовой Л.С.
Подробно о присутствии музеев в Интернет-пространстве, в том числе и о презентации музеев в социальных сетях, написано в статьях томского музееведа Сизовой Ирины Алексеевны 3,4,5.
О постепенных преобразованиях музейной среды, вызванных переходом к информационному типу общества, с культурологической точки зрения написано в работах Гиль Александры Юрьевны. 6,7,8,9 В монографии «Трансформация музея в культуре информационного общества» представлены исследования в области культуры информационного общества, спроецированные на деятельность современного музея. Особое внимание уделяется созданию концепции развития музея посредством использования электронных ресурсов и возможности их применения в музейной деятельности.
Тема презентации музеев в Интернете также поднимается в статьях Ужеговой Натальи Александровны , Малковой Елены Владимировны11,12.
О музейном маркетинге посредством социальных сетей можно узнать из статей Бабарыкиной Татьяны Сергеевны.13,14
Практическая деятельность музеев в условиях карантина как предмет научного исследования ещё не получила широкого освещения. На данный момент имеются несколько научных статей о функционировании сферы культуры в период пандемии COVID-19 авторов Плещенко Владислава Игоревича , Саркисовой Елены Геннадьевны , Ипатовой Светланы Сергеевны .
Цель работы: анализ деятельности томских музеев в сети Интернет, проводимой во время карантина.
Конкретные задачи:
1. Найти способы презентации музеев в Интернете;
2. Определить функции и цели присутствия музеев в онлайн-среде;
3. Охарактеризовать процесс музейной коммуникации в социальных сетях;
4. Дать определения понятиям «виртуальный тур» и «виртуальная выставка»;
5. Найти достоинства и недостатки виртуальных выставок и туров;
6. Определить проблемы и перспективы размещения музейных коллекций в виртуальном пространстве;
7. Проанализировать веб-сайты томских музеев;
8. Проанализировать музейные проекты, проводимые в онлайн-среде;
9. Проанализировать страницы томских музеев в социальных сетях.
Объект исследования: музеи Томска.
Предмет работы: деятельность виртуальных представительств музеев г. Томска и их работа в социальных сетях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с марта 2020 года по первую половину 2021 года. Нижняя граница означает начало самоизоляции и закрытие музеев в Томске, верхняя - время написания данного исследования.
Территориальные границы: город Томск.
Методологическая основа:
1. Историко-сравнительный метод. Он предполагает сопоставление объектов исследования в пространстве и времени, выявление сходства и различия. При анализе музейных сайтов я сравнивала содержимое сайтов в периоды до карантина и во время.
2. Локально-исторический метод. За счёт сужения территориальных рамок исследования становится возможным рассмотрение изучаемых вопросов в более крупном масштабе. В моей работе представлена информация только о томских музеях.
3. Музеографический метод. Состоит из приёмов описания музейных предметов (памятников) и коллекций, оценки их музейной ценности, информативности, а также экспрессивности и аттрактивности. Я рассматривала виртуальные выставки коллекций.
Исторические источники. Выпускная квалификационная работа опирается только на электронные источники. Электронными источниками являются официальные сайты томских музеев, их проектов, а также страницы в социальных сетях.
В своей работе я рассматривала официальные сайты Томского областного краеведческого музея, Томского областного художественного музея, Музея истории Томска, Первого музея славянской мифологии и Областного дома искусств, а также отдельные сайты проектов ТОКМ: «SiberiH: своя страница», «Сибиряки вольные и невольные», «Голоса сибиряков».
Новизна и практическое значение.
Научная новизна выпускной работы заключается в том, что впервые материалы, опубликованные на музейных сайтах и страницах в социальных сетях во время карантина, рассматриваются в качестве источника для изучения и анализа музейной работы в сети Интернет.
Выполняемая работа имеет практическое значение в виду того, что ранее данная тема не изучалась, основные положения и выводы исследования могут послужить для формулирования рекомендаций сотрудникам музеев для продолжения ведения музейной работы посредством сети Интернет.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и источников и приложений. Первая глава посвящена изучению места музея в современном информационном обществе: способы презентации музеев в Интернете, функции и цели присутствия в онлайн-среде. Во второй главе даётся обзор применения виртуальных технологий в музейном деле: достоинства и недостатки виртуализации музейного пространства, проблемы и перспективы размещения музейных коллекций в виртуальном пространстве. Третья глава посвящена анализу деятельности томских музеев во время их закрытия в связи с пандемией COVID-19: ведение веб-сайтов и страниц в социальных сетях, работа над онлайн-проектами ТОКМ.
В 2020 году традиционная деятельность музеев претерпела серьёзные изменения. Причиной этому послужила начавшаяся пандемия COVID -19 и, вследствие этого, музеи закрылись для посетителей. Чтобы музейная жизнь не останавливалась совсем, учреждения перешли в онлайн-формат. Во время карантина музею приходилось искать новые инструменты для выполнения своих функций. На несколько месяцев виртуальные мероприятия и выставки, а также онлайн-проекты стали единственной возможной формой работы.
Особенно сильно пострадали частные музеи, ведь их основной доход складывался преимущественно из платы за посещения выставок и экскурсий, а также от продажи сувениров. Пришлось искать альтернативные способы заработка: например, проведение образовательных услуг и мастер -классов посредством Интернета. Такой путь пришлось пройти, в частности, Первому музею славянской мифологии.
Но нельзя однозначно сказать, что карантин оказал негативное влияние на деятельность музеев. Вынужденный уход в онлайн открыл новые возможности. В это время активное развитие получили многие направления онлайн-работы: предоставление доступа к оцифрованным коллекциям
(виртуальные туры и выставки), виртуальные экскурсии и лекции, публикация мультимедиа-контента, конкурсы, функционирование музейного интернет-магазина. До пандемии уровень развития этих форм деятельности зачастую находился на начальном уровне. А многие формы музеи начали использовать впервые.
Даже после того, как музеи снова открыли свои двери для посетителей, они не прекратили вести уже привычную им деятельности через Интернет. Например, Областной Дом искусств стал регулярно проводить прямые эфиры в своих социальных сетях, Томский областной художественный музей - видеолекции, а Томский областной краеведческий музей - мастер-классы.
В рамках выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи. Первая задача заключалась в поиске способов презентации музеев в Интернете; был составлен перечень веб-сервисов, используемых музеями для коммуникации в Интернете: музейные сайты, страницы в социальных сетях, страницы на музейном портале, электронные библиотеки публикаций музеев, блоги, интернет-магазины, рассылки по электронной почте.
Вторая задача - определение функций и целей присутствия музеев в онлайн-среде; были определены результаты онлайн-работы музеев во время закрытия: освоение виртуальных форм работы с посетителем, монетизация онлайн-контента, продвижение нестандартных форм искусства (например, цифрового), изменения в проектировании стационарных экспозиций.
Третья задача - характеристика процесса коммуникации в социальных сетях; были сформулированы цели, которых музей может достигнуть благодаря соцсетям: создание имиджа и управление репутацией, увеличение количества посетителей и коммуникация с аудиторией, исследование аудитории и информирование о музейных событиях.
Четвёртая задача - определение понятий «виртуальный тур» (копия реально существующего музейного зала с экспонатами) и «виртуальная выставка» (демонстрация с помощью средств веб-технологий образов специально созданной музейной выставки).
Пятая задача - поиск достоинств (доступность, невысокая стоимость создания, неограниченное количество посетителей и экспозиций, перевод на иностранные языки, ознакомление с предметами, недоступными для традиционного экспонирования) и недостатков (отсутствие подлинников, невозможность контакта с некоторыми экспонатами, снижение привлекательности реальных музеев, отсутствие обратной связи с экскурсоводом, необходимость доступа к интернету).
Шестая задача - определение проблем (отсутствие необходимого программного обеспечения, невозможность перевести некоторые экспозиции в виртуальный формат, трата усилий на привлечение посетителей в виртуальный музей, необходимость постоянного обновления) и перспектив (культурная деятельность во время закрытия музея и применение информационных технологий при традиционных видах музейной работы) размещения музейных коллекций в виртуальном пространстве.
Седьмая задача - анализ веб-сайтов музеев; сайты пяти музейных учреждений Томска (ТОКМ, ТОХМ, Музей истории Томска, Первый музей славянской мифологии, Дом искусств) были рассмотрены по трём критериям (структурированность, полнота представления информации и актуальность), а также была рассмотрена работа по ведению сайта во время карантина (какие появились новые виды публикаций, какие проекты проводились, какие виртуальные экспозиции были созданы).
Восьмая задача - рассмотрение проектов ТОКМ, проводимых в онлайн-среде; был составлен список онлайн-проектов, подсчитано количество материалов, созданных в рамках этих проектов (например, «Сибиряки вольные и невольные», «Раскроем карты, господа!», «Голоса победы», «SiberiH: своя страница», «Век back»).
Девятая задача - анализ деятельности музеев в соцсетях; были составлены перечни соцсетей, в которых музеи имеют собственные страницы, подсчитаны количественные показатели эффективности (подписчики, лайки, репосты, комментарии, просмотры, вовлечённость), а также подведены итоги работы в соцсетях для каждого музея: наибольшим количеством страниц в различных соцсетях обладает ТОКМ, наиболее эффективными для работы с аудиторией оказались Instagram и ВКонтакте, а наиболее высокие количественные показатели в соцсетях получили страницы ТОКМ и ТОХМ.
Таким образом, цель работы - анализ деятельности томских музеев в сети Интернет во время карантина - была достигнута.
В целом, карантин оказал сильное влияние на музейную деятельность региона. Цифровизация уже имела место быть, но карантин стал главной причиной её ускорения. Цифровизация - неизбежный процесс, который не вредит музею, а помогает ему в выполнении своих социальных задач, а также открывает перед музеем новые возможности. В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и проанализированы различные направления онлайн-работы музеев, определена эффективность каждого направления.
1. Jonathan P. Bowen. A Brief History of Early Museums Online. The Rutherford Journal, 2010, Volume 3.
2. Miller G. The virtual museum: Interactive 3D navigation of a multimedia database // The Journal of Visualization and Computer Animation. July / September 1992. V. 3. Is. 3. Р. 183-197.
3. Museums and Digital Culture: New Perspectives and Research /T. Giannini and J. Bowen (eds). Springer Nature Switzerland AG 2019.
4. Артюшевская С.В. Продвижение музеев средствами социальных медиа / С.В. Артюшевская, В.С. Павлова // Интернаука : электрон. науч. журн. - 2018. - № 16, ч. 1. - С. 29-36.
5. Бабарыкина Т.С. Особенности музейной рекламы // Этюды культуры : материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 20 апреля 2017 г. Томск, 2017. С. 322-327.
6. Бабарыкина Т.С. Социальные сети как инструмента PR музея // Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2018, 22-27 апреля 2018 г. Менеджмент. Новосибирск, 2018. С. 67-68.
7. Василина Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. - 2016. № 3 (24).
8. Волькович А.Ю. Виртуальные выставки как новая форма деятельности музея / А.Ю. Волькович, Н.Г. Чигарева // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры . - 2015. - Т. 212. - С. 250-254.
9. Гвазава В.И. Виртуальный музей в вузовском образовании // Мир русского слова. - Санкт-Петербург, 2014. - №3. - С. 99-102.
10. Гиль А.Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 364. С. 49-53.
11. Гиль А.Ю. Сетевые и информационные технологии в трансляции
уникальных ценностей университетских музеев // Музеи евразийских университетов в поддержании и развитии общего образовательного пространства : материалы Международной научно -методической
конференции, Томск, 26-29 сентября 2012 г. Томск, 2013. С. 335-344.
12. Гиль А.Ю. Трансформация музея в культуре информационного общества ; Нац. исслед. Том. гос. ун-т. - Томск : Издательство Томского университета, 2015.
13. Гиль А.Ю. Эволюция музея в контексте становления информационного общества // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 35-38.
14. Дедов С.Г., Фокин А.А. Виртуализация музейного пространства // Царскосельские чтения. - 2010. - № XIV.
15. Загоскин Д.В. Опыт и перспективы комплексного развития музейного дела в формате регионального музейного учреждения (на примере Том. обл. краевед. музея, 2000-2005 гг.) / Д. В. Загоскин, Э. И. Черняк // Вестн. Том. гос. ун-та: бюл. оператив. науч. информации. - 2007. - № 1. - С. 121-131.
16. Ипатова С.С. Сфера культуры в условиях пандемии: проблемы и возможности // Научные записки молодых исследователей. 2021. №1.
17. Колодяжная В.Д. Виртуализация музея литературного героя: за и против // Общество: философия, история, культура. 2017. №8. С. 170-174.
18. Крюкова, П.С. Виртуализация музейных площадок как значимый
аспект развития образовательного потенциала молодежи / П. С. Крюкова, Т. В. Чернякова // Новые информационные технологии в образовании и науке : НИТО-2017 : материалы X международной научно -практической конференции, Екатеринбург, 27 февраля - 3 марта 2017 г. / Рос. гос. проф.- пед. ун-т [и др.]. - Екатеринбург : РГППУ, 2017. - С. 169-172.
19. Лебедев А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. - 2010. - № 10. - C. 5-9.
20. Легенченко М.В. Некоторые аспекты культуры создания музейного веб-сайта // Омс. науч. вестн. - 2011. - № 1. - С. 209-211.
21. Ляшко А.В. / Проект: энтузиазм и сомнение современного музея. К исследованию явления. В: Общество. Среда. Развитие. 2011; Том 2. - С. 165-169.
22. Малкова Е.В. Интернет-магазин музея: роль в работе с общественностью, формировании известности музея // Мировое культурное наследие и музеи: история, проблемы и перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Томск, 18-20 мая 2017 г.). Томск, 2017. С. 70-74.
23. Малкова Е.В. О стратегии представления музеев ТГУ в информационном пространстве / Е. В. Малкова, И. А. Сизова // Музеи университетов Евразийской ассоциации и их роль в сохранении культурного наследия. Томск, 2016. С. 215-218.
24. Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / П.О. Васильева, Д.В. Качуровская, А.В. Михайлова, С.Э. Феоктисова. М.: Издательские решения, 2019. 190 с.
25. Музычук В.Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Института экономики РАН. - 2020. - №5. - С. 49-63.
26. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. - М., 2006.
27. Петрунина Е.А. Музей и интернет: социально-философский анализ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №01. - С. 90-94.
28. Плещенко В.И. Между традициями и виртуальной реальностью: эпидемия коронавируса как катализатор изменений в культурной сфере // Культурологический журнал. 2020. №2 (40).
29. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) — Пятое издание. — Project Management Institute, Inc., 2013.
30. Рукомойникова В.П. «Виртуальный» фольклор: за и против : монография. Йошкар-Ола, 2004.
31. Самосудова Л.С. Проблемы и перспективы развития интернет- технологий в деятельности современных музеев // Вестник Казанского Государственного Университета культуры и искусств. - Изд-во Казанский государственный университет культуры и искусств. - №3. - 2006. - С.157¬160.
32. Саркисова Е.Г. Коммуникационные практики музеев в период пандемии // Культурологический журнал. 2020. №4 (42).
33. Сизова И.А. Агенты культурного пространства Западной Сибири в сети Интернет // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 4 (8). С. 80-85.
34. Сизова И.А. Музей и социальные сети: направления работы // Труды Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова. Т. 19. Томск, 2016. Т. 19. С. 57-61.
35. Сизова И.А. Музеи Томской области в сети Интернет // Вестник
Томского государственного университета. Культурология и
искусствоведение. 2011. № 4. С. 59-65.
36. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. - Ижевск, 2007. - С. 21-29.
37. Ужегова Н.А. Школьные музеи Томской области в сети Интернет // Этюды культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 18-20 апреля 2013 г. Томск, 2014. С. 176-179.
38. Шекова Е.Л. Особенности маркетинга некоммерческих организаций культуры: российский опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2003. - №. 2.
II. Источники
1. Законодательные акты
1. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации
и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]: URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10496/ (Дата обращения 10.02.2021).
2. Электронные источники
1. Голоса сибиряков. [Электронный ресурс]: URL: https://xn--
80acdb0abod0abfwib8s.xn--p1ai/(Дата обращения: 28.04.2021).
2. Литературный конкурс «SiberiR: своя страница». [Электронный ресурс]: URL:https://siberiya.com/(Дата обращения: 28.04.2021).
3. Сибиряки вольные и невольные. [Электронный ресурс]: URL: https://xn--90anbaj9ad0j.xn--80asehdb/(Дата обращения: 28.04.2021).
4. Официальный сайт Музея истории Томска. [Электронный
ресурс]: URL:http://tomsk-story.ru/(Дата обращения: 28.04.2021).
5. Официальный сайт Областного Дома Искусств. [Электронный ресурс]: URL:http://art-house.tomsk.ru/(Дата обращения: 28.04.2021).
6. Официальный сайт Первого музея славянской мифологии. [Электронный ресурс]: URL:http://www.slav-museum.ru/(Дата обращения: 28.04.2021).
7. Официальный сайт Томского областного краеведческого музея. [Электронный ресурс]: URL:https://tomskmuseum.ru/(Дата обращения: 28.04.2021).
8. Официальный сайт Томского областного художественного музея. [Электронный ресурс]: URL:http://artmuseumtomsk.ru/(Дата обращения: 28.04.2021).