Введение 2
1. Концепция проекта «Коммуникационное партнерство студенческих книжных аккаунтов и Научной библиотеки Томского государственного университета» 10
1.1 Инструменты продвижения в социальной сети Instagram: обзор существующих
подходов 10
1.2 Сущностные характеристики авторского блога как инструмента продвижения в
социальной сети Instagram 15
1.3 Анализ российских и зарубежных кейсов продвижения университетских библиотек
посредством блогосферы 19
1.4 Аудит существующей практики продвижения Научной библиотеки Томского
государственного университета в социальной сети Instagram 23
1.5 Исследование студенческой аудитории как пользователей Научной библиотеки
Томского государственного университета 26
1.6. Концепция проекта «Коммуникационное партнерство студенческих книжных аккаунтов и Научной библиотеки Томского государственного университета»: цели, задачи, ресурсы, бюджет, продукт, риски 30
2. Механизм реализации проекта «Коммуникационное партнерство студенческих книжных аккаунтов и Научной библиотеки Томского государственного университета» ..34
2.1 Поэтапный план реализации проекта 34
2.1 Критерии оценки эффективности проекта 43
3. Отчет о реализации проекта «Коммуникационное партнерство студенческих книжных
аккаунтов и Научной библиотеки Томского государственного университета» 45
3.1 Оценка промежуточных результатов внедрения проекта 45
3.2 Варианты корректировки негативных последствий внедрения проекта 46
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51
Приложение 56
Сегодня молодежь одна из самых привлекательных целевых аудиторий для большинства компаний. Молодежь - это та аудитория, которая, во-первых, наиболее массовая социально-демографическая группа, а во-вторых молодежь является активной потребительской группой. Но в тоже время данная целевая аудитория имеет яркие специфические особенности, которые в свою очередь требуют особенные способы продвижения компаний, где потенциальными потребителями являются молодые люди. Молодое поколение все чаще поводит время с гаджетами: телефоны, компьютеры, планшеты. Согласна статистике американской компании Nielsen , которая проводит маркетинговые измерения, до 69% людей в России в возрасте от 18 до 25 лет пользуются различными устройствами.
Управляющий Новосибирским отделением ПАО Сбербанк Игорь Безматерных говорит о молодом поколением следующее : «Молодежь узнает новости из социальных сетей, активно пользуется гаджетами и предпочитает совершать покупки и платежи онлайн»
Молодые люди не хотят вести образ жизни, подобный своим родителям, они всегда движутся на гребне волны, открыты нововведениям, следят за современными тенденциями и веяньями .
С появлением интернета коммуникация молодых людей стала выглядеть иначе - заказ еды онлайн, общение между пользователями, которые находятся в разных концах света, поиск необходимой литературы, не выходя из дома, а также право любому пользователю стать автором своей страницы в социальной сети или на форуме. У массы людей появилась возможность сообщать любую информацию какой-либо аудитории и высказываться благодаря простому доступу к Интернету. Таким образом, форматы подачи информации в медиа становятся иными. «Сейчас мы живем в середине настоящего взрыва авторства», - отмечает российский медианалитик А. Мирошниченко.
Так, молодежь или сама становится автором так называемого блога, или начинает искать авторов, которые будут для неё единомышленниками и источниками информации. В данном случаи автор - это блогер. В настоящем исследовании «блогер» - тот, кто ведёт собственный блог или тот, от чьего имени ведётся блог . Блогер является фундаментальном понятием блогосферы.
Блогосфера, как сетевое информационное пространство, сегодня вызывает большой интерес у специалистов, чья деятельность связана с социальными коммуникациями. Блогеры создали свою собственную субкультуру, которая начинает формировать общественное мнение. Блогосфера становится важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, а блогеры в свою очередь становятся лидерами мнения. «Реально уже формируется новое общественное мнение и его формируют блоги и социальные сети и, мне кажется, с этим надо считаться», - считает генеральный директор Международной конфедерации журналистских союзов Ашот Джазоян.
Все чаще именно блоги на различных платформах становятся приоритетным каналом коммуникации для молодых людей, вытесняя стандартные каналы - газеты, журналы, каналы TV, радио и другое. Так как именно блогосфера позволяет общаться с молодежью как со «своими». Следовательно, наладить коммуникацию с целевой аудиторией молодежью позволяет использование блоггинга. Молодежь начинает все больше оказывать доверие блогерам, которые позиционируют себя как «твой друг и союзник». Все чаще молодые люди обращаются за информацией к блогеру.
По данным исследования Сбербанка и агентства Validata среди молодых людей тренд «самосовершенствование» и «саморазвитие», «модно быть умным». Помимо этого, важно отметить, исследование доказывает, что представители молодого поколения «родились с кнопкой на пальце» и они не могу без социального взаимодействия со своими сверстниками. Следовательно, библиотеки, университеты, колледжи, различные лицеи, образовательные кружки и клубы, в особенности могут вести коммуникацию с молодежью с помощью блогинга.
Директор Российской молодежной библиотеке И. Михнова о работе с молодыми людьми говорит следующее: «Молодежь хочет работать только в библиотеке, которая соответствует их представлением о хорошем пространстве, современных технологиях и ресурсах, о месте, где они могут самореализоваться» . По мнению И. Михновой молодое поколение знает, какой должна быть библиотека и видит достойный примеры, так как «многие по миру ездят или интернет многое им дает, молодежь не проведешь». Как видно из тестирования, проведенного Институтом музейного и библиотечного обслуживания, у 75% респондентов библиотека ассоциируется только с книгами и о других функциях и возможностях библиотек они не осведомлены .
Когда на самом деле сегодня библиотеки университета - это современные социальные пространства, оснащенные техническим оборудованием и местом отдыха. Создание данного имиджа в глазах молодежи возможно при привлечении блогинга и блогеров. Так как как уже было упомянуто, что именно блогинг сегодня для молодежи актуальный, приоритетный и вызывающий доверие источник информации. По данным совместного исследования Goggle и Ipsos 30% молодых пользователей доверяют мнению и рекомендациям блогера, в том числе при выборе товара. Более того согласно американскому исследованию Morning Consult 72% опрошенных обращают внимания на творчество блогеров в социальных сетях и сами хотят стать блогерами.
Таким образом, проблема, исследуемая в настоящей выпускной квалификационной работе - недооценка специалистами по коммуникации университетских библиотек оптимального способа коммуникации с молодежной аудиторией - блоггинга, в частности партнерства с блогерами книжного или профильного направления, что приводит к таким нежелательным последствиям как потеря популярности библиотек в студенческой среде и негативизация имиджа университетских библиотек, как следствие - студенты не посещают библиотеки и игнорируют проводимые там мероприятия, отдавая предпочтения другим социальным пространствам.
Данная проблема исследуется на примере сотрудничества студенческого книжного аккаунта @miya.books и Научной библиотеки Томского государственного университета.
Что касается степени изученности, то к числу авторов, исследовавших разные аспекты общественного мнения, относятся У. Липпман , Э. Ноэль-Ной-ман , а также Г.Г. Почепцов , не менее важными являются работы, в которых рассматривается необходимость продвижение базисных субъектов в интернете, К. С. Максимюк , М. Стелзнер , вопрос о специфических характеристиках молодежи как целевой аудитории в своих работах рассматривали Ю.А. Дорофеева , В.Т. Лисовский . О продвижении в социальной сети Instagram писали И. Гогохия , Е. Уварова и Е. Якимов , продвижение такого базисного субъекта как библиотеки в своих работах рассматривали А.А. Тарасевич , Л.А. Пронина , С.В. Гаврилова .
Объектом настоящей выпускной квалификационной работы является продвижение университетских библиотек посредством блогосферы, предметом - студенческий книжный аккаунт в социальной сети Instagram как площадка для продвижения библиотеки университета (на примере аккаунта @miya.books).
Гипотезой выпускной квалификационной работы является следующее предположение: личные книжные аккаунты студентов в силу того, что молодые люди сегодня предпочитают следовать рекомендациям блогеров, могут стать оптимальным способом продвижения и формирования положительного имиджа университетских библиотек.
Цель настоящей ВКР - разработка контент-плана для студенческого книжного аккаунта в социальной сети Instagram как площадки продвижения университетской библиотеки (на примере аккаунта @miya.books).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть инструменты продвижения в Instagram и определить специфику авторского блога как инструмента продвижения;
2. Провести анализ кейсов продвижения университетских библиотек посредством блогосферы;
3. Исследовать существующую практику продвижения Научной библиотеки НИ ТГУ в социальной сети Instagram;
4. Выявить характеристики студенческой аудитории как пользователей Научной библиотеки НИ ТГУ;
5. Сформировать концепцию проекта «Коммуникационное партнерство студенческих книжных аккаунтов и Научной библиотеки Томского государственного университета»: цели, задачи, ресурсы, бюджет, продукт, риски;
6. Создать план реализации проекта;
7. Определить критерии оценки эффективности проекта;
8. Оценить промежуточные результаты проекта.
Для реализации проекта «Коммуникационное партнерство студенческих книжных аккаунтов и Научной библиотеки Томского государственного университета» были использованы следующие ресурсы: материально-техническое: фотоаппарат, мобильный телефон, персональный компьютер, компьютерные программы; информационные: консультация с научным руководителем, методическая и практическая литература по копирайтингу, SMM, контент-маркетингу и др.
Бюджет проекта отсутствует, так как все будет выполняться собственными силами.
Перечень этапов проекта:
1. Выявить специфику целевой аудитории;
2. Определить способы оформления студенческого аккаунта @miya.books в социальной сети Instagram;
3. Разработать тематические рубрики и хэштеги для публикации постов по продвижению Научной библиотеки Томского государственного университета в авторском блоге @miya.books;
4. Разработать контент-план продвижения Научной библиотеки Томского государственного университета на основе интеграции студенческого книжного аккаунта @miya.books и НБ ТГУ в социальной сети Instagram;
5. Сформулировать критерии эффективности проекта;
6. Составить прогноз возможных негативных последствий;
7. Внедрить разработанный контент-план по продвижению Научной библиотеки Томского государственного университета на основ интеграции студенческого книжного аккаунта @miya.books и НБ ТГУ в социальной сети Instagram;
8. Оценить промежуточные результаты проекта.
Продукт проекта: контент-план продвижения Научной библиотеки Томского государственного университета для студенческого книжного аккаунта @miya.books в социальной сети Instagram как площадки продвижения библиотеки.
Результатом проекта планируется рост популярности Научной библиотеки Томского государственного университета среди студентов в социальной сети Instagram, который будет выражаться в повышении таких показателей как вовлеченность и активность (лайки, репосты, охват, подписки, получение обратной связи).
Критерии оценки эффективности:
1. Увеличение количества отметок «Мне нравится и просмотров;
2. Появление комментариев под публикациями или личных обращений в Direct;
3. Увеличение охвата аудитории;
4. Количество репостов.
Теоретической базой стали работы Э.Ф. Макаревича и О.И. Карпухина , где рассматриваются особенности коммуникации, эффективность коммуникационного воздействия и конструирования образа в массовых коммуникациях, материалы Международной трансдисциплинарной научно-практической Web-конференции «Connect Universam» (научный редактор И.П. Кужелева-Саган), посвященные понятиям блога, особенностям коммуникации в интернете, в частности в социальных сетях, специфике современной молодежи и др. Для изучения цифрового имиджа и ролей имиджевых коммуникаций за основу взяты труды Д.И. Спичевой и И.П. Кужелевой-Саган . Не менее важными были материалы Т.С. Архиповой , Б. Ашервуд , П. Борхард , где рассматриваются маркетинг и продвижение в библиотечной сфере. В качестве методологии проектной деятельности использовалась работа М.Н. Бычковой и Г.А. Окушовой . Полезными в прикладном плане послужили работы Д. Халилова и А. Мизева .
Источниками актуальной информации о блогосфере, деятельности университетских библиотек, целевой аудитории молодежи, сотрудничестве с авторскими блогами послужили электронная библиотека «КиберЛеника» , интернет-ресурсы Cossa.ru , Dnative.ru , в качестве актуальной информации о базисном субъекте были использованы официальный сайт Научной библиотеке Томского государственного университета , а также ее официальные аккаунты в социальных сетях; авторским блогом , участвующий в сотрудничестве с НБ ТГУ, выступил аккаунт @miya.books.
В настоящей выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: анализ литературы, case-study, социологический опрос, проектный метод.
Практической ценностью проекта для специалистов в области коммуникаций является знание того, что сотрудничество с авторскими блогами может стать оптимальным и эффективным инструментом продвижения базисного субъекта. Особенно проект будет полезен Научной библиотеке Томского государственного университета, так как публикуемый контент в авторском блоге @miya.books формирует положительный имидж университетской библиотеке и повышает ее узнаваемость в социальной сети Instagram.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы, заключения, списка использованных источников и литературы, а также 31 приложения. Первая глава посвящена рассмотрению инструментов продвижения Instagram, характеристикам авторского блога как инструмента продвижения; анализу российских и зарубежных кейсов продвижения университетских библиотек посредством блогосферы; аудиту существующей практики продвижения Научной библиотеки Томского государственного университета; исследованию студенческой аудитории как пользователей Научной библиотеки ТГУ. Вторая глава включает в себя составление плана реализации проекта и определение критериев эффективности проекта. Третья глава посвящена оценке промежуточных результатов проект, а также вариантам корректировки негативных последствий.
Блогосфера, как сетевое информационное пространство, сегодня вызывает большой интерес у специалистов, чья деятельность связана с социальными коммуникациями. С появлением блогосферы возникает возможность высказывать свою точку зрения, распространять новости, изменять социокультурную среду любому пользователю. Блоги начинают оказывать влияние на многочисленные сферы жизни человека, в том числе и на сферу рекламы.
На данный момент рынок рекламы у блогеров значительно увеличился. Так, за 2018¬2019 годы реклама в блогах выросла в два раза, а популярность Instagram за последние пять лет увеличилась в десять раз . Также стоит обратить внимание на то, что тренд этого года - сотрудничество с микроблогерами, так как вовлеченность их подписчиков значительно выше, чем у блогера-миллионика. Более того пользователи воспринимают рекламный пост в микроблогах как рекомендацию.
Чаще всего на блогеров в социальных сетях подписывается молодая аудитория в возрасте от 14 до 24 лет (30% респондентов, когда в возрасте от 24 до 34 этот показатель равен - 21%).
Исходя из этого такому базисному субъекту как Научная библиотека Томского государственного университета, чья целевая аудитория студенты, актуально использовать блогинг в своем продвижении.
Автор данной квалификационной работы рассматривал продвижение Научной библиотеки посредством блогосферы в социальной сети Instagram.
Так, инструментами продвижения базисных субъектов в социальной сети Instagram являются: отметка геолокации и хэштегов, сотрудничество в виде взаимного пиара, публикация Истории (Stories) и IGTV, использование таргетинга, участие в Giveaway, создание авторский маски или фильтра. Необходимо понимать, что правильное использование существующих инструментов продвижения дает возможность компаниям и блогерам привлекать новых клиентов, повышать лояльность аудитории, увеличивать продажи, повышать узнаваемость бренда и поддерживать его положительный образ.
Одним из самых эффективных инструментов продвижения организации в социальных сетях на сегодняшний день является сотрудничество с блогерами. Специфика авторского блога как инструмента продвижения заключается в том, что владельцы страниц могут создавать тренды, формировать мнение о продуктах и брендах, стимулировать продажи. Автор настоящей работы рассматривал в своем исследовании из всего многообразия блогеров именно микроблогеров, как инструмент продвижения в социальной сети Instagram. Это связано с тем, что сегодня трендом, не только социальной сети Instagram, а вообще социальных медиа являются именно микроблогеры. Более того к данным блогерам степень доверия у аудитории выше.
Перед тем как говорить о сотрудничестве библиотек и блогеров важно отметить, что университетские библиотеки имеют свою специфику продвижения. Продвижение библиотек в Instagram заключается в ведении аккаунта в Instagram как источника информации о культурной и научной деятельности библиотек, а также в формировании положительного образа библиотеки, как современного и творческого пространства для молодежи, благодаря визуальному ряду и содержательному тексту. Таким образом, инструментами блогеров в продвижении библиотек являются - упоминания библиотек в посте и сторис, тематические хэштеги, специальные рубрики, актуальные истории, качественный визуальный ряд, а также геометка. Анализ зарубежных и российских кейсов продвижения университетских библиотек посредством блогосферы показал, что обычно в своих постах блогеры рассказывает о великой истории библиотек, их технических возможностях, атмосферном интерьере, а также об объемах книжного фонда и проводимых мероприятиях.
Также при продвижении университетских библиотек необходимо учитывать, что студенческая аудитория имеет ряд характеристик. Сегодняшние студенты выполняют всю деятельность с гаджетами - заказ еды, подготовка к лекции, поиск работы, чтение книг и просмотр фильмов. Помимо этого, молодые люди следят за тенденциями и являются новаторами. Они чаще из всех потребителей готовы пробовать новые продукты и услуги. Исследование студенческой аудитории как пользователей Научной библиотеки Томского государственного университета показало, что молодые люди при совершении покупки предпочитают следовать рекомендациям от лидеров мнения как в социальных сетях, так и в офлайн (друзья, блогеры, знаменитости). Более того результаты опроса подтвердили предположение, что студенты в первую очередь ищут информацию в социальных сетях. Так, большинство томских студентов получает сведения о деятельности НБ ТГУ из официального аккаунта университета.
Помимо этого, проводимый опрос дал понять по каким причинам студенческая аудитория подписывается на блогеров в социальной сети Instagram (харизма блогера, тематика блога, визуальное оформление аккаунта).
Исходя из выше сказанного автором был сделан следующий вывод: для того, чтобы быть эффективным инструментом продвижения НБ ТГУ в социальной сети Instagram авторский блог должен иметь свой фирменный стиль с качественным визуальным рядом, блогер должен регулярно выставлять истории, создавать специальные рубрики и тематические хэштеги. Темами постов должны стать технические возможности библиотек, их особенная атмосфера, мероприятия, проводимые в библиотеке, уникальные книги и др.
На промежуточном этапе в рамках коммуникационного партнерства студенческих книжных аккаунтов и Научной библиотеки Томского государственного университета автором разработан и реализован контент-план на примере аккаунта @miya.books. Также проведена оценка эффективности исходя из таких критериев эффективности, как количества отметок «Мне нравится и просмотров, комментарии под публикациями или личных обращений в Direct, охват аудитории, количество репостов. На данный момент в среднем история с упоминанием официального аккаунта Научной библиотеки ТГУ в Instagram имеет 60 просмотров, пост с тематическими рубриками набирает около 40 лайков и имеет 170 - 230 охвата, 3-4 сохранения, когда изначально историю просматривало около 20-30 человек, сохранения поста было 1-2, охват около 80-90. Основываясь на интерпретации полученных данных, можно сделать вывод что на сегодняшний день показатели увеличились и разработанный контент-план в рамках проекта является эффективным.
1. 6 главных Instagram трендов 2020 [Электронный ресурс] - URL: https://dnative.ru/6- glavnyh-instagram-trendov-2020/
2. Deloitte Touche Tohmatsu [Электронный ресурс] URL: https://intalent.pro/company/deloitte-touche-tohmatsu-limited.html
3. Identifying and Avoiding Bias in Research [Электронный ресурс] - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2917255/
4. Important Instagram stats you need to know for 2020 [Электронный ресурс] - URL: https://sproutsocial.com/insights/instagram-stats/
5. INGATE - Digital Marketing Integrator [Электронный ресурс] - URL: https://www.ingate.ru/
6. Instagram тренды 2020 [Электронный ресурс] - URL: https://dnative.ru/6-glavnyh- instagram-trendov-2020/
7. Morning Consult, All Rights Reserved. The M Logo and MORNING CONSULT are registered trademarks of Morning Consult Holdings, Inc. [Электронный ресурс] URL: https://morningconsult.com/
8. Pew Research Center Internet & Technology [Электронный ресурс] - URL: https://www.pewresearch .org/internet/
9. SMM-агентство Kiwi agency [Электронный ресурс] - URL:
http://www.kiwiagency.com.ua/blog/instagram-stories-kak-moschnyy-instrument- prodvizheniya.html
10. The latest social media trends to know for 2020 [Электронный ресурс] - URL: https://www.globalwebindex.com/reports/social
11. The Nielsen Company [Электронный ресурс] - URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/
12. Twink with Google [Электронный ресурс] - URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/novoe- pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-
mol odezhi -onlain/
13. Авторский блог @miya.books [Электронный ресурс] - URL: https://www.instagram.com/miya.books/
14. Архипова Т.С. Особенности маркетинга в библиотечно-информационной деятельности: Сб.науч.тр / Т.С. Архипова // ГПНТБ России. М.:Изд-во ГПНТБ России, - 1992.-С.6-14.
15. Ашервуд Б. Азбука общения или Public Relations библиотеки. / Б. Ашер-вуд — М.: Либерия, 1995. 174 с.
..63