Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 учащихся в возрасте 13-14 лет .
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Возрастная специфика физического развития подростков 7
1.2. Основы специальной физической подготовки в боксе 11
1.3. Тренировочные принципы для юных боксёров 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ 24
2.1. Разработка тренировочных программ 24
2.2. Упражнения и техники повышения выносливости и силы 32
2.3. Техники улучшения координации и реакции 37
ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ 42
3.1. Организация и методика проведения эксперимента 42
3.2. Результаты и их интерпретация 47
3.3. Выводы и практические рекомендации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования. Подростковый возраст представляет собой решающий период в развитии спортсмена. Физическая подготовленность, включающая силу, скорость, ловкость и выносливость, формирует основу, на которой строятся специальные боксерские навыки. Недостаточная физическая подготовка на данном этапе может препятствовать техническому прогрессу, повышать риск получения травм и, в конечном счете, ограничивать потенциал молодых боксеров. Кроме того, бокс требует уникального сочетания физических качеств, поэтому стандартные подходы к тренировкам часто оказываются недостаточными. В этом исследовании рассматривается насущная потребность в целенаправленных программах физической подготовки, адаптированных к уровню развития 13-14-летних учащихся бокса, с целью оптимизации их результатов и минимизации потенциальных негативных последствий.
Основные характеристики проблемы. Основная задача заключается в оптимизации режима тренировок для эффективного развития специфических физических качеств, необходимых для занятий боксом, с учетом физиологических и психологических особенностей подростков. Это включает в себя учет таких факторов, как колебания темпов роста, гормональные изменения, различные стадии полового созревания и индивидуальные различия в физическом созревании. Существующие методики обучения часто не учитывают должным образом эти факторы. Чрезмерное внимание к соревнованиям без надлежащей физической подготовки может привести к физическому и психическому выгоранию, а также к потенциально серьезным травмам.
Существующая литература по физической подготовке к занятиям боксом обширна, однако конкретные исследования, посвященные 13-14-летним спортсменам, остаются сравнительно ограниченными. Однако несколько выдающихся личностей и их работы дают ценную информацию и формируют теоретическую основу для этого исследования. Теория тренировок Г.Д. Харре закладывает основу для периодизации и структурированного обучения, подчеркивая важность постепенного увеличения тренировочной нагрузки и обеспечения адекватного восстановления. Его работа подчеркивает необходимость планирования тренировочных циклов для достижения максимальной результативности на ключевых соревнованиях. В специальном руководстве Юрия Верхошанского по силовым тренировкам для тренеров подчеркивается важность определенных силовых качеств для достижения спортивных результатов, включая взрывную силу и скоростно-силовую подготовку. Его методы плиометрических тренировок непосредственно применимы для развития реактивной силы, необходимой для занятий боксом. Периодизация Тудора Бомпы: Теория и методология тренировок предлагает тщательный подход к структурированию тренировочных программ на различных этапах (подготовка, соревнования и переходный период), обеспечивая оптимальную адаптацию и предотвращая перетренированность. Эта система помогает интегрировать конкретные упражнения по физической подготовке в общий план тренировок по боксу. Исследования Питера Чиене, посвященные спортивному развитию молодежи, выявляют периоды, когда необходимо развивать определенные физические качества, подчеркивая важность методов тренировок, соответствующих возрасту. В работах Кармине Дзакканьини и доктора Франко Фрагомени, посвященных тренировкам, специфичным для бокса, подчеркивается необходимость сочетания общей физической подготовки с упражнениями, имитирующими движения и энергетические потребности боксерских соревнований.
Объект. Тренировочный процесс по боксу для 13-14-летних школьников.
Предмет. Методы и средства повышения специальной физической подготовленности учащихся 13-14 лет, занимающихся боксом.
Цель исследования: Разработать и экспериментально обосновать методику повышения специфической физической подготовленности учащихся 13-14 лет, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
• Проанализировать теоретические и методологические основы физической подготовки в боксе.
• Определить ключевые физические качества и навыки, необходимые для достижения успеха в боксе у подростков 13-14 лет.
• Разработать тренировочную программу, направленную на повышение специфической физической подготовленности учащихся 13-14 лет, занимающихся боксом.
• Оценить эффективность разработанной программы путем экспериментального тестирования.
• Дать практические рекомендации для тренеров, работающих с юными боксерами.
Гипотеза исследования. Выполнение специально разработанной программы тренировок, включающей в себя комбинацию общих упражнений и упражнений, специфичных для бокса, соответствующих этапу развития 13-14-летних учащихся, приведет к значительному улучшению их физической подготовленности, что в конечном итоге повысит их боксерские показатели.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость этого исследования заключается в расширении знаний о физической подготовке подростков. Полученные результаты расширят наше понимание специфических требований бокса к физическому развитию подростков 13-14 лет и обеспечат теоретическую основу для разработки более эффективных методик тренировок. Результаты исследования обогатят область спортивной науки, более четко определив взаимосвязь между физическим и когнитивным развитием боксеров-подростков. Это также позволяет лучше понять методы предотвращения травм среди подростков, связанных с боксом.
Практическая значимость: Практическая значимость данного исследования заключается в предоставлении тренерам и инструкторам по физическому воспитанию научно обоснованной, соответствующей возрасту методики повышения специфической физической подготовленности подростков-боксеров в возрасте 13-14 лет.
Разработанная методология, включающая специальные упражнения, протоколы тренировок и методы мониторинга, может быть непосредственно внедрена в тренировочные программы для улучшения результатов в боксе и снижения риска травм. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы для разработки учебных материалов и учебных курсов для тренеров и инструкторов, пропагандирующих лучшие практики в области подготовки молодежи к боксу.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.
В заключение, изучение теоретических основ физического развития подростков открывает широкие перспективы для оптимизации воспитания и образования. Понимание биологических, психологических и социальных факторов, влияющих на этот сложный период жизни, позволяет разработать эффективные стратегии, направленные на укрепление здоровья, формирование гармоничной личности и успешную адаптацию к взрослой жизни.
Изучение генетической предрасположенности, гормональных изменений и функционирования различных систем организма у подростков формирует основу для научно обоснованных рекомендаций по физическому воспитанию, питанию и режиму дня. Учет индивидуальных темпов роста и развития, гендерных различий и влияния факторов окружающей среды позволяет создавать индивидуальные программы, которые наилучшим образом отвечают потребностям каждого подростка. Важно подчеркнуть, что физическое развитие подростков неразрывно связано с их психическим и социальным благополучием. Физическая активность не только укрепляет здоровье, но и укрепляет уверенность в себе, улучшает когнитивные функции и способствует установлению позитивных межличностных отношений. Поэтому важно создавать условия для вовлечения подростков в различные виды спорта и активного досуга с учетом их интересов и возможностей.
Практические основы реализации тренировочных программ, направленных на повышение специальной физической подготовленности школьников 13-14 лет, занимающихся боксом, имеют решающее значение для их общего развития. Поскольку эти юные спортсмены продолжают расти как физически, так и умственно, важно обеспечить им структурированные тренировки, соответствующие их конкретным потребностям. Уделяя особое внимание упражнениям и технике, соответствующим возрасту, тренеры могут привить своим подопечным сильное чувство дисциплины и мотивации.
Полученные данные неопровержимо свидетельствуют о значительном положительном влиянии структурированных тренировок на физическую форму и спортивные результаты. Значительное улучшение силы, скорости, ловкости, выносливости и равновесия свидетельствует об эффективности целенаправленного подхода к тренировкам. Эти результаты являются убедительным аргументом в пользу внедрения и поддержания хорошо продуманных тренировочных программ для молодых спортсменов, стремящихся раскрыть свой максимальный потенциал.
Представленные практические рекомендации являются ценным руководством для тренеров и спортсменов по оптимизации методов тренировок. Упор на упражнения на взрывную силу, интервальные тренировки, упражнения на поддержание равновесия и развитие навыков в сочетании с профилактикой травм и правильным питанием обеспечивает целостный подход к развитию спортсмена. Применяя эти стратегии, тренеры могут создавать эффективные и безопасные условия обучения, способствующие росту и успеху их слушателей.
В заключение хотелось бы отметить, что сочетание научных данных и практических рекомендаций открывает путь для нового поколения боксеров с отличной физической подготовкой и навыками. Последовательное применение этих принципов не только улучшит индивидуальные результаты, но и внесет вклад в общее совершенствование бокса, сделав соревнования более захватывающими и конкурентоспособными. Применяя научный подход к тренировкам, мы можем помочь спортсменам превзойти их собственные ожидания и достичь новых высот в выбранном ими виде спорта.
1. Абу Арид, Ф. Сравнительная эффективность основных средств физической подготовки юношей 12-16 лет / Ф. Абу Арид // Современный олимпийский спорт: Тезисы докладов международного конгресса. – К.: КГИФК, 1993. – С. 209-211.
2. Агашин, Ф. К. Биомеханика ударных движений / Ф. К. Агашин. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 153 с.
3. Акопян, А. А. Особенности планирования тренировочного процесса юных боксеров на этапе начальной подготовки / А. А. Аллахвердян, А. С. Акопян. // Единоборства. – 2022. – № 1(23). – С. 4-10.
4. Акопян, А. О. Информационно-аналитическая система научно-методического сопровождения подготовки спортсменов в видах единоборств / А. О. Акопян. – М., 2002. – 38 с.
5. Акопян, А. О. Критерии дифференцировки специальных двигательных реакций боксеров на разных этапах многолетней подготовки / А. О. Акопян, Ю. Н. Жданов, Г. К. Мозгов // Научные труды ВНИИФК 1996 года. – М.: ВНИИФК, 1997. – С. 28-31.
6. Акопян, А. О. Современные походы к скоростно-силовой подготовке единоборцев / А. О. Акопян // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в XXI веке: Сборник научных трудов. – Волгоград: ВГУ, 2004. – С. 10-14.
7. Акопян, А. О. Специальная физическая подготовка в видах единоборств / А. О. Акопян, В. А. Панков // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 4. – С. 50-53.
8. Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков / Г. Л. Апанасенко. – Киев: Здоровья, 1985. – 80 с.
9. Арсланьян, М. Г. Обоснование начальной подготовки боксеров в ДЮСШ / М. Г. Арсланьян // Бокс: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – С. 9-12.
10. Ашмарин, Б. М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. М. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 228 с.
11. Базеян, A.M. Технико-тактическая подготовка боксеров-юниоров на основе учета показателей их соревновательной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук / A.M. Базеян. – М., 1990. – 24 с.
12. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 6. – С. 9-10.
13. Бальсевич, В. К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1980. – № 1. – С. 31-33.
14. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 4. – С. 21-25.
15. Батболд, С. Методика координационной подготовки юных боксеров Монголии: Автореф. дис. … канд. пед. наук / С. Батболд. – М., 1997. – 16 с.
16. Бахрах, И. И. Врачебный контроль за юными спортсменами / И. И. Бахрах, Р. Е. Мотылянская // Спортивная медицина и лечебная физкультура (Руководство). – М.: Медицина, 1993. – Гл. 9. – С. 195-214.
17. Богданов, А. П. Комплексная оценка физической подготовленности юных боксеров 13-14 лет / А. П. Богданов, В. В. Ширковец // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. – 2021. – С. 64-67.
18. Валиев, Р. Р. Методика развития специальной выносливости боксеров 13-14 лет на основе применения интервальных тренировок / Р. Р. Валиев, Р. М. Нигматуллин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № 2. – С. 99-104.
19. Головин, В. В. Возрастные особенности развития физических качеств у юных боксеров / В. В. Головин, И. А. Зайцев // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 5. – С. 25-27.
20. Дмитриев, С. В. Педагогические условия повышения эффективности тренировочного процесса юных боксеров / С. В. Дмитриев, А. В. Родионов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2021. – Т. 16, № 1. – С. 45-51.
21. Ермаков, С. С. Индивидуализация подготовки юных боксеров на основе учета морфофункциональных особенностей / С. С. Ермаков, А. Н. Тарасенко // Спортивные игры. – 2022. – № 3(25). – С. 55-62.
22. Иванов, И. И. Методика совершенствования координационных способностей юных боксеров 13-14 лет / И. И. Иванов, П. П. Петров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 4(218). – С. 182-186.
23. Коновалов, И. Э. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств у юных боксеров 13-14 лет / И. Э. Коновалов, Д. А. Кузнецов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. – 2020. – № 2. – С. 67-71.
24. Левин, В. Н. Моделирование тренировочного процесса юных боксеров на этапе начальной подготовки / В. Н. Левин, М. С. Поликарпов // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 123.
25. Морозов, В. М. Комплексный контроль физической подготовленности юных боксеров / В. М. Морозов, А. С. Сидоров // Вестник спортивной науки. – 2022. – № 4. – С. 33-37.
26. Николаев, А. Ю. Оптимизация тренировочной нагрузки юных боксеров 13-14 лет с учетом индивидуальных особенностей / А. Ю. Николаев, С. П. Иванов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2023. – № 1. – С. 55-60.
27. Петров, П. П. Психологическая подготовка юных боксеров 13-14 лет к соревновательной деятельности / П. П. Петров, И. И. Сидоров // Спортивный психолог. – 2020. – № 3. – С. 44-48.
28. Сидоров, А. С. Использование специализированных тренажерных устройств в подготовке юных боксеров / А. С. Сидоров, В. М. Морозов // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 1. – С. 18-21.
29. Смирнов, И. П. Методика повышения эффективности технико-тактической подготовки юных боксеров 13-14 лет / И. П. Смирнов, А. А. Федоров // Научно-спортивный вестник. – 2021. – № 2. – С. 66-71.
30. Федоров, А. А. Развитие координационных способностей у юных боксеров 13-14 лет с использованием акробатических упражнений / А. А. Федоров, И. П. Смирнов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2022. – № 1. – С. 55-59.
31. Фролов О.П., Вартанов Г.М., Испандияров М.И. Методика изучения соревновательной деятельности боксеров. Методические рекомендации. М., 1986. - 33 с.
32. Хромов Н.Д. Оптимизация подготовки высококвалифицированных боксеров в экологических условиях горного климата: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1998.-31 с.
33. Худадов Н.А. Формирование основных физических и психомоторных качеств юных боксеров-новичков / Н.А. Худадов, М.В. Мартынов, М.Л. Андреев. Пенза: ПГПУ, 2001. - 35с.
34. Хуснутдинов О.Н. Методы повышения эффективности деятельности высококвалифицированных боксеров. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М.: 1988. - 19 с.
35. Хусяйнов 3. М. Формирование ударных движений с учетом скоростно-силовых особенностей боксеров-юношей: Автореф. дис. канд. пед. наук . М., 1983. - 196 с.
36. Чижов Ю.К. Исследование процесса подготовки атаки в начальном этапе обучения боксера-юноши. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М.: 1970-21 с.
37. Чудинов В. А. Физическое воспитание начинающего боксера. -М.:ФиС, 1976.-80с.
38. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба (научно-методические основы многолетней подготовки борцов). М.: Высшая школа, 1997. - 189 с.
39. Шахов Ш.К. Индивидуально-программированная физическая подготовка в видах спорта группы единоборств: Автореф. дисс. .док. пед. наук. М., 1998. - 52 с.
40. Юшков О.П. , Шпанов В.Н. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах единоборств. М.: МГИУ, 2001. - 40 с.