ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования навыка чтения у дошкольников.. 9
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования навыка
чтения у дошкольников 9
1.2 Книжка-малышка как инструмент формирования навыка чтения у
дошкольников 16
1.3 Принципы разработки книжек-малышек 21
Вывод по главе 1 26
2 Разработка технологии по созданию и использованию книжки-
малышки в образовательном процессе 28
2.1 Авторская разработка книжек-малышек к УМК «Family and
Friends Starter» 28
2.2 Реализация педагогического эксперимента по введению книжки-
малышки на уроках английского языка 38
2.3 Анализ и интерпретация результатов педагогического
эксперимента 48
2.4 Методические рекомендации по разработке и интеграции книжек-
малышек 53
Вывод по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
Чтение является одним из видов речевой деятельности, без которого невозможно полноценное овладение тем или иным языком. Данный навык способствует расширению словарного запаса, усвоению грамматических структур, а также играет важную роль в коммуникации. В связи с этим развитию данного навыка необходимо уделять особое внимание, особенно когда речь заходит об изучении иностранного языка. Критическую значимость при этом приобретает дошкольный возраст, так как именно в этот период закладываются основы речевой и познавательной активности, обеспечивающие успешное формирование навыка чтения на иностранном языке.
Обучение чтению на иностранном языке в дошкольном возрасте представляет собой сложный процесс, требующий специальных методических подходов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного общего образования (ФГОС ДОО), обучение детей в этот период должно быть ориентировано на комплексное развитие, включающее социально-коммуникативную, познавательную, художественно-эстетическую и речевую сферы. Развитие навыка чтения на иностранном языке соответственно должно учитывать уровень речевого развития ребенка. Однако большинство учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения иностранному языку дошкольников, не уделяют этому аспекту достаточное внимание.
Проблема, лежащая в основе данного исследования, заключается в том, что большинство существующих УМК, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, предлагают недостаточное количество практических заданий для формирования навыка чтения. Многие учебные пособия ориентированы преимущественно на развитие устной речи, восприятие на слух и знакомство с лексикой, тогда как практика чтения остается на второстепенных позициях. Данный факт приводит к тому, что дети не получают необходимого количества тренировочных упражнений, способствующих уверенному освоению навыка чтения на изучаемом иностранном языке. Кроме того, предлагаемые материалы часто не учитывают возрастные и когнитивные особенности дошкольников, что затрудняет их восприятие и усвоение основ чтения.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена поиском дополнительных дидактических средств, которые можно было бы интегрировать в процесс обучения чтению приработе с младшими обучающимися. Одним из таких средств являются книжки - малышки - небольшие иллюстрированные книги с короткими адаптированными текстами, разработанными с учетом уровня языковой подготовки дошкольников. Их использование позволяет органично включать практику чтения в образовательный процесс, делая его более увлекательным и доступным. Книжки-малышки мотивируют детей к самостоятельному чтению, помогают усваивать новые слова и грамматические конструкции в естественном контексте, а также развивают зрительное восприятие и воображение. При этом их разработка требует тщательного подбора лексического и грамматического материала, соответствующего используемому УМК.
В настоящей работе потенциал книжек-малышек как дополнительного дидактического средства раскрывается на примере авторской разработки двух книжек-малышек для обучения чтению на английском языке, которые прошли апробацию в образовательном процессе в период прохождения педагогической практики. Цель работы можно сформулировать как: разработка технологии по созданию и применению книжек-малышек в процессе формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста на уроках английского языка.
Данная цель предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Изучить психолого-педагогические особенности формирования
навыка чтения у детей дошкольного возраста.
2. Исследовать методические подходы к созданию книжек-малышек как эффективного дидактического средства в контексте обучения чтению на иностранном языке в дошкольный период.
3. Определить ключевые характеристики книжек-малышек, их функции в образовательном процессе и сформулировать принципы разработки данного дидактического материала с учетом возрастных и когнитивных особенностей дошкольников.
4. Провести анализ содержания УМК «Family and Friends Starter» на предмет обеспечения (достаточности и качества) заданиями, направленными на формирование навыка чтения.
5. На основе выделенных принципов разработать и описать технологию создания книжек-малышек и на ее основе создать два дидактических материала, направленных на формирование навыка чтения у детей дошкольного возраста на английском языке.
6. Оценить эффективность применения книжек-малышек в процессе формирования навыка чтения посредством педагогического эксперимента :
а) разработать и провести серию уроков английского языка в контрольной и экспериментальной группах;
б) осуществить количественный и качественный анализ результатов по ключевым критериям развития навыка чтения у дошкольников;
в) сформулировать методические рекомендации по технологии создания и интеграции книжек-малышек в учебный процесс при обучении английскому языку.
В данном исследовании объектом изучения является процесс формирования навыка чтения на английском языке у дошкольников. Именно в этот период дети осваивают базовые механизмы чтения, запоминают графический образ слов, учатся их распознавать и понимать.
Предметом исследования выступают книжки-малышки как дополнительное дидактическое средство, способствующее формированию навыков чтения у дошкольников.
При работе над теоретической частью исследования были использованы такие методы исследования, как: анализ научной литературы, систематизация, метод научного описания и обобщение. Практическая часть исследования предусматривала обращение к методам педагогического наблюдения, педагогического эксперимента и анализа деятельности испытуемых.
В качестве материалов исследования были использованы данные, полученные в ходе педагогического эксперимента (включая видеофиксацию и наблюдение), а также разработанные авторские книжки-малышки, применявшиеся в рамках учебного процесса. Дополнительно в работе были проанализированы методические материалы УМК «Family and Friends Starter», на основании которых в целом строятся уроки в группах, задействованных в педагогическом эксперименте. Указанные материалы позволили подтвердить теоретические положения и оценить эффективность предложенного подхода к формированию навыка чтения у дошкольников.
Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии: Л. С. Выготский, Р. Заззо, Ж. Пиаже; дошкольного образования в целом: В. В. Гербова, З. А. Гриценко, Л. Гурович, Е. Д. Бушмина, Н. И. Наумова, И. Ю. Синицына, О. Ю. Филимонова, и др.; иноязычного дошкольного образования: М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская, А. А. Петрикова, А. В. Акопян, Т. А. Ткачева, А. В. Высоцкая, A. S. Abduqasimovna, J. Bland, F. Genesee, Hsiu-ChihShen, M. F. Collins, O. Lipka, L. S. Siegel, K. U. Nakibov, A. T.Akbarov, R. R. Day, J. Bamford и др.; авторефераты диссертаций; словари и энциклопедии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе впервые разрабатываются дополнительные дидактические материалы - авторские книжки-малышки - к УМК «Family and Friends starter», предназначенному для обучения детей в возрасте от 5 до 7 лет. Помимо этого, в работе разрабатываются методические рекомендации по интеграции данных книжек-малышек в образовательный процесс в дополнение к используемому УМК.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты дополняют научные обоснования использования книжек-малышек в качестве эффективных средств обучения навыку чтения на иностранном языке в дошкольном возрасте, а также вносят вклад в исследования технологии по созданию и интеграции такого дидактического материала в учебный процесс.
Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые книжки-малышки и рекомендации по их разработке и интеграции могут быть использованы как начинающими, так и действующими педагогами дошкольного образования, что позволит повысить эффективность процесса обучения чтению на иностранном языке.
С точки зрения содержания и структуры дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, формулируются проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы, материалы исследования, теоретико-методологическая база, определяется научная новизна исследования, а также раскрываются его практическая и теоретическая значимость. В первой главе рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования навыка чтения у дошкольников в целом и при обучении иностранным языкам , в частности, приводятся ключевые характеристики книжки-малышки как дидактического средства и формулируются базовые принципы ее разработки. Во второй главе описывается специфика разработки авторских книжек-малышек для формирования навыка чтения на английском языке у дошкольников, приводятся результаты их апробации в рамках педагогического эксперимента, а также анализируется их применение в учебном процессе. Рассматриваются выявленные трудности и предлагаются пути их преодоления. В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, оценивается эффективность предложенного дидактического средства, формулируются практические рекомендации для педагогов, а также обозначаются перспективные направления дальнейшего развития методики обучения чтению в дошкольном возрасте. Список использованной литературы включает в себя 43 источника. Объем работы составляет 76 страниц.
Ранняя организация процесса обучения чтению на иностранном языке представляет собой сложную, но значимую педагогическую задачу, особенно в условиях дошкольного образования. Данная исследовательская работа была направлена на поиск эффективного дидактического решения, которое бы соответствовало возрастным, когнитивным и эмоциональным особенностям детей, только начинающих осваивать навык чтения на английском языке.
Основным предметом исследования стали книжки-малышки как дополнительный педагогический и дидактический ресурс, способный усилить и расширить возможности традиционного учебно-методического комплекса. Анализ теоретических основ формирования навыка чтения у дошкольников показал, что успешность этого процесса напрямую зависит от учета специфики восприятия информации детьми младшего возраста. Обозначенные принципы - индивидуально-смысловое вовлечение, поэтапное усложнение, опора на языковую единицу, функциональное распределение содержания и постепенное визуальное вовлечение - позволили разработать дидактически обоснованную и методически выстроенную технологию создания книжек-малышек.
В практической части исследования эта технология была реализована в виде двух авторских книжек-малышек, построенных на базе лексического материала УМК «Family and Friends Starter» и предназначенных для последовательной работы над навыками чтения. Первая книжка была ориентирована на сопровождение со стороны взрослого и развитие первичных навыков - артикуляции, фонематического восприятия, понимания текста с опорой на изображение. Вторая - на тренировку самостоятельного чтения коротких фраз и словосочетаний, уже без постоянной поддержки
взрослого, но с сохранением визуальной помощи и эмоционального контекста. Разработка каждой из книжек основывалась на анализе содержания УМК, а также на отборе лексики, доступной и знакомой детям на текущем этапе обучения.
Педагогический эксперимент, проведенный в образовательном центре «SmartyKids» с участием двух групп дошкольников, подтвердил эффективность использования книжек-малышек. В результате систематической работы с авторским материалом экспериментальная группа продемонстрировала более высокую динамику в развитии ключевых компонентов начального навыка чтения: узнавание букв, слоговое чтение, определение начального звука, использование визуальных подсказок. Отмечены не только количественные улучшения по итогам тестирования, но и качественные изменения: рост интереса к чтению, повышение речевой активности, инициатива детей в работе с текстом и сюжетами.
Важно подчеркнуть, что эффективность применения книжек-малышек обусловлена не только их содержанием, но и технологией интеграции в учебный процесс. Данная технология, разработанная и апробированная в ходе исследования, предполагает поэтапное включение книжек в занятия, опору на пройденный материал, вариативность форм работы и адаптацию под темп группы. Учет выявленных в ходе эксперимента ограничений - таких как сложность подбора лексики, необходимость точной визуальной и содержательной адаптации, разный темп восприятия детьми - позволил также сформулировать методические рекомендации по дальнейшему использованию и разработке подобных материалов.
Таким образом, можно полагать, что поставленная в исследовании цель - разработка технологии создания книжек-малышек и оценка их эффективности как средства формирования навыка чтения у дошкольников - была достигнута. Результаты работы подтвердили педагогическую и практическую значимость внедрения авторских книжек в образовательный процесс на уроках английского языка. Полученные данные позволяют рассматривать книжку-малышку не просто как вспомогательный элемент, но как полноценный методический инструмент, который отвечает требованиям современного дошкольного образования.
В качестве перспектив дальнейших исследований и практического применения разработанной технологии можно выделить несколько направлений: создание книжек для других уровней языковой подготовки, расширение жанрового и тематического репертуара, разработку мультимедийных и интерактивных версий книжек, а также их адаптацию к условиям билингвального и мультикультурного обучения. Апробация технологии на более широкой выборке обучающихся позволит повысить ее универсальность и обоснованность в рамках современной методики преподавания иностранных языков в дошкольном возрасте.
1. Акопян Анна Виликовна Обучение младших школьников технике чтения на иностранном языке // Наука и школа. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-mladshih-shkolnikov-tehnike- chteniya-na-inostrannom-yazyke (дата обращения: 04.04.2025).
2. Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Ленская Е. А. Английский язык для маленьких: Кн. для учителя: В 2 ч. М.: Просвещение, 1994. 128 с.
3. Бушмина Е.Д., Наумова Н. И. Книжка-малышка как средство развития читающих дошкольников // Вестник ПензГУ. 2016. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knizhka-malyshka-kak-sredstvo-razvitiya- chitayuschih-doshkolnikov (дата обращения: 04.04.2025).
4. Васильева Т. Г. Типологизация методов обучения технике чтения на
английском языке учащихся младших классов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №76-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-metodov-obucheniya- tehnike-chteniya-na-angliyskom-yazyke-uchaschihsya-mladshih-klassov (дата обращения: 04.04.2025).
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
6. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.
7. Высоцкая Анна Васильевна Психолого-педагогические аспекты
обучения иностранному языку дошкольников в контексте ФГОС до // Сибирский педагогический журнал. 2016. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty- obucheniya-inostrannomu-yazyku-doshkolnikov-v-kontekste-fgos-do (дата обращения: 04.04.2025).
8. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2005 - 72 с.
9. Гриценко 3. А., Детская литература. Методика приобщения детей к
чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр
«Академия» 2008. — 320 с.
10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176 с.
П.Гурович Л. Ребёнок и книга / Л. Гурович. - СПб.: Питер, 2014. - 310 с.
12. Жовлиева, М. (2013). INNOVATION IN THE MODERN EDUCATION
SYSTEM. ИГРА ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, 1
(3), 17-22.
13. Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо // Вопросы психологии. - 1967. - № 2. - С. 8-10.
14. Кембриджский международный словарь английского языка.
Определение слова «reading». [Электронный ресурс] // URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/reading (дата
обращения: 04.04.2025).
15. Куликовских Н. Увлечь книгой / Н. Куликовских // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - 40 с... 43