Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная тревожность в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье (Удмуртский государственный университет)

Работа №183628

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 106 человек в возрасте от 20 до 40 лет.
Есть приложения.

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования социальной тревожности в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье 11
1.1. Понятие и специфика социальной тревожности как категории исследования 11
1.2. Психологическая характеристика среднего возраста 16
1.3. Понятие и особенности отношений в семье 22
Выводы по главе I 27
ГЛАВА II. Организация и методы эмпирического исследования 29
2.1. Основные этапы эмпирического исследования 29
2.2. Использованные в ходе эмпирического исследования методики 30
2.3. Статистические процедуры обработки эмпирических данных 34
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование социальной тревожности в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье 36
3.1. Описание выборки 36
3.2. Статистический анализ и интерпретация результатов исследования социальной тревожности в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье 38
Выводы по главе III 54
Заключение 55
Список использованной литературы 61
Приложения

Актуальность исследования. В настоящее время феномен социальной тревожности является предметом интенсивных эмпирических и теоретических исследований, в зарубежной и отечественной психологии. Перед современным психологом остро стоит проблема адекватного определения уровня тревожности как общего развития личности, так и отдельных личностных свойств. В связи с этим немаловажное практическое значение имеет проблема исследования и диагностики социальной тревожности, как одного из видов тревожности.
В XXI в. ситуация обостряется еще больше. В связи с возрастанием ситуаций оценивания - коммуникативных контекстов, в которых предъявляются жесткие стандарты, провоцирующие и поощряющие конкуренцию в самопредъявлении, социальная тревожность определяется как боязнь пристального внимания со стороны окружающих людей, а также как тревожность, связанная с возможной критикой и оценкой человека, находящегося в центре публичного внимания. Социальное поведение и восприятие социально значимых стимулов опосредуются актуальным социокультурным пространством, ценностями, приемлемыми стратегиями самопрезентации. [1; с. 141]
Важно, что личности с социальной тревожностью испытывают трудности в поиске партнера и реже добиваются успеха на работе. Они чаще других страдают от зависимости: алкоголизма, наркомании или пищевой зависимостей — они больше всех подвержены депрессии; имеют высокий риск суицидального поведения.
В настоящее время ученые все еще выясняют истинные причины возникновения и формирования социальной тревожности. Текущие данные позволяют говорить о том, что основную роль играет наследственная предрасположенность в комбинации с социальными факторами и факторами окружающей среды.
Исследователи доказали, что риск оказаться в состоянии социальной тревожности увеличивается на 2 - 3 раза если кто-то из ближайших родственников испытывает, то же расстройство или сталкивался с этой проблемой. Возможно, из-за генетического наследования или из-за того, что дети перенимают социальные страхи своих родителей в процессе наблюдения за ними. Предполагается, что родители детей с социальной тревожностью сами страдают от данной проблемы.
Параллельно с этими данными, имеются результаты исследований поведенческого ингибирования у новорождённых. В данном случае речь идет о не патологии, а просто особенность функционирования нервной системы. Поведенческое ингибирование — это физиологическая характеристика психики человека при рождении: он более сосредоточен на себе или боится окружающего мира (в том числе себя). У людей с данным темпераментом при рождении увеличивается риск развития социально-тревожного расстройства в последующей жизни.
Но несмотря даже на генетическую предрасположенность или особенности нервной системы, при благоприятном психологическом отношении в семье, уровень социальной тревожности может быть снижен. Так как, все же, главной причиной развития социальной тревожности личности, как отмечают многие авторы, являются неблагополучные психологические отношения в семье, дезадаптивные: установки, правила, предположения, стратегии поведения.
Так же, наиболее часто, социальная тревожность развивается в следующих случаях: - при предъявлении к личности негативных требований, которые унижают его или ставят в зависимое положение; - завышенные или неадекватные требования, которые вызывают конфликтную обстановку; - когда установки в семейном окружении противоречат социокультурным требованиям. Таким образом психологические отношения семьи играют важную роль в формировании и развитии социальной тревожности у личности среднего возраста (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова, А.В. Карпов, М. Грант, Б. Г. Парыгина, О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова, Е. Б. Назарова, А. В. Руденко, О. В. Бунина, Е. Е. Новосельцева, Т. А. Гурко и другие.).
Актуальность данного исследования определяется наличием ряда противоречий:
- В социальном плане: в современном обществе растет количество ситуаций, где предъявляются жесткие стандарты и поощряется конкуренция в самопредъявлении. Одна из культурно - специфических форм «культурной патологии» – несогласованность требований к участию в социальных ситуациях, противоречивые социальные роли. В действительности противоречивые требования социокультурной среды («быть активным, инициативным и социально смелым» и при этом "быть скромным" в социальной ситуации) опосредуются неадаптивными когнитивными схемами. Это порождает неуверенность во всех социальных ситуациях: страх перед неудачами, ощущение собственной неполноценности, не позволяющее реализоваться в жизни.
- В теоретическом плане: большинство исследований по обозначенной проблематике направлены на изучение и решения проблемы в среднем возрасте личности, в то время как проблема психологического отношения в семье, где зачастую может формироваться и развиваться социальная тревожность в среднем возраста остается слабо исследованной и далека от концептуализации. Теоретической базой таких исследований явились представления о социально-психологическом взаимоотношении семьи (О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова и др.);
- В практическом плане: в настоящее время существует много техник, практических и теоретических пособий по преодолению социальной тревожности в среднем возрасте. Однако, единой методики все еще не найдено. Благодаря современным методикам, мы пытаемся анализировать отношения в семье и подготовить современные методы диагностики.
Разработанность темы исследования. В целом изучением проблемы социальной тревожности, ее формирования и развития занимаются следующие ученые: Сагалакова О.А. (2018),Труевцев Д.В. (2018), Самойлова В.В. (2017), Ральникова И.А. (2020), Степанько А.М., Галанова Е.Д. (2020), Каменюкин А.Г. (2021), Афанасьев С.О. (2020), Богомазова К.О. (2022), Байгужина О.В. (2022), Покидько М.В. (2022), Воробьева А.А. (2020), Афанасьев С.О. (2021), Махортова И.С. (2021), Ширяев О.Ю. (2021). Проблема влияния социального климата семьи: Воюшина Е.А. (2020), Куприянова Е.И. (2022), Карауш И.С. (2022), Еричев Е.Н. (2019), Гуткевич Е.В. (2019), Шатунова А.И. (2019), Дашиева Е.А. (2019), Капустина Т.В. (2019).
Таким образом мы сформировали проблему нашего исследования: как связано отношение в родительской семье с формированием или развитием социальной тревожности в среднем возрасте.
Объектом исследования является социальная тревожность в среднем возрасте.
Предмет исследования является связь отношения в родительской семье с социальной тревожностью в среднем возрасте.
Гипотеза исследования - отношения в родительской семье напрямую связан с социальной тревожностью в среднем возрасте. Отношения в семье значительно влияют не только на взаимоотношения с родственниками, но и на то, как человек ощущает себя в социуме.
Данное предположение конкретизируется следующими эмпирическими подгипотезами:
• Чаще социальная тревожность формируется в раннем возрасте и напрямую связана с психологическим отношением в родительской семье;
• У людей, выросших в социально активной семье, где разрешается любое проявление эмоций, в том числе негативных, значительно снижается формирование и развитие социальной тревожности в среднем возрасте.
Цель проведения исследования - выявить особенности проявления социальной тревожности в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ изучаемой проблемы в отечественной и зарубежной науке;
2. Исследовать отношения в родительской семье личности среднего возраста с социальной тревожностью;
3. Определить психологические факторы и компенсаторы личности, приобретенные в семейном окружении;
4. Разработка рекомендаций семьям по снижению риска развития социальной тревожности личности среднего возраста, а также преодолению социальной тревожности в среднем возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования является различные подходы к изучению социальной тревожности (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., B.R Schlenker, M.R. Leary, А.Бек, Г. Эмери, Р. Гринберг, Р. Рэйепи, Г. Хаймберг и др.). Концепции о возникновении и развитие социальной тревожности в раннем детстве (Р.Х. Мус, С.Ю. Куприянов, Л.С. Выготский, Д. Боулби, А. Бек, Дж. Янг и др.). Теоретический подход к изучению методов психокоррекции личностной социальной тревожности (А. Бек, А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак, Я. Исайкин, Кларк-Уэллс и др.)
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы:
• Теоретические методы (анализ научной проблемы);
• Организационные методы (сравнительный анализ исследуемых);
• Эмпирические методы (тестирование, опросник);
• Методы обработки данных (однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ)
Методики:
• Психодиагностический Опросник социальной тревоги и социофобии (ОСТиСФ) (Шкала социальной тревожности Либовица 1987, адаптирована О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцевым);
• Шкала семейного окружения предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов (ШСО оригинальная методика Famil Environmental Skale (FES) Р.Х. Мус 1974 г. Методика ШСО была адаптирована С.Ю. Куприяновым в 1985 году).
Планируемые этапы исследования:
• Первый этап (2022-2023 гг.) – подготовительный: проведение анализа теоретического и эмпирического материала по проблеме формирования социальной тревожности в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье; определение теоретико-методологических основ исследования, формулирование цели, гипотез и задач работы, разработка и апробирование методики.
• Второй этап (2023-2024 гг.) – основной: определение основных методов и методик эмпирического исследования; осуществление сбора эмпирических данных для изучения психологического отношения в семье в среднем возрасте, страдающих социальной тревожностью.
• Третий этап (2024-2025 гг.) – завершающий: обобщение и анализ результатов исследования, формулирование основных выводов; публикация результатов исследования в научных изданиях.
Описание выборки. В исследовании на этапе сбора эмпирических данных было привлечено 106 человек в возрасте от 20 до 40 лет (средний возраст – 29,84 года). Участие было добровольным, но не анонимным: респонденты могли оставить свою контактную информацию в виде электронной почты или номера телефона для получения индивидуального психологического заключения по результатам диагностики
Научная новизна исследования заключается в осознании и решения того факта, что социальная тревожность в среднем возрасте может быть напрямую связана с отношением в родительской семье. Мало исследований, которые рассматривают в качестве субъекта человека среднего возраста, в нашей работе мы уделили это особое внимание, так как модель поведения семьи, противоречащая требованиям социокультурных норм поведения современного общества, представляет значительный интерес для анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории социально-психологической коррекции семейного поведения за счет расширения научных представлений об образе жизни современного общества. Исследование расширяет представления о психологическом отношении разных типов семей у личности среднего возраста с социальной тревожностью.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования информации на практике для выявления и предотвращения социальной тревожности в среднем возрасте, а также позволит наладить отношения в родительской семье. Пользоваться данным исследованием и применять его на практике могут практикующие психологи.
Положения, выносимые на защиту:
• В ходе выполнения исследования выяснилось, что социальна тревожность в среднем возрасте напрямую зависит от отношений в родительской семье;
• Обоснование особенностей формирования социальной тревожности в среднем возрасте;
• Изучение отношений в семье способствует активному решению проблем, связанных с социальной тревожностью.
Достоверность результатов исследования основывались на выводах, которые были получены в ходе работы. Применялись современные методики анализа собранных данных, эмпирические данные такие как тестирование и опросники. Исследование определялось логикой и поставленными задачами.
Апробация результатов исследования: Основные результаты работы представлены на конференциях: LI итоговая студенческая научная конференция в рамках Недели молодежной науки, приуроченной к году молодежи в Удмуртии (ФГБОУ ВО Удмуртский государственный университет Институт педагогики, психологии и социальный технологий, г. Ижевск, 20.04.2023 г.); онлайн-секция магистрантов направления подготовки «Психологическое сопровождение, коррекция и консультирование», LII итоговая студенческая научная конференция в рамках Недели молодежной науки (ФГБОУ ВО Удмуртский государственный университет Институт педагогики, психологии и социальный технологий, г. Ижевск, апрель 2024 г.). По тематике выпускного квалификационного исследования опубликовано: статья «Социальная тревога лиц среднего возраста в связи с климатом в семье» (ISSN 2541-7851 (сетевое издание) «Вестник науки и образования» 2024. № 12 (155) Часть 3., Москва 2024 г.), статья «Социальная тревога лиц среднего возраста в связи с климатом в семье» («Психология человека и общества», ФГБОУ ВО «Донбасская аграрная академия», Макеевка 2024 г.).
Структура и объем итоговой работы. Магистерская работа представлена на 71 страницах и состоит из введения, трех глав, списка литературы, приложений. Список литературы включает 71 публикаций отечественных и 7 публикаций зарубежных авторов. В работе имеется 2 таблицы, 1 рисунок и 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы по теме исследования было сформулировано общее определение понятия и специфики «социальной тревожности», «социофобии», дана психологическая характеристика среднего возраста, определено понятие и особенности «отношения в семье». Ряд исследователей утверждают, что социальная тревожность напрямую зависит или связана с отношением в родительской семье.
В ходе решения эмпирической задачи нашего исследования определены следующие факторы семейного окружения, влияющие на снижение или предотвращение социальной тревожности личности среднего возраста: сплоченность, экспрессивность, конфликт, независимость, ориентация на достижения, интеллектуально-культурная ориентация, ориентации на активный отдых, организация. Иными словами, чем выше в семье сплоченность, экспрессивность, конфликт, независимость, ориентация на достижения, интеллектуально-культурная ориентация, ориентации на активный отдых, организация, тем меньше вероятности, что человек будет страдать от социальной тревожности. Отношения в семье напрямую связывает социальную тревожность личности среднего возраста с ситуацией внутри семьи. Отношения в семье значительно влияет не только на взаимоотношения с родственниками, но и на то, как человек ощущает себя в социуме. В результате решения обозначенных задач общая теоретическая гипотеза о том, что отношения в родительской семье напрямую связаны с социальной тревожностью в среднем возрасте, а также влияет на ощущения себя человеком в обществе - подтверждается. Подгипотеза о том, что чаще социальная тревожность в среднем возрасте формируется в раннем возрасте и напрямую связана с психологическим отношением в родительской семье - подтвердилась. Подгипотеза о том, у людей, выросших в социально активной семье, где разрешается любое проявление эмоций, в том числе негативных, значительно снижается формирование и развитие социальной тревожности в среднем возрасте - подтвердились.
Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о полидетерминированности социальной тревожности у людей в средней взрослости. Социальная тревожность как таковая является значимым фактором, который сказывается на поведении и деятельности людей в связи с чем существует необходимость в предупреждении и коррекции неблагоприятных уровней ее выраженности.
Особенно значимой данная работа является в силу того, что средний возраст как отдельный период жизни сопровождается существенными изменениями, связанными, прежде всего, с переоценкой собственного жизненного пути. В этом возрасте происходит изменение отношение к карьере, семье, а также к собственному здоровью.
Происходящие изменения могут усилить чувство беспокойства и неуверенности, отрицательно влияя на общее качество жизни. Когда люди испытывают социальную тревожность, они могут отказаться от социального взаимодействия, что ограничивает их способность полностью общаться и общаться с другими людьми.
Кроме того, социальная тревожность может серьезно повлиять на психическое благополучие. Повышенный уровень социальной тревожности также может сопровождаться высоким уровнем риска депрессии, стресса и других психологических проблем. Обеспечения работы, направленной на снижение уровня социальной тревожности, возможным является укрепление не только психического здоровья, но также и повышения общего уровня удовлетворенности жизни. Это становится все более важным в современном обществе, где очень важно уделять первоочередное внимание психическому здоровью.
Также следует отметить, что социальная тревожность может препятствовать профессиональному росту и карьерному росту. Люди, которые испытывают трудности, обусловленные повышенным уровнем социальной тревоги, могут упустить возможности для продвижения по службе или совместной работы в команде. В рамках решения четвертой задачи эффективные рекомендации по преодолению социальной тревожности могут включать методы, направленные на укрепление уверенности в себе, развитие коммуникативных навыков и создание благоприятных социальных связей.
Работа, направленная на преодоление социальной тревожности, предполагает комплексный подход, который сочетает психологические знания с практическими методами. В первую очередь, рекомендуется организации деятельности, направленной на повышение уровня осознанности и повышения уровня самопонимания. Важно понимать, что социальная тревожность в целом, не является чем-то необычным. Осознание того, что многие другие люди разделяют схожие чувства, может частично снять напряжение. Для более глубокого понимания собственного состояния, оценки причин тех или иных явлений, а также проявления социальной тревожности рекомендуется ведение так называемого «Дневника эмоций». Использование данного метода позволяет определять определенные триггеры и выявлять те обстоятельства, которые вызывают дискомфорт.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) - один из наиболее эффективных методов борьбы с социальной тревогой. Этот терапевтический подход направлен на преобразование негативных мыслей и убеждений, которые вызывают беспокойство. Работая с психотерапевтом, возможно выявить и проработать иррациональные мысли, заменяя их более конструктивными и позитивными. Выполнение упражнений, которые побуждают переосмыслить неудобные ситуации, также может помочь сформировать и отражать эффективных техники для совладания с неблагоприятными эмоциями и ситуациями.
Включение практик осознанности и медитации также может значительно снизить социальную тревогу. Внимательность помогает вам оставаться в настоящем, уменьшая беспокойство по поводу будущих событий или суждений других людей. Регулярная практика медитации может снизить общий уровень стресса и укрепить эмоциональное здоровье. Начиная с коротких сеансов и постепенно увеличивая их продолжительность, вы можете сделать эту практику более управляемой.
Физическая активность – еще один важный компонент в борьбе с тревогой в общем и социальной тревогой – в частности. Регулярные упражнения не только снижают стресс, но и улучшают общее самочувствие. Будь то неторопливая прогулка на свежем воздухе или занятие любимым видом спорта, поиск приятных занятий является ключом к тому, чтобы упражнения были удовлетворительными, а не обязательными.
Развитие социальных навыков и коммуникативных умений способствует повышению уровня уверенности в социальном взаимодействии и снизить социальную тревожность. Такого рода работа включает в себя оттачивание коммуникативных навыков, таких как активное слушание и способность задавать вопросы.
Отдельно стоит отметить исключительно большое значение семьи и внутрисемейных отношений для снижения тревожности. Так, важно чтобы члены семьи чувствовали себя в безопасности и могли делиться своими мыслями и опасениями. Этому могут способствовать регулярные семейные обсуждения, позволяющие каждому высказывать свое мнение, не опасаясь осуждения. Каждый должен чувствовать, что его чувства ценятся и принимаются окружающими.
Еще одним важным элементом является развитие навыков активного слушания. Когда кто-то делится своим опытом, важно не только услышать его слова, но и по-настоящему понять и сопереживать ему. Для этого необходимо задавать уточняющие вопросы, перефразировать его высказывания, чтобы подтвердить понимание и проявить искреннее сопереживание. Такое взаимодействие помогает укрепить связи между членами семьи и предупредить возникновение чувства изоляции.
Семейные традиции и совместные занятия также играют важную роль в снижении тревожности. Совместное времяпрепровождение в непринужденной обстановке может укрепить отношения. Будь то приготовление пищи, прогулки или занятия спортом, эти занятия должны быть добровольными и рассматриваться как возможность сблизиться, а не как обязательство.
Также важно создать «безопасное пространство» для обсуждения сложных тем. Уделяя определенное количество времени каждую неделю откровенным разговорам о чувствах и переживаниях, каждый член семьи может чувствовать, что его слышат и поддерживают.
Развитие навыков эмоциональной регуляции является еще одним ключевым аспектом применительно предупреждения социальной тревожности. Поддержка друг друга в этих начинаниях способствует созданию более гармоничной семейной атмосферы.
В целом, социальная поддержка играет исключительно важную роль в преодолении социальной тревоги. Общение с друзьями и семьей, которые понимают и сочувствуют вашему опыту, может облегчить чувство изоляции. Присоединение к группам поддержки или клубам, объединенным с общими интересами, дает возможность пообщаться в более непринужденной обстановке, будь то хобби, волонтерство или просто общение с друзьями.
Наконец, важно быть терпеливым с собой во время этого процесса. Изменение привычек и преодоление социальной тревоги требует времени, и важно отмечать даже незначительные достижения на этом пути. Если вам трудно справиться с тревогой самостоятельно, помощь квалифицированного психолога или психотерапевта может быть неоценимой. Профессиональное руководство может ускорить ваш прогресс и предоставить вам эффективные стратегии выживания.
Таким образом, преодоление социальной тревожности в среднем возрасте возможно с помощью комплексного подхода, который включает эмоциональную осведомленность, когнитивно-поведенческую терапию, практику осознанности, физическую активность, социальные связи и изменения образа жизни. Помните, что на этом пути вы должны ценить терпение и поддержку окружающих.
Полученные данные могут применяться в практической работе психологов и специалистов консультационных служб, работающих с тревожными клиентами:
1. Психологическими службами организаций для снижения тревожного расстройства.
2. В индивидуальном консультировании.
3. Могут быть использованы в разработках и реализации психологических программ, тренингов для групп лиц с социальным тревожным расстройством.
Кроме того, при более детальном изучении, данное исследование можно использовать для написания практического руководства для родителей.



1. Авербух, Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте [Электронный ресурс]/ Е.С. Авербух. URL: https://www.klex.ru/gee
2. Аветисян, С. Г. Особенности использования арт-терапиидля психокоррекции эмоционального климата в семье / С. Г. Аветисян, Е. Ю. Максимова // Научный потенциал. – 2021. – № 3(34). – С. 103-105.
3. Албакова, Л.О. Факторы и развитие тревожности у детей младшего школьного возраста /Л.О. Албакова, З.А. Арскиева // Педагогика, психология, общество: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 278-282.
4. Альперович, В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет / В.Д. Альперович. М.: Академия, 2016. -270 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2010.- с. 105
6. Афанасьев, С.О. Анализ частоты встречаемости и факторов риска формирования социальной тревоги и расстройств пищевого поведения среди студентов медицинских вузов / С.О. Афанасьев, И.С. Махортова, О.Ю. Ширяев // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2021. Т. 20.
7. Афанасьев, С. О. Выявляемость уровня социальной тревоги у студентов старших курсов медицинского вуза / С. О. Афанасьев, Е. Б. Гайворонская, М. А. Пальчиков // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2019. – № 76. – С. 90-96.
8. Афанасьев, С.О. Социальная тревога коморбидная с расстройством пищевого поведения у студентов медицинских вузов / С.О. Афанасьев //Прикладные информационные аспекты медицины. 2020. Т. 23. № 1. С. 48-52.
9. Ашурова, Г. О. Психологический климат в семье / Г. О. Ашурова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 7. – С. 59-61.
10. Бек А., Эмери Г. Тревожные расстройства и фобии. Когнитивный подход – М.: Диалектика, 2020.
11. Боваева, А. В. Многодетная семья: особенности психологического климата и детско-родительских отношений / А. В. Боваева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-2. – С. 303-306.
12. Богачева, А. В. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента / А. В. Богачева, С. М. Мальцева, Е. А. Лужкова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 5(39). – С. 11-17.
13. Богомазова, К.О. Социальная тревога и психологическая атмосфера в группе как корреляты жизнеспособности студентов различных профилей подготовки / К.О. Богомазова, О.В. Байгужина // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15. № 1. С. 5–15.
14. Брайцева, Е. А. Психологический климат в семье как индикатор супружеского насилия / Е. А. Брайцева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – № 3(8). – С. 9-15.
15. Воробьева, А.А. Психологические корреляты социальной тревоги в юношеском возрасте / А.А. Воробева // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 11. С. 167-170.
16. Горюнова, А.В. Социофоб или интроверт? Понятие «нелюдимые» / А.В. Горюнова // Студенческая наука - взгляд в будущее. Материалы ХV Всероссийской студенческой научной конференции. 2020. С. 319-321.
17. Гурская, М. А. Психологический и культурный климат семьи в современной детской литературе / М. А. Гурская // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С. 196-200
18. Гусева, Т.И. Психология личности / Т.А. Гусева, Т.В. Каратьян. – М.: Эксмо, 2014. -220 c.
19. Дерябина, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Дерябина. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 158 c.
20. ДиДжузеппе, Р. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия / Р. ДиДжузеппе, К. Дойл, У. Драйден. -СПб., Питер, 2021.
21. Добсон, К. Научно-обоснованная практика в когнитивно-поведенческой терапии / К. Добсон, Д. Добсон. -СПб., Питер, 2021.
22. Дутова, Э.А. Социофобия – особенность или болезнь, которую нужно лечить? / Э.А. Дутова // Известия Института систем управления СГЭУ. 2021. № 2 (24). С. 47-50.
23. Журавлева, Т.Л. Психология развития и возрастная психология / Т.Л. Журавлева. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 84 с.
24. Ибрагимов, Ш.У. Социофобия как распространенная проблема современной молодежи / Ш.У. Ибрагимов // Наука, образование и культура. 2022. № 1 (61). С. 59-62.
25. Иванча, И.В. Причины появления социофобии и как ее преодолеть / И.В. Иванча //Инновации в науке и практике. Сборник трудов по материалам VI Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Уфа, 2021. С. 117-120.
26. Караваева, Т.А. Злоупотребление алкоголем у пациентов с социальными фобиями: проблемы коморбидности, диагностики, этиопатогенеза и подходов к психотерапии / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, Д.С. Радионов // Вопросы наркологии. 2022. № 7-8 (211). С. 27-53.
27. Каменюкин А.Г. Перфекционизм как трансдиагностическая мишень. – СПб.: Вестник, 2021.
28. Касьяник П.М., Романова Е.В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. – СПб.: Изд-во Политехи, 216. – 152 С.
29. Кларк, Д.А.Тревога и беспокойство: когнитивно-поведенчиский подход/Дэвид А. Кларк, Аарон Т.Бек; пер. с англ. под ред. Н.М. Макарова – Киев: «Диалектика», 2019.
30. Козыренко, М. И. Гармонизация эмоционального климата в семье / М. И. Козыренко // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2022. – № 2. – С. 33-38.
31. Копачёва, М.А. Психологические проявления социальной тревоги у активных пользователей социальных сетей юношеского возраста / М.А. Копечева //Сборник: Психологическая студия. сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Витебск, 2020. С. 127-130.
32. Королева, Е.Г. Психотерапевтические подходы при социофобии. / Е.Г. Королева // Актуальные проблемы медицины. Сборник материалов итоговой научно-практической конференции. Отв. редактор В.А. Снежицкий. 2020. С. 359-362.
33. Краснова, В.В. Социальная тревожность как фактор дезадаптации у студентов / В.В. Краснова // Молодые ученые - московскому образованию. Материалы IX городской научнопрактической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2010. С. 297-299.
34. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/Д.А. Леонтьев. -М.: Смысл, 2019. -487 с.
35. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
36. Матасов, Ю. Т. Психологический климат семьи как фактор личностного становления подростков с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью / Ю. Т. Матасов, О. А. Гультяева // Научное мнение. – 2015. – № 3-2. – С. 25-30
37. Маккей М., Дэвис М., Фаннинг П.: Контролируй мысли и чувства. Когнитивно-поведенческий подход – М.: Вильямс, 2020.
38. Мельникова, А.В. Проблема социальной тревоги у студентов вузов. / А.В. Мельникова // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Сборник научных статей по материалам ХI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией И.А. Загайнова, О.Г. Купцовой. Йошкар-Ола, 2021. С. 157-161.
39. Минибаева, Г. Т. Исследование социально- психологического климата в патриархальных и матриархальных семьях / Г. Т. Минибаева, Н. И. Исмаилова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 1-1. – С. 150-151
40. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 601 с.
41. Мэннинг Дж., Риджуэй Н. Практика когнитивно-поведенческой терапии тревожных расстройств. Под ред. Голингера В.А. – Киев: «Диалектика», 2021. – 162 с.
42. Наумкина, А.Е. Влияние детской социофобии на социализацию личности. / А.Е. Наумкина, Е.В. Тихонова // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021). Cборник материалов Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием. Москва, 2021. С. 4-8.
43. Никитина, И. В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 / И.В. Никитина, А.Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. – Том 20, выпуск 1. – С.60-67
44. Ощепкова, А.П. Социально-психологический аспект семейно-брачных отношений [Электронный ресурс] / А.П. Ощепкова. URL: https://koha.lib.tsu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=370262&shelfbrowse_itemnumber=606987
45. Петрушко, Е.Д. Место социофобии в психическом здоровье. / Е.Д. Петрушко // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященного 100-летию со дня рождения профессора Парамея Владимира Трофимовича. Гродно, 2021. С. 61-62.
46. Покидько, М.В. Взаимосвязь социальной тревоги и самооценки в юношеском возрасте /М.В. Покидько // Психологическая студия. сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Витебск, 2022. С. 170-171.
47. Попова, В. Д. Психологический климат семьи / В. Д. Попова, Т. Н. Дрошнева // Молодежный инновационный вестник. – 2015. – Т. 4, № 1. – С. 441-444.
48. Райманова, Л. Средний репродуктивный возраст женщины / Л. Райманова // Общество. – 2015. - №9. – С.3-6.
49. Ральникова, И.А. Социальная тревога , как фактор становления субъективной картины жизненного пути в период нормативного кризиса юнности / И.А. Ральникова, М.В. Шамардина // Психолог. 2020. № 2. С. 15-31.
50. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2002. – 656 с.
51. Рощевская, Е. В. Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка / Е. В. Рощевская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 2. – С. 14-17.
52. Сагалакова, О.А. Голос в структуре психотических переживаний: роль социальной тревоги и метакогнитивных стратегий / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев, О.В. Жирнова // Консультативная психология и психотерапия.2023.С.86-104.
53. Сагалакова, О. А. Опросник социальной тревоги и социофобии / О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4(15).
54. Сагалакова, О.А. Произвольная регуляция психической деятельности в ситуациях оценивания умственных способностей при социальной тревоге / О.А. Сагалакова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2014. – N 2 (25)
55. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2015. -460 с.
56. Сафиуллова, Е.О. Социальная тревога у разных психологических типов / Е.О. Сафиуллова // Сборник: В мире научных открытий. Материалы III Международной студенческой научной конференции. 2019. – С. 176-179.
57. Святцева, А. М. Влияние психологического климата в семье на социально-педагогическую запущенность младших школьников / А. М. Святцева // Мир современной науки. – 2019. – № 2(54). – С. 47-50.
58. Соболев, Н. Р. Культурный климат семьи: система показателей / Н. Р. Соболев // Интерактивная наука. – 2021. – № 9(64). – С. 56-57.
59. Сокол, Л. Когнитивно-поведенческая терапия. Практическое руководство / Л.С. Сокол, М. Фокс. -М., Вильямс: 2021.
60. Соколовский, М. Л. Влияние психологического климата в семье на проявление девиаций старших школьников / М. Л. Соколовский, А. В. Орлова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 3(5). – С. 225-228.
61. Соколовский, М. Л. Поведение родителей и отношение подростков к ним в семьях с разным психологическим климатом в семье / М. Л. Соколовский // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 2(4). – С. 341-344
62. Степанько, А.Н. Социальная тревога и избегание ситуации оценивания / А.Н. Степанько, А.М. Дробыш // Modern Science. 2022. № 6-4. С. 133-135.
63. Степанько, А.Н. Социальная тревожность / А.Н. Степанько //Modern Science. 2022. № 5-1. С. 392-394.
64. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — М., 2013. -311 с.
65. Суханова, А. Д. Субъективная картина жизненного пути современной молодежи в контексте социальной тревоги / А. Д. Суханова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2019. – № 16. – С. 140-143.
66. Техтелева, Н. В. Влияние психологического климата в семье на отношение матери к ребенку / Н. В. Техтелева // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. – 2024. – № 91. – С. 51-52.
67. Трифонова, О.И. Использование КПТ в работе с тревожным расстройством / О.И. Трифонова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2022. № 2. С. 125-130.
68. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 2016. - 780 с.
69. Шеина, О. Н. Благоприятный психологический климат в семье как условие сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка / О. Н. Шеина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 23. – С. 50-51.
70. Шерстобоева, Н.М. Социальная тревога в подростковом возрасте в контексте психологической безопасности / Н.М. Шерстобаева // Матрица научного познания. 2022. № 5-1. С. 342-345.
71. Хофман С. Преодоление тревожности - СПб: Весь, 2020.
72. Чапмен А.Л., Гратц К.Л., Тулл М.Т. Победить тревогу, панические атауи и ПТСР: диалектическая поведенческая терапия, ред. Новоселова М.В. – Киев: «Диалектика», 2021. – С. 210.
73. Цветкова, Н.А. Особенности социально-психологического статуса студентов с социальной тревогой в родительской семье / Н.А. Цветкова // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024. № 1. С. 105-120.
74. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - М.: Речь, 2014. - 340 с.
75. Cremers H. R., Roelofs K. Social anxiety disorder: a critical overview of neurocognitive research // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. 2016. № 7 (4). P. 218–232.
76. Karaush, I. S., Kupriyanova, I. E. (2022). Early Maladaptive Schemas as Stress and Emerging Mental Pathology “Moderators”. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal – Siberian journal of psychology, 83, 122–140. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/83/7
77. Yang G., Wang Z., Wu W. Social comparison orientation and mental health: The mediating role of psychological capital // Social Behavior and Personality: an international journal. 2021. Vol. 49. № 1. P. 1—11.
78. Samoylova, V. V. Psychological mechanisms of social anxiety and social anxiety disorder (SAD) in adolescents / V. V. Samoylova, O. A. Sagalakova // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2017. – No. 14. – P. 205-208.
79. McCarthy P.A., Morina N. Exploring the association of social comparison with depression and anxiety: A systematic review and meta-analysis // Clinical Psychology & Psychotherapy. 2020. Vol. 27. № 5. P. 640—671. DOI: 10.1002/cpp.2452.
80. Goodman F.R. et al. Social comparisons and social anxiety in daily life: An experience-sampling approach // Journal of Abnormal Psychology. 2021. Vol. 130. № 5. P. 468. DOI: 10.1037/abn0000671.
81. Samoylova, V. V. The role of ruminations in the formation and maintenance of social anxiety / V. V. Samoylova, O. A. Sagalakova // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2018. – No. 15. – P. 236-238.
82. Vallerand, R.J. The role of passion in sustainable psychological well-being /R. J. Vallerand // Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice. – 2012. –21 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ