СОЦИАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА НА СТРАНИЦАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ (ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ В ГАЗЕТЕ «МАРИИНСКИЙ КУРЬЕР»)
|
Введение 3
Глава 1. Социальная тематика на страницах региональной прессы 7
1.1. Социальная тематика и ее особенности 7
1.2. Региональная печать и ее место в системе СМИ России 15
1.3. История региональной газеты «Мариинский курьер» 22
1.4. Специфика социальной жизни и быта города Мариинска и
Мариинского района 27
1.5. Типологическая характеристика и тематический анализ газеты
«Мариинский курьер 31
Глава 2. Анализ авторских материалов в газете «Мариинский курьер» по социальной тематике 41
2.1. Тема социальной безопасности на примере материала «Очередной
фейк» 41
2.2. Тема социального обеспечения на примере материала «Материальная помощь к выпускному балу» 45
2.3. Тема культуры, литературы, искусства на примере материалов:
«Праздники улицы Кайгородова», «Как Мариинцы зиму провожали», «Воспевая женщину...», «Масленица купеческая!», «Заповедный фотообраз Алтая», «Памяти Сергея Кононова 48
2.4. Тема религии, церкви на примере материала «В центре города
построят собор» 61
2.5. Личная жизнь, семья и быт на примере материалов «Мариинский
казачий округ осиротел», «Творческий путь Юлии Губенко» 67
2.6. Тема путешествия на примере материала «Мариинск глазами
путешественника» 74
Заключение
Список используемой литературы 87
Приложение А
Приложение Б Образец газеты «Мариинский курьер» 2005
года 98
Приложение В Образец газеты «Мариинский курьер» 2021
года 99
Приложение Г «Очередной фейк» - № 13 (1030) 26 марта
2020 107
Приложение Д «Материальная помощь к выпускному балу» - №25 (1042)18 июня 2020 108
Приложение Ж «Праздники улицы Кайгородова» - №32(1049) 6 августа 2020 109
Приложение К «Как Мариинцы зиму провожали» - №10 (1027)
5 марта 2020 110
Приложение Л «Воспевая женщину...» - №11(1028)
12 Марта 2020 111
Приложение М «Масленица купеческая!» - №11 (1081)
18 марта 2021 112
Приложение Н «Заповедный фотообраз Алтая» - №38(1055)
17 сентября 2020 113
Приложение П «Памяти Сергея Кононова» - №44(1061)
29 октября 2020 114
Приложение Р «В Мариинском казачестве перемены» - №15(1085)
15 апреля 2021 115
Приложение С «В центре города построят собор» - №41(1058)
8 октября 2020 116
Приложение Т «Мариинский казачий округ осиротел» - №42(1059)
15 октября 2020 117
Приложение Ф «Творческий путь Юлии Губенко». - №14(1031)
2 апреля 2020 118
Приложение Х «Мариинск глазами путешественника». - №47(1064)
19 ноября 2020
Глава 1. Социальная тематика на страницах региональной прессы 7
1.1. Социальная тематика и ее особенности 7
1.2. Региональная печать и ее место в системе СМИ России 15
1.3. История региональной газеты «Мариинский курьер» 22
1.4. Специфика социальной жизни и быта города Мариинска и
Мариинского района 27
1.5. Типологическая характеристика и тематический анализ газеты
«Мариинский курьер 31
Глава 2. Анализ авторских материалов в газете «Мариинский курьер» по социальной тематике 41
2.1. Тема социальной безопасности на примере материала «Очередной
фейк» 41
2.2. Тема социального обеспечения на примере материала «Материальная помощь к выпускному балу» 45
2.3. Тема культуры, литературы, искусства на примере материалов:
«Праздники улицы Кайгородова», «Как Мариинцы зиму провожали», «Воспевая женщину...», «Масленица купеческая!», «Заповедный фотообраз Алтая», «Памяти Сергея Кононова 48
2.4. Тема религии, церкви на примере материала «В центре города
построят собор» 61
2.5. Личная жизнь, семья и быт на примере материалов «Мариинский
казачий округ осиротел», «Творческий путь Юлии Губенко» 67
2.6. Тема путешествия на примере материала «Мариинск глазами
путешественника» 74
Заключение
Список используемой литературы 87
Приложение А
Приложение Б Образец газеты «Мариинский курьер» 2005
года 98
Приложение В Образец газеты «Мариинский курьер» 2021
года 99
Приложение Г «Очередной фейк» - № 13 (1030) 26 марта
2020 107
Приложение Д «Материальная помощь к выпускному балу» - №25 (1042)18 июня 2020 108
Приложение Ж «Праздники улицы Кайгородова» - №32(1049) 6 августа 2020 109
Приложение К «Как Мариинцы зиму провожали» - №10 (1027)
5 марта 2020 110
Приложение Л «Воспевая женщину...» - №11(1028)
12 Марта 2020 111
Приложение М «Масленица купеческая!» - №11 (1081)
18 марта 2021 112
Приложение Н «Заповедный фотообраз Алтая» - №38(1055)
17 сентября 2020 113
Приложение П «Памяти Сергея Кононова» - №44(1061)
29 октября 2020 114
Приложение Р «В Мариинском казачестве перемены» - №15(1085)
15 апреля 2021 115
Приложение С «В центре города построят собор» - №41(1058)
8 октября 2020 116
Приложение Т «Мариинский казачий округ осиротел» - №42(1059)
15 октября 2020 117
Приложение Ф «Творческий путь Юлии Губенко». - №14(1031)
2 апреля 2020 118
Приложение Х «Мариинск глазами путешественника». - №47(1064)
19 ноября 2020
Становление демократического государства в условиях современной России породило изменения во всех областях общественной жизни, включая журналистику. Как следствие, за минувшие годы значительно расширилась типология российских средств массовой информации. Активно развивается новый вид журналистики: социальная.
Известно несколько подходов к определению феномена социальной журналистики. Первый подход исходит из определения социальной журналистики как деятельности, предметом которой являются социальные проблемы и болезни общества: положение в обществе различных потенциально уязвимых социальных групп (пенсионеров, сирот, многодетных семей, переселенцев и других), соблюдение прав человека, благосостояние граждан, качество медицинского обслуживания и образования, ухудшение экологической обстановки и т.д. Второй подход связан с определением социальной журналистики как атрибута социальной политики, которую осуществляет государство, исходя из официально признанной идеологии и морали общества.
Однако, опираясь на эти два подхода, под категорию "социальная журналистика" можно подвести практически все, кроме разве что курсов акций и рейтингов политиков, так как на самом деле нет журналистики социальной и несоциальной. Любая журналистика социальна, если она помогает человеку осуществлять выбор своего жизненного проекта. Журналистика как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, помогает людям принимать компетентные решения на основе достоверной оперативной информации .
В гражданском обществе средства массовой информации являются одним из важных элементов социальной структуры. СМИ обеспечивают население достоверной и актуальной информацией о наиболее важных для граждан событиях. Они участвуют в выражении и формировании общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. СМИ реализуют образовательную функцию, которая, в свою очередь, связана с функцией социализации и, по существу, переходит в нее. СМИ в правовом гражданском обществе осуществляют, опираясь на общественное мнение и на закон, функцию критики и контроля. Именно СМИ выступают в гражданском обществе инструментом диалога между различными социальными группами. Средства массовой информации инициируют изменения путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.
Однако, в ряду других видов журналистики, социальная журналистика обладает весьма существенными предметными, функциональными и профессионально-технологическими особенностями, что позволяет говорить о становлении новой типологии. Социальная журналистика отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях, дает возможность обменяться мнениями по различным поводам, особым образом участвует в регулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни. Социальная журналистика ориентируется не только на информирование и выражение собственного мнения, но и на непосредственное вмешательство в реальную жизнь .
Одной из задач социальной журналистики является соблюдение баланса между субъектами межсекторного взаимодействия в осуществлении социальной политики и реализации социальных проектов и программ. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут в настоящий момент "в одиночку" преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Только совместными усилиями можно решать значимые социальные проблемы, такие, например, как бедность, бездомность, сиротство, насилие в семье, загрязнение окружающей среды .
Цель работы: выявить особенности освещения социальной жизни города Мариинска и Мариинского района на страницах региональной прессы на примере цикла публикаций автора ВКР.
Задачи:
1. Дать понятие «социальной тематики» и выявить ее особенности.
2. Показать систему современных СМИ России.
3. Показать, какое место в системе СМИ России занимают региональные СМИ.
4. Выявить особенности региональной газеты «Мариинский курьер».
5. Показать, как отражена социальная тематика в газете «Мариинский курьер».
Объект: Социальная тематика в современных СМИ.
Предмет: Особенности подачи материалов социальной тематики.
Методы исследования: типологический анализ, проблемно-тематический анализ, жанрово-стилистический анализ текстов.
Материал исследования - авторские тексты публикаций на социальные темы в газете «Мариинский курьер».
Хронологические рамки исследования: публикации на социальные темы в газете «Мариинский курьер» с марта 2020 по май 2021 года. Всего исследовано 56 выпусков.
Обзор литературы: теоретическую базу исследования составили труды Г. Макашиной, Е.В. Желудевой, П.В. Баутиной, Е.Ю. Юдиной, Е.А. Маркова, Я.Н. Засурского, Ю.А. Головина, М.А. Бережной, Ю.Л. Воробьевой, А.А. Тертычного, В.И. Новикова, Н.В. Старостенкова, В.Ф. Олешко, Т.И. Фроловой, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова, Л.Л. Ресянской, М.В. Шкондина.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определена методологическая и теоретическая база, сформулированы задачи и цели.
В первой главе «Социальная тематика на страницах региональной прессы» дана характеристика и определение социальной журналистики, история возникновения и развития региональной газеты «Мариинский курьер», ее типологические особенности.
Во второй главе «Анализ авторских материалов в газете «Мариинский курьер» по социальной тематике» представлен проблемно-тематический анализ социальной журналистики в авторских материалах газеты «Мариинский курьер».
В заключении сформулированы основные выводы и положения о проделанной работе.
К выпускной работе прилагается список используемой литературы.
В приложениях представлены образцы газеты «Мариинский курьер» за 2002, 2005, 2021 годы и авторские публикации на социальные темы в газете «Мариинский курьер».
Известно несколько подходов к определению феномена социальной журналистики. Первый подход исходит из определения социальной журналистики как деятельности, предметом которой являются социальные проблемы и болезни общества: положение в обществе различных потенциально уязвимых социальных групп (пенсионеров, сирот, многодетных семей, переселенцев и других), соблюдение прав человека, благосостояние граждан, качество медицинского обслуживания и образования, ухудшение экологической обстановки и т.д. Второй подход связан с определением социальной журналистики как атрибута социальной политики, которую осуществляет государство, исходя из официально признанной идеологии и морали общества.
Однако, опираясь на эти два подхода, под категорию "социальная журналистика" можно подвести практически все, кроме разве что курсов акций и рейтингов политиков, так как на самом деле нет журналистики социальной и несоциальной. Любая журналистика социальна, если она помогает человеку осуществлять выбор своего жизненного проекта. Журналистика как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, помогает людям принимать компетентные решения на основе достоверной оперативной информации .
В гражданском обществе средства массовой информации являются одним из важных элементов социальной структуры. СМИ обеспечивают население достоверной и актуальной информацией о наиболее важных для граждан событиях. Они участвуют в выражении и формировании общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. СМИ реализуют образовательную функцию, которая, в свою очередь, связана с функцией социализации и, по существу, переходит в нее. СМИ в правовом гражданском обществе осуществляют, опираясь на общественное мнение и на закон, функцию критики и контроля. Именно СМИ выступают в гражданском обществе инструментом диалога между различными социальными группами. Средства массовой информации инициируют изменения путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.
Однако, в ряду других видов журналистики, социальная журналистика обладает весьма существенными предметными, функциональными и профессионально-технологическими особенностями, что позволяет говорить о становлении новой типологии. Социальная журналистика отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях, дает возможность обменяться мнениями по различным поводам, особым образом участвует в регулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни. Социальная журналистика ориентируется не только на информирование и выражение собственного мнения, но и на непосредственное вмешательство в реальную жизнь .
Одной из задач социальной журналистики является соблюдение баланса между субъектами межсекторного взаимодействия в осуществлении социальной политики и реализации социальных проектов и программ. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут в настоящий момент "в одиночку" преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Только совместными усилиями можно решать значимые социальные проблемы, такие, например, как бедность, бездомность, сиротство, насилие в семье, загрязнение окружающей среды .
Цель работы: выявить особенности освещения социальной жизни города Мариинска и Мариинского района на страницах региональной прессы на примере цикла публикаций автора ВКР.
Задачи:
1. Дать понятие «социальной тематики» и выявить ее особенности.
2. Показать систему современных СМИ России.
3. Показать, какое место в системе СМИ России занимают региональные СМИ.
4. Выявить особенности региональной газеты «Мариинский курьер».
5. Показать, как отражена социальная тематика в газете «Мариинский курьер».
Объект: Социальная тематика в современных СМИ.
Предмет: Особенности подачи материалов социальной тематики.
Методы исследования: типологический анализ, проблемно-тематический анализ, жанрово-стилистический анализ текстов.
Материал исследования - авторские тексты публикаций на социальные темы в газете «Мариинский курьер».
Хронологические рамки исследования: публикации на социальные темы в газете «Мариинский курьер» с марта 2020 по май 2021 года. Всего исследовано 56 выпусков.
Обзор литературы: теоретическую базу исследования составили труды Г. Макашиной, Е.В. Желудевой, П.В. Баутиной, Е.Ю. Юдиной, Е.А. Маркова, Я.Н. Засурского, Ю.А. Головина, М.А. Бережной, Ю.Л. Воробьевой, А.А. Тертычного, В.И. Новикова, Н.В. Старостенкова, В.Ф. Олешко, Т.И. Фроловой, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова, Л.Л. Ресянской, М.В. Шкондина.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определена методологическая и теоретическая база, сформулированы задачи и цели.
В первой главе «Социальная тематика на страницах региональной прессы» дана характеристика и определение социальной журналистики, история возникновения и развития региональной газеты «Мариинский курьер», ее типологические особенности.
Во второй главе «Анализ авторских материалов в газете «Мариинский курьер» по социальной тематике» представлен проблемно-тематический анализ социальной журналистики в авторских материалах газеты «Мариинский курьер».
В заключении сформулированы основные выводы и положения о проделанной работе.
К выпускной работе прилагается список используемой литературы.
В приложениях представлены образцы газеты «Мариинский курьер» за 2002, 2005, 2021 годы и авторские публикации на социальные темы в газете «Мариинский курьер».
Целью настоящей работы было выявить особенности освещения социальной жизни города Мариинска и Мариинского района на страницах региональной прессы, опубликовать собственные материалы.
В ходе анализа было исследовано понятие «социальная журналистика» и отмечены ее основные жанры.
Анализ фактического материала позволил выявить и проанализировать жанрово-тематические особенности публикаций на социальную проблематику в региональной газете «Мариинский курьер».
Проблемно-тематический анализ публикаций социальной тематики авторских материалов позволил выявить широкий спектр тем социальной журналистики, используемый на страницах газеты: культура, литература, искусство, торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт и бытовое хозяйство, образование, просвещение, досуг, отдых, туризм, чрезвычайные ситуации и происшествия, история, краеведение, воспоминания о войне, религия, образование, здравоохранение и др. Это говорит о том, что журналисты газеты «Мариинский курьер» стараются максимально полно представить картину событий в городе и районе. Этот анализ так же показал, какие темы почти не раскрываются в издании. К ним относятся: религия, церковь, наука, открытия, путешествия. Есть и такие темы, которые вообще не освещаются - тема армии, призывной компании, многодетных семей, инвалидов и т.д. Это скорее связано с кругом интересов самих журналистов.
В газете «Мариинский курьер» социальные темы (проблемы) в авторских материалах, представленных для анализа, раскрываются через информационные (заметка, отчет, некролог, вопрос-ответ, корреспонденция, интервью), аналитические (обозрение, комментарий, интервью) и художественно-публицистические жанры (очерк, эссе).
Это все показывает, что социальная журналистика очень хорошо развита на страницах региональной прессы. В каждом выпуске газеты журналисты освещают различные социальные темы, актуальные для своей аудитории. С помощью своих материалов решают социальные задачи, помогают людям сориентироваться в меняющемся мире, успокаивают, дают советы, помогают «выжить». И раз за разом журналисты становятся для своего читателя то другом, то учителем, помощником. Главное, они стараются вовремя доставить важную и понятную информацию до аудитории.
Анализ собственных материалов показал, что социальная тематика может быть представлена в газете с помощью целого спектра жанров журналистики.
В ходе анализа было исследовано понятие «социальная журналистика» и отмечены ее основные жанры.
Анализ фактического материала позволил выявить и проанализировать жанрово-тематические особенности публикаций на социальную проблематику в региональной газете «Мариинский курьер».
Проблемно-тематический анализ публикаций социальной тематики авторских материалов позволил выявить широкий спектр тем социальной журналистики, используемый на страницах газеты: культура, литература, искусство, торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт и бытовое хозяйство, образование, просвещение, досуг, отдых, туризм, чрезвычайные ситуации и происшествия, история, краеведение, воспоминания о войне, религия, образование, здравоохранение и др. Это говорит о том, что журналисты газеты «Мариинский курьер» стараются максимально полно представить картину событий в городе и районе. Этот анализ так же показал, какие темы почти не раскрываются в издании. К ним относятся: религия, церковь, наука, открытия, путешествия. Есть и такие темы, которые вообще не освещаются - тема армии, призывной компании, многодетных семей, инвалидов и т.д. Это скорее связано с кругом интересов самих журналистов.
В газете «Мариинский курьер» социальные темы (проблемы) в авторских материалах, представленных для анализа, раскрываются через информационные (заметка, отчет, некролог, вопрос-ответ, корреспонденция, интервью), аналитические (обозрение, комментарий, интервью) и художественно-публицистические жанры (очерк, эссе).
Это все показывает, что социальная журналистика очень хорошо развита на страницах региональной прессы. В каждом выпуске газеты журналисты освещают различные социальные темы, актуальные для своей аудитории. С помощью своих материалов решают социальные задачи, помогают людям сориентироваться в меняющемся мире, успокаивают, дают советы, помогают «выжить». И раз за разом журналисты становятся для своего читателя то другом, то учителем, помощником. Главное, они стараются вовремя доставить важную и понятную информацию до аудитории.
Анализ собственных материалов показал, что социальная тематика может быть представлена в газете с помощью целого спектра жанров журналистики.



