Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Социально-политические процессы в России в 1991-2004 гг 14
1.1 Социально-политические процессы в России в 1990-е гг 14
1.2 Социально-политические процессы в России в первый президентский срок
В.В. Путина (2000-2004 гг.) 22
Глава 2. Сатирическая программа «Куклы» 32
2.1 Появление независимого телевидения в России 32
2.2 Особенности, формы и содержание эпизодов сатирической программы
«Куклы» 44
2.3 Реакция властей и общественности на сатирическую программу «Куклы»
и её последствия 52
2.4 Историческая значимость сатирической программы «Куклы» 61
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 69
Актуальность исследования. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в политической жизни российского общества произошло и до сих пор происходит много изменений и преобразований. Они настолько разные по своей скорости, продолжительности, глубине, сущности, значимости и последствиям, что вызывают достаточно острые научные дискуссии.
В результате общественно-политического кризиса, вызванным распадом СССР в декабре 1991 года, перед новым руководством страны, политической элитой, партиями и движениями и россиянами в целом, стояла задача построить новые механизмы государственного управления. Российское общество было заинтересовано в строительстве демократического и сильного государства, однако необходимо было определиться с наиболее эффективными механизмами перехода от социально-ориентированной к рыночной экономике, от авторитарного - к демократическому политическому режиму, создать качественно новые правовые основы российской государственности.
Процессы политической трансформации в России, как и в других странах постсоветского пространства, сопровождались экономическими, политическими и социальными кризисами и народными волнениями. Учитывая перманентные социально-политические конфликты, а также рост криминала, олигархизацию, военные конфликты, транзитные процессы не нашли народной поддержки, все чаще деятельность правительства подвергалась критике.
В условиях политических трансформаций именно СМИ развивают политическое коммуникативное пространство, в рамках которого спорные вопросы между властью и обществом решаются путем дискуссии или диалога, что дает возможность реализовать политическое и гражданское участие населения. Учитывая демократические процессы в стране, отсутствие цензуры, на рубеже ХХ-XXI вв. российские СМИ все глубже стали проникать в социально-политическую сферу страны, тем самым став одним из важных 3
инструментов отражения и конструирования политической реальности. Одним из таких инструментов стал политический юмор, который именно с 90¬х гг. прошлого века стал набирать популярности у российской аудитории.
На этапах резкого обострения социального недовольства, напряжения в обществе юмор способен изменять свою изначальную форму, содержание и выполняемые задачи. Вместо того, чтобы сублимировать копящуюся в народе агрессию, он транслирует её вовне, становясь сатирой, высмеиванием и обличением либо пороков общества, либо ошибок властей, либо действий иностранных врагов и конкурентов. Периоды политической нестабильности обычно активируют юмористическую деятельность, ввиду усиления желания одновременно и решить проблему, и отгородиться от неё, и высмеять её, сделав её мысленно менее значимой и серьёзной. В условиях стабильной аполитической жизни граждан страны общество не сталкивается с тяжёлыми проблемами и, соответственно, не имеет запроса на их решение. Поэтому в подобных условиях политическая сатира не может возникнуть и получить общественное одобрение. В иных условиях политическая сатира может стать рефлексным ответом людей, которых не устраивает состояние общества. Ответная реакция на удачную шутку - смех, мощная защитная функция по снятию напряжения, ответ на «страх запрета».
В ходе демократических преобразований на российском телевидении появилось множество различных телепередач, так или иначе освещавших политические события, происходящие в стране. «Куклы» - это знаменитая в середине 1990-х гг. еженедельная сатирическая передача, в которой высмеивались все участники политических событий России. Телепередача стала своеобразным символом независимого телевидения. «Куклы» стали значимым явлением в истории российского телевидения и культуры. Они вносили свой вклад в формирование общественного мнения и предоставляли альтернативный взгляд на происходящие события, что способствовало развитию критического мышления у зрителей.
В связи с вышесказанным, актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения сатирической программы «Куклы», наглядно отражающей социально-политические события 1990-2000-х годов в России. Анализ данной телепередачи позволит глубже понять социально¬политический контекст того времени и осознать значение свободы слова и независимого телевидения для развития общества и культуры.
Объект исследования - сатирическая программа «Куклы»
Предмет исследования - способы, которыми сатирическая программа "Куклы" отражала и реагировала на социально-политические события в России в 1990-2000-е гг.
Цель исследования - проанализировать способы, которыми сатирическая программа «Куклы» отражала социально-политические события 1990-2000-х гг. в России.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности социально-политических процессов периода 1990-2000-х гг. в России.
2. Изучить условия и процесс появления независимого телевидения в России в 1990-е гг.
3. Проследить историю создания и появления сатирической программы «Куклы» на российском телевидении.
4. Выявить особенности сатирической программы «Куклы» и сравнить её с другими сатирическими программами.
5. Охарактеризовать формы и содержание эпизодов программы как реакции на социально-политические события в России 1990-2000-х гг.
6. Проанализировать реакцию властей и общественности на сатирическую программу «Куклы» в период 1990-2000-х гг. и ее последствия.
Историография изучения проблемы. Чтобы охарактеризовать
социально-политический феномен сатирической передачи «Куклы» необходимо обратиться к истории изучения как собственно социально-политических процессов периода 90-х гг. ХХ века, которые происходили в России, так и особенностей развития телевидения в указанный период, особенно его политического направления.
Изучению социально-политического развития России посвящено большое количество научных исследований, как монографий, диссертаций, так и научных статей.
В середине 2000-х исследователи в своих работах делали попытки переосмыслить, как социально-политические события, происходившие в России в 90-х, так и процессы трансформации, продолжавшиеся уже в начале нового века. Для исследования основой послужили работы А.Н. Марковой , М. Липмана .
Среди работ последних лет следует отметить работы Н. А. Омельченко , в которой исследователь раскрывает основные тенденции развития государственного и муниципального управления в России, делает анализ политико-административного управления в России, и А. В. Кирина, в которой исследователь дает авторскую оценку руководителей и высших должностных лиц российского государства во время осуществления государственных реформ в период от Петра I до действующего Президента России Владимира Путина и др.
Относительно темы политического юмора и сатиры в отечественной науке начало разрабатываться сравнительно недавно. Во второй половине 1990-х в научный оборот его в своих политико-социологических исследованиях вводит А. В. Дмитриев . В своих работах он рассмотрел социально-политические функции юмора и смеха; основные направления политического юмора и его историю; его основные объекты и субъекты, приемы.
Исследователь В.В. Разуваев в своей работе «Политический смех в современной России» проанализировал природу политического смеха, его функции в современном обществе, генезис в российской истории, значение анекдотов в российской политической культуре .
Работа «Смех. Социо-философский анализ», написанная в 2005 году в соавторстве с А.А. Сычевым, представляет собой многоплановое исследование феномена комического в политике .
Существенная часть работ современного историка анекдота М. А. Мельниченко посвящена осмыслению политического юмора, в том числе причинам политизации сферы комического в СССР и России. Раскрываются и методологические проблемы фиксации юмористических проявлений.
Работы об общественной выразительности юмора В. Я. Проппа , Е. А. Копылковой , А. А. Иванюшкина , опубликованные в начале 2000-х стали важным подспорьем для понимания культурно-исторической специфики российского политического юмора.
Из современных российских исследователей комического, сыгравших важную роль для данного исследования, отметим А.А. Ландерову , А.В. Антонову .
Относительно проблемы политического юмора в российском медиадискурсе, в том числе и в телевизионном сегменте, следует отметить, что уже в начале XXI вв.как научные исследователи, так и работники СМИ, делали попытки осмысления политического юмора с точки зрения отражения в нем социально-политической действительности. В частности, в 2004 году была опубликована работа В. А. Шендеровича «Здесь было НТВ», ТВ-6, ТВС и другие истории», в которой был сделан анализ взаимовлияния политического юмора и сложившейся обстановки в России на рубеже XX-XXI вв. и то, как это отображалось в медиа . В 2009 году была опубликована работа, в которой исследователь переосмыслил роль политической сатиры в развитии российского телевидения в 90-е гг. ХХ века.
Среди работ последних годов следует отметить исследования Н.Г. Бойковой , Я.В. Брусиловской , Д.А. Будко , Д.О. Юмашева .
В качестве понимания социально-политических процессов, которые происходили в России, за основу была взята сатирическая программа «Куклы». Отметим, что использование СМИ как исторического источника довольно востребованный способ осуществления научных исследований. Исторический источник - объективированный результат творческой деятельности человека, который применяется с целью изучения понимания и оценки (с субъективной точки зрения источника, то есть СМИ) общественно¬значимых явлений. К таким историческим источникам относятся и телевизионные передачи. Характеристики телевизионных программ дают возможность определить миссию вещателя и свойства контента, определяемого существующей на тот момент социально-политической ситуации в стране. Программы формируют восприятие социальных и политических проблем через систему ценностей и культурных норм, которые укоренены в конкретном сообществе. В частности, это анализ развития телевидения, отдельных программ, как исторических источников был использован в работах С.А. Муратова , Л. Г. Толчинского , А. Хасанова , А. П. Чудинова .
В начале 90-х стали появляться научные исследования, посвященные киноиндустрии, в том числе мультфильмам, а также играм и их анализу с точки зрения политической науки. Популярная культура, как продукт творчества человека, как и СМИ является отображением политического сознания, восприятия общества. С этой позиции изучались сериалы, кино, телевизионные шоу, мультфильмы и литературные произведения, и их взаимосвязь с различными проявлениями политического сознания. В частности, анализ проявлений политического юмора в различных творческих направлениях. Отметим работу А. А. Ландеровой, которая в своем исследовании «Современная сатира как элемент российской политической культуры», передачу «Куклы» отнесла к одному из направлений политической сатиры, выражавшейся в формате ток-шоу . В трудах П. В. Гуленко , Н. А. Захарченко и Е. В. Шевченко изучаются ток-шоу, в том числе и политические, как «свидетельства» тех или иных преобразований российского общества, то есть телевизионные программы стали историческим источником для их научных исследований.
Сатирические ТВ-шоу, в том числе и программа «Куклы» послужили одним из исторических источников для работы С.С. Мельникова «Политический юмор как форма рефлексии в российском обществе» (на примере карикатур XX—XXI вв.) . Также Ю.И. Долгова для анализа развития телевизионной сатирической публицистики использовала выпуски передачи «Куклы».
Однако, следует отметить, что в современной научной практике отсутствуют работы, в которых бы сатирические программы, особенно на примере ТВ-шоу «Куклы» были бы использованы в качестве основного исторического источника и в целом работ, посвященных именно данной телепередаче недостаточно.
Итак, в начале XXI века научных исследований, в которых бы затрагивался вопрос феномена политического юмора, особенно в российском информационном и медиа пространстве стало выходить больше, однако и по сегодняшний данная тема является недостаточно изученной.
Соответственно, эта работа попытка обобщить и дополнить существующие в отечественной политической науке исследования по проблеме развития политического юмора в России, отражающего социально¬политические события1990-2000-х гг. в России, на примере телепрограммы «Куклы».
Источниковая база: в соответствии с поставленной целью был определен круг привлеченных источников, который, включает в себя непосредственно выпуски сатирической телепередачи «Куклы». В частности, автором были просмотрены и проанализированы следующие выпуски: «В Чечню, в Чечню» , «Декабристы», «Из жизни рабочих» , «Кто вы мистер Путин» , «Особенности национальной арифметики» , «С новым счастьем» , «Встреча большой семерки» , «Ванька» , «Крошка Цахес» , «Ленинским путем» , «Учиться» , «Джентльмены удачи» , «Либерализация Ы» , «Реформа. Правда об армии» и др.
Методы исследования.
- историко-сравнительный метод использовался при изучении социально-политического развития России в 90-е гг. ХХ века и начале XXI вв. в целях выявления его внутренних и внешних закономерностей;
- историко-генетический метод применялся с целью изучения генезиса и развития российского телевидения, в частности, сатирической программы "Куклы";
- историко-типологический метод использовался для выявления и анализа закономерностей развития СМИ в изучаемый период в России.
Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые проводится столь подробный анализ особенностей телепрограммы «Куклы» в контексте её общественно-политического значения.
Научная значимость работы состоит в том, что её выводы и положения могут быть применены в дальнейшем изучении особенностей российского политико-сатирического телевещания. Практическая значимость состоит в возможности применения выводов, сделанных в данной работе, при запуске каких-либо сатирических проектов на отечественном телевидении.
Структура работы, обусловлена поставленными целями и задачи, и состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов и выводов по главе, общих выводов и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи.
В первой главе студент анализирует социально-политические процессы в России в период 1990-х - начала 2000-х годов, включая эпоху либерализации и перехода к рыночной экономике, а также первый срок президентства В.В. Путина.
Вторая глава - основная, она посвящена исследованию сатирической программы "Куклы" на российском телевидении. Рассматривается история ее создания, особенности контента, реакция властей и общественности на программу, и ее историческая значимость.
В заключении приводятся основные итоги, проведенного исследования.
По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Специфика социально-политических процессов в России в 1990-2000-х гг. напрямую связана с трансформационным периодом и процессами транзита от авторитарной советской системы управления к демократичности. Однако, этот процесс был усложнен серией экономических, политических и социальных кризисов. Ситуация в стране в первые годы постсоветской России была нестабильной, существовали центробежные тенденции, обострялся конфликт между законодательной и исполнительской ветвями власти. Пик конфликта - конституционный кризис 1993 г., который завершился принятие новой Конституции, установлением президентской власти и федеративного устройства.
Еще один важный аспект развития России в 1990-е - экономический. Был объявлен курс на либерализацию, что обусловило с одной стороны появление такого феномена, как олигархи, а с другой стороны - катастрофическое обнищание россиян. На этот же период приходится разгул криминала и начало войны в Чечне.
С приходом в 2000 году к власти нового президента Владимира Путина начался новый этап трансформационных процессов в социально-политической сфере. Для нового периода с одной стороны характерны стабилизация общественных процессов, улучшение экономической ситуации и в целом рост благосостояния россиян, а с другой стороны - централизация власти, установление так называемой «управляемой демократии» с авторитарными методами управления, а также усиления контроля СМИ.
Характерно, что именно на 1990-е в период всеобщей гласности, но отсутствия какой-либо стабильности, пришелся расцвет политической тележурналистики.
В 1990-е российское телевидение переживало сильные перемены: демократизация, свобода слова, отсутствие четкого контроля СМИ со стороны 64
государства привели к тому, что появлялось множество разнообразных телепередач политического, развлекательного и др. характера.
Первым сатирическим шоу в России стал тележурнал «Фитиль», получивший огромную популярность. В это же время большую популярность обрел сатирический телепроект «Куклы», после закрытия которого сатира почти исчезла с российских телеэкранов. Определённое оживление в этой сфере имело место 2010-е благодаря телепроектам «Мультличности», «Салтыков-Щедрин шоу», «Международная пилорама». Учитывая, что современный потребитель отдаёт наибольшее предпочтение развлекательному контенту, потребность граждан в канале коммуникации для обратной связи, их оценки деятельности государственных органов по- прежнему остаётся востребованной.
Телепроект «Куклы» стал самой известной российской политико-сатирической передачей России, выходившей в 1994-2002 гг. Это были годы правления Бориса Николаевича Ельцина и Владимира Владимировича Путина. К основным событиям в период правления Ельцина относятся Первая Чеченская война, приватизация и экономический кризис. Эти события негативно повлияли на развитие государства. В 2000 году президентом Российской Федерации становится В.В. Путин, с его приходом в стране изменилось многое. Была стабилизирована экономика, политическая ситуация в стране, осуществлен ряд политических реформ, одна из которых заключалась в реорганизации государственных и муниципальных органов управления.
Высмеивание ведущих российских политиков и самого президента Б. Ельцина выглядело весьма смелым явлением даже для 1990-х, и аудитории пришёлся по душе проект. Власти также в целом благосклонно относились к «Куклам», не желая портить отношения с «четвёртой властью».
Создатели телепроекта «Куклы» вдохновились французской
телепрограммой цикла «Les Guignols de l'info», у авторов которой была
куплена лицензия на производство резиновых ростовых фигур, которые
65
использовались в российском аналоге. Телепрограмма «Куклы» стала первой телепередачей в формате кукольного представления в жанре политической сатиры на телеканале «НТВ». Главные герои представляли собой марионеток, карикатурно изображающих политическую элиту страны. Эта телепередача была ориентирована на просвещённых зрителей или хотя бы на тех, кто имел хоть какое-то представление о культуре и литературе. Каждый выпуск был основан на каком-то классическом литературном произведении или на классическом фильме, длились они примерно по 10 - 13 минут, некоторые новогодние серии длились около 30 минут. Всего было выпущено 363 выпуска.
Судьба «Кукол» была во многом предрешена в 2000 году, после выхода скандального оскорбительного выпуска, посвящённого В. Путину. Создатели шоу под давлением владельца НТВ В. Гусинского выступили против кандидата в президенты, которого поддержала большая часть россиян.
События, связанные с переходом телеканала под государственный контроль сам В. В. Путин, в лице действующей власти, называл просто - «спором хозяйствующих субъектов». В результате него телеканал НТВ покинули многие сотрудники, в их числе Виктор Шендерович. С уходом Виктора Шендеровича с телеканала и с приходом нового руководства, программа «Куклы» фактически поменяла свой формат и уже не носила такой острый характер, она попросту перестала быть актуальной, вследствие чего была закрыта в 2002 году. С ее закрытием в массовой российской культуре фактически перестал существовать и жанр политической сатиры.
Отметим, что в период расцвета программы, некоторые политики, позднее и сторонники В.В. Путина выступали с острой критикой в адрес телепрограммы «Куклы». Однако обычные российские зрители воспринимали программу с восторгом. Долгое время она была одной из самых популярных телепередач на российском телевидении. В 1996 году «Куклы» стали победителем ТЭФИ-96 в номинации «Телевизионное событие года».
Следует отметить, что телепрограмма «Куклы» появилась и существовала в период, который был, пожалуй, одним из самых важных не только для будущего России, но и для будущего всего мира. По сути, это десятилетие было временем свободы СМИ и телевидения. В целом влияние «Кукол» на общество можно оценить как позитивное, однако невозможность удержаться от откровенных оскорблений в адрес новой власти стала тем фактором, который в итоге привёл к завершению проекта.
Итак, цель, поставленная в начале работы, была достигнута. В ходе исследования нами были проанализированы способы отражения социально¬политических событий 1990-2000-х гг. в сатирической программе «Куклы». Назовем основные из них:
• Наличие злободневного конфликта и острая сатира, как главный инструмент освещения этих конфликтов.
• Использование литературных произведений и фильмов, как способ развития сюжетной линии, но главная идея - это текущий факт или событие в российской действительности.
• Пародирование политических деятелей того времени с помощью кукольных персонажей;
• Политические и иные важные актуальные события, и ситуации прямо не отображались в передаче, однако сюжеты строились на отсылках к этим событиям (например, сюжеты, посвященные теме Чеченской войны), т.е. абсолютно реальные политические персонажи находились в вымышленной ситуации.
• Всестороннее высмеивание не только официальной власти, но и оппозиции. В рамках сатирической телепередачи власть и оппозиция выглядели равными по отношению к зрителям, к российскому народу.
Анализ выпусков «Куклы» показал, что сатирическая передача была нацелена не столько на высмеивание правящей власти, сколько на освещение их недостатков и призывала зрителей к здоровой борьбе за свои права и против вседозволенности политических элит.