АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Феномен советской идеи воспитания «социалистического человека-творца» 11
1.1 Концепция работы 11
1.2 Раскрытие ключевых понятий работы и обоснование их применения 14
1.3 Суть советской идеи воспитания «социалистического человека-творца» 17
2 Советская культура как средство воспитания «социалистического человека-
творца» 25
2.1 Советская культура: цели, задачи, связь с советской системой воспитания 25
2.2 Советский кинематограф 27
2.3 Советская музыка 47
2.4 Советское плакатное искусство 67
Заключение 76
Список источников и литературы 81
Приложение
Актуальность и значимость темы:
Концепция человека-творца в своей сущности не нова и подобные идеи по воспитанию человека созидающего, безусловно, выдвигались на протяжение истории человечества ещё с древних времен, не только за рубежом, но и в нашей стране в том числе. Но данные идеи выдвигались и реализовывались лишь в частном порядке и не выходили на уровень целостной государственной политики тех или иных цивилизаций или отдельных государств.
Выход идеи воспитания человека-творца на уровень целостной государственной политики (в образовании, в культуре, в вопросах воспитания человека и т.д.) и цивилизационного кода, реализованный для всего населения и давший положительные результаты на практике, с точки зрения автора работы, а также целого ряда историков, впервые произошёл именно в Советском Союзе, для которого воспитание созидателя стало основой, определявшей жизнеспособность страны в условиях поставленных перед ней стратегических задач и вызовов.
В контексте проявившихся за последние десятилетия ключевых проблем концепции воспитания человека-потребителя, крайне ценной и единственной альтернативой становится концепция воспитания человека-творца. Сама идея созидания уже обладает универсальной актуальностью, поскольку созидательная, творческая составляющая изначально заложена в саму природу человека и неделима с ним, исходя из понимания человека как существа, соединяющего в себе триаду биологического (биологические потребности), социального (человек как социальное существо) и «духовного» (творческого) начал.
В теме идеи воспитания человека-творца актуально обращение именно к опыту советской системы воспитания, так как данная идея была непосредственно включена в эту систему и зафиксирована на высшем государственном уровне, сама система воспитания носила целостный характер и была предназначена для всех членов общества - в теме воспитания человека-творца такой совокупностью принципов за всю историю обладала только советская система воспитания личности. Обращение к советскому опыту в сфере целостного воспитания личности и культурной политики актуально тем, что данный опыт показал на практике положительные результаты, проявившись в неоспоримых концептуальных, научных, экономических и культурных достижениях Советского Союза (или советского общества), и, исходя из насущных проблем концепции человека- потребителя и универсальной актуальности самой идеи созидания, необходим для конструктивного осмысления в современных условиях нашей реальности.
Степень изученности проблемы:
Точки зрения о формировании в Советском Союзе «нового советского человека», рассматриваемого в данной работе как пример воспитания «советского социалистического человека-творца», в историографии советского и современного периодов различаются.
Если мы обратимся к работам советского периода, то характер и направления исследований советской педагогической, психологической, философской литературы, посвящённой воспитанию «нового советского человека», определялись советской идеологической, культурной и образовательной политикой. Это находило своё отражение в работах В. А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека: этика коммунистической нравственности» , работах Н. К. Крупской , А. С. Макаренко и других идеологов советской системы образования и воспитания, где авторы подчёркивали характеристики, которыми должна обладать новая «коммунистическая личность», а также давали практические рекомендации (тактику) для достижения данной цели.
Далее обратимся к современной историографии, посвящённой данной проблематике.
В работе В. В. Сенниковой и Е. Н. Савельевой, посвящённой советскому кинематографу, приводится мнение кинокритика и культуролога Даниила Борисовича Дондурея: «Советская власть, при всех её издержках, заботилась о гуманистических ориентирах. Обучала гражданина Страны Советов, как оставаться человеком в различных условиях. Советская власть была дальновидна. Она понимала: формирование человека - это не только очевидная пропаганда, но и программирование личности при помощи культуры. Она помогала человеку осваивать противоречия реальной жизни. Лениво формировали «строителя социализма», но одновременно - не поверите! - действительно «развитую личность». Да ещё и с моральными ценностями» .
В монографии «Человек советский: за и против» В. М. Амирова, А. В. Антошина, В. И. Бортникова и других авторов приводятся разные мнения о «новом советском человеке», содержащие как позитивные, так и скептические оценки. Точки зрения на «нового советского человека» расходятся от понимания его как «культурно развитого и стремящегося к новому человека», «человека, действующего во благо своей страны», «идеала человеческого поведения и морали», человека, имеющего высокие моральные ценности, до «искусственно созданного пропагандой государства типа человека» .
В статье Н. П. Шатохиной, посвященной генезису идеи о человеке-творце, отмечается особенность советского общества рассматривать феномен человека-творца (коммунистическую личность) лишь с позиции служения интересам построения коммунизма. «Своим творчеством автор должен был приносить исключительно практическую пользу (например, воспитание патриотизма) и, ценность его духовного мира, богатство внутренних переживаний, эмоциональные контрасты, творческое воление, отвергались как далеко не первоочередные вопросы, вызывающие научный интерес. Философской наукой того времени была утеряна бесценная способность замечать самобытность, уникальность и неповторимый стиль творческой личности, свободу творца, как нигде более ярко проявляющуюся в созидании», - пишет Шатохина . С тезисом Н. П. Шатохиной о том, что «была утеряна бесценная способность замечать самобытность, уникальность и неповторимый стиль творческой личности, свободу творца», автор работы не согласен, поскольку в произведениях творцов советской культуры, как и в произведениях других культур без исключения, содержится своя самобытность, уникальность и неповторимость, что нетрудно заметить при достаточно внимательном ознакомлении с наследием советской культуры. Хочется отметить, что, безусловно, советское творчество было подчинено идеологическим рамкам, коммунистическая идейная составляющая действительно была в стратегическом приоритете и превалировала над другими, произведения проходили через достаточно жёсткую цензуру по определённым критериям, но в советской культуре так же есть и множество произведений, выходящих за рамки идейности (но при этом всё равно не выходящих за рамки этики). Именно в советский период деятелям культуры предоставились наиболее полные возможности для воплощения своих идей и многообразие вариантов для реализации своего творческого потенциала, что проявлялось в активном стимулировании культурного развития со стороны советской власти и направления туда значительной части государственного бюджета (от 13,3 до 16,1 процента по данным на 19397 и 1970 годы, соответственно - расходы на просвещение, науку и культуру находились в тройке приоритетов по распределению госбюджета в Советском Союзе вплоть до 1990 года). Но, естественно, творчество находилось не только в идеологических, но и в этических рамках советского проекта - несоответствующее цензура могла вполне обосновано просто не пропустить и потребовать к изменению, что могло «ограничивать» творческий потенциал авторов. Для сравнения приведём в пример ослабленный характер современной цензуры. Как результат - некоторые произведения современной массовой культуры, созданные бурным и ничем не ограниченным «творческим» потоком их авторов, мягко скажем, оставляют желать лучшего и крайне деструктивно влияют на их потребителей. Так что тезис об «ограничении творческого воления» авторов очень сильно зависит от его смыслового содержания и конкретики.
В отношении «нового советского человека» периода позднего СССР Клаус Гества приводит вполне обоснованную критику и скептицизм, с чем может согласиться автор работы: «Идея homo sovieticus вызывает сильное притяжение со времен Октябрьской революции. На свой лад она написала историю. Изначально чрезмерно оптимистический проект сверхчеловека (целиком в духе Ницше), который сам создает свой собственный мир, уверенно пренебрегая существующими ценностями и моральными представлениями, представлял собой заманчиво зияющую пробелами формулу, позволяющую заполнять эти пробелы мечтами и чаяниями. Пробуждение и освобождение «нового человека» способствовали использованию большевизмом и сталинизмом переживаний и обретения новой веры, будоражащих людей. В ходе дальнейшего развития советский человек утратил героически-коллективистский образ, отмеченный самопожертвованием и энтузиазмом, и стал превращаться в оппортуниста, ориентированного на потребление. Наблюдатели приписывали homo sovieticus личность, характеризующуюся политическим притворством и покорностью, а также значительной способностью приспосабливаться, - личность, сохранившуюся и после распада Советского Союза» .
Всё же стоит отметить, что позитивное отношение к советскому опыту и результатам в сфере воспитания личности в противовес определённому скептицизму некоторых работ подтверждается достаточно большим количеством публикаций. О советском периоде Е. М. Фрадлина пишет: «В результате реализации всех стратегических программ преобразования общества формировались личности сознательных тружеников, активных граждан, убежденных патриотов, творцов нового мира, мужественных защитников своего социалистического отечества, бойцов и командиров Красной Армии. Общественная психология и мораль, идеология и мировоззрение были в массовом масштабе социально ориентированы, а личные судьбы, жизненные пути людей были в реальной жизни связаны с общественно-полезным трудом, социальным творчеством и самообразованием. Человек труда впервые в истории обрел высокую честь и достоинство в обществе социализма» .
Таким образом, можно сделать вывод, что мнения о проблематике темы работы - неоднозначны. Существуют многие работы, посвященные данной теме, но, в целом, авторов, затрагивающих её, можно разделить на несколько основных направлений, исходя из определённых критериев:
1. Отношение к проблеме (позитивное или скептическое): авторы, считающие, что человек-творец в Советском Союзе был, и авторы, считающие, что его не было и это был лишь политический конструкт. В ряде случаев, позиция авторов определяется их непосредственным участием или неучастием в рассматриваемых событиях, что можно определить по возрасту авторов публикаций: некоторые рассматривают советский период ретроспективно и опосредованно, некоторые - сами были участниками данных процессов и испытывали на себе влияние советской системы, что, естественно, не отменяет её скептические оценки в некоторых случаях.
2. Фокус внимания исследования: авторы, делающие акцент на положительных сторонах «нового советского человека», и авторы, делающие акцент на негативных сторонах. Отношение к проблеме определяется по общей «атмосфере» публикации и преобладанию в ней тех или иных оценочных суждений.
3. Целостность исследования проблемы: одни авторы рассматривают проблему, применяя комплексный подход (демонстрация взаимосвязей внутри советской системы), и авторы, рассматривающие проблему с какой-либо отдельной стороны (концентрация на отдельном аспекте советской системы, например, на законодательстве).
4. Концепция или тактика: рассмотрение самой концепции «нового советского человека», её характеристик и проявлений (идейная составляющая находится в приоритете), либо рассмотрение тактического продвижения к реализации данного идеала на протяжении советской истории (концентрация исследования на проблемах и достижениях в процессе реализации идеала). Настоящая работа сконцентрирована на идейной составляющей.
Объект исследования - идея воспитания «социалистического человека-творца» («нового советского человека» «коммунистической личности», «строителя коммунизма», «всесторонне развитой личности») в Советском Союзе.
Предмет исследования - советская культура как одно из средств формирования «социалистического человека-творца».
Цель работы - раскрыть суть и специфику проявления, выявить ключевые качественные характеристики идеи «социалистического человека-творца» в советской культуре.
Задачи:
1. Охарактеризовать общую концепцию работы, раскрыть ключевые понятия работы
(«социалистический человек-творец», цивилизационный код, «советский
социалистический цивилизационный код»), суть советской идеи «социалистического человека-творца» («нового советского человека», «коммунистической личности», «строителя коммунизма», «всесторонне развитой личности») и её связи с советской системой воспитания личности и советской культурой через цивилизационный код.
2. Выявить и охарактеризовать проявления идеи «социалистического человека- творца» в советской культуре (на основе источников из сфер кинематографа, музыки и плакатного искусства) на протяжении выбранного хронологического периода.
3. Выявить ключевые особенности советской идеи воспитания «социалистического человека-творца» и его ключевые качественные характеристики.
Хронологические рамки:
Конец 1920-х - первая половина 1980-х. Условные рубежи хронологического периода: 1928-1985 (начало индустриализации страны, мощный подъём трудового
энтузиазма, стратегическая необходимость массовой подготовки квалифицированных, идейных кадров / начало перестройки, постепенный уход от советской системы).
Территориальные рамки:
РСФСР (с учётом факта масштабирования единой советской системы во всех республиках СССР и на всех уровнях: от деревни/аула до крупнейших городов).
Научная новизна работы:
1. Применение в работе новых понятий (без структурных изменений изначальных общепринятых терминов) - «социалистический человек-творец» (синоним советских терминов «новый советский человек», «коммунистическая личность», «строит ель коммунизма», «всесторонне развитая личность») и «советский социалистический цивилизационный код» (с сохранением применяющейся в историографии структурой понятия «цивилизационный код») - в рамках советского проекта как полноценной системы. Данные понятия широко не употребляются в историографии, но обозначаются там концептуально, что требует их введения в рамках работы для отражения специфики.
2. Применение целостной концепции цивилизационного кода (исток отдельных идей и идеологии в целом) к анализу советской культуры как одного из направлений проявления идеи воспитания «социалистического человека-творца».
Научная проблема:
Советская культура как часть фундамента и одно из средств воспитания «советского социалистического человека-творца».
Гипотеза:
Советский Союз был первой страной, которая на государственном уровне начала создавать целостную систему воспитания человека-творца, которая напрямую проявлялась, в том числе, в советской культуре.
Методологическая база и методический инструментарий:
Методологическую основу данной работы составляют общие для всей исторической науки принципы, такие как принцип историзма, принцип системности, принцип научной объективности и другие. В работе применяются ценностные подходы, в частности, концепция А. Маслоу, известная как «пирамида потребностей».
В исследовании применяются метод контент-анализа (выявление ключевых черт и особенностей советской идеи «социалистического человека-творца» через анализ лексических единиц, выявление ключевых слов и идей в советском культурном коде), историко-системный метод (выявление связей между направлениями советской культуры, создающих её целостность, выявление объединяющих идей на уровне цивилизационного кода, выявление связей между частями советской системы) и другие методы. Подробнее концептуальные основания работы освещены в первой главе исследования.
Источниковая база исследования:
В работе задействуются следующие виды источников: законодательные и нормативные документы, труды теоретиков и идеологическая литература, художественные фильмы, музыкальные композиции, агитационные плакаты, электронные ресурсы и другие виды источников.
В основе группы источников «Законодательные и нормативные документы» находится Третья Программа КПСС 1961 года, в которую был включён Моральный кодекс строителя коммунизма. В работе данный кодекс используется для отражения специфики советской идеи воспитания «социалистического человека-творца» путём анализа ряда принципов из кодекса.
В группе источников «Труды теоретиков, идеологическая литература» автор обращается к трудам идеологов советской системы воспитания: Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Труды позволяют дать характеристику советской системе воспитания с позиций её тактической составляющей и ключевых принципов. Так же в работе используются фундаментальные труды лидеров советского государства: собрания сочинений В. И. Ленина и И. В. Сталина, работа «Экономические проблемы социализма в СССР» И. В. Сталина.
Для анализа советской культуры, поиска в ней концепции воспитания человека- творца автор обращается к материалам советского кинематографа, музыки и плакатного искусства. В работе используются 8 советских художественных фильмов периода 1936 - 1973 годов: «Семеро смелых» (реж. Сергей Герасимов, 1936 год), «Трактористы» (реж. Иван Пырьев, 1939 год), «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине» (реж. Иван Лукинский, 1955/1958 годы), «Высота» (реж. Александр Зархи, 1957 год), «Девять дней одного года» (реж. Михаил Ромм, 1961 год), «Укрощение огня» (реж. Даниил Храбровицкий, 1972 год), «Москва - Кассиопея» (реж. Ричард Викторов, 1973 год). В работе используются 15 советских музыкальных произведений периода 1936-1984 годов: «Эх, хорошо в стране советской жить!» (1936), «Марш женских бригад» (1937), «Марш энтузиастов» (1940), «Марш молодых строителей» (1959), «Четырнадцать минут до старта» или «Я верю, друзья» (1961), «Марш космонавтов» или «Я - Земля» (1963), «Мой адрес - Советский Союз» (1972), «Песня о добром человеке» (1974), «Родина моя» (1978), «Любовь, Комсомол и Весна» (1978), «Ты - Человек!» (1979), «Детство - это я и ты» (1980), «Счастья тебе, Земля!» (1981), «Всегда иди дорогою добра» (1983), «Прекрасное Далёко» (1984). В работе используются 32 советских агитационных плаката периода 1930-1986 годов (с их перечнем можно ознакомиться в списке источников и в разделе «Приложение»). Применение данных источников позволяет более полно раскрыть и охарактеризовать особенности советской культуры.
В работе применяются данные электронных ресурсов: оцифрованные экспонаты электронных каталогов музеев, данные статистики, рецензии на фильмы, видео с каналов платформы «YouTube», данные новостных и других видов сайтов и другие электронные данные. Использование в работе электронных данных позволяет получать информацию для исследования, не доступную в физическом экземпляре.
Привлечённый круг источников позволяет решить поставленные в исследовании задачи.
Полученные данные анализа и результаты проведённой исследовательской работы формируют целый ряд выводов:
1. Выход идеи воспитания человека-творца на уровень целостной государственной политики (в образовании, в культуре, в сфере воспитания личности и т.д.) и цивилизационного кода, реализованный для всего населения и давший положительные результаты на практике, впервые произошёл именно в Советском Союзе, для которого воспитание созидателя стало основой, определявшей жизнеспособность страны в условиях поставленных перед ней стратегических задач и вызовов. С периода начала индустриализации страны наблюдался мощный подъём трудового энтузиазма, появлялась стратегическая необходимость массовой подготовки квалифицированных, идейных кадров. Идея воспитания человека-творца в дальнейшем проявилась непосредственно через концептуальные, научные, экономические и культурные достижения Советского Союза или советского общества, которые были бы невозможны без положительных результатов в деле воспитания человека и без эффекта синергии. Непревзойдённые по многим показателям до сих пор достижения Советского Союза стали именно результатом синергетически обусловленной мощи совокупного потенциала множества людей-творцов, о чём когда-то говорил К. Э. Циолковский.
2. Идея «социалистического человека-творца» заложена в советском цивилизационном коде как в истоке отдельных идей и идеологии страны в целом. Цивилизационный код является фундаментальной структурой, обладающей системными свойствами, такими как целостность (взаимосвязанность внутренних элементов) и эмерджентность (система создаёт новое качество, не присущее её элементам в отдельности), и содержащей стержневую, объединяющую его идею. Культура (или культурный код) входит в цивилизационный код и является проводником ключевых идей, заложенных в нём, в данном случае - идеи воспитания «советского социалистического человека-творца». На практике это проявлялось подчинённостью советской культуры идеологии. Исходя из основного экономического закона социализма, сформулированного И. В. Сталиным, «советский социалистический человек-творец» создавался для максимального удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей советского народа и являлся связующей нитью всего советского цивилизационного кода.
3. «Социалистический человек-творец» в Советском Союзе имеет свою специфику: в рамках советского цивилизационного кода он наделяется характеристиками, такими как коллективизм (здесь включается принцип синергии), любовь к труду (труд как потребность, а не как необходимость), созидательный труд на благо общества и Родины (от каждого по способностям, каждому по труду). Советский человек-творец живёт Мечтой, Идеей и Великой Целью. Смысл его жизни заключается в непрерывном познании нового и постоянном процессе творчества - создания нового не только для себя, но для блага своей Родины. Данные характеристики непосредственно отражаются в произведениях советской культуры. Стратегические задачи советского проекта менялись по мере его развития, но стержневая основа «советского социалистического человека-творца» оставалась неизменной - человек труда в связке с коллективным творчеством. В 1930-е годы советские люди-творцы вместе строили заводы и осваивали новые земли. В Великую Отечественную войну они вместе стояли за станками, производя снаряды и вооружение для уничтожения вторгнувшегося на их территорию врага. После войны они вместе восстанавливали страну. В 1950-60 годы они вместе поднимали целину и выводили советского человека в космос. В 1970-е они вместе отправлялись на «Великие стройки коммунизма». В 1980-е миллионы советских тружеников вместе создавали «Буран».
4. Советский Союз был первой страной, которая на государственном уровне начала создавать целостную систему воспитания человека-творца для всего населения. Это было связано с особенностями социалистического уклада общества, где человек становился главным активом, а население получало полноценный доступ к общественным благам (в первую очередь, здесь подразумевается образование), что было фактически невозможно при других укладах общества, находящихся на ступень ниже, исходя из иерархии теории общественно-экономических формаций. Советская система воспитания обладала такой совокупностью принципов, которой не обладала ни одна система воспитания до этого: государственный уровень (ключевая идея и основная цель воспитания зафиксированы в законодательстве), целостное воплощение (воспитательный процесс охватывает многие сферы жизни общества: проявляется в культуре, в образовании и в других сферах), предназначенность для всего населения (система воспитания реализуется в равном доступе для всего народа, а не только его малой части, отделённой по сословному или финансовому критериям). Советская система воспитания «социалистического человека-творца» может быть охарактеризована следующими принципами: принцип последовательности и принцип целостности. Принцип последовательности проявлялся в преемственности уровней образования и методов воспитания, с выводом их на новый уровень на каждой ступени. Принцип целостности проявлялся в воспитании человека через: формирование моральных и этических принципов (что можно, что должно и что нельзя), через формирование мировоззрения, через коллективный труд и сотворчество, через целостное обучение и образование (единые учебники, единая система образования по всей стране, формирование целостной картины мира), через участие в творческих мероприятиях, через трудовое воспитание и через другие направления, в стремлении сформировать у человека прочный фундамент, основанный на коллективизме, нравственности и готовности вместе трудиться на благо всего общества и процветания Родины.
5. Советская культура была очень тесно связана с системой воспитания. Советская система воспитания была прочно встроена в целостную систему советского проекта и была связана с системой образования, культурой, коммунистической нравственностью и характером общественных отношений, стратегической целью и актуальными задачами страны. Система воспитания, применяемая в образовании, непосредственно отражалась в советской культуре в фильмах о буднях и приключениях советских школьников, о пионерах в космосе, в жизнеутверждающих плакатах о людях труда, в песнях о трудовых подвигах советского народа. Таким образом, в целостной советской системе осуществлялся синергетический обмен между разными её сферами.
6. Идея воспитания «социалистического человека-творца» в советской культуре подтверждается источниками из сфер кинематографа, музыки и плакатного искусства. Применение метода контент-анализа к источникам советской культуры на предмет поиска идей, смыслов и образов, подтверждающих наличие в советской культуре идеи воспитания человека-творца, дало положительные результаты: источники несомненно содержат идеи целостного воспитания и формирования личности (идейного, творческого, нравственного, этического, физического и других направлений), ключевой смысловой посыл направлен на стимулирование человека к всестороннему развитию и раскрытию своего природного потенциала, в искусстве преобладают образы людей труда, учёных, героев космоса, образцовых пионеров и комсомольцев, интеллигенции.
Смысловая и тематическая составляющие источников напрямую связаны с повседневностью и значимыми событиями и процессами в советском обществе. В культуре эпохи И. В. Сталина преобладает тема индустриализации страны, трудовых подвигов советского народа на стройках пятилеток и в сфере коллективных хозяйств, освоения новых земель советскими первопроходцами. В культуре эпохи Н. С. Хрущёва поднимается тема освоения целинных земель, тема развития сельского хозяйства, тема освоения «мирного атома» на благо человечества. В культуре эпохи Л. И. Брежнева поднимается тема освоения космического пространства советским народом (получила старт развития ещё при Н. С. Хрущёве), повседневная трудовая и личная жизнь советских людей и, в частности, советской молодёжи выходит на первый план, поднимается тема деятельности студенческих отрядов на «Великих стройках коммунизма», строительства Байкало¬Амурской магистрали.
Проведённый анализ социального мнения о произведениях советского кинематографа позволяет сделать вывод об их высокой оценке массовой аудиторией: по данным сайта «Кино-Театр. Ру», все указанные в работе фильмы по 10-балльной шкале приближаются к отметке в 10 баллов, в отзывах о них преобладают положительные оценки, а негативные и скептические отзывы в подавляющем большинстве случаев резко осуждаются другими пользователями, что подтверждает народную любовь к произведениям советского кинематографа, их культурную ценность и позволяет, по мнению автора, рекомендовать их как один из эффективных инструментов воспитания личности.
7. В позднем Советском Союзе наблюдаются стагнация и регресс идеи воспитания «советского социалистического человека-творца». Как ранний Советский Союз отличается от позднего, так же и «советский социалистический человек-творец» 1930-х-50-х отличается от его формации 1970-х-80-х. В Главе 1 отмечалась важность взаимосвязанности понятий «социализм» и «советы», и разрыв данной взаимосвязанности дал свои негативные результаты в исторической реальности Советского Союза. Ещё со времён Н. С. Хрущёва начинался постепенный отход от принципов подлинного социализма к государственному капитализму. К 1970-80-м годам происходит полная трансформация советской власти во власть партийной номенклатуры. Это дало свои разрушительные результаты. Внесу суждение о том, что Советский Союз был разрушен не столько по экономическим, сколько по идеологическим причинам исключительно внутреннего характера, когда произошла просадка по идейным принципам и по эффективности (и даже необходимости) системы воспитания человека. В позднем Советском Союзе от идеи воспитания «советского социалистического человека-творца» остался только лозунг, практически не подтверждаемый реальными шагами. Идея «социалистического человека- творца» стала только декларируемая, но не прочувствованная людьми, не зовущая в будущее. В. А. Сухомлинский писал: «Убеждения не передаются механически вместе со знаниями, не задаются домой одновременно с соответствующими параграфами учебника, не заучиваются и не запоминаются - они вырабатываются и только вырабатываются» . Только когда страна нуждается в созидателях, она занимается системой воспитания. Когда созидатели не нужны, идея человека-творца отходит на десятый план, а её место занимает идея человека-потребителя с её целями и результатами. Историческая реальность позволяет делать соответствующие данному тезису выводы.
Но существует гипотеза, выдвигаемая и доказываемая рядом историков (Е. Ю. Спицыным, Н. Н. Платошкиным, Л. Г. Ивашовым, А. П. Синелобовым, А. П. Девятовым, А. И. Колпакиди и другими), о цикличности истории человечества, как и всех процессов во Вселенной, и о так называемых «витках истории», что позволяет предполагать, что идея воспитания человека-творца может стать скоро снова востребованной на новых этапах развития нашей страны и всего мира.
1. Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / КПСС ; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС ; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е изд., доп и испр. - М., 1983-1990. - 16 т. - В надзаг. : Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. - Т. 10: 1961-1965. - 1986. - 493, [1] с.
2. Программа Коммунистической партии Советского Союза. [1961 г.] // XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17-31 октября 1961 года. Стенографический отчет. Т. III. - М., 1962. С. 229-335.
Труды теоретиков, идеологическая партийная литература:
3. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Том 3: Обучение и воспитание в школе [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова. Подгот. текста и примеч. Э. М. Цимхес]. - М.: Изд-во АПН, 1959.
4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. Т. 44. - М.: Издательство политической литературы, 1970. - 579 с.
5. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
6. Сталин И. В. Собрание сочинений. Т. 6. - М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1947. - 217 с.
7. Сталин И. В. Сочинения. Т. 16. - М.: Издательство “Писатель”, 1997. С. 154-223.
8. Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. - М.: Государственное издательство
политической литературы, 1951. С. 161-215.
9. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика
коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. - М.: Издательство
«Педагогика», 1989. - 287 с.
10. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва : Политиздат, 1973. - 272 с.
11. Черненко К. У. Справочник партийного работника, Выпуск 20. - М.: Политиздат, 1980. - 615 с.
Художественные фильмы:
12. Высота [Видеозапись] / реж. Александр Зархи ; в гл. ролях: Н. Рыбников и др.
- М. : Киностудия «Мосфильм», 1957.
13. Девять дней одного года [Видеозапись] / реж. Михаил Ромм ; в гл. ролях: А. Баталов и др. - М. : Киностудия «Мосфильм», 1961.
14. Иван Бровкин на целине [Видеозапись] / реж. Иван Лукинский ; в гл. ролях: Л. Харитонов и др. - М. : Киностудия имени М. Горького, 1958.
15. Москва-Кассиопея [Видеозапись] / реж. Ричард Викторов ; в гл. ролях: М. Ершов и др. - М. : Киностудия имени М. Горького, 1973.
...104