Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ ребенка и его воплощение в повести Л.Н. Толстого «Детство» (Тульский государственный педагогический университет)

Работа №183611

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы74
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА РЕБЕНКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 6
1.1. Характеристика и сущность понятия «образ» в литературном произведении 6
1.2. Образ ребёнка и детства в художественной литературе 11
1.3. Обзор особенностей изображения героев-детей в художественной литературе 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА РЕБЕНКА В ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» 24
2.1. Биографическая основа трилогии Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» и ее место в творчестве автора 24
2.2. Общая характеристика системы образов трилогии 46
2.3. Особенности репрезентации образа ребенка в повести «Детство» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72



Детский образ как предмет художественного изображения в русской литературе классического и последующих периодов оказался в фокусе исследовательского внимания уже довольно давно. Сегодня вполне определенно можно говорить о весьма глубоких основах, заложенных в изучение этой темы, а также о целых направлениях ее научного осмысления. Нарастающий в филологии интерес к этой проблеме, поиск новых, неожиданных ракурсов в ее освещении во многом определяет актуальность избранной нами темы исследования.
Как правило, обращение к тому или иному образу в произведении связано с изучением творческого наследия конкретного писателя, его художественных и духовных поисков, открытых им новых изобразительных средств, с исследованием его индивидуальной творческой эволюции. В этом ключе наибольший интерес для исследователей представляет трилогия Л.H. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» (Н.А. Коновалов, В.Г. Одиноков, Н.П. Лощинин, И.В. Чуприна, Я.С. Билинкис) .
Названные авторы разносторонне исследовали тему детства в творчестве Л.Н. Толстого, при этом образ ребенка в его творчестве проанализирован недостаточно.
Цель настоящего исследования – изучить образ ребенка и его воплощение в повести Л.Н. Толстого «Детство».
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- дать характеристику и определить сущность понятия «образ» в литературном произведении;
- рассмотреть образ ребёнка и детства в художественной литературе;
- провести обзор особенностей изображения героев-детей в художественной литературе;
- изучить биографическую основу трилогии Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» и ее место в творчестве автора;
- дать общую характеристику системы образов трилогии;
- выявить особенности репрезентации образа ребенка в повести «Детство».
Таким образом, объектом нашего исследования является система представлений об образе ребенка в русской литературе.
Предмет исследования - образ ребенка и его воплощение в повести Л.Н. Толстого «Детство».
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, синтез, классификация, обобщение.
Научная значимость исследования видится в том, что результаты работы расширяют научные представления о тенденциях и закономерностях творчества Л.Н. Толстого, о своеобразии русской художественной концепции мира и человеческой жизни, о специфике изобразительных средств, найденных русской литературой для раскрытия темы детства.
Практическая ценность исследования заключается в том, что выводы и основные положения работы, а также наблюдения над конкретными произведениями Л.Н. Толстого могут быть использованы при разработке курсов истории русской литературы, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению своеобразия творчества Л.Н. Толстого, а также при подготовке заданий для написания курсовых, дипломных, контрольных работ студентами филологического факультета.
Методологической основой исследования является комплекс подходов к анализу литературного произведения и выявлению тенденций историко-литературного процесса: сравнительно-исторический, структурно-типологический, метод интерпретации и моделирования текста. Конкретные наблюдения и выводы исследования опираются на труды М.М. Бахтина, С.И. Машинского, И.М. Катарского, Ю.М. Лощица, Е.А. Краснощековой, В.Н. Пашигорева, Е.И. Ляпушкиной, B.C. Пушкаревой, Л.Н. Савиной, Н.Г. Николаевой, Е.В. Красновой и др.
Структура работы: введение, две главы основной части, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование показало, что образ представляет собой важную часть литературного пространства и отражает какие-либо объекты или явления действительности. Художественный образ может содержать в себе черты индивидуального и общего, в зависимости от того, с какой точностью автор описывает реальность. На его формирование влияют время, в которое написан текст, род литературного произведения и манера письма автора.
Как ни разнообразны в тематическом и жанровом отношении образ «ребенка» и «детства» в произведениях писателей XIX века, мы можем отчетливо ощутить теснейшую связь всех компонентов с основной проблематикой произведения. В подавляющем большинстве случаев в центре изображения стоит именно жизнь ребенка, остальное составляет социально-бытовой фон. Каждая художественная деталь служит задаче наиболее яркого раскрытия темы, обеспечивая тем самым единство формы и содержания.
В произведении "Детство" Львом Николаевичем Толстым показан нежный и трогательный образ главного героя — Николеньки Иртеньева. Этот образ раскрывается перед читателем через призму воспоминаний взрослого человека. Николенька предстает перед нами живым, эмоциональным, тонко чувствующим ребенком, чей внутренний мир многогранен и богат.
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, воспитывающийся в атмосфере любви и заботы, но в то же время подвергающийся строгим правилам и требованиям, характерным для того времени. Его ранняя детская жизнь наполнена противоречиями, которые формируют его личность и мировоззрение.
С одной стороны, Николенька наслаждается детскими радостями, такими как игры, книги и природа. Он мечтательный и впечатлительный, часто уходит в мир своих фантазий и грез. Это качество выделяет его среди сверстников и делает его внутренний мир по-настоящему интересным и глубоким. Он стремится понять окружающий мир, задает множество вопросов, ищет истину в значимых для него переживаниях и событиях.
С другой стороны, Николенька переживает сложные чувства и тревоги. Он остро чувствует несправедливость, лживость и фальшь, которые иногда проявляются в поведении взрослых. Он стремится к правде и искренности, но сталкивается с лицемерием и неправдой. Эти переживания заставляют его переживать боль и разочарование, тестируя его моральные и этические ценности.
Особое место в романе занимает описание отношений Николеньки с его семьей. Материнская любовь занимает центральное место в жизни главного героя. Мать для него — идеал женственности, доброты и заботы. Ее образ окружен ореолом нежности и святости, она становится для него опорой и примером для подражания. В то же время смерть матери становится для Николеньки сильным ударом, который оставляет глубокий след в его душе.
Толстой мастерски показывает, как через простые, на первый взгляд, события и эпизоды происходят значительные внутренние изменения в главном герое. Читатель видит, как формируется его мировоззрение, развивается чувство собственного достоинства, появляется стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Таким образом, образ Николеньки Иртеньева в романе "Детство" Л. Н. Толстого — это тонко выписанный портрет ребенка, который живет в мире своих глубоких чувств и переживаний. Этот мир наполнен как радостями, так и печалями, как восторгом, так и разочарованиями. И именно через этот насыщенный внутренний мир Толстой показывает процесс формирования личности, становления человеческой души в самом начале жизненного пути.



1. Абрамова, К. В. Вещный мир в повести Л. Н. Толстого «Детство» / К.В. Абрамнова // Сибирский филологический журнал. – 2023. – № 3. – С. 98-110.
2. Абдуллина, Д. А. Детский мир на страницах журнала «Мир искусства» (1898-1904) / Д.А. Абдуллина // Academia. – 2022. – № 1. – С. 106-120.
3. Апостолов, Н. Н. Толстой и Диккенс / Н.Н. Апостолов // Толстой и о Толстом: Новые материалы / Толстовский музей. – М., 1924. – С. 104–123.
4. Арнольд, И. В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения / И.В. Арнольд // Вопросы языкознания. – 1982. – № 4. – С. 83-92.
5. Атарова, К. Н. Лев Толстой и Лоренс Стерн / К.Н. Атарова // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. – М.: Изд-во АН СССР, 1974. – Т. 33, вып. 6. – С. 508–515.
6. Борисова, Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е.Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – 2009. – № 35 (173). – С. 20-26.
7. Борисова, Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа / Е.Б. Борисова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Филологические науки. Языкознание и литературоведение. – 2016. – С. 93-98.
8. Борисова, Е.Б. Художественный образ в английской литературе ХХ века: типология – лингвопоэтика – перевод: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Е.Б. Борисова. - Самара, 2010. – С. 38-51.
9. Виноградов, В. О языке Толстого: (50–60-е годы) // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). – М.: Изд-во АН СССР, 1939. – Кн. 1. – С. 117–220.
10. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.: Изд-во АН СССР, 1939. Кн. 1. С. 117–220.
11. Волков, И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.
12. Головина, Е. В. Категория "художественный женский образ" в лингвистике и литературоведении / Е. В. Головина // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016. – № 11(65): в 3-х ч. Ч. 1. – С. 100-104.
13. Гончарова, Н.Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» / Н.Ю. Гончарова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – №2. – С. 33-37.
14. Карупчанов, Л.М. Введение в литературоведение / Л.М. Карупчанова; под общ. ред. Л. М. Крупчанова. – 2-е изд., испр. – Москва: Оникс, 2006. – 415 с.
15. Колоколова, М.А. Роль синтакcических стилистических средств в формировании типов повествования художественного дискурса романа Д. Митчелла «Black Swan Green» / М.А. Колоколова, В.В. Коротеева // ННИГУ. Сборник научно-методических трудов. Новосибирск. – 2016. – №81. – С. 3-20.
16. Котович, М. И. Языковые средства создания персонажа в художественном произведении / М.И. Котович // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. – 2015. – С. 64–68.
17. Кузнецова, Т.А. Трансформация жанрового канона романа воспитания в романе Д. Митчелла «Лужок чёрного лебедя» / Т.А. Кузнецова // Материалы Всероссийской научной конференции г. Астрахань, 2019. – №5. – С. 128-137.
18. Лекманов, О. Мир глазами ребенка в рассказах русских писателей второй половины XX века // Знамя. 2023. № 7. URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=8722 (дата обращения 07.03.2025).
19. Литературно-энциклопедический словарь (ЛЭС). – М., 1998. – 750 с.
20. Лосев А. Ф. Вещь и имя; Самое само / Подгот. текста и общ. ред. А. А. ТахоГоди и В. П. Троицкого ; вступ. ст. А. Л. Доброхотова; коммент. С. В. Яковлева. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. 573 с.
21. Мещеряков, В. П. Основы литературоведения / В.П. Мещеряков. – М.: Дрофа, 2003. - 372 с.
22. Муратова, Н.А. Cемантико-этимологический анализ лексемы "BULLY" / Н.А. Муратова, О.А. Хрущева // Шаг в науку. – 2020. – №3. – С. 107- 109.
23. Муравьева О. С. «Во всем блеске своего безумия» (Утопия дворянского воспитания) / О.С. Муравьева // Русские утопии (Альманах «Канун»). Выт. 1. СПб. : Изд-во «Terra Fantastic», Изд-во Дома «Corvus», 1995. С. 172.
24. Муратова, Н.А. Буллинг на страницах художественных произведений / Н.А. Муратова, О.А. Хрущева // БарГУ. Наука – практике. Материалы I Международной научно-практической конференции. – 2021. – №1. – С. 182.
25. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.:
26. Мартынова, А. А. Специфика хронотопа в повести «Детство» Л. Н. Толстого / А.А. Мартынова // Вестник непрерывного образования. – 2016. – № 1. – С. 26–34.
27. Подорога, В. Вопрос о вещи. Опыты по аналитической антропологии/ В. Подорога. – М.: Изд-во Грюндриссе, 2016. – 348 с.
28. Попов, П. Стиль ранних повестей Толстого: («Детство» и «Отрочество») / П. Попов // Литературное наследство. – 1939. – Т. 35. – С. 78-116.
29. Разумова, Н. Е. Добрый Карл Иваныч / Н.Е. Разумова // Яснополянский сборник 2010: Статьи, материалы, публикации. – Тула: Ясная Поляна, 2010. – С. 28–35.
30. Романова, Н. И. Маленький и взрослый Иртеньев в повести Л. Н. Толстого «Детство» / Н.И. Романова // Русская речь. – 2008. – № 1. – С. 19-22.
31. Романова, Н. И. Мир вещей в художественно-автобиографических повестях о детстве середины XIX века / Н.И. Романова // Яснополянский сборник, 2012. – Тула: Ясная Поляна, 2012. – С. 12–19.
32. Рымарь, Н. Т. О творческих истоках рильковских концептов «вещь» и «фигура» / Н.Т. Рымарь // Культура и текст. – 2022. – № 1 (48). – С. 152–165.
33. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы: учеб. пособие для пед. интов / Л. И. Тимофеев. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1976. – 448 с.
34. Тищенко П. Био-власть в эпоху биотехнологий. Биоэтика как моральная аутопсия // http://polbu.ru/tischnko_bioauthority/ch30_all.html
35. Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность: Кн. изд-во, 1985.
36. Тургенев И. С. Отцы и дети // Собр. соч. в 12 т. М. : Наука, 1953. Т. 3. С. 289.
37. Фарыно, Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие для студентов вузов / Ежи Фарыно; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004 (ООО Береста). – 639 с.; 24 см.; ISBN 5- 8064-0524-9.
38. Хайрутдинова, Г.А. Морфологические средства создания художественного образа в контексте проблемы эстетики языковых единиц / Г.А. Хайрутдинова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. Языкознание и литературоведение. – 2013. – С. 279-286.
39. Хализев, В.Е. Теория литературы: учеб. для студентов вузов / В. Е. Хализев. – Изд. 4-е, исп. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 404, [1] c.; 22 см.; ISBN 5-06-005217-6.
40. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. – М.: Художественная литература, 1999. – 439 с.
41. Чернец, В.Л. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др.; под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк.; Академия, 1999. – 556 с.
42. Чернухина, И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И.Я. Чернухина. - Воронеж, 1984. – 112 с.
43. Шахбаза, С.А. «Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии)»: дисс. канд. фил. наук / С.А. Шахбаза. – М., 2010. – 242 с.
44. Black Swan Green by David Mitchell A commentary with annotations on the novel [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rusneb.ru/ – (дата обращения: 22.01.25).
45. David Mitchell, Black Swan Green [Электронный источник]. – Режим доступа: https://www/Black_Swan_Green.pdf - (дата обращения: 2.02.25).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ