ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ДОРОЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПР. БАГРАТИОНА В Г. МОСКВА)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ДОРОЖНЫЕ ЛАНДШАФТЫ 6
1.1 Классификация дорожных ландшафтов 8
1.2 Виды воздействия дорожных ландшафтов на окружающую среду 12
1.3 Оценка состояния окружающей среды 17
2 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА РАЗМЕЩЕНИЯ
ПР. БАГРАТИОНА В Г. МОСКВА 19
2.1 Географическое положение и административно-территориальное устройство 20
2.2 Геологическое строение и рельеф 24
2.3 Климат 29
2.4 Гидрологические условия 31
2.5 Почвы 32
2.6 Растительность 35
2.7 Животный мир 36
2.8. Ландшафты пр. Багратиона 37
2.9 Рекреационный потенциал пр. Багратиона 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
1 ДОРОЖНЫЕ ЛАНДШАФТЫ 6
1.1 Классификация дорожных ландшафтов 8
1.2 Виды воздействия дорожных ландшафтов на окружающую среду 12
1.3 Оценка состояния окружающей среды 17
2 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА РАЗМЕЩЕНИЯ
ПР. БАГРАТИОНА В Г. МОСКВА 19
2.1 Географическое положение и административно-территориальное устройство 20
2.2 Геологическое строение и рельеф 24
2.3 Климат 29
2.4 Гидрологические условия 31
2.5 Почвы 32
2.6 Растительность 35
2.7 Животный мир 36
2.8. Ландшафты пр. Багратиона 37
2.9 Рекреационный потенциал пр. Багратиона 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Актуальность темы. Москва имеет высокую численность населения, что способствует увеличению плотности дорожной сети и, как следствие, деградации природных экосистем. Транспортные средства в совокупности выбрасывают большой объем токсичных веществ с отработавшими газами автомобилей, которые поступают в атмосферный воздух и тем самым наносят значительный ущерб здоровью населения и окружающей среде. Это обуславливает важность проведения инженерно-экологического мониторинга дорожных ландшафтов в Москве. Экологический мониторинг дорожных ландшафтов необходимо осуществлять с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных последствий и связанных с ними социальных, экономических и других последствий для сохранения оптимальных условий жизни населения, а также для контроля состояния природной среды, эффективности защитных и природоохранных мероприятий и динамики экологической ситуации.
При создании новых дорожных ландшафтов, экологический мониторинг состояния окружающей среды может быть особенно эффективен, потому как еще на этапе проектирования новой дороги могут быть зафиксированы фоновые показатели состояния окружающей среды, по сравнению с которыми можно будет проследить дальнейшие изменения. Эти работы были проведены для проспекта пр. Багратиона в г. Москве - северного дублера Кутузовского проспекта, соединяющего г. Одинцово с деловым центром «Москва-Сити», строительство которого велось в период с 2019 по 2023 гг.
Объект исследования - дорожные ландшафты пр. Багратиона в г. Москва.
Предмет исследования - экологическое состояние пр. Багратиона в г. Москва.
Цель работы - анализ современного экологического состояния компонентов дорожного ландшафта на примере пр. Багратиона в г. Москва.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру дорожных ландшафтов;
2. Изучить географическую характеристику г. Москва;
3. Проанализировать современное экологическое состояние дорожного ландшафта пр. Багратиона в г. Москва.
Сбор материалов для написания выпускной квалификационной бакалаврской работы проводился в процессе производственной практики в ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» в период с 15 июня по 26 июля 2023 года, а также преддипломной практики с соблюдением безопасных условий труда и учетом гигиенических факторов, обеспечивающих высокий уровень физической и умственной работоспособности.
Для написания выпускной квалификационной работы использовались: материалы автора, полученные в период прохождения производственной практики в компании ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» (г. Москва), карты-схемы фактического материала инженерно-экологических изысканий в зоне строительства пр. Багратиона масштаба 1:500, в составлении которых участвовал автор, а также фондовые материалы организации.
Результатом проведённых работ стал комплект карт оценки уровней загрязнения почв в точках отбора и карт загрязнения почвенного покрова с глубин 0,0-0,2, 0,2-1,0, 1,0-2,0 м., выполненных с помощью применения картографического сервиса 2ГИС и программного обеспечения ArcGIS, соответственно.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения. В работе было использовано 90 источников литературы и интернет-ресурсов, 32 рисунка, 14 таблиц, 4 приложения. Общий объем составляет 92 страницы.
При создании новых дорожных ландшафтов, экологический мониторинг состояния окружающей среды может быть особенно эффективен, потому как еще на этапе проектирования новой дороги могут быть зафиксированы фоновые показатели состояния окружающей среды, по сравнению с которыми можно будет проследить дальнейшие изменения. Эти работы были проведены для проспекта пр. Багратиона в г. Москве - северного дублера Кутузовского проспекта, соединяющего г. Одинцово с деловым центром «Москва-Сити», строительство которого велось в период с 2019 по 2023 гг.
Объект исследования - дорожные ландшафты пр. Багратиона в г. Москва.
Предмет исследования - экологическое состояние пр. Багратиона в г. Москва.
Цель работы - анализ современного экологического состояния компонентов дорожного ландшафта на примере пр. Багратиона в г. Москва.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру дорожных ландшафтов;
2. Изучить географическую характеристику г. Москва;
3. Проанализировать современное экологическое состояние дорожного ландшафта пр. Багратиона в г. Москва.
Сбор материалов для написания выпускной квалификационной бакалаврской работы проводился в процессе производственной практики в ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» в период с 15 июня по 26 июля 2023 года, а также преддипломной практики с соблюдением безопасных условий труда и учетом гигиенических факторов, обеспечивающих высокий уровень физической и умственной работоспособности.
Для написания выпускной квалификационной работы использовались: материалы автора, полученные в период прохождения производственной практики в компании ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» (г. Москва), карты-схемы фактического материала инженерно-экологических изысканий в зоне строительства пр. Багратиона масштаба 1:500, в составлении которых участвовал автор, а также фондовые материалы организации.
Результатом проведённых работ стал комплект карт оценки уровней загрязнения почв в точках отбора и карт загрязнения почвенного покрова с глубин 0,0-0,2, 0,2-1,0, 1,0-2,0 м., выполненных с помощью применения картографического сервиса 2ГИС и программного обеспечения ArcGIS, соответственно.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения. В работе было использовано 90 источников литературы и интернет-ресурсов, 32 рисунка, 14 таблиц, 4 приложения. Общий объем составляет 92 страницы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была обоснована актуальность проведения инженерно-экологического мониторинга дорожных ландшафтов, а также выполнены поставленные в задании к работе цель и задачи. Дорожные ландшафты являются одними из самых распространенных антропогенных систем не только в России, но и в мире, в связи с чем существует достаточно подробная классификация дорожных комплексов и их структуры. В процессе работы были изучены дорожные ландшафты г. Москва, на примере построенного и недавно запущенного в эксплуатацию пр. Багратиона. Автором была дана географическая характеристика изучаемой территории и проведена оценка экологического состояния пр. Багратиона результатом которой стал комплект карт оценки уровней загрязнения почв в окрестностях проспекта на разных глубинах (0,0-0,2, 0,2-1,0 и 1,0-2,0 м). Оценка экологического состояния почв и результаты радиологического обследования земельного участка вблизи проспекта позволили составить ряд рекомендаций и предложений по предотвращению и снижению неблагоприятных последствий, возникающих в процессе антропогенного воздействия на территорию, восстановлению и улучшению состояния окружающей среды с применением экологического мониторинга или производственного контроля.
В завершении стоит отметить, что специалисту географической направленности необходимо обращать внимание на исследования подобного рода деятельности для эффективности защитных и природоохранных мероприятий, чтобы суметь предотвратить, ликвидировать или снизить неблагоприятные последствия, которые могут быть с ними связаны, например, экономические и социальные, для сохранения приемлемых условий жизни населения. Кроме того, важно еще на стадии проектирования продумывать экологическую обоснованность строительства и оценивать возможные риски для окружающей среды, так как транспортные сооружения воздействуют на всех этапах жизненного цикла, вплоть до утилизации таких конструкций.
Реализация проекта строительства дороги и устойчивость задуманного дорожного ландшафта в значительной степени зависит от уровня эксплуатации автомобильной дороги с ее искусственными сооружениями, потому что на придорожную полосу и ее ландшафт, тоже оказывается влияние в виде загазованности и загрязненности почвы, помимо самой автодороги. Перед строительством транспортных конструкций, необходимо уделять особое внимание комплексному исследованию территории, а для этого нужно создавать качественные и содержательные карты, то есть грамотно составлять графическую часть технических отчетов по инженерно-экологическим изысканиям, где от результатов, прежде всего, зависит долговечность и надежность построенных сооружений.
В завершении стоит отметить, что специалисту географической направленности необходимо обращать внимание на исследования подобного рода деятельности для эффективности защитных и природоохранных мероприятий, чтобы суметь предотвратить, ликвидировать или снизить неблагоприятные последствия, которые могут быть с ними связаны, например, экономические и социальные, для сохранения приемлемых условий жизни населения. Кроме того, важно еще на стадии проектирования продумывать экологическую обоснованность строительства и оценивать возможные риски для окружающей среды, так как транспортные сооружения воздействуют на всех этапах жизненного цикла, вплоть до утилизации таких конструкций.
Реализация проекта строительства дороги и устойчивость задуманного дорожного ландшафта в значительной степени зависит от уровня эксплуатации автомобильной дороги с ее искусственными сооружениями, потому что на придорожную полосу и ее ландшафт, тоже оказывается влияние в виде загазованности и загрязненности почвы, помимо самой автодороги. Перед строительством транспортных конструкций, необходимо уделять особое внимание комплексному исследованию территории, а для этого нужно создавать качественные и содержательные карты, то есть грамотно составлять графическую часть технических отчетов по инженерно-экологическим изысканиям, где от результатов, прежде всего, зависит долговечность и надежность построенных сооружений.



