Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Краткая характеристика областнического движения и газеты «Сибирский вестник» 11
1.1 Областническое движение и программы областников по преобразованию Сибири 11
1.2 Газета «Сибирский вестник» как один из представителей сибирской дореволюционной
либеральной печати 24
Глава 2 Взаимоотношения областников и газеты «Сибирский вестник» 35
2.1 Конфликт областнического движения с газетой «Сибирский вестник» 35
2.2 Место областнического движения и газеты «Сибирский вестник» в контексте
сибирского либерализма 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность темы выпускной работы связана с историей взаимодействия центра страны и окраин. Россия всегда была весьма сложной страной по структуре управления и состоит из самых разнообразных территорий по уровню развития, составу населения, времени присоединения к единому русскому государству. Это разнообразие породило регионализм - движение среди провинциальных сообществ в защиту своих интересов. Это движение включало не только национальные, но и русские по составу населения окраины. Так было в царской России, в советское время, остается оно и сейчас преимущественно как борьба территорий за долю государственного бюджета и налогов. В Сибири яркими представителями регионалов были областники. Областники не были сепаратистами, они были сначала демократическими, а затем - либеральными регионалами. Другая часть либеральной интеллигенции полагала, что важнее общеимперские интересы, хотя также выступала за прогресс Сибири. В Томске эта часть либеральной интеллигенции объединилась вокруг газеты «Сибирский вестник». Тема взаимоотношений областников с другими представителями сибирского либерального движения, в частности, с газетой «Сибирский вестник», изучена недостаточно, что делает настоящее исследование актуальным с точки зрения историографии данного вопроса.
Историография либерального движения в Сибири: областники и газета «Сибирский вестник».
Историография по данной теме представлена в первую очередь работами про областническое движение, поскольку отдельные органы периодической печати в Сибири стали изучаться лишь после распада Советского Союза. При этом степень изученности некоторых представителей либерального движения в Сибири, к которым как раз и относится газета «Сибирский вестник», остается крайне незначительной.
Дореволюционный этап можно выделить в отдельный блок благодаря деятельности самих областников - Г. Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, К. В. Дубровского, А. В. Адрианова, Н. Н. Козьмина и др. На первом этапе самими областниками закладываются основы изучения общественного движения в Сибири. Они обозначают определенные идеи областников и направление их деятельности. Особенность данного периода состоит в том, что большинство исследователей являются представителями течения, входящего в рамки их научного интереса. Так, например, идеолог областнического движения Г.Н. Потанин в своей работе «Областническая тенденция в Сибири» рассматривает становление областничества, обозначает его идеи и тезисы. В той же работе Г.Н. Потанин выдвинул первостепенные задачи областников по вопросу образования, который являлся, пожалуй,
самым важным в программе областников: «Из этих соображений для сибирских патриотов вытекали две задачи: 1) агитация в пользу снабжения Сибири высшими учебными заведениями, в особенности в пользу открытия университета, и 2) пробуждение в областном населении интереса к местной общественной жизни, заботливости о местных нуждах, словом, воспитание местного населения в идеях местного патриотизма». В своих работах областники высказывали идеи о реформировании сибирского региона, выделяли первостепенные нужды края, рассуждали о пройденном областническим движением пути. Историография областнического движения является частью общей историографии либерального движения в Сибири. Областников можно отнести к самым первым публичным представителям либерализма на территории Сибири. Об окончательном оформлении отдельного от областников либерального движения в рассматриваемом регионе можно говорить лишь с 1905 года. По этой причине историография сибирского либерализма в широком смысле в дореволюционный период может быть рассмотрена лишь в промежутке между 1905 годом и февралем 1917 года. Основным событием, определяющим формирование либерального движения в Сибири, можно считать первую российскую революцию. Наиболее полным образом, однако, данный период был отражен в более поздних работах советского периода историографии, о чем и пойдет речь далее.
Советский этап историографии вопроса включает историографию исключительно областнического движения и историографию либерального движения в широком смысле.
Историографию по теме, связанной с областниками, можно разделить на две части. Первый период характеризовался отсутствием широкого интереса к деятельности областников, движение которых считалось однозначно реакционным, вследствие их антибольшевистской позиции в период Гражданской войны (И.М. Разгон). Второй период начался в 1960-е и характеризовался ростом исследовательского интереса по отношению к областникам и их движению. Среди исследователей этого времени можно выделить ранние работы М.В. Шиловского, С.Ф. Коваля, М.Б. Шейнфельда, В.К. Коржавина, И.Г. Орлянского и др. В своих работах советские историки писали о социальном составе областнического движения, приводили имеющиеся данные статистики, давали характеристику программе областников, выделяя в ней важнейшие программные документы, положения (в том числе, и идеи областников об образовании и университете).
В более широком смысле историография либерализма в указанный период носила критический характер. На начальном этапе советской историографии либерализма (1920-е - середина 1930-х гг.) данная тема пользовалась актуальностью в виду необходимости идеологической легитимизации советской власти. Либеральное движение в Сибири 4
рассматривалось как часть общероссийского либерализма. Дореволюционный либерализм, по мнению советских исследователей раннего периода советской историографии, характеризовался антидемократизмом за готовность либералов пойти на сделку с самодержавием (М.Н. Покровский, В. Стальный, А.Н. Слепков, С.Г. Томсинский). На втором этапе советской историографии вопроса (вторая половина 1930-х - 1950-х гг.) рассмотрение роли либералов в истории как врагов революции сохранялась. В исторической среде данного периода изучение сибирского либерализма считалось незаслуживающим внимания исследователей. По этой причине ведущим историографическим аспектом данного периода стала низкая популярность рассматриваемой темы. Третий этап советской историографии сибирского либерализма (1960-е - начало 1990-х) характеризовался тем, что в изучении данной темы наметился определенный прогресс, связанный с началом хрущевской оттепели. Среди ведущих авторов данного периода можно отметить Е.Д. Черменского, Л.М. Спирина, А.Я. Авреха, В.В. Комина и др. Тема сибирского либерализма освещалась с точки зрения накопления фактической информации о движении. Отдельный интерес для исследователей представляли внутренние взаимоотношения в лагере либералов, а также организационная структура местного либерализма, описанная в работах Э.Г. Кудряшова. Важной заслугой данного историографического этапа стало выделение основных этапов эволюции либерального движения. Заметные сдвиги в оценках деятельности либерального движения произошли к концу 1970-х гг., когда были пересмотрены многие стереотипы, дошедшие до данного периода с 1920-х - 1930-х гг.
Современный этап, ставший самым последним, характеризовался значительным ростом интереса к областничеству на фоне политических событий того времени. Благодаря этому можно судить об актуальности данной темы в недалеком прошлом. Данное движение стали рассматривать более независимо благодаря тому, что ограничения государственной идеологии спали. Среди исследователей можно выделить ученых советской школы: М.В. Шиловского, И.В. Нам, Л.М. Горюшкина, А.В. Малинова и др. Новая школа только зарождается. Среди исследователей, выходящих за рамки концепций советской школы, можно выделить В.В. Шевцова, С.А. Некрылова, С.Ф. Фоминых и др. Родиной многих современных работ, посвященных рассматриваемой тематике, является Сибирь. В этих работах подробно описываются взгляды областников на вопрос об образовании в Сибири, их общественная активность, взгляды и программные установки. В контексте изучения всего сибирского либерального движения примечательны работы С.С. Секиринского, А.В. Гоголевского, В.В. Шелохаева. Современный этап изучения сибирского либерализма характеризуется значительным продвижением в изучении темы. Важный вклад в изучение темы на данном этапе внесла О.А. Харусь, исследовавшая процесс возникновения либеральной оппозиции в сибирском регионе, а также выявившая ее характерные черты и специфику. О.А. Харусь также занималась изучением местных сибирских либеральных партий и их деятельности в период первой российской революции. О.А. Харусь внесла значительный вклад в осмысление базовых теоретических положений, касающихся генезиса сибирского либерализма. Другой современный исследователь сибирского либерализма В.Г. Хандорин также способствовал продвижению в исследовании темы становления и развития местного либерализма на примере периода революции и гражданской войны в России. Среди современных исследователей данной темы необходимо также выделить В.Н. Кудряшева, изучающего отношение сибирских либералов к другим социальным группам, составлявшим меньшинство, среди местного населения (в первую очередь, изучались социальные группы, образованные по этническому и религиозному признаку). Кроме того, на современном этапе были составлены отдельные энциклопедии и учебные пособия по истории общественно-политических движений в дореволюционной России. Были пересмотрены исследовательские подходы в изучении темы либерализма. Советский классовый подход сменился на использование совокупных подходов, включающих в себя множество различных концепций.
Западные исследователи либерализма и областничества. Наиболее ранние работы зарубежных авторов по теме российского либерализма стали возникать лишь во второй половине XX века. Почти все зарубежные исследователи российского либерализма являются англоязычными. К таким исследователям относятся Ч. Тимберлэйк, М. Раефф, В. Барнетт. Западные исследователи либерализма в России не отделяли сибирское либеральное движение от общероссийского и изучали весь российский либерализм в его совокупности. В своих работах зарубежные исследователи затрагивали широкий ряд вопросов, касающихся российского либерального движения: взгляды российских либералов, специфика российского либерализма, взаимоотношения либералов и консерваторов и т.д. Особое внимание в работах зарубежных авторов уделялось возникновению и генезису российского либерализма, а также его теоретическим основам. При этом, изучение либерализма в работах иностранных авторов ограничивалось изучением самых общих вопросов, основных личностей и сюжетов. В контексте данной проблемы российская либеральная периодическая печать использовалась зарубежными исследователями в качестве источника значительно реже, чем российскими исследователями отечественного либерализма.
Отдельной темой в рамках истории российского либерализма является сибирское областничество. Начало его изучения западными авторами означает повышение интереса к исключительно сибирскому либерализму с их стороны. Тема сибирских областников в работах зарубежных авторов стала более популярной к 1970-м гг. Именно к этому периоду относятся работы С.Д. Уотруса, Г. Хэнсона и Д. фон Мореншильдта. В целом, в западной историографии оценки областнического движения носят положительный характер. Для западных исследователей было характерно представление о выдающейся роли областников в деле становления культуры и общественно-политической жизни сибирского региона, что, в целом, пересекается со взглядами многих отечественных исследователей данной темы. В этом вопросе западные ученые не смогли стать новаторами.
Научная новизна заключается в том, что в результате исследования будет определена основная направленность газеты «Сибирский вестник», состав ее редакции, а также основные этапы дискуссии «Сибирского вестника» с представителями сибирского областнического движения....
Сибирские периодические издания второй половины XIX - начала XX века развивались в общероссийском медийном контексте. На страницах сибирских газет велись дискуссии по важнейшим для общества вопросам. Активными участниками подобных дискуссий являлись представители областнического движения и праволиберальной газеты «Сибирский вестник». И областники, и представители газеты «Сибирский вестник» выступали по многим вопросам со схожих либеральных позиций и находились в благоприятных отношениях в начале своего взаимодействия. Так, например, они совместно выступали за развитие местного сибирского образования, за расширение административных реформ и т.д. При этом, постепенно между областниками и «Сибирским вестником» наметились определенные разногласия. В «Сибирском вестнике» начали появляться материалы, обличающие деятелей областнического движения, а в областническом «Восточном обозрении» публиковались статьи с разоблачением представителей «Сибирского вестника». В этот период активного противостояния стало очевидно, что взгляды областников и представителей газеты «Сибирский вестник» сильно различаются по следующим вопросам (более подробно см. раздел 2.1.):
1. Вопрос о сибирской автономии;
2. Вопрос о коренном (туземном) населении Сибири;
3. Вопрос о сибирских ссыльных;
4. Вопрос о критике либеральных общественных деятелей;
5. Вопрос о магистральной железной дороге в Сибири.
Противостояние областников и представителей «Сибирского вестника» носило заочный характер. Обе стороны по ходу журналистской деятельности часто ссылались на своих оппонентов по общественной дискуссии. Причем такие ссылки могли появляться в текстах новых номеров периодических изданий как бы «между делом». Ссылки на своих оппонентов также часто подкреплялись несколькими обличительными предложениями. После этого авторы печатного материала возвращались к его основной теме, которая могла быть никак не связана с предметом спора областников и «Сибирского вестника».
Примечательно, что областники намного чаще писали про «Сибирский вестник», чем «Сибирский вестник» про областников. Вероятно, это объясняется тем, что «Сибирский вестник» участвовал в дискуссиях не только с областниками, но и с другими деятелями сибирской общественности, а потому представители этой газеты намного более
привычно относились к участию в общественной полемике. По этой причине представители «Сибирского вестника» не часто писали про областников.
Областники же относились более болезненно к полемике с «Сибирским вестником» и настойчиво пытались продемонстрировать свою правоту. В ход шли как личные оскорбления представителей «Сибирского вестника» со стороны областников, так и отдельные статьи, посвященные исключительно конфликту с «Сибирским вестником».
Обе стороны конфликта использовали схожие методы, а также имели похожие цели. Они стремились влиять на общественное мнение в Сибири с целью формирования у местного сибирского населения запроса на реформы и развитие края. Значимое различие в тактике и стратегии обеих политических сил заключалось в том, что они по-разному видели будущее Сибири, а также по-разному оценивали те или иные методы достижения своих целей. Например, областники считали, что путь к разностороннему развитию Сибири заключается в достижении краем автономии, которая позволила бы сибирякам более эффективно устроить свою жизнь и жизнь своих соседей - коренного населения Сибири. Представители «Сибирского вестника» напротив оценивали теоретическую автономизацию Сибири негативно, поскольку для этого, по их мнению, отсутствовали значимые основания. Они полагали, что будущее Сибири заключается в развитии местных институтов гражданского общества, которые бы могли наладить стабильный диалог с представителями местной сибирской и общероссийской власти. При этом, представители газеты «Сибирский вестник» старались способствовать развитию гражданского общества посредством участия в общественных дискуссиях и обсуждениях тех или иных насущных вопросов местного и общероссийского значения.
Маловероятно, что инициируемые «Сибирским вестником» дискуссии оказали значительное влияние на формирование институтов местного гражданского общества, поскольку полемика, инициируемая «Сибирским вестником», воспринималась оппонентами газеты крайне враждебно. Таким образом, подобные общественные дискуссии способствовали еще большему разобщению сибирского либерального лагеря. Показательным в этом контексте является тот факт, что до начала полемики «Сибирского вестника» с областниками их взаимоотношения носили благоприятный характер и могли способствовать выстраиванию полноценного диалога. С началом дискуссии «Сибирского вестника» и областников все дружеские связи, существовавшие между представителями этих двух общественных сил, были разорваны, а сама начавшаяся полемика характеризовалась низким уровнем организации дискуссии, поскольку стороны прибегали к личным оскорблениям (в особенности, областники и лично Н.М. Ядринцев), негативно реагировали на критику в свой адрес, а также непоследовательно вели спор, возвращаясь к 53
нему в удобные для себя моменты и абстрагируясь от ответа на проблемные для себя вопросы.
Деятельность двух рассматриваемых общественных сил порождала массу обсуждений и споров вокруг различных вопросов, касающихся развития Сибири, а потому способствовала формированию определенной сибирской общественной специфики со своим отдельным медийно-информационным контекстом. При этом, несмотря на возникновение на страницах сибирской периодической печати тем, характерных исключительно для зауральской части России, общероссийская медийная повестка также присутствовала в местной региональной печати.