Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ОПТИМИЗМ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ, КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ ВОЗРАСТА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Работа №183409

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ПСИХОЛОГИИ 8
1.1. Психологическое здоровье, как феномен и психологический конструкт 8
1.2. Стресс, как фактор, влияющий на психологическое здоровье личности 9
1.2.1. Основные подходы к проблеме стресса 9
1.2.2. Специфика, виды, источники стрессоров 13
1.2.3. Социальный стресс. Современные факторы и последствия социального стресса 15
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 19
2.1. Ресурсы субъекта, влияющие на его психологическое здоровье 19
2.1.1. Психофизиологические ресурсы здоровья человека 19
2.1.2. Психологические ресурсы здоровья 20
2.1.3. Социально-психологические ресурсы здоровья человека 21
2.2. Поведенческие ресурсы обеспечения психологического здоровья 22
2.2.1. Понятие копинга. Стратегии и стили преодоления стресса 23
2.2.2. Человек как субъект совладающего поведения 26
2.2.3. Преобладающее копинг-поведение периода возраста средней взрослости 28
2.2.4. Увлечение любительским спортом у лиц возраста средней взрослости как копинг-
стратегия 30
2.3. Возрастная специфика ресурсов психологического здоровья 32
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 35
3.1. Программа эмпирического исследования 35
3.1.1. Организация исследования 35
3.1.2. Описание методик исследования 36
3.2. Результаты эмпирического исследования 38
3.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 50
3.4. Методические рекомендации по разработке программ совершенствования личностных
ресурсов обеспечения психологического здоровья человека 58
Выводы по третей главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Приложение А. Социально-демографическая анкета 72
Приложение Б. Шкала психологического стресса Р8М-25 73
Приложение В. Опросник диспозиционного оптимизма 74
Приложение Г. Опросник проактивного совладающего поведения 75
Приложение Д. Тест жизнестойкости (краткая версия) 78
Приложение Е. Методика исследования системы жизненных смыслов 79
Приложение Ж. Опросник «Спектр психологического здоровья» 80
Приложение И. Описательные статистики психологических показателей в группах лиц, занимающихся и не занимающихся спортом 82


Актуальность темы настоящего исследования, посвященного изучению личностных ресурсов формировании психологического здоровья человека, заключается в том, что высокий темп изменений, характерный для современного общества, а также выраженная неопределенность возможных и реализующихся ситуаций, требуют от личности развитых способностей к адаптации и конструктивному реагированию на происходящие изменения. Уровень стресса в жизни современных людей крайне высок, ведь различные социальные, экономические и политические факторы оказывают непосредственное влияние на жизнь человека, его психологическое состояние и благополучие. Немалый вклад в повышение стрессогенности обстановки внесла пандемия коронавируса, повлиявшая на эмоциональный фон и качество жизни всего человечества. Таким образом, проблема изучения здоровья человека в связи с факторами стресса и стрессоустойчивостью личности на данный момент крайне важна для повышения благополучия общества в целом. Стресс оказывает влияние не только на результаты деятельности человека, но и на его самочувствие, в связи с чем современные исследователи обращаются к изучению особенностей потенциалов личности, обеспечивающих ее стрессоустойчивость и позитивно влияющих на физическое, психологическое и социальное здоровье.
Актуальным на данный момент является поиск эффективных средств укрепления здоровья, ресурсов преодоления стресса и методов повышения стрессоустойчивости. В соответствии с современными исследованиями, успешное преодоление стрессовых факторов связано со своевременностью использования эффективных копинг-стратегий и с гибкостью их применения, учитывающей специфику конкретных ситуаций. При этом стиль индивидуального реагирования на стресс обусловлен большим количеством разнообразных особенностей человека - личностными характеристиками, темпераментом, жизненным опытом, установками личности, актуальной социальной ситуацией, а также возрастом. В настоящем исследовании рассмотрена группа людей среднего возраста, т.к. в этот период, связанный с максимальной активностью и самореализацией своих жизненных устремлений, человек особенно уязвим для стресса, снижающего характеристики здоровья личности и ухудшающего ее жизненную успешность.
Именно среди представителей возраста средней взрослости всё большую популярность в качестве способа преодоления стресса и укрепления здоровья приобретает спортивная деятельность. При этом на данный момент сложно однозначно сказать о том, является ли данная стратегия позитивной по своей природе: с одной стороны, известно, что спорт повышает стрессоустойчивость и физическую выносливость личности, с другой - он 4
может становиться специфической зависимостью, которая мешает человеку конструктивно разрешать свои проблемы и преодолевать негативные эмоции.
Проблемой изучения ресурсов стрессоустойчивости спортсменов и их взаимосвязью с показателями здоровья занимались В.О. Белоконь, З.Н. Черных, Т.М. Борисенко, Е.М. Кочнева, Е.В. Залевская и др. Авторы указывают, что спорт может являться одним из наиболее эффективных способов совладания со стрессом, и регулярная физическая активность благотворно сказывается, как на физическом, так и на психологическом состоянии человека, укрепляя его здоровье.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении личностных ресурсов поддержания психологического здоровья у лиц возраста средней взрослости, вовлеченных и не вовлеченных в занятие физической культурой.
Объектом исследования является психологическое здоровье человека.
Предметом исследования являются личностные ресурсы - стрессоустойчивость, оптимизм и копинг-стратегии, связанные с обеспечением психологического здоровья лиц возраста средней взрослости, занимающихся и не занимающихся спортом.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Охарактеризовать феномены психологического здоровья и стрессоустойчивости личности в контекстах современных факторов социального стресса.
2. Раскрыть основные виды и содержание психологических и поведенческих ресурсов укрепления здоровья у лиц возраста средней взрослости.
3. Разработать психодиагностический комплекс для исследования личностных ресурсов психологического здоровья лиц возраста средней взрослости.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение психологического здоровья в связи с личностными ресурсами его обеспечения у лиц возраста средней взрослости, занимающихся и не занимающихся спортом, и проанализировать его результаты.
5. Провести сравнительный анализ особенностей психологического здоровья и личностных ресурсов, направленных на его поддержание, у лиц возраста средней взрослости, занимающихся и не занимающихся спортом.
Гипотеза исследования:
У лиц среднего возраста, занимающихся и не занимающихся спортом, существуют различия в показателях психологического здоровья, его компонентов и личностных ресурсов его обеспечения, к которым относятся - стрессоустойчивость, копинг-стратегии, оптимизм, жизнестойкость, жизненные смыслы.
Выборка исследования составила 50 человек, две группы:
5
• 25 человек, 12 женщин и 13 мужчин, возрастом 34-50 лет, занимающихся различными видами спорта:
• 25 человек, 9 мужчин и 16 женщин в возрасте от 32 до 49 лет, не занимающиеся спортом.
В процессе проведения настоящего исследования мы опирались на принципы, концепции и положения, принятые в психологической науке и родственных ей дисциплинах, в частности, на:
• базовые методологические принципы психологии (развития -Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец; системности - П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.; единства сознания и деятельности - С.Л. Рубиншьейн, А.Н. Леонтьев и др.; социокультурной опосредованности психических явлений - Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Г.А. Берулава и др.);
• концептуальные исследования проблем психологического здоровья личности (И.В. Дубровина, Б.С. Братусь, О.С. Васильева, К. Леонгард, О.В. Хухлаева и др.);
• теории гуманистической психологии в контексте развития личности (М.Н. Берулава, П.П. Блонский, М.Я. Виленский, И.В. Дубровина, И.Н. Семенов, Л.Ф. Обухова и др.).
Теоретические методы исследования включали: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение теоретических и эмпирических результатов, полученных в предыдущих исследованиях, синтез на этой основе модели изучаемого феномена.
Психодиагностические методики исследования:
1. Шкала психологического стресса, PSM-25 R. Tessier, L. Lemyre, L. Fillion (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
2. Тест диспозиционного оптимизма Ч.Карвер, М.Шейер (адаптация Т.О. Гордеевой и соавторов);
3. Опросник «Проактивное совладающее поведение Л. Аспинвалл (адаптация Е.П. Белинской и соавторов);
4. Тест жизнестойкости С.Мадди (адаптация Е.Н.Осина, Е.И. Рассказовой);
5. Методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котляков);
6. Опросник «Спектр психологического здоровья — Краткая форма» (MHC-SF) К. Киза.
Для определения социально-демографических характеристик респондентов использовалась анкета (приложение А).
Статистический анализ результатов исследования, в ходе которого использовались
6
критерии различия, корреляционный анализ и регрессионный анализ, проводился с помощью компьютерной программы SPSS 23.0.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении современных представлений о феномене психологического здоровья человека в связи с занятием спортивной деятельностью, а также о личностных ресурсах здоровья людей, занимающихся и не занимающихся спортом, позволяющих поддерживать его на высоком уровне.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении специфических личностных особенностей, связанных с высокими показателями здоровья у людей, занимающихся и не занимающихся спортом, что позволяет разработать научно обоснованные практические рекомендации по формированию психологического здоровья в группах спортсменов и не спортсменов, а также комплексные программы профилактики стресса.
Выпускная квалификационная работа состоит из: Введения в котором отражена актуальность исследуемой темы и прописан научный аппарат работы, включающий цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, теоретическую и практическую значимость, психодиагностические методики исследования и др.; Главы 1. «Понятие психологического здоровья в психологии», в которой раскрываются понятия психологического здоровья, определяются его критерии, а также рассматриваются основные подходы к проблеме стресса, виды, специфика и источники стрессоров в современном мире; Главы 2. «Личностные ресурсы обеспечения психологического здоровья человека», в которой проанализированы ресурсы субъекта, влияющие на его психологические здоровье, в том числе с учетом возрастной специфики, изучены стратегии и стили преодоления стресса, выделены копинг- стратегии, преобладающие в период возраста средней взрослости, а также рассмотрены занятия любительским спортом у лиц возраста средней взрослости в качестве фактора преодоления стресса и укрепления здоровья; Главы 3. «Эмпирическое исследование личностных ресурсов обеспечения психологического здоровья человека», которая содержит описания эмпирического исследования, анализ и интерпретацию полученных результатов; Заключения, в котором отражены основные выводы исследования и полученные результаты; Списка использованной литературы из 61 наименования (2 источника на английском языке); Приложений (в количестве 8 единиц). Общий объем работы - 82 страницы, работа содержит 5 таблиц и 6 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема изучения стрессоустойчивости, оптимизма и копинг-стратегий, как факторов психологического здоровья данный момент крайне важна для повышения психологического благополучия общества. Важным также представляется изучение ресурсов здоровья у представителей конкретных социальных групп, в частности, - у людей среднего возраста, т.к. в этот период, связанный с максимальной активностью и самореализацией своих жизненных устремлений, человек особенно уязвим для стресса, снижающего характеристики здоровья личности и ухудшающего ее жизненную успешность.
Именно среди представителей возраста средней взрослости всё большую популярность в качестве способа преодоления стресса и укрепления здоровья приобретает спортивная деятельность. Спорт является одним из наиболее эффективных способов повышения стрессоустойчивости, который может использоваться личностью для решения таких задач, как повышение самооценки, улучшение психологического благополучия и физической и психической выносливости. В связи с этим целью выпускной квалификационной работы является изучение личностных ресурсов поддержания психологического здоровья у лиц возраста средней взрослости, вовлеченных и не вовлеченных в занятие физической культурой.
В теоретической части работы было проанализировано, что психологическое здоровье человека, определяемое эмоциональным, социальным и психологическим благополучием личности, является одним из наиболее важных интегральных показателей его жизнеосуществления. Ресурсы психологического здоровья связаны со способностями человека: к совладанию с повседневными стрессорами, к эффективной саморегуляции эмоциональных состояний; к конструктивному и успешному социальному взаимодействию с другими людьми. Наличие в современном мире новых интенсивных стрессоров различной природы ведет к истощению защитных потенциалов человека и к формированию различных психических дисфункций, следствием которых становится возникновение пограничных расстройств, социальная дезадаптация, а также дезорганизации его поведения и деятельности.
Кроме того, было установлено, что влияние стрессовой ситуации на индивида обуславливается как ее характеристиками, так и индивидуальными особенностями человека. В качестве личностных ресурсов психологического здоровья и преодоления стрессов современные исследователи выделяют такие качества, как: стрессоустойчивость, жизнестойкость, оптимизм, конструктивные копинг-стратегии, наличие гармоничной структуры жизненных смыслов и ценностей личности, поведенческие особенности и др.
63
Однако специфика актуализации этих ресурсов в конкретных социальных группах, отличающихся социально-демографическими характеристиками, является слабо изученной. Особый интерес в плане изучения личностных ресурсов здоровья представляют группы молодежи, пожилых людей, а также лиц среднего возраста, которые ведут наиболее активный образ жизни и вносят наиболее значимый вклад в развитие современного общества.
Возраст средней взрослости отличается противоречивостью: с одной стороны, это время максимального раскрытия внутреннего потенциала личности, с другой - период переосмысления жизненных ценностей, когда человек особенно уязвим к стрессу. Особенности копинг-поведения в данный период приобретают особую значимость, обеспечивая высокий уровень адаптации и успешное решение задач развития. Личностные ресурсы стрессоустойчивости представляют собой важнейшие внутренние особенности, позволяющие человеку противостоять стрессу с помощью механизмов саморегуляции. Современные исследования влияния спорта на совладание со стрессом показывают, что у людей, регулярно занимающихся спортом, обнаруживается более высокий уровень стрессоустойчивости, уверенности в себе, лучшие показатели психического и физического здоровья. В силу этого можно заключить, что спорт представляет собой эффективное средство, способствующее активизации внутренних ресурсов личности в борьбе со стрессом, что особенно важно для лиц среднего возраста.
На основе анализа результатов отечественных и зарубежных исследований, полученных в контексте изучения психологического здоровья человека разработана программа исследования личностных ресурсов психологического здоровья лиц среднего возраста занимающихся и не занимающихся спортом. Цели психодиагностических методик в рамках исследования, включали измерение следующих показателей:
• уровня стресса в связи с его соматическими, поведенческими и
эмоциональными проявлениями;
• оптимизма, как личностной черты;
• копинг-стратегий, отражающих способы поведения человека, направленные на преодоление стрессовой ситуации;
• жизнестойкости как свойства личности, обусловливающего способность сохранять устойчивость в сложных ситуациях;
• жизненных смыслов, ориентирующих человека в повседневной жизнедеятельности;
• характеристик психологического здоровья личности.
Результаты эмпирического исследования по реализации данной программы показали, что:
1. Лица в возрасте средней взрослости, занимающиеся спортом, отличаются меньшим уровнем стресса и меньшей значимостью семейных смыслов в сравнении с лицами, не занимающимися спортом.
2. К предикторам психологического здоровья в группе лиц, занимающихся спортом, относится высокий уровень развития антистрессового ресурса, выраженный в низком уровне стресса, высокая значимость смыслов самореализации, а также направленность на поиск эмоциональной поддержки.
3. В группе лиц, не занимающихся спортом, предикторами психологического здоровья являются высокий оптимизм и низкая направленность на поиск инструментальной поддержки, что отражает большую самодостаточность лиц данной группы, их готовность полагаться на собственное «Я» в сложных ситуациях, позволяющую им эффективно справляться со стрессом.
Сравнительный анализ особенностей психологического здоровья и личностных ресурсов, направленных на его поддержание, у лиц возраста средней взрослости, занимающихся и не занимающихся спортом показал, что:
1. И респонденты, занимающиеся спортом, и те, кто не занимается спортом, отличаются слабой выраженностью психоэмоционального напряжения, являющегося результатом стресса, однако, у лиц, не занимающихся спортом, наблюдается большая выраженность симптомов нервно-психического напряжения, вызванных стрессовыми ситуациями.
2. Все показатели проактивного копинг-поведения выражены у респондентов обеих групп на среднем уровне. При этом в группе лиц, занимающихся спортом, более всего выражены рефлексивный и стратегический копинг. Менее всего лица, занимающиеся спортом, проявляют склонность к поиску инструментальной и эмоциональной поддержки . В группе лиц, не занимающихся спортом, более всего выражено рефлексивное совладание, в то время как показатели поиска инструментальной поддержки так же, как в группе лиц, занимающихся спортом, выражены менее всего.
3. В обеих группах уровень оптимизма высокий.
4. Показатели жизнестойкости в обеих группах указывают на то, что у респондентов, занимающихся и не занимающихся спортом, обнаруживается средняя сформированность убеждений.
5. Ведущие жизненные смыслы у респондентов, занимающихся и не занимающихся спортом, схожи, за исключением семейных смыслов, которые значимы только для группы лиц, не занимающихся спортом
Таким образом, задачи работы решены и гипотеза исследования - о том, что у лиц среднего возраста, занимающихся и не занимающихся спортом, существуют различия в показателях психологического здоровья, его компонентов и личностных ресурсов его обеспечения, к которым относятся - стрессоустойчивость, копинг-стратегии, оптимизм, жизнестойкость, жизненные смыслы - частично доказана. Дальнейшие исследования рассматриваемой проблемы могут быть направлены на поиск межсистемных связей между показателями благополучия и личностными ресурсами стрессоустойчивости у лиц, занимающихся спортом с привлечением методик, изучающих психофизиологические переменные, что позволит в полной мере оценить вклад спорта в формирование высокого уровня психологического здоровья и нервно-психической устойчивости.



1. Аболин Л. М. Теоретический и экспериментальный анализ подходов к исследованию проблемы стресса / Л. М. Аболин // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2008. - №3. - С. 94 - 106.
2. Албакова З. А. Психологические причины возникновения профессионального стресса/ З.А. Албакова // Гуманизация образования. - 2018. - №5. - С. 119-123.
3. Алексеев М. В., Бокулева Е. С., Феофанов В. В., Давыдов М. В. Оценка стрессоустойчивости студентов-спортсменов различной специализации и студентов, не занимающихся спортом/ М. В. Алексеев, Е.С. Бокулева, В.В. Феофанов, М.В. Давыдов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - №11. - С. 612-615.
4. Аршинова В.В. Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотической установки у подростков: автореф. дис. ... канд.психол. наук. / В.В. Аршинова - Москва, 2007. - 29 с.
5. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. — СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
6. Белинская Е. П., Вечерин А. В., Агадуллина Е. Р. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности / Е. П. Белинская , А. В. Вечерин, Е. Р. Агадуллина // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Т.7. - № 3. - С. 192-211
7. Балькова Д. В., Савельева О.В. Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов/ Д. В. Балькова, О.В. Савельева // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - №4 - С. 58-62.
8. Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья / Т. И. Безлугая // Калининградский вестник образования. — 2020. — № 2. — С. 74-84. 62
9. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н.И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. - СПб, 2003. - С. 452-459.
10. Бильданова В. Р. и соав. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В.Р. Бильданова и др. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.
11. Бирон Б. В. Структура личностных копинг-ресурсов и их влияние на проактивный копинг/ Б.В. Бирон // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2013. - №3. - С. 82-92.
12. Бодров В. A. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров
- М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.
13. Борисова Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н.М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №4.- С. 216-219.
14. Бочаров И. В., Стрелец В.В., Тукайнов Н.А. Влияние стресса на психологические характеристики деятельности летчика /И. В. Бочаров, В. В. Стрелец, Н. А. Тукайнов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №3. - С. 168-172.
15. Братусь Б.С. Психология личности / Б.С. Братусь - Самара, - 2000. -398с...61



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ