Введение
1. Теоретико-методологические основы социализации ребенка в дошкольной
образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО 7
1.1. Особенности процесса социализации ребенка-дошкольника 7
1.2. Процесс социализации в ДОУ на основе требований ФГОС ДО 14
1.3. Современные технологии социализации ребенка, используемые в
дошкольной образовательной организации 25
2. Особенности современных педагогических технологий социализации детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка» г. Норильска .. 34
2.1. Обобщение опыта внедрения современных технологий социализации в
МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка» г. Норильска 34
2.2. Особенности технологий социализации детей старшего дошкольного
возраста в практике дошкольного учреждения 40
2.3. Методические рекомендации молодому педагогу-воспитателю по
применению технологий социализации ребенка в ДОУ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А-В 61-76
Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы социализации детей.
Исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики, так или иначе, затрагивали проблему социализации в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, А. А. Люблинская, Н. Н. Поддъяков).
Социализация определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. В исследованиях Л. С. Выготского, В.В. Давыдова П. Ф. Каптерева, Ж.Ж Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина выявлены эти особенности.
Проблемы социализации изучалась в трудах известных педагогов, таких как А.В. Мудрик, П.Ф. Лесгафт, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Микляева, Н. П. Гришаева, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.
Детские дошкольные образовательные организации играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие.
С введением федерального образовательного стандарта дошкольного образования научные авторские коллективы и практики разрабатывают примерные общеобразовательные программы и парциальные программы по всем направлениям развития дошкольников, которые представляют многоаспектные работы по социализации ребенка-дошкольника. В настоящее время идет поиск педагогических инновационных технологий в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста, что обосновывает необходимость изучения темы современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень социализации ребёнка.
К вопросам педагогической инновации обращались философы образования Б.С. Гершунский, И.Г. Дубов, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, А.И. Пригожий и др.
Научно-психологические основы инновационного образования применительно к дошкольной ступени исследованы в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В области педагогической теории широко известны работы А. П. Усовой.
Анализ теории и практики образовательной деятельности свидетельствует, что более всего инновационные процессы касаются педагогических технологий, организации управления образованием. Это отражено в работах Н.Р. Юсуфбековой, Н.А. Малахова, Н.В. Горбуновой и других. Раскрывая сущность педагогической инновации, А.А. Арламов, А.Н. Бойко, Г.В. Воробьев, А.М. Гельмонт, А.В. Лоренсов, М.М. Поташник, О.Г.Хомерики, А.Я. Наин и др. отмечают, что, в зависимости от широты и глубины инновационных процессов, можно говорить как о массовых, крупных, глобальных, систематических, фундаментальных, стратегических, глубоких нововведениях, так и о частных новшествах.
Цель исследования: Теоретически обосновать и эмпирическим путем определить особенности применения современных педагогических технологий социализации детей дошкольного возраста в ДОУ
Объект исследования: социализация ребенка в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: современные педагогические технологии социализации детей дошкольного возраста.
В связи с проблемой, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. Изучить сущность социализации дошкольника в условиях ФГОС дошкольного учреждения.
2. Выявить основные характеристики современной дошкольной образовательной организации на основе новых требований к ее функционированию в контексте обеспечения процесса социализации дошкольника.
3. Проанализировать современные технологии социализации ребенка, используемые в МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка» города Норильска.
4. Разработать рекомендации молодому педагогу-воспитателю по социализации ребенка на основе современных технологий.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что особенности применение современных педагогических технологий социализации ребенка в ДОУ, будет результативным при следующих условиях:
- создание предметно- пространственной среды в ДОУ;
- внедрение новых методов, систем воспитания и социализации;
- педагоги владеют современными технологиями эффективной социализации ребенка дошкольника.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке, как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя; выводы педагогики дошкольного образования о социализации дошкольников и активности самой личности дошкольника в процессе воспитания; личностно-деятельностный и аксиологический подходы; методология рассмотрения проблемы в концепции социализации и формирования социальной идентичности (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, И.О. Кон, А.В. Мудрик, Т.Г. Стефаненко).
Теоретической основой исследования являются психолого-педагогические исследования по вопросу ранней социализации ребенка (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский и др.); идеи саморазвития личности (А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин); концепция развивающей среды, исследования в области педагогической технологии, конструирования взаимодействия субъектов педагогического процесса (Т. И. Бабаева, Н. Я. Михайленко, В. А. Петровский).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями; ретроанализ собственной педагогической деятельности; изучение Приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, нормативных документов Министерства образования и науки РФ.
Практической базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 «Полянка» города Норильска Красноярского края.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что проблема использования современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации является актуальной.
Целью нашего исследования было теоретически обосновать и эмпирическим путем определить особенности применения современных педагогических технологий социализации детей дошкольного возраста в ДОУ
Согласно поставленной цели в выпускной квалификационной работе была изучена и проанализирована педагогическая, психологическая, научная и научно-методическая литература по теме «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».
Изучение теоретико-методологических основ социализации ребенка в дошкольной образовательной организации на основе современных требований позволило сформулировать следующие выводы:
Рассмотрев сущность социализации ребенка-дошкольника мы определили, что под социализацией мы понимаем процесс социального развития, усвоения и дальнейшего развития личностью социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе. Средства и способы социализации личности детей дошкольного возраста состоят в прямой зависимости от возрастного периода развития личности и определяются ведущей деятельностью ребенка.
В ходе нашего исследования мы установили, что основными характеристиками дошкольной образовательной организации на основе новых требований к ее функционированию являются решение задач и целей ФГОС ДО, современная дошкольная образовательная организация должна придерживаться принципов дошкольного образования, новые требования к функционированию современной дошкольной образовательной организации выдвигают ряд задач, стоящих перед ДОО. ФГОС ДО выступает фундаментом для создания и осуществления основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, которая формирует как программу психолого-педагогической помощи положительной социализации и индивидуализации, воспитания личности дошкольников, так и устанавливает основные характеристики дошкольного образования (содержание, объём и планируемые результаты - целевые ориентиры дошкольного образования).
Изучение современных технологий социализации ребенка, используемых в дошкольной образовательной организации показало, что разработка и внедрение новых педагогических технологий социализации детей в дошкольном образовательном учреждении должно включать в себя следующие блоки: социализация и гуманизация жизни детей, развитие саморегуляции, создание принципов предметно-развивающей среды в ДОО, создание единого пространства для социализации детей в ДОО, формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе на правленых на преемственность дошкольного и начального образования, развитие и внедрение проектных форм деятельности детей, педагогов и взрослых.
Проведенное нами исследование по изучению опыта внедрения современных технологий эффективной социализации в дошкольных образовательных организациях России позволяет нам сделать следующие выводы.
В основном педагоги - воспитатели опираются на современные технологии социализации, предлагаемые Н. П. Гришаевой: клубный час, который позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится; ежедневный круг рефлексии предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе; ситуации месяца, которые позволяют детям освоить социальные роли (я - член коллектива, я - горожанин, я - часть земли, я - часть мироздания, я - часть семьи, я - россиянин); проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми.
Педагогами дошкольной образовательной организации МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка» г. Норильска используются следующие современные технологии эффективной социализации ребенка: «Ситуация месяца»,«Проблемная педагогическая ситуация», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети-волонтёры».
Молодым педагогам-воспитателям мы предлагаем технологию «Развивающее общение» как эффективный метод социализации ребенка- дошкольника. Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребенку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.
Таким образом, выдвинутая гипотеза настоящей работы подтвердилась, данные исследования позволяют утверждать, что применение современных технологий в практике дошкольной образовательной организации будет способствовать эффективной социализации ребенка - дошкольника, если: в образовательной организации созданы условия для эффективной социализации; в качестве методов социализации применяются современные инновационные технологии; педагог-воспитатель владеет современными технологиями эффективной социализации ребенка-дошкольника.
Тема работы раскрыта, цель достигнута, задачи решены, однако исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть продолжено в других аспектах.
1. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования: учебное пособие / А.Г. Асмолов. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - 105 с.
2. Андреева, М.Г. Социальная психология/ М.Г. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2010. - 375 с.
3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология /Н.В.Басова. - Ростов- н/Д: «Феникс», 2011. - 416с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 2014. - 481 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2011. - 219 с.
6. Белинская Е. П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. / Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. Изд-е 2-е, испр. и дополи. М.: Academia, 2009. - 299 с.
7. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие / М.Р. Битянова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 575 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- М.: Академия, 2008. - 244 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.: ПИП, 2014. - 652 с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2007. - 234 с.
11. Венгер, А.Л. Психологическое обследование дошкольников /А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. - М.: Академия, 2013. - 357 с.
12. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Перовского. - М.: Наука, 2012. - 288 с.
13. Возрастные особенности психического развития детей /Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 2014. - 280 с.
14. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации/ Н.П. Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2015. - 184 с.
15. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2014. - 288с.
16. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2./ А.В. Запорожец.- М.: Педагогика, 2013. - 684 с.
17. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное/ Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.
18. Коломинский, Я.Л. Социальная психология. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО ФУА информ, 2013. - 312с.
19. Кон, И.С. Социологическая психология/ И.С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. -560 с.
20. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание.- 2015. - №7. - С.41-44.
21. Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по психологии/А.Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ, 2014. - 502 с.
22. Люблинская, А.А. Детская психология. - М.: Инфра -М: Сфера, 2014. - 458 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 456 с.
24. Обухова, Д.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Д.Ф. Обухова. -М.: Тривола, 2014. - 360 с.
25. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушин.- М.: ИКЦ «МарТ», 2014. - 336с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 2011. - 705 с.
27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2014. - №5. - С.25-27.
28. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: «Академия», 2012. - 576 с.
29. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное/ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. - 569 с.
30. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип./ Г.А. Урунтаева.- М.: «Академия», 2001. - 336 с.
31. Усова, А.П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. —5-е изд., испр. — М. : Просвещение, 2010. — 175 с.
32. Ушинский, К.Д. . Собрание сочинений. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д.Ушинский.- М.: ИОСО РАО, 1995. - 598 с.
33. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» // Вестник об образовании. - №3-4. - 2013 г.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.
35. Чумичева, Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка/ Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 4. - С. 6-17.
36. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.; Воронеж, 2014. - 298 с.