Введение 3
1 Теоретические аспекты качества сервиса 5
1.1 Понятие сервиса, сущность и виды сервиса 5
1.2 Факторы, оказывающие влияние на восприятие качества сервиса клиентом 11
1.3 Показатели качества сервиса 15
1.4 Методы оценки качества сервиса 21
2 Роль качества сервиса в деятельности ООО “ЭТАЖИ-ТОМСК” 36
2.1 Общая характеристика организации ООО “ЭТАЖИ-ТОМСК” 36
2.2 Ассортимент услуг и стандарты качества сервиса в компании 48
2.3 Зарубежный и российский опыт формирования качества сервиса в риэлторской
деятельности 51
3 Рекомендации по совершенствованию качества сервиса в риэлторской деятельности в
ООО «ЭТАЖИ-ТОМСК» 58
3.1 Качество работы специалистов компании 58
3.2 Значимость образа компании на примере ООО «ЭТАЖИ-ТОМСК» 62
3.3 Эффективность применения методов по совершенствованию качества сервиса . 71
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 85
Актуальность данного исследования связана с тем, что в условиях высокой конкуренции, нестабильной экономики, повышения требований со стороны клиентов к сервису и обслуживанию, все больше растет спрос на качественное обслуживание организаций.
В настоящее время существует достаточно большое количество агентств по недвижимости, предоставляющих обслуживание и услуги невысокого качества и ориентированных на получение экономической выгоды. Из-за этого возрастает роль повышения качества сервиса агентств по недвижимости. Внедрение системы оценки качества сервиса недвижимости и применение методик оценки потребительского поведения помогут повысить качество сервиса агентств по недвижимости, улучшить имидж компании и обеспечить конкурентоспособность.
Улучшение качества обслуживания организацией обусловлено динамичностью рыночных процессов, повышением внимания на сервис со стороны покупателей, высокой конкуренцией и прочее. Развитие и улучшение качества сервиса организаций влияет на деятельность и поведение всех участников на рынке.
В наше время люди пользуются какими-либо услугами не только для получения этой услуги, но и для получения других, сопутствующих и дополнительных услуг. Например, не все люди обращаются в агентства по недвижимости с целью купли- продажи квартиры, но и для получения дополнительных гарантий по совершенным сделкам, решения ипотечных и юридических вопросов и получения полного сопровождения специалистов от момента начала сделки до ее завершения.
Организациям, чтобы быть конкурентоспособным, важно уделять внимание сервису и работе персонала, потому что от работы персонала зависит количество продаж услуг, количество удовлетворенных клиентов и привлечения новых.
Стоит также отметить, что от качества работы персонала зависит доверие клиентов к организации, что влияет на формирование репутации и имиджа компании.
Объект исследования - качество сервиса организации;
Предмет исследования - методы оценки качества сервиса в организации;
Цель исследования - изучить принципы, методы и показатели оценки качества сервиса, выявить успешные практики для повышения качества сервиса организации и разработать рекомендации по улучшению качества сервиса предоставляемых услуг на предприятиях агентства недвижимости на основе проведенного теоретического и практического анализа и прохождения практики компании ООО «Этажи».
Чтобы достичь цель исследования, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятия сервиса, ее сущность и виды;
2. Изучить факторы, оказывающие влияние на восприятие качество сервиса клиентами;
3. Изучить показатели качества сервиса;
4. Проанализировать существующие методы качества сервиса;
5. Сравнить зарубежный и российский опыт формирования качества сервиса на рынке недвижимости;
6. Проанализировать анализ образа компании «ЭТАЖИ-ТОМСК»;
7. Проанализировать качество сервиса компании «ЭТАЖИ-ТОМСК»
8. Дать рекомендации по улучшению качества сервиса.
В процессе написания дипломной работы были использованы следующие методы исследования:
1. Сбор, анализ и обработка информации;
2. Общенаучные: сравнение, классификация, систематизация;
3. Специальные: SERQUAL, SERVPERF, QFD, метод «критических
случаев», метод «тайного покупателя, метод Кано;
4. Формализация данных.
Качество сервиса в организациях играет большую роль в повышении конкурентоспособности организации, привлечению клиентов и привлечению партнеров. В силу развития цифровизации, необходимо постоянно регулировать качество предоставляемого сервиса организаций и использовать различные методы исследования.
В силу развития цифровизации, необходимо модернизировать существующие методы оценки качества сервиса, внедрять свои технологии и облегчить процесс оценивания и проведения качества сервиса. Это поможет существенно сократить время на их проведение и сэкономить время на то, чтобы искать пути решения выявленных проблем и совершенствованию качества сервиса.
По итогу прохождения преддипломной практики и написания выпускной квалификационной работы был проанализирован образ компании в СМИ «ЭТАЖИ- ТОМСК», проанализированы качества сервиса и даны рекомендации по улучшению качества предоставляемого сервиса.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрены и изучены понятия сервиса, ее сущность и виды;
2. Изучены факторы, оказывающие влияние на восприятие качество сервиса клиентами;
3. Изучены показатели качества сервиса;
4. Проанализированы существующие методы качества сервиса;
5. Проведено сравнение зарубежного и российского опыта формирования качества сервиса на рынке недвижимости;
6. Проанализированы анализ образа компании «ЭТАЖИ-ТОМСК»;
7. Проанализировано качество сервиса компании «ЭТАЖИ-ТОМСК»
8. Даны рекомендации по улучшению качества сервиса.
1. Государственный Стандарт Российской Федерации / [ Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200012868(дата обращения 20.04.2024);
2. Национальный Стандарт Российской Федерации / [ Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно -технических документов: [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения 20.04.2024);
3. «Об аудиторской деятельности»: федер. закон от 30.12.2008 №307-ФЗ: (в ред. От 24.07.2023) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 2023 - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 83311/e10238792447500445e2f7cb3f3a6d0f37c74402/?ysclid=ln438y8kfj594716892(дата обращения: 17.09.2023);
4. Агентство недвижимости №1 в России / [Электронный ресурс] // etagi.com: сайт. - URL:https://www.etagi.com/about/ (дата обращения 22.04.2024);
5. Агентство недвижимости №1 по версии ДомКлик Сбербанка / [Электронный ресурс] // etagi.com: сайт. - URL:https://lp.etagi.com/top#next(дата обращения 22.04.2024);
6. Антощенков В.С. Ух ты! Сервис: практическое пособие / В.С. Антощенков. -
Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 304 с. - ISBN 978-5-9614-417-8. - Текст:
элеткронный. - URL:https://znanium.com/catalog/product/2118111(дата обращения: 04.04.2024). - Режим доступа: по подписке.
7. Афанасьев О.Е. - Сервис в России и за рубежом: сетевой журнал - Москва: РГУТиС. - Т. 17,№ 7 (109). - 227 С. - ISSN 1995-042X. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2137438(дата обращения: 22.04.2024). - Режим доступа: по подписке.
8. Базалева О.И. - Мастерство визуализации данных / О.И. Базалева. - Москва: Диалектика, 2018. - 192 с. (дата обращения 26.04.2024).
9. Баронин С.А. Управление в развитии недвижимости: учебное пособие / С.А. Баронин. М.: ИНФРА-М, 2014, 182 с. (дата обращения 28.04.2024);
10. Белобжецкий В. Методы оценки качества услуг: научная статья в журнале / В. Белобженцкий. М.: РИСК, 2012, 379 с. (дата обращения 28.04.2024);
11. Бурко Р. А. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия / Р. А. Бурко, В. Д. Соколкова // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 313-315. (дата обращения 20.09.2023).
12. Веледенский В.Г. Сервисная деятельность: Учебник. - 2 -е изд., стер. - М.: Кнорус, 2013. (дата обращения 22.04.2024);
13. Волк Е.Н. Сервис: организация, управление, маркетинг : учебник / Е. Н. Волк,
А. И. Зырянов, А. А. Лимпинская, Н. В. Харитонова. — 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2022. - 248 с. - ISBN 978-5-394-04914-9. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/2084343(дата обращения: 05.04.2024). - Режим
доступа: по подписке;
14. Гасумова С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: учебное пособие для бакалавров / С.Е. Гасумова. М.: Дашков и К, 2015, 312 с. (дата обращения 20.04.2024);
15. Гойхман О.Я. Сервис: термины и понятия : словарь / под ред. О.Я. Гойхмана.
— Москва : ИНФРА-М, 2021. — 239 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - ISBN 978-5-16-014474-0. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1167070(дата обращения: 06.04.2024). - Режим
доступа: по подписке.
16. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости: учебник. М.: Проспект, 2006. 848 с. (дата обращения 18.04.2024);
17. Гукова О. Н. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса : учебное пособие / О. Н. Гукова. — Москва : ФОРУМ, 2022. — 160 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-91134-661-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1042458(дата обращения: 06.04.2024). - Режим доступа: по подписке.
18. Гусев А.Н., Уточкин И.С.Психологические измерения / А.Н.Гусев, И.С.
Уточкин // [Электронный ресурс] - 2011, URL:
https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/3cxwypcesv/74440323.pdf(дата обращения 25.04.2024);
19. Дафт Р. Л. Менеджмент / Ричард Дафт. - 10-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2020. - 655 с.. (дата обращения 06.07.2023).
20. Донскова Л.И. Сфера сервиса: сущность, уровень развития, проблемы и перспективы // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т.6).
21. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А.Т.Зуб - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021 - 375 с. (дата обращения 29.04.2024).
удовлетворенности клиентов / [Электронный ресурс] // testograf [сайт] - URL:
https://www.testograf.ru/ru/blog/customer-satisfaction-score(дата обращения 23.04.2024);
23. Инструкция инспектора пиццерии / [Электронный ресурс] // dodocontrol.ru: [сайт]. URL:httpsT/dodocontroLru/manuaLmspectoL-pizzeriaLta^ (дата обращения 3.05.2024);
24. Исследования удовлетворенности и лояльности клиентов / [Электронный ресурс] // SBlog, [сайт] - URL:https://www.sostav.ru/blogs/382/20778(дата обращения 26.04.2024);
25. Казакова Н.А. Аудит: учебник / Н.А. Казакова, Е.И. Ефремова; под ред. Н.А. Казаковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 308 с. - (Высшее образование: Магистратура). - DOI 10.12737/1014292. - ISBN 978-5-16-017267-5. - Текст: электронный. - URL:https://znanium.ru/catalog/document7pidM014292(дата обращения: 17.09.2023). - Режим доступа: по подписке.
26. Калачев С.Л. Сервисная деятельность: учебник для вузов / С.Л. Калачев, М.А.Николаева. - Москва: «Дашкова и К», 2024. - 300 с.
27. Кано Н. Методы Кано для понимания качества, определяемого клиентом /
Н.Кано // Центр управления качеством. (Электронный ресурс) М.: Журнал, том 2 №4, 1993, URL:
file:///C:/Users/User/Downloads/Kano s method for understanding customer.pdf (дата
обращения 25.04.2024);
28. Касьянова С.А. Аудит: учебное пособие / С.А. Касьянова — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022 — 200 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10/12737/1863115. - ISBN 978-5-16¬
0176217-8. Текст: электронный. - URL:https://znanium.com/catalog/product/1863115(дата обращения: 17.09.2023). - Режим доступа: по подписке.
29. Качество услуг: понятие и методы оценки / [Электронный ресурс] // StudMir.com: сайт. - URL:https://studmir.com/kachestvo-uslug-ponyatie-i-metody-oczenki/(дата обращения 19.04.2024);
30. Ким Н.К., Серганов А.Д., Сергеева Н.А., Методика структурирования функции качества (QFD) на примере улучшения противошумных наушников / Н.К.Ким, А.Д.Серганов, Н.А.Сергеева // Надежность и качество сложных систем - 2018. - №4 (24). - С. 122-133.
31. Колочева В. В. Документационное обеспечение управленческой
деятельности. Сервис и туризм: учебное пособие / В. В. Колочева. - Новосибирск : Изд- во НГТУ, 2020. - 72 с. - ISBN 978-5-7782-4311-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1869437(дата обращения: 07.04.2024). - Режим
доступа: по подписке.
32. Компания «Этажи» признана агентством недвижимости номер 1 в России по версии Сбербанка. / [Электронный ресурсы] // Яндекс Статья: сайт. - URl: https://dzen.ru/a/WpWwm54pojHb2lmR (дата обращения 25.04.2024);
33. Крупина Н. Н. Стратегический менеджмент в гостинично-ресторанном
сервисе : учебное пособие / Н.Н. Крупина. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 211 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1832108. - ISBN 978-5-16-017232¬3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1832108(дата
обращения: 04.04.2024). - Режим доступа: по подписке.
34. Лучшие агентства недвижимости России / [Электронный ресурс] // SMM Digital Marketing: сайт. - URL:https://greatlabel.ru/blog/real-estate(дата обращения 22.04.2024);
35. Метод критических ситуаций по Джорджу Фленегану / [Электронный ресурс] // Яндекс Статья: сайт. - URL:https://dzen.ru/a/W6JHQcBx0wCrUZSf(дата обращения 20.04.2024);
36. Методика «Тайный покупатель». Определяем качество оказываемых услуг / [Электронный ресурс] // asinfo.ru: сайт. - URL:https://asinfo.ru/blog/metodika-taynyy-pokupatel-opredelyaem-kachestvo-okazyvaem-uslug/(дата обращения 22.04.2024);
37. ООН «Мировые демографические перспективы». Народонаселение / ООН «Мировые демографические перспективы // (электронной ресурс). - 2023 - URL: https://www.un.org/ru/global-issues/population (дата обращения 26.04.2024);
38. Опросы по методу SERQUAL / [Электронный ресурс] // testograf [сайт] -
URL: https://www.testograf.ru/ru/blog/oprosy-po-metodu-servqual(дата обращения
24.04.2024);
39. Пищулов В. М. Менеджмент в сервисе и туризме : учебное пособие / В.М.
Пищулов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 284 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014869-4. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1141790(дата обращения: 05.04.2024). - Режим доступа: по подписке;
40. Полякова И.Л. Система «Тайный покупатель» как метод оценки качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса и туризма / [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru: сайт. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-taynyy-pokupatel-kak-metod-otsenki-kachestva-obsluzhivaniya-na-predpriyatiyah-sfery-servisa-i-turizma/viewer (дата обращения 29.04.2024);
41. Прокопец Т.Н. Комарова С.Н. Логвиновна В.А. Анализ методов оценки
качества предоставляемых услуг сервисных предприятий / Т.Н. Прокопец, С.Н.Комарова, В.А.Логвиновна // Cyberleninka [сайт] - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-otsenki-kachestva-predostavlyaemyh-uslug-servisnyh-predpriyatiy (дата обращения 20.04.2024);
42. Т.Путиямадам Цифровые продукты и потребительские рынки / Т.Путиямадам // (электронный ресурс), 2018, URL:https://www.pwc.com/us/en/advisory-services/publications/consumer-intelligence-series/pwc-consumer-intelligence-series-customer-experience.pdf (дата обращения 20.04.2024);
43. Работы тайным покупателем в Москве / [Электронный ресурс] // I leadl lunter:|сайт]. - URL:https://hh.ru/vacancies/taynyy pokupatel7customDomainM(дата обращения 02.05.2024);
44. Резник Г. А. Сервисная деятельность : учебник / Г.А. Резник, А.И. Маскаева,
Ю.С. Пономаренко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 202 с. — (Среднее
профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-016211-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1241803(дата обращения: 05.04.2024). - Режим доступа: по подписке;
45. Родов А, Крутянский Д. План, поток, ритм, М.: Ростовское книжное издательство, 1964, 63 с. (дата обращения 25.04.2024);
46. Российский Subway внедрил видеоаналитику в ресторанах для улучшения
качества обслуживания / [Электронный ресурс] // tadviser.ry: [сайт]. URL:
https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82: Subway%28%D0%A1%D0%B0%D0%B 1%D0%B2%D 1%8D%D0%B9%29%28SteadyControl%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D 1%82%D 1%80%D0%BE%D0%BB%D 1%8F%D0%B8%D 1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BF%D0%B5%D 1%80%D 1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%29 (дата обращения 02.05.2024);
47. Статистика интернета и соцсетей на 2024 год - цифры и тренды в мире и в России / [Электронный ресурс] // WebCanape: [сайт] - URL:https://www.web- canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2024-v-mire-i-v-rossii/(дата обращения 02.05.2024);
48. Суховольская Н.Б. Теоретические основы экономики недвижимости / Н.Б. Суховольская. М.: Санкт-Петербург. 2016, 80 с.
49. Сьэлл К., Браун П. Клиента на всю жизнь: Пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017 - С. 40.
50. «Тайный пассажир»: сбор обратной связи от потребителей «на лету» /
[Электронный ресурс] // habr.com: [сайт]. URL:
https://habr.com/ru/companies/true engineering/articles/354262/(дата обращения
01.05.2024);
51. Тайный покупатель / [Электронный ресурс] // dodo_shopper: [сайт]. URL: https://vk.com/dodo shopper(дата обращения 01.05.2024);
52. Топ-30 агентств недвижимости России / [Электронный ресурс] // domclick.ru: сайт. - URL:https://promo.domclick.ru/top-agency(дата обращения 02.05 .2024);
53. Топ-30 агентств недвижимости по версии Метра квадратного / [Электронный ресурс] // m2.ru: сайт. - URL:https://m2.ru/rieltoram/rating/(дата обращения 02.05.2024);
54. Торпи Дж. Что такое Customer Lifetime Value: все, что нужно знать / Дж.Торпи // (электронный ресурс), 2020, URL:https://exponea.com/ru/blog/customer-lifetime-value-guide/ (дата обращения 20.04.2024);
55. Фирменный стиль / [Электронный ресурс] // etagi.net: [сайт]. - URL: https://tyumen.etagi.net/or brand (дата обращения 25.04.2024);
56. Шеремет А. Д. Аудит: учебник / А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 375 с. + Доп. Материалы [Электронный ресурс]. - Высшее образование: Бакалавриат). - DOI 10.12737/25135. - ISBN 978-5-16-012528-2. - Текст: электронный. - URL:https://znanium.ru/catalog/document?pid=1869004(дата обращения: 17.09.2023). Режим доступа: по подписке.
57. Шкала Лайкерта: тонкости использования и анализа данных / [Электронный ресурс] // testograf [сайт] - URL:https://www.testograf.ru/ru/blog/likert-scale(дата обращения 22.04.2024);
58. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество. - 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2017, - С. 17.
59. Customer satisfaction score (CSAT) - что это и как считать / [Электронный ресурс] // ЮЗДЕСК: [сайт] - URL:https://usedesk.ru/blog/csat-dilemma(дата обращения 21.04.2024);
60. Digital 2024:Основные выводы из ежегодного отчета Datareportal /
[Электронный ресурс] // byyd: мобильная рекламная платформа [сайт] - URL: https://www.byyd.me/ru/blog/2024/02/digital-2024-datareportal/ (дата обращения
29.04.2024);
61. NPS в ритейле: зачем считать и как применять полученные данные? / [Электронный ресурс] // retail.ru[сайт] - URL:https://www.retail.ru/articles/nps-v-riteyle-zachem-schitat-i-kak-primenyat-poluchennye-dannye-/(дата обращения 21.04.2024);
62. NPS: как использовать формулу лояльности клиентов / [Электронный ресурс]
// SendPulse [сайт] - URL:
https://sendpulse.com/ru/blog/nps#:~:text=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20NPS%20%D0%BF%D0%BE%D1%8 F%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%202003,%D1%83%D1% 81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D1%83%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D1% 83%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B 5%D0%B3%D0%B5%3F%C2%BB(дата обращения 21.04.2024);
63. QFD // Wikipedia.ru: сайт. - URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/QFD(дата обращения 23.04.2024);