Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДИЯ А.В. ПОТАНИНОЙ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №183468

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы72
Год сдачи2023
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛИЧНОСТЬ А.В. ПОТАНИНОЙ: ЖИЗНЬ, НАУКА И НАСЛЕДИЕ 12
1.1 Биография А.В. Потаниной 12
1.2 Экспедиции в освещении А.В. Потаниной 16
2 ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ОНЛАЙН-ВЫСТАВОК, ПОСВЯЩЕННЫЕ ИЗВЕСТНЫМ
ЛИЧНОСТЯМ 25
2.1 Анализ российских биографических онлайн-выставок 25
2.2 Виртуальные выставки, посвящённые А.В. Потаниной 40
3 КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62

Актуальность. Постоянно меняющийся современный мир требует актуализации накопившейся многотысячелетней истории путем использования новых методов, инструментов и подходов. Точно так же и музеи в попытке по-новому преподнести знания обращают свое внимание на то, как в настоящее время наиболее выгодно преподнести все те накопившиеся знания, что они имеют. Наиболее очевидный ответ на этот вопрос - Интернет во всем его многообразии.
И хотя Интернет и раньше был инструментом музеев для распространения информации, однако нельзя не согласиться, что совершенно иной скачек произошел именно в сфере создания виртуальных выставок после 2020 г., в связи с возросшим к ним интересом . Если раньше официальные сайты музеев и их социальные сети преимущественно использовались скорее для публикации актуальных новостей и общей информации для посетителей, главной целью которой было прежде всего сподвигнуть человека посетить реальную экспозицию, то теперь создаются специальные платформы для посещения онлайн и рассматриваются они как отдельный инструмент актуализации фондов наравне с офлайн экспозициями.
Высокие рейтинги посещаемости сайтов с выставками и экспозициями разных форматов говорят о том, что есть спрос на бесплатный массовый доступ у людей по всему миру к культурному наследию и интеллектуальным достижениям человечества, и это отражает многие протекающие процессы в обществе. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2020 г. 82% опрошенных граждан РФ были информированы о возможности посещения музеев онлайн, при этом 32% сообщили, что уже располагали такой информацией до этого. В столицах уровень информированности о виртуальных музеях составлял 94%, в городах-миллионниках —89%. В целом, среди россиян, имеющих доступ к Интернет, каждый пятый посещал виртуальный музей (19%), из них 72% - в 2020 г., особенно в период, когда применялись наиболее жесткие антивирусные меры, то есть в период апреля - мая каждый второй посетил музей онлайн. И хотя в связи с послаблением ковидных ограничений в 2022 г. наблюдаются прежний рост посещения музеев офлайн, приобретенный опыт за прошлые 2020 и 2021 гг. и произошедшее развитие онлайн-экспозиций заложили новую перспективу развития, требующую дальнейшего продвижения.
Возрастающий спрос говорит также о том, что виртуальные музеи являются эффективной культурной формой популяризации истории как на локальном, так и на глобальном уровнях для людей разных возрастов и культуры. Причина тому - два свойства, которые приобретает информация в Интернет: это гибкость и доступность. Доступность наиболее понятна и подробно об этом свойстве говорилось выше. Интернет распространен, и практически вся публикуемая и содержащаяся в нем информация, относящаяся к культурному наследию и интеллектуальным достижениям человечества (кроме ряда исключений), доступна без ограничений по географическому, возрастному, национальному или другим принципам. Под гибкостью понимается то, как Интернет дает возможность видоизменять и преподносить информацию. Недостаточно выгрузить данные в сеть, необходимо также уметь ее структурировать и изменять для дальнейшей презентации, в зависимости от задач. Это то, что мы сегодня видим на примере ведения официальных сетей музеев: успешные виртуальные музеи или музеи, которые имеютвиртуальные экспозиции, используют несколько площадок. Обычно это - официальный сайт, сайт с самой экспозицией и несколько социальных сетей. На всех трех платформах основной темой будет одна и также информация - о фондах музея. Однако то, как эта информация будет преподнесена, то есть какие аспекты будут освещены, какие будут сделаны акценты и даже то, какой язык будет использоваться для одной и той же темы, будет отличаться в зависимости от специфики Интернет-платформы, от того, для каких задач она создана. Кроме того у каждой из Интернет-платформ одного и того же музея одна цель - донесение информации, но разным путем для разных аудиторий. В совокупности это дает людям доступ к информации и выбор наиболее понятного источника, что в итоге делает актуализацию фондов и архивов наиболее эффективной.
Учитывая всю совокупность вышеприведенных фактов о виртуальных музеях, можно с уверенностью сказать, что виртуальный музей как инструмент популяризации культурного наследия может работать на многие задачи Томского государственного университета. Прежде всего это повышение престижа и укрепление положительного имиджа, во-вторых, актуализация культурного наследия, которое храниться в фондах музеев университета и библиотеки, в-третьих, повышение осведомленности о значимых людях и событиях страны, в-четвертых, распространение информации о культурном наследии Томска в цифровой среде.
Темой выпускной квалификационной работы является изучение и актуализация личности Александры Викторовны Потаниной и ее научной деятельности. Изучение ее личности начинается с 1950-х гг. и продолжается по сей день. Причина этого - возрастающая научная значимость тем ее исследований и роли, которую она сыграла во время путешествий по Центральной Азии. Прежде всего темой ее исследований была культура народов Азии, в том числе бурят , и хотя она исследовала преимущественно материальную культуру, что можно судить по оставленным ею описаниям в дневниках и зарисовках, также она начала изучать и нематериальную культуру. Тема нематериального культурного наследия остро стоит с начала XXI в., так в 2003 г. на 32-й Генеральной конференцииЮНЕСКО была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Неменее актуальна тема и на территории России, где сейчас активно ищут пути сохранения духовного культурного наследия. Обращение к народом Центральной Азии актуально, во-первых, в связи с переориентацией связей РФ на Восток, во-вторых, с постоянным вниманием к коренным народам страны, к которым принадлежат буряты. В связи с этим важно изучать и по-новому презентовать литературу о бурятах, особенно предыдущих столетий.
Степень изученности. Исследования по теме выпускной квалификационной работы можно разделить на две группы: во-первых, это изучение личности А.В. Потаниной, ее деятельности и всех исследований, посвященных ей, во-вторых, это изучение источников и литературы, связанных с актуализацией персонального наследия в сети Интернет.
Как уже было сказано выше, личность А.В. Потаниной начинает исследоваться с 1950-х гг., и первыми значимыми исследователями, описавшими ее биографию, были В. и Е. Зарины , опиравшиеся главным образом на воспоминания академика В. А. Обручева.На основе их записей была сделана краткая заметка в “Большой советской энциклопедии”. В книги дается описание совместной работы В. А. Потаниной с Г. Н. Потанином, В. А. Обручевым, описывается ее характер и заслуги, приводятся данные биографии: о детстве, юношестве, знакомстве с Г.Н. Потаниным и их совместной жизни и работе, ее участиях в экспедициях, личном вкладе в них и научных интересах. После этой книги публикации, посвященные личности В.А. Потаниной, прекращается почти на 40 лет, вплоть до 1993 г., когда Е. Голубев пишет о ней статью в журнале “Байкал” . И уже с 1999 г. возрастает больший интерес в связи с хранящимися в Томском государственном университете материалами, связанными с личностью А.В. Потаниной: путевые дневники, личная переписка и рисунки. Так, выходят три работы под авторством Е.В. Самойленко, в которых Потанина рассматривается с трех разных сторон: ее биографии и становления личности, ее как исследователя и, наконец, как писателя. В краткой биографической справке к работе “Шаманство у бурят” дублируется информация о жизни и работах А.В, Потаниной, который уже был ранее отражен в работе “Буряты” в книге “Из путешествия по Восточной Сибири” 1895 г. Следующая работа, вышедшая в 2003 г., была посвящена становлению личности, в ней акцент сделан на биографии исследовательницы, ее семье и окружении, особое внимание уделено месту религии в семье, главных поворотных точках жизни, которыми были, например, начало работы воспитательницей в городском епархиальном училище или поездка к брату, который отбывал ссылку за революционную деятельность, во время поездки и произошло знакомство с Г.Н. Потаниным. И, наконец, в третьей статье “Роль этнографизма в беллетристике Е.А. Авдевой и А.В. Потаниной” , вышедшей в 2004 г., отмечается влияние обширных краеведческими познаний на ее творчество. В совокупности из работ можно получить представление о разных сферах жизни и проследить, как одна влияет на другую. Так, в ходе экспедиций возникает идея сюжета для рассказа, который сосредоточен вокруг духовной жизни человека степи.
Далее выходит работа А.О. Малютина “Время мое обыкновенно происходило таким образом...»: экспозиционная повседневность в письмах А.В. Потаниной (1884-1886 гг.)” . Хотя в более ранних работах уже ни раз ссылались на полевые дневники, письма и экспедиционные отчеты для описания общей картины хода экспедиции, тут автор исследует повседневность в Китайско-Тибетской (Ганьсуйской) экспедиции (1884-1886 гг.). Отличительная часть статьи - рассмотрение быта и условий жизни участников экспедиции ни как общего фона для создания экспозиции работы, чтобы далее уделить внимание научному или исследовательскому аспекту, а отдельная центральная тема, где рассматриваются психологический климат и проблемы, которые вынуждены были решать ученые; сделан вывод о сходных чертах полевых исследований прошлого и настоящего.
Наконец, последняя работа, вышедшая в 2022 г. в серии “Музееведческое наследие Северной Азии” . В сборник состоит из 10 научных и научно-популярных сочинений А.В. Потаниной.
Обзор имеющейся литературы показал, что в течение последних 30 лет накопилась достаточная информация об А.В. Потаниной и обнаружился интерес исследователей к ее наследию. Более того, на сайте Научной библиотек ТГУ уже создавалась выставка, посвященная ей. На данный момент актуально соединение исследования личности А.В. Потаниной, ее научного наследия с возможностями цифровизации музейных практик.
Вторая группа исследований связана с исследованиями, посвященными изучению виртуальных музеев. Изучение виртуальных музеев является относительно новым и быстроразвивающимся направлением исследований. Исследования феномена виртуальных музеев представляют собой многогранный и многомерный анализ, охватывающий различные аспекты этой темы. Разные стороны феномена виртуальных музеев и его влияние на культуру и общество исследуются в рамках следующих областей. В качестве основных направлений в исследовании виртуальных музеев можно выделить следующие:
Исследования общих проблем широкого внедрения новейших информационных технологий в сферу культуры. Эти исследования фокусируются на проблемах, связанных с внедрением и использованием новых информационных технологий в музейном пространстве. Они обращают внимание на технические аспекты разработки и поддержки виртуальных музеев, проблемы доступности контента и интерактивности для пользователей, а также вопросы безопасности и сохранности цифровых коллекций. Это работы Н.И. Гендиной , А. В. Лебедева , И. В. Пролеткина , М. В. Румянцева .
Исследования специфики современных массмедиа и культурных ориентаций российских пользователей. В этих исследованиях анализируются популярность и восприятие виртуальных музеев в контексте современной культуры, поведенческие паттерны и предпочтения пользователей в отношении виртуальных музеев, а также изучаются эффекты использования виртуальных музеев на формирование культурных идентичностей. Среди авторов: ЕЛ. Вартанова , А.Ю. Головина , Я.Н. Засурского .
Исследования в области изучения сети Интернет как средства для самореализации личности и ресурса её развития. Исследования Н.А. Дронова , А.В. Беляев и Ю.Д. Копуркин фокусируются на взаимосвязи между использованием виртуальных музеев и самореализацией личности в онлайн-пространстве. Они исследуют роль виртуальных музеев в формировании и развитии интересов, знаний и компетенций пользователей, а также исследуют влияние виртуальных музеев на социальную интеракцию и коммуникацию в онлайн-среде.
Теоретические и практические проблемы музееведения. Исследования Т. Гарденер , Л.М. Шляхтина , М.В. Юхневич и А.А. Никоновой , О.С. Сапанжи фокусируют внимание на теоретических и практических проблемах, связанных с виртуальными музеями в контексте музееведения. Авторы обращают внимание на вопросы формирования и экспозиции виртуальных коллекций, разработки эффективных стратегий музейной дидактики в онлайн-среде, а также анализируют роль виртуальных музеев в сохранении и популяризации культурного наследия.
Феномен виртуальных музеев как самостоятельный объект научных исследований. Эти исследования изучают феномен виртуальных музеев как таковой, рассматривая его с различных академических и теоретических позиций. Они анализируют исторические, социокультурные и технологические аспекты развития виртуальных музеев, а также исследуют влияние виртуальных музеев на культурное наследие, образование, туризм и другие сферы общественной жизни.
Исследования в области виртуальных музеев активно проводятся и охватывают разнообразные аспекты этой темы, что позволяет получить глубокое понимание их роли и влияния на современное общество и культуру.
Объектом исследования является научное наследие и личность А.В. Потаниной.
Предмет исследования - цифровизация научного наследия А. В. Потаниной музейными средствами.
Цель работы - синтез источников о жизни и деятельности А.В. Потаниной и создание виртуальной выставки о ней.
Задачи
1. Систематизировать материалы о личности и деятельности А.В. Потаниной - научные и научно-популярные сочинения, личная переписка, полевые дневники, художественные произведения, далее воспоминания и литературу;
2. Охарактеризовать научное и художественное наследие Потаниной;
3. Выявить специфику российских биографических онлайн-выставок;
4. Создать концепцию виртуальной выставки, посвященной А.В. Потаниной.
Территориальные рамки исследования. Территориальные рамки ограничиваются Российской Федерацией и территориями современного Казахстана и Китая, где проходили экспедиции. Для анализа виртуальных выставок-экспозиций, посвященных биографии известных людей, исследована информация по территории Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования заданы годами жизни А.В. Потаниной (1843-1893 гг.). Анализ виртуальных музеев и музейных практик локализован началом XXI в.
Методы. В дипломной работе использовались следующие методы исследования.
Сравнительно-исторический метод включает в себя сопоставление и сравнение фактов и явлений, что необходимо для реализации поставленных в исследовании задач - систематизации накопленного объема материалов по личности и исследованием А.В. Потаниной.
Системный метод использован при воссоздании портрета личности А.В. Потаниной, чтобы показать цельность и одновременно разносторонность её натуры как человека и исследователя.
Функциональный метод позволил охарактеризовать разные направления деятельности А.В. Потаниной.
Метод причинно-следственного анализа применён для создания научной концепции онлайн-выставки, поскольку позволяет определить причины и следствия изменений, событий и явлений, происходящих в рамках этой выставки.
Типологический метод позволил систематизировать предметный ряд, анализируемый с целью включения его в онлайн-выставку.
Систематизирование применялось при отборе информации для виртуальной выставки для реализации изначальной идеи выставки.
Метод конкретизации как составление детализированной, взаимосвязанной, многосторонней картины был полезен при работе с предметами экспозиции: составлении сопроводительных материалов по музейным предметам, относящимся к А.В. Потаниной - письма, дневники, рисунки и пр.
Источники. Источниковая база представлена следующими типами источников:
Письменные
Законодательство - Федеральный закон «ОМузейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»от 26.05.1996 N 54-ФЗ .
Источники личного происхождения (письма и воспоминания);
Литературные и публицистические произведения;
Периодическая печать;
Электронные ресурсы. В ходе создания и реализации онлайн-выставок будут использованы материалы с сайтов ВМузее и Министерства культуры Российской Федерации13 с обращением к техническим рекомендациям по созданию виртуальных музеев. Ресурсы использованы и поиска дополнительной информации о наследии А.В. Потаниной, и для анализа биографических выставок - Госкаталог РФ .
Новизна и практическая значимость. В работе систематизированы материалы, обобщающие вклад А.В. Потаниной в науку, охарактеризовано научное и художественное наследие А.В. Потаниной. Также систематизирована совокупность материалов о методологии сохранения персонального наследия, о методах представления информации о культурном наследии. Выявлена специфика российских онлайн-биографических выставок. В данной работе впервые представлена концепция онлайн-выставки, Посвящённой А.В. Потаниной, она станет примером реализации задач по актуализации культурного наследия. Авторский план по воплощению онлайн-выставки станет может быть в дальнейшем использован для создания аналогичных онлайн-проектов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена обобщению и анализу материалов, связанных с А.В. Потаниной, ее художественным и научным наследием. Во второй главе проанализированы примеры биографических онлайн-выставок, в том числе лонгрида, посвященному Потаниной в НБ ТГУ. Наконец, в третьей главе будет предложена научная концепция онлайн-выставки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для музейной практики сегодня новым и активно развивающимся направлением является представление музея и его коллекций в сети Интернет. Нельзя не согласиться с важностью этой деятельности и применительно к музеям Томского государственного университета.
Значимость создания онлайн-выставок обусловлена необходимостью актуализации музейного фонда и привлечения новой аудитории, необходимостью сохранения памяти о значимых для истории университета личностях. Онлайн-выставки будут способствовать и сохранения культурного наследия коренных народов, интерес к которому серьезно растёт в последние десятилетия. Виртуальные выставки имеют дополнительные возможности и функционал, который помогает представлять материалы и освещать проблемы с разных сторон, для разных аудиторий. В целом, можно говорить о том, что онлайн-выставки являются одним из лучших инструментов для музея при освещении небольших коллекций. В том числе и коллекции А.В. Потаниной, хранящейся в отделе рукописей и книжных памятников НБ ТГУ. Коллекция свидетельствует о вкладе исследовательницы в развитие отечественной этнографии, в частности изучение материальной и нематериальной культуры бурят.
Основываясь на поставленных целях и задачах, были систематизированы материалы о личности и деятельности А.В. Потаниной, включая научные и научно-популярные сочинения, личную переписку, полевые дневники и художественные произведения (литературные и художественные), что позволило углубить понимание ее значимости в истории развития отечественной науки, составить целостное представление о совокупности ее интеллектуальных трудов, проследить взаимосвязь между ними.
Путем изучения специфики российских биографических онлайн-выставок были выявлены особенности их создания, определена общая специфика. В первую очередь, это - тяготение к созданию виртуальных туров с целью получения эффекта полного присутствия в реальном музее и в то же время возможность детального рассмотрения экспонатов и ознакомлением с дополнительной информацией о них (использование видео, аудио, анимации и т.д.). В то же время прослеживается общая тенденция со знаком «миинус»: недостаточное продвижение в социальных сетях и взаимодействие с аудиторией (отсутствуют или мало открытых лекций, форумов для обсуждений, мастер-классов и т.д.).
Полученные результаты анализа биографических онлайн-выставок были использованы для разработки концепции виртуальной выставки, посвященной А.В. Потаниной. С опорой на проведённое исследование её жизнедеятельности была разработана подробная научная концепция онлайн-выставки, которая позволит представить богатство и значимость научного и художественного наследия этой личности широкой аудитории. Были прописаны важнейшие положения концепции: о целях и задачах выставки, ее актуальности, методах и месте ее экспонирования.
Ожидается, что создание и продвижение данной онлайн-выставки позволит привлечь новую аудиторию, особенно в контексте цифровизации и развития современных коммуникационных технологий. Этот проект способен не только повысить статус университета, но и содействовать сохранению и продвижению культурного наследия, расширяя доступность знаний и поддерживая память о выдающихся личностях.
Таким образом, итогом исследования стало не только достижение поставленных целей и задач, но и практический проект, который станет частью общего музейного опыта в данной сфере работы.



1. А. B. Потанина А. B. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету И
Китаю: сборник статей. - Москва: Издание Географического отделения
Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1885. - 78 с. 296 с.
2. Беляев А.В., Даурбеков Х.С. Виртуальный музей как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ// А. В. Беляев, Х. С. Даурбеков// Аллея науки. - 2017. - №5. - С. 467-469.
3. Болховитинов В.Н. Столетов. Жизнь замечательных людей/ В. Н. Болховитинов. - М.: Молодая гвардия, 1953. - 41с.
4. Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса / Е. Л. Вартанова и др.; под ред. Е. Л. Вартановой. - М.,: Аспект Пресс, 2009 - 359 с.
5. Гендина Н.И. Создание эффективного официального сайта объекта культуры: от эмпирики к разработке и реализации научно-обоснованной концепции / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. - Кемерово, 2010. - № 12. - С. 87-104.
6. Головин А.Ю. Культурные ориентации российских интернет-пользователей: сущность и специфика дис . кандидата культурологии: 24.00.01 / А. Ю. Головин. - M., 2011 -184 с.
7. Голубев Е. Свою судьбу связавшая с Сибирью/ Е. Голубев // «Байкал». - 1993. - №
4. - С. 127-134.
8. Дмитриенко Н.М. Музееведческое наследие сервеной Азии . 3 вып./ Н. М.
Дмитриенко, Э. И. Черняк, И. А. Голев [и др.] ; науч. ред. Н. М. Дмитриенко и Э. И. Черняк. - Томск : Издательство Томского университета, 2022. - 178 с.
9. Дронова Н.А. Виртуальный музей как средство воспитания в школьной воспитательной среде/ Н. А. Дронова // ЦИТИСЭ. - 2021. - Т.27, №1. - С. 337-345;
10. Зарина В. А. Путешествия А.В. Потаниной / В. А. Зарина, Е. А. Зарина. - М.: Географгиз, 1950. - 97 с.
11. Засурский Я.Н. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Феномен "разорванной коммуникации" / под ред. Я. Н. Засурского. - М., 2008 - 398 с.
12. Капуркина Ю.Д. Виртуальный музей как средство культурного развития молодежи/ Ю. Д. Капуркина// Вестник современных исследований. - 2017. - Т.6, №3. - С. 14¬16.
13. Малютин А. О. "Время мое проходило обыкновенно таким образом...": экспедиционная повседневность в письмах А. В. Потаниной (1884-1886 гг.) / А. О. Малютин // Социальные и гуманитарные исследования сегодня: непредсказуемое прошлое, неопределенное будущее. - 2021. - № 16. - С. 161-167.
14. Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В Лебедев. - М., 2001. - 315 с.
15. Никонова А.А. Амбивалентность музейного просветительства/ А. А. Никонова // Музейный просвет. - СПб.: изд-во СПбГУ., - 2009. - С. 171-181.
16. Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях / А. В. Потанина. - М. Тип. К. Л. Меньшова, 1912. - 61 с.
17. Румянцев М.В. Феномен виртуального музея/ М. В. Румянцев. - Красноярск, 2008. - С. 126-134.
18. Самойленко Е.В. А.В. Потанина: становление личности/ Е. В. Самойленко// Актуальные проблемылингвистики, литературоведения и журналистики. - 2003. - С. 163-167.
19. Самойленко Е.В. Роль этнографизма в беллетристике Е. А. Авдевой и А. В. Потаниной/ Е. В. Самойленко // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики. - 2004. - № 5, ч. 1. - С. 141-145.
20. Самойленко Е.В. Шаманство у бурят (на материале очерков А. В. Потаниной) / Е. В. Самойленко// Сибирский текст в русской культуре: к 400-летию Томска и 125-летию первого университета Сибири. - 2002. - С. 143-147.
21. Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации/ О. С. Сапанжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - М. 2009. - № 103. - С. 246-251.
22. Стасов В. Мои воспоминания об Александре Викторовне Потаниной // Северный Вестник. - 1895. - №4. - С. 239-250.
23. Шляхтина М.Л. Социальные практики современного музея: границы доступности/ М. Л. Шляхтина// Вопросы музеологии. - СПб. - 2014. - Т.10, №2.
24. Юхневич М. Посетитель глазами музея/ М. Юхневич // Музей и личность. - М., 2007. - С. 31-52.
25. Gardner T. Learning from listening: Museums improve their effectiveness through visitor studies/ T. Gardner// Museum News. - 1986. - Т.3, №64. - 145-161.
Источники
26. Александр III. Император и коллекционер. URL:
https://rusmuseumvrm.ru/data/vtours/aleksandr_iii/index.html?lp=1_1&la ng=ru (дата
обращения: 03.06.2023).
27. Биография. Лаврский Валериан Викторович, протоиерей // Духовенство русской православной церкви в XX веке. Биографическая база данных и собрание материалов. URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/11084/(дата обращения: 30.03.2022).
28. Виртуальный русский музей. URL: https://rusmuseumvrm.ru/index.php(дата обращения: 02.06.2023).
29. ВМузее. URL: http://vmusee.ru/2017/04/23/tehnicheskie-rekomendatsii-po- sozdaniyu- virtualnogo-muzeya/ (Дата обращения 08.01.2020).
30. Вся статистика интернета на 2020 г. — цифры и тренды в мире и в России URL: https://www.web—canape.ru/business/internet— 2020— globalnaya— statistika— i— trendy (дата обращения: 06.05.23).
31. ВЦИОМ: каждый пятый россиянин, пользующийся интернетом, посещал виртуальные музеи. URL: https://tass.ru/kultura/8501951(дата обращения: 02.06.2023).
32. Зотова О.И. Онлайн-галерея как средство сохранения культурного потенциала
региона/ О. И. Зотова // Вестник ЧелГУ. - 2013. Т. 312. № 21. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-galereya-kak-sredstvo-sohraneniya-kulturnogo- potentsiala-regiona(дата обращения: 02.06.2023).
33. Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. URL:
https://rusmuseumvrm.ru/data/vtours/vrubel/index.php?lp=1_4&lang=ru (дата
обращения: 03.06.2023).
34. О путешествиях А.В. Потаниной. URL: http://11112018.tilda.ws/(Дата обращения: 05.06.2023).
35. Отдел рукописей и книжных памятников [Электронный ресурс] URL:
https://lib.tsu.ru/ru/otdel-rukopisey-i-knizhnyh-pamyatnikov (Дата обращения:
08.06.2023).
36. Пролеткин И.В. Интранет-сайт музея/ И. В. Пролеткин, Л. Л. Калинина, М. Е. Шпак// СГУ. URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/gis otd/pub!83.htm (дата обращения 22.05.2023).
37. РФ. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/(Дата обращения 08.05.2023).
38. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в
Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (Дата обращения
08.05.2023).
39. Федотова Н.М. Виртуальная выставка как средство реализации культурной функции
библиотеки/ Н. М. Федотова// Litera. - 2021. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-vystavka-kak-sredstvo-realizatsii-kulturnoy- funktsii-biblioteki(дата обращения: 02.06.2023).
40. Шаховалова Е.Г. Виртуальные выставки как актуальная форма музейной
коммуникации/ Е. Г. Шаховалова, Н. Н. Шаховалов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2021. - №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-vystavki-kak-aktualnaya-forma-muzeynoy- kommunikatsii(дата обращения: 02.06.2023).
41. Adobe Creative Suite. URL https://www.adobe.com/creativecloud.html (Дата
обращения: 01.06.2023).
42. Artsteps. URL: https://www.artsteps.com/(Дата обращения: 01.06.2023).
43. Audacity. URL: https://www.audacityteam.org/download/(Дата обращения:
01.06.2023).
44. Blender. URL: https://www.blender.org/(Дата обращения: 01.06.2023).
45. Canva. URL: canva.com(Дата обращения: 01.06.2023).
46. Drupal. URL: https://drupal.ru/(Дата обращения: 01.06.2023).
47. Exhibition.io. URL: https://theexhibit.io/exhibition/edinburgh-10-1/artworks(Дата
обращения: 01.06.2023).
48. Joomla. URL: https://www.joomla.org/(Дата обращения: 01.06.2023).
49. Kunstmatrix. URL: https://www.kunstmatrix.com/en(Дата обращения: 01.06.2023).
50. Smartify. URL: https://smartify.org/(Дата обращения: 01.06.2023).
51. Tilda. URL: мhttps://tilda.cc/ru/(Дата обращения: 01.06.2023).
52. Unity. URL: https://unity.com/ru(Дата обращения: 01.06.2023).
53. Unreal Engine. URL: https://www.unrealengine.com/en-US(Дата обращения:
01.06.2023).
54. Virtual Exhibitions. URL: https://www.vfairs.com/guides/virtual-exhibitions/(Дата обращения: 01.06.2023).
55. WordPress.
https://wordpress.com/ru/create/?aff=9818&cid=972838&yclid=15572459297613545471(Дата обращения: 01.06.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ