Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение адаптации подростков в условиях детского дома

Работа №18338

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы132
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
974
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации подростков в
условиях детского дома 7
1.1 Адаптация: понятие, виды, характеристика 7
1.2 Особенности адаптации подростков в условиях детского дома 13
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения адаптации
подростков в условиях детского дома 23
2 Экспериментальное изучение адаптации подростков и их психолого -
педагогическое сопровождение в условиях детского дома 29
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 29
2.2 Описание системы психолого-педагогического сопровождения
адаптации подростков в условиях детского дома 51
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 64
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение А Тренинг «Пойми меня» 87
Приложение Б Занятия-беседы «Школа доброты» 104
Приложение В Тренинг коммуникативных и социальных умений «Мы вместе» 112
Приложение Г Индивидуальная работа с подростками детского дома 124
Приложение Д Результаты первичной и повторной диагностики
подростков по методике «Диагностика социально- психологической адаптации (авторы - К. Роджерс и Р.Даймонд) 128
Приложение Е Результаты первичной и повторной диагностики
подростков по методике «Карта наблюдений» (автор - Д.Стотт) 129


Проблема адаптации организма к меняющимся условиям на сегодняшний день является актуальной. Несмотря на то, что существует множество научных работ, посвященных данной проблеме, дезадаптация как явление не исчезает. Адаптация - способность организма приспосабливаться к окружающему миру и его изменениям. Особенность адаптации состоит в том, что человеку для нормального существования и осуществления жизнедеятельности необходимо найти гармонию между собой и природой, антропогенными факторами, а также между собой и обществом, не нарушая основные моральные принципы и идеи.
Особо остро встает вопрос о первичной адаптации детей из детских домов, особенно в возрасте от 12 лет, переживающих не только переходный возраст, но и само попадание в детский дом, что существенным образом влияет на психоэмоциональное состояние подростка, которое может проявиться отклонениями в поведении или девиантным поведением.
В связи с актуальностью проблемы нами была сформирована тема исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации подростков в условиях детского дома»
Цель исследования - изучение психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков в условиях детского дома.
Объект исследования: адаптация как процесс психологического приспособления организма к меняющимся условиям.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации подростков в условиях детского дома.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники, характеризующие адаптацию как явление и рассмотреть особенности адаптации подростков в условиях детского дома;
2. Описать специфику психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков в условиях детского дома;
3. Провести первичное экспериментальное исследование, направленное на изучение адаптации подростков в условиях детского дома, проанализировать
результаты исследования;
4. Разработать и реализовать программу психолого -педагогического сопровождения адаптации подростков в условиях детского дома;
5. Провести повторное исследование адаптации подростков в условиях детского дома, проанализировать результаты исследования и эффективность реализованной программы.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы - К. Роджерс и Р. Даймонд)), наблюдение («Карта наблюдений» (автор - Д. Стотт));
3. Методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методологической основой работы выступили исследования, посвященные проблеме адаптации, следующих психологов Е.В. Бахваловой, В.Н. Ефименко, Н.И. Исаевой, Т.В. Луговской, Е.В. Модоренко, Д.Е. Никитиной, Д.А. Пастуховой,
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе КГКУ «Лесосибирский детский дом им. Ф. Э. Дзержинского» в октябре 2017 - мае 2018 г. В исследовании принимали участие 6 подростков в возрасте от 12 до 16 лет.
Этапы исследования:
I этап (октябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы адаптации подростков в условиях детского дома, определение методов экспериментального исследования, проведение первичной диагностики адаптации подростков, разработка программы психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков в условиях детского дома.
II этап (март 2018 г. - май 2018 г.) - организация психолого-педагогического сопровождения подростков в период адаптации к условиям детского дома.
III этап (май 2018 г.) - проведение повторной диагностики адаптации подростков в условиях детского дома, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности программы психолого-педагогического сопровождения, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Актуальные научные достижения» внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск 2018). По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами и социальными педагогами при определении путей оптимизации адаптации подростков к условиям детского дома. Материалы теоретической главы будут полезны педагогам, студентам при подготовке курсовых, исследовательских, семинарских работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, 6 приложений. В работе содержится 33 таблицы и 7 рисунков. Общий объем работы составляет 86 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая различные точки зрения психологов, вслед за А. К. Акименко мы определяем адаптацию как важный процесс приспособления организма к меняющимся условиям, необходимый для его дальнейшего функционирования. Процесс адаптации является сложным и многогранным явлением, течение которого зависит от множества факторов, таких как климат, экология, здоровье человека, его характер, отношения с окружающими. У разных групп людей адаптация может проходить по-разному в силу возрастных, психологических, социальных и других особенностей.
В последнее время в России количество детей, находящихся в детских домах, неизменно растет каждый год. Поступление детей-подростков в детский дом зачастую сопровождается разрывом всех прежних связей с близкими ему людьми, родным домом, привычным окружением. Адаптация у детей- подростков в условиях детского дома не всегда проходит благополучно, зачастую она сопровождается высоким уровнем тревожности, эмоциональным дискомфортом, апатией, агрессией, может перерасти в отрицательное девиантное поведение, впоследствии сопровождающее ребенка и во взрослой жизни. Поэтому нами был сделан вывод о необходимости проведения специальных мер по стабилизации адаптации подростков при их поступлении в детских дом.
Изучив научные работы А. А. Архиповой, В. С. Басюка, М. А. Галагузовой, нами было выявлено, что одним из возможных решений проблемы социально-психологической адаптации воспитанников детских домов является формирование комплексной системы по психолого - педагогическому сопровождению адаптации детей в условиях детского дома. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это система мер, включающая в себя взаимосвязанную деятельность педагогов, психологов, медицинских работников, целью которых является создание условий для успешной адаптации, психического развития ребенка.
Мы провели экспериментальное исследование, направленное на определение уровня социально-психологической адаптации при помощи таких методик, как: «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы - К. Роджерс и Р. Даймонд), «Карта наблюдений» (автор - Д. Стотт). Проанализировав первичную диагностику, мы отмечаем, что у подростков, поступивших в детский дом, имелись проблемы с социально -психологической адаптацией, они испытывали страх, тревогу, проблемы коммуникации с окружающими, низкую самооценку, проявляли гнев.
Нами разработана и реализована программа по психолого¬педагогическому сопровождению адаптации подростков в условиях детского дома. Работа по программе осуществлялась в групповой и индивидуальной форме. Для индивидуальной работы использовались методы психологических бесед. Групповая работа строилась на взаимодействии между группой подростков и психологом. Занятия были направлены на снижение уровня напряженности между подростками, повышение самооценки воспитанников, уровня эмоционального комфорта, коммуникативных навыков, снижения уровня агрессии, на развитие навыков уметь слушать, уважать мнение других.
После реализации программы нами была проведена повторная диагностика подростков, которая позволила выявить положительные изменения у всех воспитанников по всем показателям адаптации.
У 66% воспитанников после реализации программы психолого-педагогического сопровождения уровень адаптации увеличился до высокого, у 34% подростков были зафиксированы значительные улучшения в адаптации, однако у 17% воспитанников имеются отклонения по некоторым показателям, что говорит о необходимости продолжения работы с ними.



1. Акименко, А. К. Понятие адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса / А. К. Акименко // Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. / Саратовский гос. ун-т. - Саратов, 2011. - Вып. 3 - 110 с.
2. Архипова, А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации»: автореф. дис. ... канд.пед. наук: 13.00.08. / Архипова Анастасия Андреевна - Санкт- Петербург, 2005. - 17 с.
3. Басюк, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: автореф. дис. ... канд. псих.наук: 19.00.07 / Басюк Виктор Стефанович. - Иркутск, 2004. - 24 с.
4. Басюк, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот / В. С. Басюк // Вестник ЧГПУ. - 2012. - № 12. - С. 16-25.
5. Бахвалова, Е. В. Адаптация подростков-воспитанников детского дома в условиях массовой школы: учеб.пособие / под ред. Е. В. Бахваловой. - Москва: Сфера, 2016. - 118 с.
6. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва., Международная педагогическая академия, 2013. - 209 с.
7. Буршит, Л. М. Методы эмпирического социально-психологического исследования уровней социально-психологической адаптации воспитанников детского дома в условиях разновозрастного детско-подросткового коллектива/ Л. М. Буршит // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - № 2 (113). - С. 150-155.
8. Галагузова, М. А. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект: монография / М. А. Галагузова, Ю. Н.
Галагузова, Т. С. Дорохова; под.общ. ред. М. А. Галагузовой. - Москва. : ООО «Издательский дом «Ажур», 2015. - 224 с.
9. Гревцева, О. В. Особенности формирования стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа: дис. ... канд. псих.наук: 19.00.13 / Оксана Вячеславовна Гревцева. - Ставрополь, 2017. - 248с.
10. Груздева, О. В. Психология развития (Возрастная): учебно- методическое пособие / О.В. Груздева, О. М. Вербианова / Красноярск: Красноярский государственный педагогический ун-т. Им. В.П. Астафьева , 2011. - 184 с.
11. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. - Москва: Академия, 2003. - 368 с.
12. Ефименко, В. Н. Адаптивно -развивающая среда учреждения интернатного типа как фактор социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. Н. Ефименко, Ю. В. Стафеева // Вестник КРАУНЦ. - 2012. - № 2 (20). - С. 35-42.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. Москва: Логос, 2012. - 383 с.
14. Исаева, Н. И. К вопросу о психологических условиях развития адаптационных способностей воспитанников детского дома / Н. И. Исаева, Д. А. Пастухова // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 12 (131). - С. 198-204.
15. Корнеева, Т. П. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в средних профессиональных учебных заведениях / Т. П. Корнеева // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2012. - № 9. - С. 254-258.
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - Санкт- Петербург,: Питер, 2017. - 940 с.
17. Кривцова, В. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - Москва: Генезис, 2013. -184 с.
18. Куканова, Е.В. Предупреждение «синдрома дезаптации» // Школьные технологии. - 2008. - № 5. - С. 211-217.
19. Луговская, Т. В. Система психолого -педагогического сопровождения воспитанников детского дома / Т. В. Луговская // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 12. - С. 105-108.
20. Мищенко, О. П. Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах / О. П. Мищенко // Концепт. - 2015. - № 4. - С. 1-7.
21. Модоренко, Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е. В. Модоренко // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 8. - С. 108-111.
22. Морозова, И. В. Творчество как основа позитивной социализации детей-сирот в условиях детского дома/ И. В. Морозова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 1. - С. 19-23.
23. Мураткина, Д. Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д. Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 169-172.
24. Мухина, В. С. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства / В. С. Мухина, В. С. Басюк // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 167-182.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб.заведений. - 13-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2011. - 656 с.
26. Никитина, Д. Е. Психологические особенности механизмов адаптации воспитанников детского дома / Е. Д. Никитина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 200-208.
27. Пастухова, Д. А. Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского дома / Д. А. Пастухова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - № 1. - С. 51-53.
28. Пастухова, Д. А. Экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста / Д. А. Пастухова // Вестник бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 206-210.
29. Полякова, В. В. Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения: мет.рекомендации для педагогов-психологов / В. В. Полякова. - Кызыл, 2013. - 120 с.
30. Попова, Т. А. Тревожность и самооценка подростков, воспитывающихся в детском доме и патронатной семье / Т. А. Попова // Вестник ПГГПУ. - 2013. - № 1. - С. 90-100.
31. Психология подростка. Учебник./ Под ред. A. A. Реана. Санкт- Петербург: ПраймЕврознак, 2014. - 656 с.
32. Селиванова, Е. А. Проблемы эмоционального развития воспитанников детских домов / Е. А. Селиванова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 254-258.
33. Старкова, Д. В. Особенности воспитания детей разного возраста в условиях сельского детского дома / Д. В. Старкова // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 13 (115). - С. 79-81.
34. Шамионов, Р. М. К вопросу об адаптационной готовности личности / Р. М. Шамионов // Адаптация личности в современном мире : Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. - Наука : 2011. - С. 28-34.
35. Шилова, Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. — Москва: Айрис-пресс, 2004. — 176 с.
36. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова — Москва. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 447 с.
37. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. Москва., Педагогика, 1989. - 560 с.
38. Яковлева, Н. Ф. Формирование готовности педагога к поддержке развития духовно-нравственного мира детей-сирот в дополнительном профессиональном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Наталья Федоровна Яковлева. - Красноярск, 2017. - 403 с.
39. Янко Е. В. Роль школьной дезадаптации в формировании аддиктивного поведения: дис. ... кан. псих. наук: 19.00.04 / Евгений Владимирович Янко. - Томск, 2002. - 123 с.
40. Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. - Москва, 2004. - 349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ