ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления инновационным
развитием дорожно-строительной отрасли 14
1.1 Теоретико-методологические основы управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли 14
1.2 Исследование особенностей и проблем управления инновационным
развитием дорожно-строительной отрасли России и Красноярского края 23
1.3 Анализ опыта управления инновационным развитием дорожно¬строительной отрасли развитых стран 49
ГЛАВА 2. Концептуальные основы модели управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли красноярского края 57
2.1 Анализ состояния и перспектив развития дорожно-строительной
отрасли Красноярского края 57
2.2 Исследование системы поддержки инновационного развития
дорожно-строительной отрасли Красноярского края 69
2.3 Разработка концептуальных основ модели управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края
78
ГЛАВА 3. Методический инструментарий управления инновационным
развитием дорожно-строительной отрасли красноярского края 85
3.1 Разработка методических инструментов управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края 85
3.2 Оценка экономической эффективности методических инструментов управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли
Красноярского края 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 112
ПРИЛОЖЕНИЯ 120
Интенсивная работа над созданием системы освоения инноваций в дорожной-строительной отрасли ведется сравнительно недавно - последние 10 лет. Однако за это время принят внушительный пакет официальных документов, регламентирующих инновационную деятельность, создана организационная структура управления инновациями, проведен комплекс поддерживающих и стимулирующих мероприятий по развитию инновационных процессов. Наиболее актуальный вопрос сегодня - как повысить эффективность всей системы управления инновациями в дорожном хозяйстве.
Неэффективность методических инструментариев, формирующих рыночный спрос на инновационное развитие компаний дорожно-строительной отрасли, препятствует ее переходу на инновационную модель развития. В результате, российские предприятия, занимающиеся научными изысканиями в области создания новых дорожно-строительных материалов, технологий строительства часто не могут реализовывать в России собственные разработки. Это приводит к тому, что отечественные разработки массово уходят за рубеж. Кроме того, слабо развитая правовая и нормативная база в области охраны интеллектуальной собственности способствует потери прав собственности на результаты научных изысканий непосредственными разработчиками новшеств и РФ в целом, что становится дополнительным препятствием на пути инновационного развития.
В сложившихся условиях необходимо менять подходы к управлению инновационным развитием дорожно-строительной отрасли. Разработка модели управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края позволит определить приоритеты управления инновационным развитием, основные алгоритмы управления и необходимые методические инструменты. Это обеспечит системный подход к переведению дорожно-строительной отрасли Красноярского края на инновационный путь развития.
Актуальность темы исследования. Инновационное развитие дорожно¬строительной отрасли имеет большое социально-экономическое значение, поскольку низкое качество дорог и недостаточные темпы развития дорожной сети значительно препятствуют развитию экономики и на региональном, и на федеральном уровне. Инновационное развитие дорожно-строительной отрасли является для Красноярского края и России безальтернативным. Те проблемы, с которыми сталкивается развитие отечественная строительно-дорожная индустрия, часто являются уникальными. Поэтому преодолеть их, разработать и внедрить технологии, которые позволят нивелировать экстремальные условия, в которых развивается отечественная дорожно-строительная отрасль, можно только своими силами.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и методические подходы к исследованию особенностей инновационного развития экономики представлены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых- экономистов: Аньшина В.М., Балабанова И.Т., Белов А.М. Бовина А.А., Бочарова А.В., Бузырев В.В., Валдайцева С.В., Вертоковой Ю.В., Гольдштейна Г.И., Завлина П.Н., Ильенковой С.Д., Ленский Е.Г., Попопва В.Л., Симоненко
Е.С., Степанова И.С., Ткаченко В.Я., Шумпетера Й.А. и других, при этом особенности инновационного развития в дорожно-строительных организациях освещены в работах таких ученых, как: Бургонутдинов А.М., Бнатов А.Н., Иванова Л.Б., Кожин А.Г., Кочетков А.В., Онегин В. Е., Пичугин Е.С., Пугин К.Г., Старостина Ж. А., Фролов В.И., Ханина И.В., Юшков В.С., и другие.
Изучением проблем инновационного развития дорожно-строительной отрасли занимались такие ученые, как: Адамов, Н.А., Гавриш В.В., Гришаев С.П., Кожин А.Г., Костюченко В.В., Кошкарова Т.В., Максимов А.Б., Меггс П.Б., Петрова А.В., Руцик Ю.О, Сергеев А.П., Титов А.А., Толочко О.Н., Ханина И.В. и другие.
С целью разработки рекомендаций по развитию системы управления предприятиями дорожно-строительной отрасли на уровне региона, а также поиска путей повышения эффективности функционирования рынка дорожно-строительных работ, обратимся к изучению результатов исследований таких ученых, как: Ленц X., Кейнс Д., Кейрос Ц., Гальперина З.М., Гасилова В.В., и другие.
Цель данного исследования является совершенствование методических основ формирования и реализации модели инновационного развития предприятий дорожно-строительной отрасли с учетом отраслевых особенностей, в условиях модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации и Красноярского края, а также подготовка методических рекомендаций по разработке модели управления развития дорожно-строительных организаций.
Данная цель определила основные задачи, подлежащие решению в рамках диссертационной работы:
- изучить отечественный и зарубежный опыт управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли;
- выявить ключевые (отличительные) особенности, которые необходимо учитывать при разработке модели управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края;
- определить приоритеты управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края;
- разработать и обосновать структурно-логическую модель управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края;
- разработать методические инструменты регионального управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли.
Объектом исследования является система управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли. Предметом исследования является дорожно-строительная отрасль.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области разработки инновационного развития экономики, исследования, посвященные анализу и определению подходов, методов и инструментов управления инновационным
развитием дорожно-строительной отрасли, соответствующие законы,
постановления органов государственного управления, управленческие и инструктивно-методические материалы.
Основные методы исследования. В качестве инструментов исследования использованы методы системного анализа, теорий
инновационного и стратегического менеджмента, экспертных оценок, сравнительного и математического анализа, современные программные средства и др.
Информационной базой диссертационного исследования послужили данные органов статистики, органов законодательной и исполнительной власти регионов России, федеральных и региональных органов власти.
Научная новизна диссертационного заключается в том, что на основе обобщения и уточнения существующих методов в теории инновационного управления, анализа фактического уровня инновационного развития дорожно-строительной отрасли планируется разработать и обосновать модель управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли
Красноярского края, включающую концептуальный подход к организации управления, приоритеты управления инновационным развитием, структурно¬логические связи между основными участниками инновационного развития отрасли, методические инструменты управления инновационным развитием.
Практическая значимость Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные теоретические разработки и методические положения будут полезны: для региональных и муниципальных органов, ответственных за организацию управления инновационным развитием; для институтов и организаций, обеспечивающих процессе инновационного развития отрасли; для конкретных компаний, так как это будет способствовать повышению эффективности управления инновационным развитием на внутриорганизационном уровне.
В первой главе изложены теоретико-методологические основы управления инновационным развитием в дорожно-строительной отрасли.
Изучение основ управления инновационного развития в дорожное строительной отрасли, позволило сделать вывод, что России необходима собственная модель управления, которая должна быть сформирована с учетом стартовых позиций, гео-климатических особенностей страны и лучших деловых практик, имеющихся на мировом уровне. Поэтому перед автором стоит задача предложить такую модель управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли, которая бы включала обоснованный механизм активизации стремления к инновационному развитию в дорожно-строительной отрасли.
Автором проведено исследование проблем в области управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли, исследование особенностей, и анализ опыта управления инновационным развитие дорожно-строительной отрасли зарубежных стран, таких как США и Германия.
Выводы. Анализ теоретико-методологических основ управления инновационным развитием в дорожно-строительной отрасли, позволил сделать вывод, что государственное регулирование инновационных процессов является основным источником развития дорожно-строительной отрасли. Но, как показывает мировой опыт, для существенного повышения эффективности инновационного развития данной сферы необходима активная вовлеченность и заинтересованность частного сектора. Поэтому для развития инновационного управления стоит задача предложить такую модель управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли, которая бы включала обоснованный механизм активизации стремления к инновационному развитию у частных компаний.
В результате исследования выделены следующие основные проблемы, которые на принципиальном уровне препятствуют эффективному управлению инновационным развитием дорожно-строительной отрасли:
1) Неэффективность механизмов, которые должны мотивировать на инновационное развитие компании автомобилестроительной отрасли;
2) Слабо развитая правовая и нормативная база в области охраны
интеллектуальной собственности;
3) Неэффективность финансирования дорожно-строительной отрасли за счет бюджета через систему государственных закупок.
Анализ управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли в России, США, Германии показал, российские предприятия, занимающиеся научными изысканиями в области создания новых дорожно - строительных материалов и технологий строительства, в отличие от зарубежных, часто не могут реализовывать в России собственные разработки. Это приводит к тому, что отечественные разработки массово уходят за рубеж.
Во второй главе проанализированы состояние и перспективы развития дорожно-строительной отрасли Красноярского края, исследована система поддержки инновационного развития в крае, разработана концептуальная модель управления инновационным развитием в дорожно-строительной отрасли Красноярского края.
Основные цели развития транспортной системы, как в России, так и в её регионах заключаются в следующем:
1 Формирование единого транспортного пространства на базе
сбалансированного развития эффективной транспортной структуры.
2Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны.
3 Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.
4Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны.
5Повышение уровня безопасности транспортной системы. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Достижение данной цели будет способствовать созданию условий для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и достижения международных экологических стандартов работы отрасли.
Выводы. В работе предложена и описана концептуальная модель управления инновационным развитием в дорожно-строительной отрасли, с помощью которой можно ожидать положительные перемены в инновационном развитии дорожно-строительной отрасли. Ведь спад в экономике для некоторых отраслей открывает весьма важные возможности, направленные в сторону уверенного роста.
Разработанная модель управления инновационным развитием, позволяет учитывать важность комплексного и согласованного проведения мероприятий по эффективному управлению инновационным развитием дорожно¬строительной отрасли. При этом использование данной модели позволит обеспечить повышение конкурентоспособности территории, уровня и качества жизни населения. Перспективная инновационная инфраструктура дорожно¬строительной отрасли должна проектироваться с учетом как экономических тенденций, так и опыта освоения физической среды. Научный взгляд на проблему требует синтеза экономических и дорожно-строительных подходов.
Третья глава повещена разработке методического инструментария управлении инновационным развитием ДСО Красноярского края. Проведена оценка экономической эффективности, предложенных методических инструментов, на примере государственных закупов ДСО. По результатам оценки государственных закупок в управлении инновационного развития, были сопоставлены две ситуации, «с изменениями» и «без изменений»
Исследования направленны на оценку эффективности как различных типов инновационной политики, так и конкретных направления, инструментов стимулирования спроса на инновации, очень мало, что объясняется и относительной новизной используемых подходов.
Вывод. Формы и инструменты поддержки, доказавшие свою эффективность, могут представлять большой интерес для разработки инновационной политики в России.
В результате применения вышеперечисленных мероприятий и инструментов, спрос на инновации должен возникать в результате устранения барьеров для внедрения инновационных технологий и материалов на рынок дорожно-строительной отрасли. Можно сказать, что роль государства с точки зрения стимулирования спроса на инновации должна заключаться в формировании «правильных условий».
Как показывает анализ, инструменты, стимулирующие завершающие стадии инновационного цикла (вывод продукции на рынок), менее развиты по сравнению с инструментами, ориентированными на поддержку ранних стадий, прежде всего исследований и разработок. По мнению европейских экспертов, необходимо сместить фокус поддержки на поздние стадии инновационного цикла, связанные с расширением рынков и стимулированием спроса.
В результате применения вышеперечисленных инструментов, спрос на инновации должен возникать в результате устранения барьеров для поставщиков инновационных технологий и материалов на рынок дорожно-строительной отрасли. Можно сказать, что роль государства с точки зрения стимулирования спроса на инновации должна заключаться в формировании «правильных условий».
Необходимо отметить, что инструментарий государственных закупок в мировой практике рассматривается в качестве важной инициативы политики стимулирования спроса на инновации. В России, с ее значительной покупательной способностью правительственных организаций (годовой объем закупок государства и госкомпаний превышает 13 трлн руб. [29].), возможно создать государственный заказ на инновации, а также заложить рыночный тренд, влияющий на проникновение инноваций в целом. Это можно реализовать, во-первых, через совершенствование нормативно-правовой базы. Так, Росавтодором введено в действие более 130 новых национальных стандартов и методических документов, направленных на внедрение прогрессивных дорожных технологий, техники и материалов, в том числе для опытного применения. В 2007 году разработаны и введены в действие
Методические рекомендации, регламентирующие планирование, отчетность и контроль за организацией применения новых технологий федеральными органами управления дорожным хозяйством. Введен порядок, согласно которому применение инноваций предусматривается, начиная с технических заданий на проектирование дорог и дорожных сооружений [5].
Так же совершенствование управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли можно реализовать через разработку и продвижение механизмов государственного стимулирования внедрения инноваций конкретными компаниями отрасли [6].
Проведенное исследование показывает, что основа успеха зарубежных стран в управлении инновационным развитием дорожного хозяйства строится на эффективной генерации, распространении и использовании знаний частным сектором, взаимовыгодном государственно-частном партнерстве в данной сфере.
Проведенный анализ показал, что на процесс создания эффективно работающих систем управления и нормально функционирующих дорожных хозяйств в целом влияет огромное количество сдерживающих факторов на уровне отдельных регионов. Несмотря на это, напрашивается вывод, что ДСО должна не следовать за развитием экономики, а по возможности опережать и стимулировать ее развитие, повышая спрос. Мировой опыт и опыт России подтверждают зависимость социально-экономического развития страны от состояния дорожного хозяйства отдельных регионов.
Внедрение модели управления и разработка методических инструментов инновационного развития показало, что для государства и для предприятий дорожно-строительной отрасли, данные рекомендации будут приносить значительный экономический эффект.
Радикальное повышение роли инноваций в мировой экономике в настоящее время предопределяет необходимость перехода на инновационные модели развития микро- и мезоэкономических систем. К числу важнейших направлений этого перехода относится совершенствование управления инновационным развитием. Особенно актуально это для дорожно¬строительной отрасли РФ, т.к. ее эффективность в значительной мере определяет социально-экономическую активность граждан и эффективность развития бизнеса.
Важной задачей совершенствования управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли является переход на комплексную основу, сбалансированно сочетающую институциональные, организационные и экономические подходы, методы и инструменты управления на микроуровне (уровне предприятий отрасли) и для мезоуровне (уровне регионального управления, уровне управления корпоративными объединениями
соответствующих предприятий).
Повышение качества управления инновационным развитием дорожно¬строительной отрасли имеет большое социально-экономическое значение, поскольку отставание в данной области влечет за собой низкое качество дорог и недостаточные темпы развития дорожной сети. А это значительно препятствуют развитию экономики на региональном и на федеральном уровне. Поэтому в число важнейших задач управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли относится разработка стимулирующих механизмов расширения дорожной сети и существенное улучшение качества покрытия. Это нашло свое отражение в нормативных документах
Министерства транспорта РФ и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Значительный рост в последнее десятилетие интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения (до 5 - 7% ежегодно), резкое увеличение в составе транспортного потока доли большегрузных автомобилей (с осевыми нагрузками, превышающими расчетные), автопоездов и автобусов привело к существенному увеличению изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дороги и дорожные сооружения, сокращению межремонтных сроков. Все эти факторы в совокупности вызывают необходимость обеспечения существенно более высоких требований к техническому уровню и эксплуатационному состоянию дорог и дорожных сооружений, разработке и применению в этих целях новых технических норм, прогрессивных технических решений, дорожных технологий и материалов, отвечающих современным потребностям. В этих условиях повышение эффективности управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли приобрело особую актуальность [2].
В этой связи совершенствование управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли должно концентрироваться на формировании механизмов: 1) перехода на все более современную, высокопроизводительную технику при строительстве и ремонте дорог; 2) стимулирования использования в процессах строительства и ремонта передовых технологий и материалов, соответствующих повысившемуся уровню транспортных нагрузок на дорожное полотно и обеспечивающих большую долговечность и надежность автодорожного покрытия; 3) развития транспортных развязок для увеличения пропускной способности дорог [20].
Для России государственное регулирование инновационных процессов является основным источником развития дорожно-строительной отрасли. Но, как показывает мировой опыт, для существенного повышения эффективности инновационного развития данной сферы необходима активная вовлеченность и заинтересованность частного сектора. Поэтому перед наукой стоит задача
В мире существуют разные модели управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли. Исследование показало, что данные модели основываются на трех принципах:
1) эффективное сочетание частной и государственной инициативы;
2) эффективное сочетание государственных и частных ресурсов;
3) формирование инструментов и методов управления с учетом особенностей экономической территории, на которой размещается дорожная сеть.
В сложившихся условиях необходимо менять подходы к управлению инновационным развитием дорожно-строительной отрасли. Разработка модели управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края позволит определить приоритеты управления инновационным развитием, основные алгоритмы управления и необходимые методические инструменты. Это обеспечит системный подход к переведению дорожно-строительной отрасли Красноярского края на инновационный путь развития.
В процессе выполнения работы была достигнута главная цель - совершенствование методических основ формирования и реализации модели инновационного развития предприятий дорожно-строительной отрасли с учетом отраслевых особенностей, в условиях модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации и Красноярского края, а также подготовка методических рекомендаций по разработке модели управления развития дорожно-строительных организаций.
Также были решены поставленные задачи:
- изучены отечественный и зарубежный опыт управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли;
- выявлены ключевые (отличительные) особенности, которые необходимо учитывать при разработке модели управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края;
- определены приоритеты управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края;
- разработана и обоснована структурно-логическую модель управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли Красноярского края;
- разработаны методические инструменты регионального управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли.
Так же совершенствование управления инновационным развитием дорожно-строительной отрасли можно реализовать через разработку и продвижение механизмов государственного стимулирования внедрения инноваций конкретными компаниями отрасли [6].
Проведенное исследование показывает, что основа успеха зарубежных стран в управлении инновационным развитием дорожного хозяйства строится на эффективной генерации, распространении и использовании знаний частным сектором, взаимовыгодном государственно-частном партнерстве в данной сфере.
Проведенный анализ показал, что на процесс создания эффективно работающих систем управления и нормально функционирующих дорожных хозяйств в целом влияет огромное количество сдерживающих факторов на уровне отдельных регионов. Несмотря на это, напрашивается вывод, что ДСО должна не следовать за развитием экономики, а по возможности опережать и стимулировать ее развитие, повышая спрос. Мировой опыт и опыт России подтверждают зависимость социально-экономического развития страны от состояния дорожного хозяйства отдельных регионов.
1 «Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030» распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФДА «Росавтодор», 2011. -Режим доступа: http://rosavtodor.ru/information/Osnovnye_dokumenty/transportnaya_strategiya_rf_n a_period_do_2030_goda.html.
2 Проект «Основы концепции реформирования дорожного хозяйства
Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФДА «Росавтодор», 2011. - Режим доступа:
http://rosavtodor.ru/information.php?id= 100.
3 Амунц, Д.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов / Амунц Д.М. // Справочник руководителя учреждения культуры. -М. - 2005. - №12. - С. 78-91.
4 Андрейчиков, А.В. Анализ, синтез, планирование в экономике: учебник /А. В. Андрейчиков. - Москва: Фин. и статист, 2011. - 368 с.
5 Чонка А. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса [Электронный ресурс] / Юридической портал «Аркон», 2010. - Режим доступа: http://arkon-group.ru/see.php?see=56.
6 Белозеров, О.В. Транспорт Российской Федерации / О. В. Белозеров // «Транспорт российской федерации». - М. - № 2. - 2012. - С. 30-37.
7 Батукова, Л.Р. Теория и практика инновационной экономики: коллективная монография / Л. Р. Батукова - М.: МАКС Пресс, 2011. - 236 с.
8 Федеральный закон «О Государственной компании "Российские
автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 145-ФЗ от 17.07.2009 [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФДА «Росавтодор», 2011. - Режим доступа:
http://rosavtodor.ru/docs/Osnovnye_dokumenty/ofitsialnyie_dokumentyi.html.
9 Боброва, Т.В. Концептуальные подходы к формированию организационных структур в дорожной отрасли / Боброва Т.В. // Современные проблемы транспортного строительства, автомобилизации и высокоинтеллектуальные научно-педагогические технологии: тезисы докладов
на Международной научной конференции, посвященной 70-летию образования СибАДИ. - Омск, 2000. - Т.2. - С. 46-48.
10 Бирюлин, А.Ю. Система государственных финансовых институтов развития инноваций как инструмент активизации инвестиционного процесса / Бирюлин, А.Ю. // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. - 2014. - Вып. 2. - С. 7-14.
11 Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФДА «Росавтодор», 2011. - Режим доступа: http://rosavtodor.ru/docs/Osnovnye_dokumenty/ofitsialnyie_dokumentyi.ht ml.
12 Бурмистрова, О.Н. Дорожные условия и безопасность движения на лесовозных автомобильных дорогах : учеб. пособие / О. Н. Бурмистрова, А. М. Бургонутдинов, Б. С. Юшков, А. Г. Окунева. - Ухта : УГТУ, 2013. - 104 с.
13 Бороненкова, С.А. Управленческий анализ: учебник для вузов / С. А. Бороненкова. - Москва: Вузовский учебник, 2009. - 525 с.
14 Инновационное развитие дорожной отрасли [Электронный ресурс]. URL: http://www.rodosnpp.ru (дата обращения: 10.04.2016).
15 Высоцкая, А.А. Городская улично-дорожная сеть как элемент региональной рыночной инфраструктуры: понятие и основные механизмы управления / Высоцкая, А.А. // Известия ИГЭА. - 2009. - №6. - С. 13-16.
16 Воробьева, О.А. Методические вопросы оценки инновационного развития промышленно-ориентированного региона / Головина О.Д., Поляков Ю.Н. // Экономика и право. - 2015. - Вып. 1. - С. 24-29.
17 Регионы России. Социально-экономические показатели - 2012 г.: стат. сб. Раздел 22.15. «Инновационная активность организаций».
18 А.Г.Кожин. (2012). Инновационная составляющая в развитии дорожного. Современные проблемы науки и образования, №3.
19 АвтоТрансИнфо: Леонид Хвоинский - председатель Комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей, генеральный директор СРО НП МОД «Собздорстрой». «Эх, российские дороги!».
20 Смотрицкая Ирина Ивановна Модернизация государственных закупок:
новый взгляд на развитие системы // ЭТАП. 2011. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-gosudarstvennyh-zakupok-novyy- vzglyad-na-razvitie-sistemy.
21 Федорченко Мария Андреевна Управление инновациями в дорожном хозяйстве // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. №2.
22 М.А. Федорченко Управление инновациями в дорожном хозяйстве // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25, вып. 2. URL file: ///C: /Users/1 /Downloads/upravlenie-innovatsiyami-v-dorozhnom- hozyaystve%20( 1 ).pdf.
23 Зимелис Е.В. Проблемы внедрения инноваций в дорожной отрасли. Журнал: методология, практика. Номер: 3 Год: 2012 Страницы: 77-83.
24 Гавриш, В. В. Г125 Экономика дорожного строительства: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 2 / В. В. Гавриш. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 348 с.
25 Михалев Г.С., Батукова Л.Р. Инновационное развитие российской экономики: понятийно-категориальные инструменты // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 3 (24). С. 156-160.
26 Батукова Л.Р. Инновационное развитие и модернизация региональных социально-экономических систем // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 108-114.
27 Батукова Л.Р. К вопросу о смене экономической модели. Часть I:
исторические трансформации структурно- институциональной организации промышленного сектора (рыночной) экономики в XX веке Наука и современность ■ 2016 ■ N 1(7) с. 28-56, URL:
http: //ucom.ru/doc/ns .2016.01.028.pdf.
28 Батукова Л.Р. К вопросу о смене модели экономического развития. Часть II: кризис жизненного цикла Глобальной либеральной рыночной экономической модели // Наука и современность ■ 2016 ■ N 2(8) c. 8- 28, URL: http: //ucom.ru/doc/ns .2016.02.008.pdf.
29 Глазьев Сергей Юрьевич, Фетисов Глеб Геннадьевич О стратегии устойчивого развития экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. №1 (25). С.23-35, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-strategii-ustoychivogo-razvitiya-ekonomiki-rossii.
30 Полтерович Виктор Меерович Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. №5 (47). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/instituty-dogonyayuschego-razvitiya-k-proektu- novoy-modeli-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii.
31 Акчулпанов Юлай Киньябаевич Проблемы и перспективы
инновационного развития экономики регионов России // Вектор науки ТГУ. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-
innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki-regionov-rossii.
32 Рамазанов Жамал Шахабудинович Инновационная модель экономики и проблемы ее формирования в России // Известия ТПУ. 2010. №6. URL: http://cyberlenmka.m/artide/n/mnovatsionnaya-model-ekonomiki-i-problemy-ee- formirovaniya-v-rossii.
33 Николаева Лариса Игоревна, Кириллова Ольга Владимировна Модели инновационного развития регионов // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. №2 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modeli- innovatsionnogo-razvitiya-regionov.
34 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года №2165-р.
35 Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030» распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р [Электронный ресурс] / Официальный сайт ФДА «Росавтодор», 2011.
36 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года №1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
37 Стратегия инновационного развития строительной отрасли РФ до 2030 года, Режим доступа: http://nopriz.ru/upload/iblock/49f/str_2030.pdf.
38 Семенихина Анна Викторовна, Романчин Вячеслав Иванович, Закиров Ахнаф Исрафилович Современные методы прогнозирования инновационной деятельности промышленных экономических систем // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №5-1.
39 Васильев Е.В. Проблемы управления инновационным развитием
предприятия // Проблемы современной экономики. 2011. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-innovatsionnym-razvitiem- predpriyatiya.
40 Данилюк А. Н., Инфантьев К. А. Актуальные проблемы управления
инновационным развитием России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №3. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-upravleniya-innovatsionnym- razvitiem-rossii.
41 Лаптев С. В. Проблемы осмысления и управления инновационным
развитием в экономике и обществе // Пространство экономики. 2010. №3-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-osmysleniya-i-upravleniya-
innovatsionnym-razvitiem-v-ekonomike-i-obschestve.
42 Дудка В. Д. Система управления инновационным развитием региональной экономики // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2011. №1-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya- innovatsionnym-razvitiem-regionalnoy-ekonomiki.
43 Чахкиев Г.Г., Добрина Л.Р., Широкова А.И. Управление инновационным развитием российской Федерации // ТДР. 2013. №6-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-innovatsionnym-razvitiem-rossiyskoy- federatsii.
44 Ханина Ирина Валерьевна, Иванова Людмила Борисовна Инновации в
дорожной отрасли: проблемы и перспективы // Вестник ИрГТУ. 2012. №12 (71). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-dorozhnoy-otrasli-problemy-i-
perspektivy.
45 Каньшин Е. Строительство мостов по технологии цикличной продольной надвижки (ЦПН). Опыт Г ермании // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2010. №33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stroitelstvo-mostov- po-tehnologii-tsiklichnoy-prodolnoy-nadvizhki-tspn-opyt-germanii.
46 Федоров Д. Г., Ликомаскин А. И., Ерофеев В. Т. Строительство автодорог из цементобетона в США // Вестник МГУ. 2008. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stroitelstvo-avtodorog-iz-tsementobetona-v-ssha.
47 Борисевич И.С., Пименова М.В. Государственные закупки как
инструмент стимулирования инноваций. Журнал: Логистические системы в глобальной экономике. 2014 № 4 с.66-72, URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22549327.
48 Приказ Росстата от 15.10.2014 N 612 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере науки», URL: http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_170044/.
49 Гавриш, В.В. Экономика дорожного строительства; учеб. пособие / В.
В. Гавриш. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 348 с.
50 Гродский, В.С. Экономикс: учебное пособие / В. С. Гродский. - Москва: Инфра-М, 2013. - 220 с.
51 Гилева, О.Я. Управление инвестиционной деятельностью в сфере городского хозяйства: Уч. пособие / Гилева, О.Я - Самара: СГАСУ, 2014. - 129 с.
52 Гилева, О.Я. Управление инновационными проектами в жилищно¬коммунальном комплексе // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова. - Самара: СГАСУ, 2015. - С. 406-411.
53 Гудков, Е.П. Методы и модели адаптивного управления дорожно¬строительными работами: учебное пособие / Гудков Е.П - М.: Райт, 2007. - 160 с.
54 Демидов, В.А. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития / Демидов В. А., Лебедева Н. Н., Олейник О. С. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 318 с.
55 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации в 2016 году и на период 2017¬2018 годы: постановление Правительства РФ от 6 апреля 2016 года № 252 // Российская газета. - 2016. - 16 апр.
56 Дингес, Э.В. Методические особенности оценки эффективности дорожных проектов / Дингес Э.В., Гусейналиев В.А. // Сборник трудов второй Международной научной конференции «Производственная инфраструктура в стационарной и нестационарной экономике», 12-15 сентября 2003 г. - Санкт- Петербург. - С. 97-72.
57 Ермолаев, Е.Е. Совершенствование методов обоснования управленческих решений в коммунальном хозяйстве / Ермолаев Е.Е., Хайруллин М.Ф., Кравченко Н.А. // Экономика и предпринимательство. - 2015.
- № 4. - С. 1033-1036.
58 Зимелис, Е.В. Проблемы внедрения инноваций в дорожной отрасли / Зимелис, Е.В. // Управление инновациями: теория, методология, практика. - М.
- 2012. - №3. - С. 77-83.
59 Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления / С. Д. Ильенкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 335 с.
60 Маркетинговое исследования российского рынка строительной и дорожной техники GLOBAL REACH CONSULTING [Электронный ресурс] / Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг «РБК. Исследования рынков», 2010.
61 Кривко, Е.В. Экономика отрасли (дорожное строительство): учеб. пособие / Е.В. Кривко. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - 307с.
62 Кислякова, О.А. Проблемы дорожно-строительной инфраструктуры Красноярского края и институциональные механизмы их решения / Кислякова, О.А. // Управление инновациями: теория, методология, практика. - М. - 2012. - №3. - С. 77-83.
63 Кокин, А.С., Анализ развития инновационного малого бизнеса в рамках национальных инновационных систем зарубежных стран / Кокин А.С. // Вестник ННГУ. - М. - 2013. - №1. - С.249-257.
64 Кожин, А. Г. Зарубежный опыт развития дорожного строительства / А. Г. Кожин // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №2. -
С. 71-74.
65 Кожин, А.Г. Зарубежный опыт развития дорожного строительства / А. Г. Кожин. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 368 с.
66 Кожин, А.Г. Инновационная составляющая в развитии дорожного строительства // Современные проблемы науки и образования. - М. - 2016. - № 3. - С. 23-26.
67 Куропятник, Р.С. Основные подходы к определению понятия «инновация» / Куропятник Р.С. // Вестник СевНТУ. Экономика и финансы. -
2014. - №116. - С. 99-101.
68 Кутько, Б.П. Инновации и проблемы внедрения / Кутько Б.П. // Мир дорог. - М. - 2016. - № 38. - С. 13-15.
69 Каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования дорожного хозяйства: сборник. - М.: Росавтодор, 2006. - 153 с.
70 Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2016-2020: распоряжение Росавтодора от 28.03.2016 Ж61-р // Российская газета. - 2016. - 10 апр.
71 Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011-2015 годов: распоряжение министерства транспорта Российской Федерации от 22 ноября 2011 года N 904- р // Российская газета. - 2011. - 3 дек.
72 Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2016-2020 годов: распоряжение Федерального дорожного агентства от 28.03.2016 № 461-р // Российская газета. - 2016. - 10 апр.
73 Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011-2015 годов: распоряжение Федерального дорожного агентства от 22 ноября 2011 г. N 904-р // Российская газета. - 2011. - 4 дек.
74 Региональные дирекции: задачи и функции: сборник // Автомобильные дороги. -1997. - №4. - С. 58-59.
75 Пашкин, В.К. Экономическая эффективность функционирования автомобильных дорог: Учеб. пособие. - Алма-Ата: ИПК Минавтодора Республики Казахстан, 1991. - 104 с.
76 Прыкин, Б.В. Экономика отрасли. Производство строительных изделий и конструкций: Учеб. для вузов. / Прыкин Б.В., Карась Л.Ю., Луговая В.П. - М.: Стройиздат, 2005. - 140 с.
77 Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса: распоряжение Минтранса России №ОС-1109-р от 10.12.2002г. // Российская газета. - 2002. - 24 дек.
78 Садило М.В., Садило Р.М. Автомобильные дороги: строительство и эксплуатация: учебное пособие / Садило М.В., Садило Р.М. - Ростов Н/Д: Феникс, 2015. - 120 с.
79 Степанов, И.С. Экономика строительства: учебник / И. С. Степанов. - М.: Юрайт-издат, 2005. - 620 с.
80 Степанов, И.С. Экономика строительства: учебное пособие / под ред. Степанова И.С. - М.: Юрайт, 2007. - 170 с.
81 Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года: проект от 16.05.2013 года // Российская газета. - 2013.
82 Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020»: указ Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 № 218-уг) // Российская газета. - 2011. - 3 дек.
83 Тимерев, А.В. Развитие методов управления инновационной активностью предприятий / Тимерев А.В. // ТДР. - 2009. - №7. - C. 52-59.
84 Управление проектами: основы профессиональных знаний,
национальные требования к компетенции специалистов. - М.: Консалтинговое агентство «КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис», 2001. - 265 с.
85 Фонотов, А.Г. От мобилизационного к инновационному типу развития / А.Г. Фонотов // Вопросы экономики. - 1993. - № 11. - С. 80-82.
86 Федорченко, М.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в сфере развития дорожного хозяйства / Федорченко М.А. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013. - № 2. - С. 61-65.
87 Федорченко, М.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в сфере развития дорожного хозяйства / Федорченко М.А. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -
2015. - № 3. - С. 41-47.
88 Федорченко, М.А. Управление инновациями в дорожном хозяйстве / Федорченко М.А. // Вестник Удмурского университета / Экономика и право. - 2015. - №4. - С. 66-74.
89 Федорченко, М.А. Экономическое содержание понятия «инновация» и его специфика в дорожно-строительной отрасли / Федорченко М.А. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 1. - С. 30-38.
90 Халтурин, Р.А. Состояние и опыт строительства дорожной сети в России и за рубежом / Халтурин, Р.А. // Экономика и управление.- М. - 2011. — № 1. - С. 223-226.
91 Ханина, И.В. Инновации в дорожной отрасли: проблемы и
перспективы / Ханина И.В., Иванова Л.Б. // Вестник ИрГТУ. - 2015. - №12. - С. 54-58.
92 Ходжаева, Н.Б. Анализ проблем развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве / Ходжаева Н. Б. // Вестник СГТУ. - 2013. - №2. - С. 28-35.
93 Кочетков А.В., Кадыров Ж.Н, Валиев Ш.Н. Актуальные задачи
дорожной науки стран СНГ. Журнал: Техническое регулирование в транспортном строительстве. 2015 № 4 (12) с.69-86, URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24395585.
94 Беляков Г.П., Никольский Д.О. Формирование спроса на инновации - важнейший фактор инновационного развития России. Журнал: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013 №5 с. 130-133, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20383527.
95 Сандригайло Л.З. Стимулирование спроса и предложения на рынке инновационных товаров. Журнал: Экономическое развитие страны: различные аспекты вопроса. 2014 Сборник трудов конференции с. 94-99, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22825124.
96 Анохин Р.Н., Бобылев Г.В. и др. Мировой опыт стимулирования спроса на инновации Журнал: Мир экономики и управления. 2014 Том 14 № 2 с. 71-82, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21969384.
97 Строева О.А. Теоретико-методические основы управления
региональными экономическими системами при развитии инновационной деятельности Журнал: Вестник Томского государственного университета. 2010 № 333 с. 132-136, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15506399.
98 Лебедева М.А. Понятие «инновация» в социальной сфере: экономический аспект Журнал: Современные тенденции развития науки и технологий. 2015 № 8-7 с. 74-77, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25024092.
99 URL: http://www.kakprosto.ru/kak-904145-risk-menedzhment-kak-sistema- upravleniya.
100 Федорченко М.А. Экономическое содержание понятия «инновация» и его специфика в дорожно-строительной отрасли. Журнал: Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса 2015 № 1(30) с. 75-80, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23011241.
101 Аржанухина С.П. и др Нормативное и технологическое развитие инновационной деятельности дорожного хозяйства. Журнал: Интернет-журнал науковедение. 2012 № 4 (13) с. 69, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18822496.
102 Булавко О.А, Заступов А.В. Механизмы стимулирования
инвестиционно-инновационного развития предприятий промышленного комплекса. Журнал: Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016 № 8 (142) с.42-47, URL:
https: //elibrary.ru/item. asp?id=26584127.