Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение коучинг метода для установления влияния родителей при профориентации школьников старших классов

Работа №183288

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава I. Выбор будущей профессии - как один из главных вопросов в жизни выпускника старшей школы. 7
1.1Самоактуализация и другие личностные факторы, влияющие на выбор 9
1.2 Влияние родителей и их ожидания от профориентации подростка 10
Глава II Теоретическое обоснование применения коучинга 16
2.1 История коучинга 16
2.2 Изучение применения коучинга в профориентации подростка в литературе 18
2.3 План эксперимента 25
2.4 Коучинговый метод шкалирования 26
2.5 Тест Е. А. Климова 30
2.6 Анализ и обсуждение результатов 35
2.7 Корреляционный анализ 38
Заключение 39
Список литературы 40
Приложение

В жизненном периоде каждого человека наступает этап, когда школьный курс приближается к своему логическому финалу. В этот момент мы сталкиваемся с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути - это касается и определения в учебном процессе, который, несомненно, влияет на общее становление личностного роста. Как не получалось бы откладывать это решение на долгий срок, но рано или поздно его приходится принимать.
По данным статистических исследований более половины выпускников высших учебных заведений не работают по специальности . Зачастую это связано с тем, что большинство школьников выпускных классов не нашли призвания к какой-либо деятельности, не представляют как реализовать себя в рабочем процессе либо очень поверхностно знают все подробности выбранной профессии. У многих выпускников рядом нет человека, способного грамотно оценить перспективы и дать правильный совет в отношении определения профессионального пути. Некоторым школьникам на помощь приходит окружение: в основном это родители и наставники в школе. Иногда родители авторитарно настаивают на определенной специальности и не оставляют возможности выбрать другую профессию. Здесь перед выпускником встает дилемма: был ли дан этот совет из искреннего побуждения помочь, и основан на адекватной оценке способностей ребенка и его предрасположенности к данной профессии, либо эта рекомендация исходит из желания реализовать несостоявшуюся мечту родителя. Иногда подобная ситуация перерастает в серьезный конфликт, разрешение которого невозможно без вмешательства со стороны. При работе с такой проблемой перед специалистом возникает задача помочь взрослому осознать: нет ли в его настойчивой рекомендации скрытого замещения своих амбиций и подсознательной попытки реализовать собственные неисполненные желания.
Все это является отражением дисгармоничного взаимодействия системы «Родитель(и)-ребенок». При этом важно учитывать тот факт, что в основном в старшую школу переходят те учащиеся, которые понимают необходимость приобретения полноценного знания и планируют поступление в высшие учебные заведения, ноне определились с выбором специализации. И чем меньше остается времени до выпуска из школы и принятия окончательного решения, тем острее
накаляется конфликт между выпускником и родителей. Исходя из этого, исследование данного вопроса продуктивнее проводить в 10-11-х классах.
Имея в виду все представленные выше факты, становится необходимым провести поиск эффективных, удобных и простых методик профессионального ориентирования подростков, которые при этом сопровождаются максимально возможным снижением уровня разочарованности родителями выбором школьника и увеличивают поддержку с их стороны. Для решения такой задачи может быть применен метод коучинга для двух сторон.
На сегодняшний день коучинг занимает одну из главенствующих ниш в таких сферах как карьерный и личностный рост, в педагогической практике, медицинских отраслях и мн. др. Это связано с тем, что метод помогает открывать новые возможности внутренних ресурсов человека, которые до этого момента активно им не использовались. Все вышеперечисленные возможности коучинга подтверждают корректность выбранного для исследования метода.
Ввиду выявленных противоречий, появилась возможность обозначить проблему: по сложившемуся стереотипу, что выбор профессии для подростка дело трудоемкое, и, опираясь на статистическое данные, маловероятно, что это будет идеальное совпадение желание родителя и жизненное призвание ребенка. И здесь есть шанс понимания этой проблемы через работу и с родителями и с самим подростком через коучинг - сессию.
Объект: связь между ожиданиями родителей и желаниями подростков в выборе профессии у выпускников старших классов
Предмет: коучинговый метод в вопросах участии родителей в профориентации подростков.
Цель: сформулировать теоретически и подкрепить экспериментально-эмпирическим путем насколько корректен коучинг выявлении связи между ожиданиями родителя и желаниями ребенка в профориентации подростка.
Гипотеза:
Проработка информационного блока по данной теме исследование натолкнула на возможность существования такой гипотезы: предполагается, участие родителей в выборе профессии может помочь ребенку, если:
- индивидуальные особенности и проблемы саморазвития старшеклассников, а также влияние в повседневной жизни родителей будут выявляться коучинговыми методами;
- участниками процесса осознанного выбора станут не только сами обучающиеся, но и их родители;
- решение будет приниматься при наличии ответственности и осознанности.
Полагаясь на гипотезу, были обозначены задачи:
• Дать возможность коучинг - сессии ускорить процесс в определении профориентации.
• Ознакомиться, применить, дать широкую характеристику коучиноговым инструментам , в частности коучинговый метод шкалирования, как для выпускника, так и для родителя.
• Разграничить ожидания родителей и возможности, интересы детей.
• Определить наиболее гармоничный и достижимый план осуществления дальнейших действий школьника.
Для осуществления данных задач и проверки гипотезы были использованы методы
• Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по выбранной проблеме
• Метод активного слушания
• Наблюдение за поведением и речью клиента
• Эмпирическая часть
• Тестирование
• Анкетирование
• Коучинговое интервью
• Статистические методы обработки данных
Опытно-экспериментальная база исследования: учащиеся 10-х классов СОШ 34 и их родитель - присутствовал один родитель, как самый заинтересованный, свободный по времени, при отсутствии второго. 8 подростков и 8взрослых.
Исследование разделилось на три этапа
1. Постановочный - 01.09.2015 - 01.02.2016 - выбор темы, обработка научной психолого-педагогической литературой, ознакомление с методом коучингом, определение проблемы, цели, предмета, объекта, задачи, гипотезы.
2. Исследовательский - 01.02. 2016 - 10.04. 2016 - проработка плана мероприятий, их осуществление, обработка результатов по их окончанию, проверка гипотезы.
3. Заключительный - 11.04. 2016 - 10.05. 2016. Обработка данных, анализ проделанной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем очень точно определены механизмы коучинга, как самого легкого подхода к сглаживанию острых моментов недопонимания между подростком и родителем в вопросах профориентации по завершению школы, эмпирическим путем доказано, что коучинговый подход помогает подростку в выборе будущей профессии. И этот актуальный вопрос разрешается на системном уровне - семьи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что она имеет обоснования принципов коучинга для поддержки личностного роста старшеклассника при этом родитель проявляет поддержку его интересам.
Практическая значимость обосновалась, как заключается в адресной профориентационной помощи подросткам и родителям, в апробации коучинговых инструментов для помощи в выборе профессии с минимизацией давления родителя. Выявлены условия, формирующие потребность принятия профориентационного решения. Полученные результаты могут активно внедрять в профориентационные работы в старших классах и на родительских собраниях, а также при индивидуальных встречах с коучем. Результаты исследования могут быть использованы при организации профориентационной работы со старшеклассниками в образовательных учреждениях, а также в работе индивидуальных коучей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проверенные опытным путем методики можно предложить коучам для проведения совместной работы с подростками и родителями.
1. Определение видов интеллекта у детей - 2 вида интеллекта- как дети представляют себя глазами взрослого, а также как думают родители, какой вид интеллекта у ребенка, и какое бы хотелось видеть развитие интеллекта по коучинговой методики шкалирования.
2. Определение преимущественной профориентации по Е.А. Климову детей и ожидания родителей от детей.
3. Определить и согласовать три профессии для ознакомления, увидь работу в действии. Составить этот список обоюдно родителя с ребенком.
4. Показать стиль работы профессионалов той деятельности.
5. Поиск внешкольной организации для получения дополнительных знаний к поступлению на данного специалиста. Тут границ для поисков нет- кружки, секции, общественные мероприятия , открытые уроки, лекции, музеи.
6. Договоренность между родителем и подростком. Ребенок вкладывает максимально прикладывает силы на предметы первого порядка - главные для сдачи ЕГЭ- а родитель снисходительно относятся к предметам второстепенного порядка- не влияющие на дальнейшую профориентацию.
7. Согласованность в выборе профессии. Ребенок берет ответственность за выбор на себя, родитель выступает в роли помощника.
8. Если предыдущий пункт слабо осуществим, предложить активной стороне дополнительную консультацию у психолога с целью лучше понять своего ребенка. При необходимости эту процедуру провести и со второй стороной.


1. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников«Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. »: Питер; СПб.; 2009
ISBN 978-5-388-00262-4 Игорь Викторович Вачков Марина Ростиславовна Битянова
2. http://www.litmir.me/br/?b=193620&p=198>Автор: Райс Филип>Книга:"Психология подросткового и юношеского возраста">Страница 189-194
3. Планета коучинга[электронный ресурс1URLhttp://coachplanet.ш/about/%D0%B 8%D 1%81 %D1 %82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D 1 %8F-%D0%BA%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0/
4. Колосова Н.Н. Возможности использования коучинга в профессиональной подготовке будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций//Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2015 Т.9.- С. 116-120
5. KristiansenJ.G. Profesjonelledialoger. Coachingogrelasjonskompetanseiskolen (Профессиональныедиалоги - Коучингипостроениеотношенийвшколе). - Universitetsforlaget, 2008. - 182 sider.
6. Аткинсон М. Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития / Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - С 12-13
7. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. - СПб.: Питер, 2003. - 204 с.
8. . Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. - С. 31-36
9. Коучинг - инструменты эффективного достижения целей. Пособие для начинающих. Международная академия коучеров. [электронный ресурс1URLhttp://lib100.com/book/coaching/coaching objectives/ %D0%9A%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20-%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D 1 %82%D 1 %80%D 1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D 1 %8B%20%D1%8D%D1 %84%D 1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1
%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.pdf
10. Дауни М, Эффективный коучинг, Издат- во: Добрая книга - 2005 -208 с
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
12. Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005. - 220 с.
13. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.
14. Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская. педагогика. - 1985. - № 8. - С. 60-63.
15. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.
16. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка. - М., 1987. - С.6-36.
17. Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994.
18. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 25-37.
19. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С.69-78.
20. Павленко Т.П. Учебная деятельность как фактор социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии // Журнал практического психолога. - 1997.- № 2.- С. 123-128
21. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И.В. Дубровиной. - Новгород, 1995.
22. Тарабаева В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная психотерапия. - 1997. - № 1.- С. 42-52.
23. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 198с.
24. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // СоцИс.- 2001.- № 2
25. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 1987
26. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. - Киев: Наукова думка, 1995.
27. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. - М.: Класс, 1994. - С.25-37
28. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.
29. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. - М.; Кострома, 2001. - С.355-358.
30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ