Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО СЕГМЕНТА ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЙ ОТРАСЛИ: НА МАТЕРИАЛЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ г. ТОМСКА

Работа №183340

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы243
Год сдачи2023
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Часть I. Трансформация студенческого сегмента целевой аудитории книгоиздательской отрасли: на материале студенческой молодежи г. Томска (2017¬2022 годы набора) 9
Введение 10
Глава 1. Студенческий сегмент целевой аудитории книгоиздательской отрасли
1.1. Особенности студенческой читательской аудитории 17
1.2. Своеобразие студенческой читательской аудитории г. томска:
теоретические и методологические основы исследования 30
1.3. Моделирование портрета студенческой читательской аудитории г. томска
(2017-2021 гг. набора, срез 2022 г.) 50
Глава 2. Издательская политика в отношении студенческой читательской
аудитории 61
2.1. Ассортимент издательств для студенческой читательской аудитории
(2017-2022 гг. набора) 61
2.2. Маркетинговая политика в отношении студенческой читательской
аудитории 88
2.3. Проблемы взаимодействия издательств со студенческой аудиторией
в ситуации трансформации чтения и аудитории, рекомендации 102
Заключение 120
Список использованных источников литературы 124
Приложения 132
Приложения а. Материалы студенческой фокус-группы 132
Приложение А.1 - Сценарий фокус-группы 132
Приложение А.2 - Вопросы для беседы фокус-группы 133
Приложение А.3 - Вопросы для анкет фокус-группы 134
Приложение А.4 - Состав участников фокус-группы 134
Приложение А.5 - Результаты анкетирования 135
Приложение А.6 - Материал первой фокус-группы (расшифровка аудиозаписи, редактированию не подвергалась) 136
Приложение А.7 - Материал второй фокус-группы (расшифровка аудиозаписи, редактированию не подвергалась) 149
Приложения б. Материалы беседы с издателями 166
Приложение Б.1 Вопросы для беседы с издателями 166
Приложение Б.2 - Беседа с издателями (расшифровка аудиозаписи, редактированию не подвергалась) 166
Часть II. Расчет себестоимости издания чукагирского эпоса А. Секацкого
«Беседы богов» 196
Расчет себестоимости издания 197
Часть III. Редактура чукагирского эпоса А. Секацкого «Беседы богов» 206
Редакторское заключение на чукагирский эпос а. Секацкого «беседы богов» 207 Редактура чукагиирского эпоса А. Секацкого «Беседы богов» 209
Пояснения к правкам 251

Практически во все времена чтение являлось важнейшим источником информации, оно определяло уровень знаний и мировоззрение отдельного человека, формировало общественное сознание. Чтение зародилось еще в глубокой древности и с тех пор стало сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Как известно, мир не стоит на месте, а с ним и чтение: с развитием СМИ, Интернет-коммуникаций, экранной культуры оно претерпевает значительные качественные изменения, в связи с чем сегодня мы можем говорить о появлении нового типа читателя.
В работах ученых описана специфика чтения, его новые формы и характеристики как социокультурной практики, отражены изменения в отношении коммуникации читателя с книгой, особенности восприятия текстов аудиторией, предприняты попытки классификации читателей и др.
Но вопрос о трансформации чтения, читателя и текста по-прежнему остается актуальным, поскольку эти процессы - непрерывны и взаимосвязаны.
Проблема, на решение которой направлена ВКР, заключается в том, что несмотря на активную трансформацию читателей, крупные издательства плохо знают свою целевую аудиторию, мало взаимодействуют с ней, не проводят ее исследования, анализ, вследствие чего не могут реализовать эффективную маркетинговую политику в их отношении. В особенности это касается студенческой читательской аудитории, которую издательства до сих пор не выделяют в отдельный сегмент, вписывая эту поистине огромную и весьма специфическую аудиторию в сегмент массового читателя
Актуальность предлагаемого исследования связана с необходимостью осмыслить особенности студенческой читательской аудитории и ее трансформаций за последние 5 лет и дать оценку взаимодействия с нею издательской индустрии. Исследование делает актуальным и то, что оно проводится на материале чтения и читательских предпочтений региональной студенческой молодежи, в частности, г. Томска.
Объектом исследования выступает студенческая читательская аудитория г. Томска (2017-2022 гг. набора), предметом - ее трансформации и ответы на них российского книгоиздания.
Целью работы является исследование студенческого сегмента целевой аудитории книгоиздательской отрасли на материале студенчества г. Томска 2017-2022 гг. набора.
Задачи:
1. Выделить общие особенности современной студенческой читательской аудитории.
2. По данным анкетирования создать портреты представителей
студенческой читательской аудитории г. Томска (2017-2021 гг.
набора).
3. Проанализировать текущий книжный ассортимент для студенческой читательской аудитории на примере одного универсального и двух специализированных столичных издательств.
4. Путем анкетирования выявить степень удовлетворенности студенческой читательской аудитории г. Томска предлагаемым издательствами книжным ассортиментом.
5. Методом фокус-группы выделить проблемы, ощущаемые рассматриваемой аудиторией в области маркетинговой политики издательств в их отношении.
6. Методом анкетирования и интервью выявить и оценить представление издателей о современной студенческой читательской аудитории, региональной, в частности, и сравнить реальную студенческую
читательскую аудиторию, ее запросы и интересы с представлением об этом представителей издательской отрасли.
Материалом исследования послужили результаты студенческих опросов, данные Отчетов Российской книжной палаты за 2017-2022 гг., данные об ассортименте с сайтов издательств «ЭКСМО», «Альпина Паблишер», «Юрайт», результаты фокус-группы со студентами, анкетирования и интервьюирования представителей издательств, выпускающих книги для студентов.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые 1) проведен анализ читательской студенческой молодежи г. Томска 2017¬2022 гг. набора, выявлены ее трансформации; 2) смоделированы варианты ее портретов; 3) выделены проблемы в области маркетинговой политики издательств в отношении студенческого сегмента их целевой аудитории; 4) предложены их возможные решения, сформулированы рекомендации для представителей книжной индустрии в отношении аудитории студентов- читателей.
История вопроса - тема собственно трансформации современного читателя и студенческого сегмента целевой аудитории издательского дела представлена очень незначительным количеством публикаций в общей массе работ о чтении. Однако, количество таких публикаций растет, что связано со все возрастающей актуальностью темы.
Основные материалы, хронологически приближенные
к интересующему нас периоду, изложены в виде диссертаций и научных статей.
В работе М. М. Самохиной «Чтение молодежи: XXI век
(по результатам исследований 2001-2011 гг.) выделены типы молодежного чтения, обозначено отношение студентов к данному процессу, выделены их любимые жанры и отдельно отмечено, что большинство студентов читает преимущественно в учебных целях . Е. А. Волкова занимается изучением трансформации чтения студенческой молодежи конца 80-х гг. XX - начала XXI вв. В своей работе она отразила основные факторы читательских изменений студенческой аудитории, выделила отрицательные и положительные изменения в студенческом чтении. Вопросом читательских интересов студенческой молодежи занимались и М. П. Костина, Т. А. Кудрявцева и Е. А. Паршева. Они пришли к выводу, что читательская активность молодежи снижается, а книги, которые выбирают ее представители, становятся все более «низкосортными» .
Среди ученых, занимавшихся смежными вопросам, можно выделить Б. В. Бирюкова и И. А. Бутенко , которые рассматривают чтение как социокультурное, индивидуально- и социально-психологическое явление. Они описывают тенденции его развития в 1960-90-е гг., затрагивая читательские предпочтения в обозначенный период. Исследованию современного состояния детского чтения посвящены работы Е. А. Колосовой 5. Она подчеркивает важность самообразования в информационном обществе, указывает на то, что сегодня детское чтение переходит в онлайн-чтение, а визуальная культура оказывает на подрастающее поколение все большее влияние. С. М. Бородин и В. А. Бородина изучают изменения читательских интересов под воздействием информационных ресурсов.
В ВКР используются методы социологические методы сбора данных - количественные (опрос, анкетирование) и качественные (фокус-группа, интервьюирование), а также метод моделирования, классификации, сравнительного анализа, научного описания. Суть всех методов и особенности их применения в предлагаемой работе описаны в разделах ВКР.
Теоретической базой исследования стали работы отечественных ученых: В. Т. Лисовского, П. А. Гудкова, Т. Л. Воробьевой,
В. В. Васильковой, Т. Е. Демидовой и др.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении методов и принципов изучения особенностей региональной читательской студенческой аудитории, критериев оценки общего состояния читательской культуры данной аудитории, а также в методике сравнительного анализа данных, полученных разными методами, при исследовании разных социальных групп, что способствует расширению научных подходов к целевой аудитории российского книгоиздания, в частности, такого ее сегмента, как студенчество регионов.
Практическая значимость проведенного исследования связана с его результатами, которые возможно применить в практической деятельности российских издательств. Также полученные данные могут стать базой для дальнейшего изучения студенческой читательской аудитории г. Томска.
Работа была апробирована на IX (XXIII) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», а также в рамках семинаров по «Научно-исследовательской практике» в ТГУ.
ВКР состоит из двух глав, каждая из которых включает в себя по три раздела.
Первая глава посвящена рассмотрению студенческого сегмента целевой аудитории книгоиздательской отрасли. В первом разделе представлены общие особенности и структура студенческой читательской аудитории; во втором описаны выбор методологии для ее более глубокого изучения на материале студенческой молодежи г. Томска 2017-2022 гг. набора, а также процесс подготовки и проведения опроса томской студенческой читательской аудитории; в третьем - представлены варианты портрета рассматриваемой аудитории, проведен сравнительный анализ ответов учащихся младших и старших курсов, участвовавших в опросе.
Вторая глава нацелена на рассмотрение издательской политики в отношении студенческой читательской аудитории. В нее вошел раздел, посвященный анализу ассортимента издательств для студенческой читательской аудитории; во втором разделе выявлены и описаны особенности и предпочтения аудитории томских студентов-читателей, представлены проблемы маркетинговой политики издательств в отношении данной аудитории; в третьем описано представление издателей о студенческой аудитории, путем сравнительного анализа данных об особенностях, запросах и интересах томского студенчества, полученных от самих студентов и от издателей, выявлены проблемы взаимодействия российского книгоиздания с данным сегментом его целевой аудитории и предложены пути их решения.
Основная часть работы предваряется введением, завершается заключением. К работе сделаны приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения ВКР была достигнута ее цель, заключающаяся в исследовании студенческого сегмента целевой аудитории книгоиздательской отрасли г. Томска (2017-2022 гг. набора).
Для ее реализации были выполнены все поставленные задачи.
По материалам работ исследователей, занимавшихся данными и смежными вопросами, изучены и обозначены особенности молодежной студенческой читательской аудитории. Среди них можно выделить подверженность студентов влиянию СМИ, экранной культуры, социальную активность этой группы общества, ее интерес к наукам, творчеству и самоопределению, прагматические настроения, высокие требования к безопасности и комфорту, предпочтение «полезного» чтения чтению «для души», свободу читательского самовыражения и др.
С помощью метода анкетирования нами созданы портреты представителей рассматриваемой аудитории на примере томского студенчества: обобщенный читательский портрет, читательский портрет студентов младших и старших курсов.
Было выявлено, что основными целями обращения к книге для студентов являются образование, а также отдых и развлечение, получение эмоционального удовольствия. Исследование показало, что большая часть студентов - приверженцы бумажных книг, которые приобретают в физических магазинах, однако, из-за низкой платежеспособности и необходимости быстро получать нужную литературу они вынуждены обращаться к Интернет-чтению, поиску бесплатных версий текстов для скачивания. Преимущественно студенты читают массовую литературу, их интерес к классике ограничен небольшим корпусом авторов, в основном из числа отечественных и тех, кто входит в школьную программу по литературе. Значительно хуже студенты разбираются в зарубежной литературе, не особенно отличая классиков от представителей современной словесности. Практически всех опрошенных студентов, независимо от специальности и курса, привлекают массовые жанры литературы и виды изданий. Большинство студентов читает медленно, вдумчиво, обсуждая прочитанное с согруппниками, если речь идет о чтении учебной литературы. Предпочтительным видом чтения в этом случае для них является изучающее.
Среди представителей младших и старших курсов были выявлены некоторые различия: студенты 3-4 курсов читают чаще, чем те, что учатся на 1-2-м, причем старшие студенты чаще обращаются к книге по собственному желанию, а не из-за учебной необходимости, в отличие от младших. Также студенты младших курсов практически в одинаковой степени предпочитают ознакомительное и изучающее чтение, а старших - предпочитают более глубокое и вдумчивое - изучающее.
В соответствии с задачами работы нами проанализированы изменения издательского ассортименты за последние пять лет на основе отчетов Книжной палаты, рассмотрен текущий ассортимент для студенческой читательской аудитории на примере издательств «Эксмо», «Альпина Паблишер» и «Юрайт». Выяснилось, что предлагаемая литература во многом совпадает с описанными в анкетах студентов потребностями: издательствами представлены их любимые жанры, авторы, произведения и темы. Меньше совпадений предложения и запроса выявлено в области учебной литературы, поскольку студенты имеют к ней повышенные требования, в числе которых желание видеть больше качественных, доступных переизданий классических учебников и практических пособий, больше новой учебной литературы отечественных и зарубежных авторов (последние нужны студентам и в переводе, и в оригиналах).
Применяя методы анкетирования и фокус-группы, мы выявили степень удовлетворенности томских студентов предлагаемым различными издательствами ассортиментом, а также выделили связанные с этим проблемы. Среди них студентами были названы: ограниченный или затрудненный доступ к учебным изданиям (в частности, к учебной литературе рубежа XX-XIX вв.); снижение физического качества книг вследствие удешевления производства (в частности, распространение мягких обложек); однообразие предлагаемой издательствами литературы (схожие тематика, качество и дизайн изданий); отсутствие разнообразия книг по одной теме, направлению; невысокие критерии выбора произведений литературы young adult (в частности, недостаточность психологизма в публикуемых сочинениях); нехватка качественных книг с параллельным переводом для изучения иностранных языков; высокие цены на книги.
В процессе анкетирования и интервьюирования издателей было сформулировано представление о том, как они видят целевую аудиторию студентов, какую маркетинговую политику в отношении них реализуют. Собранные материалы показали, что на данном этапе в целом издатели довольно точно представляют себе студенческую читательскую аудиторию, обозначают их пожелания и недовольства. Однако, в основном, эти мнения не подкреплены данными исследований, они строятся «по наитию», на социальных стереотипах, собственном издательском опыте, что не всегда позволяет увидеть важные детали в характеристике современной студенческой читательской аудитории, которая до сих пор не выделена издательствами в отдельный, весьма своеобразный сегмент их целевой аудитории и вводится в очень размытый сегодня сегмент массового читателя. Соответственно для студентов не разрабатывается специальная
маркетинговая политика, не продумываются каналы книгораспространения.
В результате исследования были сделаны выводы и о том, что студенты, особенно в регионах, обладают недостаточной информацией о способах доступа к качественным, разнообразным изданиям, значительная часть из них не наделена высокой читательской культурой и грамотностью.
На основе материалов фокус-группы со студентами и беседы с издателями нами были предложены возможные решения выявленных проблем и сформулированы рекомендации для представителей издательской сферы, выпускающей книги для студентов.



1. Книжный рынок России : состояние, тенденции, перспективы развития [Электронный ресурс] / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2022. - URL: https://bookunion.ru (дата обращения: 26.11.23).
2. Отчет Российской книжной палаты 2017 [Электронный ресурс] / Российская книжная палата. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: https://www.bookchamber.ru (дата обращения: 24.11.2022).
3. Отчет Российской книжной палаты 2018 [Электронный ресурс] / Российская книжная палата. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: https://www.bookchamber.ru (дата обращения: 24.11.2022).
4. Отчет Российской книжной палаты 2019 [Электронный ресурс] / Российская книжная палата. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: https://www.bookchamber.ru (дата обращения: 24.11.2022).
5. Отчет Российской книжной палаты 2020 [Электронный ресурс] / Российская книжная палата. - Электрон. дан. - М., 2020. - URL: https://www.bookchamber.ru (дата обращения: 24.11.2022).
6. Отчет Российской книжной палаты 2021 [Электронный ресурс] / Российская книжная палата. - Электрон. дан. - М., 2021. - URL: https://www.bookchamber.ru (дата обращения: 24.11.2022).
7. Отчет Российской книжной палаты 2022 [Электронный ресурс] / Российская книжная палата. - Электрон. дан. - М., 2022. - URL: https://www.bookchamber.ru (дата обращения: 24.11.2022).
Специальные виды нормативно-технических документов:
8. ГОСТ 7.60-2020. Издания. Основные виды. Термины и определения. - -Взамен ГОСТ 7.60-2003 ; введ. 2020-12-01. М. : Юриспруденция, 2020. - 41 с.
Научные документы:
9. Аксель М. Истоки, развитие и применение качественного
сравнительного анализа : опыт первых 25 лет / М. Аксель, Р. Бенуа, Чарльз Р. // Политическая концептология : журнал
метадисциплинарных исследований. - 2017. - № 1. - С. 57-86.
10. Анкетирование : [Электронный ресурс] / Дискурс Исследовательский центр. - URL: https://cdiscurs.ru (дата обращения: 28.01.2022).
11. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3¬е изд. - М. : Сов. энцикл., 1969-1978. - 19 774 с.
12. Большой толковый словарь русского языка : А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. - СПб : Норинт, 1998. - 1534 с.
13. Боровкова Т. И. Мониторинг развития системы образования. Ч. 2. Практические аспекты : учебное пособие / Т. И. Боровкова Т, И. Морев. - Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. - 134 с.
14. Бородина В. Читательский интерес в зеркале информационных ресурсов / В. Бородина, С. Бородин // Чтение детей и взрослых : развитие интереса к чтению как часть национ. культур. политики. - 2018. - С. 10-14.
15. Бутенко И. А. Чтение 1990-х годов: предмет раздумий, предмет исследований / И. Бутенко, Б. Бирюков // Человек читающий. - 2015. - М. : Канон+ РООИ «Реабилитация». - С. 7-27.
...68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ