Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНЕЗИС ОБРАЗА КАРТОЧНОЙ ИГРЫ И ИГРОКА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XIX-XX ВВ

Работа №183427

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2025
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Азартная игра как часть культуры повседневности XIX- первой половины XX вв. 9
1.1 Азартная игра в жизни Русского дворянства XIX века 9
1.2 Азартная игра в культуре Белой эмиграции 17
1.3 Азартная игра в стране Советов 22
2 Образ азартной игры и игрока как отражение историко-культурной действительности 26
2.1 Роль игрока в XIX в.: опыт сравнительного анализа корпуса мемориальных,
законодательных и художественных текстов 26
2.2 Игра и игрок в источниках первой трети 20 века как отражение историко-культурной реальности русского зарубежья 29
2.3 Образ игрока в советской действительности: девиация и враг народа 35
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42

Тема игры и образа игрока в историко-культурном пространстве XIX - первой половины XX века сохраняет актуальность в XXI веке благодаря её глубоким связям с фундаментальными вопросами человеческого бытия, морального выбора, социальной справедливости и судьбы. Примерами тому могут служить множественные постановки сюжетов об азартных игроках (постановка «Игроков» Н. В. Гоголя в Томске 02.2025 г. прошла с аншлагом), выпуск фильмов и сериалов, сюжет которых напрямую или косвенно задействует азартную игру (успех «11 друзей Оушена» по всему миру не случаен) и немаловажен интерес читающей публики к книгам, в том числе, научным - основная современная монография В. В. Шевцова, посвященная истории развития азартных игр была переиздана издательством АСТ в 2025 году.
Литература и документы личного происхождения периода XIX-XX веков отражает динамические изменения в историко-культурном пространстве России: от эпохи Российской империи, через революции, гражданские войны и становление советской системы, до Великой Отечественной войны и последующего формирования послевоенной культуры. В каждом из этих периодов игра и образ игрока становятся метафорами социального риска, личных амбиций, политической борьбы и экзистенциального поиска.
Игра - это своеобразный культурный феномен. Примечательным её делает тот факт, что она тесно связана с досугом, бытом, жизненным укладом людей той или иной исторической реальности. Игра в концепции голландского культуролога Й. Хейзинга - это не только свойство художественной деятельности, но и основание всей культуры. Он так же высказывает мысль о том, что игра скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. Эту концепцию стоит понимать под тем углом, что культура происходит и развивается в форме игры. Изучение генезиса образа игрока в историческом контексте русской литературы позволяет выявить, как изменялись представления о судьбе, воле, свободе и ответственности.
В различные периоды образ игрока отражал как индивидуальные, личные переживания автора, так и общественные тенденции. Понимание этих изменений важно для современной культуральной истории, поскольку позволяет проследить преемственность культурных кодов и осмысление понятий риска, азартности и неопределенности в жизни человека. К тому же, одной из главных тенденций XXI века является социальная инфляция реальности, причиной которой является феномен эскапизма. Эскапизм имеет огромное количество дефиниций в культурологии, социологии, философии и так далее, но главное, что его можно классифицировать на два типа: «мягкий» и «жесткий». В то время как в настоящее время именно жесткий его вариант превалирует среди общественных проблем - то есть уход личности в «другой мир», который возможен благодаря виртуализации и создания новых социальных пространств. Но эскапизм, как часть адаптации к изменениям в обществе, начал распространение во время научно-технических революций начала 19 века, которые, например, А. Д. Панов выделяет как стадию «ускорения времени». К таким же реперным точкам чаще всего относят обе Мировые войны. В эти периоды был распространен в том числе «мягкий» или «продуктивный эскапизм». Он способствует самореализации и развитию, создание или перенос новых практик. Этот вид эскапизма зачастую «выпадает» из поля зрения, создавая общий негативный фон данного феномена в целом.
«Побег от реальности» может происходить через любые доступные человеку каналы: театр и опера XIX века известны своими мифологическими постановками Р. Вагнера; так же это век импрессионистов, которые при помощи создания «момента природы», отвлекая зрителя от урбанизации и индустриализации, художники-символисты уводили зрителя в мир аллегорий; появление и распространение кинематографа, рост мистицизма и религиозности, а так же настоящие утопические сообщества, как например, фаланстеры Шарля Фурье, но, самый массовый, распространенный и доступный - литература. В XIX веке появляется романтизм, уводящий читателя в мир идеализированных, мистических и эмоциональных героев, как в книгах Дж. Байрона, В. Гюго или Э. А. По. Не менее интересный феномен - научная фантастика конца века, ярким примером может послужить Жюль Верн или Г. Уэллс, которые создавали полностью иной мир в своих книгах. Проследив появление и развитие самых ярких образов начала XIX - XX вв., можно сделать вывод о том, что именно азартный игрок и игра - самый яркий и понятный для читателя, притягательный своим риском и шармом опасности, который заставляет как писателя, так и читателя отвернуться от исторической реальности.
Историографию можно разделить на несколько смысловых групп. Вопрос об игре как о культурном феномене рассматривали прежде всего такие авторы как: Й. Хейзинга1, Е. Финке, Ю. М. Лотман. Данные авторы создавали свои концепции понимания и представления феномена игры в развитии культуры человека.
И. Хейзинга опирался на концепцию И. Канта, продолженную Ф. Шиллером, которая толкует игру как спонтанную деятельность, которая не имеет определенной цели.
Хейзинга продолжал эту мысль, но в его концепции игра - это не просто часть культуры, а ее базис. Е. Финк продолжая традицию Хейзинга, ставил игру в ряд важнейших феноменов человеческого бытия, но в отличие от первого, приписывал игровую деятельность только человеку, как не свойственную животному миру.
Для Ю. М. Лотмана, как для семиотика, игра - это модель мира, в которой игроки встречаются в конфликте, перенося на язык игры аналогию реальной жизни, служащая для осмысления процессов внешнего мира. Тематике азартных игр, их развитию и особенностям посвящали свои работы: Ю.М. Лотман1, В.В. Виноградов, С.Б. Веселовский, В.В. Шевцов, Е. В. Ковтун.
Историография для изучения XX века может быть разделена на несколько частей: посвященная литературной деятельности эмигрантов и исследующая культуру повседневности Белой эмиграции и советских людей. К первой группе важно отнести Струве Г. Б., написавшего во время своей эмиграции большой труд «Русская литература в изгнании», а также немалое количество статей об эмигрантской литературе, Е. А. Полева анализировала в своих статьях литературные произведения с точки зрения жизненного опыта авторов, а также хочется отметить учебные пособия Л. П. Егоровой и Ю. Е. Матвеевой , посвященные теории изучения литературы начала XX века в историческом контексте. Ко второй группе относятся работы А. Н. Мойсеко11 и М. В. Капкан, исследовавшие культуру повседневности в различных ее проявлениях.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе генезиса образа игры и игрока в русской литературе XIX - второй половины XX века, что включает изучение историко-культурного контекста, влияющего на формирование и развитие этого образа. В работе рассматриваются как классические произведения, так и менее известные тексты - мемуары, письма, дневники, которые редко попадали в фокус исторического литературоведческого исследования. Анализ охватывает различные этапы русской культуры, что позволяет выявить, как изменялась трактовка образа игрока в зависимости от исторических условий: от романтической игры судьбы и страсти в XIX веке до экзистенциальных, моральных и политических смыслов в произведениях XX века. Гипотеза, которую предстоит проверить при помощи данных источников, заключается в том, что образ азартной игры и игрока в литературных и эпистолярных произведениях - это не только история встраивания карточной игры в культурный код России, но и, начиная с Белой эмиграции, - способ эскапизма от реальности как для писателя, так и для читателя.
Объект исследования: корпус источников, состоящий из мемориальных, законодательных и художественных текстов, в том числе русская литература XIX-XX веков.
Предмет исследования представлен историко-культурными смыслами, связанными с развитием в русской литературе образов игры и игрока, сложившихся в русской классической литературе, и историей становления карточной игры как части повседневности русского человека.
Цель исследования заключается в реконструкции образов азартной игры и игрока в русской литературе с учетом историко-культурного контекста повседневности XIX - XX вв.
Задачи:
1. Выявить роль азартной игры в информационной историко-культурной реальности, в которой создавался корпус эго-документов авторов и их литературные произведения
2. Раскрыть специфические черты эмигрантской среды как особой формы сохранения, воспроизводства и развития русской культуры XIX в. в XX веке
3. Выявить и сравнить особенности и динамику развития положения азартной игры и игрока в период русской классической, эмигрантской и советской культуры
4. Охарактеризовать роль игрока в ряде литературных произведений с точки зрения феномена эскапизма от исторической действительности
Хронологические рамки исследования: XIX - сер. XX вв. Нижняя граница обусловлена распространением характерного образа азартной игры и игрока в произведениях XIX века, и его полном переходе из литературной среды в художественно-изобразительную в виде редко встречающихся карикатур в середине XX века.
Источниковая база исследования в рамках данной работы состоит из письменных источников личного происхождения, нормативных актов и художественной литературы. Литературные произведения представлены такими, как: «Игрок» Ф. М. Достоевского, «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, роман В. В. Набокова «Король, дама, валет», рассказ И. С. Шмелева «Большой без козырей», рассказ М. А. Осоргина «Игрок», написанный еще в годы “Белой эмиграции”, произведение М. Цветаевой «Черт» и В. Шаламова «На представку».
Источники личного происхождения - личные дневники Л. Н. Толстого, воспоминания А.И. Бунина, Н. Берберовой, В.В. Набокова, М.А. Осоргина, которые от лица представителей российской интеллигенции в эмиграции содержат информацию о повседневной жизни, творчестве, отношении к происходившим событиям.
Для создания исторического контекста используется Полное собрание законов Российской империи, Нормативные акты исполнительных органов СССР, постановления правительства и электронные выставки музеев, выставляющих игральные карты.
Методология включает в себя общенаучные методы, такие как: анализ, фокусом которого является изучение социального с точки зрения индивида; синтез, применяемый для обобщения разрозненных воспоминаний из эго-документов, системный метод. Исследование построено на принципе историзма, который используется для рассмотрения процесса формирования литературной преемственности сквозь все социальные потрясения российского общества. В качестве специальных методов был использован историко-генетический метод, который позволяет проследить формирование и генезис карточной игры и игрока. Историко-сравнительный метод для анализа изменений положения азартной игры в обществе. Также нами был выбран подход социальной истории для понимания общественных процессов с ориентацией на общественное сознание. И нами был выбран подход изучения исторических ментальностей, который характеризуется изучением психологических и эмоциональных аспектов общества. Данное исследование осуществляется в рамках историко-антропологического подхода, с целью изучения мотивов поведения, ментальных норм и ценностей отдельно взятой личности.
Структура работы: научное исследование состоит из оглавления, введения, двух глав, подразделяющихся на три раздела и списка используемой литературы и источников.
Введение включает в себя актуальность, историографию, научную новизну, гипотезу, объект, предмет, цель, задачи, хронологические рамки, источниковую базу, а также методологическую основу. В первой главе рассмотрена роль азартной игры как элемента повседневной культуры в различные исторические периоды. Подраздел 1.1 посвящён карточной игре в жизни русского дворянства XIX века, когда она стала важной частью досуга и символом сословной принадлежности. В подразделе 1.2 проанализировано значение карточной игры в среде русской эмиграции как способа адаптации и эскапизма. Подраздел 1.3 раскрывает трансформацию восприятия игры в советскую эпоху, где она становится девиацией и подвергается жёсткому контролю государства.
Во второй главе анализируется образ игрока как отражение культурного и социального контекста. В разделе 2.1 образ игрока исследуется через сопоставление мемориальных, законодательных и художественных текстов XIX века. Раздел 2.2 раскрывает специфику репрезентации игры в литературе первой трети XX века, преимущественно в произведениях русской эмиграции. В разделе 2.3 описана трансформация образа игрока в советском дискурсе как врага социалистических норм.
В заключении подводятся итоги исследования, где подчёркивается, что карточная игра в русском культурном сознании прошла путь от элемента досуга элиты до признака социальной девиации. Образ игрока функционировал как маркер культурных и ментальных сдвигов эпохи, отражая феномен эскапизма, моральный выбор, политическую и духовную напряжённость общества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование генезиса образа азартной игры и игрока в историко-культурном пространстве России XIX-XX веков подтверждает выдвинутую гипотезу об изменении основной функции этого феномена. Для XIX века образ азартной игры и игрока в письмах, дневниках, повседневности и литературе был частью культурного кода России, тем самым отражая противоречия, присущие эпохе, в которой несмотря на множественные запреты и ограничения, встретить человека неиграющего - нонсенс. В XX веке на фоне потрясений, войн, кризисов и революций образ трансформировался в инструмент инфляции реальности, в способ избежать ее, утратив прежнюю историческую «глубину», но сохранив связь с «русской» идентичностью.
В литературе и эго-документах XIX века прослеживается интеграция азартной игры в культурный код страны: у А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, игрок - это образ архетипный, включавший в себя основные черты человека их времени: рискованность, фатализм, свободолюбие, отрицание фатума. «Пиковая дама» олицетворяет рациональность в игре и расчет, противопоставленный судьбе, в «Игроке» и «Маскараде» игрок должен выбрать между азартом и подчинением. Основную роль в изображении игры имел социальный контекст, где карточные игры были ежедневной частью исторической реальности: дворянские клубы, среди которых первый - Английский клуб, балы в императорских дворах, на военной и гражданской службе. При законодательной амбивалентности, которая формировалась со стороны государства, общество входило в резонанс с этой стратегией и воспринимало игру двойственно - как запрещенный элемент, разорительный и порочный, но и как часть их быта, привнесенную туда самими представителями власти.
События начала XX века изменили восприятие игры русским человеком навсегда: кризисы, войны, революции и лишения привносят в привычный для культуры имперской России образ азартной игры новые смыслы. Для писателей и деятелей русского зарубежья, которые были последним оплотом культуры золотого XIX века, игра в карты стала способом убежать от исторической реальности, возможностью погрузиться в ностальгию по детству и юности, колода стала для Белой эмиграции «местом памяти». В «новой» России - уже в СССР - игра стигматизировалась, приобретала смыслы девиации, отклонения. Культура самой игры «выродилась» и превратилась в способ выжить: морально (как в случае использования игры солдатами Красной Армии для отвлечения от голода и лишений) и физически (как в рассказе В. Шаламова о ГУЛАГе). Пропаганда маргинализировала игрока, превратив его в карикатурный образ летняя и тунеядца, «врага народа», подчеркивая его связь с имперской традицией игры.
Использование историко-генетического и историко-сравнительного метода дало анализу эволюции игры хронологическую и смысловую последовательность в решении вопроса о переходе игры от части «культурного кода» повседневности России к способу эскапизма от реальности. Анализ личных документов выявил связь художественного образа с исторической реальностью, а законодательные источники показали регуляцию игры государством, способы борьбы с ней, отражая идеологические установки эпохи. В XXI веке, как и в начале прошлого века, гэмблинг, в том числе и виртуальный - это эскапизм от реальности, попытки выиграть огромные суммы денег, изменить свою реальность или отвлечься от нее за прочтением книги про карточные игры или просмотром увлекательного фильма. Таким образом, генезис образа азартной игры и игрока - не просто сюжет для исторического исследования, но и ключ к понимаю современной культуры, ее истоков в исторической перспективе, где поиск удачи, противостояние судьбе, тяга к азарту и риску не покидали человека никогда.



1. Берберова Нина. Курсив мой. - Москва: Захаров, 2009. - 450 с.
2. Бунин И. А. Окаянные дни. - Москва: Современник, 1991. - 253 с.
3. Достоевский Ф.М. Игрок. - М.: АСТ, 2020. - 224 с.
4. Лев Толстой: Письма 1844-1872 гг. // URL: http://tolstoy-
lit.ru/tolstoy/pisma/1844-1855/index.htm (дата обращения: 10.04.2023).
5. Лермонтов М.Ю. Маскарад. - Спб.: Азбука СПб, 2017. - 192 с.
6. Набоков В. В. Другие берега. - Москва: ЭКСМО, 2004 - 701 с.
7. Набоков В. В. Король, дама, валет. [пер. с англ. Вера Набокова]. - Санкт-
Петербург: Азбука, 2016. - 412 с.
8. Осоргин М. А. В тихом местечке Франции: (июнь-дек. 1940 г.) /- Париж. 1946. - 222 с.
9. Осоргин М. А. Свидетель истории: романы, повести, рассказы. - Москва: Эксмо, 2010. - 732 с.
10. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. С. 51. №19
11. Пушкин А.С. Пиковая дама. - М.: АСТ, 2019. - 352 с.
12. Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Записная книжка. - М.: Согласие, 1996. 130 с.
13. Цветаева М. И. Избранные сочинения в 2-х тт. т. 2 Автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе. М.: Литература, 1998
14. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: в 4 т. / сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской. М., 1998. Т. 2. 509 с
15. Шмелев И. С. Это было: [рассказ странного человека] - Берлин: Гамаюн, 1923. - 111 с.
Литература:
16. «Закрыть все игорные предприятия!» // Вечерний Новосибирск. - Новосибирск, 2007. - URL: https://vn.ru/news-84711/(дата обращения: 28.05.2025).
17. Аллой В. Из архива В. В. Набокова // Минувшее. - М., 1989. - № 8. - 274¬281.
18. Анастасьев Н. А. Феномен Набокова / Н. А. Анастасьев. - М. : Сов. писатель, 1992. - 316 с.
19. Антирелигиозные игральные карты // Магазин искусство мира. - [Б. м.], [б. г.]. - URL: https://artcol.ru/ru/cards/classic/g02907(дата обращения: 04.04.2025).
20. Башуцкий А. П. Панорама Санкт-Петербурга / А. П. Башуцкий. - СПб. : Типография вдовы Плюшара с сыном, 1834. - Т. 3. - 379 с. - URL: https://www.prlib.ru/item/356405(дата обращения: 28.05.2025).
21. Берберова Н. Н. Курсив мой : автобиография / Н. Н. Берберов. - М. : Захаров, 2009. - 734 с.
22. Борьба большевиков за установление и упрочение советской власти в Петроградской губернии (1917-1918) / [под общ. ред. и с предисл. д-ра ист. наук, проф. А. Л. Фраймана]. - Л. : Лениздат, 1972. - 463 с.
23. Веселовский С. Б. Московское государство в XVII в. / С. Б. Веселовский. - М., 2008. - 379 с.
24. Вигель Ф. Ф. Записки / Ф. Ф. Вигель ; ред. С. Я. Штрайх. - М., 2000. - 377 с.
25. Волкова В. Э. Социология азартных игр: основные авторы и подходы / В. Э. Волкова, Д. О. Стребков // Экономическая социология. - 2011. - Т. 12. - № 4. - С. 93-111. - URL: https://www.hse.ru/mag/ecsoc/2011-12-4.html(дата обращения: 27.05.2025).
26. Вяземский П. А. Старая записная книжка : полн. собр. соч. : в 11 т. / П. П. Вяземский. - СПб, 1883. - Т. 8. - 524 с.
27. Гоголь Н. В. Мертвые души. Ревизор. Женитьба. Игроки. / Н. В. Гоголь. - М. : Азбука, 2022. - 608 с.
28. Дело о закрытии клубов и обществ, занимающихся организацией азартных игр4 // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. - Ф. 131. - Оп. 3. - Д. 22.
29. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века, 1998.
30. Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765-1766. - М. : Панорама, 1991. - 31 с. - URL: https://archive.org/details/B-001-027-219- ALL/page/n31/mode/2up(дата обращения: 26.05.2025).
31. Иванова Г. М. История ГУЛАГа (1918-1958): социально-экономический и политико-правовой аспекты / Г. М. Иванова. - М. : Наука, 2006. - 437 с.
32. Иванченко А. В. «Лето Господне» И. С. Шмелева: художественное время в произведении // VII Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия: материалы Всеросс. науч.-практ. конф., Владивосток, 14-18 мая 2007 г. - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 2007. - С. 93-95.
33. История сталинского Гулага. Население Гулага: численность и условия содержания : сб. документов в 7 т. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - Т. 4. - 624 с. - URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/49897(дата обращения: 28.05.2025).
34. Кассо Л. А. К столетию Кодекса Наполеона (1804-1904) : из журнала Министерства юстиции (янв. 1904 г.) / Л. А. Кассо. - СПб. : Сенатская типография, 1904. - 28 с. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/22024-kasso-l-a-k-stoletiyu-kodeksa-napoleona-1804- 1904-spb-1904(дата обращения: 27.05.2025).
35. Кирющенко А. Г., Петрова Ф. Н. Антиалкогольная правовая политика и антиалкогольное законодательство советского государства: уроки истории и пути совершенствования : монография / А. Г. Кирющенко, Ф. Н. Петрова. - СПб., 1998. - 156 с.
36. Ковтун Е. В. Азарт в Стране Советов. - М. Олимп-Бизнес, 2012. - 308 с.
37. Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества : [учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусства] / С. С. Комиссаренко. - СПб. : СПбГУП, 2003. - 300 с.
38. Л. Н. Толстой. Дневник 1847-1854 гг. / Л. Н. Толстой ; редкол.: М. Б. Храпченко (гл. ред.) [и др.]. - URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/dnevniki/1847-1854/1850.htm(дата обращения: 27.05.2025).
39. Ленин. В. И. Полное собрание сочинений : в 55 т. / В. И. Ленин. - М. : Издательство политической литературы, 1970. - Т. 45. - 730 с. - URL: https://csruso.ru/wp- content/uploads/2023/02/45.pdf(дата обращения: 27.05.2025).
40. Лермонтов Ю. М. Маскарад / Ю. М. Лермонтов. - М. : Да!МЕДИА, 2014. - 325 с. - URL: https://rusneb.ru/catalog/010000_000060_ART-2230a539-19c3-4fce-87b6- 7023999bf0f0/(дата обращения: 28.05.2025).
41. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1997. - 560 с.
42. Максименков Л. В. Большая цензура: писатели и журналисты в Стране Советов 1917-1956 / Л. В. Максименко. - М. : Материк : Демократия, 2005. - 752 с.
43. Матвеева Ю. В. Русская литература зарубежья: три волны эмиграции ХХ века : учебно-методическое пособие / Ю. В. Матвеева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. - 92 с.
44. Мачульский Е. Н. К истории создания лермонтовского «Маскарада» / Е. Н. Мачульский // Московский журнал. - М., 2004. - № 10. - С. 13-18.
45. Набоков В. В. Другие берега // Библиотека Максима Мошкова. - [Б. м.], 2000. - URL: https://lib.ru/NABOKOW/drgberega.txt(дата обращения: 28.05.2025).
46. Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений : в 5 т. / В. В. Набоков ; [сост. Н. И. Артеменко-Толстой]. - СПб. : Симпозиум, 2000. - Т. 2. - 784 с.
47. Новая Жизнь. - Петроград. - 1918. - № 39 (254). - С. 4.
48. Новое уголовное уложение, высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. - СПб. : неофиц. изд, 1903. - 253 с. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003714958#?page=55(дата обращения: 27.05.2025).
49. О величии России / Имп. Екатерина II. - М. : Эксмо, 2003. - 829 с.
50. О закрытии игорных заведений : постановление Совета Народных Комиссаров от 8 мая 1928 г. // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. - 1928. - № 115. - С. 538. - URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/398033-postanovlenie-soveta-narodnyh- komissarov-o-zakrytii-igornyh-zavedeniy-8-maya-1928-g#mode/inspect/page/1/zoom/4(дата обращения: 27.05.2025).
51. О продаже игральных карт на внутреннем рынке : постановление Совета Труда и Обороны от 9 нояб. 1921 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1921 г. - М., 1944. - С. 998. - URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/350702-postanovlenie-soveta-truda-i-oborony-o- prodazhe-igralnyh-kart-na-vnutrennem-rynke-9-noyabrya-1921-goda(дата обращения: 27.05.2025).
52. О продаже игральных карт на внутреннем рынке : постановление Совета Труда и Обороны от 9 нояб. 1921 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1921 г. - М., 1944. - С. 998. - URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/350702-postanovlenie-soveta-truda-i-oborony-o- prodazhe-igralnyh-kart-na-vnutrennem-rynke-9-noyabrya-1921-goda(дата обращения: 28.05.2025).
53. О разрешении частных заведений с неазартными играми : декрет Совета Народных Комиссаров от 11 авг. 1922 г. // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. - 1922. - № 187. - С. 1138. - URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/351448-dekret-soveta-narodnyh-komissarov-o- razreshenii-chastnyh-zavedeniy-s-neazartnymi-igrami-11-avgusta-1922-goda(дата обращения: 27.05.2025).
54. О собраниях и союзах : постановление Временного правительства от 12 апр.
1917 г. № 5 // Вестник Временного правительства. - 1917. № 35. - С. 160-161. - URL : https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/80386-postanovlenie-vremennogo-pravitelstva-o- sobraniyah-i-soyuzah- 12-aprelya- 1917-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения:
28.05.2025).
55. Орлов-Давыдов В.П Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова / В. П. Орлов-Давыдов. - СПб. : типография Императорской Академии Наук,
1878. - 304 с. - URL:
https://publ.lib.ru/PODVAL/RUS/_BIB/_%D0%E0%E7%ED%EE%E5/Orlov_Davydov_V_Bio graficheskij_ocherk_grafa_V_G_Orlova_02_1878.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
56. Осоргин М. А. В тихом местечке Франции. Письма о незначительном / М. А.
Осоргин. - М. : Интелвак, 2005. - 546 с. - URL:
https://imwerden.de/pdf/osorgin_v_tikhom_mestechke_france_pisma_o_neznachitelnom_2005_ _ocr.pdf (дата обращения: 28.05.2025).
57. Осоргин М. А. Воспоминания. Повесть о сестре / М. А. Осоргин. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1992. - 416 с.
58. Осоргин М. А. Сивцев Вражек / М. А. Осоргин. - М. : Московский рабочий, 1990. - 704 с.
59. Перельман А. «Антифашистские» карты Василия Власова. Боевое задание полиграфистам блокадного Ленинграда // Российское карточное общества. - [Б. м.], [б. г.]. - URL: https://russcards.com/(дата обращения: 28.05.2025).
60. Полева Елена Александровна Смех и улыбка в характерологии персонажей романа В. Набокова «Король, дама, валет» // Вестник ТГПУ. 2011. №7.
61. Полева Елена Александровна Тема исчезновения в «Русских романах» В. Набокова: подходы к интерпретации // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №305.
62. Полное собрание законов Российской империи : в 45 т. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 5. - 933 с.
63. Полное собрание законов Российской империи : в 45 т. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 29. - Отд. 1. - 1372 с.
64. Полное собрание законов Российской империи : в 45 т.. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 26. - 875 с.
65. Полное собрание законов Российской империи : в 45 т.. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 13. - Отд. 1. 957 с.
66. Пощечина общественному вкусу / Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, [и др.]. - М. : Издатель Г. Л. Кузьмин, 1912. - 112 с. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3201(дата обращения: 27.05.2025).
67. Правда. Вечерний выпуск. - Петроград. - 1917. - 25 нояб.
68. Приказ Военно-Революционного комитета № 4605 от 24 ноября 1917 года // Документы XX века : Вячеслав Румянцев. - [Б. м.], [б. г.]. - URL: http://www.doc20vek.ru/node/1273(дата обращения: 27.05.2025).
69. Пушкин А. С. Евгений Онегин / под ред. и с примеч. П.А. Ефремова. - М. : Ф.И. Анский, 1882. - 220 с.
70. Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы / М. И. Пыляев. - М. : Эксмо, 2008. - 446 с.
71. Российское законодательство X-XX веков : в 9 т. - М. : Юрид. лит., 1986. - Т. 4. - 430 с.
72. Россию поднял на дыбы : [сб. : посвящается Петру I : в 2 т.] / коммент. Н. И. Павленко, В. А. Артамонова.. - М. : Молодая гвардия, 1987. - Т. 1 - 572 с.
73. Собрание сочинений : в 6 т. / Леонид Андреев ; редкол.: И. Г. Андреева [и др.]. - М. : Художественная литература, 1990-1996.
74. Собрание сочинений : в 8 т. / Борис Васильев ; [Худож. А. Макаренков]. Смоленск : Фирма "Русич", 1994. - Т 5. - 526 с.
75. Стоглав // Азбука Веры. - [М.], [б. г.]. - URL:
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/stoglav/(дата обращения: 26.05.2025).
76. Столетие С.-Петербургского английского собрания / Ф. Я. Гарднер. - СПб. : Печатня В. И. Головина, 1870. - 156 с.
77. Струве Глеб Петрович “Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы” // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). 2000. №3.
78. Уголовный кодекс РСФСР : утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г. // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/(дата обращения: 28.05.2025).
79. Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море : Полное собрание законов Российской империи : в 45 т. - СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. 15. - С. 11-18. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/335429-ustav-morskoy-yanvarya-13-dnya- 1720-goda(дата обращения: 29.05.2025).
80. Ф. М. Достоевский. Письма. 78. Н. Н. Страхову. 18 (30) сентября 1863. Рим
// Русская виртуальная библиотека. - М., [б. г.]. - URL:
https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/422.htm(дата обращения: 28.05.2025).
81. Ф. Э. Дзержинский - председатель ВЧК-ОГПУ 1917-1928 : сб. документов / А. А. Плеханов, А. М. Плеханов. - М., 2007. - С. 868 с.
82. Фриман А. Л. Форпост социалистической революции: Петроград в первые месяцы Советской власти / А. Л. Фриман. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1969. - 396 с.
83. Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений : в 4 т. / В. Ф. Ходасевич. - М. : Согласие, 1996. - Т. 2. - 574 с.
84. Чистиков А. Н. Нормы и ценности повседневной жизни. Становление социалистического образа жизни в России, 1920-1930-е гг.: Государство против карточной игры // Нева. - СПб., 2000. - 350 с.
85. Шевцов В. В. Карточная игра в России (конец XVI - начало XX в.) : монография / В. В. Шевцов. -Томск, 2005. - 242 с.
86. SOVIET ABOLISHES GAMBLING RESORTS; Decree Marks End of Lurid Course of Licensed Casinos in All Big Cities of Russia. // The New York Times. - 1928. - 18 may. - URL: https://www.nytimes.com/1928/05/18/archives/soviet-abolishes-gambling-resorts- decree-marks-end-of-lurid-course.html (access date: 27.02.2025).
87. Valleur M. Gambling and gambling-related problems in France // Addiction. -
2015. - Vol. 110-12. - 5 p. URL:
https://www.academia.edu/106424534/Gambling_and_gambling_related_problems_in_France (access date: 27.05.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ