Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ СТУДЕНТОВ. СТРАДАЮЩИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ СИНДРОМАМИ) И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (ПСИХОСОМАТОЗАМИ)

Работа №183441

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы160
Год сдачи2023
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы изучения феномена отношения к болезни 7
1.1 Понятие отношения к болезни в психологии, типологии психологического
отношения к болезни 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование субъективного отношения к болезни 16
1.3 Выводы по главе 1 24
2. Теоретические основы изучения отношения к болезни студентов, страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами) и психосоматическими заболеваниями (психосоматозами) 26
2.1 Психосоматические заболевания 26
2.2 Патогенез психосоматических заболеваний 30
2.3 Психологические факторы возникновения психосоматических симптомов и болезней, личностные особенности людей с разными психосоматическими состояниями 32
2.4 Склонность студентов к психосоматическим расстройствам и их особенности 52
2.5 Выводы по главе 2 59
3 Исследование особенностей отношения к болезни студентов, страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами) и психосоматическими заболеваниями (психосоматозами) 63
3.1 Выборка, основные этапы и методы исследования 63
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 76
3.3 Выводы по главе 3 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ А 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 118
ПРИЛОЖЕНИЕ В 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 131
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж


Известно, что любая болезнь, кроме типичных для нее клинических проявлений, сопровождается более или менее серьезными изменениями психики больного.
На сегодняшний день является достаточно установленным, что имеются два основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику человека: соматогенный и психогенный. Соматогенный и психогенный компоненты могут выступать в различных соотношениях в зависимости от заболевания.
-Соматогенное влияние болезни на психику. Связано с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и самих интенсивных болевых ощущений. Интенсивная боль, накапливающиеся в крови вредные вещества или кислородная недостаточность, непосредственно воздействуя на головной мозг, вызывают нарушения в нервно - психической сфере. Весь комплекс нарушений в нервно-психической сфере при этом часто именуют термином «соматогения». По своей структуре они характеризуются полиморфизмом проявлений, а именно от неврозоподобных нарушений до психотических (с бредом, галлюцинациями) расстройств.
-Психогенное влияние болезни на психику. Интоксикационные воздействия на центральную нервную систему наблюдаются лишь при некоторых соматических заболеваниях, тяжелом их течении, и специфическими для клиники внутренних болезней не являются. Основной же формой влияния соматического заболевания на психику человека является психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия, имеющиеся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия.
Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (аутопластическая) картина болезни». Это сложное, структурированное образование включает в себя четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего. Первый - чувственный, уровень ощущений. Второй - эмоциональный, связан с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия. Третий уровень - интеллектуальный, связан с представлением, знанием больного о своем заболевании, размышлениями о его причинах, возможных последствиях. Четвертый уровень - мотивационный, связан с определенным отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.
Отношение больного к своему заболеванию, как и каждое психологическое отношение, индивидуально и неповторимо. Оно является значимым, оказывает влияние как на саму личность, так и на другие сферы функционирования личности, на ее социальную жизнь. Особый интерес в этом плане вызывают люди с психосоматическими заболеваниями, у которых в механизмах взаимоотношений психики и сомы большую роль играют так называемые механизмы «замкнутого круга». Нарушения, первоначально возникающие в психической сфере(или же в соме), вызывают реакции в соме (/в психической сфере), а последние являются причиной дальнейших нарушений в психике(/соме). Формируется замкнутый патологический круг, который сам себя поддерживает. Особенно неблагоприятна ситуация у лиц, у которых психическая деятельность раз за разом в различных жизненных ситуациях формирует в бессознательном образ болезни. Симптомы автоматически запускаются по ассоциации окружающей среды - и болезнь приобретает хронические формы. Так человек начинает жить в болезни.
Говоря о людях с психосоматическими заболеваниями, особенно стоит отметить лиц студенческого возраста, как одного из важнейших этапов в становлении личности, профессионального самоопределения. В настоящее время невротические и психосоматические расстройства у студентов являются достаточно распространенной проблемой, в виду существования огромного количества факторов, воздействующих на молодую личность.
Изучение особенностей отношения к болезни студентов, страдающих психосоматическими проявлениями, психосоматическими заболеваниями, может помочь в формировании своевременной подходящей программы психотерапии и психокоррекции. Многие психосоматические заболевания могут исчезнуть чуть ли не мгновенно, если молодой человек, страдающий от них, изменит свою психологию, систему поведения, свои аффективные отношения.
Цель исследования: изучить особенности отношения к болезни студентов, страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами) и психосоматическими заболеваниями (психосоматозами).
Объект исследования: отношение к болезни.
Предмет исследования: отношение к болезни студентов, страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами) и психосоматическими заболеваниями (психосоматозами).
В качестве гипотез выдвинуты предположения:
1) Отношение к болезни студентов, страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами), и студентов, не страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами), имеет статистически значимые различия.
2) Отношение к болезни студентов, страдающих психосоматическими заболеваниями (психосоматозами) и студентов, не страдающих психосоматозами, имеет статистически значимые различия.
3) Между определенным типом хронических психосоматических проявлений(функциональным синдромом) и типом отношения к болезни имеются статистически значимые связи.
4) Между определенным психосоматозом и типом отношения к болезни имеются статистически значимые связи.
Задачи:
1) Рассмотреть феномен отношения к болезни, различные типологии психологического отношения к болезни в научной психологической литературе.
2) Провести теоретический анализ факторов, влияющих на формирование отношения к болезни, особенностей отношения к болезни в юношеском возрасте.
3) Рассмотреть феномен психосоматических заболеваний.
4) Изучить патогенез психосоматических заболеваний.
5) Провести теоретический анализ психологических факторов возникновения различных психосоматических проявлений (функциональных синдромов) и психосоматозов, а также личностных особенностей людей с разными психосоматическими состояниями (функциональными синдромами, психосоматозами).
6) Подтвердить склонность студентов к психосоматическим проявлениям (функциональным синдромам) и психосоматическим заболеваниям (психосоматозам), опираясь на научную психологическую литературу и на результаты прошлого исследования, проведенного в рамках курсовой работы.
7) Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей отношения к болезни студентов, страдающих психосоматическими проявлениями (фунциональными синдромами) и психосоматическими заболеваниями (психосоматозами).
Методы исследования:
Теоретические (анализ научной психологической литературы).
Эмпирические (методы сбора данных):
1) Опросник для выявления предрасположенности к психосоматическим заболеваниям, а также для выявления наличия/отсутствия различных психосоматических проявлений (функциональных синдромов) и различных психосоматических заболеваний (психосоматозов).
2) Методика «Личностный опросник Бехтеревского института» (ЛОБИ) для диагностики типов отношения к болезни.
Статистические методы:
1) Описательные статистики (частотный анализ);
2) Таблицы сопряженности с оценкой различий, связей с помощью точного критерия Фишера (так как анализируются качественные признаки, выборка небольшая, и встречаются частотные данные в ячейках со значением меньше 5).
Статистическая обработка данных проводилась в IBM SPSS Statistics 23 и в MS Excel.
База исследования, выборка: Студенты различных ВУЗов и колледжей (Томска, Новосибирска, Читы, Москвы, Кемерово), в количестве 41 человека. Среди которых 31 девушка, 10 юношей. Возраст респондентов варьирует: от 18 до 30 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отношение к болезни является структурным образованием, отражающим когнитивную, эмоциональную и мотивационно-поведенческую сферу. Оно, как и каждое психологическое отношение, индивидуально и неповторимо. Оказывает влияние, как на саму личность, так и на любые другие отношения личности.
Субъективное отношение к болезни формируется на базе различных факторов, среди которых: тяжесть заболевания, пол, возраст, профессия и профессиональный статус, особенности темперамента, характера, воспитание, личностные особенности(ценностные ориентации, морально-нравственные критерии, мировозрение и т.д.), уровень образования и культуры, социальный статус(социальные условия, образ жизни, характер труда) и непосредственное окружение.
Особый интерес в плане отношения к болезни вызывают люди с психосоматическими заболеваниями, у которых в механизмах взаимоотношений психики и сомы большую роль играют так называемые механизмы «замкнутого круга». Нарушения, первоначально возникающие в психической сфере(или же в соме), вызывают реакции в соме (/в психической сфере), а последние являются причиной дальнейших нарушений в психике(/соме). Формируется замкнутый патологический круг, который сам себя поддерживает. Особенно неблагоприятна ситуация у лиц, у которых психическая деятельность раз за разом в различных жизненных ситуациях формирует в бессознательном образ болезни. Симптомы автоматически запускаются по ассоциации окружающей среды - и болезнь приобретает хронические формы. Так человек начинает жить в болезни.
Психосоматические расстройства делят на 3 группы, в которых симптомы различают по патогенезу, смыслу симптома и по функциональной структуре психосоматической связи, находящей отражение в психосоматическом расстройстве: конверсионные проявления, функциональные синдромы, психосоматозы-психосоматические болезни. По мнению разных ученых, около 50-65% соматических заболеваний человека может носить психосоматический характер. Люди могут иметь заболевание, и не знать, что оно имеет психологическую природу. Ведь они чаще всего обращаются не к психотерапевту, а к терапевту, который лечит, опираясь на соматические жалобы, симптомы, направляет к другим узконаправленным специалистам (гастроэнтерологу, эндокринологу и т.д.).
Существует набор опознавательных признаков того, что причина болезни лежит именно в области психологии: 1) Начало заболевания провоцируется психическими факторами (психическая травма, эмоциональный стресс), действие которых может быть кратковременным, длительным или хроническим. 2) Не только начало заболевания связано со стрессовой ситуацией, но и любое обострение или рецидив болезни.3) Течение заболевания в определенной степени зависит от пола и стадии полового созревания. 4)Психосоматические расстройства обычно протекают фазно, и их обострения носят сезонный характер. 5) Психосоматические болезни возникают у людей с генетической и конституциональной предрасположенностью. 6) Частое повторение заболевания. Человек получает лечение согласно рекомендациям врача, но в итоге симптомы ненадолго исчезают и в скором времени появляются вновь. То есть, адекватное медикаментозное лечение не дает ожидаемого результата. 7)Традиционное лечение не помогает - еще одна особенность психосоматического заболевания.
Патогенез психосоматических заболеваний представляет собой сложную систему. Возникновение психосоматических расстройств разъясняется взаимодействием трех факторов - психологическим, физиологическим и социальным. В особенности психологических факторов обозначаются специфические личностные свойства, нерешенные внутренние конфликты, которые определяются как привычные негативные эмоции, испытываемые человеком в эмоциогенных ситуациях. Физиологический фактор, обозначающий слабое звено в организме, который принимает основной удар неблагоприятных эмоций, - это высокая уязвимость тех или иных органов. А так же социальный фактор, который играет роль пускового момента - например, неблагополучные воздействия жизненной ситуации. «Специфику нужно искать в ситуации спора и разногласия» (единство внешнего и внутреннего конфликта, которые подходят друг другу как ключ к замку).
По совокупности некоторых определенных характеристик, психологических особенностей личности (особенности реакций, стереотипов поведения, мышления, отношений и т.д.), можно определить склонность, подверженность возникновению или развитию тех или иных психосоматических симптомов (функциональных синдромов, психосоматических заболеваний).
Говоря о людях с психосоматическими заболеваниями, особенно стоит отметить лиц студенческого возраста, как одного из важнейших этапов в становлении личности, профессионального самоопределения. В настоящее время невротические и психосоматические расстройства у студентов являются достаточно распространенной проблемой, в виду существования огромного количества факторов, воздействующих на молодую личность. Этому способствуют, предрасполагают некоторые психологические особенности студенческого возраста, (также отдельно хотелось бы отметить, что в частности, в группе риска возникновения психосоматических симптомов находятся студенты с выраженными чертами тревожности, с высоким уровнем тревожности), стрессовые же экзогенные факторы в период обучения в вузе могут выступать в роли «пускового момента», запускающего психосоматические проявления. Как в самом начале учебы в высшем учебном заведении, так и на старших курсах, стресс преследует студента и становится основанием нарушений поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер деятельности. На начальных курсах могут наблюдаться сложности адаптации, связанные с переживаниями по поводу разлуки с близкими, со сменой обстановки, принятием нового коллектива, достаточно высоким уровнем сложности обучения и новыми требованиями в ВУЗе, с необходимостью принятия самостоятельных решений, тревожными мыслями по поводу правильности самоопределения, которое для большинства тождественно определению смысла жизни. Для старшекурсников же характерно резкое увеличение нагрузки накануне сессии, трудности работы с большим объемом литературы, переживание социальной и профессиональной неопределенности, необходимость поиска рабочего места. Все это может приводить к возникновению дезадаптации с формированием дистрессовых расстройств, негативно сказывающихся на состоянии и психического и физического здоровья. По данным прошлого исследования среди самых частых функциональных синдромов студентов фигурируют: нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (отражают отношения с окружающим миром, окружающими людьми, связаны с эмоциональным состоянием и с внешним жизненным пространством; могут свидетельствовать о том, что у студентов имеются проблемы с принятием, перевариванием духовной пищи: эмоций, чувств, желаний, мыслей, впечатлений.), симптомы вегето-сосудистой дистонии (могут свидетельствовать о возможной нерешительности, склонности к сомнениям и самообвинению, неспособности расставить приоритеты и акценты в своей жизни, сказать твердое «Нет», невозможности решиться реализовать какую-то свою душевную, социальную, биологическую потребность. О возможном наличии внутреннего напряжения, внутреннего конфликта.
Также для студентов с данными симптомами может быть характерно недовольство собой и жизнью (социальная неустроенность), неумение адаптироваться к новому, кардинальным переменам в жизни) и проблемы со стороны дыхательной системы (могут отражать проблемы у студентов с непризнанием своего права занимать пространство, существовать, отказ вдыхать жизнь полной грудью. Могут свидетельствовать о возможном наличии удушающих факторов, не дающих наслаждаться жизнью и дышать полной грудью. Также могут говорить о частой повышенной тревожности, частых стрессах, субъективном ощущении одиночества, проблеме подавлении чувств, наличии чрезмерной удушающей родительской заботы, препятствующей росту и развитию, страхе и недоверии к переменам.) Также нередко студенты отмечают сильные головные боли (могут отражать проблемы с самооценкой у студентов, склонностью к самокритике, возможном наличии каких-либо страхов, низкой сопротивляемости незначительным стрессам. Те, кто жалуется на постоянные головные боли, буквально состоят из психологических и физических зажимов и напряжения. Они могут постоянно стремиться оправдать завышенные ожидания окружающих, стремятся избежать любых ошибок), расстройства сна (могут свидетельствовать о наличии стрессов, тревожности, страхов, эмоциональном или психическом напряжении студентов, возможном чувстве вины по отношению к чему-то, недоверие к жизненному процессу).
В результате эмпирического исследования не было выявлено значимой взаимосвязи между выявленными типами отношения к болезни у исследуемой группы студентов и их курсом обучения в Высшем учебном заведении, полом и возрастом, что говорит о том, что в данном конкретном случае, в данной конкретной группе студентов они не влияют, не определяют конкретный тип отношения к болезни. Это может свидетельствовать об особенностях данной конкретной исследуемой группы, влиянием на все многообразие выявленных типов отношения к болезни других, более важных, с более существенным весом факторов/их совокупности, которая определяет типы отношения к болезни у данной группы студентов. Это также может говорить о том, что не стоит анализировать конкретные типы отношения к болезни, в виду их большого многообразия. Некоторые типы отношения к болезни могут повторяться, совпадать сразу у нескольких личностей(но это не значит, что на этих людей, на их отношение к болезни влияло одно и тоже количество одинаковых факторов), а некоторые могут быть неповторимы, со своими неповторимыми сочетаниями. Это дело случая. Жизненный опыт каждой личности неповторим во всем своем многообразии.
При сравнении типов отношения к болезни у студентов, отмечающих у себя отсутствие каких-либо функциональных синдромов, и группы студентов с хроническими психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами) были выявлены следующие особенности: У студентов, отмечающих у себя отсутствие каких-либо функциональных синдромов встречаются только чистые типы отношения к болезни, преобладают неустановленные (система отношений, связанных с болезнью, еще не сложилась в единый паттерн), анозогнозический и эйфорический типы, которые относят к типам, при которых обычно психическая и социальная адаптация существенно не нарушается, но, в виду особенностей данных типов отношения к болезни, есть вероятность того, что данная группа респондентов демонстрируют на самом деле свое отношение к болезни, а не реальное положение дел. То есть имеется вероятность того, что у них могут быть психосоматические проявления, которые они либо скрывают, либо не осознают, не верят в их существование и т.д. Также у данных респондентов имеются предпосылки для возникновения психосоматических симптомов в будущем. В роли предпосылок могут выступать выявленные личностные особенности(психологический фактор влияния).
У студентов с функциональными синдромами наблюдается большое обилие разных типов отношения к болезни, достаточно неоднородна их структура. Встречаются как чистые, так и смешанные и диффузные типы с разными сочетаниями. Вероятно, это связано с вхождением в данную группу лиц с разными функциональными синдромами со своими особенностями, а также с неповторимостью жизненного опыта каждой личности и влиянием на нее и ее отношение к болезни различных факторов и их совокупностей. Из преобладающих типов можно выделить неопределенный (система отношений, связанных с болезнью, еще не сложилась в единый паттерн), паранойяльный тип, сенситивный тип, смешанный эйфорический с чертами анозогнозического. Если отойти от анализа определенных сочетаний разных типов к анализу доминирующих типов в этих сочетаниях(стоят на первом месте в сочетаниях), то мы можем отметить следующую особенность: часто у студентов с функциональными синдромами доминируют паранойальный, сенситивный типы (для которых характерна интерпсихическая направленность личностного реагирования на болезнь), эйфорический, тревожный, неврастенический, апатический типы отношения к болезни (для которых характерна интрапсихическая направленность личностного реагирования на болезнь). В виду особенностей выявленных типов получается, что одни личности с функциональными синдромами в реагировании на болезнь ориентируются на отклонение своего внутреннего восприятия болезненных эмоций, соматических состояний (реакции по типу раздражительной слабости; тревожном, подавленном, угнетенном состоянии; постоянном беспокойстве и мнительности в отношении неблагоприятного течения болезни; отказе от борьбы перед заболеванием), а другие - на отклонения социального поведения в отношении окружающих людей и жизненных проблем (стесняются своего заболевания перед окружающими; «используют» его для достижения определенных целей; строят паранойяльного характера концепции относительно причин своего заболевания и его хронического течения), что может отразиться, существенно нарушить психическую и социальную адаптацию данной группы студентов.
При статистическом анализе не было выявлено значимых различий в типах отношения к болезни у студентов, страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами), и студентов, не страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами).Т.е. в данном конкретном случае мы не можем утверждать, что наличие психосоматических проявлений накладывает отпечаток на тип отношения к болезни. Не видны проявления механизма «замкнутого круга»(психика-сома-психика), являющегося универсальным для психосоматических взаимовлияний разного типа. Есть вероятность того, что данный результат обусловлен влиянием, например, весьма весомой тяжести психосоматических проявлений. Типы отношения к болезни у студентов без и с функциональными синдромами могут значимо не отличаться потому, что лица с функциональными синдромами переносят свои психосоматические проявления в достаточно легкой форме(легкая степень тяжести), не способной кардинально сказаться на психике, типе отношения к болезни.
При сравнении в свою очередь типов отношения к болезни у студентов, страдающих психосоматическими заболеваниями (психосоматозами) и студентов, не страдающих психосоматозами, были выявлены следующие особенности: У студентов без психосоматозов встречаются только чистые и смешанные типы. Преобладают неопределенные типы (система отношений, связанных с болезнью еще не сложилась в единый паттерн), эйфорический с чертами анозогнозического, неврастенический с чертами тревожного, паранойальный, сенситивный, эйфорический. Если отойти от анализа определенных сочетаний разных типов к анализу доминирующих типов в этих сочетаниях(стоят на первом месте в сочетаниях), то мы можем отметить следующее: часто у студентов без психосоматозов доминируют неврастенический (характерна интрапсихическая направленность личностного реагирования на болезнь), паранойальный, сенситивный (характерна интерпсихическая направленность личностного реагирования на болезнь), эйфорический типы отношения к болезни. Как мы можем видеть, встречающиеся у группы студентов без психосоматозов типы реагирования на болезнь также способны обуславливать нарушения социальной адаптации.
У студентов с психосоматозами фигурируют разные типы и их сочетания, что, вероятно, связано с вхождением в данную группу лиц с разными психосоматическими заболеваниями, а также с неповторимостью жизненного опыта каждой личности и влиянием на нее и ее отношение к болезни различных факторов и их совокупностей. Встречаются и чистые, и смешанные, и диффузные типы. Преобладают неустановленные типы, тревожный, апатический. Если же отойти от анализа определенных сочетаний разных типов к анализу доминирующих типов в этих сочетаниях(стоят на первом месте в сочетаниях), то мы можем отметить следующее: доминируют тревожный, неврастенический, апатический (характерна интрапсихическая направленность личностного реагирования на болезнь), сенситивный (интерпсихическая направленность реагирования на болезнь), которые могут нарушить психическую и социальную адаптацию данной группы студентов.
При статистическом анализе не было выявлено значимых различий в типах отношения к болезни у студентов, страдающих психосоматозами, и студентов, не страдающих ими. Исходя из этого получается, что в данном конкретном случае мы не можем утверждать, что наличие психосоматозов накладывает отпечаток на тип отношения к болезни. Как и при сопоставлении и сравнении прошлой группы не видны проявления механизма «замкнутого круга»(психика-сома-психика), являющегося универсальным для психосоматических взаимовлияний разного типа. Одной из причин того, что гипотеза не подтвердилась, как вариант, может являться то, что у студентов с психосоматозами достаточно легкая степень тяжести заболеваний (тяжесть заболевания является одним из самых весомых факторов, влияющих на тип реагирования на болезнь, и получившийся результат может служить подтверждением этого), не способная кардинально сказаться на психике, психологическом типе отношения к болезни. Поэтому и получается, что типы отношения к болезни у двух групп студентов значимо не различаются. Второй причиной неподтвержденной гипотезы может являться то, что изначальное предположение о том, что установленные врачами диагнозы являются именно психосоматозами, а не обычными соматическими заболеваниями, оказалось ложным. Опять же, мы не можем это проверить (выяснить и установить, точно ли имеет заболевание психологическую природу, может только психотерапевт).
Между определенным типом хронических психосоматических проявлений (функциональных синдромов) и конкретными типами отношения к болезни не было выявлено статистически значимых связей. Также как и между определенными психосоматозами и конкретными типами отношения к болезни. Нередко типы отношения к болезни у людей с разными психосоматозами/функциональными синдромами абсолютно совпадали. Получается, что не может быть такого, чтобы каждому типу психосоматоза/функционального синдрома во всем многообразии их особенностей(нарушения ЖКТ, проблемы дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы и т.д.) соответствовал какой-то определенный тип отношения к болезни. Исходя из этого, возникает предположение, что здесь необходим обширный анализ совокупности особенностей реагирования на болезнь, поведения в болезни, особенностей мышления, отношений личности, ведь как мы уже отметили ранее, отношение к болезни оказывает влияние как на саму личность, так и на любые другие отношения личности, другие сферы ее функционирования. Также отношение к болезни зависит не только от объективного положения дел, но от субъективного восприятия картины болезни.
Таким образом, несмотря на то, что в данном исследовании гипотезы не были подтверждены, вопрос специфических особенностей отношения к болезни студентов, страдающих психосоматическими проявлениями (функциональными синдромами) и психосоматическими заболеваниями (психосоматозами) по сравнению со студентами, не имеющими никакие психосоматические симптомы, все же остается открытым. Необходимо более обширное и глубокое дальнейшее исследование. Как вариант, анализ и исследование других компонентов отношений. Есть вероятность того, что пусть в когнитивном компоненте (в нашем случае) не было выявлено значимых различий, они могут проявиться в эмоциональном или мотивационном компоненте отношений студентов.



1. Акарачкова Е.С. Тревога в неврологической и общесоматической практике. Современные аспекты терапии / Е.С. Акарачкова, С. Б. Шварков // Русский медицинский журнал. - 2007. - № 5. - С. 440.
2. Белянская Т. Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста // Ученые записки. Электрон. науч. Журн. Курского государственного университета. - 2020. - №. 3 (55). - С. 220 - 227.
3. Березанцев А. Ю. Соматопсихические и психосоматические расстройства: вопросы систематики и синдромологии (клинико-психологический аспект). // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 1.
4. Биопсихосоциальная Модель Икскюля и Везиака // helpiks.org. - [Б. м.]., 2014-2023. - URL: https://helpiks.org/1-51270.html(дата обращения: 5.06.2023).
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. М.: Издательство: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 г. - 352 с.
6. Бызова В. М. Стили психосоматического поведения у студентов с разными приемами саморегуляции в ситуации экзамена / В. М. Бызова, А. Е. Ловягина // Экология человека. - 2017. - №. 7. - С. 25 - 31.
7. Вассерман Л. И. и др. Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей / Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Э. Б. Карпова, А. Я. Вукс // СПб.: НИПНИ им. ВМ Бехтерева. - 2005. - 32 с.
8. Величковская С. Б. Особенности проявлений стресса в период сессии у студентов с разным уровнем личностной тревожности / С. Б. Величковская, Т. О. Гребенникова // Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. - 2018. - № 3. - С. 150-165.
9. Внутренняя картина болезни. Психология соматического больного. - URL: https://medcol.ru/images/documents/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B 8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%B A%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%202022/3.%20%D0%9C%D0% B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F% 20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8% D1%8F/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0%203.11.%20%D0%92%D0%BD%D1%83% D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0% D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5% D0%B7%D0%BD%D0%B8.pdf (дата обращения: 5.06.2023).
10. Дёмина С. Н. Теоретические аспекты исследования личностных особенностей пациентов с разными психосоматическими состояниями // Научно - методический электрон. журн. «Концепт». - 2017. - №. Т 12. - С. 80 - 85.
11. Заболевания желудка, которые возникают из-за переживаний // med74.ru. -
[Челябинск], 2014-2023. - URL:
https://www.med74.ru/psy/articles/psihologiya_zdorovya/zabolevaniya_zheludka_kotorie_vozni kayut_izza_perezhivaniy.html (дата обращения: 5.06.2023).
12. Интегративная Модель Здоровья, Болезни и Болезненного Состояния по Вайнеру // helpiks.org. - [Б. м.]., 2014-2023. - URL: https://helpiks.org/1-51268.html(дата обращения: 5.06.2023).
13. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. / Под ред. Б. Д. Карвасарского.
— СПб: Питер, 2011. — 960 с.
14. Классификация психосоматических заболеваний // helpiks.org. - [Б. м.]., 2014-2023. - URL: https://helpiks.org/6-30319.html(дата обращения: 5.06.2023).
15. Клепцова Е. Ю. К анализу категории «отношение» // Вестник Вятского государственного университета. - 2011. - №. 2 - 3. - С. 125 - 129.
16. Ковалев Ю.В. Некоторые особенности психогенеза язвенной болезни // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Т. 15, № 2. - С. 36-38.
17. Кожевников В. Н. и др. Психосоматические расстройства в клинической практике психолога / В. Н. Кожевников, Г. В. Залевский, Л. И. Фусу, Т. А. Кожевникова // Сибирский психологический журнал. - 2013. - №. 50. - С. 70-77.
18. Кочанов А. М. О распространенности психосоматической патологии пищеварительной системы среди студентов медицинского колледжа (опыт анкетирования) / А. М. Кочанов, А. М. Кочанова, О. Н. Плеханова // CETERIS PARIBUS.
- 2022. - №. 11. - С. 69 - 72.
19. Кривощеков С. Г. Психогенно-соматогенные взаимоотношения при психосоматических заболеваниях / С. Г. Кривощеков, М. Г. Чухрова, Т. А. Филь // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2020. - №. XV. - С. 92 - 95.
20. Лакарова Е. В. Здоровье студентов и факторы, на него влияющие // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2016. - №. 4 (19). - С. 63-76.
21. Лиджи-Горяева А. А. Механизм возникновения психосоматических расстройств // Инновационная наука. - 2020. - №. 1. - С. 113 - 115.
22. Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) // Студопедия. - [Б.
м.]., 2023. - URL: https://studopedia.ru/11_192981_lichnostniy-oprosnik-behterevskogo-
тзНШаЛоЬШтХдата обращения: 5.06.2023).
23. Медицинская антропология Виктора Вайцзеккера // helpiks.org. - [Б. м.]., 2014-2023. - URL: https://helpiks.org/1-51271.html(дата обращения: 5.06.2023).
24. Мельник Е.В. Психосоматические заболевания: факторы риска, выявление, профилактика : учеб. пособие / Е.В. Мельник. - Челябинск : Активист, 2016. - 123 с.
25. Методика «Тип отношения к болезни» // Psylab.info - энциклопедии
психодиагностики. - [Б. м.]., 2009 - 2023. - URL:
https://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0 %B0_%C2%AB%D0%A2%D0%B8%D0%BF_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1% 88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B 5%П0%В7%П0%ВП%П0%В8%С2%ВВ(дата обращения: 5.06.2023).
26. Модели формирования психосоматических заболеваний // vuzlit.ru. - [Б. м.].,
2017-2023. - URL:
https://vuzlit.ru/84142/modeli_formirovaniya_psihosomaticheskih_zaboleva niy (дата
обращения: 5.06.2023).
27. Мозгачева Е. С. Оценка стрессовой нагрузки мужчин-студентов начальных и старших курсов обучения, как основы формирования психосоматических заболеваний / Е. С. Мозгачева, М. И. Григорьева, Е. В. Фомина // Психосоматические и интегративные исследования. - 2020. - Т. 6. - №. 1. - С. 102 - 102.
28. Наумов С. В. Специфика психосоматического статуса студентов колледжа с дисморфофобическими реакциями, в зависимости от механизмов психологической защиты личности / С. В. Наумов, О. В. Сысоева // Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики. - 2019. - С. 71 - 81.
29. Никулина И. В. Психологические особенности студенческого возраста: учебное пособие / И. В. Никулина. - Самара: Издательство «Универс-групп», - 2009. - 100 с.
30. Носков В. И. Детерминанты психосоматического здоровья студентов и преподавателей высшей школы / В. И. Носков, А. В. Кальянов, О. В. Носкова // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2007. - №. 11. - С. 253 - 258.
31. Основные психологические особенности студенческого возраста // Студент - сервис. - [Б. м.]., 2002 - 2023. - URL: https://student-servis.ru/spravochnik/osnovnye- psihologicheskie-osobennosti-studencheskogo-vozrasta/(дата обращения: 5.06.2023).
32. Палий И.Г Психосоматические расстройства в гастроэнтерологической практике: особенности клинического течения и медикаментозной терапии / И.Г. Палий, И.Г. Резниченко, Н.М. Севак // Новости медицины и фармации. - 2007. - №6. - URL: https://www.gastroscan.ru/literature/authors/2148(дата обращения: 5.06.2023).
33. Петраш М. Д. Тип отношения к болезни в контексте здорового образа жизни у студентов на начальном этапе профессионального развития / М. Д. Петраш, И. Р. Муртазина // Наука, образование и культура. - 2017. - №. 1 (16). - С. 53 - 63.
34. Плотникова Е. Ю. Влияние психосоматических факторов на течение заболеваний органов пищеварения / Е.Ю. Плотникова, Т.Ю. Грачева, Я.В. Москвина // Русский медицинский журнал. - 2017. - № 10. - С. 754-759.
35. Пономарев В. И. Развитие психосоматических расстройств у студентов младших курсов / В. И. Пономарев, В. И. Вовк, О. Н. Каплоух // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - №. 7 - 3. - С. 70 - 71.
36. Пономарева, Л. Г. Развитие представлений о субъективной концепции болезни / Л. Г. Пономарева. // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 271 - 274.
37. Последствия хронической тревоги для организма // Центр ментального
здоровья Эмпатия. - [Реутов], 2018 - 2023. - URL:
https://empathycenter.ru/articles/posledstviya-hronicheskoy-trevogi-dlya-organizma/ (дата
обращения: 5.06.2023).
38. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 г. - 304 с.
39. Психосоматические болезни // webapteka.ru. - [Б. м.]., 2023. - URL: https://www.webapteka.ru/diseases/desc621.html(дата обращения: 5.06.2023).
40. Психосоматика: виды и причины заболеваний, лечение // Городской
Психоэндокринологический Центр. - [Москва]., 2004-2023. - URL: https://arbat25.ru/o- czentre/publikaczii-i-stati/psixosomatika-vidyi-i-prichinyi-zabolevanij-lechenie (дата
обращения: 5.06.2023).
41. Психосоматические заболевания // Википедия Свободная энциклопедия. -
[Б. м.]., 2001 - 2023. - URL:
https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%81%D0% BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%
112
D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0 %BD%D0%B8%D1%8F(gaTa обращения: 5.06.2023).
42. Психосоматика заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) // Содружество реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского. - [Б. м.]., 2023. - URL: https://psyhoterapy.info/psihosomatika/psihosomatika-zabolevanij-zheludochno-kishechnogo- trakta-zhkt.html(дата обращения: 5.06.2023).
43. Психосоматические заболевания : полный справочник / Е. В. Бочанова; Д. А. Гейслер; Т. В. Гитун [и др.] ; под ред. Ю.Ю. Елисеева. - Издательство: ACT, 2003 г. - 311 с.
44. Психосоматические заболевания // ПолиКлиника ЭКСПЕРТ. - СПб., 2009 - 2023. - URL: https://expert-clinica.ru/blog/psihosomaticheskie-zabolevaniya(дaтa обращения: 5.06.2023).
45. Психосоматика: органы пищеварения // econet.ru. - [Б. м.]., 2023. - URL: https://econet.ru/articles/181454-psihosomatika-organy-pischevareniya(дата обращения: 5.06.2023).
46. Психологические причины болезней поджелудочной железы по Луизе Хей // Онлайн Больница. - [Б. м.]., 2023. - URL: https://bokovskayacr.ru/lechenie/psihologicheskie- prichiny-boleznej-podzheludochnoj-zhelezy-po-luize-hej.html(дата обращения: 5.06.2023).
47. Психосоматическое расстройство // Волынская больница. - М., 2023. - URL: https://volynka.ru/diseases/details/495(дaтa обращения: 5.06.2023).
48. Психосоматические расстройства // krasotaimedicina.ru. - [Б. м.]., 2023. -
URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/psychosomatic-disorders(дата
обращения: 5.06.2023).
49. Психические расстройства: причины, признаки, лечение // zagerclinic. - М.,
2004 - 2023. - URL: https://zagerclinic.ru/articles/psihicheskie-rasstroystva-lechenie(дата
обращения: 5.06.2023).
50. Различная Природа Болезни, Чувства Болезни и Страдания // helpiks.org. - [Б. м.]., 2014-2023. - URL: https://helpiks.org/1-51269.html(дата обращения: 5.06.2023).
51. Реакции личности на болезнь // studfiles. - [Б. м.]., 2023. - URL:
https://studfile.net/preview/6023111/page:18/(дата обращения: 5.06.2023).
52. Серых А. Б. и др. Эмоциональная дезадаптация и психосоматическое здоровье юношей и девушек / А. Б. Серых, Ю. Е. Морозов, Г. Н. Будиловский, А. А. Лифинцева / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2011. - №. 4. - С. 60 - 68.
53. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского Университета. - 2013. - № 2. - C. 42-51.
54. Сидоров П.И Клиническая психология: учебник для студентов медицинских вузов / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд., испр. и доп. 2010. - 880 С.
55. Слюсарева Е. С. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств : Учебно-методическое пособие / Е. С. Слюсарева, Е. В. Евмененко, Е. Л. Тинькова. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. - 156 с.
56. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - № 6 (17).
57. Стадии развития тревоги // Центр психологии Влада Светоча. - [Москва].,
2016 - 2023. - URL: https://www.cps06.ru/soveti_psihologa.html/zdorove/stadii-razvitija-
trevogi (дата обращения: 5.06.2023).
58. Таблица Луизы Хей - соответствие болезней психологическим нарушениям
// Елена Волжская. Психологическая консультация. - [Б. м.]., 2023. - URL:
https://psycholog-elenavolzhskaya.ru/tablicza-luizyi-xej-sootvetstvie-boleznej- psixologicheskim-narusheniyam(дата обращения: 5.06.2023).
59. Татрова А. С. Психология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей / под ред. А. С. Татрова. - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2010. - 284 с.
60. Тест на психосоматику // Psi-Technology. - [Б. м.]., 2006 - 2023. - URL:
https://psi-technology.net/psytest/samopoznanie/test-na-psihosomatiku.php(дата обращения: 5.06.2023).
61. Типы психического реагирования // studfiles. - [Б м.]., 2023. - URL:
https://studfile.net/preview/3283316/(дата обращения: 5.06.2023).
62. Тревога в практике невролога // Lvrach.ru. - [Москва]., 1998 - 2023. - URL: https://www.lvrach.ru/partners/velaxin/15437510(дата обращения: 5.06.2023).
63. Тревожность: почему она возникает и как ее преодолеть? // Сare of soul. - [Б.
м.]., 2018 - 2023. - URL: https://careofsoul.ru/trevozhnosty-simptom-pritchin-vid-kak-
preodolety-tot-nedug/ (дата обращения: 5.06.2023).
64. Финогенко Е. И. Эмоциональные и вегетативные компоненты психического здоровья студентов вуза // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - №. 8 (79). - С. 316 - 319.
65. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Московский Государственный Психолого-педагогический
Университет Электронная библиотека. - [Москва]., 2007 - 2023. - URL:
http://psychlib.ru/mgppu/HTiT-2001/PFM-143.HTM#$p143(дата обращения: 5.06.2023).
66. Хабибулин Д. А. Ценностное отношение: подходы к исследованию / Д. А. Хабибулин, П. Ю. Романов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2011. - №. 12 - 2. - С. 173 - 183.
67. Хронический панкреатит // krasotaimedicina.ru. - [Б. м.]., 2023. - URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_gastroenterologia/chronic-pancreatitis(дата обращения: 5.06.2023).
68. Шкала тревоги Спилбергера // Psylab.info энциклопедия психодиагностики.
- [Б. м.]., 2009 - 2023. - URL:
https://psylab.info/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0 %B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%B 1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 05.06.2023).
69. Щелкова О. Ю. Задачи психологической диагностики в клинической медицине // Психология. Психофизиология. - 2008. - №. 32 (132). - С. 81 - 90.
70. Юсупов Р. А. Современные тенденции в развитии физической культуры, повышении уровня здоровья и качества жизни населения / Р. А. Юсупов, В. Г. Двоеносов // Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - №. 1. - С. 258 - 263.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ