Аннотация
Введение 3
1 Теоретические аспекты функционирования авиакомпаний 5
1.1 Цели и особенности организации деятельности авиационных компаний 5
1.2 Система ключевых показателей эффективности авиаперевозчиков 9
1.3 Основные направления повышения эффективности деятельности авиакомпаний ....15
2 Современные подходы к оценке деятельности авиакомпаний 18
2.1 Финансово-экономические показатели 18
2.2 Отраслевые рейтинги авиакомпаний и методики сравнительного анализа 25
2.3 Современное состояние и направления совершенствования оценки деятельности
компаний авиационной отрасли 30
3 Формирование сводного индикатора 34
3.1 Методические основы построения сводного индикатора 34
3.2 Выбор и анализ показателей для формирования индикатора 41
3.3 Метод главных компонент и апробация модели оценки деятельности авиакомпаний ....46
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью авиационной отрасли в мировой экономике и транспортной системе. В условиях глобализации и интенсификации международных связей воздушный транспорт становится одним из ключевых факторов экономического роста и интеграции. Авиакомпании функционируют в высококонкурентной среде, характеризующейся значительными финансовыми рисками, волатильностью цен на топливо, сезонными колебаниями спроса и строгими требованиями к безопасности полетов. В этих условиях актуализируется проблема объективной и комплексной оценки эффективности деятельности авиаперевозчиков. Существующие методики оценки зачастую фрагментарны и не учитывают многоаспектность деятельности авиакомпаний, концентрируясь либо на финансовых показателях, либо на операционных характеристиках. Отсутствие единого, интегрированного подхода к оценке затрудняет проведение сравнительного анализа, выявление лидеров отрасли и определение факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество. Разработка сводного индикатора, комплексно отражающего различные аспекты деятельности авиакомпаний, представляется востребованным инструментом как для менеджмента авиакомпаний, так и для инвесторов, аналитиков и регуляторов рынка.
Целью данного исследования является разработка и апробация методики формирования сводного индикатора оценки деятельности авиакомпаний, позволяющего проводить комплексный анализ и ранжирование авиаперевозчиков по эффективности их функционирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты функционирования авиакомпаний, цели и особенности их деятельности;
- проанализировать существующую систему ключевых показателей эффективности авиаперевозчиков;
- выявить основные направления повышения эффективности деятельности авиакомпаний;
- изучить современные подходы к оценке деятельности авиакомпаний, включая финансово-экономические показатели и отраслевые рейтинги;
- разработать методические основы построения сводного индикатора;
- осуществить выбор и анализ показателей для формирования индикатора;
- применить метод главных компонент для построения модели оценки и провести ее апробацию на выборке авиакомпаний.
Объектом исследования являются коммерческие авиакомпании РФ,
осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки на международном и внутреннем рынках авиационных услуг.
Предметом исследования выступают методы и инструменты комплексной оценки эффективности деятельности авиакомпаний, а также факторы, определяющие их конкурентоспособность.
Методологической основой исследования служат системный подход, методы экономического и статистического анализа, анализ публикаций по теме исследования, метод главных компонент, сравнительный анализ, методы экспертных оценок.
Практическая значимость работы заключается в разработке инструментария, позволяющего проводить многоаспектную оценку деятельности авиакомпаний, выявлять их сильные и слабые стороны, определять направления совершенствования деятельности. Предлагаемый сводный индикатор может быть использован менеджментом авиакомпаний для принятия стратегических решений, инвесторами - при формировании инвестиционных портфелей, аналитиками - при составлении отраслевых прогнозов и рейтингов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, указаны объект и предмет исследования, практическая значимость исследования. В первой главе изучены теоретические аспекты функционирования авиакомпаний. Во второй главе рассматриваются современные инструменты и практика оценки деятельности авиакомпаний. В третьей главе описаны методические основы формирования сводного индикатора, выбор и анализ показателей для формирования индикатора, апробация модели оценки деятельности авиакомпаний.
Проведенное исследование было нацелено на разработку сводного индикатора оценки деятельности авиакомпаний, позволяющего комплексно оценивать и сравнивать эффективность функционирования авиаперевозчиков в условиях высококонкурентной среды. Достижение данной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач, включающих анализ теоретических аспектов функционирования авиакомпаний, изучение существующих подходов к оценке их деятельности и формирование методики построения сводного индикатора.
В ходе исследования теоретических аспектов функционирования авиакомпаний установлено, что авиационные компании реализуют многоуровневую систему целей, направленную на максимизацию стоимости бизнеса при обеспечении безопасности полетов и высокого качества обслуживания пассажиров. Выявлено, что российский рынок авиаперевозок характеризуется высокой концентрацией, где на семь крупнейших авиакомпаний (Аэрофлот, S7, Utair, Nordwind, Победа, Россия, Уральские авиалинии) приходится более 88% пассажиропотока. Система ключевых показателей эффективности авиаперевозчиков включает четыре основные группы: финансовые, операционные, маркетинговые и показатели безопасности, комплексно отражающие результативность деятельности.
Анализ современных подходов к оценке деятельности авиакомпаний показал их трансформацию в направлении комплексности и системности. Установлено, что российские авиакомпании в 2024 году перевезли 111,3 млн пассажиров, что на 5% превышает показатели 2023 года, а совокупная выручка 30 крупнейших авиаперевозчиков выросла на 23% до 1,77 трлн рублей. При этом лидером по рентабельности продаж среди российских авиакомпаний является «Победа» (17,5%), а по пассажиропотоку - «Аэрофлот» (30,0 млн пассажиров). Международные отраслевые рейтинги (Skytrax, AirHelp Score, AirlineRatings.com) демонстрируют многокритериальность оценки, где лидирующие позиции традиционно занимают Аэрофлот, Singapore Airlines и S7.
Результатом исследования стала разработка методики формирования сводного индикатора оценки деятельности авиакомпаний на основе метода главных компонент. Данный метод позволил объективно определить весовые коэффициенты для 10 ключевых показателей, характеризующих финансовые, операционные и качественные аспекты функционирования авиаперевозчиков. Установлено, что первые две главные компоненты объясняют 81,2% суммарной дисперсии исходных данных, что подтверждает информативность разработанного индикатора. Выявлено, что наибольший вклад в сводный 52
индикатор вносят: индекс удовлетворенности пассажиров (вес 0,40), коэффициент использования самолетов (0,39), пунктуальность рейсов (0,38) и рентабельность продаж (0,34). Отрицательный весовой коэффициент у среднего возраста парка (-0,33) свидетельствует об обратной зависимости: чем моложе парк, тем выше значение сводного индикатора. Это согласуется с отраслевыми тенденциями модернизации парка воздушных судов как одного из ключевых факторов повышения эффективности деятельности авиакомпаний.
Апробация разработанного сводного индикатора на выборке из семи авиакомпаний («Utair», «Победа», Nordwind, «Россия», «Уральские авиалинии», Аэрофлот и S7) выявила значительную дифференциацию авиаперевозчиков по комплексной оценке их деятельности. Лидирующие позиции заняли Аэрофлот (1,872), S7 (1,543) и «Победа» (1,218). Замыкают рейтинг авиакомпании «Уральские авиалинии» (-1,689) и «Россия» (3,885). Полученные результаты коррелируют с данными российских рейтингов, что подтверждает объективность разработанного индикатора.
Динамический анализ сводного индикатора за период 2022-2024 гг. продемонстрировал существенное улучшение позиций перевозчиков: S7 (+136%) и Аэрофлот (+102%), а также положительную динамику «Utair», перешедшего из отрицательных значений индикатора в 2022 году к положительным в 2023 -2024 гг. При этом выявлены негативные тенденции у Nordwind (-20,1%), «Уральских авиалиний» (18,9%) и «России» (-31,5%), что связано с ухудшением финансовых результатов и снижением эффективности использования ресурсов.
Практическая значимость разработанного сводного индикатора заключается в возможности его использования для: комплексной оценки эффективности деятельности авиакомпаний; выявления сильных и слабых сторон авиаперевозчиков; определения направлений совершенствования деятельности; мониторинга динамики изменения эффективности авиакомпаний. Индикатор может применяться как менеджментом авиакомпаний для принятия стратегических решений, так и внешними стейкхолдерами (инвесторами, аналитиками, регуляторами) для оценки перспектив развития авиаперевозчиков. Перспективы дальнейшего исследования связаны с совершенствованием методики расчета сводного индикатора путем расширения системы показателей, в частности, за счет включения ESG-факторов, отражающих экологические, социальные и управленческие аспекты деятельности авиакомпаний. Также представляется целесообразным расширение выборки авиакомпаний и проведение межстранового сравнительного анализа для выявления лучших практик в области повышения эффективности авиаперевозок.
Разработанный сводный индикатор представляет собой эффективный инструмент комплексной оценки деятельности авиакомпаний, применение которого способствует повышению объективности и информативности оценки, выявлению факторов эффективности и определению потенциальных направлений совершенствования деятельности авиаперевозчиков в условиях высококонкурентной среды.
1. Авиационные правила. Часть 25. Нормы летной годности самолетов
транспортной категории [Электронный ресурс] // Росавиация. -
URL: https://favt.gov.ru/documents/358 (дата обращения: 21.05.2025)
2. Авиационные правила. Часть 121. Эксплуатация воздушных судов авиации
общего назначения [Электронный ресурс] // Росавиация. -
URL: https://favt.gov.ru/documents/361 (дата обращения: 17.05.2025)
3. Авиакомпании налетали на рекорд [Электронный ресурс] // Коммерсантъ : [сайт]. - 2025. - 30 апреля. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/7693699 (дата обращения: 07.05.2025).
4. Андреев, А. В. Методика разработки измеряемых показателей эффективности управления предприятиями отрасли воздушного транспорта / А. В. Андреев // Справочник экономиста. - 2012. - № 2. - URL: https://www.cfin.ru/press/practical/2012-02/04.shtml (дата обращения: 01.05.2025).
5. Белоусов, Д. Р. Управление эффективностью бизнес-процессов в
авиакомпаниях / Д. Р. Белоусов, М. К. Смирнова. - Москва : Альфа-Пресс, 2023. - 256 с.
6. Волкова, Л. П. Управление коммерческой деятельностью аэропортовых предприятий в современных условиях : учебник / Л. П. Волкова, А. М. Петрова. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 324 с.
7. Глобальные тенденции в авиационной отрасли - 2025 [Электронный ресурс] // IATA : [сайт]. - 2025. - 12 февраля. - URL: https://www.iata.org/ru/publications/industry- reports/global-trends-2025/ (дата обращения: 05.05.2025).
8. Губарев, В.В. Управление авиакомпанией: современные вызовы / В.В. Губарев. - Москва : ТрансЛит, 2020. - 256 с.
9. Дмитриев, В. С. Анализ факторов конкурентоспособности авиакомпаний / В. С. Дмитриев // Транспорт: наука, техника, управление. - 2023. - № 5. - С. 45-53.
10. Егоров, А. Ю. Цифровая трансформация авиационной отрасли: вызовы и
перспективы / А. Ю. Егоров // Инновации в бизнесе. - 2024. - № 3. - URL: https://innovbusiness.ru/article/digital-transformation-aviation (дата обращения:
10.05.2025).
11. Жуков, К. Л. Управление доходами авиакомпаний в условиях нестабильности / К. Л. Жуков. - Санкт-Петербург : Питер, 2022. - 198 с.
12. Киселев, П. А. Оценка финансового состояния российских авиакомпаний [Электронный ресурс] / П. А. Киселев, О. В. Савчина // Вестник МГПУ. Серия: Экономика : [сайт]. - 2024. - URL: https://economics.mgpu.ru/wp-content/uploads/sites/3/2024/05/kiselev- p-a-savchina-o-v.pdf (дата обращения: 27.04.2025)
13. Ключевые показатели эффективности для авиакомпании. Серия статей "10
Важнейших показателей" // KPI LIB : [сайт]. - 2024. - 1 января. - URL:
https://www.kpilib.ru/article.php?page=1522 (дата обращения: 01.05.2025).
14. Корпоративная отчетность ПАО "Аэрофлот" за 2024 год [Электронный ресурс] // Аэрофлот : [сайт]. - 2025. - URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/investor/reports (дата обращения: 03.05.2025).
15. Кузнецов, И. А. Финансово-экономические механизмы повышения конкурентоспособности российских авиакомпаний / И. А. Кузнецов, Е. В. Пономарева. - Текст : непосредственный // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 2, № 6. - С. 74-83....36