АННОТАЦИЯ 3
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Глава Сюрреализм в современном искусстве: художественная традиция и
обновление творческих установок 11
1.1 Особенности художественной традиции сюрреализма 13
1.2 Место сюрреализма в современной европейской художественной
культуре 25
2 Глава Особенности сюрреализма стран Востока 34
2.1 Особенности социокультурного развития стран Востока 34
2.2 Уникальность развития художественной культуры стран Востока 42
2.3 Виды искусства в рамках восточного сюрреализма 47
3 Глава Характеристика творчества азиатских художников-сюрреалистов ... 51
3.1 Творчество китайских художников: Chen Wen Ling, Lui Liu, Yang
Xueguo 51
3.2 Особенности творчества художников корейского сюрреализма:
дизайнер Jee Young Lee и художник Dae-Hyun Kim 58
3.3 Японский сюрреализм в произведениях Tetsuya Ishida, Naoto Hattori,
Tokuhiro Kawai 61
3.4 Особенности интерпретации классического сюрреализма в восточной
художественной культуре 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А Китайский художник Chen Wen Ling “What You See Might Not Be Real” 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Китайский художник Chen Wen Ling “Красная память” .. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В Китайский художник Chen Wen Ling “Свиньи” 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Китайский художник Chen Wen Ling “Бог империализма” 91 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Китайский художник Chen Wen Ling “Экзотические
пейзажи” 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Китайский художник Lui Liu 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Китайский художник Yang Xueguo 95
ПРИЛОЖЕНИЕ И Корейский дизайнер Jee Young Lee 96
ПРИЛОЖЕНИЕ К Корейский художник Dae-Hyun Kim 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Японский художник Tetsuya Ishida 99
ПРИЛОЖЕНИЕ М Японский художник Naoto Hattori 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Японский художник Tokuhiro Kawai 101
ПРИЛОЖЕНИЕ П Японский ху
В истории мирового искусства сюрреализм остался одним из самых ярких явлений в истории. Он открыл путь всему странному, оригинальному и экзотичному для восприятия зрителя. А также всему, что не может поддаваться логическому описанию. Людей всегда интересовал мир, находящийся за гранью реальности и сюрреализм помог человеку в его познании и понимании. Художники изображали то, что чувствовали в конкретный момент времени, то есть чувства и эмоции.
Сюрреализм имеет величайшее значение для развития культуры и искусства. С самого начала своего существования сюрреализм поддерживал к себе интерес темами, которые затрагиваются художниками в своих произведениях. Они затрагивали темы смерти, упадка, эротизма, философии и многое другое.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в условиях глобализационных процессов проблематизируется самобытность развития искусства, в рамках той или иной страны, общества, национальной культуры. Сопоставление западноевропейского и восточного искусства раскрывает принципиальную разницу в традициях художественного творчества, обусловленную культурным и историческим развитием, особенностями мировоззрения и менталитета. Как правило, отмечается возвышенность, изящество, повышенный символизм, недосказанность, таинственность и высокая степень условности восточного искусства по сравнению с западным. Это связано с тем, что для восточного типа мировоззрения характерны уход во внутреннюю духовную жизнь и подчинение человека «всеобщей жизненной силе».
Но насколько специфика восточного искусства сохраняет свои особенности с течением времени, или оно теряет свою национально - культурную самобытность в условиях глобализации? Ответ на этот вопрос мы находим в пространстве современного искусства, а именно, обращаясь к феномену художественного сюрреализма, зародившегося в начале XX века в Европе и получившего распространение в разных странах.
Автор исследования обращается к проблеме сохранения и развития национально-культурной специфики искусства восточных стран в современных условиях глобализационных процессов.
Цель исследования: выявить идейные и художественно-образные особенности современного сюрреализма восточных стран (на материале работ художников Кореи, Китая, Японии).
Задачи:
1. Рассмотреть трансформации сюрреализма в современном искусстве;
2. Изучить историю формирования восточного сюрреализма
3. Выявить особенности творчества современных художников Кореи, Китая и Японии, работающих в сюрреалистическом направлении.
4. Провести сравнительный анализ традиций западноевропейского и восточного сюрреализма
Гипотеза исследования: предполагается, что восточный сюрреализм, с одной стороны, развивается на базе собственных национальных художественных традиций, вместе с тем, черпает вдохновение в западноевропейском сюрреализме.
Объект исследования - сюрреализм как художественное направление в искусстве стран Востока.
Предмет исследования - специфика восточного сюрреализма.
Теоретико-методологические основы исследования:
1. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.
2. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам. Сравнение Западного и Восточного сюрреализма позволит выявить общее и отличия в данных объектах изучения;
3. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а также определении их функций. Этот метод позволяет рассмотреть сюрреализм по его составным частям (классические и современные трансформации), а затем объединить данные в общее знание о нем;
4. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.
Степень теоретической разработки проблемы:
На Западе эта тема достаточно хорошо изучена, потому что множество работ на тему "сюрреализм" написаны именно западноевропейскими авторами. Среди них, работа Гаэтана Пикона "Сюрреализм. 1919-1939". В этом труде Пикон прекрасно передает обстановку того исторического времени, когда происходило становление этого течения. Он разбивает свое исследование на несколько разделов, что помогает читателю сориентироваться. В каждом разделе он достаточно подробно рассматривает периоды развития сюрреализма что помогает раскрыть все факты, связанные с течением. Автор работы довольно тепло относится к изучаемому нами течению: "говорить сегодня о сюрреализме означает сохранять память и спасательную силу огня".
Труд ученой Жаклин Шенье-Жандром. "Сюрреализм" выделился как своим объемом, так и стремлением более глубоко изучить философию и практику сюрреализма. Жаклин одна из немногих, кто заметил, что сюрреализм не имел своего проявления в музыке, кроме этого, она делает сравнение между теорией сюрреализма и психоанализма З. Фрейда.
Нужно упомянуть книгу Э.Швинглхурста "Сюрреалисты". Автор считает, что сюрреализм был создан в живописи еще до его официального появления, подтверждая это тем, что, например, Иуроним Босх является исследователем ирреальных миров.
Книга Лауры Томпсон "Сюрреалисты. Искусство в деталях" предоставляет читателю возможность подробно рассмотреть техники и сюжеты мастеров сюрреализма. Лаура выбрала двадцать произведений искусства, в которых выражены основные аспекты этого течения. Она проанализировала техники и композиции в самых мельчайших деталях.
К работам общетеоретического плана также относится Книга Воскресенской Н.О. "Культурология. История мировой культуры" 2013 года. Впервые при подготовке отечественных учебников по культурологии рассмотрено развитие культуры ведущих стран Востока, Запада и России с древности до современности. Наряду с освещением основополагающих фактов культурной истории человечества, авторы старались привлечь дополнительный материал, нетипичный для учебной литературы, который, однако, должен способствовать более глубокому проникновению заинтересованного читателя в суть изучаемых вопросов. Сделана попытка комплексного и всестороннего изложения истории и культуры народов: это не только такие традиционные вопросы, как литература, архитектура, живопись и пр., но и быт, нравы, обычаи, -праздники, мода и т.д.
Отдельные аспекты проблемы:
Работа Виноградовой И.А., Николаевой Н.С. "Искусство стран Дальнего Востока" (Малая история искусств) 1979 года. Настоящий том посвящен искусству стран Дальнего Востока. Он принадлежит перу советских исследователей Н. Виноградовой и Н. Николаевой. На огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительном искусстве. На материале архитектуры, скульптуры, живописи и декоративных ремесел Китая, Кореи, Японии и Монголии, охватывающем хронологические рамки от глубокой древности до конца XIX века, авторы убедительно показывают, что искусство стран Дальнего Востока, не будучи изолированным от историко¬культурного процесса, подчиняясь его самым общим законам, в то же время представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве.
Кравцова М. Е. "История культуры Китая" 1999. Первая на русском языке книга, в которой дается полная история развития и состояния культуры Китая от глубокой древности и до наших дней, и во всех образующих ее традициях и духовных ценностях. На странницах этой книги рассматриваются и объясняются возникновение, сущность и главные отличительные особенности китайских представлений о мире и человеке, верований, культов, философских учений, политической и художественной культуры, поведенческих принципов личности. Написанное на материале оригинальных (китайских) источников, авторитетной отечественной и зарубежной наукой литературы и с учетом новейших теоретико - методологических установок, предлагаемое учебное пособие носит фундаментальный, энциклопедический характер.
Новикова Ирина "Искусство Японии, Китая и Кореи" 2013 г. В этом издании собраны лучшие произведения искусства Востока, а именно Японии, Китая и Кореи. Книга подробно рассказывает о хронологии развития живописи в каждой из этих стран, о сходстве и различиях в их восприятии искусства, об особенностях менталитета, отличного от нашего.
Пронников В.А., И.Д. Ладанов «Японцы». Москва 1983. Книга знакомит читателей с особенностями японского национального характера. Используя обширный фактический материал и личные наблюдения, авторы выявляют национально-психологическую специфику речевой коммуникации японцев, установления с ними межличностных отношений и другие особенности их социального поведения. В книге в аспекте национальной психологии отмечается специфика управления промышленным производством и анализируется система образования.
Пак Е.Г. Социально-философский анализ истории формирования менталитета корейского народа. М.: Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 1 (61) Т. 2, 2014. У исследователей вызывает большой интерес высокий темп экономического развития, который с начала 60 -х годов XX века демонстрирует Южная Корея. Добросовестный и успешный анализ «южнокорейского чуда» невозможен без изучения менталитета народа, характерные черты которого можно обнаружить в деятельности людей, в истории и памятниках материальной культуры, в народном искусстве, в религиозных обрядах, обычаях и языке. Изучение истории формирования менталитета корейцев позволило прийти к выводу, что стремительная экономическая модернизация Южной Кореи была бы немыслима без колоссального трудолюбия, сильного чувства национальной идентичности и патриотизма, приверженности коллективным и родовым традициям, жажды знаний, прагматизма и стремления к материальному благословению фундаментальных характеристик менталитета корейского народа, которые были сформированы в процессе истории под влиянием географических, социально-экономических, политических, культурных и религиозных факторов.
Следует отметить, что в то время, как западноевропейскому сюрреализму посвящено множество работ (Ж. Шенье-Жандрон, Л. Томпсон, Э. Швинглхурст и др), его восточному варианту, в том числе современной эпохи конца XX - начала XXI века, уделено крайне мало внимания. Кроме того, в литературе не представлен подход сравнительного анализа восточного и западноевропейского сюрреализма. Данные обстоятельства позволяют указать на новизну проведенного исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Традиции западноевропейского сюрреализма не потеряли своей актуальности в современной культуре и в обновленном виде используются в искусстве XXI века, в том числе, в искусстве стран Востока;
2. Сравнительный анализ черт западноевропейского сюрреализма и
восточных стран (Кореи, Китая, Японии) позволяет выявить особенности данного направления, обусловленные национально-культурной
самобытностью развития стран Востока;
3. К идейным и художественно-образным особенностям современного сюрреализма стран Востока относятся следующие черты: связь человека с природой; естественные для восприятия изображения предстают с изменением их традиционного представления; утрирование, ироническое изобличение человеческих пороков, подрыв устоев общества; особое внимание к реальным жизненным ситуациям и проблемам социума. Кроме того, часть национальных традиций в направлении восточного сюрреализма утрачивает свое значение (возвышенность и изящество), а часть сохраняет свою актуальность (символизм, недосказанность и таинственность).
Структура работы: Введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложение.
В результате проведенного исследования мы выявили идейные и художественно-образные особенности современного сюрреализма восточных стран (на материале работ художников Кореи, Китая, Японии).
В представленной работе были обозначены общие черты между Европейским классический сюрреализмом - современным сюрреализмом и его трансформациями - Восточным сюрреализмом, а также их принципиальное различие:
К общему можно отнести принципы и ценности классического сюрреализма, которые сохраняются как в трансформациях современного сюрреализма, так и в культуре восточного сюрреализма: абсолютный бунт; глобальный протест; эротика и властное притяжение любви; механизм отрицания; юмор и другие проявления эмоций; слияние реального и воображаемого.
Современные трансформации и восточный сюрреализм отличается от классического следующими моментами: идеями для картин становятся реальные жизненные ситуации и проблемы социума, которые могут считаться продуктом подсознания (сна). В классическом сюрреализме идеи возникают непосредственно из подсознания. Теперь важна социальная роль произведение (наркотики, секс, войны, нацизм, тщеславие), а не стилистическое решение.
В результате исследования показано следующее влияние национального менталитета стран на искусство восточных сюрреалистов:
В Китае - приоритет традиционных правовых взглядов и морально - этических норм; традиции семейных отношений, стремление к сочетанию власти и долга; справедливости и выгоды, интересов личности и массы, прагматичность.
В Японии оказали влияние поиск компромиссов; чувство долга и иерархические социальные взаимосвязи; идеал - это скрытая мудрость и проницательный ум. Оборотная сторона гордыни - самоуничтожение. Каждого учат знать свое место; вести себя как подобает; делать что положено - это правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.
В Корее главенство занимает коллективистское сознание. Характерно следование традициям, послушание и чувство долга; стремление к гармонии и спокойствию - бесконфликтность. Наличие чувства национальной идентичности; иерархичность общества; стремление быть ближе к природе; гармонично развивать внутренний и внешний мир.
Кроме того обнаружено, что в восточном сюрреализме художники проявляют себя в разнообразных видах искусства: в живописи, графике, дизайне интерьеров, скульптуре.
В качестве особенностей восточного сюрреализма мы выявили следующие черты, обусловленные национально -культурной спецификой:
1. Овязь человека с природой, взаимоотношения между людьми и взаимодействие с Вселенной в целом;
2. Сюрреалистические сцены создаются с помощью естественных для восприятия изображений человека, животных, элементов природы, но при этом претерпевают большие изменения, которые полностью видоизменяют их традиционное представление;
3. Художник утрирует, иронизирует и насмехается, изобличает человеческие пороки, вырывает из контекста то, что человек считает нормальным, показывая вещи с непривычной для нас стороны ;
4. Работы художников показывают разные чувства: радость и грусть, ненависть и любовь, страх и т.д.
Вместе с тем, сегодня восточный сюрреализм демонстрирует национальные характеристики восточного искусства, часть которых утрачивает значение (возвышенность и изящество), а часть сохраняет свою актуальность (символизм, недосказанность и таинственность).
В качестве установок актуальны следующие: стремление подорвать устои культурной картины мира, используя для этого современные достижения науки и искусства, в которых можно допустить абсурдистские и иррационалистические смыслы; стремление к раскрепощению сущности человека, подавляемой современным культурным миром; осуществление коммуникации, воздействующей на подсознание человека.
Таким образом, современный мир часто обвиняют в духовном кризисе, в разрушении связей с традициями, в глобализации, неизбежно поглощающей национальные основы, но с помощью данного исследования, мы можем утверждать, что восточный сюрреализм развивается, основываясь на своих и заимствуя художественные традиции, свойственные его европейскому аналогу.
1. Андреев Л.Г. Сюрреализм. История. Теория. Практика / Л.Г. Андреев. - М.: Geleos, 2004. - 350с.
2. Антология французского сюрреализма: 20 годы / Сост., вступ. ст., пер. с фр. и коммент. С.А. Исаев, Е.Д. Гальцова. - М.: ГИТИС,1994. - 392 с.
3. Балашова, Т. В Многоликий авангард. / Т.В. Балашова // Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума. М. : ГИТИС, 1999. - 264 с.
4. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М.: Муравей-Гайд,
1999. - 304 с.
5. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века / С.П. Батракова - М.: Наука, 2002. - 215с.
6. Бранский В. П. Искусство и философия : Роль философии в формировании и восприятии художеств. произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. - Калининград : Янтар. сказ, 1999. - 703 с.
7. Бретон. А. В защиту Дада; Слова без морщин; Макс Эрнст; "Песни Мальдорора" графа де Лотреамона; Бросайте все...; Ответ на вопрос "Фигаро"; Кризис предметности. 1996.
8. Вейнмарн Б.В., Колпинского Ю.Д. Всеобщая история искусств. Искусство XX века. Т.6. кн.1/Под ред. Веймар Б.В, Колпинский Ю.Д. -М.: Искусство, 1965. - 843с.
9. Виноградова И.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока.- М.: Искусство, 1979 - 366 с.
10. Гальцова Е. Д. Энциклопедический словарь сюрреализма / Е. Д. Гальцова, Т.В. Балашова. - М.: ИМЛИ, 2007. -581 с.
11. Герберт Р. Краткая история современной живописи: пер. с анг. / Р. Герберт. - М.: Искусство - XXI в., 2006. - 317 с.
12. Герман М. Ю. Фантастический реализм: миф, действительность, нынешний день (ответы на незаданные вопросы) / М.Ю. Герман - СПб., Пушкинский музеум: альманах. Вып. 8, Всероссийский музей А. С. Пушкина, 2017.
13. Гирин Ю.Н. Авангард в культуре ХХ века. 1900-1930. Теория. История. Поэтика / Ю.Н. Гирин. - Москва: ИМЛИ РАН им.
A. М. Горького, 2010.. - 600 с.
14. Горегляд, В.Н. Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни. - СПб: Петербургское Востоковедение, 2006. -286 с.
15. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Живопись, чайная церемония, икебана, садо-парковое искусство. - М., 1979. - 400 с.
...81