Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Форма государственного устройства: понятие, виды (Луганская Академия Следственного Комитета Российской Федерации)

Работа №183721

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы34
Год сдачи2025
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА…
1.1. Понятие формы государственного устройства и её формирование
1.2. Виды форм государственного устройства
1.3. Причины многообразия форм государственного устройства
ГЛАВА II. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2.1. Понятие и признаки унитарного государства
2.2. Централизованные унитарные государства
2.3. Децентрализованные унитарные государства
ГЛАВА III. ФЕДЕРАЦИЯ И КОНФУДЕРАЦИЯ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
3.1. Понятие и признаки федеративного государства
3.2. Виды федеративных государств
3.3. Понятие и основные признаки конфедеративной формы государственного устройства, её цели
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Государство представляет собой особую форму социальной организации, а также систему публичной власти, охватывающую всё общество, выступающую его официальным выразителем и при необходимости использующую меры принуждения. В качестве управляющего механизма оно имеет внутреннюю структуру и наделено специальными органами, предназначенными для выполнения властных функций.
Анализ государства через призму его формы предполагает исследование его организационного устройства, ключевых компонентов, структуры и способов реализации власти. Разные государства имеют свои уникальные формы, отличающиеся специфическими признаками, которые с течением времени трансформируются, наполняясь новым содержанием в процессе исторического развития и взаимного влияния.
Форма государства охватывает три важнейших компонента, отражающих его правовую и властную природу: форму правления, определяющую источник и носителя власти; форму территориального устройства, показывающую соотношение центра и регионов; и политический режим, выражающий методы и способы осуществления государственной власти [1, с.12].
Территориальная структура государства — это многоуровневое и комплексное явление, включающее в себя принципы и порядок деления страны на составные части, а также взаимосвязь между ними. Сюда относятся национально-государственные и административно-территориальные единицы, а также экономическое и функциональное районирование.
Государственное устройство представляет собой систему внутренней национально-территориальной организации страны и отражает соотношение центра и субъектов. Эта категория раскрывает, как структурирована территория, из каких элементов состоит государство, каков их юридический статус и на каких основах строится взаимодействие между центральной и местной властью [2, с.112].
Настоящая курсовая работа сосредоточена на исследовании формы государственного устройства как одного из элементов общей формы государства, отражающего территориальное распределение власти.
Государства, в зависимости от формы их устройства, делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. В истории существовали и иные формы, такие как империи и протектораты.
В рамках работы будет проведён детальный анализ каждого из указанных видов государственного устройства с выявлением их характерных признаков и отличительных черт.
Важно сказать о том, что тема, касающаяся формы государственного устройства присутствует практически во всех учебниках и методических пособиях по теории государства и права, конституционного права. Из них можно выделить литературу следующих авторов: Власова В.И., Мелехина А.В., Черданцева А.Ф. и др.
Работы этих авторов дают исчерпывающие данные о теоретических основах формы государственного устройства. Более того вопросы, посвященные данной теме, содержатся в учебниках по конституционному праву и политологии. Это в очередной раз доказывает актуальность и необходимость данной темы в наше время.
Актуальность выбранной темы определяется многообразием реально существующих моделей территориального взаимодействия внутри государств и особенностями их организационного сопряжения. Государственная структура — это подвижная система, чьи внутренние механизмы могут трансформироваться в зависимости от исторических условий и этапов развития.
Объектом исследования курсовой работы являются виды форм государственного устройства и их основные признаки.
Цель курсовой работы заключаются в изучении и анализе форм государственного устройства, их видов и особенностей.
Задачи курсовой работы:

- определение термина «форма государственного устройства» и основная характеристика её как элемента формы государства;
- определение основных видов форм государственного устройства;

- выявление причин многообразия форм государственного устройства;

- характеристика унитарной формы государственного устройства;

- анализ федеративной формы государственного устройства;

- характеристика конфедерации, выявление её целей и признаков;

- подготовка выводов по заданной теме.

По результатам проведенного исследования подведены итоги. В конце курсовой работы сделаны соответствующие заключения и указаны сделанные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках настоящей курсовой работы была рассмотрена тема формы государственного устройства, её разновидностей и характерных черт. В ходе исследования мы пришли к выводу, что государственное устройство представляет собой систему национально-территориальной организации власти, охватывающую принципы деления территории страны на определённые административные единицы, их правовой статус и характер взаимодействия между государственными органами на разных уровнях.
Форма государственного устройства — это составной элемент общей формы государства, отражающий территориальное распределение государственной власти. Наиболее распространённой в науке является классификация, согласно которой выделяются три формы: унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство — это централизованная структура, состоящая исключительно из административных единиц (областей, провинций, губерний и т. п.), не обладающих суверенитетом. В зависимости от степени самостоятельности таких единиц, унитарные государства подразделяются на:
– централизованные, где отсутствуют автономные образования, а все территории находятся в одинаковом правовом положении;
– децентрализованные, включающие регионы с особыми правами, обладающие широкой автономией и отличающимся юридическим статусом.
Современная политическая практика свидетельствует о росте числа автономных регионов и расширении форм самоуправления, что отражает процесс демократизации систем государственного управления.
Другая форма — федерация, представляет собой союзное государство, включающее в себя несколько субъектов (штатов, республик, земель и т. д.), объединённых на основе единой конституции и общих интересов. Федеративная модель предполагает более сложный механизм распределения власти и отношений между центром и регионами. Субъекты федерации сохраняют элементы политико-правовой автономии: у них могут быть свои органы законодательной и исполнительной власти, собственные конституции, а в ряде случаев — даже атрибуты государственной символики (флаг, герб, гимн) и гражданство.
Важнейшим элементом федеративного устройства является наличие двухпалатного парламента, где одна из палат представляет интересы субъектов (например, Совет Федерации в России или Сенат в США). Несмотря на относительную самостоятельность субъектов, в федерации действует принцип верховенства федеральной конституции и законодательства, обеспечивающий целостность правового и политического пространства. Единая экономическая система, общая валюта и гражданство служат объединяющими факторами.
На сегодняшний день около 30 государств мира выбрали федеративную модель, рассматривая её как эффективную форму устройства для стран с территориальным, этнокультурным или историческим разнообразием.
При определённых политических и исторических обстоятельствах унитарные и федеративные государства могут трансформироваться в конфедеративные образования — союзы государств, объединённых на основе общих интересов и стремлений к координации политической и экономической деятельности. Конфедерация представляет собой форму межгосударственного объединения, создаваемую для реализации совместных задач и защиты общих интересов.
В рамках конфедерации каждое государство сохраняет независимость, обладает суверенитетом и продолжает функционировать через собственные органы власти. Как правило, конфедерации не имеют единой конституции и общего гражданства. Высшие органы таких объединений не обладают полномочиями прямого действия в отношении населения государств-членов. Все решения принимаются коллегиально и вступают в силу только после утверждения (ратификации) каждым участником союза.
Исторический опыт существования конфедераций показывает, что подобные образования, как правило, являются переходной стадией в процессе государственного развития. Обычно конфедерации создавались в условиях стремления к независимости и необходимости объединения усилий для защиты от внешней угрозы. Однако со временем такие союзы либо распадались, либо эволюционировали в более прочные формы — чаще всего в федерации, где структура власти становится централизованнее, а органы управления — более устойчивыми.
Следует отметить, что в условиях современной глобализации, изменения представлений о суверенитете и межгосударственных отношениях может возникнуть потребность в переосмыслении существующих форм государственного устройства. Это открывает пространство для научного анализа и разработки новых правовых моделей. Современная государственность всё чаще сталкивается с вызовами, требующими гибких, нестандартных решений, а значит, возможен пересмотр и дополнение традиционной классификации форм государства. Развитие правовой теории и международной практики может привести к выделению новых, ранее не фиксируемых в науке форм государственно-территориальной организации.



1. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства / Д.М. Савинов, Н.А. Петров, В.С. Кошкаров // Проблемы науки. – Екатеринбург: Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2019, №5. – С.12 -15.
2. Власов В.И. Теория государства и права: Учебное пособие / В.И.Власов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014. – 331 с.
3. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. – М.: Издательство «Юстицинформ», 2015. – 640 с.
4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим

доступа: https://bse.slovaronline.com/47898-FORMA_GOSUDARSTVA
5. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами / А.В. Мелехин. – М.: Издательство «Консультант Плюс», 2009. – 640 с.
6. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. – М.: Издательство «Юрайт», 2013.– 811 с.
7. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник / А.Ф. Черданцев.– М.: Издательство «Юрайт», 2002. – 432 с.
8. Дмитриев Ю.А., Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / Ю.А. Дмитриев, А.Н. Головистикова. – М.: Издательство «Юристъ», 2005. – 832 с.
9. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник / В.В. Оксамытный. – М.: Издательство «Юнити»,2015. – 511 с.
10. Клишас А.А. Теория государства и права: Учебник / А.А. Клишас. –М.: Издательство «Статут», 2019. – 512 с.
11. Наумов С.Ю., Мордовец А.С., Касаева Т.В. Общая теория государства и права: Учебник / С.Ю. Наумов, А.С. Мордовец, Т.В. Касаева. – Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова,2018. – 392 с.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – М.: Издательство «Эксмо», 2010. – 510 с.
13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательство «Юристъ», 2008. – 400 с.
14. Васильев А.В. Теория государства и права: Курс лекций / А.В. Васильев. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2018. – 199 с.
15. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / О.А. Кудинов. – М.: Издательство «Юстицинформ», 2008. – 238 с.
16. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. – М.: Издательство «Эксмо», 2005. – 656 с.
17. Снетков В.Н., Фомина Н.А. Критерии классификации унитарных государств / В.Н. Снетков, Н.А. Фомина // Общество. Коммуникация. Образование. – СПб: Гуманитарные и общественные науки. – 2011, №3. – С.36-42.
18. Стаф И. В Территориальные образования и децентрализация / И.В. Стаф // Отечественные записки. – М.: Защита прав. – 2006, №5. – С.4-12.
19. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Б.А. Страшун. – М.: Издательство «БЭК», 2000. – 784 с.
20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательство «Юристъ», 2001. - 776 с.
21. Честнов И.Л. Теория государства и права: Учебное пособие / И.Л. Честнов. – М.: Издательство «Инфа-М», 2016. – 233 с.
22. Калина В.Ф. Развитие идеи федерализма в истории человечества / В.Ф. Калина // Вестник Томского государственного университета. – Томск: Политологические науки. – 2008, №5. – С. 211-216.
23. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин // Государство и право. – М.: Наука. – 1994, №8. – С.150-158.
24. Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.А. Ромашов. – М.: Издательство «Юрайт», 2018. – 443 с.
25. Краснов А.В., Скоробогатов А.В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Краснов, А.В. Скоробогатов. – М.: РГУП, 2016. – 305 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ