Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Утилитаризм, гедонизм и прагматизм как этические концепции 10
§1. Утилитаризм 10
§2. Гедонизм 17
2.1. Гедонизм Древней Греции 17
2.2 Современный гедонизм 21
§3. Прагматизм 26
Глава 2. Трансгуманизм как современная этическая теория 31
§1. Классический трансгуманизм 31
§2. Ранние и современные идеи трансгуманизма: сходства и различия 35
§3. Утилитаризм и гедонизм в трансгуманистической концепции аболиционизма 38
§4. Этические концепции эпохи раннего трансгуманизма: основные различия 43
Глава 3. Трансгуманизм - концепция будущего 48
§1. «Трансгуманистическое будущее» 48
1.2. Человек будущего: его представление в трансгуманизме и искусстве 49
§2. Трансгуманизм как нравственный ориентир человека будущего 51
Заключение 54
Список литературы 56
Тема: Становление философии трансгуманизма и ее роль в нравственном сознании общества.
Объект: концепция трансгуманизма как современная этическая теория.
Предмет: трансгуманизм как нравственный ориентир человека.
Цель работы: определить ключевые аспекты трансгуманизма, рассматривая данную концепцию с позиций более ранних этических учений.
Задачи:
1. Дать определения концепциям утилитаризма, прагматизма и гедонизма, охарактеризовать их, раскрыть основные идеи и рассмотреть данные концепции как «предшественников» трансгуманизма.
2. Дать определение трансгуманизма, описать его основные характеристики и положения.
3. Через призму исторического развития проследить, как развивались и изменялись идеи трансгуманизма, сравнить данные идеи с позициями более ранних этических концепций.
4. Дать ответ на вопрос: какую роль играет философия трансгуманизма в нравственном сознании современного общества?
Научно-технический прогресс, включая кибернетику, генную инженерию, искусственный интеллект и биологические технологии, ставит вопросы не только в области естественных наук, но и в философии, социальной и политической сфере, медицинской этике. Размышления о ценностях и статусе оценочных суждений также требуют теоретического обоснования. Эти вопросы необходимо рассматривать комплексно, учитывая научные, философские, этические и социальные аспекты, чтобы принимать обоснованные решения на практике и на уровне общества.
Сейчас, с развитием технологий, обсуждение возможности трансформации человека и создания искусственного интеллекта становится все более актуальным и неизбежным. Ведь современные технологии уже позволяют значительно улучшить физические и когнитивные возможности человека, а технологии NBIC (нанотехнологии, биотехнологии и т.д.) делают возможным синтез биологических и искусственных систем.
Трансгуманисты считают, что изменение человеческой природы может привести к улучшению человеческой цивилизации и условий жизни, созданию новых видов существ и достижению бессмертия. Однако такие преобразования человека могут повлиять на его моральный статус и вызвать серьезные этические проблемы. Кроме того, возможность создания искусственного интеллекта вызывает опасения и споры. В частности, мысль о том, что искусственный интеллект может превзойти человеческий, вызывает у некоторых людей тревогу и страх. Тем не менее, создание искусственного интеллекта может иметь огромный потенциал для научно-технического прогресса. Таким образом, вопросы трансгуманизма и искусственного интеллекта остаются актуальными и вызывают много споров и дискуссий. Понимание потенциала и возможных проблем, связанных с этими технологиями, может помочь в разработке этических и правовых стандартов для их будущего применения.
Как и большинство различных философских школ и направлений, уместность философии трансгуманизма может быть интерпретирована по-разному, в зависимости от точки зрения человека. Для некоторых людей философия трансгуманизма - это важная и перспективная область науки и техники, предлагающая потенциально бесконечные возможности для улучшения человеческого существования, совершенствования личности и расширения человеческих возможностей. Она может помочь решить многие проблемы, стоящие перед человечеством, такие как проблемы здоровья, изменение климата, опасность социальных сдвигов и т.д.
Для других философия трансгуманизма может показаться опасной и подозрительной, угрожающей естественному порядку вещей и человеческому достоинству. Риски, связанные с усилением зависимости от технологий, уменьшением свободы выбора и индивидуальности, ростом социального неравенства и другими потенциальными последствиями, делают эту философию неоправданной. В целом, можно сказать, что каждый сам должен оценить целесообразность философии трансгуманизма, исходя из собственных убеждений и перспектив на будущее.
В настоящее время философия трансгуманизма оценивается по-разному. Некоторые люди видят в ней потенциал для улучшения человеческой жизни и преодоления ограничений нашего тела и разума. Они считают, что трансгуманизм может привести к увеличению продолжительности жизни, излечению от неизлечимых болезней и повышению интеллектуальных способностей. Другие, однако, считают, что философия трансгуманизма может стать опасной в своих последствиях. Они ссылаются на риски, связанные с технологическими изменениями человеческого тела, такие как потеря идентичности и человеческих ценностей, создание расового и гендерного неравенства, а также возможность создания сверхлюдей. Большинство философов признают, что феномен трансгуманизма представляет собой сложную этическую проблему, которая требует серьезного обсуждения и разработки соответствующих норм и стандартов.
Основанием для разработки данной темы является возрастающая роль технологического прогресса и развития науки в современном мире, что приводит к появлению новых философских и этических проблем. Одной из таких проблем является трансгуманизм, который становится все более популярным среди научно-технических сообществ и общества в целом. Это философское направление связано с использованием технологий для совершенствования тела и развития человечества, что может повлиять на моральное сознание общества, вызывая дискуссии о целях и последствиях трансгуманизма для человеческой природы и общества в целом. Разработка этой темы позволяет обсудить важные вопросы, связанные с развитием технологий и их влиянием на общество, а также понять, как трансгуманизм может повлиять на наше моральное сознание и этику.
Термин "трансгуманизм" уходит своими корнями в глубокую древность. Впервые его использовал итальянский мыслитель, поэт и богослов Данте Алигьери ("Божественная комедия"). Однако только в 1957 году оно приобрело более современное значение, которое мы ищем. В то время известный эволюционист и биолог Джулиан Хаксли описал трансгуманизм как стремление человека к самосовершенствованию с целью приобретения новых способностей и навыков ("Новые пробки для нового вина"). Позже, в 1966 году, ирано-американский футурист Ферейдун М. Эшендиари (также известный как FM-2030) описал трансгуманистов как людей с особым мировоззрением и особым образом жизни, ориентированным на самосовершенствование. Трансгуманисты утверждали, что используют последние достижения науки и техники для перехода к "постчеловеческому" существованию с радикально новыми возможностями. В 1980-е годы трансгуманизм уже понимался в ином смысле, чем тот, который вкладывал в него Хаксли. Его приверженцами были не те, кто стремился стать более совершенными человеческими существами, а те, кто не рассчитывал остаться человеком вообще. Трансгуманизм стал трактоваться как желание избавиться от человеческих форм существования и заменить их новыми. Сегодня многие трансгуманисты называют себя "трансгуманистами", чтобы избежать отождествления с гуманизмом. В 1988 году трансгуманизм начал набирать обороты. Два лидера движения, Макс Мор и Т.О. Морроу, основали журнал Extropy.
Четыре года спустя они основали Институт Экстропии, который послужил толчком к объединению разрозненных трансгуманистических групп. В результате Макс Мор дал определение трансгуманизму, каким мы знаем его сегодня: "Трансгуманизм - это интеллектуальное и культурное движение, которое утверждает возможность радикального улучшения условий жизни человека с помощью прикладных технологий. Основное внимание здесь уделяется разработке и обеспечению доступности технологий, которые предотвращают старение и повышают психологический, физический и интеллектуальный потенциал человека".
В заключении хотелось бы подвести выводы, сделанные по ходу исследовательской работы.
В первой главе мы рассмотрели такие понятия как классический утилитаризм, гедонизм и прагматизм. Показали как зарождались, изменялись и совершенствовались данные этические концепции, через призму исследователей, разбирающих данные проблемы. Целью главы было не только историко - философская дескрипция данных концепций, но и показание их взаимосвязанности с будущей концепцией трансгуманизма. Благодаря исследованию первой главы можно сделать вывод, что современная концепция трансгуманизма являлась продолжателем некоторых традиций концепций, описанных мной выше, так как все они имели общие характеристики и цели, ради которых и создавались.
Во второй главе я перешел непосредственно к историко - философскому описанию концепции трансгуманима. Я ввел термин и описал основные характеристики концепции, которые по многим пунктам схожи с концепциями, представленными мной в первой главе. Далее я привел ранние и современные идеи трансгуманизма, чтобы провести их сравнительный анализ для выявления сходств и различий. После чего пришел к выводу о том, что сам фундамент основной идеи трансгуманизма не претерпел существенных изменений - по ходу времени изменялись лишь технологии, которые, постепенно, могли предоставить человеку все большие возможности.
Далее я привел такое понятие как трансгуманистический аболиционизм Пирса. Я раскрыл данное понятие и сравнил его с идеями утилитаризма и прагматизма, после чего сделал вывод о том, что Трансгуманизм и аболиционизм активно приветствуют использования научных и технологических достижений для улучшения человеческого состояния. Они признают значимость технологий и инноваций в создании условий для преодоления физических, умственных и этических ограничений. Утилитаризм и гедонизм могут быть связаны с этим направлением через оценку и максимизацию пользы и удовольствия, которые могут быть достигнуты с помощью различных технологий. Так же стоит отметить, что утилитаризм и трансгуманизм имеют общий этический фундамент, основанный на результате или последствиях. Утилитаризм стремится к достижению наибольшего количества блага для наибольшего числа людей, а трансгуманизм и аболиционизм ориентируются на достижение блага, связанного с преодолением человеческих ограничений и улучшением качества жизни
В следующем пункте своего исследования и сравнил идеи раннего трансгуманизма, с основными концепциями его времени: религией, утилитаризмом, гедонизмом и экзистенциализмом. В данных концепциях присутствуют сходства, однако стоит отметить, что все же все они имеют разный этический фундамент.
В третьей главе я рассмотрел трансгуманизм как концепцию будущего. В первом пункте я затронул трансгуманистическое будущее, а именно этические аспекты данного понятия. После этого я раскрыл понятие человека будущего, и описал его представление в трансгуманизме и искусстве. В конце работы я ответил на вопрос, поставленный мной в начале работы, а именно: «Какую роль играет философия трансгуманизма в нравственном сознании современного общества?». Так же сделал вывод о том, что философия трансгуманизма представляет собой важный интеллектуальный и моральный каркас, который помогает людям осознать и осмыслить свои ценности, этические установки и стремления в контексте быстро развивающихся технологий и научных достижений.
1. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М.: РОССПЕН, 1998. 414 с.
2. Бентам И. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Инт философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, с. 626.
3. Борзенина А.Н. Экзистенциализм как философское направление. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsializm-kak- filosofskoe-napravlenie/viewer (дата обращения 06.06.2023).
4. Даниелян Н. В. Роль трансгуманизма и конструктивизма в философии транс-науки. Российский гуманитарный журнал. 2014. №1.
5. Джеймс. У. Прагматизм. Издание второе. Пер. с англ. П. Юшкевича с приложением статьи переводчика о прагматизме. Спб: Шиповник, 1910. 244 с.
6. Огурцов А. П. Философия науки: двадцатый век: Концепции и проблемы: В 3 частях. Часть вторая: Философия науки: Наука в социокультурной системе. СПб.: Миръ, 2011. 495 с.
7. Пирс Д. The Hedonistic Imperative. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hedweb. com/hedethic/tabconhi.htm (дата обращения: 01.06.2023).
8. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 1. Протагор. М: Мысль, 1990. С. 418-476.
9. Российское трансгуманистическое движение. [Электронный ресурс]. URL: http://transhumanism-russia.ru (дата обращения 29.05.2023)
10. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Том 2. Серия: Philosophy. М. АСТ. 2003г. 592 с.
11. Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб.: Владимир Даль, 2002. 560 с.
12. Agar N. Whereto transhumanism? The literature reaches a critical mass. Hastings center rep. - N.Y., 2007. - Vol. 37, N 3. - P. 12-17.
13. Bailey R. Liberation biology: The scientific and moral case for the biotech revolution. Amherst (Mass), 2005. - 332 p.
14. Bainbridge W.S. Converging technologies and human destiny. J. of medicine a. philosophy. - Georgetown, 2007. - Vol. 32. - P. 197-216.
15. Bendle M.F. Teleportation, cyborgs and the posthuman ideology. Social
semiotics. - 2002. - Vol. 12, N 1. - Mode of access: http://
www.tandf. co. uk/j ournal s/titles/ 10350330.asp.....23