ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию в школе 6
1.1 Понятие аудирования, его виды, механизмы и сложности при его
обучении 6
1.2 Подходы к обучению аудированию 11
1.3 Средства обучения аудированию и средства контроля 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Методические рекомендации по обучению аудированию посредством английской мультипликации 27
2.1 Отбор фрагментов мультипликации для обучения аудированию и
методика работы с ними 27
2.2 Разработка комплекса упражнений по аудированию на основе
мультипликации 34
2.3 Анализ результатов эксперимента и методические рекомендации по
обучению аудированию школьников посредством английской мультипликации 41
Вывод по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1 56
Приложение 2 58
Приложение 3 60
Благодаря глобализации и развитию экономических и культурных связей, неотъемлемой частью нашей жизни стали иностранные языки и их изучение. С каждым днём возрастает количество людей, желающих обучиться новому языку, и поэтому даже в школах не так давно был введен второй иностранный как обязательный предмет. Но важнейшей частью обучения языку для коммуникации на нём - это аудирование [7].
Обучение аудированию и разговорной речи сегодня занимает видное место в языковых программах во всем мире. Непрерывно растущая потребность в свободном владении английским языком во всем мире из -за его роли как международного на мировой арене отдаёт приоритет поиску более эффективных способов его преподавания. Поэтому настало время пересмотреть текущую теорию и практику в отношении обучения самым важнейшим языковым навыкам.
Ранее аудирование не вызывало такой большой интерес как в последние годы по ряду причин. Сегодня аудирование входит во множество важных языковых экзаменов. Это частично доказывает, что данный навык просто необходим при обучении иноязычной речи, также это демонстрирует факт того, что если данный навык не тестируется и не контролируется, то преподаватели не будут уделять ему должное внимание.
Аудирование - это один из языковых навыков, играющий важную роль в процессе преподавания [30]. Это жизненно важная умственная
способность, благодаря которой учащиеся понимают окружающий мир и принимают в нем участие. Слушать - это нечто большее, чем просто
слышать слова [3]. Лингвисты определяют слушание как процесс, посредством которого разговорная речь преобразуется в сознании в смысл [3]. Во время аудирования, согласно Солововой, рассматривается не только способность слышать, но также включаются дополнительные аспекты понимания, внимание, анализ и оценка произносимого сообщения и, возможно, действия на основе того, что было услышано [27]. Прослушивание - это не пассивное восприятие и запись слуховой информации, а активный процесс. Слушатели вовлекаются в интерпретацию того, что они слышат, применяя свои собственные фоновые знания и лингвистические познания к информации, содержащейся в звуковом тексте [27]. Другими словами, аудирование - это процесс понимания текста путем задействования различных видов фонологии, грамматики, фоновых знаний и опыта.
Согласно Брауну, важность аудирования в изучении языка трудно переоценить [35]. Посредством восприятия учащиеся усваивают лингвистическую информацию, без которой они не смогли бы воспринимать язык. То есть аудирование обеспечивает слуховую информацию, которая служит основой для овладения языком и позволяет учащимся взаимодействовать в устной коммуникации. Не научившись слушать, люди, возможно, не смогут говорить, читать и писать.
На первый взгляд аудирование предполагает, казалось бы, простое понимание на слух человеческой речи, но этот процесс слушания ни без причины вызывает ряд трудностей у обучающихся. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученикам преодолеть все возможные препятствия при овладении данным навыком.
Сегодня существует большое количество средств и методов, призванных помочь преподавателю и обучающимся сформировать умение восприятия на слух речи. Одним из таких средств является анимация.
Мультипликационные фильмы помогают формированию умения аудирования, а также позволяют преподавателю создавать на уроках иностранного благоприятную атмосферу. Но, к сожалению, современные УМК не предполагают при обучении аудированию наличие различных видеоматериалов, что и обуславливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является непосредственно процесс обучения аудированию на уроках английского языка.
В качестве предмета исследования выступает обучение аудированию как средству межкультурного общения на английском языке посредством английской мультипликации.
Цель представленной работы - теоретически обосновать и доказать эффективность использования английских мультфильмов в контексте обучения аудированию школьников как средству межкультурного общения на английском языке.
Для того чтобы реализовать цели исследования, было необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие «аудирование», классификацию и особенности обучения аудированию;
2) Определить эффективность использования мультипликации, сформулировать критерии отбора видео-фрагментов при обучении аудированию как средству межкультурного общения;
3) Создать и представить комплекс упражнений по аудированию с использованием английской мультипликации;
4) Представить методические рекомендации по обучению аудированию с помощью видео-фрагментов.
Гипотеза исследования: обучение аудированию школьников среднего звена обучения будет более эффективным, если на занятиях по иностранным языкам мы будем использовать дидактический потенциал мультипликационных фильмов на английском языке .
Научная новизна заключается в попытке обоснования эффективности использования английской мультипликации в процессе обучения аудированию как средству межкультурной коммуникации.
Методы, к которым мы обращались в ходе исследования, являются анализ педагогической литературы и документации по теме исследования, построение гипотез, прогнозирование, эксперимент, наблюдение, описание, а также сравнение.
Теоретическая значимость: анализ теоретике-методологической базы обучения аудированию школьников в целом.
Практическая значимость заключается в попытке разработать комплекс упражнений по аудированию, используя дидактический материал мультипликационного фильма «Coraline» и сформулировать методические рекомендации по внедрению данных разработок в процесс обучения аудированию на занятиях по ия.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его цель, задачи, объект, предмет, раскрывается научная новизна.
В первой главе рассматривается само понятие «аудирование», его классификация и теоретические основы обучения аудированию, а также понятие «аутентичность» и использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку.
Во второй главе раскрываются преимущества использования
В заключении описываются результаты исследования, делаются выводы по исследуемой теме и даются практические рекомендации.
На сегодняшний день различные виды анимации и мультипликации стали неотъемлемой частью медиа-жизни детей. В связи с этим мы предприняли попытку внедрить английскую мультипликацию и в обучение такому сложному и важному навыку аудирования. Аудирование - необходимая часть обучения иностранному языку, без которой овладение иноязычной речью и её понимание просто невозможно, так как коммуникация без умения воспринимать речь человека на слух не может быть осуществима, поэтому одной из целей нашего исследования была попытка доказать возможность оптимизации этого процесса.
Современные уроки английского языка в школах уже проходят с внедрением различных технических средств, позволяющих показать обучающимся речь носителя. Но мир не стоит на месте и даже не так давно введённые технические материалы, к сожалению, уже теряют свою актуальность и становятся не интересными обучающимся. Потеря интереса учеников снижают их мотивацию, а вследствие этого страдает их успеваемость, поэтому учителям необходимо внедрять те материалы, которые будут повышать интерес обучающихся.
Видео-фрагменты из популярных англоязычных мультфильмов - хорошая альтернатива простому прослушиванию аудио-записей без какого- либо визуального сопровождения. В них представлены аутентичные диалоги, качественно имитирующие общение носителей языка, также мультфильмы содержат культуру, быт, а также другие особенности жизни и речи жителей страны изучаемого языка. Помимо этого мультипликация помогает создать на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, что очень важно при обучении школьников средней ступени обучения.
Основная цель нашей работы - это доказать эффективность применения мультипликации в обучении аудированию школьников средней ступени обучения. В соответствии с этим, нами была изучена теоретическая база по обучению аудированию для преподавателей, были рассмотрены критерии, которые необходимы при отборе видео-фрагментов, а также мы выделили этапы, которым принято следовать при работе с ними.
Нами были отобраны видео-фрагменты на основе которых был разработан комплекс упражнений. Одним из главных преимуществ предлагаемых комплексов упражнений является создание атмосферы реальной языковой ситуации. Это способствует более наглядной и эффективной передаче информации в процессе обучения, а также помогает развивать творческие способности учеников.
Помимо этого, представленная методика основана на концепции активного обучения, которая предполагает вовлечение учащихся в активные действия и максимальное использование их собственного опыта и знаний в процессе обучения. Этот процесс не даёт учащимся терять мотивацию на уроке, постоянно поддерживая их интерес к содержанию обучения, создавая положительные стимулы к изучению языка.
Наше исследование было апробировано на экспериментальном уроке учащихся 7 класса в МАОУ «Заозёрная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16» г. Томска. Количественные данные, полученные в ходе экспериментального обучения, продемонстрировали уместность и эффективность использования видеофрагментов из мультипликационных фильмов при обучении аудированию в качестве альтернативы обычным звуковым записям без визуальной опоры.
Таким образом, цель исследования была достигнута, поскольку была доказана эффективность мультипликации, также были выполнены задачи, поставленные нами, и подтвердилась гипотеза нашей выпускной квалификационной работы. Комплекс упражнений, разработанный в ходе исследования, может служить методической поддержкой для преподавателей в их практической деятельности.
1. Агеенко Н. В. Способы преодоления трудностей при обучении аудированию / Н. В. Агеенко. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», — 2014. — 272-274 с.
2. Александров К. В. Принципы применения ИКТ в обучении иностранным языкам и их отражение в платформе Magister // Иностранные языки в школе. — 2014. — № 6. — С. 46-54
3. Артёмов В. А. Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам / Под ред. В.А. Артемова, И.В. Карпова, И.В. Рахманова. — М. : Учпедгиз, 1947. — 40 с.
4. Барменкова О. В. Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка / О.В. Барменкова // Эксперимент и инновации в школе. — 2011. — №5. — С. 75-79.
5. Гаврилова А. В. Обучение аудированию иноязычной речи: на материале английского языка : дис. канд. пед. наук / А. В. Гаврилова. — СПб., 2019.
— 22 с.
6. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. — М.: Изд-во «Академия», 2006.
— 335 с.
7. Гатовская Д. А. Обучение аудированию на уроках английского языка // Личность, семья и общество : вопрос педагогики и психологии. — 2015.
— № 48. — С. 29-33.
8. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. — Шатилов - Москва : Высшая школа, 1982. — 373 с.
9. Глухов В. П. Психолингвистика: учебник для педагогических и
гуманитарных вузов и коррекционных педагогов-практиков / В.П. Глухов.
— М.: В. Секачев, 2014. - 344 с.
10. Громова О. А. Аудио-визуальный метод и практика его применения / О.А. Громова. — М.: Высшая школа, 1977. — 100 с.
11. Грузинская И. А. Методика преподавания английского языка в средней школе: учеб. пособ. — 5-е изд. — М.: ГУПИ РСФСР, 1947. — 223 с.
12. Гуняшова Г. А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка. / Г.А. Гуняшова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — №2. — С. 34-37
13. Елухина Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно ориентированной методики / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе.
— 1989. — № 2. — С. 20-24.
14. Иванникова Л. А. Цифровой видеоконтент как средство совершенствования умений аудирования на старшем этапе обучения // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований : сб. науч. ст. — Чебоксары, 2019. — С. 179184.
15. Исламова Э. М. Трудности при обучении аудированию на занятиях английским языком и пути их преодоления / Э. М. Исламова // Инновационная наука. — 2015. — № 10-3. — С. 107-110....41