Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Форма государственного устройства: понятие, виды (Луганская Академия Следственного Комитета Российской Федерации)

Работа №183721

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы34
Год сдачи2025
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА…
1.1. Понятие формы государственного устройства и её формирование
1.2. Виды форм государственного устройства
1.3. Причины многообразия форм государственного устройства
ГЛАВА II. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2.1. Понятие и признаки унитарного государства
2.2. Централизованные унитарные государства
2.3. Децентрализованные унитарные государства
ГЛАВА III. ФЕДЕРАЦИЯ И КОНФУДЕРАЦИЯ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
3.1. Понятие и признаки федеративного государства
3.2. Виды федеративных государств
3.3. Понятие и основные признаки конфедеративной формы государственного устройства, её цели
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Государство представляет собой особую форму социальной организации, а также систему публичной власти, охватывающую всё общество, выступающую его официальным выразителем и при необходимости использующую меры принуждения. В качестве управляющего механизма оно имеет внутреннюю структуру и наделено специальными органами, предназначенными для выполнения властных функций.
Анализ государства через призму его формы предполагает исследование его организационного устройства, ключевых компонентов, структуры и способов реализации власти. Разные государства имеют свои уникальные формы, отличающиеся специфическими признаками, которые с течением времени трансформируются, наполняясь новым содержанием в процессе исторического развития и взаимного влияния.
Форма государства охватывает три важнейших компонента, отражающих его правовую и властную природу: форму правления, определяющую источник и носителя власти; форму территориального устройства, показывающую соотношение центра и регионов; и политический режим, выражающий методы и способы осуществления государственной власти [1, с.12].
Территориальная структура государства — это многоуровневое и комплексное явление, включающее в себя принципы и порядок деления страны на составные части, а также взаимосвязь между ними. Сюда относятся национально-государственные и административно-территориальные единицы, а также экономическое и функциональное районирование.
Государственное устройство представляет собой систему внутренней национально-территориальной организации страны и отражает соотношение центра и субъектов. Эта категория раскрывает, как структурирована территория, из каких элементов состоит государство, каков их юридический статус и на каких основах строится взаимодействие между центральной и местной властью [2, с.112].
Настоящая курсовая работа сосредоточена на исследовании формы государственного устройства как одного из элементов общей формы государства, отражающего территориальное распределение власти.
Государства, в зависимости от формы их устройства, делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. В истории существовали и иные формы, такие как империи и протектораты.
В рамках работы будет проведён детальный анализ каждого из указанных видов государственного устройства с выявлением их характерных признаков и отличительных черт.
Важно сказать о том, что тема, касающаяся формы государственного устройства присутствует практически во всех учебниках и методических пособиях по теории государства и права, конституционного права. Из них можно выделить литературу следующих авторов: Власова В.И., Мелехина А.В., Черданцева А.Ф. и др.
Работы этих авторов дают исчерпывающие данные о теоретических основах формы государственного устройства. Более того вопросы, посвященные данной теме, содержатся в учебниках по конституционному праву и политологии. Это в очередной раз доказывает актуальность и необходимость данной темы в наше время.
Актуальность выбранной темы определяется многообразием реально существующих моделей территориального взаимодействия внутри государств и особенностями их организационного сопряжения. Государственная структура — это подвижная система, чьи внутренние механизмы могут трансформироваться в зависимости от исторических условий и этапов развития.
Объектом исследования курсовой работы являются виды форм государственного устройства и их основные признаки.
Цель курсовой работы заключаются в изучении и анализе форм государственного устройства, их видов и особенностей.
Задачи курсовой работы:

- определение термина «форма государственного устройства» и основная характеристика её как элемента формы государства;
- определение основных видов форм государственного устройства;

- выявление причин многообразия форм государственного устройства;

- характеристика унитарной формы государственного устройства;

- анализ федеративной формы государственного устройства;

- характеристика конфедерации, выявление её целей и признаков;

- подготовка выводов по заданной теме.

По результатам проведенного исследования подведены итоги. В конце курсовой работы сделаны соответствующие заключения и указаны сделанные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках настоящей курсовой работы была рассмотрена тема формы государственного устройства, её разновидностей и характерных черт. В ходе исследования мы пришли к выводу, что государственное устройство представляет собой систему национально-территориальной организации власти, охватывающую принципы деления территории страны на определённые административные единицы, их правовой статус и характер взаимодействия между государственными органами на разных уровнях.
Форма государственного устройства — это составной элемент общей формы государства, отражающий территориальное распределение государственной власти. Наиболее распространённой в науке является классификация, согласно которой выделяются три формы: унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство — это централизованная структура, состоящая исключительно из административных единиц (областей, провинций, губерний и т. п.), не обладающих суверенитетом. В зависимости от степени самостоятельности таких единиц, унитарные государства подразделяются на:
– централизованные, где отсутствуют автономные образования, а все территории находятся в одинаковом правовом положении;
– децентрализованные, включающие регионы с особыми правами, обладающие широкой автономией и отличающимся юридическим статусом.
Современная политическая практика свидетельствует о росте числа автономных регионов и расширении форм самоуправления, что отражает процесс демократизации систем государственного управления.
Другая форма — федерация, представляет собой союзное государство, включающее в себя несколько субъектов (штатов, республик, земель и т. д.), объединённых на основе единой конституции и общих интересов. Федеративная модель предполагает более сложный механизм распределения власти и отношений между центром и регионами. Субъекты федерации сохраняют элементы политико-правовой автономии: у них могут быть свои органы законодательной и исполнительной власти, собственные конституции, а в ряде случаев — даже атрибуты государственной символики (флаг, герб, гимн) и гражданство.
Важнейшим элементом федеративного устройства является наличие двухпалатного парламента, где одна из палат представляет интересы субъектов (например, Совет Федерации в России или Сенат в США). Несмотря на относительную самостоятельность субъектов, в федерации действует принцип верховенства федеральной конституции и законодательства, обеспечивающий целостность правового и политического пространства. Единая экономическая система, общая валюта и гражданство служат объединяющими факторами.
На сегодняшний день около 30 государств мира выбрали федеративную модель, рассматривая её как эффективную форму устройства для стран с территориальным, этнокультурным или историческим разнообразием.
При определённых политических и исторических обстоятельствах унитарные и федеративные государства могут трансформироваться в конфедеративные образования — союзы государств, объединённых на основе общих интересов и стремлений к координации политической и экономической деятельности. Конфедерация представляет собой форму межгосударственного объединения, создаваемую для реализации совместных задач и защиты общих интересов.
В рамках конфедерации каждое государство сохраняет независимость, обладает суверенитетом и продолжает функционировать через собственные органы власти. Как правило, конфедерации не имеют единой конституции и общего гражданства. Высшие органы таких объединений не обладают полномочиями прямого действия в отношении населения государств-членов. Все решения принимаются коллегиально и вступают в силу только после утверждения (ратификации) каждым участником союза.
Исторический опыт существования конфедераций показывает, что подобные образования, как правило, являются переходной стадией в процессе государственного развития. Обычно конфедерации создавались в условиях стремления к независимости и необходимости объединения усилий для защиты от внешней угрозы. Однако со временем такие союзы либо распадались, либо эволюционировали в более прочные формы — чаще всего в федерации, где структура власти становится централизованнее, а органы управления — более устойчивыми.
Следует отметить, что в условиях современной глобализации, изменения представлений о суверенитете и межгосударственных отношениях может возникнуть потребность в переосмыслении существующих форм государственного устройства. Это открывает пространство для научного анализа и разработки новых правовых моделей. Современная государственность всё чаще сталкивается с вызовами, требующими гибких, нестандартных решений, а значит, возможен пересмотр и дополнение традиционной классификации форм государства. Развитие правовой теории и международной практики может привести к выделению новых, ранее не фиксируемых в науке форм государственно-территориальной организации.



1. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства / Д.М. Савинов, Н.А. Петров, В.С. Кошкаров // Проблемы науки. – Екатеринбург: Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2019, №5. – С.12 -15.
2. Власов В.И. Теория государства и права: Учебное пособие / В.И.Власов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014. – 331 с.
3. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. – М.: Издательство «Юстицинформ», 2015. – 640 с.
4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим

доступа: https://bse.slovaronline.com/47898-FORMA_GOSUDARSTVA
5. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами / А.В. Мелехин. – М.: Издательство «Консультант Плюс», 2009. – 640 с.
6. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. – М.: Издательство «Юрайт», 2013.– 811 с.
7. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник / А.Ф. Черданцев.– М.: Издательство «Юрайт», 2002. – 432 с.
8. Дмитриев Ю.А., Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / Ю.А. Дмитриев, А.Н. Головистикова. – М.: Издательство «Юристъ», 2005. – 832 с.
9. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник / В.В. Оксамытный. – М.: Издательство «Юнити»,2015. – 511 с.
10. Клишас А.А. Теория государства и права: Учебник / А.А. Клишас. –М.: Издательство «Статут», 2019. – 512 с.
11. Наумов С.Ю., Мордовец А.С., Касаева Т.В. Общая теория государства и права: Учебник / С.Ю. Наумов, А.С. Мордовец, Т.В. Касаева. – Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова,2018. – 392 с.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – М.: Издательство «Эксмо», 2010. – 510 с.
13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательство «Юристъ», 2008. – 400 с.
14. Васильев А.В. Теория государства и права: Курс лекций / А.В. Васильев. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2018. – 199 с.
15. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / О.А. Кудинов. – М.: Издательство «Юстицинформ», 2008. – 238 с.
16. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. – М.: Издательство «Эксмо», 2005. – 656 с.
17. Снетков В.Н., Фомина Н.А. Критерии классификации унитарных государств / В.Н. Снетков, Н.А. Фомина // Общество. Коммуникация. Образование. – СПб: Гуманитарные и общественные науки. – 2011, №3. – С.36-42.
18. Стаф И. В Территориальные образования и децентрализация / И.В. Стаф // Отечественные записки. – М.: Защита прав. – 2006, №5. – С.4-12.
19. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Б.А. Страшун. – М.: Издательство «БЭК», 2000. – 784 с.
20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательство «Юристъ», 2001. - 776 с.
21. Честнов И.Л. Теория государства и права: Учебное пособие / И.Л. Честнов. – М.: Издательство «Инфа-М», 2016. – 233 с.
22. Калина В.Ф. Развитие идеи федерализма в истории человечества / В.Ф. Калина // Вестник Томского государственного университета. – Томск: Политологические науки. – 2008, №5. – С. 211-216.
23. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин // Государство и право. – М.: Наука. – 1994, №8. – С.150-158.
24. Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.А. Ромашов. – М.: Издательство «Юрайт», 2018. – 443 с.
25. Краснов А.В., Скоробогатов А.В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Краснов, А.В. Скоробогатов. – М.: РГУП, 2016. – 305 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ