Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые основы регулирования социального обеспечения малообеспеченных семей в Российской Федерации (Новосибирский государственный университет экономики и управления)

Работа №183446

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы55
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы социального обеспечения малообеспеченных семей 5
1.1 Понятие и признаки малообеспеченной семьи 5
1.2 Виды социальной помощи малообеспеченным семьям 10
2 Правовое регулирование социального обеспечения малообеспеченных семей в РФ 19
2.1 Законодательство о социальной поддержке малообеспеченных семей, регулирующие предоставление социальных услуг 19
2.2 Проблемы правоприменения в сфере социального обеспечения малообеспеченных семей 24
3 Пути совершенствования правового регулирования социального обеспечения малообеспеченных семей в РФ 35
3.1 Анализ эффективности действующей системы социальной поддержки 35
3.2 Перспективы развития системы социального обеспечения малообеспеченных семей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51


Актуальность выбранной темы связана с тем, что анализ законодательных актов Российской Федерации, регулирующих социальную поддержку семей, испытывающих финансовые трудности, становится весьма важен. В периоды экономических потрясений и увеличения числа бедных, важность государственных мер помощи таким семьям возрастает. Исследуем ключевые элементы этой темы и докажем значимость её анализа.
Согласно статистике, в 2024 году доля граждан РФ, чьи доходы не достигали уровня прожиточного минимума, сократилась до 13% с 18% в предыдущем году. Это указывает на то, что меньше людей столкнулись с проблемами, связанными с обеспечением себя основными необходимостями, такими как еда, жильё и доступ к образованию. Тем не менее, семьи, оказавшиеся в нищете, по-прежнему ощущают уязвимость перед лицом экономической нестабильности и часто лишены возможностей для изменения своего положения.
Разнообразные формы поддержки, включая финансовые выплаты, субсидирование расходов на жилище и ЖКХ, а также привилегии в области здравоохранения и образования, предоставляются семьям в рамках социального обеспечения. Но часто такие меры не дают ожидаемого эффекта из-за игнорирования уникальных потребностей каждой семьи. Анализ проблематики помогает выявить недочеты в системе и предложить улучшения. К примеру, адресная поддержка, основанная на конкретных потребностях семей, может улучшить помощь. Кроме того, создание программ социальной помощи должно учитывать специфику регионов.
Изучение воздействия социальных инициатив на жизненный стандарт семей, испытывающих финансовые трудности, помогает оценить их интеграцию в общество. Такие данные важны для создания более честной социальной стратегии и уменьшения бедности. В свете этого, анализ мер соцподдержки в России приобретает важность с точки зрения оптимизации государственной помощи нуждающимся, что способствует улучшению их благосостояния и сокращению бедности
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования социального обеспечения малообеспеченных семей в Российской Федерации.
Предмет исследования – правовые основы регулирования социального обеспечения малообеспеченных семей в Российской Федерации.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей и проблем правового регулирования социального обеспечения малообеспеченных семей в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и признаки малообеспеченной семьи;
- охарактеризовать виды социальной помощи малообеспеченным семьям;
- проанализировать законодательство о социальной поддержке малообеспеченных семей, регулирующие предоставление социальных услуг
- выявить проблемы правоприменения в сфере социального обеспечения малообеспеченных семей;
- провести анализ эффективности действующей системы социальной поддержки: оценка эффективности мер социальной поддержки, выявление недостатков и преимуществ;
- определить перспективы развития системы социального обеспечения малообеспеченных семей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной России вопрос определения и поддержки малообеспеченных семей остается актуальным. Малообеспеченная семья — это семья, чей доход на одного члена ниже установленного уровня прожиточного минимума. Этот показатель варьируется в зависимости от региона, учитывая различия в стоимости жизни.
Также выделяют следующие признаки малообеспеченной семьи.
Во-первых, доход ниже прожиточного минимум. Прожиточный минимум — это сумма, необходимая для удовлетворения базовых потребностей человека, включая питание, одежду и жилье. Если доход семьи на одного человека не достигает этого уровня, она считается малообеспеченной.
Во-вторых, высокая доля расходов на основные нужды. В таких семьях значительная часть бюджета уходит на продукты питания и коммунальные услуги, оставляя минимальные средства для других нужд.
В-третьих, ограниченный доступ к образованию и медицине. Финансовые ограничения часто приводят к невозможности обеспечить детям качественное образование или своевременное медицинское обслуживание.
В-четвертых, отсутствие накоплений. Малообеспеченные семьи редко имеют возможность откладывать деньги «на черный день», что делает их уязвимыми перед экономическими потрясениями.
В условиях экономической нестабильности и роста числа семей, испытывающих финансовые трудности, социальная помощь становится важным инструментом государственной поддержки. В Российской Федерации существует несколько видов социальной помощи, направленных на поддержку малообеспеченных семей. Социальная поддержка малообеспеченных семей — это комплекс мер, который позволяет улучшить качество жизни тех, кто находится за чертой бедности. Государственная политика в этой области направлена на создание условий для самореализации таких семей и их интеграции в общество.
Социальная поддержка малообеспеченных семей в России базируется на принципах адресности и нуждаемости. Это означает, что помощь оказывается тем семьям, которые действительно нуждаются в ней, с учетом их материального положения и других социально-экономических факторов. Законодательная база включает несколько уровней нормативных актов: федеральные законы, постановления Правительства РФ, а также региональные нормативные акты. Такой подход позволяет учитывать как общегосударственные приоритеты, так и региональные особенности.
На федеральном уровне основным документом является Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Этот закон определяет категории граждан, имеющих право на получение государственной помощи, включая малообеспеченные семьи. Он также регулирует порядок предоставления различных видов помощи: денежные выплаты, социальные услуги и натуральную помощь.
Региональные власти имеют право устанавливать дополнительные меры поддержки для своих жителей. Например, некоторые регионы предлагают дополнительные льготы для многодетных или неполных семей. Такие меры могут включать бесплатное питание для школьников или скидки на коммунальные услуги. Региональная специфика позволяет более гибко реагировать на потребности населения и адаптировать программы помощи под конкретную социально-экономическую ситуацию региона.
В работе выделены основные проблемы правоприменения в данной сфере следующие.
Во-первых, одной из наиболее острых проблем является сложность процедур получения социальной помощи. Часто процесс сопровождается большим количеством документов и длительными сроками рассмотрения заявок. Это создает дополнительные трудности для семей, которые уже находятся в уязвимом положении.
Во-вторых, многие граждане не знают о своих правах и возможностях получения социальной помощи из-за недостаточной информированности или сложности понимания нормативно-правовых актов. Исследования показывают, что около 40% потенциальных получателей не обращаются за помощью именно по этой причине.
В-третьих, существуют значительные региональные различия как в уровне бедности, так и в доступности социальных услуг. Например, регионы с высоким уровнем безработицы могут предлагать менее щедрые меры поддержки из-за ограниченного бюджета.
В-четвертых, непрозрачность механизмов распределения. Отсутствие прозрачных критериев распределения средств также является серьезной проблемой правоприменения. Это может приводить к коррупции и несправедливому распределению ресурсов среди нуждающихся семей.
Для улучшения ситуации необходимо принять комплекс мер. Необходимо сократить количество необходимых документов и ускорить процесс рассмотрения заявок на получение социальной помощи. Важно проводить информационные кампании для повышения осведомленности населения о доступных мерах поддержки.
Кроме того, следует стремиться к унификации стандартов предоставления социальной помощи по всей стране с учетом региональных особенностей. А введение цифровых платформ для подачи заявок может повысить прозрачность процесса распределения средств и снизить уровень коррупции.
Проблемы правоприменения в сфере социального обеспечения малообеспеченных семей требуют внимания со стороны государства и общества. Только комплексный подход к решению этих вопросов позволит обеспечить достойный уровень жизни всем гражданам России вне зависимости от их материального положения или места жительства.
Также были предложены следующие направления, которые будут способствовать улучшению текущей ситуации:
1. Повышение адресности и эффективности мер поддержки
Одной из ключевых задач является повышение адресности предоставляемых мер социальной помощи. Необходимо разработать механизмы, позволяющие более точно определять потребности каждой семьи и предоставлять помощь именно тем, кто в ней действительно нуждается. Это может включать: использование современных технологий анализа данных для оценки материального положения семей; разработка индивидуальных планов поддержки с учетом уникальных обстоятельств каждой семьи; мониторинг эффективности оказанных мер с целью их последующей корректировки.
2. Развитие инфраструктуры социальных услуг
Инфраструктура социальных услуг должна быть доступной и качественной, что требует значительных инвестиций как со стороны государства, так и частных партнеров. Основные шаги могут включать: создание центров комплексной помощи семьям по принципу «одного окна»; обучение специалистов по работе с семьями в трудной жизненной ситуации; внедрение цифровых платформ для упрощения доступа к социальным услугам.
3. Поддержка занятости и профессионального обучения
Для долгосрочного улучшения благосостояния малообеспеченных семей необходимо содействовать их интеграции в рынок труда через: программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации; содействие развитию малого предпринимательства среди членов таких семей; создание рабочих мест с гибкими условиями труда.
4. Усиление межведомственного взаимодействия
Эффективность системы социальной поддержки во многом зависит от координации действий различных государственных органов и организаций гражданского общества: формирование единой информационной базы данных о получателях социальных услуг; совместные программы между министерствами здравоохранения, образования, труда и социального развития для комплексного решения проблем бедности.
5. Поддержка общественных инициатив
Активное вовлечение НКО и волонтерских организаций может значительно усилить эффект от государственных программ: субсидирование проектов НКО, направленных на поддержку малообеспеченных семей; разработка механизмов общественного контроля за реализацией социальных программ.
Система социальной поддержки малообеспеченных семей в России требует систематического подхода к реформированию с акцентом на повышение адресности помощи, развитие инфраструктуры социальных услуг и поддержку занятости населения. Комплексный подход позволит не только смягчить последствия бедности для отдельных категорий граждан, но и будет способствовать устойчивому развитию общества в целом.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями на 4 октября 2022 года) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 13.07.2024) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 19.
9. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
11. Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 (ред. от 05.10.2002) «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства РФ. 20.05.1996, № 21, ст. 2460.
12. Указ Президента РФ от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» // Собрание законодательства РФ, 27.11.2023, № 48, ст. 8560.
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 12.07.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, № 17, ст. 2059.
14. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» // Российская газета. 29 августа 2014 г..
15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2015 № 364 (ред. от 01.11.2023) «О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение части затрат по кредитам, выданным в 2018 - 2026 годах физическим лицам на приобретение автомобилей» // Собрание законодательства РФ, 27.04.2015, № 17 (часть IV), ст. 2560.


Научная литература
16. Архирейская Т. Ю., Салимов Р. Н. Защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей в контексте конституционной реформы // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2021. № 2 (48). С. 5-1.
17. Бадьин Д.А. Проблемы социального обеспечения малообеспеченных семей в Российской Федерации // В сборнике: Материалы международной научно-практической конференции «Перспективы развития правовой системы Республики Казахстан». Караганды, 2024. С. 111-114.
18. Белозёрова Т.Б., Белякин И.А. Проблемы реализации социального контракта как меры поддержки малообеспеченных граждан // В сборнике: Стратегии развития общества и социальная работа (памяти первого зав. кафедрой социальных технологий ЮФУ В.Д. Альперовича). Материалы докладов и сообщений в виде научных статей шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2024. С. 104-108.
19. Белозёрова Т.Б., Белякин И.А. Проблемы реализации социального контракта как меры поддержки малообеспеченных граждан // Отечественный журнал социальной работы. 2024. № 3 (98). С. 174-176.
20. Варызгина А.А. Превентивные стратегии избегания бедности, избираемые семьями с несовершеннолетними детьми. Нижний Новгород: Знания, 2015. 149 с.
21. Гацолаева А. Х., Созанов З. А. К вопросу о проблемах реализации субъектами Российской Федерации правотворческих полномочий по предметам совместного и исключительного ведения // Ленинградский юридический журнал. 2020. № 2. С. 84-88.
22. Демкина Е.В. Экономические и социально-педагогические проблемы малообеспеченных семей // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России. Сборник научных трудов по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции. Майкоп, 2024. С. 355-363.
23. Закирова А.Б., Асмандиярова А.А. Роль социального работника в работе с малообеспеченными семьями // Наука через призму времени. 2024. № 1 (82). С. 64-66.
24. Запольский С. В., Сморчкова Л. Н. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: конституционные новеллы // Право и практика. 2022. № 2. С. 54-60.
25. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М.: РАГС, 2023. 247 с.
26. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Инфра-М, 2022. 403 с.
27. Конституционное право: учебник / под общ. ред. М. С. Савченко. Краснодар: КубГАУ, 2021. 620 с.
28. Котова В.И. Социальная поддержка малообеспеченных граждан в Московской области // В сборнике: Государство, власть, управление и право. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 130-132.
29. Кузнецова А.В., Хакимова Р.Р. Правовое регулирование социальной помощи малообеспеченным семьям // Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности через приобщение к традиционной родной культуре (XIХ Акмуллинские чтения). Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2024. С. 162-163.
30. Назарова С.В. Обзор мер социальной поддержки малообеспеченных граждан // Управление социально-экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы. Материалы Национальной научно-практической конференции. Гатчина, 2024. С. 281-284.
31. Ноженко А.В., Елисеева Е.О. Проблемы и перспективы государственной поддержки малообеспеченных групп населения в Свердловской области // В сборнике: Государство, власть, управление и право. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 192-193.
32. Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2022. 140 с.
33. Позднякова М.В. Причины возникновения малообеспеченной семьи // В сборнике: Студенчество в научном поиске. Материалы XXIХ Всероссийской студенческой научно-практической конференции обучающихся. Сургут, 2024. С. 11-12.
34. Пономарева Ю.Н., Краснова С.Н. Содержание социальной работы с малообеспеченными семьями // В сборнике: Современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Бирск, 2024. С. 209-212.
35. Пономарева Ю.Н., Краснова С.Н. Технологии социальной работы с малообеспеченными семьями // В сборнике: Современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Бирск, 2024. С. 347-348.
36. Рыженков А. Я. Реализация принципа защиты семейных прав: проблемы и перспективы // Современное право. 2020. № 9. С. 60-63.
37. Сайдакова В.А., Руденко О.В. Анализ социальной поддержки малообеспеченных семей // Дневник науки. 2024. № 3 (87). С. 44-48.
38. Сергеева Д.С. Социальная политика в отношении малообеспеченных слоев населения: региональный опыт // В сборнике: III Махмутовские чтения. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях внешних вызовов. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Уфа, 2024. С. 681-686.
39. Скирда А.Е. Защита прав малообеспеченных граждан в порядке гражданского судопроизводства // Национальный вестник Республики Крым. 2024. № 9. С. 120-124.
40. Филимонов А.В., Стафеев П.В. Анализ мер социальной поддержки по защите многодетных и малообеспеченных семей РФ // Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чита, 2024. С. 95-98.
41. Хамитова Г.М., Вяткина В.А. Меры социальной поддержки малообеспеченных семей // Актуальные проблемы социальной работы. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ижевск, 2024. С. 215-224.
42. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. 418 с.
43. Шокарова А.Г., Шоранова З.В. Система социального страхования и социальной защиты малообеспеченных слоев населения в современной России // В сборнике: Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения д.п.н., профессора М.Б.Рамазанова. Махачкала, 2024. С. 36-41.

Другие источники
44. Определение Конституционного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. № 2852-О // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ