Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Орнамент как археологический источник 7
2 Неолитический орнамент севера Западной Сибири: классификация и типология 17
3 Неолитический орнамент севера Западной Сибири: стиль и происхождение 25
3.1 Сравнительный анализ стилистики орнамента керамики севера Западной Сибири с
керамикой сопредельных территорий 25
3.2 Проблема происхождения орнамента севера Западной Сибири в свете
нейропсихологической теории 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 61
Феномен орнамента, известный еще с периода палеолита, сопровождает человечество на всех этапах его культуры. Научной средой признается его большая роль в изучении первобытной и традиционной культуры. На данный момент исследователями обоснована практическая возможность изучения орнамента в качестве археологического источника, который несет в себе больше смысла, чем просто украшение предметов. При этом проблема происхождения орнамента на керамической посуде остаётся дискуссионной.
Актуальность темы обуславливается рядом причин. Несмотря на то, что на территории севера Западной Сибири именно специфика керамических комплексов, в том числе и орнаментальные особенности, лежат в основе выделения культурных типов, научных работ, которые бы обобщали весь накопленный материал именно по орнаменту данной территории, практически нет. Можно говорить о том, что неолитический орнамент севера Западной Сибири как целостный объект изучен не был.
Более этого неолитическая керамика данного региона остаётся малоизученной: источниковая база нуждается в дополнении, существуют методологические расхождения в её систематизации, сохраняется проблема хронологии культур. В пределах севера Западной Сибири только начинают вводиться в научный оборот данные по керамике неолитического поселения Чэс-тый-яг, следовательно, есть потребность «вписать» орнаментальные особенности поселения в общую картину региона и уже исходя из новых данных анализировать общую специфику орнаментальных особенностей на данной территории.
Также в связи с появлением нейропсихологической гипотезы, которая на данный момент фигурирует в контексте происхождения наскального искусства, появляется интерес проанализировать применимость данной концепции относительно происхождения орнамента на керамической посуде в виду сходства энтоптических феноменов и универсальных мотивов орнамента. Возможно, новый взгляд на проблему позволит сделать новые выводы и приблизиться к её разрешению.
Степень изученности темы следует оценить исходя из опубликованных исследований археологического материала неолита на территории севера Западной Сибири. Краткий обзор культурных типов керамики и археологических культур на территории таёжной зоны Западной Сибири представлен в статье Л. Л. Косинской1. Там же она выделяет проблемы нехватки источниковой базы, незавершённости построения культурнохронологической шкалы региона и проблему культурогенеза северного неолита. Работа содержит краткую характеристику поселений, керамического материала и каменного инвентаря следующих типов и культур: чэстыйягский, амнинский, чилимкинский, сатыгинский, немнёлский, кошкинский типы, а также быстринская, каюковская и сумпаньинская культуры.
Самой изученной в регионе остаётся быстринская археологическая культура, которой посвящена отдельная обобщающая работа Л. Л. Косинской2. Автором приведена характеристика орнаментации керамики памятника Быстрый Кульёган-66 и других объектов в соответствии с тремя направлениями: морфологический и синтаксический анализ орнамента, технология орнаментации и семантика орнамента. Выделены основные орнаментальные мотивы керамики и частота их встречаемости на внешних стенках и днищах сосудов, приводится соотношение орнаментиров и способов орнаментации керамики, выделены основные способы построения композиций и соотношение орнаментальных сюжетов на керамике быстринской культуры.
Отдельная характеристика типов памятников неолита Сургутского Приобья приведена в работе Ю. П. Чемякина: история изучения памятников, характеристика поселений и жилищ, керамики и каменного инвентаря, а также информация о хронологии и культурной принадлежности памятников3. К раннему неолиту автор относит быстринский и каюковский типы памятников, к среднему - барсовогорский тип (стадия 1 - ранняя), к позднему - комплексы с «гребенчатой» керамикой, барсовогорский (стадия 2 - средняя) и большеларьякский типы. Также к памятникам каменного века периода энеолита данной территории автор относит барсовогорский (стадия 3 - поздняя) и ваховский типы
памятников, комплексы с «отсутспающей» керамикой, комплекс поселения Барсова гора II/9A и энеолитический погребальный комплекс.
Таким образом, отдельных обобщающих работ, посвященных характеристике орнаментации неолитической керамики севера Западной Сибири, на данный момент не проводилось. В приведенных выше исследованиях акцент ставится на различиях орнаментации разных типов керамики и соответственно доводах о наличии или отсутствии культурных связей в пределах таёжной зоны Западной Сибири. Нас же интересует общая стилистика орнамента севера Западной Сибири, то есть наличие универсальных орнаментальных мотивов и композиций, которые отличают данный регион от материала сопредельных территорий.
Для решения обозначенной нами проблемы была поставлена следующая цель: выявление стилистической специфики орнамента неолитической керамики севера Западной Сибири.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. уточнить понятийный аппарат для анализа орнаментальной системы неолитической керамики севера Западной Сибири и выделения её стилистических особенностей;
2. провести классификацию орнамента неолитической керамики севера Западной Сибири;
...
Резюмируя проведённое нами исследование, посвящённое стилистической специфике орнамента севера Западной Сибири эпохи неолита, можно выделить следующие моменты.
Анализ выделяемых на территории таежной зоны Западной Сибири культурных типов керамики фиксирует вывод об единовременном наличии однородности технических приёмов, орнаментальных композиций и мотивов вместе с некоторыми исключениями и локальным своеобразием. Касательно технических приёмов можно говорить о сосуществовании как прочерченной, так и гребенчатой керамики, использовании отступающей и отступающе-накольчатой техники, печатной, шагающей и протащенной гребёнки. При этом выделяются отдельные типы и комплексы, где доминирует прочерченная либо гребенчатая керамика, но в большинстве случаев эти две традиции вместе присутствуют в культурных типах керамики. При этом не удалось проследить каких-либо ярко выраженных тенденций изменения на техническом уровне орнаментирования керамики в пределах всей исследуемой территории в эпоху неолита.
Впервые проведённый нами в научной литературе структурный анализ орнамента керамической коллекции поселения Чэс-тый-яг 1986-1987 гг., а также привлеченных опубликованных исследований, посвящённых территории севера Западной Сибири, показал наличие как универсальных, так и индивидуальных орнаментальных мотивов эпохи неолита в данном регионе.
К универсальным мотивам относятся: прямая линия, волнистая линия, зигзаг, треугольные фигуры, ромбовидные фигуры. К индивидуальным орнаментальным мотивам (то есть характерным для одного или нескольких памятников)- заштрихованный треугольник, «древовидные» мотивы и «ёлочка».
Орнаментальные композиции были определены как наиболее неустойчивые и вариативные по сравнению с мотивами. Чаще всего орнаментом покрыта вся внешняя поверхность сосудов, но в керамике некоторых типов также орнаментированы днища или внутренняя поверхность. Можно отметить использование как горизонтальной, так и вертикальной зональности орнамента. Частым вариантом композиционного построения является поясок ямок-наколов в зоне венчика, реже - насечки по всему краю венчика.
Сравнительный анализ с орнаментальными системами сопредельных территорий позволил определить стилистическую специфику орнамента севера Западной Сибири. Преобладает прочерченная и отступающе-накольчатая техники, отмечается разнообразие в способах орнаментации гребенчатым штампом (протащенная, шагающая, печатная гребёнки). В орнаментации используются простые мотивы - прямая и волнистая линия, реже 41
• геометрические мотивы (зигзаг, треугольник и ромб). Характерна упрощённая орнаментальная композиция, которая выражается в использовании простого повтора и чередовании горизонтальных бордюров с редким включением вертикальных или наклонных разделительных зон. Также уделяется большое внимание верхней зоне керамических сосудов
• венчику - где распространена орнаментация ямками-наколами или наличие насечек по всему краю венчика.
На наш взгляд, орнамент на территории севера Западной Сибири, несмотря на наличие общих стилистических черт, отличается своим разнообразием и уникальностью характеристик отдельных культурных типов. Исходя из приведённого анализа, мы предполагаем, что говорить о наличии стиля орнамента возможно только применительно к совокупности таких культурных типов керамики как чэстыйягский, быстринский и чилимкинский. Данные типы объединены и отличаются большим количеством общих черт:
1. доминирует прочерченная техника орнаментирования и техника протаскивания с помощью палочки или лопаточки; 2. выделяется набор схожих мотивов: прямая и волнистая линия (доминирует), реже - зигзаг, треугольник (в том числе заштрихованный); 3. особенностями композиционного построения является ряд ямок-наколов в зоне венчика и их сочетание с горизонтальной волнистой линией, доминирование горизонтальной зональности, чёткое разделение на зоны. При этом у быстринских и чилимкинских сосудах встречается орнаментированное днище, у ладьевидных сосудов чэстыягского типа - орнаментирование внутренней поверхности. Остальные же памятники в пределах исследуемого региона достаточно индивидуальны, следовательно, об их стилистических особенностях говорить пока преждевременно.
Несмотря на то, что точка зрения о распространении культурных элементов с юга на север в процессе неолитизации Западной Сибири признаётся частью современного научного сообщества, остаётся важный вопрос о причинах органичного включения и адаптации заимствованных орнаментов в культуру местного населения. Мы предполагаем, что на этот вопрос способна ответить современная нейропсихологическая гипотеза, которая в настоящее время применялась только относительно проблемы происхождения наскального искусства.
Анализ стилистических особенностей орнамента севера Западной Сибири показывает сходство энтоптических феноменов с выделенными нами универсальными для региона орнаментальными мотивами. Распространение практик, позволяющих входить в состояние транса, на территории Западной Сибири находит своё подтверждение в этнографических свидетельствах и исследовательской литературе, наличии в регионе галлюциногенных грибов и свидетельств о сохранении архаичных практик достижения изменённого состояния сознания.
Мы не ставим себе задачу обосновать данную гипотезу, её предположение является попыткой обратить внимание на достижения современных исследований археологии в области наскального искусства, изображения которого включают в себя геометрические фигуры. На наш взгляд, выдвинутая рабочая гипотеза имеет свои перспективы дальнейшего изучения накопленного археологического материала периода неолита под углом нейропсихологической теории и энтоптических феноменов.
Таким образом, применение понятия стиля относительно выделенной группы культурных типов керамики кажется нам перспективным в изучении проблемы общей культурно-хронологической картины севера Западной Сибири. Рабочая гипотеза, выдвинутая в данной работе, нуждается в дальнейшей более детальной проверке с привлечением музейных и архивных материалов керамических коллекций таёжной зоны Западной Сибири.
обринский А. А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. - М.: Наука, 1978. - 272 с.
2. Бобров В. В. Тенденции развития орнамента и ритмы жизни (размышляя о первобытном искусстве...). // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. - № 1-3 (61). - С. 6-12.
3. Борзунов В. А. У истоков оборонного зодчества Севера Евразии: проблема неолитических укреплений Западной Сибири // ВААЭ, 2012. - № 4 (19). - С. 4-16.
4. Буткевич Л. М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Буткевич - М., 2008. - 267 с.
5. Васильев Е. А. Раскопки неолитического поселения Чэс-тый-яг на Приполярном Урале // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. - Томск; Ханты- Мансийск: Изд-во ТГУ, 2004. - Вып. 2. - С. 296-301.
6. Волкова Е. В. Об относительной устойчивости орнаментальных традиций в гончарстве (по материалам эпохи бронзы) // Краткие сообщения Института археологии, 2018. - Вып. 251. - С. 96-110.
7. Волкова Е.В. Орнаментальные традиции фатьяновских гончаров (опыт выделения субстратных и приспособительных традиций) // Древнее гончарство. Итоги и перспективы изучения. М., 2010. - С. 88-106
8. Гаджиева Е. А. Неолит бассейна р. Конды: Автореферат. дис. ... канд. ист. наук. [Электронный ресурс] / Е. А. Гаджиева. - Санкт-Петербург., 1993. - 15 с. - Электр. версия печатн. публ. - URL: https://www.dissercat.com/content/goncharnye-traditsii- nizovii-kondy-v-epokhu-neolita-rannei-bronzy (дата обращения: 29.06.2020).
9. Генинг В. Ф., Година Р. Д. Поселение Кокуй I // Вопросы археологии Урала, 1969. - Вып. 8. - С. 30-47.
10. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М. : Галарт, 1998. - 327 с.
11. Глушков И.Г. Керамика как исторический источник. - Новосибирск : Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 1996. - 328 с.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. - Т.2. - С. 691.
13. Зах В. А. О гребенчато-ямочной орнаментальной традиции и периодизации неолита Нижнего Пришимья // Вестник археологии и этнографии, 2017. - № 2 (37). - С. 5-14.
14. Зах В. А., Еньшин Д. Н. К вопросу о неолитизации в лесостепи Западной Сибири // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. - № 2 (62). Т. 6. - С. 3443.
15. Зах В. А. Орнаментальные традиции Западной Сибири // ВААЭ, 2006. - №6. - С. 4-11.
... всего 61 источников