Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КИТАЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (1992-2021 ГГ.)

Работа №183609

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы98
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экологическая дипломатия и нормативно-правовая база по экологии Китая и России 9
1.1 Подходы к определению экологической дипломатии в мире, Китае и России 9
1.2 Экологическое законодательство Китая и России 15
1.3 Развитие экологической дипломатии в Китае и в России 31
2 Основы российско-китайского сотрудничества в области экологии 45
2.1 Сотрудничество на международном уровне 45
2.2 Сотрудничество на региональном уровне 50
2.3 Проблемы сотрудничества 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ А 93

В настоящее время экологические проблемы носят глобальный характер и требуют коллективных международных усилий для их преодоления. Китай является значимым участником мировой системы, который оказывает немалое влияние на состояние окружающей среды, ввиду своей экономической мощи и чрезвычайным богатством человеческих ресурсов.
Актуальность темы работы заключается в том, что Китай сталкивается с серьезными экологическими проблемами и нередко становится источником этих проблем, осознавая, что проблемы имеют настолько серьезных характер, что их решить самостоятельно только внутри страны не представляется возможным, КНР стремится укреплять свои экологические связи со всем миром. Россия является значимым стратегическим и экономическим партнером Китая и его непосредственным соседом, который также страдает от экологических проблем. Обе страны обладают огромными природными ресурсами, нуждающиеся в охране и эффективном управлении. Более того, государства имеют протяженную границу, осложненную трансграничными водными ресурсами, которые требуют совместного участия в осуществлении контроля так как имеют повышенную значимость в силу критичности ресурса для жизнеобеспечения обоих стран. К тому же, их сотрудничество в области экологии развивается не только на региональном, но и на международном уровне, например, в рамках Программы ООН по окружающей среде, ШОС, БРИКС.
Целью представленной работы определить основные направления, механизмы экологического сотрудничества Китая и России для выявления роли экологической дипломатии Китая в качестве инструмента внешней политики страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить подходы к определению понятия экологическая дипломатия в мире, Китае и России;
- описать и сравнить экологическое законодательство Китая и России;
- проанализировать становление экологической дипломатии Китая и России;
- проанализировать экологическое сотрудничество России и Китая на разных уровнях (международный и региональный);
- выявить проблемы сотрудничества России и Китая в сфере экологии.
Объектом исследования настоящей работы является экологическая дипломатия
Китая.
Предмет исследования - сотрудничество РФ и КНР в сфере экологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: проблемно-хронологический метод, описание, индукция, сравнительный анализ и анализ нормативно-правовой документации. Проблемно-хронологический метод дал возможность изучить становление экологического законодательства и экологической дипломатии в странах в их постепенном развитии. Метод сравнительного анализа позволил сравнить законодательную базу России и Китая, а также их направления экологической деятельность в их внешней политике. Метод описания позволил описать экологическое сотрудничество стран на разных уровнях. С помощью метода индукции на основании спорных моментов сотрудничество получилось сделать выводы об экологическом сотрудничестве стран. Метод анализа нормативно-правовой документации по теме позволил изучить положения экологических законов России и Китая.
Хронологические рамки исследования: 1992-2021. Нижняя граница выбрана по причине подписания совместной декларации «Об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» в 1992 году, которая впервые включила в себя положения о важности укрепления сотрудничества в области охраны окружающей среды. Верхняя граница обусловлена отсутствием влияния СВО на международные отношения. Также важно отметить, что исследование может выходить за границы указанных рамок.
В качестве литературы были использованы научные статьи отечественных и иностранных авторов. Статья И. А. Шмелевой и Г. Вана «Экологическая размерность политики современного Китая» дает широкое представление о становлении и развитии внутренней экологической политики Китая, а также анализируются проблемы китайской экологической дипломатии. Авторы дают понять, что Китаю все еще необходимо приложить немало усилий для более эффективного осуществления уже принятых законодательных актов в области защиты окружающей среды . В частности, касательно эффективности ключевого законодательного акта страны - «Закон КНР об охране окружающей среды», который был принят в 1989, но затем был пересмотрен в 2014 году, у китайских авторов нет согласия об его эффективности. Чжэн Шаохуа, Ван Хуэй своей работе «Сорок лет экологического правопорядка в Китае: правовые тексты, правовая реализация и будущие направления» поддерживают идею о том, что после пересмотра эффективность акта повысилась и его даже признали самым строгим экологическим законом, в то время как другие исследователи - Бо Чжан, Конг Цао, Цзюньжань Гу, Тинг Лю в своей работе , наоборот, критикуют его и отмечают, что основные проблемные места китайского экологического управления не были решены, а были, напротив, подчеркнуты.
В работе Н.Н. Лукьянчикова «О прошлом, настоящем и будущем государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды» рассматриваются особенности развития экологической нормативно-правовой базы России, который отмечает необходимость продолжения работы и углубления этой сферы. В статье Роднянского Д.В., Ковригина В.В., Макарова И.Н., Манасяна С.М., Широкова О.В. «Оценка эффективности государственной экологической безопасности промышленных регионов России » , авторы также подчеркивают тот, факт, что нужно еще углублять эту сферу, но российская природоохранительная нормативно-правовая база имеет потенциал, который в будущем после реформирования, может стать довольно конкурентноспособной.
В работе Г.В. Кондратенко «Экологическая дипломатия стран Северо-Восточной Азии» анализируется дипломатия Китая и России, если о первом отмечается его повышенная активность в последние годы на этом поприще, то Россия преимущественно ведет себя как пассивный участник, практически не выдвигая какие-либо международные зеленые проекты. В исследовании Т.В. Колпаковой «Китайская «экологическая дипломатия» и формирование международного механизма охраны окружающей среды» анализируется специфика экологической дипломатии Китая, а также дается определение этого понятия, на которое я буду опираться в своей работе. В работе исследователя подчеркивается важный факт, что Китай видит в реализации экологических инициатив способ продвижении своего влияния на регионы и международную арену в целом. В работе китайского исследователя Гао Бин «Размышления об укреплении экологической дипломатии в области природных ресурсов» дается представление о понятии экологическая дипломатия с китайской точки зрения.
В рамках моего исследования также важно было отметить, в каких областях российско-китайское сотрудничество имеет подводные камни. В работе В. П. Каракина «Трансграничное водопользование на Амуре — конкуренция и сотрудничество» подчеркивается необходимость углубления контактов, связанных с контролем за трансграничными водными ресурсами, так как они представляют большую значимость для жизнедеятельности граждан обоих стран, в противном случае, в будущем им придется соперничать за незагрязненные водные ресурсы в р. Амуре. Что касается другой не менее актуальной проблемы, связанной с вывозом лесных ресурсов из России в Китай, то в работе американских исследователей Дж. П. Ньюэлла и Дж. Симеоне «Леса России в глобальной экономике: как потребление стимулирует экологические изменения» акцентируется внимание на том, что качество российских лесов деградирует, поэтому правительству РФ надлежит провести более глубокие реформы в управлении этой сферы, так как она все еще сильно страдает от коррупции и необходимо выстраивать диалог с китайскими коллегами, чтобы полностью обезопасить леса от незаконного вывоза и оставить стереотип о хищении китайцами российского леса в прошлом.
Кроме того, также были использованы книги, монографии, диссертации. Например, коллективная монография «Экологические проблемы стран Азии и Африки» , которая вносит вклад в понимание государственной политики Китайской Народной Республики в экологической сфере. В книге М.М. Бетсилл и Э. Корелл «Дипломатия НПО. Влияние неправительственных организаций в международных экологических переговорах» описывается роль неправительственных организаций в экологической дипломатии, а также анализируются какими инструментами НПО могут пользоваться для продвижения зеленых инициатив. Авторы подчёркивают, что несмотря на то, что НПО - это негосударственные образования, они все равно могут принимать участие в формировании экологической международной повестке.
В исследовании используется ряд нормативно-правовых актов и международные соглашения. В Белой книге правительства КНР по охране окружающей среде содержатся основные положения касательно экологической законодательной базы и стратегии страны по природоохранительной сфере. Касательно Китая также, важно упомянуть Мнения ЦК КПК и Госсовета об ускорении строительства экологической цивилизации (2015) , который подчеркивает готовность китайского правительства интегрировать экологические ценности и задачи во все аспекты развития общества и воспитания людей. Также, в работе я обращаюсь к Федеральному закону РФ "Об охране окружающей среды" , который является ключевым источником экологического права в нашей стране, он устанавливает правовые основы российской государственной политики в природоохранительной сфере. Для понимания как развивается экологическое сотрудничество на международном уровне анализируются документы и декларации, например, принятые по итогу саммитов БРИКС, чтобы увидеть, насколько важно участникам организации сфера окружающей среды. Или же «Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию» 1992 года, которую оба государства подписали и приняли принципы, согласно которым обязались принимать «эффективные законодательные акты в области окружающей среды» (принцип 11) и сотрудничать в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли» (принцип 7). А также региональные соглашения, например, «о рациональном использовании и охране трансграничных вод» между КНР и РФ от 2008 года, которое было принято только после аварии в результате, которой пострадали водные ресурсы и была подвергнута опасности безопасность местных экосистем и сам человек. Соглашение имело скорее «догоняющий» характер и подчеркивало, что странам необходимо наращивать сотрудничество в трансграничных экологических сферах. Тем не менее в рамках соглашения была учреждена совместная Подкомиссия, благодаря деятельности которой, удалось добиться более эффективного мониторинга за водными ресурсами за счёт установления единых нормативов об уровне качества воды.
В работе упомянуты статистические данные с сайта Индекса экологической эффективности (The Environmental Performance Index) , показывающее состояние экологии стран в мировой перспективе.
Также в работе имеется множество электронных ресурсов с таких источников как Синьхуа, WWF, Carnegie Endowment for International Peace, E-International Relations, китайская энциклопедия Байду, ('hina dialogue и др., которые помогали рассматривать вопросы по определенным проблемам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях ухудшения общемирового состояния экологии, страны вынуждены совместно действовать по преодолению этого кризиса. Экологические проблемы давно перестали быть проблемой исключительно одного государства. Для такого рода межгосударственного сотрудничества незаменимым инструментом выступает экологическая дипломатия, которая может содействовать не только повышению сотрудничества стран в этой области.
Китай является одной из самых населенных стран в мире с огромным потреблением ресурсов. Экономический рост и индустриализация привели к значительному загрязнению значимых ресурсов - воздуха, воды и почвы, а также к ухудшению экосистем. Решение экологических проблем стало приоритетом для Китая, поэтому через экологическую дипломатию КНР может сотрудничать с другими государствами, разделять опыт и технологии в области окружающей среды, а также формулировать общие подходы к решению глобальных экологических вызовов. В частности, для Китая актуально развивать сотрудничество с важнейшим соседом в лице России. Китай и Россия сталкиваются с общими экологическими проблемами, такими как загрязнение воздуха, потеря биоразнообразия, изменение климата и др., а также имеют общую протяженную границу, которая осложнена водными объектами и требует совместных усилий.
В ходе работы мне удалось прийти к выводу, что в настоящее время в мире еще нет единого и четкого подхода к термину «экологическая дипломатия». Как правило, сводится к международному взаимодействию между странами. Авторы сходятся во мнении, что это деятельность международных акторов, направленная на противодействие негативным воздействиям на окружающую среду через соглашения и переговоры. Тем не менее подходы к его определению у исследователей разных стран не имеют значительных различий, за исключением, того факта, что иностранные эксперты, в отличие от отечественных, дольше изучали его и успели углубить это понятие.
В ходе работы также удалось отследить путь, по которому постепенно развивалось экологическое законодательство Китая и России. Я пришла к выводу, что несмотря на длительную историю разработки экологического законодательства, оно все еще не справляется полностью с поставленными задачами. Одной из распространенных проблем стран является отсутствие четко выстроенной системы работы ведомств, что приводит к дублированию функций разных органов. И РФ, и КНР пока не осуществляют превентивную экологическую политику, сконцентрированную на предотвращении проблем, а вместо этого больше сосредотачиваются на борьбе с их последствиями. Тем не менее из положительных характеристик можно отметить, что существуют координирующие органы и положения о важности сохранения окружающей среды включены в Конституции, а также руководство стран все больше и больше обращаются к экологическим тезисам. Однако следует отметить, что Китай более ответственно подходит к экологическим проблемам в сравнении с Россией. КНР стремится построить «экологическую цивилизацию», подразумевающую всеобъемлющую интеграцию природоохранительных ценностей в жизнь общества, что уже отражено в их Конституции. Председатель Си Цзиньпин в 2021 году даже заявил о готовности Китая помогать другим странам в ее строительстве, чтобы она носила глобальный характер. В то же время, Россия еще не готова к таким решительным действиям, поскольку остро стоит вопрос недостатка финансирования этой сферы.
Устойчивая законодательная база по сохранению окружающей среды создает прочный фундамент для развития экологической дипломатии. КНР - это страна, которая в настоящее время выступает в качестве одной из ведущих экономических и политических сил в мире, заинтересован в укреплении собственного экологического, и не только, международного престижа и продвижении своего влияния. Например, через активное финансирование ЮНЕП или инициатива создания Центра китайско-африканского экологического сотрудничества, которое позволит углубить взаимоотношения отношений между Китаем и странами Африки. В это время Россия пока остается пассивным участником в этой области, принимая то, что согласовывают другие и лишь за редким исключением инициируя зеленые проекты (например, проект Чистые реки БРИКС). Обе страны участвуют в международном экологическом сотрудничестве на международном уровне - принимают участие в международных соглашениях, конференциях и проектах, сотрудничают с экологическими НПО и поддерживают инициативы в области охраны природы. Однако, несмотря на частые обсуждения и создание координирующих структур, пока еще не достигнуто реальное значимое прогрессивное влияние и результаты в решении экологических проблем. Особенно это касается таких международных структур как ШОС и БРИКС.
Страны также развивают сотрудничество на региональном уровне - подписывают соглашения, реализуют совместные проекты, осуществляют обмен данными. Ключевыми направлениями сотрудничества является борьба с загрязнением воды и сохранение биоразнообразия, требующие совместных усилий. Примером эффективного регионального сотрудничества стран можно назвать заповедник «Даурия», где страны благодаря совместному мониторингу и защите этой территории способствовали создания более благоприятной среды для некоторых видов флоры и фауны. Перспективным направлением в последние годы становится переход к зеленым технологиям, учитывая активное потребление природных ресурсов обеими странами, поэтому уже идут совместные работы в этой сфере (например, проект стран АЭС «Сюйдапу»).
Проанализировав региональное взаимодействие между странами, я пришла к выводу, что их экологические отношения нельзя назвать равным. Китай чаще становился причиной и источником загрязнения трансграничных водных ресурсов, а также по сей день остается крупнейшим потребителем российской древесины, которая нередко вывозится незаконно. Однако, Россия в свою очередь смотрит на это все сквозь пальцы, при этом даже проявляя готовность принимать иностранные инвестиции, не обращая внимания на потенциальную или реальную экологическую угрозу. России и Китаю, в первую очередь, необходимо ужесточить законодательство и нормативно-правовую базу в своих государствах, усилить надзор за отдельными природными субъектами, создать более подотчётные и прозрачные органы контроля экологической безопасности, выделять больше финансирования, а также не скупиться на очистное оборудование и, в частности, для России - реализовывать больше проектов по лесовосстановлению.
Изучив вопрос экологической дипломатии на примере российско-китайского сотрудничества, можно сказать, что Китаю важно быть активным и продвигать свои интересы, как это было, например, с попыткой решения проблемы дефицита питьевой воды, или закрывая свою потребность в древесине, не вредя собственным ресурсам и не сокращая объем производств, с помощью импорта из России. Россия, в свою очередь, как менее успешный партнёр в природоохранительной сфере более зависим от Китая и поэтому китайская сторона может находить лазейки для лоббирования.
Таким образом, КНР активно использует экологическую дипломатию в своей внешней политике. С одной стороны, это эффективное регулирование вопросов устойчивого использования и охраны природных ресурсов, таких как леса, водные ресурсы, биоразнообразие и др., а с другой стороны это важное средство в повышении собственного авторитета на международной арене.



1. "Зеленый переход" Китай бьет рекорды в чистой энергетике // РИА Новости.
- 2021. - URL: https://ria.ru/20211228/energetika-1765825979.html(дата обращения:
28.06.2022).
2. «Мутят воду» в Амурской области всерьез взялись за золотодобытчиков,
которые вредят экологии // amur.info URL:
https://www.amur.info/news/2020/11/02/180442 (дата обращения: 05.06.2022).
3. 15-ое заседание Подкомиссии по охране окружающей среды Российско-
Китайской комиссии // Пресс-служба Минприроды России. - 2020. - URL:
https://www.mnr.gov.ru/press/75-let- pobedy/sostoyalos_15_go_zasedanie_podkomissii_po_okhrane_okruzhayushchey_sredy_ro ssiysko_kitayskoy_komissii/?special_version=N(дата обращения: 17.12.2022).
4. Александр Козлов выступил с инициативой проекта «Чистые реки» в странах
БРИКС // Пресс-служба Минприроды России. - 2022. - URL:
https://www.mnr.gov.ru/press/news/aleksandr_kozlov_vystupil_s_initsiativoy_proekta_chist ye_reki_v_stranakh_briks/(дата обращения: 11.06.2022).
5. Близнецкая Е.А. Опыт изучения преподавания многосторонней экологической дипломатии / Е.А. Близнецкая // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2015»: XXII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, с 13 по 17 апр. 2015 г. - Москва, 2015. - С. 1-2.
6. В каких реках России водятся бесплодие и рак // FCONGRESS. - 2021. - URL: https://plus-one.ru/ecology/2021/03/23/v-kakih-rekah-rossii-vodyatsya-besplodie-i-rak (дата обращения: 05.06.2022).
7. В крупнейшем лесном районе Китая будет введен полный запрет на рубку
естественного леса // Жэньминь жибао. - 2014. - URL:
http://russian.people.com.cn/31516/8587312.html (дата обращения: 05.06.2022).
8. В России вступают в силу новые правила оборота древесины // ТАСС. - 2022. -
URL:https://tass.ru/ekonomika/13341989?utm_source=google.com&utm_medium=organic &utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 05.06.2022).
9. Великая китайская вырубка // ПРОДЕРЕВО. - 2018. - URL:
https://proderevo.net/news/indst/velikaya-kitajskaya-vyrubka.html (дата обращения:
28.06.2022).
10. Взрыв на китайском химзаводе: облако черного дыма зависло на границе с РФ // Regnum URL: https://regnum.ru/news/543343.html (дата обращения: 17.12.2022).
11. Государственный природный биосферный заповедник «Ханкайский» // Проект “Заповедное Приморье”. - URL: https://pgpb.ru/media/cd/zp/xanka/xan.htm(дата обращения: 17.12.2022).
12. Готванский В. И., Симонов Е. А.,. Воронов B. A. транссибирская ГЭС на Шилке - новая угроза Амуру // Материалы Международной научно-практической конференции «Реки Сибири и Дальнего Востока»: VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, с 30 по 31 мая 2012 г .- Москва, 2015. - С. 20-24.
13. Граница Китая: с какими странами граничит КНР // PEREVOD -KIT URL:
https://www.perevod-kit.ru/blog/granica-kitaya-s-kakimi-stranami-granichit-knr (дата
обращения: 28.06.2022).
14. Декларация глав государств-членов ШОС (полный текст) // Министерство
Иностранных Дел КНР. - 2005. - URL:
https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/zyjh/200507/t20050706_857722.html(дата обращения: 28.03.2022).
15. До 2017. Административная реформа: итоги 2004-2007 годов // WWF. - 2008.
- URL: https://wwf.ru/about/positions/administrativnaya-reforma/ (дата обращения:
08.02.2023).
...216


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ