Введение 3
1. Сингапур от колониальной зависимости к суверенности 12
1.1 Период зависимости Сингапура от Великобритании (1819 - 1963 гг.) и Малайзии (1963-1965 гг.) 12
1.2 Обретение независимости 1965 г 19
2. Становление и развитие политической системы Сингапура 23
3. Государственное регулирование экономики Сингапура (1959 - 2000-е гг.): этапы,
инструменты, результаты 32
3.1 Специфика первого и второго этапов индустриализации (1959 - 1970-е гг.) 32
3.2 Третий этап индустриализации: создание «экономики знаний» (1980 -1997 гг.)....42
3.3 Политика правительства Сингапура по созданию наукоёмкой (инновационной)
экономики (1998-2015 гг.) 47
4. Роль государства в проведении социальных реформ в Сингапуре 1965 - 2000-е гг...,52
4.1 Борьба с коррупцией и политика «меритократии» как факторы, содействующие
социально-экономической модернизации Сингапура 52
4.2 Деятельность Центрального страхового фонда в создании системы социального
обеспечения 59
4.3 Реформа системы образования 63
4.4 Воздействие экологической политики на повышение качества жизни
сингапурцев 69
Заключение 76
Список литературы и источников 79
Приложение 1 86
Приложение 2 87
Приложение 3 90
Приложение 4
Актуальность данного исследования состоит в том, что Сингапур, получивший в 1965 г. независимость, показал всему миру способность осуществить модернизацию чрезвычайно быстрыми темпами. Его правительство во главе с первым премьер-министром Ли Куан Ю (1959-1990-е гг.) сумело выработать выверенные модели экономических реформ, эффективно их реализовывать в намеченные сроки и привлечь широкие слои общества к поддержке этой политики. Примечательно также, что в отличие от многих стран, вступивших на путь модернизации, в Сингапуре экономические реформы постоянно сопровождались многообразными социальными реформами, которые улучшили качество жизни жителей этого государства. Показателен и факт эффективной борьбы с коррупцией в Сингапуре, которая является острой проблемой многих развивающихся стран мира, приступивших к модернизации своих социально-политических систем.
Сингапур - это образец модернизации, в котором большую роль играет государственное регулирование, порой подавляющее индивидуальную инициативу в экономике, политике и общественной жизни. До начала модернизации Сингапур был бедной страной третьего мира, не имеющей очевидных экономических преимуществ и значительных запасов природных ресурсов. Даже пресную воду стране приходилось импортировать из Малайзии. Большая часть населения проживала в трущобах и была безграмотна. В стране процветали коррупция, торговля наркотиками и морское пиратство. Население, состоявшие из китайцев, малайцев и индусов, проживало разобщенно и не стремилось к объединению в одну нацию.
Модернизация государства началась с приходом к власти в 1959 г. основателя Партии народного действия (социал-демократического толка) 36-летнего Ли Куан Ю. Его реформы позволили стране совершить экономический рывок. Сегодня Сингапур — один из мировых лидеров в высокотехнологичных отраслях, таких как электроника и фармацевтика, крупнейший финансовый и нефтеперерабатывающий центр. Номинальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности страны в 2017 г. достиг 93 тысяч долларов — третье место в мире после Катара и Люксембурга .
Так называемое в экономической историографии «сингапурское чудо» имеет признание во всем мире, а опыт государственного регулирования по становлению и развитию экономики Сингапура представляет интерес не только для исследователей. Он важен и в практической реализации данного опыта, как в условиях других государств, так и отдельно взятых субъектов хозяйствования. Опыт Сингапура может пригодиться развивающимся странам как вариант модернизации и развития. Он демонстрирует, как можно рационально и сбалансировано использовать имеющиеся ресурсы страны, не останавливаться на достигнутом и продвигаться вперед, реформируя собственную экономику и повышая благосостояние страны.
Интерес к данной проблеме обусловлен и тем фактом, что в отечественной научной литературе весьма мало серьезных исследований, посвященных данной проблеме, хотя и для России опыт становления экономики Сингапура является актуальным и может быть применен при построении промышленных региональных кластеров, развитии инновационных программ, в привлечении инвестиций. Большая часть отечественных авторов сосредотачивается на экономической составляющей феномена «сингапурского чуда», упуская из вида, что оно представляет собой сочетание политической, экономической и социальной модернизации, которые проводились комплексно и преимущественно нередко синхронно. Тема роли государства в воплощении «сингапурского чуда» не теряет своей актуальности, так как инновационное развитие экономики Сингапура продолжается и сегодня.
Исследование истоков «сингапурского чуда» и хода его реализации, анализ роли государственного регулирования позволит определить, в чем же заключаются причины такого стремительного роста экономики. Важно отметить, что высокие темпы развития экономики Сингапура были примечательны, как в период индустриализации, так и в современности. И в настоящее время экономика Сингапура характеризуется вполне устойчивым ростом, хотя в ней имеется ряд проблем организационного, управленческого, институционального характера.
Хронологические рамки исследования включают период с 1965 г. по 2015 г. Однако за временные вехи основной части выпускной квалификационной работы выходит анализ эпохи колониальной зависимости Сингапура с 1819 г. по 1965 г. Он необходим для иллюстрации исходной ситуации, в которой находился Сингапур после обретения независимости, а также понимания значимости того пути, который это город-государство прошло за последнюю треть ХХ - начало XXI вв., добившись места среди наиболее технологичных стран мира.
Объект исследования - Сингапур в процессе модернизации 1965 - 2015 гг.
Предмет исследования - Экономическая и социальная политика Сингапура 1965 - 2015 гг.
Цель исследования - определить роль государства в проведении социально - экономических реформ, рассматривая при этом специфику становления и развития политического режима в Сингапуре.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение Сингапура в период зависимости от Великобритании 1819 - 1963 гг. и Малайзии 1963-1965 гг.;
2. Показать содержание национально-освободительной борьбы Сингапура и партийные подходы к получению независимости;
3. Изучить процесс становления и развития сингапурской политической системы после обретения независимости;
4. Определить содержание основных этапов развития экономики Сингапура, приведших его к переходу к инновационной модели «экономике знаний»;
5. Показать эффективность борьбы правительства с коррупцией, как фактора, содействующего успеху экономических реформ;
6. Проанализировать деятельность Центрального страхового фонда
Сингапура в создании системы социального обеспечения;
7. Выявить влияние реформы системы образования на экономический и социальный прогресс государства;
8. Определить влияние экологической политики на повышение качества жизни сингапурцев.
Методологическая основа исследования: при написании ВКР использовался комплекс различных научных методов. Это в первую очередь метод сбора, обобщения информации, метод анализа. Применялись также методы исторический, институциональный, социологический, психологический, сравнительный.
При написании ВКР был выявлен большой массив оригинальных источников и литературы. Наиболее значимые из них представляются в обзоре.
Документальные источники
Нормативно правовые акты. Эта группа источников включает в себя официальные документы Правительства Сингапура , такие как Конституция Сингапура, вступившая в силу 9 августа 1965 года . Изучение Конституции Сингапура от 1965 года помогло определить полномочия президента и правительства, а также описать права и обязанности гражданского населения. С 1965 по 2000 гг. в Конституцию Сингапура были внесены поправки, которые отражают развитие авторитарной политической системы Сингапура. К этой группе источников также относятся решения Парламента Сингапура, которые находят отражение в законах и актах. Такими документами являются, например, Закон о предотвращении коррупции 1960 года, Законы о стимулировании экономического роста.
Большое значение для написания ВКР имели сведения взятые с официального сайта Правительства Сингапура, Совета экономического развития, Министерства торговли и промышленности и подконтрольных ему министерств. На данных сайтах в открытом доступе имеются сведения Государственных планов развития Сингапура, подготовленные Отделом экономического планирования (Первый план подобного рода появился в 1961-1964 годах), Национальный стратегический план 1998 года, Национальный план развития науки и технологий, Генеральный план создания возможностей на 2007-2011 годы, Генеральный план по превращению Сингапура в остров образования. Благодаря анализу планов экономического развития с 1965-2015 гг. удалось проанализировать роль государства в проведении экономических реформ и дать характеристику теоретическому плану модернизации Ли Куан Ю: рывок «из третьего мира» - в «первый».
Статистические данные. Данный корпус источников представлен докладами международных организаций (Всемирного банка и Всемирной торговой организации ), ежегодным докладом Банка развития Сингапура , годовыми бюджетными отчётами Правительства Сингапура. На основе этих данных был сделан вывод о результатах экономической и социальной политики Сингапура, а также удалось рассмотреть место Сингапура в мировых рейтингах (индекс развития человеческого потенциала; международный рейтинг конкурентоспособности; индекс экономической свободы).
Источники личного происхождения. Одним из серьезных и основательных источников по изучаемой теме является книга «Из третьего мира в первый: История Сингапура (1965-2000)» , написанная бывшим премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю (1965-1990) гг. В книге отражены политические и экономические процессы происходящие внутри страны. Она включает рассуждения знаменитого политика, это долгое и детальное повествование, поток воспоминаний, часто непоследовательное, с отступлениями. Она субъективна, так как Ли Куан Ю хочет в самом благовидном свете представить себя и своих соратников в Правительстве. Благодаря этому источнику удалось установить процесс монополизации власти, увидеть работу Партии Народного Действия изнутри, посмотреть, как Ли Куан Ю формировал Правительство из своих приближенных.
Повествовательные источники
Периодическая печать. Значительную роль в изучение социальной политики Сингапура, ее успехах и неудачах сыграли новостные сводки, репортажи и статьи газет, журналов, информационных порталов: The Straits Times , Business Times , Today иChannelNews Asia .
В процессе написания данной ВКР изучены работы отечественных и зарубежных исследователей.
В результате проведенного исследования возможно сделать следующие выводы.
После того, как в середине 60-х гг. прошлого века Сингапур отделился от Малайзии и стал независимым государством, фактически он продолжал оставаться в крайне стесненном и зависимом положении: у государства не было армии и поддержки ни стороны Малайзии, ни со стороны Индонезии. Так Сингапур остался «один на один» со своими социально-экономическими проблемами и крайне неразвитой политической системой. Кроме того, ситуация осложнялась тем, что у Сингапура, кроме выхода к морю, по сути преимуществ географического положения не оказалось, отсутствовал удобный доступ к природным ресурсам. Огромной проблемой для вновь образованного независимого государства стала коррупция, проникшая во все сферы экономики и хозяйственной деятельности.
Современный этап создания сингапурского чуда начинается с 1965 г. с момента получения независимости и продолжается до 2015 г. В рамках ВКР были изучены 4 этапа создания «сингапурского чуда» и выделены следующие особенности построения социально-экономической модели Сингапура:
1. Государственное регулирование отличалось «мягким авторитаризмом» в сфере экономики. Экономический рост был строго прогнозируемым и жестко администрируемым. Регулированию, при необходимости, подлежала любая сфера экономики государства, как промышленного, так и непромышленного характера, а также социальная сфера. Начало было положено со строительства заводов по переработке нефти, на которые, как известно, Правительство Сингапура потратило практически все начальные средства, имеющиеся в государстве на начало периода модернизации. Это дало мощный толчок зарекомендовать Сингапур как выгодный транспортный узел, что быстро открыло новые коридоры внешней торговли. Уже впоследствии Правительство Сингапура ориентировалось на сложившуюся экономическую конъюнктуру рынков товаров и услуг и могло поменять свои приоритеты по развитию той или иной отрасли промышленности. Так, практически почти все развивающиеся отрасли: микроэлектроника, фармацевтика, всегда имели абсолютное «попадание в точку» .
2. Стабильность в макроэкономическом смысле и привлекательность для инвесторов. У Сингапура с самого начала были задекларированы весьма открытые и прозрачные правила по ведению бизнеса, а кроме того, создана лояльная система налогообложения. Коррупция как класс в Сингапуре отсутствует, исходя из чего высокий уровень заработной платы государственных служащих и судей ни у кого не вызывает лишних вопросов; такая постановка вопроса просто не имеет актуальности. Правительство Сингапура открыто приветствовало любого инвестора. Результат на 2016 г.: в стране открыты филиалы более чем 3000 компаний, а темпы роста иностранных инвестиций составляют более 15% в год. По состоянию на конец 2016 г. их объем составлял около $10 млрд. и существует еще огромный инвестиционный потенциал, не раскрытый до сих пор. И все это в очень маленьком государстве, состоящем из одного города.
3. Продуманная социальная политика. Интересно отметить, что в Сингапуре давно применяется воплощение знаменитого горбачевского тезиса - каждой семье по квартире. У каждого работника есть обязанность отчислять 20% от полученного заработка в специальные фонды, также еще 20% отчисляет работодатель. Цель - накопить 20% от стоимости жилья, в результате чего человек может поселиться в достаточно роскошных апартаментах в большом небоскребе в центре города. Кроме того, каждый человек, вышедший на пенсию, имеет достойное пособие по старости, которое несравнимо со многими другими развитыми странами мира. По сути, пенсионеры Сингапура живут безбедно. Доступность бесплатной медицины, бесплатного образования, уровень информатизации в Сингапуре одни из самых высоких показателей в мире.
4. Стабильность политической системы, которая имеет сочетает либеральные и авторитарные элементы. В свое время Ли Куан Ю справедливо предположил, что демократия в условиях бедности приведет к еще большему хаосу. Поэтом, пришедший к власти Ли, быстро «разобрался» с коммунистами, навел порядок, используя порой довольно жесткие методы в виде запрета митингов, цензуры и именных избирательных бюллетеней. Для одних - это воспринимается как «золотая клетка», для других - представляется «просвещенным авторитаризмом». Как бы там ни было, один из высоких уровней жизни в мире позволяет жить Сингапура так, что они мало думают о политике. Подчиняясь всеобщим законам, являясь благочестивыми и законопослушными гражданами, жители Сингапура получили взамен практически полное отсутствие преступности, общество, которое можно назвать толерантным полиэтническим. У Сингапуре есть правительство, обладающее высоким уровнем образования и пользующееся огромной популярностью у граждан.
6. Адекватные международные связи. В условиях глобализации - экономика Сингапура есть прямое ее воплощение - страна постепенно меняет свои роль и статус на международной политической арене. Если несколько десятилетий назад Сингапур был антикоммунистическим, антикитайским, пробританским и проамериканским, то сейчас все далеко не так просто и однозначно. Сингапур не отказался от сотрудничества с Западом, скорее, в стране стали осознавать все яснее, что быть Востоком - не значит иметь плохой внешний имидж, зачастую - наоборот. Сингапур входит в АСЕАН, является столицей АТЭС. Страна выступила инициатором создания Транстихоокеанского экономического партнерства и интегрирована в ряд других международных объединений. Об авторитете страны на международной арене в настоящее время красноречиво свидетельствует тот факт, что страны, которые имеют перспективу экономического роста, сравнивают с Сингапуром.
В последнее время Сингапур во внешнем мире позиционирует себя в качестве удобной нейтральной площадки для проведения переговоров на высшем уровне при решении самых сложных вопросов. Сингапур позиционирует себя, помимо прочего, в качестве координатора диалоговых отношений между АСЕАН и Китаем и в этом вопросе стремится «быть честным посредником, открытым всем сторонам». Резюмируя, можно предположить, что Сингапур продолжит свою ориентацию на внешний мир с позиции «нейтральной» страны, развивающей многовекторность во внешней политике. В экономике, скорее всего, будут усиливаться связи с Китаем. Во всяком случае в краткосрочной перспективе. Все это в определенной мере скажется на бренде государства Сингапур во внешней среде. Однако, с точки зрения правительства и большинства граждан Сингапура, такое изменение восприятия внешнего образа Сингапура не придаст его имиджу негативную окраску, а для значительной части населения планеты даже повысит его привлекательность. ЕАЭС и в первую очередь Россия рассматривается в качестве потенциально важного партнера, но не партнера первого уровня.
Устройство государства, во многом аналогичное устройству и функционированию крупной корпорации. Это позволяет Сингапуру более гибко подходить к изменениям внешней и внутренней среды, адекватно отвечать на вызовы и формировать образ и потребности внешнего мира о Сингапуре в качестве города - мечты глобализированного будущего, технологического лидера, сингапурцев - в качестве «умной нации», территории - в качестве острова спокойствия. Сам этот образ приносит как политические, так и экономические дивиденды, причем экономические приоритеты практически всегда преобладают над политическими. В заключение хочется отметить, что «сингапурское чудо» - это заслуга авторитарного режима, где во главе был несомненный лидер. Но лидер этот отличался заботой о народе, стремился сделать все для его безопасности и качественного уровня жизни
1. Administration of Muslim Law Bill [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Bills-Supp/61- 1965/Published/19651218?DocDate=19651218 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
2. Annual Reports. Corporate and industry publications [Электронный ресурс] // Economic Development Board. 2012-2015 editions URL: https://www.edb.gov.sg/en/news- andevents/resources.html - доступ свободный. (дата обращения: 09.05.20)
3. Asian Development Bank Bill [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Bills-Supp/33- 1966/Published/19660817?DocDate=19660817 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
4. Bretton Woods Agreements Act. Original Enactment: Act 17 of 1966 [Электронный ресурс] // Singapore Statutes Online. URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/BWAA1966 - доступ свободный. (дата обращения: 12.02.20)
5. Central Provident Fund Act (Chapter 36) [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/CPFA1953 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
6. Climate Change & Singapore: Challenges. Opportunities. Partnerships. 2009 // National Climate Change Secretariat - 2009. P. 1-140.
7. Constitution of Republic of Singapore [Электронный ресурс] // Singapore Statutes Online URL:https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/sg/sg047en.pdf.(дата обращения: 30.03.2020)
8. Corruption (Confiscation of Benefits) Bill 1989 [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Bills-Supp/30- 1989/Published/19890531?DocDate=19890531 - доступ свободный. (дата обращения: 17.04.20).
9. Country Profile: Singapore [Электронный ресурс] // Library of Congress. Federal Research Division, 2006. P. 3 URL: https://www.loc.gov/rr/frd/cs/profiles/Singapore.pdf - доступ свободный. (дата обращения: 11.01.20)
10. Development Bank Project, 1970. International Bank For Reconstruction And Development. № 771 [Электронный ре-сурс] URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/884591468294111322/Singapore- Development-BankProject- доступ свободный. (дата обращения: 10.03.20)
11. Economic Development Board Act (Chapter 85) [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/EDBA1961 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
12. Income Tax Act (Chapter 134, Section 49) [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/SL/134- OR19?DocDate=19920325 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
13. Internal Security Act [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/ISA1960 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
14. Jurong Town Corporation Act [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/SL/150-N1?DocDate=19920325 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
15. Penal Code (Chapter 224) [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/PC1871 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
16. Planning for a sustainable Singapore, 2015: Designing our city // Urban Redevelopment Authority. - 2015.P. 1-17.
17. Prevention of Corruption (Amendment) Bill 1966 [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Bills-Supp/5- 1966/Published/19660302?DocDate=19660302 - доступ свободный. (дата обращения: 21.04.20)
18. Prevention of Corruption (Amendment) Bill 1989 [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Bills-Supp/30- 1989/Published/19890531?DocDate=19890531 - доступ свободный. (дата обращения: 11.04.20)
19. Prevention of Corruption (Amendment) Ordinance 1963 [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Bills-Supp/203- 1963/Published/19630503?DocDate=19630503 - доступ свободный. (дата обращения: 28.04.20)
20. Prevention of Corruption Act 1960 [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/PCA1960 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
21. Prevention of Corruption Act 1993 [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/PCA1993 - доступ свободный. (дата обращения: 17.04.20)
22. Prevention of Corruption Act Chapter 241 of Singapore [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/PCA2001 - доступ свободный. (дата обращения: 10.04.20)
23. Republic of Singapore Independence Act [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/RSIA1965 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
24. Singapore’s National Biodiversity Strategy and Action Plan, 2019 // National Parks Board - 2019.P.1-30.
25. Singapore’s National Climate Change Strategy, 2008 // National Climate Change Committee
- 2008. P. 1-50.
26. State of Singapore First Development Plan, 1961-1964: Review of progress for the three years // Economic Planning Unit. Prime Minister's Office - 1964. - P.2
27. Straits settlements and Johore Territorial Waters (Agreement) Act 1928 [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/SSJTWAA1928 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
28. The 1958 State of Singapore Constitution [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://eresources.nlb.gov.sg/history/events/be12893b- 2734-4297-b6df-c7229bb05259 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
29. The Strategic Economic Plan: towards a developed nation // Executive Summary - 1991. - 4 p.
30. Women’s Charter (Amendment) Bill [Электронный ресурс] // A Singapore Government Agency Website URL: https://sso.agc.gov.sg/Bills-Supp/46- 1966/Published/19661108?DocDate=19661108 - доступ свободный. (дата обращения: 26.04.20)
Литература
1. Акчелов Е. О., Похолков П.Ю. Роль системы образования в экономическом развитии региона (на примере Сингапура) // Профессиональное образование в России и за рубежом. - М.: Comparative pedagogy, 2016. - С. 222-226.
2. Алишев Т. Б., Гильмутдинов А. Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня //Вопросы образования. — 2010. — № 4. — C. 227-247.
3. Антонов В.И. Ли Куан Ю - отец "Сингапурского чуда" // Персона. - 2009. - Сер.12 №2.
- С. 62-76
4. Астафьева Е. М. Сингапур в составе Малайзии(1963-1965)//Восток(Oriens).-2014.- №6.С65-75.
5. Астафьева Е.М. Борьба с коррупцией в Сингапуре: стратегия и практика // Азия и Африка сегодня. - 2016. - №1 (702). - С. 52-59.
6. Бахтараева К.Б. Сингапур: роль финансовой системы в «экономическом чуде» // Финансы и кредит. - 2015. - С. 13
7. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития // Экология. - 1997. - №38. - С. 1-18.
8. Василенко И.А. «Сингапурское чудо» в фокусе политического анализа: искушение и разочарование в азиатской хай-тек-утопии // Власть, 2018. - № 5. - С.169-175.
9. Вейберт С.И. Нормативно-правовой и управленческий опыт Сингапура в противодействии коррупции // Вопросы управления. - 2014. - №5 (11). - С. 169-174.
10. Воскресенский А.Д., Восток и политика: Политические системы, политические
культуры, политические процессы : Учебник для вузов/ Под ред. А. Д. Воскресенского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2015. - 624 с. - ISBN 978-5-7567-0762-5 - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756707625.html (дата обращения:
27.04.2020). - Режим доступа : по подписке.
11. Герасимов В.С. Политическая меритократия: восточная альтернатива западным традициям управления обществом в XXI веке // Вестник МГИМО(У) МИД России. - 2015. - С. 193-200
12. Гильманова Д.Р, Федоренко Р.В анализ инновационного развития Республики Сингапур // Экономика. Право. Инновации. - 2019. - №1. - С. 57-63.
13. Гладченко Л.В. Об опыте Сингапура по противодействию коррупции // Проблемы национальной стратегии. - 2014. - №№ 3 (24). - С. 126-138.
14. Гуревич Э.М. Партия народного действия Сингапура: 50 лет у власти // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития, Том 14 - М.: ИВРАН, 2010 - 154 с.
15. Ефимов Г.В. Политический процесс в Республике Сингапур в период перехода от авторитаризма к демократии: общее и особенное: дис. ... канд. полит. наук наук: 23.00.02. - Владивосток, 2010. - 182 с.
16. Зенков М.Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАУ, 2004.— 68 с.
17. Иванова В.И Инновационная экономика Сингапура: рост и перспективы развития // Регионализация и новые тренды мирового развития. 2017. С. 59-65.
18. История Малайзии: Крат. очерк / В. А. Тюрин [Электронный ресурс] // URL:
https://www.e-reading.club/chapter.php/1034130/35/Tyurin_ _Istoriya_Malayzii.html-
доступ свободный. (дата обращения: 02.04.2020)
19. Кирилина Е.Р. Особенности инновационной модели Сингапура // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Вып. 31 - 2016. — С. 98-114.
20. Ковалева Т.К. Модель государственного регулирования экономики как фактор экономического роста Сингапура: рыночный подход и специфические инструменты // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2018. №8. С. 178-186.
21. Красильщиков В.А. Консервативная модернизация в Восточной Азии: достижения и пределы // Идеи и идеалы, 2019. - № 6. - С.231-263.
22. Левтонова О.Ю. Страны и народы. Зарубежная Азия. Юго-Восточная Азия. Сингапур.
- М.: Мысль, 1979. - С. 179-185.
23. Ли Куан Ю. Из третьего мира - в первый;пер. с англ. Александра Боня/ Ли Куан Ю.- 4¬е изд.-М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016-567 с.
24. Манукян А.Р., Хаджиев Т.Д. Антикоррупционная стратегия Сингапура: ориентация на результат // Право и управление.ХХ1 век. - 2013. - №1 (26). - С. 117-123.
25. Морева Д.А. Сингапур в 1959-1965гг.: Путь к независимости через самоуправляемую колонию и участие в Малайской федерации. //Исторические науки- 2013-№2(52). С.27¬32.
26. Муранова А.П. Налоговая политика и модернизация экономики в странах Юго-Восточной Азии (на примере Брунея и Сингапура) // Восточная аналитика. - 2011. - С. 59-74.
27. Недашковская К.А, Щевелев С.С Сингапур на пути к независимости ( 1945-1965 гг.) // Вопросы духовной культуры- Исторические науки. - С. 125-129.
28. Осипова М.Г. Инновационная модель Республики Сингапур // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2018. - №2 (39). - С. 173-182.
29. Пересторонин А.А Экономическое господство Сингапура // экономика, бизнес, инновации. 2016. С. 27-30
30. Пискулова Н.А. Влияние экологического фактора на мировое экономическое развитие // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - №10. - С. 1-7.
31. Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник : В 4 т. Т. 1: Европа / Я.И. Ваславский и др.; гл. ред. А.В. Торкунов; науч. ред. А.Ю. Мельвиль; отв. ред. М.Г. Миронюк ; МГИМО (У) МИД России, ИНОП. — М. : Московские учебники и картолитография, 2009. — С. 431-438
32. Пузановский А. Г. Государственное регулирование в условиях модернизации азиатских стран / А. Г. Пузановский, А. П. Морозов. - Кострома: Костромаиздат, 2002.
- 255, [1] с. C 109.
33. Седаш Т.Н. «Инновационные проекты: особенности реализации и методы оценки»//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. - № 2. С. 20-27.
34. Современные тенденции и реформы довузовского образования в странах-лидерах мировых рейтингов школ Москва [Электронный ресурс] // Tomorrow's Research Today URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3203282 - доступ свободный. (дата обращения: 02.05.20).
35. Федотова В.Г. Успешные уроки модернизации: как превратить слабость в силу//Политическая наука. -2012. -№2.-С.135-158
36. Фролов А.В. Опыт Сингапура поучителен // Азия и Африка сегодня, Вып. 1- 2012. - 7 с.
37. Anttiroiko, Ari-Veikko Good governance in context: Learning from anti-corruption policies of Finland and Singapore // MPRA: Munich Personal RePEc Archive. - 2015. - №10. - P. 1-20.
38. Bhaskaran M. Getting Singapore in shape: Economic challenges and how to meet them // Southeast Asian Affairs. - 2018. - P. 1-26.
39. Bosrock M. M. Asian business customs & manners / Mary Murray Bosrock. - New York: Meadowbrook Press, 2007. - XIII, 383 p.
40. Chia S.Y. Singapore: Towards a knowledge-based economy // Industrial restructuring in East Asia: towards the 21st century - 2016. - P. 169-208
41. Ghesquiere H. Singapore’s Success Engineering Economic Growth . - Australia: Gale Cengage Learning, 2007. - 197 p.
42. Huff W.G. The economic growth of Singapore: Trade and development in the Twentieth century // Department of economics, University of Glasgow, Cambridge University Press - 1994. - 476 p.
43. Jon S.T. Corruption in Asia with special reference to Singapore: Patterns and Consequences // Asian Journal of Public Administration . - 2007. - №15. - P. 80-98.
44. Jue Wang Innovation and government intervention: A comparison of Singapore and Hong Kong // Research Policy. - 2018. - №47. - С. 399-412.
45. Kalim Siddiqui. The Political Economy of Development in Singapore // University of Huddersfield. Research in Applied Economics - Vol. 2, №. 2 - 2010. -27 p.
46. LEE Sing Kong, GOH Chor Boon, Birger FREDRIKSEN, and TAN Jee Peng Toward a Better Future Education and Training for Economic Development in Singapore since 1965. - Washington: The International Bank for Reconstruction and Development , 2008. - 226 p.
47. Lim J.J., Corazon M.S., Lim Y.L., Raja S.A. Foreign Investment in Singapore: Economic and Socio-political Ramifications. Institute of Southeast Asian Studies. 1977. № 13. 246 p
48. Michael D. Barr Singapore A Modern History. - 2019 изд. - New York: I.B.Tauris & Co. Ltd , 2019. - 257 p.
49. Mphendu U., Holtzhausen N. Successful Anti-corruption Initiatives in Botswana, Singapore and Georgia // Administratio Publica. - 2016. - №24. - P. 234-251.
50. Quah J. S. T. Public Administration: Singapore-Style. Florida State University, 2010. P. 124
51. Schein E.H. Strategic Pragmatism: The Culture of Singapore’s Economic Development Board. Cambridge, the MIT Press, 1996. - 275 p.
52. Sheng L.J. Successful Technical Advisers: Albert Winsemius as a Case Study [Электронный ресурс] // The Head Foundation June 23, 2017 URL: https://headfoundation.org/2017/06/23/successful-technical-advisers-albert-winsemius-as-a-case-study/- доступ свободный. (дата обращения: 09.03.2020).
53. Wang J. Innovation and government intervention: A comparison of Singapore and Hong Kong // Research Policy. - 2018. - №47. - P. 399-412.
54. Winston T. H. KOH Singapore's Transition to Innovation-based Economic Growth: Infrastructure, Institutions and Government's Role // Research Collection School Of Economics. - 2006. - №36. - P. 143-160.