Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭКО, В ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА

Работа №183383

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Социальная ситуация развития 6
1.2 Особенности социальной ситуации развития в младенчестве 7
1.3 Состояние детей, зачатых при помощи ВРТ, в связи с условиями перинатального
периода 10
1.4 Взаимодействие матери и младенца 11
1.5 Отношения между супругами, проходящими процедуру ЭКО 15
1.6 Различия семей ЭКО и с естественным зачатием 17
2.1 Организация исследования 20
2.2 Результаты исследования 22
2.2.1 Особенности системы семейных отношений в семьях с учетом фактора зачатия
ребенка (естественно физиологического и методом экстракорпорального оплодотворения) 22
2.2.2 Особенности системы отношения родителей к ребенку, проведенным временем
с ребенком, с учетом фактора зачатия ребенка (естественно физиологического и методом экстракорпорального оплодотворения) 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 77
ПРИЛОЖЕНИЯ: 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А Различия по общему показателю семейной среды между отцами и матерями группы естественного зачатия 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Различия по общему показателю семейной среды между отцами и матерями группы ЭКО 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В Описательная статистика по методике «Ваше отношение к ребенку» у матерей в группе естественного зачатия 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Описательная статистика по методике «Ваше отношение к ребенку» у матерей в группе ЭКО 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Описательная статистика по методике «Ваше отношение к ребенку» у отцов в группе естественного зачатия 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Описательная статистика по методике «Ваше отношение к ребенку» у отцов в группе ЭКО


Актуальность. Фундаментальной научной проблемой является выявление относительной роли генетических и средовых факторов в формировании индивидуальных различий в социальном, эмоциональном и когнитивном развитии. Большинство генетических вариантов, отвечающих за физическое и психическое здоровье, остается не распознанным (Francis, Szegda, Campbell, Martin, & Insel, 2003). Многие исследователи признают, что и дородовая, и послеродовая среда играют важную роль в развитии ребенка. Чтобы объяснить различия между нормальным и ненормальным развитием детей и найти способы положительного влияния на развитие, необходимо понять, как конкретные средовые факторы взаимодействуют с генетическими факторами.
В настоящее время активное развитие медицинских технологий привело к тому, что вспомогательные репродуктивные технологии все больше востребованы в современном мире, для зачатия ребенка искусственным способом. Однако физиологическое и психическое состояние детей ВРТ все еще недостаточно исследовано. Одним из наиболее актуальных вопросов, которые стоят перед специалистами, является вопрос о количестве семей, которые воспользовались вспомогательными репродуктивными технологиями, и их внутрисемейных отношениях.
Степень разработанности. Предыдущие исследования показывают, что передача психологических и поведенческих проблем из поколения в поколение может объясняться генетическими факторами (например, нарушения поведения у детей; Plomin, 1990), аномальными условиями воспитания (например, негативная среда воспитания; Collins, Maccoby, Steinberg, Hetherington, & Bornstein, 2000) или их сочетанием (например, генетическая предрасположенность к эмоциональным проблемам и конфликты в семье; Rutter, 2006; Rice, Harold, Shelton, & Thapar, 2006). Исследования последних двух десятилетий также показывают, что многие нарушения и проблемы со здоровьем являются следствием специфических условий внутриутробного развития (Neugebauer, 2005; Gluckman, Cutfield, Hofman, & Hanson, 2005). Эта гипотеза подтверждается исследованиями на животных (Weinstock, 2001), в ходе которых возможно случайным образом определять животных в экспериментальную или контрольную группу, что позволяет оценить влияние пренатальных средовых факторов на последующее развитие (Gouldsborough, Lindop, &Ashton, 2003). Недавние исследования перекрестного воспитания у животных, в которых самка вынашивает генетически неродной эмбрион, показали, что, хотя материнская забота крайне важна для благополучия потомства, влияние средовых факторов может проявляться задолго до рождения, во внутриутробной среде (Thapar, Harold, Rice, et al., 2007). Однако, попытки отметить относительную взаимосвязь между этими факторами в исследованиях на людях традиционно сталкивались с несколькими существенными проблемами (Rutter, Pickles, Murray, &Eaves, 2001).
Таким образом, наиболее информативным для выявления относительного вклада генетических и средовых факторов в психическое и физическое развитие ребенка является междисциплинарный проект, использующий методологию исследования семей, воспользовавшихся методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), наряду с методологией лонгитюдного и молекулярно-генетического исследования.
Гипотеза исследования: Предполагается, что есть различия в особенности социальной ситуации развития детей, в период младенчества, между группами ЭКО и с естественным зачатием.
На основе обозначенной проблемы можно выделить объект исследования - особенности социальной ситуации развития в младенчестве. Предметом исследования является особенности социальной ситуации развития детей, рожденных с помощью ЭКО в период младенчества.
Целью научной работы является выявление особенностей социальной ситуации развития детей, рожденных с помощью ЭКО в период младенчества.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме (понятие
социальной ситуации развития, особенности детей ЭКО в отличии от детей с естественным зачатием).
2. Выявить семейный контекст и семейную среду в группах ЭКО и естественного зачатия.
3. Рассмотреть отношения и чувства супругов друг к другу за последние 9 месяцев, в группах ЭКО и естественного зачатия.
4. Установить степень поддержки от супругов друг к другу, в группах ЭКО и с естественным зачатием.
5. Определить характер поддержки от бабушек и дедушек, в группах ЭКО и с естественным зачатием.
6. Изучить характер семейного контекста с особенностями отношения к ребенку, в группах ЭКО и с естественным зачатием.
7. Провести анализ особенностей семейного контекста (семейной среды, отношений между партнерами на протяжении 9 месяцев, чувств супругов друг к другу) и отношения к ребенку, между группами с естественным зачатием и ЭКО.
Методы, используемые при написании научной работы:
- Методы теоретического анализа
- Использование психодиагностических методик
-Статистический анализ (описательная статистика, частотный анализ, сравнительный анализ, корреляционный анализ)
В исследовании были использованы следующие методики из опросника «Материнство за 9 месяцев»:
1. Семейный контекст
2. Семейная среда
3. Ваши отношения с партнером/ партнершей за последние 9 месяцев
4. Ваши отношения: Ваши чувства к Вашему партнеру/партнерше
5. Поддержка Вашего партнера/партнерши
6. Поддержка бабушек и дедушек
7. Поддержка других людей
8. Ваше отношение к ребенку
9. Время с ребенком
Выборка: в выборку исследования вошли из группы ЭКО мамы - 184, папы - 164. Группа естественного зачатия мамы - 331, папы - 331. Диагностика проводилась на этапе, когда ребенку исполнялось 9 мес. Матерям и отцам предлагались опросники для определения социальной ситуации развития ребенка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выбранной темы данной выпускной квалификационной работы было осуществлено исследование особенностей социальной ситуации развития детей, рожденных с помощью ЭКО, в период младенчества. Эмпирическое исследование было подчинено цели определить особенности социальной ситуацией развития детей, рожденных с помощью ЭКО, в период младенчества. Для этой цели была сформирована экспериментальная выборка, представленная группой ЭКО: мамы - 184, папы - 164, группой естественного зачатия: мамы - 331, папы - 331. Диагностика проводилась на этапе, когда ребенку исполнялось 9 месяцев. Матерям и отцам предлагались опросники для определения социальной ситуации развития ребенка. По итогам осуществленного исследования были получены следующие результаты:
Социальную ситуацию развития следует понимать, как совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.
Относительно семейного контекста и семейной среды, между группами, было выявлено, что в группах с естественным зачатием и ЭКО, с момента рождения ребенка браки были сохранены, и в целом, в семьях присутствует взаимопонимание, поддержка и доверие между партнерами.
Рассматривая отношения и чувства супругов друг к другу после рождения ребенка, было выявлено, что в целом, в эмпирических группах как мужчины, так и женщины на протяжении 9 месяцев, чувствуют себя счастливыми со своими партнерами, супруги ценят друг друга, относятся любяще и ласково, проявляют поддержку и понимание друг к другу, но в группе естественного зачатия немного больше женщин, которые чувствуют себя невероятно счастливыми с мужьями за последние 9 месяцев.
Устанавливая степень поддержки в группах от супругов друг к другу, было замечено, что женщинам из группы естественного зачатия, партнеры помогают в большей степени ухаживать за ребенком, чем в группе ЭКО. Между мужчинами эмпирических групп, различий не было обнаружено, партнерши обеих групп в равной степени помогают своих мужьям ухаживать за ребенком, помогают по дому, поддерживают.
При определении характера поддержки от бабушек и дедушек, между группами, было выявлено следующее. В группе естественного зачатия как мужчин, так и женщин, материальная помощь со стороны родителей обоих супругов, значительно выше, чем поддержка от родителей в группе ЭКО. Несмотря на это, в эмпирических группах, абсолютно все родители оказывают моральную поддержку своим детям, дают советы по уходу за ребенком и т.д.
Проводя анализ по отношению к ребенку и времени, уделяемому ему, между группами родителей, были обнаружены следующие результаты. У мам и пап детей, рожденных с помощью ЭКО, более высокий суммарный показатель. Выявленный факт позволяет предположить, что для родителей группы ЭКО характерно, уделять больше времени ребенку, чаще играть, разговаривать, смеяться, так же родители группы ЭКО более положительно оценивают своего ребенка, считают, что их поведение оказывает влияние на их ребенка в эмоциональном, интеллектуальном, коммуникативном планах.
С помощью анализа особенностей семейных отношений и отношения к ребенку, были замечены следующие результаты. Для мужчин группы ЭКО взаимосвязи показателя отцовского отношения к ребенку и эмоциональных отношений между супругами были одинаковы взаимосвязям в группе с естественным зачатием, в то время как показатель материнского отношения к ребенку в группе естественного зачатия был положительно связан только с показателями тепла между супругами. То есть мать, анализируя систему отношений между ребенком и отцом, присоединяется к ним, создавая из диады триаду, благодаря этому система отношений в семье в целом становятся теплее, а показатели семейной обстановки выше. Для матерей из группы ЭКО не так важна система отношений между отцом и ребенком, сколько система ее отношений с младенцем. Долгожданный ребенок становится центром ее внимания, привязанности и любви, женщина много времени уделяет только ребенку, и отношения между супругами становятся совершенно другими как до появления малыша, это приводит к проблемам в семейных отношениях.
На развитие ребенка, начиная с младенчества, так и в последующие периоды его жизни огромную роль играют социальные факторы. Одним из наиболее важных является отношение к ребенку со стороны родителей. Средством общения и взаимодействия с окружающим миром у младенца является его мама. Из этого следует предположение о том, что социальная ситуация развития младенца напрямую зависит от его матери, ее отношения к людям, к миру, к себе. Ребенок живет не столько среди безжизненных внешних раздражителей, сколько во внутренней, хотя и примитивной, общности с другими людьми. Все проявления младенца напрямую зависят от взрослого, и что бы ни происходило с малышом, он всегда находится в непосредственном контакте с окружающими его родителями, бабушками, дедушками и другими людьми. Все действия ребенка, его восприятия и переживания всегда опосредованы другими, поэтому отношение ребенка к действительности с самого начала носит социальный характер. Всякое, даже самое простое ощущение ребенком каких-либо вещей, предметов из внешнего мира, всегда осуществляется с помощью или через другого человека. Положительные чувства во взаимодействии с ребенком и способность матери оказывать ребенку эмоциональную поддержку, это два показателя, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой, и с принимающим отношением к материнству и ребенку. Принятие материнства соотносится с общим положительным фоном детско- родительского взаимодействия. Матери, принимающие своего ребенка, благотворно влияют на его состояние, им легче удается регулировать поведение младенца. Понимать состояние ребенка и ориентироваться на его реакции и эмоциональное поведение, удается женщинам с принятием, относящимся к себе, как к матери. Иначе складывается ситуация у женщин, которые относятся к выполнению родительских функций с не принятием, они реже ориентируются на состояние ребенка в режимных и бытовых моментах. Таким образом, эмоциональное принятие социальной позиции родителя проявляется в характере взаимодействия матери и ребенка. Поэтому, смысл всякой ситуации для младенца определяется, прежде всего, присутствием взрослого — его близостью, отношением к ребенку, вниманием, заботой о нем.



1. Айвазян Е. Б., Арина Г. А. Становление внутренней материнской позиции в период беременности. Дефектология. 2008; 2: 8-15
2. Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь (3-е изд., 2002 г.).
3. Божович Л.И. Проблемы формированиыя личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е издание. М.: Издательство «Институст практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 352 с.
4. Барашнев Ю.И. Особенности здоровья детей, рожденных женщинами с помощью вспомогательных репродуктивных технологий // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. № 5. С. 12—17.
5. Бахтиарова В.О. Состояние здоровья детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения и искусственного осеменения: Авт. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1993. 58 с.
6. Бенедек Т. Адаптация к реальности в раннем младенчестве. // Психология привязанности и ранних отношений: Тексты. Сост. М.Л. Мельниковой. Ижевск: НИЦП «ERGO», 2005.
7. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000 - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
8. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 —1984.].
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
10. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: «ЛИТУР», 2004).
11. ГЕНОМИКА ПОВЕДЕНИЯ: ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Под редакцией С.Б. Малых, Ю.В. Ковас, Д.А. Гайсиной. 2006
12. Гурьянова Т. А. Психологическая готовность к материнству как динамическое системно-структурное образование. Ползуновский вестник. 2005; 3: 35-44.
13. Евсюкова И.И., Маслянюк Н.А. Состояние новорожденных и их дальнейшее развитие при многоплодной беременности после ЭКО // Проблемы репродукции. 2005. № 2. С. 52-54.;
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. 2001
15. Кляйн М. Айзекс С. Райвери Д. Хайманн П. Развитие в психоанализе. М: Академический проект, 2001.
16. Ковас Ю.В «Генетически информативное лонгитюдное исследование психического развития детей в раннем возрасте». 2006.
17. Кулаков В. И., Леонов Б. В., Кузьмичев Л.И. Лечение женского и мужского
бесплодия. Вспомогательные репродуктивные технологии. М.: Медицинское
информационное агентство; 2008.
18. Кузнецова В.С. и др. Особенности адаптации в раннем неонатальном периоде новорожденных детей, рожденных у женщин с бесплодием в анамнезе после циклов экстракорпорального оплодотворения // Журнал теоретической и практической медицины. 2004. Т. 2. № 1. С. 59-62.
19. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3. С. 117 — 124.
20. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопр. психол. 1978. № 5. С. 72 — 78.
21. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
22. Левин Х. Интерсубъективность и психоаналитический процесс. // Современный психоанализ: о чем мы думаем, как мы работаем, чего хотим. 2005. Материалы Российско-Американской конференции.
23. Ланцбург М.Е., Соловьева Е.В. Особенности познавательного развития детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворения / Материалы II Национального конгресса «Дискуссионные вопросы современного акушерства». СанктПетербург, 2013 // Журнал акушерства и женских болезней. 2013. Т. LXII. Спецвыпуск. С. 40.
24. Мухамедрахимов Р.Ж. Диссертация «Формы взаимодействия матери и младенца» 1999.
25. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. Вопросы
психологии. 2002; 5: 18-27.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001 - 442с.
27. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.
28. Огден Т. Мечты и интерпретации. М.: Класс, 2001.
29. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского - М., (1987), 1990г.
30. Плаксина А.Н., Ковтун О.П., Блохина С.И. Оценка показателей качества жизни детей, рожденных при помощи вспомогательных методов [Электронный ресурс] URL: http://www. sys-int.ru/ru/j ournals/2011/1 -11/ ocenka-pokazateley-kachestva-zhiznideteyrozhdennyh-pri-pomoshchi-vspomogatelnyh.
31. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М., 1974.
32. Рищук С.В., Мирский В.Е. Состояние здоровья детей и особенности течения
беременности после применения вспомогательных репродуктивных технологий [Электронный ресурс] // TERRA MEDICA NOVA. 2010. № 1. URL:
http://www.terramedica.spb.ru/all/public/pdf/terra/1-60-2010-fl15.pdf.
33. Социальные ситуации развития личности и ее статус. Б.Г.Ананьев/ Человек как предмет познания. Л.,1968, с 276-317
34. Смирнова Е.О. Детская психология. 2009. С. 77-80
35. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М: Институт психотерапии. 2002.
36. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Издательство института психотерапии; 2002.
37. Якупова В.А. Особенности становления внутренней позиции матери при использовании вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО. 2015. С. 39
38. Beckwith L. Adaptive and maladaptive parenting. Implications for intervention // Meisels S. J., Shonkoff J. P. (eds.) Handbook of early childhood intervention. Cambridge, N. Y.: Cambridge University Press, 1990. P. 53—77.
39. Barnard К. Е. Kelly J. F. Assessment of parent-child interaction // Meisels S. J., Shonkoff J. P. (eds.) Handbook of early childhood intervention. Cambridge, N. Y.: Cambridge University Press, 1990. P. 278-302.
40. Colpin H., Soenen S. Parenting and psychosocial development of IVF children: a follow-up study // Human Reproduction. 2002. № 17(4). Р. 1116-1123.
41. Field Т.Infancy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1990.
42. Fogel A. Temporal organization in mother-infant face-to-face interaction // Schaffer H. R. (ed.) Studies in mother-infant interaction. L.: Acad. Press, 1977. P. 89—117.
43. Growth and development of children conceived by in vitro fertilization [Electronicresource] / Brandes J.M., Scher A., Itzkovits J., Thaler L., Sarid M. & Gershoni6Ba6ruch R.//Pediatrics. 1992. Vol. 90, №3. Р. 424—429.
44. Golombok S., Cook R., Bish A., Murray C. Families created by the new reproductive technologies: quality of parenting and social and emotional development of the children // Child Development. 1995. № 64(2). Р. 285-298.
45. Golombok S., Brewaeys A., Cook R., et al. The European study of assisted reproduction families: Family functioning and child development // Human Reproduction. 1996. № 11. Р. 2324- 2331.
46. Kelly7Vance L., Anthis K., Needelman H.Assisted Reproduction Versus Spontaneous Conception [Electronic resource]: A Comparison of the Developmental Outcomes inTwins//The Journal of Genetic Psychology. 2004. Vol. 165, No 2. Р. 157—167.
47. Mahler S. M., Pine F., Bergman A. The psychological birth of the human infant. L.: Maresfield Library, 1985.
48. Menning B/E/ Counselling infertile couples // Contemp. Obstet. Gynecol/ - 1979. - Vol.12. - P. 101 - 108.
49. Perinatal outcome of pregnancies after assisted reproduction [Electronic resource]: A case6control study / M. Dhont, P. De Sutler, G. Ruyssinck, G. Martens, A. Bekaert //American Journal of Obstetrics and Gynecology. 1999. Vol. 181, No 3. Р. 688—695. Был 12
50. Stern D. N. et al. The infant's stimulus world during social interaction: A study of caregiver behaviours with particular reference to repetition and timing // Schaffer H. R- (eds.) Studies in mother-infant interaction. L.: Acad. Press, 1977. P. 177—202.
51. Stern D. N. The first relationship: Infant and mother. Cambridge: Harvard University Press, 1977.
52. Stern D. N. The interpersonal world of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. N. Y.: Basic books, 1985.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ