Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Работа №183365

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Государственное регулирование закупок 6
1.1 Государственные закупки: понятие, структура, экономическая сущность 6
1.2 Законодательство в сфере государственных закупок 10
1.3 Методика формирования и размещения плана государственных закупок товаров, работ и услуг 16
1.4 Особенности региональных государственных закупок 22
2 Анализ государственных закупок Томской области 22
2.1 Нормативная деятельность, регулирующая государственные закупки 25
Томской области, взаимодействие с федеральными органами
2.2 Полномочия на определение поставщиков регионального уровня 30
2.3 Анализ государственных закупок Томской области 33
3 Эффективность государственных закупок Томской области, как инструмент
регулирования экономики региона 46
3.1 Оценка эффективности государственных закупок Томской области 46
3.2 Проблемы контрактной системы по государственным закупкам в Томской области 53
3.3 Выработка единого подхода при реализации контрактной системы по государственным закупкам в Томской области 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А Этапы заключения и исполнения договоров на поставку товаров, работ, услуг: участие поставщика, заказчика, Единой информационной 71
системы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Характеристика закона № 44-ФЗ 72


Первостепенное значение в экономическом развитии государства имеет его бюджетная система, т.к. она является основной финансовой базой функционирования государства. Бюджетная система - один из важнейших фундаментов государства. Бюджет - это индикатор экономического и социального положения государства.
За последние годы в законодательстве РФ были значительные изменения, которые коснулись всех отраслей права, но особенно финансового с его основной отраслью - бюджетной. Это связано с уменьшением прямого вмешательства государства во множество финансово - экономических отношений.
Государственное управление в бюджетной сфере состоит не только в решении задач увеличения доходов бюджета, но и в создании новых подходов в организационно - правовом обеспечение расходования государственных финансов, к которым относятся и государственные закупки. Государственные закупки являются инструментом, позволяющим государству осуществлять свои функции, параллельно оказывая влияние на экономические отношения и создавая благоприятные условия для развития национальной экономики. В РФ применяется много разнообразных методов организации закупок, из которых самые популярные - закупка у единственного поставщика, электронный аукцион и запрос котировок.
Степень разработанности темы в экономической и правовой литературе. В последние годы государственным и муниципальным закупкам уделяется повышенное внимание, как научным сообществом, так и специалистами в области права и экономики. Это связано с проблемой расходования бюджетных средств, с повышением эффективности их использования. Экономический кризис и санкции против РФ привели к тому, что в экономике произошел спад, и государство стремиться увеличить количество заказов для российских предприятий, чтобы поддержать их и оживить экономику страны в целом.
Использование единой информационной системы - портала, на котором официально производятся все государственные и муниципальные закупки в РФ стало важным шагом вперед. И все же, этого недостаточно. Решение проблемы видится в повышении информационной прозрачности всего процесса государственных закупок и создании единого электронного реестра банковских гарантий, который позволит проверять и контролировать их в «онлайн - режиме».
Актуальной проблемой государственных закупок является повышение их эффективности: региональный рынок закупок следует развивать, а так же регулировать отношения заказчиков и поставщиков товаров, работ и услуг.
Цель выпускной квалификационной работы бакалавра: исследовать эффективность государственных закупок, как инструмента регулирования экономики региона (на примере Томской области).
Цель и актуальная проблема государственных закупок определили решение следующих задач:
1. Рассмотреть государственное регулирование закупок: понятие, структуру, экономическая сущность; законодательство в сфере государственных закупок; методику формирования и размещения плана государственных закупок товаров, работ и услуг; особенности региональных государственных закупок;
2. Проанализировать государственные закупки Томской области
3. Оценить эффективность государственных закупок Томской области, как инструмент регулирования экономики региона;
4. Определить проблемы контрактной системы по государственным закупкам в Томской области и выработать единый подход при реализации контрактной системы по государственным закупкам в Томской области.
Объект исследования: Томская область.
Предмет исследования: государственные закупки как эффективный инструмент регулирования экономики региона.
Методологической базой исследования стали: анализ и синтез современной научной, правовой и экономической литературы в области государственных закупок; анализ и обработка статистических данных, графический метод.
Теоретической основой в написании работы стали труды отечественных авторов в области право и экономики, освещающие методики проведения государственных закупок, их особенности регулирования: Ю.А. Арутюнов, Р.Е. Артюхин, А.А. Беленчук, Н.Г. Вовченко, С.Н. Данилова, Н. Димитри, С.Н. Доронин, И.О. Загорский, И.Н. Мысляева, В.В. Наумова, Л.Н. Тепман, Н.П. Химичева, Л.И. Шевченко и др.
Особое внимание было уделено на авторов, как А.А.Кнутову и Н.А. Мамедовой, которые подробно и актуально описывают управление государственными и муниципальными закупками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе выявленных проблем в использования бюджетных средств Томской области, государственные закупки являются эффективным инструментом их регулирования.
Структура выпускной квалификационной работы бакалавра состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы из 50 источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении отразим основные выводы работы, полученные в ходе решения задач, определенных целью: исследовать эффективность государственных закупок, как инструмента регулирования экономики региона (на примере Томской области).
Понятие «государственные закупки» определяется любыми закупкам за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов РФ. Такой подход в определении «государственных закупок» согласуется с подходами, принятыми в современной правовой и экономической теории, в отечественной практике осуществления государственных закупок.
Экономическая сущность государственных закупок отражает общественные потребности, выраженные через государственный спрос на удовлетворение этих потребностей.
Структурными элементами в системе государственных закупок выступают государственные и негосударственные учреждения.
Государственное регулирование закупочной деятельности в 2017 г. и начале 2018 г. претерпело значительные изменения, которые будут способствовать честной конкуренции в сфере закупок, единой регламентации проведения закупочной деятельности и экономии бюджетных средств.
Методика формирования и размещения плана государственных закупок товаров, работ и услуг регламентирована федеральным законодательством РФ.
Нормативно-правовое законодательство Томской области в сфере закупок на основании федеральных законов регулирует и контролирует государственную и муниципальную закупочную деятельность на территории области.
Анализ закупок томской области показал, что количество проведенных закупок в 2017 г. к уровню 2014 г. выросло на 2054 шт. или 339,5 %.
Наибольший рост государственных закупок приходился на 2016 г. (3057 шт.).
Общий объем размещенных средств в 2017 г. к уровню 2014 г. вырос на 929,5 млн. руб. или 16,82 %. Наибольший рост приходился на 2016 г.
Экономия бюджетных средств в 2017 г. к уровню 2014 г. составила 33 млн. руб. или 11,44%. Наибольшая экономия бюджетных средств наблюдалась в 2016 г.
Среднее количество участников государственных закупок за рассматриваемый период выросло.
Сокращение количества проведенных закупок уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Томской области связано с принятыми мер по
повышению их эффективности за счет увеличения количества совместных закупок с ОГКУ «ЦГЗ ТО».
Количество совместно проведенных государственных закупок Департаментом государственного заказа Томской области с ОГКУ «ЦГЗ ТО» в 2017 г. к уровню 2015 г. выросли на 28 шт. или 133,33 %.
Общее количество заказчиков, объединенных в совместные закупки ежегодно растет. Рост составил 154,13% или 467 единиц.
Совместный объем размещения средств имел наибольшее значение в 2016 г. (177,1 млн. руб.). В 2017 г. к уровню 2015 г. совместный объем размещения средств вырос на 111,95% или на 84,3 млн. руб.
Совместная экономия средств Департаментом государственного заказа Томской области и ОГКУ «ЦГЗ ТО» в 2017 г. к уровню 2015 г. сократилась с 18% до 13%.
В 2017 г. среднее количество заказчиков, участвующих в одной совместной закупке составило 16, что меньше, чем в 2016 г. - 22. Снижение показателя связано с проведением закупок на оказание услуг по обучению безработных граждан и невозможностью объединения потребностей большого количества заказчиков, т.к. обучение проводится по различным программам подготовки в зависимости от потребностей заказчика.
Совместные закупки в очередной раз подтвердили свою эффективность за счет сокращения трудозатрат на их проведение и экономии бюджетных средств за счет укрупнения лота (экономия по совместным закупкам превышает средний процент экономии по закупкам).
В 2017 г. проведено 6080 конкурентных закупок для обеспечения нужд государственных заказчиков и бюджетных учреждений Томской области - на 617 конкурентных закупок меньше, чем в 2016 г.
Общий объем размещенных в 2017 г. средств составил 8628459,82 тыс. руб., что значительно меньше показателя 2016 г. (12772036,09 тыс. руб.). Существенный разрыв в данных показателях 2016 и 2017 гг. объясняется большим объемом средств, размещенных в 2016 г. на закупки.
Доля электронного аукциона как преобладающего конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составляет 76,74 % от общего количества и 90,2 % от общей суммы проведенных закупок и сохраняется на уровне предыдущего года (78,3 % и 94,8 % соответственно).
Доля несостоявшихся процедур составляет 43,3 % от общего количества и 33,8 % от общей суммы конкурентных закупок, проведенных в 2017 г.
Доля несостоявшихся закупок от общего количества проведенных конкурентных закупок сохраняется на уровне предыдущего года (45 %).
Несмотря на значительный размер доли несостоявшихся закупок потребности заказчиков Томской области обеспечены в полном объеме, т.к. основной причиной признания закупок несостоявшимися является подача заявки единственным участником закупки и по результатам этих закупок заказчиками заключены контракты. Доля таких закупок составляет 76,54 % от общего количества несостоявшихся процедур.
В 2017 г. по результатам конкурентных закупок заключен 5681 контракт, в т.ч. по процедурам, проведенным в предыдущем периоде, на общую сумму 4379309,04 тыс. руб.
Основную долю составляют контракты, заключенные по результатам проведения электронных аукционов.
При осуществлении конкурентных закупок на уровне Томской области традиционно сохраняется высокий показатель конкуренции - среднее количество участников конкурентных закупок в 2017 г. составляет 2,9 и соответствует показателю 2016 г. (2,9).
Наименее конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2017 г. является конкурс с ограниченным участием, на который в среднем подана одна заявка участника. Так же, как и в 2016 г., наиболее конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является электронный аукцион, на участие в котором в среднем было подано 3,2 заявки.
Экономия бюджетных средств по результатам проведенных конкурентных закупок в отчетном периоде составляет 564033,70 тыс. руб. (11,4 %), что ниже показателя 2016 г. (815221,60 тыс. руб. (12,3 %)).
Размер экономии бюджетных средств в Томской области соответствует среднему значению по России (7-10 %).
Доля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в общем объеме закупок 2017 г. составляет 33,5 %.
Таким образом, конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (66,5 %) преобладают над «упрощенными» способами закупок.
Итоговые показатели комплексной оценки эффективности государственных закупок Томской области в 2016-2017 гг. выше итогового показателя комплексной оценки, поэтому государственные закупки эффективны.
Нормативно-правовое законодательство Томской области в сфере закупок на основании федеральных законов регулирует и контролирует государственную и муниципальную закупочную деятельность на территории области.
Проблемы эффективности государственных закупок Томской области заключаются в обосновании объекта закупки при составлении плана закупок, процессе осуществления закупок учреждением; отсутствии законодательного регулирования последствий признания несостоявшимися процедур закупок; уклонении победителя конкурса от заключения контракта; ценообразование - определение начальной (максимальной) цены закупки; технические проблемы; огромное количество нормативно-правовых актов в сфере закупок; отсутствием бесперебойной работы единой информационной системы в сфере закупок, и ее интеграции с региональной информационной системой «АЦК-Госзаказ».
Закон № 44-ФЗ предоставляет приоритет конкурентным способам закупок. В связи с этим единый подход при реализации контрактной системы по государственным закупкам в Томской области (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса предложений на основании п.6 и п.8 ч. 2 ст.83 Закона № 44-ФЗ) уполномоченным учреждением - Департамента государственного заказа Томской области:
- повысит эффективность осуществления административно-управленческих процессов исполнительных органов государственной власти Томской области;
- позволит контролировать издержки их основной деятельности;
- повысит эффективность закупочной деятельности;
- сократит затраты и число административного и управленческого персонала.
Это приведет к экономии бюджетных средств Томской области.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 01.07.2015 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф, - М., 2018.
2. Бюджетный кодекс РФ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994г. № 51 -ФЗ (в ред. от 31.01.2016 г.) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф, - М., 2018.
4. Налоговый кодекс РФ (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: фед. закон от 05.05.2013 №44-ФЗ (ред. от 31Л2.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
6. О внесении изменения в статью 111.1 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: фед. закон от 26.07.2017 г. №211-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: фед. закон от 26.06.2017 №198-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
8. О внесении изменений в ст. 93 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: фед. закон от 07.06.2017 №106-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
9. О внесении изменений в ст. 1 и 8 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ст. 15 и 112 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: фед. закон от 07.06.2017 №108-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
10. Об утверждении Правил Формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд: постан. Правительства РФ от 05.06.2015 №552 (ред. от 25.01.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
11.0 порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ: постанов. Правительства РФ от 12.05.2017 №563 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
12. Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом: постанов. Правительства РФ от 15.05.2017 №570 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
13. Правила размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов- графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: утв. Постанов. Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 (в ред. 29.12.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
14. О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 февраля 2016 №467 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд и информационной карты типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: приказ Минпромторга России от 19.05.2017 №1598 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
15. О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ: постанов. Правительства РФ от 30.05.2017 №663 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Электронные дан. - М., 2018.
..50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ