Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретические подходы к формированию маркетинговых коммуникаций организации 6
1.1 Маркетинг в системе управления организацией 6
1.2 Теоретические аспекты построения стратегии маркетинговых коммуникаций в
организации 13
1.3 Этапы разработки стратегии маркетинговых коммуникаций 18
2 Анализ стратегии маркетинговых коммуникаций на примере выбранной отрасли 27
2.1 Стратегии маркетинговых коммуникаций российских и зарубежных организаций ....27
2.2 Особенности построения маркетинговых коммуникаций для организаций отрасли
производства алкогольных и безалкогольных напитков 58
2.3 Анализ стратегии маркетинговых коммуникаций на примере деятельности ОАО
«Томское пиво» 67
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии маркетинговых коммуникаций для выбранной организации 77
3.1 Организационно-управленческая характеристика деятельности ОАО «Томское
пиво» 77
3.2 Оценка рыночных возможностей компании ОАО «Томское пиво» и конкурентных
позиций 82
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии маркетинговых
коммуникация для ОАО «Томское пиво» 95
Заключение 109
Список использованных источников и литературы 112
Приложение апробация работы 120
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном динамично меняющемся бизнес-ландшафте эффективные стратегии маркетинговых коммуникаций играют решающую роль в успехе компаний. По мере того как потребность людей покупать разнообразные товары в больших количествах увеличивается, растет и спрос и предложение. Покупатель имеет возможность выбрать товары или услуги, которые максимально соответствуют его покупательским потребностям (с учетом цены, качества, рекламы и т. д.). Эта динамика создает необходимость обратной связи между производителями и потребителями. Маркетинговые коммуникации являются ключевым инструментом в управлении взаимоотношениями между организацией и её аудиторией. Эта система представляет собой комплексное единство, которое включает в себя всех участников, используемые каналы связи и методы, призванные обеспечить эффективное взаимодействие. Она направлена на создание и поддержание взаимоотношений с целевой аудиторией в соответствии с маркетинговой стратегией организации. Коммуникационная маркетинговая политика организации ориентирована на использование маркетинговых инструментов, которые служат для передачи информации, целенаправленно ориентированной на рынок и его потребности. Маркетинговые коммуникации играют жизненно важную роль в формировании и поддержании связи между организацией и ее целевой аудиторией. Эта многогранная система объединяет различных участников, различные каналы связи и эффективные методы коммуникации для установления и поддержания эффективного диалога. Основная цель этой системы - установление долгосрочных и взаимовыгодных отношений с аудиторией, полностью соответствующих общей маркетинговой стратегии организации. Политика маркетинговых коммуникаций фокусируется на использовании специально выбранных инструментов для передачи информации, соответствующей потребностям рынка, тем самым способствуя достижению бизнес-целей.
Основная идея маркетинговой коммуникации - гармоничная координация всех элементов маркетинга для создания привлекательных ассоциаций потребителя с товаром. Это желание призвано вызвать у покупателя сильное желание приобрести товар, активируя так называемый эффект воли. Важно, чтобы каждый аспект маркетинговой стратегии последовательно работал на создание гармоничного и привлекательного образа продукта в сознании потребителей.
Многие компании сталкиваются с проблемами в маркетинговых коммуникациях из-за разрыва между их целями и миссией и информацией, передаваемой потребителям по каналам связи. Эта разница часто приводит к недоразумениям и ошибкам в восприятии бренда целевым потребительским сегментом. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы информация, передаваемая от компании, была точной и непротиворечивой.
Если отдел маркетинга использует неправильную стратегию маркетинговых коммуникаций, это часто приводит к снижению продаж и потере важных конкурентных преимуществ. Неправильный подход к коммуникационной стратегии может помешать эффективному продвижению продукта и укреплению его позиций на рынке.
Объект исследования - Открытое акционерное общество «Томское пиво».
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы маркетинговых коммуникаций организации.
Цель исследования: определить параметры эффективности маркетинговых коммуникаций, используемые руководством организации, и разработать рекомендации по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место и роль маркетинговых коммуникаций в процессе стратегического развития организации;
- выделить особенности развития маркетинговых коммуникаций в организациях по производству алкогольной продукции (пива) и безалкогольных напитков;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Томское пиво»;
- провести анализ состояния стратегии маркетинговых коммуникаций организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию стратегии маркетинговых коммуникаций.
Теоретической основой и методологией исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам маркетинговых коммуникаций на предприятии.
Исследования Л.Е. Басовского подробно затрагивают вопросы выбора стратегии и методов в маркетинговых коммуникациях и маркетинговом комплексе. Т.А. Бурцева в своих работах концентрируется на будущем развитии маркетинговых коммуникаций. Б.И. Герасимов и И.А. Дубровин исследуют преимущества интегрированных маркетинговых коммуникаций, в то время как В.Н. Еремин акцентирует внимание на важности маркетинг микса.
Однако эффективность бизнес-процессов часто снижается из-за проблем со связью, которые существенно влияют на результаты. Часто эти проблемы связаны с несоответствием целей компании и рыночной стратегии.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгалтерский баланс ОАО «Томское пиво» и другие документы предприятия.
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты разработки элементов системы маркетинговых коммуникаций могут быть использованы для дальнейшего внедрения в деятельности ОАО «Томское пиво» и других организаций отрасли.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Системы маркетинговых коммуникаций - это средства, используемые для организации каналов связи между бизнесом и потребителями. Ряд стратегий может служить основой для построения системы маркетинговых коммуникаций и коммуникационной политики. Использование различных маркетинговых коммуникаций для информирования потребителей о продукте помогает им определить, соответствует ли продукт их потребностям. Часто используемые методы включают рекламу, PR, стимулирование сбыта, личные продажи, спонсорство, прямой маркетинг и специальные мероприятия.
Построение системы маркетинговых коммуникаций также является ключевым фактором продвижения продукции на рынке и привлечения новых клиентов. Определение целей, выбор целевой аудитории, разработка ключевых сообщений и выбор эффективных каналов коммуникации — самые основные элементы успешной стратегии. Постоянное совершенствование и оптимизация коммуникационных процессов поможет бизнесу хорошо взаимодействовать с целевой аудиторией и повысить конкурентоспособность.
Для разработки этапа маркетинговых коммуникаций необходимо проанализировать рынок, изучить аудиторию, поставить цели, выбрать инструменты коммуникации и оценить результаты. Посредством стратегий развития предприятиям необходимо адаптироваться и выбрать наиболее подходящую стратегию, чтобы идти в ногу с тенденциями рынка и потребностями потребителей.
В ходе заключительного отборочного тура рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования стратегии маркетинговых коммуникаций на основе опыта крупных компаний отрасли и прикладных исследований на примере ОАО «Томское пиво». В ходе исследования проанализированы и даны основные выводы, а также рекомендации по повышению эффективности стратегии маркетинговых коммуникаций организации.
Компания «Томкое пиво» занимает стабильную позицию в отрасли и зарекомендовала себя как надежный партнер в регионе благодаря своей многолетней истории, а также вкладу в развитие общества. Кроме того, компания продолжает расти в других сегментах напитков и получает множество возможностей для расширения рынка.
Посредством оценки рынка пива и потребностей потребителей компании необходимо продолжать ориентироваться на различные группы клиентов и учитывать их особенности и потребности при разработке стратегии. На основе SWOT- анализа и PEST- анализа видно, что «Томское пиво» обладает достаточными рыночными возможностями и сильными сторонами для продолжения работы на рынке, кроме того, у них также есть возможность конкурировать с конкурентами в отрасли, что позволяет формировать стратегические альтернативы добиться значительного роста продаж в ближайшие годы. Кроме того, компания может пойти дальше и разработать больше линеек напитков, ориентированных на клиентов, ведущих здоровый образ жизни, которыми сегодня являются молодые люди. Компании также необходимо активно следить за изменениями в законодательстве и государственной политике, а также корректировать свои стратегии маркетинга и продаж, чтобы идти в ногу с текущими потребительскими тенденциями.
В исследовании также подчеркивается важность интеграции современных цифровых технологий в процесс маркетинговых коммуникаций для увеличения взаимодействия с целевой аудиторией и укрепления лояльности потребителей к бренду. Усиление роли обратной связи с потребителями поможет компаниям точнее корректировать маркетинговые стратегии и быстрее реагировать на изменения потребительских тенденций и предпочтений, что крайне важно в условиях жесткой конкуренции.
Ключевые рекомендации, предложенные для стратегии маркетинговых коммуникаций «Томского пива»:
- Развивайте свое присутствие в цифровых и социальных сетях в Интернете, создавая интересный контент, проводя активные кампании в социальных сетях и, возможно, сотрудничая с влиятельными блоггерами и спортсменами для привлечения молодой аудитории и любителей спорта.
- Продолжаем продвигать свои сильные стороны в производстве и участвовать в пивных конкурсах и фестивалях в регионе и по всей России. Это подтверждает, что компания является престижным участником ежегодных мероприятий или проводимых премий, высоко оценивается экспертами, а ее продукция представлена множеству целевых аудиторий из разных стран.
- Внедряйте программы лояльности и рекламные акции для розничных магазинов и агентов, включая скидки, специальные предложения и эксклюзивные предложения, чтобы увеличить продажи в межсезонье, а также улучшить взаимодействие с потребителями.
- Используйте стратегически размещенные баннеры и плакаты на заправочных станциях, спортивных мероприятиях и в других местах, ориентированных на потребителя, ведущих здоровый образ жизни, чтобы повысить узнаваемость бренда и продукта бренда «Vival».
- Социальная ответственность и устойчивое развитие являются главными целями компании, к которым следует стремиться при разработке стратегий маркетинга и продаж для увеличения доходов. Компании необходимо и дальше развивать сложившуюся традицию меценатства, а также благотворительных фондов, кроме того компания также всегда сопровождает фестивали и юбилеи города Томска.
Грамотное внедрение развитой системы маркетинговых коммуникаций поможет увеличить рыночную долю компании «Томское пиво», будет способствовать росту продаж, увеличению прибыли и поддержанию существующего имиджа.
Маркетинговые коммуникации являются важнейшим элементом
предпринимательства, поскольку позволяют поддерживать связь между потребителями и производителями на надежном уровне для дальнейшего совершенствования и развития компании, а также продукции компании.
1. Александрова Е.Н. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России / Е.Н. Александрова, А.А. Ташу // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 55-58.
2. Алексеев А.Н. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки / А.Н. Алексеев, Д. Батулкин, А. Козырев // Транспортное дело России. - 2015. - № 1. - С. 39- 41.
3. Алексеева И. Ю. Роль инновационного развития в повышении эффективности маркетинговой деятельности предприятия / И.Ю.Алексеева, Ю.В.Третьякова, Е. В. Гончарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 508-513.
4. Ассортимент «Томского пива» - [Томск], 2019. - URL: https://kraspivo.ru/tomskoe- pivo/ (дата обращения 28.04.2024)
5. Ассортимент ОАО «Томское пиво» и анализ рынка. - Студенческая библиотека
онлайн, 2002. - URL:
https://studbooks.net/1779155/ekonomika/assortiment tomskoe pivo analiz rynka (дата
обращения 30.04.2024)
6. Балтика (компания). - [Материал из Википедии — свободной энциклопедии],
2023. - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0 %B0(%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F)#cite note-4 (дата обращения: 01.04.2024).
7. Балтика открыла двери музеев истории пивоварения. - [Портал земля мастеров],
2019. - URL: https://zema.su/blog/baltika-otkryla-dveri-muzeev-istorii-
pivovareniya?ysclid=lujj2nbxtp365742195 (дата обращения: 01.04.2024).
8. Балтика подписала соглашение с Национальным советом по корпоративному
волонтерству. - [ Что нового? - Балтика], 2023. - URL:
https://corporate.baltika.ru/news/baltika-podpisala-soglashenie-s-nafional-nym-sovetom-po- korporativnomu-volonterstvu/ (дата обращения: 02.04.2024).
9. Балтика участвует в фестивале-ярмарке российских товаров в Китае. - [ Что
нового? - Балтика], 2023. - URL: https://corporate.baltika.ru/news/baltika-uchastvuet-v-
festivale-yarmarke-rossiiskikh-tovarov-v-kitae/ (дата обращения: 03.04.2024)
10. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский - М.: ИНФРАМ, 2012.
— 219 с.
11. Благотворительная программа для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. - [Официальный веб-сайт “Добрый”], 2014. - URL:
https://dobry.ru/rastim-dobro/ (дата обращения: 05.04.2024)
12. Более 73% взрослых вьетнамцев используют YouTube. - [Цифровая экономика, электронный журнал], 2023. - URL: https://vneconomy.vn/hon-73-nguoi -truong-thanh-viet- nam-su-dung-youtube.htm (дата обращения: 26.03.2024).
13. Бондаренко В.А. Вопросы коммуникационной политики и использования малобюджетных маркетинговых коммуникаций в качестве инструмента продвижения в малом бизнесе: теоретический аспект / В.А. 87 Бондаренко, Ю.И. Прадед, В.А. Малушко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 751-755.
14. Бренд «Добрый» создал интерактивную книгу сказок «Планета добрых дел». -
[Агентство социальной информации - Новости], 2016. - URL:
https://asi.org.ru/news/2016/05/17/brend-dobryj-alisa-grebenshhikova-i-vospitanniki-detskih- domov-priglashayut-vzroslyh-i-detej-na-planetu-dobryh-del/?ysclid=lunp81uh4u513720185 (дата обращения: 05.04.2024)
15. Бурцева Т. А. Управление маркетингом / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О.А. Цень - М.: Омега-Л, 2014. - 271 с...109