Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ СПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИСКУССТВА

Работа №183314

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основания исследования актуализации общей одаренности в раннем юношеском возрасте с помощью средств искусства 9
1.1 Теоретический обзор концепций и подходов к изучению общей одаренности 9
1.2 Сложившиеся направления и методы выявления и актуализации общей одаренности в
раннем юношеском возрасте 17
1.3 Актуальные направления и перспективы работы с искусством в психологических
практиках актуализации общей одаренности 20
Глава 2 Рабочая модель и применяемые методы исследования актуализации общей одаренности в раннем юношеском возрасте с помощью средств искусства 29
2.1 Рабочая модель исследования актуализации общей одаренности в раннем юношеском
возрасте с помощью средств искусства 29
2.2 Методы и методики, применяемые в исследовании актуализации общей одаренности в
раннем юношеском возрасте с помощью средств искусства 31
2.2.1 Опросник «Оценка общей одаренности» А. И. Савенкова 31
2.2.2 Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж.
Рензулли в адаптации Л. В. Поповой 33
2.2.3 Методика экспертных оценок по определению одаренных детей по А.А. Лосевой 34
2.2.4 Первичное художественное творчество 34
2.2.5 Метод невключенного наблюдения 37
2.2.6 Рефлексивный отчет 38
2.2.7 Феноменологический анализ текста по А. Джорджи 38
Глава 3 Результаты исследования актуализации общей одаренности в раннем юношеском возрасте с помощью средств искусства 41
3.1 Выборка 41
3.2 Результаты проведения исследования 42
3.2.1 Применение психодиагностических методик на выявление общей одаренности в
раннем юношеском возрасте 42
3.2.2 Организация творческой мастерской с использованием техник первичного
художественного творчества 43
3.2.3 Результаты невключенного наблюдения за группой в процессе творческой
мастерской 44
3.2.4 Содержание рефлексивных отчетов участников творческого занятия 47
3.2.5 Феноменологический анализ рефлексивных текстов по А. Джорджи 48
3.2.6 Повторное применение психодиагностических методик на выявление общей
одаренности в раннем юношеском возрасте 48
3.3 Анализ и обсуждение результатов исследования актуализации общей одаренности в
раннем юношеском возрасте с помощью средств искусства 50
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
Приложение 1 65
Приложение 2 67
Приложение 3 68
Приложение 4 71
Приложение 5 76
Приложение 6 80
Приложение 7 82
Приложение 8 87
Приложение 9 90
Приложение 10 99
Приложение 11 119
Приложение 12 120
Приложение 13 124


Одаренность - сложный психологический феномен, изучению которого в науке уделяют особое внимание на ряду с такими вопросами, как природа и развитие способностей и талантов личности. С зарождения интереса к явлению одаренности научными исследователями были разработаны различные концепции, теоретические модели, программы и научные подходы, позволяющие приблизиться к пониманию сущности рассматриваемого феномена и определить возможные варианты работы с ним.
Интенсивно проблема одаренности начала изучаться в зарубежной психологии: в середине XIX века английский ученый Ф. Гальтон предположил о существовании общей одаренности, в то время, как сами научные исследования данного феномена получили свое распространение задолго до этого [14]. Само понятие одаренности оформилось в психологической науке в начале ХХ века - его ввел американский исследователь Г. Уиппл, обозначивший данным термином школьников со сверхнормальными навыками и умениями [16]. В результате теоретического анализа и проведения экспериментальных исследований за рубежом формировались такие подходы к понимаю одаренности как «Трехкольцевая модель одаренности» Дж. Рензулли, концепция одаренности Д. Фельдхьюсена, «Мультифакторная модель одаренности» Ф. Монкса, «Мюнхенская модель одаренности» К. Хеллера и другие [2]. Каждая из них не только стремилась объяснить сущность данного феномена, но и выделить его структуру, включая в нее различные факторы влияния на развитие одаренности личности.
В отечественной психологии одной из первых работ, посвященных исследованию явления одаренности, стала научная статья «Способности и одаренность» Б.М. Теплова, в которой он указывает, что под одаренностью следует понимать не просто суммированное количество способностей человека, а новое качественное образование, являющееся результатом взаимодействия входящих в его структуру компонентов [42]. Подобный взгляд на природу одаренности разделяет и С.Л. Рубинштейн, определяя данное явление как комплекс личностных свойств человека [16, с. 128]. Вопросом одаренности занимались и такие известные отечественные психологи, как Л.С. Выготский и А. Н. Леонтьев, рассуждая о содержании феномена и факторах его развития. Активно структурная организация одаренности, особенности её проявления и развития рассматривается в научных трудах А.В. Либина, Е.П. Ильина, Л.И. Ларионовой, А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, А.И. Савенкова, М.А. Холодной, и других отечественных исследователей.
Несмотря на многообразие психологических взглядов на рассматриваемое явление, проблема понимания научных оснований одарённости, способов её выявления и развития по- прежнему остается актуальной. Более того, для общества наиболее важными проблемами в данном контексте являются не столько рассогласованность научных концепций, сколько реальные проявления одаренности в жизни, способы её актуализации и становления с целью дальнейшего улучшения качества общественной жизни. Для наилучшего существования социума необходимо, чтобы за основными сферами деятельности стояли люди с высокоразвитыми способностями.
Ранняя юность - отдельный возрастной период, во время которого, обладая чувством взрослости и уделяя должное количество времени на рефлексию своих поступков и поведения окружающих, сравнивая его с собственными идеалами, юноши и девушки начинают осознавать себя как уникальные и самостоятельные личности. С точки зрения Д. Б. Эльконина, в раннем юношеском возрасте ведущей является учебно-профессиональная деятельность: старшеклассник начинает задумываться о выборе профессии, что добавляет к прежней его учебной деятельности ориентацию на будущее. Предварительный профессиональный выбор он способен осуществить относительно своих профессиональных интересов и способностей, а также им учитываются ценностные ориентации, сформированные в обществе [55]. В такой ситуации очень важно заметить потенциальные возможности юноши или девушки, а также способствовать интенсивному развитию их способностей, что может привести к актуализации одаренности и талантов. Есть вероятность, что в дальнейшем это благоприятно повлияет на профессиональное становление будущих специалистов. Именно с этой целью создаются различные проекты и программы, социальной и образовательной направленности. Известны молодежные образовательные форумы всероссийского и областного масштаба, на которых креативные личности получают отличную возможность претворить свои оригинальные идеи в жизнь: «Селигер», «Томский коллайдер», «U-NOVOS» и прочие. Более того, разрабатываются молодёжные интернет-порталы, которые предназначены для поиска и дальнейшего развития одаренных детей по все России и странам СНГ. Примером такого портала является проект «Лифт в будущее», лидер которого Шмелева Е.В., директор НОЦ «Институт развития интеллектуального потенциала молодежи» МГУ имени М.В. Ломоносова.
Таким образом, прилагаются всё большие усилия, чтобы «вырастить» достойное креативное поколение, способное быстро сориентироваться и адаптироваться к новым условиям. Однако следует обратить внимание на то, что удовлетворение общественной потребности в талантливых и одаренных личностях осуществляется лишь в одном направлении: акцент делается на развитии способностей и навыков, необходимых, по большому счету, в инженерном инновационном творчестве. По сравнению с обеспечением социума техническими объектами, наблюдается игнорирование морально-нравственного развития личности. Системой образования слабо рассматривается вопрос об эстетическом воспитании и духовном развитии человека. В своё время ещё Абрахам Маслоу, известный американский психолог, указывал на необходимость развития образованием непосредственно личности. В своём научном труде «Дальние пределы человеческой психики» психолог задается вопросом об эффективном и верном образовании ребенка: как необходимо простроить обучение, чтобы не подавить креативность в личности и поспособствовать её самоактуализации. Маслоу критиковал традиционное обучение, предлагая перейти от «дословного повторения заученного урока» к образованию через искусство. Он полагал, что именно такой метод обучения поможет человеку обрести свою идентичность, овладеть рядом высших ценностей, стремиться к развитию и росту. Более того, решением проблемы работы с одаренностью, с точки зрения Маслоу, также является метод, в основе которого лежит творческая деятельность и искусство [33].
В современной психологии также уделяется пристальное внимание изучению роли искусства в развитии личности. Многими учёными (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Д. А. Леонтьев, Р. Арнхейм и др.) подчёркивается значительное влияние искусства на формирование личности ребенка и его эстетическое воспитание: с помощью художественных произведений и процесса творчества происходит «знакомство» с ценностями общества, формируется способность восприятия и переживания прекрасного, рождаются представления об идеале, раскрывается творческий потенциал личности. Однако средства искусства принято использовать в работе со специальными способностями. Зачастую, через искусство человек обнаруживает в себе способность лишь к музыкальной, художественно-изобразительной, танцевальной или технической деятельности.
Идея нашего исследования заключается в нестандартном использовании средств искусства, а именно техник первичного художественного творчества, как потенциального и универсального инструментария актуализации общей одаренности.
Объектом данного исследования является общая одаренность.
Предмет исследования - это актуализация общей одаренности в раннем юношеском возрасте с помощью средств искусства.
Цель данного исследования - выявление потенциальных возможностей актуализации и становления общей одаренности в раннем юношеском возрасте с помощью средств искусства.
Цель работы определяет постановку следующих задач:
1. Проанализировать теоретический материал и практики, посвященные проблеме актуализации общей одаренности;
2. Выявить наиболее актуальные и перспективные представления об изучении общей одаренности через средства искусства;
3. Разработать план эмпирического исследования, определяя в нем средства искусства как основной инструментарий актуализации общей одаренности в раннем юношеском возрасте;
4. Провести эмпирическое исследование актуализации общей одаренности у учащихся старших классов, используя средства искусства;
5. Проанализировать получившиеся результаты данного эмпирического исследования и обсудить их.
В исследовании выдвигается гипотеза о том, что с помощью средств искусства возможно не только выявление, но и актуализация общей одаренности в период ранней юности.
Теоретико-методологические основания данного исследования составляют: базовые теоретические положения по проблеме одаренности Б.М. Теплова, Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, периодизация психического развития ребёнка по Д.Б. Эльконину, научные взгляды А. Маслоу на природу искусства и творческого потенциала личности, а также транскоммуникативный подход В. И. Кабрина, в рамках которого рассматривалось понимание общей одаренности и разрабатывалась модель эмпирического исследования.
Сбор данных осуществлялся следующими методами: тестирование по методикам «Оценка общей одаренности» А. И. Савенкова, «Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли» в адаптации Л. В. Поповой и методике экспертных оценок по определению одаренных детей по А.А. Лосевой; метод невключенного наблюдения, составление рефлексивных отчетов, а также использование техник первичного художественного творчества. Применялись следующие методы обработки полученных результатов: метод анализа конкретных случаев, метод математико-статистической обработки данных и феноменологический анализ текстов рефлексивных отчетов А. Джорджи. Математическая обработка результатов тестирования по указанным методикам производилась с помощью t-критерия Стьюдента.
Исследование проводилось с юношами и девушками 15-17 лет, активно занимающимися общественной деятельностью на базе Центра дополнительного образования МАОУ «Планирование карьеры» города Томска. Объем выборки составил 26 человек. В её состав намеренно отбирались те учащиеся, которые обладают достижениями в учебной, общественной, культурной или спортивной деятельностях, а также способные дать подробную содержательную информацию в ходе проведения исследования. Отбор осуществлялся на основе рекомендаций педагога дополнительного образования данного центра, активно взаимодействующего с каждым из молодых людей.
Научная новизна вытекает из идеи нашего исследования и заключается в рассмотрении средств искусства как нового универсального инструментария работы именно с общей одаренностью школьников, который не требует специальной подготовки ни учащихся, ни исследователей и педагогов. Используя простые и оригинальные техники изобразительного искусства, в исследовании удается рассмотреть одаренность как проявление жизненного творческого потенциала личности, носящего комплексный характер и влияющего на значимые сферы жизнедеятельности человека, что подтверждает актуальность научных концепций, используемых как теоретические основания исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе сложившихся концепций и подходов к пониманию общей одаренности, а также в выявлении актуальных и перспективных направлений работы с искусством в психологических практиках актуализации общей одаренности. В ходе исследования подтверждается адекватность и логичность использования транскоммуникативного подхода как базового подхода к пониманию природы общей одаренности. Работа может внести вклад в изучение структурной организации общей одаренности, особенностей ее проявления, становления и развития.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложен возможный вариант работы с одаренностью в раннем юношеском возрасте, что может значимо увеличить эффективность развития способностей и талантов школьников, а также помочь им в продуктивном обучении и их профессиональном самоопределении.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложений. В первой главе содержится обзор теоретического материала, посвященного вопросам и проблемам понимания, выявления и актуализации одаренности. Вторая глава включает в себя рабочую модель эмпирического исследования, направленного на выявление потенциальных возможностей актуализации и становления общей одаренности в раннем юношеском возрасте с помощью средств искусства. В третьей главе заключены результаты проведенного исследования, их анализ и обсуждение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного нами исследования и полученных в нем результатов можно сделать следующие выводы о средствах искусства как о возможном психологическом инструментарии в работе с общей одаренностью в раннем юношеском возрасте:
1. Использование средств искусства в работе с учащимися старших классов способствует созданию благоприятный условий для развития общих способностей и личностных качеств.
В исследовании после участия в творческой мастерской у респондентов наблюдалось развитие и увеличение уровня познавательной активности, креативности мышления, мотивационных характеристик, способности к оценке, лидерского потенциала и социального интеллекта. В этом заключается основной психологический результат нашего исследования - возможность применения средств искусства как дополнительного инструментария в развитии общих способностей учащихся старшего звена. Более того, при продолжительном развитии общих способностей возможна актуализация общей одаренности школьника. Такой подход к использованию средств искусства актуален и для психологов, и для педагогов в образовательной ситуации.
2. Выявлены терапевтические возможности первичного художественного творчества.
В исследовании прослеживается терапевтическое влияние первичного художественного творчества на эмоциональное состояние учащихся: в течение занятия участникам удавалось избавиться от негативных эмоций, получить удовольствие от процесса, испытать удовлетворенность полученными результатами, восторг или чувство гордости за себя и проявленные в деятельности способности, а также ощутить гармонию и умиротворение. Наше исследование показало, что используемые нами художественные практики способствуют снятию эмоционального напряжения, уменьшению тревожности, что благоприятно влияет на достижение успеха личностью в какой-либо деятельности. Искусство в целом обладает терапевтическим эффектом, однако, в отличие от изобразительных средств искусства, использование техник первичного художественного творчества не требует от участников творческого процесса наличия профессиональных художественных навыков и умений - это изначально не вызывает у них напряжения и страха перед возможными неудачами в процессе создания оригинальной и уникальной картины. Подобная организация процесса творческой деятельности позволяет избежать технических трудностей в подготовке и реализации художественной практики, а также возникновения психологических проблем и внутренних барьеров, с которыми могут столкнуться специалисты, использующие традиционные виды художественного творчества в психологической и психотерапевтической работе. Также применение техник первичного художественного творчества для регулирования эмоционального состояния школьников актуально в предэкзаменационный период или при подготовке к предметным олимпиадам и другим мероприятиям, где успешность результата зависит не только от усвоенных знаний и сформированных способностей личности, но и от её эмоционального состояния.
3. Организация развития общих способностей и личностных качеств у учащихся старших классов с помощью средств искусства способствует увеличению уровня академической успешности школьников.
Неожиданный результат был получен в нашем исследовании - он указывает на рост академических достижений у респондентов, участвующих в творческой мастерской. Это можно объяснить следующим образом: организация художественных практик благоприятно отразилась на развитии общих способностей и личностных качеств, которые способствуют достижению успеха, в данном случае, в учебной деятельности.
4. Применение художественных практик в работе, направленной на развитие общих способностей и личностных качеств учащихся старших классов возможно при организации как групповых занятий, так и при индивидуальных встречах.
Программа творческой мастерской включала в себя наличие элементов самостоятельной работы и группового взаимодействия, что принесло выше указанные результаты. Поэтому предполагается эффективность применения средств искусства как в тренинговой ситуации, так и на индивидуальных психологических консультациях по запросу формирования качественных новообразований у учащихся старшего звена. Творчество выступает здесь в качестве стимульного и проективного материала. Более того, при использовании художественных практик в индивидуальной работе со школьниками уместно дополнительно применять метод беседы для сбора качественной информации.
Полученные выводы частично подтверждают нашу гипотезу: результаты нашей исследовательской работы показали, что возможна организация психологической деятельности, направленной на развитие общих способностей у учащихся раннего юношеского возраста с помощью средств искусства. Более того, при дальнейшей работе это может привести к актуализации общей одаренности старшеклассников.
Таким образом, полученные нами результаты исследования подтверждают возможность нестандартного использования средств искусства в работе не только со специальными способностями и талантами, но и в качестве инструментария развития общих способностей в раннем юношеском возрасте. Наши выводы отражают варианты работы с внутренним потенциалом учащихся раннего юношеского возраста, что может значимо увеличить эффективность развития их способностей и талантов, а также помочь в продуктивном обучении и профессиональном самоопределении.
Рассматривая средства искусства как потенциальный ресурс в работе с общими способностями учащихся старших классов, мы расширяем методологию психологического исследования общих способностей человека, их диагностики и возможных вариантов развития. Данные вопросы обладают высокой актуальностью не только в психологии, но и педагогике.
Более того, наше исследование может внести вклад в изучение природы, структурной организации, особенностей проявления, актуализации и становления общей одаренности как высшего уровня развития общих способностей.



1. Акимова М. К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005. - 303 с.
2. Бабаева Ю. Д. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. - 524 с.
3. Баер У. Творческая терапия - Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности) / У. Баер. - М.: Независимая фирма «Класс», 2013. - 552 с.
4. Березовская И. П. Психология искусства: учебное пособие / И. П. Березовская - СПб.: ПГУПС, 2015. - 52 с.
5. Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. М.: ЦНПРО, 2013. - 207 с.
6. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В.С. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.
7. Вальдес Одриосола М. С. Интуиция, творчество и арт-терапия / текст М. Вальдес Одриосола. - М.: Институт общегуманитарных исследований. - 2012. - 94 с.
8. Ваулина Т. А. Арт-терапия: опыт современной зарубежной психологической теории и практики: Учебное пособие. Томск: Изд-во Том. Ун-та - 2010. - 90 с.
9. Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 253 с.
10. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. — М.: Педагогика, 1983. — 153-165 с.
11. Голубева Э. А. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
12. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. — Дубна: «Феникс+», 2005. — 512 с.
13. Грязева - Добшинская В. Г. Психология творчества и одаренности: теоретические основы, эмпирические исследования, прикладные разработки: учебное пособие / В. Г. Грязева - Добшинская; М-во образования и науки Рос. Федерации, Юж. -Урал. гос. унт. - Челябинск: ЮУрГУ, 2013. - 261 с.
14. Дружинин В. Н. Психология общих способностей, 3-е издание — СПб.: Питер, 2007 — 368 с.
15. Дьяченко О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - 99 - 110 с....56



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ