Дидактическая игра как средство формирования представлений о безопасности поведения на прогулке у детей среднего дошкольного возраста (Педагогический Колледж № 10 (г. Москва))
Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение ГБОУ школа №1579 города Москвы.
Выборка: 14 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ 6
1.1. Проблема формирования представлений детей дошкольного возраста о безопасности 6
1.2. Дидактическая игра: понятие и классификация 11
1.3. Педагогический потенциал дидактической игры в формировании представлений детей о безопасности на прогулке 16
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ 25
2.1. Определение уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста 25
2.2. Организация системы работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности на прогулке 30
2.3. Методические рекомендации по формированию представлений о безопасности поведения на прогулке у детей среднего возраста посредством дидактической игры 37
Выводы по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Во всем современном мире проблема безопасности жизнедеятельности считается одной из центральных проблем человечества. Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человеческого существования людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. В процессе эволюции стали появляться опасности, которые человек создавать сам (техника, ремесло и т.д.). С наступлением третьего тысячелетия проблема поиска механизмов, способствующих формированию у детей сознательного отношения к вопросам личной безопасности стала очень важной, так как в современном мире каждый человек может столкнуться с проявлениями разрушительных сил природы, промышленными авариями и катастрофами, опасностями социального характера. В большинстве случаев отсутствие навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях приводит к плачевным последствиям.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Безопасность – это приемлемый риск, достичь которую возможно только в обучении и практике. Опасности по своей природе случайны, потенциальны (скрыты) и тотальны. Как показывает практика, многие люди не отдают себе отчет в том, что опасности могут подстерегать их на каждом шагу. Психологи в данном случае называют это состояние «отчуждением от реальной жизни»
Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей. У них не сформировано «чувство опасности» в силу отсутствия определённого опыта и знаний. По статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый день во всем мире примерно 2300 детей погибают вследствие неумышленной травмы или несчастного случая на прогулке, в результате утопления 460 детей, в пожарах – 250 детей.
В Письме № 03-1572 Минобрнауки РФ от 30 августа 2005 г. «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указано, что решение проблемы безопасности детей дошкольного возраста реально только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. [7].
Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.A. Михайлов, С.А. Проскурин и др.) Обучение безопасному поведению должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, O.Л. Князева, Т.Г. Хромцова и др.) В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования основ безопасности поведения на прогулке в среднем дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс формирования представлений о безопасности на прогулке у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как способ формирования представлений о безопасности на прогулке у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретическое обоснование возможности использования методов формирования представлений о безопасности на прогулке у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть проблему формирования представлений детей о безопасности на прогулке;
2. Проанализировать понятие и классификации дидактических игр;
3. Рассмотреть педагогический потенциал дидактической игры в формировании представлений детей о безопасности на прогулке;
4. Выявить степень эффективности проведенной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста
В работе были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста;
- констатирующий эксперимент, включающий метод опроса детей, наблюдение за действиями детей в повседневной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась ГБОУ школа №1579 г. Москвы. В эксперименте приняли участие 14 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Эксперимент по формированию представлений у детей о безопасности на прогулке длился один месяц. Также было проведено мини-исследование методом устного опроса, и даны методические рекомендации воспитателям по формированию представлений о безопасности на прогулке посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителями дошкольников среднего возраста.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности поведения на прогулке не теряет своей актуальности и сегодня. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Успешному накоплению опыта благоприятствуют характерные способности детей дошкольного возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста было изучение психолого-педагогической литературы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста на прогулке. По итогам, которого было дано научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста.
Во второй главе была описана опытно-экспериментальная работа, проведенная в ГБОУ «Школа №1579» г. Москвы в группе среднего дошкольного возраста. В ходе определения уровня сформированности основ безопасности поведения был использован метод анкетирования детей, а также были даны рекомендации по формированию представлений о безопасности поведения на прогулке у детей среднего дошкольного возраста.
Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности поведения на прогулке детей среднего дошкольного возраста, а также определить формы и методы работы, обеспечивающие их формирование.
По итогам этой работы можно сделать вывод: дети среднего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. // Российская газета. – 2013. – 25 ноября. – №6241 (265).
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 144 с.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей. – М., 2016. – 115 с.
4. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию. // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С. 4-9.
5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 2005. – 255 с.
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. – В., 2014. – 80 с.
7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», [электронный ресурс] – 2014 Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf
8. Письмо от 30 августа 2005 г. № 03-1572: Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях / Министерство образования и науки РФ [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soschildren.ru/zakon/pismo-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rf-obobespechenii-bezopasnosti-v-obrazovatelnyih-uchrezhdeniyah.html
9. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. – М.: Карапуз, 2015. – 450 с.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007. – 215 с.
11. Масленникова И.С., Еронько О.Н. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Инфра-М, 2014. – 206 с.
12. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6 – С. 27-31.
13. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада. / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва [электронный ресурс] – М.: Просвещение, 2016. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2013/03/21/programma-raduga
14. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 4-5.
15. Тимофеева, Л.Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников». // Дошкольная педагогика. – 2014. – №7. – С. 8-13.
16. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2015 – №1 – С. 18-25.
17. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 2016. – 144 с.
18. Федяевская В.М. За безопасность детей на улице // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 5-7.
19. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 2014.
20. Сорокина И.Р., Хорева С.А., Галкина П.Н. Игра как один из методов досуговой деятельности в системе дополнительного образования // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 709-713.
21. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. – М.: Дельта, 2013.
22. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. A.B. Запорожца. – 2-еизд. – М.: Просвещение,2015.
23. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2017.
24. Чмулева О.В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 155-158.
25. Что такое личная безопасность? Способы обеспечения личной безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/186623/chto-takoe-lichnaya-bezopasnost-sposobyi-obespecheniya-lichnoy-bezopasnosti.
26. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – С. 306-317.