ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИКИ ООО «ЦЕНТР АКТИВ СЕРВИС»)
|
Введение 6
1. Понятие и содержимое механизма организационно-экономического развития малого предприятия 8
1.1 Малое предпринимательство в современной России: развитие, проблемы развития 8
1.2 Виды малых предприятий 15
1.3 Экономическая деятельность малого предприятия: затраты, окупаемость 22
1.4 Развитие малого бизнеса в Томской области, перспективы и проблемы развития 29
1.5 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства. Сравнительный анализ 33
2. Анализ деятельности ООО «Центр Актив Сервис» 38
2.1 Характеристика организации ООО «Центр Актив Сервис». Структура деятельности данного предприятия. Распределение прав и должностных обязанностей 38
2.2 Анализ организации управления предприятием 58
2.3 Анализ нормативно-правовой базы 64
2.4 Финансовый анализ 68
2.5 Экономический анализ ООО «Центр Актив Сервис» 74
3. Пути совершенствования деятельности и рекомендации по развитию малого
предприятия. 78
3.1 Пути совершенствования деятельности малого предприятия в современных условиях хозяйствования 78
3.2 Предложения по организационно-экономическому развитию стоматологической клиники ООО «Центр Актив Сервис» 83
Заключение 87
Список использованной литературы
1. Понятие и содержимое механизма организационно-экономического развития малого предприятия 8
1.1 Малое предпринимательство в современной России: развитие, проблемы развития 8
1.2 Виды малых предприятий 15
1.3 Экономическая деятельность малого предприятия: затраты, окупаемость 22
1.4 Развитие малого бизнеса в Томской области, перспективы и проблемы развития 29
1.5 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства. Сравнительный анализ 33
2. Анализ деятельности ООО «Центр Актив Сервис» 38
2.1 Характеристика организации ООО «Центр Актив Сервис». Структура деятельности данного предприятия. Распределение прав и должностных обязанностей 38
2.2 Анализ организации управления предприятием 58
2.3 Анализ нормативно-правовой базы 64
2.4 Финансовый анализ 68
2.5 Экономический анализ ООО «Центр Актив Сервис» 74
3. Пути совершенствования деятельности и рекомендации по развитию малого
предприятия. 78
3.1 Пути совершенствования деятельности малого предприятия в современных условиях хозяйствования 78
3.2 Предложения по организационно-экономическому развитию стоматологической клиники ООО «Центр Актив Сервис» 83
Заключение 87
Список использованной литературы
Тема моей выпускной квалификационной работы имеет актуальность, поскольку основой становления крепкой экономики страны является сектор развития малых предприятий, наибольшую актуальность имеет этот вопрос на сегодняшний день, поскольку большое количество крупных предприятий пытаются захватить ранок, монополию на потребителя и вытесняют малые хозяйствующие субъекты. Более того, рынок Томской области, в связи с развитием научного сектора и усиливающимся притоком студентов, богат идеями и попытками реализации стартапов на уровне города, и поддержка молодых проектов здесь и сейчас как никогда актуальна, как со стороны государства, так и со стороны потребителя. Развитие малого предпринимательства способствует экономическому развитию как города, области, так и экономики государства,- это налоги, уплачиваемые в бюджет, рабочие места, реализация самостоятельной инициативы граждан, оперативность бизнес-процессов и, в конечном итоге,- здоровая крепкая национальная экономика.
Успешное развитие хозяйствующих субъектов напрямую зависит от умения планировать, грамотного выбора системы налогообложения, осознания угроз и возможностей, сильных и слабых сторон, знание рынка, понимания экономического состояния, знания основных экономических показателей, умения прогнозировать и рассчитывать собственные силы, то есть, от того, насколько точен анализ внешних и внутренних факторов, определяющих условия, в которых будет функционировать бизнес.
Это определяет актуальность цели данной работы- исследования организационно-экономического развития малого предприятия и разработка методов совершенствования деятельности малых предприятий в современных условиях хозяйствования на примере конкретного хозяйствующего субъекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты становления и развития малого бизнеса;
- охарактеризовать существующие условия развития малого предпринимательства, проблемы развития, рассмотреть виды малых предприятий;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт ведения малого бизнеса;
-ознакомиться с экономическим и финансовым состоянием, ведением бухгалтерского учета, производства и сбыта, кадровой политикой, организационной структурой, основными экономическими показателями стоматологической клиники ООО «Центр Актив Сервис»;
-проанализировать экономическое состояние данного хозяйствующего субъекта;
-дать рекомендации по совершенствованию деятельности стоматологической клиники ООО «Центр Актив Сервис»;
- предложить пути развития малого предпринимательства в современной России.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы бакалавра является существующие условия хозяйствования малых предприятий в современной России.
Объект исследования - деятельность сети стоматологических клиник ООО «Центр Актив Сервис».
Для написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: стратегические методы исследования, анкетирование клиентов, экономико-статистический, структурного и факторного анализа.
В ходе написания выпускной квалификационной работы бакалавра были использованы следующие источники: нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, научные статьи, специализированные сайты, внутриорганизационные документы.
Практическая значимость данной выпускной работы заключается в составлении таких рекомендаций по совершенствованию деятельности хозяйствующего субъекта, которые бы обеспечили высокую конкурентоспособность предприятия.
Успешное развитие хозяйствующих субъектов напрямую зависит от умения планировать, грамотного выбора системы налогообложения, осознания угроз и возможностей, сильных и слабых сторон, знание рынка, понимания экономического состояния, знания основных экономических показателей, умения прогнозировать и рассчитывать собственные силы, то есть, от того, насколько точен анализ внешних и внутренних факторов, определяющих условия, в которых будет функционировать бизнес.
Это определяет актуальность цели данной работы- исследования организационно-экономического развития малого предприятия и разработка методов совершенствования деятельности малых предприятий в современных условиях хозяйствования на примере конкретного хозяйствующего субъекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты становления и развития малого бизнеса;
- охарактеризовать существующие условия развития малого предпринимательства, проблемы развития, рассмотреть виды малых предприятий;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт ведения малого бизнеса;
-ознакомиться с экономическим и финансовым состоянием, ведением бухгалтерского учета, производства и сбыта, кадровой политикой, организационной структурой, основными экономическими показателями стоматологической клиники ООО «Центр Актив Сервис»;
-проанализировать экономическое состояние данного хозяйствующего субъекта;
-дать рекомендации по совершенствованию деятельности стоматологической клиники ООО «Центр Актив Сервис»;
- предложить пути развития малого предпринимательства в современной России.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы бакалавра является существующие условия хозяйствования малых предприятий в современной России.
Объект исследования - деятельность сети стоматологических клиник ООО «Центр Актив Сервис».
Для написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: стратегические методы исследования, анкетирование клиентов, экономико-статистический, структурного и факторного анализа.
В ходе написания выпускной квалификационной работы бакалавра были использованы следующие источники: нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, научные статьи, специализированные сайты, внутриорганизационные документы.
Практическая значимость данной выпускной работы заключается в составлении таких рекомендаций по совершенствованию деятельности хозяйствующего субъекта, которые бы обеспечили высокую конкурентоспособность предприятия.
В представленной бакалаврской работе исследована проблема деятельности малого предприятия на примере стоматологической клиники «Центр Актив Сервис». В первой главе работы было выявлено понимание роли малого предприятия, представления о том, каковы его отличительные особенности. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий их технологической, производственной и управленческой гибкостью позволяет им чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. В настоящее время доля малых организаций в России в общем количестве организаций составляет около 40%. При этом в России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%, т.к. в развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. Зарубежный опыт малого бизнеса свидетельствует о том, что его представители как раз и образуют из себя средний класс, на базе которого построено общество этих государств. По сравнению с другими отраслями экономики система реализации услуг в стоматологии весьма специфична. Рынок стоматологических услуг в России в последние годы стал довольно сильно меняться, он неуклонно растет в тех регионах, где население наиболее платежеспособно, с другой стороны, там и загрузка клиник меньше из-за высокой конкуренции.
В России наиболее распространенными типами стоматологических учреждений являются несетевые клиники и частные кабинеты в форме малого бизнеса: их доля на рынке услуг составляет около 73%. Отличительной особенностью лучших зарубежных стоматологических клиник является использование самого передового оборудования, опыт и профессионализм специалистов, использование инновационных технологий имплантации.
Во второй части выпускной квалификационной работы была проведена оценка деятельности малого предприятия на примере стоматологической клиники ООО «Центр Актив Сервис», рассмотрена общая характеристика стоматологической клиники и проведен анализ основных финансово-экономических показателей деятельности. На основе проведенного SWOT - анализа были показаны сильные и слабые стороны стоматологической клиники, а также проанализированы возможности и угрозы. В 86 результате было выявлено, что ООО «Центр Актив Сервис» довольно серьезно зависит от курса доллара и евро, а на данный момент в России валютный финансовый кризис, что ухудшает положение финансовых дел, а именно: рост издержек, отток клиентов, снижения спроса на услуги, выручки и прибыли. В разрезе отдельных характеристик, оказываемых стоматологических услуг клиники «Центр Актив Сервис» проигрывает конкурентам. В частности, клиника проигрывает по таким показателям как цена, разнообразие услуг, география и демографические сегменты.
Наибольшее влияние на деятельность исследуемого малого предприятия оказывают экономические и социальные факторы. Технологические и политические факторы, хоть и важны для развития клиники, все же, имеют меньшее значение для бизнеса данной организации в настоящее время. Вероятных угроз, имеющих фатальные последствия для стоматологической клиники «Центр Актив Сервис» во внешней среде нет.
Что касается использования рыночных возможностей, то высока вероятность использования следующих возможностей рынка: устойчивый спрос на стоматологические услуги, наличие на рынке сегментов потенциальных потребителей, причем как в демографическом, так и в географическом сегменте. Анализ финансовых результатов показал, что в рассматриваемом периоде на малом предприятии наблюдался рост валюты баланса. При этом существенно увеличилась дебиторская и кредиторская задолженность, а также запасы. У изучаемой организации при растущих темпах продаж, доля рынка ниже, чем у конкурента, что совпадает с результатами анализа конкурентоспособности, в которых было установлено, что «Центр Актив Сервис» уступает в широте охвата сегментов рынка, как географических, так и демографических характеристик.
Также отмечено, что коэффициент обновления имущества выше, чем коэффициент его выбытия, так как в этом периоде присутствовал значительный прирост основных средств, связанный с приобретением специального оборудования для клиники. Величина собственных оборотных средств клиники в рассматриваемом периоде снизилась, а доля запасов в оборотных активах выросла за счет увеличения цен при их покупке и в связи с удорожанием валюты. Тем не менее, рассматриваемое малое предприятие в анализируемом периоде добилось улучшения ряда факторов, повлиявших на достижение устойчивой прибыльной работы. К ним следует отнести увеличение объема оборота стоматологических услуг, увеличение среднего уровня валового дохода, рост показателей рентабельности и улучшение показателей ликвидности. В целом, деятельность ООО «Центр Актив Сервис» за анализируемый период можно считать эффективной, однако руководство клиники практически не использует все существующие возможности малого предпринимательства такие как участие в региональных программах поддержки малого и среднего бизнеса.
Клиника «Центр Актив Сервис» не получает льготы и финансовую помощь, что отрицательно влияет на деятельность малого предприятия. В силу того, что среди конкурентов «Центр Актив Сервис» есть клиники с более широким ассортиментом, возможно, следует проработать возможность применения стратегии развития услуги (новая услуга - существующий рынок). В рамках этой стратегии возможно выведение на рынок принципиально новых услуг, усовершенствование старых, расширение линейки услуг (разнообразие).
Все это обусловливает необходимость разработки направлений для укрепления позиций клиники «Центр Актив Сервис» на рынке стоматологических услуг. Изучение теоретических основ малого предпринимательства, отечественного и зарубежного опыта, а также деятельности стоматологических клиник на примере стоматологии «Центр Актив Сервис» позволило нам сформулировать пути совершенствования. В кратком изложении их суть заключается в следующем:
1. Внедрение услуги корпоративного обслуживания для предприятий и организаций г.Томска и Томской области.
2. Мероприятие по совершенствованию рекламной кампании.
3. Оказание услуги по отбеливанию зубов.
В совокупности, разработанные предложения позволят ООО «Центр Актив Сервис» повысить выручку на 30%, улучшить имидж у частных клиентов и приобрести новых клиентов за счет корпоративного обслуживания и активной рекламы. Практическая значимость полученных в ходе исследования выводов и рекомендаций заключается в том, что они могут быть использованы в практической деятельности стоматологической клиники с целью совершенствования управления развитием, что особенно актуально в современных реалиях рынка и мирового кризиса.
В России наиболее распространенными типами стоматологических учреждений являются несетевые клиники и частные кабинеты в форме малого бизнеса: их доля на рынке услуг составляет около 73%. Отличительной особенностью лучших зарубежных стоматологических клиник является использование самого передового оборудования, опыт и профессионализм специалистов, использование инновационных технологий имплантации.
Во второй части выпускной квалификационной работы была проведена оценка деятельности малого предприятия на примере стоматологической клиники ООО «Центр Актив Сервис», рассмотрена общая характеристика стоматологической клиники и проведен анализ основных финансово-экономических показателей деятельности. На основе проведенного SWOT - анализа были показаны сильные и слабые стороны стоматологической клиники, а также проанализированы возможности и угрозы. В 86 результате было выявлено, что ООО «Центр Актив Сервис» довольно серьезно зависит от курса доллара и евро, а на данный момент в России валютный финансовый кризис, что ухудшает положение финансовых дел, а именно: рост издержек, отток клиентов, снижения спроса на услуги, выручки и прибыли. В разрезе отдельных характеристик, оказываемых стоматологических услуг клиники «Центр Актив Сервис» проигрывает конкурентам. В частности, клиника проигрывает по таким показателям как цена, разнообразие услуг, география и демографические сегменты.
Наибольшее влияние на деятельность исследуемого малого предприятия оказывают экономические и социальные факторы. Технологические и политические факторы, хоть и важны для развития клиники, все же, имеют меньшее значение для бизнеса данной организации в настоящее время. Вероятных угроз, имеющих фатальные последствия для стоматологической клиники «Центр Актив Сервис» во внешней среде нет.
Что касается использования рыночных возможностей, то высока вероятность использования следующих возможностей рынка: устойчивый спрос на стоматологические услуги, наличие на рынке сегментов потенциальных потребителей, причем как в демографическом, так и в географическом сегменте. Анализ финансовых результатов показал, что в рассматриваемом периоде на малом предприятии наблюдался рост валюты баланса. При этом существенно увеличилась дебиторская и кредиторская задолженность, а также запасы. У изучаемой организации при растущих темпах продаж, доля рынка ниже, чем у конкурента, что совпадает с результатами анализа конкурентоспособности, в которых было установлено, что «Центр Актив Сервис» уступает в широте охвата сегментов рынка, как географических, так и демографических характеристик.
Также отмечено, что коэффициент обновления имущества выше, чем коэффициент его выбытия, так как в этом периоде присутствовал значительный прирост основных средств, связанный с приобретением специального оборудования для клиники. Величина собственных оборотных средств клиники в рассматриваемом периоде снизилась, а доля запасов в оборотных активах выросла за счет увеличения цен при их покупке и в связи с удорожанием валюты. Тем не менее, рассматриваемое малое предприятие в анализируемом периоде добилось улучшения ряда факторов, повлиявших на достижение устойчивой прибыльной работы. К ним следует отнести увеличение объема оборота стоматологических услуг, увеличение среднего уровня валового дохода, рост показателей рентабельности и улучшение показателей ликвидности. В целом, деятельность ООО «Центр Актив Сервис» за анализируемый период можно считать эффективной, однако руководство клиники практически не использует все существующие возможности малого предпринимательства такие как участие в региональных программах поддержки малого и среднего бизнеса.
Клиника «Центр Актив Сервис» не получает льготы и финансовую помощь, что отрицательно влияет на деятельность малого предприятия. В силу того, что среди конкурентов «Центр Актив Сервис» есть клиники с более широким ассортиментом, возможно, следует проработать возможность применения стратегии развития услуги (новая услуга - существующий рынок). В рамках этой стратегии возможно выведение на рынок принципиально новых услуг, усовершенствование старых, расширение линейки услуг (разнообразие).
Все это обусловливает необходимость разработки направлений для укрепления позиций клиники «Центр Актив Сервис» на рынке стоматологических услуг. Изучение теоретических основ малого предпринимательства, отечественного и зарубежного опыта, а также деятельности стоматологических клиник на примере стоматологии «Центр Актив Сервис» позволило нам сформулировать пути совершенствования. В кратком изложении их суть заключается в следующем:
1. Внедрение услуги корпоративного обслуживания для предприятий и организаций г.Томска и Томской области.
2. Мероприятие по совершенствованию рекламной кампании.
3. Оказание услуги по отбеливанию зубов.
В совокупности, разработанные предложения позволят ООО «Центр Актив Сервис» повысить выручку на 30%, улучшить имидж у частных клиентов и приобрести новых клиентов за счет корпоративного обслуживания и активной рекламы. Практическая значимость полученных в ходе исследования выводов и рекомендаций заключается в том, что они могут быть использованы в практической деятельности стоматологической клиники с целью совершенствования управления развитием, что особенно актуально в современных реалиях рынка и мирового кризиса.



