Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности поэтики заглавий первой тетради «Падение листа» из сборника «Затеси» В. П. Астафьева

Работа №183563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы48
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты поэтики и заглавия 6
1.1.Поэтика как литературное понятие 6
1.2. Заглавие и его функции 13
1.3. Классификация заглавий 17
Глава 2. Поэтика заглавий Первой тетради «Падение листа» в сборнике «Затеси» В. П. Астафьева 24
2.1.Лирический сборник «Затеси» В. П. Астафьева 24
2.2. Поэтика заглавий первой тетради «Падение листа» в сборнике В. П. Астафьева «Затеси»27
2.3.Взаимодействие заглавия и текста на примере лирической миниатюры В. П. Астафьева «Ночное пространство» 36
2.4. Взаимодействие заглавия и текста на примере лирической миниатюры В. П. Астафьева «Зелёные звёзды» 40
Заключение 44
Список литературы 46

Заглавие – это важная часть любого текста, она заключает в себе смысл, стилистику и поэтику произведения, а также может рассматриваться как своеобразный ключ к пониманию всего текста в целом.
Особенность заголовка заключается в том, что он является посредником между текстом и читателем, исходя из этого А. М. Пешковский отмечал: «Приступая к чтению книги, читатель интересуется содержанием и в заглавии видит намёк на это содержание или даже сжатое выражение его… Значит, название книги есть всегда нечто большее, чем название» [20, 178]. Заголовок формирует у читателя совокупность ассоциаций, оказывая тем самым влияние на усиление или уменьшение читательского интереса.
Писатели и поэты часто используют различные изобразительно-выразительные средства языка, для того чтобы сделать заголовок более запоминающимся и впечатляющим, а также для того чтобы привлечь к нему большее внимание читателей.
В. П. Астафьева – это один из крупнейших русских писателей второй половины XX века, его творчество является важным объектом исследования для современного литературоведения. Оно привлекало внимание не только современников В. П. Астафьева, но и последующих критиков и литературоведов. Стоит упомянуть о таких исследователях творчества В. П. Астафьева, как: А. Н. Макаров, Н. Н. Яновский, В. Я. Курбатов, Т. Л. Савельева, Т. М. Вахитова, А. П. Ланщикова, А. Ю. Большакова, С. В. Перевалова.
Так, в книге Т. Л. Савельевой «Дар слова» опубликован материал о жизни и творчестве писателя. «Затесь на сердце» под редакцией журналиста В. А. Майстренко повествует о жизни писателя, здесь находятся фотографии В. П.Астафьева, его друзей и близких. В работе «В. П. Астафьев» литературовед А. П. Ланщиков размышляет над рассказами В.Астафьева, уделяя особое внимание поэтике жанра лирической миниатюры. Литературного критик В. Я. Курбатов, близкий друг В. П. Астафьева, в книге «Миг и вечность» опубликовал интересный материал об истории создания «Затесей» В. П.Астафьева.
«Затеси» В. П. Астафьева – это сборник лирических миниатюр, вышедший в 1968 году, который продолжает «деревенскую тему», начатую писателем в ранних повестях и рассказах. Данная лирическая книга располагает интересным материалом для исследования заглавий, она состоит из восьми тетрадей, каждая из которых вмещает в себя около тридцати миниатюр.
Научных работ, посвящённых исследованию лирической книги «Затеси» не так много, их можно обнаружить в исследованиях следующих авторов: В. Я. Курбатова «Миг и вечность», В. А. Стадниченко и Н. П. Хрящёвой «Затеси» В. П. Астафьева: лирико-философские миниатюры в системе малых форм «первой тетради», М. А. Христенко «Слышать боль каждого («Затеси» В. П. Астафьева на уроке в старших классах)».
Предметом нашей работы является изучение особенностей поэтики заглавий «Падение листа» в лирическом сборнике «Затеси» В. П. Астафьева.
Объект исследования – произведения первой тетради «Падение листа» в лирической книге «Затеси» В. П. Астафьева.
Цель работы: дать представление об особенностях поэтики заглавий первой тетради «Падение листа» из сборника «Затеси» В. П. Астафьева.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
1. изучить суть понятий «поэтика»;
2. осуществить обзор работ по основам поэтики В. П. Астафьева.
3. выявить функции заглавий.
4. выявить типы заглавий первой тетради «Падение листа» В. П. Астафьева.
5. показать взаимодействие заглавия и текста в на примере лирической миниатюр В. П. Астафьева «Ночное пространство» и «Зеленые звезды».
Специфика предмета исследования, цель и поставленные задачи обусловили выбор методов анализа. Работа выполнена в русле филологического анализа текста, в котором взаимодействуют лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава обращается к истории исследования терминов «поэтика» и «заглавие», также здесь анализируются классификации заглавий. Во второй главе рассматривается первая тетрадь лирического сборника «Затеси» и его поэтика.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проделанной нами работы можно сделать вывод о том, что заглавие – это один из важных компонентов текста, который предваряет текст, называет его и имеет большое значение для раскрытия идеи всего произведения в целом.
Будучи компонентом текста, заглавие взаимосвязано с текстом художественного произведении, во-первых, оно, предопределяет содержание текста, во-вторых, само заглавие определяется текстом, раскрывается по-новому и обогащается смыслами по мере чтения текста.
В работе было рассмотрено двадцать девять заглавий первой тетради сборника «Затеси» В. П. Астафьева, которые были расплетены по четырём группам согласно классификации Г. В. Пранцовой и Е. С. Романичевой.
Нами рассмотрены символические, диалогические, метафорические заглавия, а также заглавия-детали. Восемнадцать из них отнесены к символическим заглавиям, одно к диалогическому, два к метафорическим, оставшиеся восемь к заглавиям-деталям. Следовательно, в первой тетради существенно преобладают символические заглавия, это было вызвано писательским замыслом, для того чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых им образов. В центре заглавий-символов природный мир, который соотнесен с жизнью человека. Это используется для того, чтобы показать значимость природы для человека. Если природа вполне может обойтись без человека, то человек без природы не сможет существовать.
В двух проанализированных миниатюрах сборника поднимается тема природы, но показана она по разному. Если в «Ночном пространстве» мы можем увидеть противопоставление мира природы и человека, то в «Зеленых звёздах» такой антитезы нет, в этой миниатюре появляется мотив красоты и чуда, связанный с природой.

Таким образом, заглавие художественного текста играет важную роль в понимании идеи всего текста в целом. Выбор заглавия помогает не только сообщить тему произведения, поднятые проблемы, но рассказать о главных героях, сюжете, времени и месте действия, а также художественной детали. Для восприятия смыслового содержания заглавия и всего произведения, для верного прочтения авторской мысли необходимо учитывать связи заглавия с другими компонентами художественного произведения: системой действующих лиц, системой их номинаций, цитатными фрагментами текста.



1. Агеева, Ю. П. Заголовочно-финальный комплекс как формообразующий элемент в поэтике прозаических микроциклов / Известия Уральского федерального университета. – 2014. – № 1 (124). – С. 255-264.
2. Астафьев В. П. Собрание сочинений [Текст]: в 15-ти т. / В. П. Астафьев. — Красноярск ПИК «Офсет», 1997. – 544 с.
3. Астафьев, В. П. «Затеси» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/zatesi.txt (Дата обращение: 15.02. 2018)
4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики/ Михаил Бахтин. – М.: Советский писатель, 1975. – 324 с.
5. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского/ Михаил Бахтин. – М.: Советский писатель, 1963. – 250 с
6. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. // под ред Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999. – 556 с.
7. Веселова, Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / Веселова Наталья Анатольевна // Тверской государственный университет. – Тверь, 1998. – 18 с.
8. Иванов, В. В. Поэтика / Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). В 9 т. Т. 5 // В. В. Иванов. – М.: Просвещение, 1968. – 973 с.
9. Кржижановский, С.Д. Поэтика заглавий / С.Д. Кржижановский. – М.: Никитинские Субботники, 1931. – 32 с.
10. Курбатов, В. Я. Миг и вечность: Размышление о творчестве Виктора Астафьева / В. Я Курбатов. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. – 166 с.
11. Ламзина, А.В. Заглавие литературного произведения /А.В. Ламзина// Русская словесность. – 1997. – №3. – С. 75-80.
12. Ланщиков, А. П. Виктор Астафьев А. П Ланщиков. – М.: Просвещение, 1992.– 159 с.
13. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман Об искусстве. – СПб, 1998. – С. 14 - 285.
14. Майстренко, В.А Затесь на сердце. Астафьев в памяти людской: фотоальбом / В.А Майстренко.. – Красноярск: РАСТР, 2009. – 172 с.
15. Николин, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
16. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н. А. Николина. – М.: Эскмо, 2003. – 178 с.
17. Николюкин, А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий /А. Н. Николюкин. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 с.
18. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. около 57000 слов / С. И. Ожегов. – Екатеринбург, «Урал советы» («Весть»), 1994. – 800 с.
19. Основина, Г. А. О взаимодействии заглавия и текста (на материале рассказа А.П. Чехова «Устрицы») [Текст] / Г. А. Основина // РЯШ. – 2000. – № 4. – С. 62-66.
20. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. – М.: «Языки славянской культуры», 2001. – 510 с.
21. Пранцова, Г. В., Романичева, Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015. – 368.
22. Савельева, Т. Л. Дар слова: Виктор Петрович Астафьев / Т. Л.Савельева. – Сапронов, 2009. – 638 с.
23. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 7. Красноярск, «Офсет», 1997 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/zatesi.txt (Дата обращение: 15.02. 2018)
24. Стадиченко В. А. «Затеси» В. П. Астафьева как жанр лирико-философских миниатюр: осмысления нравственного опыта в процессе преподавания магистерская диссертация [Текст] / В. А. Стадиченко. – Екатиренбург, 2017
25. Стадиченко, В. А. «Затеси» В. П. Астафьева: лирико-философские миниатюры в системе малых форм «первой тетради» [Текст] / В. А. Стадниченко, Н. П. Хрящева // Филологический класс. – 2017. – № 2. – С. 100-103.
26. Стенник, Ю. В. Система жанров в историко-литературном процессе: проблемы и методы изучения / Ю. В. Стенник. – Л.: Наука, 1974. – 276 с.
27. Теория литературы: учеб. пособие в 2 т. Т.1 / Под ред. Н. Д .Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с.
28. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие/ Б. В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 334 с.
29. Фатеева, Н. А. Синтез целого: На пути к новой поэтике. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 352 с.
30. Храпченко, М. Б. Творческая индивидуальность писатели и развития литературы / М. Б. Храпченко. – М.: Советский писатель, 1970. – 297 с.
31. Христенко, М. А. Слышать боль каждого («Затеси» В. П. Астафьева на уроке в старших классах) / Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 127-130.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ