Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эпистемическое доверие обучающихся к преподавателю-человеку и преподавателю-искусственному интеллекту (ИИ-оценщику)

Работа №183524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы131
Год сдачи2025
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы эпистемического доверия и его роль в
образовании 13
1.1 Определение доверия, его появление и развитие в исследованиях и
ключевые аспекты, понятие эпистемического доверия 13
1.2 Роль эпистемического доверия в обучении 31
1.3 Факторы, влияющие на формирование эпистемического доверия 35
1.4 Сравнение эпистемического доверия к преподавателю-человеку и
ИИ-оценщику 42
1.5 Искусственный интеллект как субъект (или инструмент) оценки в
образовательном процессе: психологические аспекты восприятия и доверия 47
1.6 Обзор методов исследования и оценки эпистемического доверия
искусственному интеллекту 52
Выводы по первой главе 54
2 Эмпирическое исследование эпистемического доверия у обучающихся
(студентов и слушателей программ дополнительного профессионального образования) к преподавателю-человеку и ИИ-оценщику 56
2.1 Организация и методы исследования 56
2.2 Анализ полученных результатов 59
Выводы по второй главе 89
Заключение 92
Список использованной литературы 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета-опросник доверия к ИИ-оценщику 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Описательные статистики для исследуемых показателей малой выборки 107
ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблицы сопряженности для выявления влияния генерализованного доверия на эпистемическое доверие обучающихся к ИИ-
оценщику 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Показатели взаимосвязей по корреляции Спирмена (в малой выборке N=26) 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Показатели взаимосвязей по корреляции Спирмена (в общей выборке N=158) 123


Стремительное развитие технологий, огромные информационные потоки, изменение организационных структур и отношений... Активно развивающийся современный мир, для которого характерно непрерывное расширение спектра доступной информации, возможностей коммуникации с другими людьми с помощью различных технологических достижений и повышение мультизадачности, меняясь, постоянно предлагает человеку новые условия и обстоятельства. Современное общество ставит перед личностью и организациями все более сложные задачи и вызовы, на которые необходимо оперативно реагировать, не теряя при этом в эффективности принимаемых решений и осуществляемых действий, а также быть гибким и адаптивным, проявлять высокую эрудированность.
Одной из ключевых особенностей современного мира, принявшего концепцию обучения в течение всей жизни («lifelong learning» - концепция непрерывного обучения чему-то новому и постоянного развития имеющихся навыков), становится новое требование к человеку, связанное с необходимостью находясь в обширном информационном поле, обладать способностью в нем ориентироваться, уметь находить, анализировать и систематизировать, и деятельно применять большие объемы информации, оперировать информационными потоками и проявлять «самостоятельность» в широком круге контекстов (в образовании, на работе, в семейной жизни и других). И активную вспомогательную функцию в этом процессе сейчас выполняет искусственный интеллект (ИИ).
Актуальность использования возможностей искусственного интеллекта, в частности, нейронных сетей, в образовательном процессе обусловлена их способностью развивать когнитивные навыки обучающихся, в том числе критическое мышление, креативность и рефлексивность. Нейронные сети способствуют поиску и обработке информации, формированию аналитических и синтетических навыков, что особенно важно в условиях динамического обновления информационного пространства. Исследования показывают, что когнитивная активность часто носит распределенный характер, то есть опирается на использование внешних ресурсов и устройств, а также привлечение других людей, в связи с чем важное значение приобретает развитие метакогнитивных знаний и стратегий, которые бы позволяли эффективно использовать не только собственные когнитивные возможности, но и те, что стали доступны благодаря культуре и технологиям [31].
Кроме того, возможности персонализации обучения, предоставляемые нейронными сетями, позволяют адаптировать задания к индивидуальному уровню обучающихся, повышая учебную мотивацию и эффективность учебного процесса, что способствует повышению академической честности и осознанию обучающимися степени своей ответственности в процессе обучения [10].
И, таким образом, становится очевидной все более актуальная задача системы образования: своевременно реагируя на вызовы нового времени, способствовать формированию адекватного современным реалиям человеческого капитала, включая те его составляющие, которые способствуют позитивной трансформации сложившихся институтов. В условиях огромных потоков информации, развития технологий и цифровизации образования важно исследовать условия, которые помогут сделать процесс цифровизации наиболее эффективно и качественно.
Новизна и уникальность складывающейся в настоящее время в образовательной сфере ситуации заключается в том, что впервые обучающийся сталкивается с преподавателем/оценщиком, не являющимся живым субъектом реального мира - человеком, что, безусловно, порождает специфические психологически реакции и требует изучения именно психологических механизмов доверия и недоверия.
Следует при этом помнить, что стоящая перед образовательной сферой высокая миссия формирования адекватного современным реалиям человеческого капитала обязывает при введении в образовательные практики инноваций действовать продуманно и планомерно: принимать меры для минимизации потенциальных рисков (как, например, снижение критического мышления при чрезмерном доверии ИИ, или, напротив, отторжение полезных технологий при необоснованном недоверии ИИ), и в то же время противодействовать проявлениям эпистемической несправедливости - когда отказ в эпистемическом доверии основан на существующих в обществе явных и неявных предрассудках идентичности - ведь она выступает в качестве серьезного препятствия для достижения как отдельно взятым человеком, так и обществом, эпистемических благ [32]. Эпистемическое доверие - это своеобразный «мост» между индивидуальным и коллективным знанием.
В таком контексте понимание факторов развития и выражения эпистемического доверия к преподавателям имеет важное значение для успешной реализации основных задач образования и в дальнейшем успешного функционирования как индивидов, так и организаций.
В связи с этим одним из приоритетных направлений для исследований и последующего практического применения становится процесс формирования и сохранения эпистемического доверия в сфере образования: выявление предпосылок формирования высокой степени доверия преподавателям, причин недостаточного доверия, а также нахождение эффективных методов решения вопросов формирования необходимой для успешной реализации поставленных образовательных задач степени доверия у обучающихся к таким пока непривычным формам преподавательской деятельности, как ее реализация субъектом, представляющим собой технологический продукт - ИИ.
Проблема настоящего исследования заключается в противоречии между растущим внедрением ИИ-оценщиков в образовательный процесс и недостаточной изученностью психологических факторов, определяющих эпистемическое доверие обучающихся к ним, особенно в сравнении с традиционным доверием к преподавателю-человеку.
Неясно, какие психологические механизмы лежат в основе этого доверия, каковы его детерминанты и как оно влияет на образовательные результаты. Но при этом необходимо постоянно поддерживать высокий уровень качества образования, для чего исследовать и своевременно находить эффективные методы решения проблематики доверия у обучающихся к новым субъектам и формам взаимодействия в образовательной деятельности.
Все вышеуказанное ставит перед современным образованием цель формирования новых структур образовательных программ и методов их преподавания, учитывающих как внутренние предпосылки формирования эпистемического доверия, так и внешние условия для появления доверительного отношения человека к преподавателю (даже если им является такой «субъект» как ИИ), являющихся основой желания и способности человека доверять в условиях неопределенности и новизны опыта, вовлекаться в обучение и интернализировать знания.
Научная новизна:
Впервые на российской выборке проводится комплексное сравнительное исследование психологических особенностей эпистемического доверия к преподавателю-человеку и ИИ-оценщику.
Будут выявлены специфические психологические предикторы эпистемического доверия к ИИ-оценщикам у различных категорий обучающихся.
Возможно, будет предложена модель факторов эпистемического доверия в условиях цифровизации образования.
Теоретическая значимость:
Расширение научных представлений о феномене эпистемического доверия в контексте взаимодействия "человек-ИИ" в образовательной среде.
Уточнение психологического содержания и структуры эпистемического доверия применительно к ИИ как источнику знаний и оценки.
Вклад в психологию образования и психологию искусственного интеллекта через анализ нового типа субъект-субъектных (или субъект- объектных) отношений.
Практическая значимость:
Разработка научно обоснованных рекомендаций для преподавателей, разработчиков образовательных платформ и ИИ-систем, способствующих повышению эпистемического доверия обучающихся и эффективности образовательного процесса.
Результаты могут быть использованы при проектировании интерфейсов ИИ-оценщиков для повышения их "дружелюбности" и прозрачности.
Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в методиках профессиональных образовательных программ для стимулирования появления, развития эпистемического доверия и поддержания его у обучающихся на оптимальном уровне по отношению к новым технологиям обучения, все большее применение которых неизбежно (ввиду таких реалий как необходимость обработки больших информационных потоков, высокая загруженность преподавателей, рост потребностей в дистанционных образовательных технологиях, позволяющих реализовывать образовательные программы большому количеству обучающихся, находящихся в разных часовых поясах, и иных факторов).
А также - в отдаленной перспективе - результаты могут найти применение и для развития вовлеченности и проактивности как у обучающихся (т.е. в сфере обучения), так впоследствии и у кадрового состава организаций (при дальнейшей реализации ими профессиональной деятельности и постоянном регулярном повышении квалификации), что в общей совокупности способствует достижению высоких результатов в реализации таких основных задач образования как освоение обучающимися новых знаний и навыков и эффективное их применение.
Следует отдельно отметить также возможность применения результатов для создания качественного диагностического инструментария для оценки уровня эпистемического доверия к ИИ в образовании.
Кроме того, данные результатов исследования могут стать основой тренинговых программ для обучающихся по развитию навыков критического мышления при взаимодействии с ИИ.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, актуальность исследования эпистемического доверия у обучающихся к преподавателю ИИ-оценщику очевидна и обусловлена целым рядом всех вышеуказанных взаимовлияющих условий.
При этом следует отметить, что научная разработка темы находится на стадии активного исследования.
Объектом настоящего исследования является эпистемическое доверие обучающихся как феномен, а предметом - сравнительные характеристики эпистемического доверия обучающихся к преподавателю-человеку и преподавателю-искусственному интеллекту (ИИ-оценщику) в
образовательном процессе.
Цель данного исследования - выявить и провести сравнительный анализ характеристик эпистемического доверия обучающихся к преподавателю- человеку и преподавателю-искусственному интеллекту (ИИ-оценщику).
Основные задачи работы включают исследование роли эпистемического доверия в образовательной среде, сравнение достоинств и недостатков взаимодействия обучающихся с преподавателями-людьми и ИИ- оценщиками, а также оценку перспектив использования ИИ-оценщиков в образовательных учреждениях. Это позволит выявить ключевые факторы, влияющие на формирование доверия обучающихся к различным оценивающим субъектам, и определить, как технологии могут быть эффективно интегрированы в образовательный процесс для повышения качества обучения лиц, получающих основное (далее по тексту - ОПО) или дополнительное профессиональное образование (далее по тексту - ДПО).
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению доверия и эпистемического доверия, его структуры и функций.
2. Определить на основе аналитического обзора литературы потенциальные психологические факторы, влияющие на формирование эпистемического доверия к преподавателю-человеку и ИИ-оценщику.
3. Разработать программу и адаптировать методический инструментарий для эмпирического исследования эпистемического доверия и связанных с ним факторов.
4. Эмпирически исследовать и сравнить уровни и структуру эпистемического доверия обучающихся к преподавателю-человеку и ИИ- оценщику.
5. Выявить психологические предикторы (например, личностные особенности, предыдущий опыт, воспринимаемые характеристики ИИ) эпистемического доверия к различным типам «преподавателей».
6. Разработать рекомендации по формированию и поддержанию эпистемического доверия обучающихся в условиях интеграции ИИ в образование (при наличии положительных результатов исследования).
Общая гипотеза исследования: 

преподавателю-человеку отличаются от характеристик эпистемического доверия преподавателю-искусственному интеллекту (ИИ-оценщику).
Частные гипотезы:
• 1. Эпистемическое доверие к преподавателю-человеку более выражено, чем к ИИ-оценщику.
• 2. Характер эпистемического доверия обучающихся к преподавателю- человеку отличается личностной ориентацией (эмпатия, коммуникативные навыки), в то время как к ИИ-оценщику носит более функциональный характер (воспринимаемая объективность, надежность и прозрачность его работы).
• 3. Обучающиеся, имеющие опыт взаимодействия с ИИ-ресурсами, склонны больше доверять ИИ-оценщику, чем обучающиеся не имеющие такого опыта.
• 4. У обучающихся с высоким уровнем генерализованного доверия эпистемическое доверие к ИИ-оценщику выше, чем у обучающихся с низким уровнем генерализованного доверия.
Методы исследования в данной работе:
1) анализ научной литературы;
2) контент-анализ (по вопросам и блокам);
3) методы математической статистики: описательная статистика; корреляционный анализ по критерию Спирмена, критерий хи-квадрат.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим основам, подходам, предпосылкам и факторам эпистемического доверия. В ней рассматривается роль эпистемического доверия в образовании. Важно понимать, что доверие к источнику знаний напрямую влияет на восприятие и усвоение информации. Преподаватели, обладая опытом и знаниями, могут вызывать у студентов доверие, что способствует более глубокому пониманию материала и лучшим результатам в обучении. Однако в условиях цифровизации и появления ИИ-оценщиков, вопрос о том, насколько студенты могут доверять машинам, становится актуальным. Какова природа этого доверия? Как оно формируется? И какие факторы влияют на его уровень? Эти вопросы требуют тщательного анализа, чтобы понять, как эпистемическое доверие может быть полезно для оптимизации образовательного процесса.
Вторая глава знакомит с исследованием характеристик проявления эпистемического доверия в сфере образования (обучающимися к преподавателю-человеку и преподавателю-искусственному интеллекту (ИИ- оценщику) и представляет практические рекомендации.
Заключение подводит итоги теоретического и практического исследования и формулирует выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования были теоретически и практически исследованы понятие, содержание и роль эпистемического доверия в образовании.
Учитывая новизну исследуемого вопроса и понятия (которое ранее рассматривалось в основном в философии и социологии), наблюдается дефицит научной психологической литературы в данной области. Однако, учитывая активный интерес к нему и за рубежом и в России, полагаем, в ближайшее время этот пробел будет активно заполняться. Тем большую ценность может представлять настоящее исследование для всех интересующихся данной темой.
В итоге следует отметить, что цель и основные поставленные задачи исследования были достигнуты:
Были определена роль эпистемического доверия в образовании, проведено сравнение достоинств и недостатков взаимодействия обучающихся с преподавателями-людьми и ИИ-оценщиками, выявлены основные характеристики эпистемического доверия к ним, и в итоге выявлены ключевые факторы, влияющие на формирование эпистемического доверия к ИИ-оценщикам (объективность, надежность, прозрачность работы), а также дополнительные особенности, проявившие интерес у обучающихся (персонализация, геймификация дизайна ИИ-оценщика), потенциально способные улучшить уровень доверия технологиям в образовательных отношениях.
Выводы по результатам эмпирического исследования подтвердили взаимосвязь с основными представлениями научных подходов, представленных в теоретической части исследования:
Эпистемическое доверие в привычном понимании (к знакомому объекту - представителю человеческого рода) является многоаспектным понятием и определяется совокупностью личностных, когнитивных, эмоциональных и социальных, контекстных факторов. Объекту же непривычному, не являющемуся представителем реального живого мира - искусственному - эмоциональные факторы не присущи. Преобладающее значение в вопросах эпистемического доверия имеют функциональные стороны ИИ-оценщика.
Таким образом, исследование темы позволило сделать важные выводы о том, что доверие к ИИ-оценщику формируется иначе, чем к человеку, и зависит от качества самого ИИ-продукта, а не только от общей доверчивости.
Выявленные преобладающие характеристики эпистемического доверия ИИ-оценщику и тот факт, что уровень генерализованного доверия не взаимосвязан с проявлением эпистемического доверия (ИИ-оценщик его должен еще «заслужить» и оправдать) в то же время подтвердили положения научного подхода концепции Л. Загзебски об эпистемическом авторитете, и антиредуктивного подхода: мы можем доверять тому свидетельству, которого не наблюдаем лично, однако, оставляя за собой право эпистемической автономии (не обладая знаниями и признавая собственную уязвимость, проявить свое доверие знаниям эксперта), мы вправе отозвать свое доверие, если объект доверия проявляет себя таким образом, что это доверие не оправдывает.
Подтвердились положения научной концепции Р.Жирара о миметическом желании подражания авторитету. Искусственный интеллект не обладает способностью вызывать такое желание, однако, полагаем, ввиду человеческой потребности в необходимости данного компонента, как в том числе и эмоционального, в структуре доверия, и проявилось позитивное отношение обучающихся к применению персон и тона (приемов «очеловечивания») в дизайне ИИ-оценщика.
Учитывая динамичную природу эпистемического доверия, выявленные в настоящем исследовании особенности подлежат дальнейшему комплексному и всестороннему изучению, наблюдению и системному развитию. Целесообразно продолжать попытки исследовать, является ли наличие у обучающихся опыта взаимодействия с другими ИИ-инструментами влияющим на эпистемическое доверие. И с помощью применения каких инструментов в методиках образовательных практик это доверие можно сформировать (если опыта не было) или изменить (если опыт был отрицательный. В таком случае важно еще выяснять, с какими именно инструментами было взаимодействие).
Кроме того, необходимо не только укреплять факторы, способствующие эпистемическому доверию у обучающихся, но и для адекватного понимания процесса, активного развития и предоставления качественной обратной связи, а также нивелирования возможных негативных рисков (как необоснованное чрезмерное доверие ИИ-технологиям, возникновение когнитивной диссоциации) создавать обучающие и тренинговые программы, способствующие усилению навыков критического мышления при взаимодействии с ИИ, а также улучшающие проявления креативности, рефлексивности и метакогнитивных навыков.
Следует подчеркнуть важность привлечения к работе над проблематикой формирования, динамики и улучшения эпистемического доверия к ИИ- оценщикам специалистов различных сфер, обладающих специальными компетенциями: преподавателей, разработчиков образовательных платформ и ИИ-систем, психологов - для комплексного решения вопросов обеспечения прозрачности, объективности, ясности, качественности принципов работы ИИ, улучшения алгоритмов работы, распознавания креативности, а также поиска способов придания ему свойств человечности и эмоциональности.
При этом стоит помнить, что искусственный интеллект - эффективный инструмент и выполняет не главную роль, а активную вспомогательную функцию в образовательную процессе, главными субъектами которого являются обучающийся и преподаватель - люди.



1. Абульханова-Славская К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 38-47.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во ин-та практ. Психологии.- Воронеж. - НПО МОДЭК.- 1996.
3. Асмолов А.Г. Аннотация «Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности» // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 20-28.
4. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. - М.: Мир книги, 1990. - 414 с.
5. Богомаз С. А. Влияние смысложизненных ориентаций человека на его толерантность и доверие к другим людям / С. А. Богомаз, О. В, Макаренко, Е. П. Бельц // Значение прикладной психологии в новейшей истории России : материалы Всероссийской интернет-конференции. - Ставрополь. - 2005. - С. 86-91.
6. Бойцова О. Ю. ОБОСНОВАНИЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО
АВТОРИТЕТА: ПОТЕНЦИАЛ ЛИБЕРАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
РЕСПОНСИБИЛИЗМА / О. Ю. Бойцова, С. А. Хмелевская // Философия. Журнал высшей школы экономики. - 2022. - Т. 6. - №. 3. - С. 157-180. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obosnovanie-epistemicheskogo-avtoriteta-
potentsial-liberalnoy-modeli-responsibilizma (дата обращения: 08.05.2025).
7. Буари Ф.А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия / Ф.А. Буари. - М.: ИНФРА М., 2001. - 340 с.
8. Веселов Ю.В. Проблема доверия в экономической науке и экономической социологии // Экономика и социология доверия / Под ред. Ю.В. Веселова. - Монография. - СПб.: Социол. об-во им. М.М. Ковалевского,
2004. - 192 с.
9. Володенков С. В. Риски применения алгоритмов искусственного
интеллекта в социально-политической сфере: обзор современных научных работ / С. В. Володенков, С. Н. Федорченко // Дискурс-Пи. - 2024. - Т. 21. - №. 2. - С. 24-48. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/riski-primeneniya-
algoritmov-iskusstvennogo-intellekta-v-sotsialno-politicheskoy-sfere-obzor- sovremennyh-nauchnyh-rabot (дата обращения: 06.06.2025).
10. Гаркуша Н.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития активности студентов / Н.С. Гаркуша, Ю.С. Городова // Теоретические и прикладные исследования. - 2023. - Т.11 № 1- С. 6-23.
11. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация./ Д. Геберт, Л. Розенштиль. - Хабаровск. - Изд-во Гуманитарный Центр. - 2006. - 624 с.
12. Геррес А. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек.- 1997. - № 12. - С.25.
13. Гершунин С. А. Эпистемология образования: структура и цели // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2025. - №. 1. - С. 72-88. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/epistemologiya- obrazovaniya-struktura-i-tseli (дата обращения: 08.05.2025).
14. Голубинская А. В. и др. ЭПИСТЕМИЧЕСКОЕ ДОВЕРИЕ КАК
ФАКТОР ОПТИМАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОНЛАЙН- ОБРАЗОВАНИИ // Стратегии и тактики в различных регистрах общения (на материале современных индоевропейских языков). - 2022. - С. 70-73. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49324019_33644997.pdf#page=70 (дата
обращения: 08.05.2025).
15. Дорофеев В.А. Доверие в системе «учитель-ученик» при разных стилях педагогического руководства: дис. ... канд. психол. наук / В.А. Дорофеев. - Ростов н/Д, 1999. - 148 с...47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ